Вознесенский собор в новочеркасске

Архитектурные особенности Вознесенского собора

Новочеркасский Вознесенский собор является величайшим памятником архитектуры России, наряду с храмом Христа Спасителя и Исаакиевским собором.

Идеалом византийской архитектуры считается Софийский собор в Турции, по образцу которого и возводились религиозные сооружения в 19 веке, в том числе и Вознесенский собор.

Для неовизантийского стиля характерны купола особой приземистой формы, наполовину выступающие из крыши, и главный купол большего размера, чем остальные. Большой купол поддерживается четырьмя мощными опорами. Оконные аркады обрамляют купола снизу.

Здание состоит из трех помещений: верхнего и нижнего подвалов и самого храма. Нижний подвал используется для хранения культурных ценностей и икон. В верхнем подвале расположена усыпальница, где покоятся герои Донского казачьего войска. Внутри собора большое неразделенное пространство создает ощущение величественности и свободы.

Фото и описание

Новочеркасский Свято-Вознесенский кафедральный собор поражает своим величием прихожан и гостей города, являясь третьей по величине в России церковью после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и одновременно историческим памятником донского казачества. История сооружения храма длинна и мистична, под стать получившемуся архитектурному шедевру.

В 1805 году состоялись торжества по освящению строительства деревянного храма и самого города Новочеркасска. К постройке каменного собора приступили только через шесть лет, но строительство остановила Отечественная война 1812 года. В проектировании и строительстве трех вариантов храма принимали участие известные инженеры и архитекторы того времени К.А. Тон, И.О. Вальпред, А.А. Ященко, И.П. Злобин. В дальнейшем не один раз перекраивали проектную документацию, трижды обрушались почти построенные купола храма, разбирались обломки и построенные стены. Последний вариант собора возводился по проекту архитектора И.П. Злобина

Помня предыдущие неудачные попытки, главное внимание при строительстве уделялось качеству строительных материалов и соблюдению технологии строительства. Кирпич использовали специальный, производства французско-русского завода, специальный цемент и бетон привозили издалека

Главный и пять боковых куполов покрыли листовой медью, полукупола – кровельным железом. Позже их покрыли сусальным золотом. Крест на главный купол заказали в Богемии, его вес составил почти полторы тонны, а высота — около пяти метров. В крест вставили восемь десятков монокристаллов горного хрусталя, ограненных под алмазы. Его великолепный блеск в лучах солнца поражал горожан, создавая иллюзию второго солнца.

Период реставрации

К 1990 году к разрушению российской святыни присоединились природные силы. Нижние подвалы стала заливать вода в результате повреждения водоотвода, под фундаментом возник глиняный плывун, власти приняли решение о реставрации подвалов, под которыми были обнаружены захоронения великих людей Дона, находившиеся в ужасном состоянии.

Донской Атаман С. Мещеряков издал указ о создании комиссии по вскрытию и перезахоронению великих потомков Донских казаков, среди которых были генералы Платов, Ефремов, Бакланов и архиепископ Иоанн, в мае 1993 года. 16 мая того же года был открыт памятник Атаману Матвею Платову, основателю города и собора.

История

До основания Новочеркасска главным храмом Донского войска служил Воскресенский войсковой собор в Черкасске.

Вознесенский собор был заложен и освящен при основании города Новочеркасска в 1805 году, в праздник Вознесения. Фактически же строительство началось только 1 октября 1811 года. Автором проекта был архитектор Алоизий Руска. Перед строительством храма были проведены большие землеустроительные работы по выравниванию прилежащего к будущему храму проспекта (ныне Платовский проспект).

После того, как в 1818 году братья Руски покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И. О. Вальпреде.

В 1891 году казаками было принято решение приступить к строительству третьего варианта собора, проект разработал академик архитектуры А. А. Ященко. 24 марта 1891 года проект был высочайше утверждён. Строительство и оформление храма было полностью завершено к 1904 году, однако здание в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 года.

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный семиглавый собор был построен в ново-византийском стиле. Он вознесся на высоту около 75 метров, уступив по размерам только храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору. По своим габаритам собор вписывается в прямоугольник 62х70 метров, вмещает около 5 000 прихожан. Размеры храма: длина от линии внешних стен — 52 метра, с порталом — 65 метров; ширина — 36 метров, с порталами — 62 метра; высота от земли до яблока креста — 56 метров, с яблоком и крестом — 61 метр. На каждом портале предусматривалось разместить по 6 колонн высотой 13 метров и диаметром 1,5 метра.

Затраты на строительство составили около 2 миллионов рублей. На колокольне разместили 9 колоколов общим весом около 33-х тонн. Колокола поднимали их вручную канатами.

Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Работы по золочению куполов проводила фирма Семена Абросимова из Санкт-Петербурга. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. На фасаде собора в 1902 году установила часы диаметром около 2-х метров. Часовой механизм был внутри собора.

В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, взамен храм должны были покрыть листами железа, но долго этого не делали и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии — заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1903—1923 годах ключарем собора был священномученик Захария (Лобов). В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.

Собор был вновь открыт в 1942 году, во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли церковные службы.

С 1986 года по 1994 год в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе служил архимандрит Модест (Потапов). А в 1989 году был назначен настоятелем Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора.

В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад

В 2010—2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.

В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года храму Вознесения Господня усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. Новочеркасский собор стал вторым Патриаршим собором в России. До этого единственным Патриаршим собором был Успенский собор Московского Кремля.

Почему было выбрано неудачное место для постройки

Исследователи считают, что выбор места для постройки города был совершенно неудачным. Он должен был располагаться всего лишь в девяти верстах от Черкасска, на горе, которая со всех сторон обдувается холодными ветрами. Из водных артерий рядом протекает только лишь мелкая речушка Асай. Такое расположение было удобно, видимо, только самому Матвею Платову, ведь его собственное имение в Малом Мишкине располагалось по соседству. Интересно, что одновременно с основанием новой столицы донского казачества возник и проект по очередному ее перенесению. Историки считают, что предположительно это была станица Аксайская, имевшая гораздо более удобное расположение – на Дону.

Это было невозможно при Платове, однако после его смерти казаки обратились к государю с просьбой о переносе столицы. Николай I послушал их, и отправился инспектировать новую столицу. Но замучившись от зубной боли, и трясясь по рытвинам, царь совершенно был измучен. На одной из колдобин правитель попросту вывалился в дорожную грязь, и от злости разразился руганью: «Долой ваше переселение! Все равно, что менять вшивого на паршивого».

История основания Вознесенского собора

Донской атаман Матвей Платов стал инициатором постройки христианского собора в Новочеркасске. Он хотел возвести храм, который будет самым большим и красивым в России.

В 1805 году, в православный день Вознесения Господня, было освящено место под возведение храма. Эта дата считается днем основания собора, отсюда и его название – Вознесенский. Кроме того, 1805 считается также годом основания г. Новочеркасска, так что судьбы храма и города связаны неразрывно.

По факту постройка храма началась лишь через 6 лет, в 1811 году. Проект собора разработал швейцарский архитектор Луиджи Руска, который руководил строительством до 1818 года. Примечательно, что широкая дорога к храму также была заложена заранее, для чего выровняли обширную территорию вблизи строительства.

Масштабы строительства были впечатляющими для того времени. Например, чтобы обеспечить рабочих строительными материалами, в Новочеркасске был сооружен кирпичный завод, дававший 2 миллиона кирпичей в год. Для нужд строительства использовалась своя электростанция, водопровод и даже лаборатория, где испытывались на прочность материалы.

Видео: история Новочеркасского Вознесенского войскового собора

Приход храма во имя Святого Архистратига Божия Михаила

18.08.2009 02:35

Адрес: 346400, пр.Платовский, 77 «а», г.Новочеркасск, Ростовской области, Россия. Проезд маршрутным такси и автобусами до остановки «Азовский рынок».

Телефон: (8635) 24-85-17

Описание храма: Храм четырехпрестольный: Главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и всех небесных Сил, не освящен. Правый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, освящен иерейским чином в 1992 году. Левый придел в честь Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, освящен иерейским чином в 1994 году. Криптовый храм-усыпальница во имя св. великомученика Пантелеимона, освящен архиерейским чинов в 1998 году.

При храме действует Общество сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской на основании Положения, благословленного Правящим Архиереем.

Божественная Литургия совершается в субботу, воскресение и праздничные дни в 9.00, вечерние богослужения накануне в 16.00. Требы (панихиды, молебны) в среду, четверг, пятницу в 10.00, в дни совершения Литургии – по окончании богослужения. Крещение совершается в субботу и воскресение после огласительных бесед, проводимых с восприемниками заблаговременно. Крещение взрослых после месячного срока оглашения.Понедельник – нерабочий день.

Чтимые образы храма – список Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Панагия Сумела», образ преподобных отцев Симеона юродивого и Иоанна, спостника его.

В мощевиках сохраняются частицы святых мощей угодников Божиих: святого апостола Андрея Первозванного, святых мучеников Пия и Плакиды, святого великомученика Феодора Тирона, святого великомученика Димитрия Солунского, святого мученика Вифлиемского младенца, святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, святителя Иоасафа, епископа Белгородского, священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении, священномученика Петра, архиепископа Воронежского, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, священномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, преподобного Максима Грека, преподобного благоверного князя Олега Брянского, преподобного Никиты Столпника, преподобного Саввы Сторожевского, преподобного Саввы Вишерского, Новгородского, преподобного Ипатия Печерского, целебника, святителя Игнатия Мариупольского, преподобных отцев Киево-Печерских, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, святого великомученика Пантелеимона, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, святого первомученика архидиакона Стефана, святой праведной княгини Анны Новгородской, святого благоверного князя Владимира Новгородского, преподобного Илии Муромца, священномученика Владимира, митрополита Киевского, священномученика Климента, папы Римского, преподобного Антония Римлянина, святителя Нектария Эгинского, святого Василия Блаженного, священномученика пресвитера Николая (Попова), священномученика Власия Севастийского, святого мученика младенца Кирика, преподобного Шио Мнгвимского, святой равноапостольной Феклы, святителя Афанасия Ковровского.

Сохраняются святыни: часть камня со Святой Голгофы, часть гроба Пресвятой Богородицы, часть гроба святого Тихона, патриарха Московского.

Приходская библиотека обладает большим фондом богословской литературы.Часы работы: среда – пятница с 10 до 13 часов в режиме читального зала.

Руководители отделов

Наименование отдела Руководитель
1 Отдел религиозного образования и катехизации Дроздова Светлана Викторовна
2 Информационно-издательский отдел Холодова Татьяна Михайловна
3 Отдел социального служения и благотворительности Чумаченко Ирина Николаевна
4 Отдел по делам молодежи и миссионерскому служению иерей Алексий Мощевитин
5 Отдел по взаимодействию с казачеством протоиерей Герман Киселев
6 Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Леандр Кузнецов
7 Отдел по тюремному служению протоиерей Сергий Татаренков

Архитектура и убранство

Здание храма поставлено на высоком фундаменте, ко всем трем входам ведут «всходы». С южной и северной стороны крыльцо покрыто каменной сенью. Поддерживающие сень крыльца столпы имеют массивные, квадратные в плане основания, на которых покоятся сдвоенные фигурные «дыньки». Форма покрытия сени крыльца — двускатная с килевидным завершением сходным с формой кокошников на колокольне. На трех алтарных апсидах и на коньках крыш над приделами установлены небольшие пламеневидные маковицы. Снаружи храм выкрашен в белый цвет, крыша и купол окрашены синим, маковицы и кресты — вызолочены. Первоначально вокруг храма также имелась железная ограда на каменном фундаменте, выкрашенная в черный цвет.

Обрушение почти готовой постройки

Строительство велось уже в течение тридцати пяти лет и близилось к завершению, когда случилось непредвиденное – при сведении купола произошло обрушение значительной части фасада. По счастливой случайности жертв не было, так как произошло несчастье в выходной день, и рабочих внутри храма не оказалось, но результат аварии был ужасен – почти готовый Новочеркасский собор превратился в руины.

В Петербург было срочно послано сообщение о случившемся, и царствовавший в то время Николай I направил в Новочеркасск комиссию для выявления виновных происшедшего.

Прибыв на место, государственные мужи обнаружили грубейшие нарушения, допущенные в ходе строительных работ, а также инженерные ошибки в самом проекте. Особое место в их отчёте заняло недопустимо низкое качество строительных материалов. Судя по всему, произошло хищение средств, отпущенных из казны, но дело замяли, и на некоторое время работы были приостановлены.

Другие церкви и храмы Новочеркасска

Особое внимание стоит уделить и Александровской церкви в Новочеркасске (полное название — Церковь святого благоверного князя Александра Невского). История Александровского храма в Новочеркасске начинается с Реального училища

Рядом с образовательным учреждением с благословения архиепископа начали устройство домовой церквушки. Строительство велось на пожертвования генерал-майора П.П. Рыковскова.

К осени 1914 года церковь была построена и освящена. В годы войны в училище размещались девицы Смольного института благородных девиц, саму постройку переделали под военный госпиталь. После войны и до настоящего времени в здании работает средняя школа №1. Адрес Храма Александра Невского в Новочеркасске: улица Московская, 13.

Святыни и мощи храма

Трудные годы забвения и атеистической пропаганды привели к утрате всех почитаемых святынь собора и осквернению захоронений.

Ныне к святыням храма относятся списки со старинных икон и вновь написанные образы:

  • Переданная Киевским митрополитом Платоном в дар донскому казачеству Успенская икона Божией Матери.
  • В 1830 г. в станице Аксайской во время эпидемии холеры произошло явление иконы, получившей имя «Аксайской» Божией матери. После крестного хода с иконой по станице, эпидемия прекратилась. После этого икону поместили в кафедральном соборе, гдн она стала одной из главных святынь храма. Второй раз прибегли к её помощи в борьбе с холерой в 1847 г. До 1919 г. ежегодно проводили крестный ход с образом из Новочеркасска в Аксай и обратно. Старинная традиция возрождается в наши дни. Как многие старинные иконы, «Аксайская» была утеряна в годы советской власти. Современная икона — список с образа Божией матери, сохранившегося на стенах Вознесенского собора.
  • Образ Божией матери «Живоносный источник», который был списан с чудотворной иконы в Калуге и помещен в Воскресенском храме в 1756 г. после исцеления донского генерала А.Г.Луковкина. При переносе столицы икона была установлена в Вознесенском соборе. Молитвы к этой иконе приносят исцеление от глухоты и слепоты, от онкологии и нарушений психики, помогают разрешить семейные неурядицы. К ней обращаются с просьбами об урожае и удаче в обучении.
  • Икона Божией матери «Донская», которая долгие годы хранилась в соборе, была копией с иконы, поднесенной Дмитрию Донскому в дар от казаков в 1380 г. Образ исчез в годы советской власти. После возвращения храма церкви, был написан и освящен список Донской иконы.
  • Вновь обретенная святыня — икона Божией матери «Взыскание погибших», переданная в дар от благотворителей-прихожан в 2000 г. Для иконы сооружен, имитирующий мрамор, особый киот под её большие размеры (2 м х 1,5 м). В сентябре 2012 г. на иконе было обнаружено обильное миротечение. Икона признана животворящей и исцеляющей.
  • Серебряное блюдо от Донского дворянства, а также различная церковная утварь (сосуды, кресты, книги), принесенные как пожертвования прихожанами.
  • Евангилие напрестольное XVIII в.
  • Вещи из облачения схиархимандрита Виталия, известного под именем «Глинский старец». Вопрос о канонизации этого, почитаемого среди верующих, русского монаха, рассматривается Православной церковью.

В усыпальнице собора покоятся великие людей земли донской:

  • Архиепископа Иоанна Донского и Новочеркасского, управлявшего епархией 20 лет. Священник пользовался заслуженным уважением и любовью среди паствы. Скончался Иоанн в 1872 г. и был похоронен в Кременском монастыре. После освящения нового кафедрального собора, состоялся торжественный перенос праха архиепископа, который оказался при вскрытии захоронения нетленным, состоялся г.
  • г. в усыпальницу был помещен в саркофагах прах донских казаков — героев: генералов Якова Бакланова, Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова и атамана Матвея Платова.

В марте 1992 г. в присутствии особой комиссии захоронения были вскрыты, в них, помимо останков, обнаружен строительный мусор, части разрушенного убранства храма. г. прах героев и архиепископа был вторично перезахоронен в торжественной обстановке.

Войсковой Вознесенский кафедральный собор в г. Новочеркасске

Свято-Вознесенский кафедральный собор расположен в историческом центре города Новочеркасска. Третий по величине православный храм России

Несомненно, главной достопримечательностью Новочеркасска является «второе солнце Дона» кафедральный Вознесенский собор, заложенный и освященный еще при основании города в 1805 г. в святой праздник Вознесения Христова. Однако строительство собора по проекту архитектора Алоизия Руска началось только 1 октября 1811 г.

Строил собор брат архитектора Иероним Руска. В 1818 г. братья Руска покинули Россию, и строительство собора продолжил архитектор Амвросимов (по 1825 г.). В 1846 г. при сведении главного купола собора неожиданно обрушилась часть храма. Та же участь постигла и второй вариант собора, строившийся по проекту архитектора  И.О. Вальпреда.

В 1891 г. было решено приступить к строительству третьего варианта Вознесенского собора по проекту академика А.А.Ященко. В 1900 г. собор вчерне построили, в 1902 г. начались художественные и деревянные работы.

Летом  1904 года «второе солнце Дона» должно было быть открыто, но из-за того, что не приехал почетный гость, Император Николай II,  была открыта только Покровская церковь в верхнем подвале.

Здание же в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 г.

Вознесенский кафедральный собор – третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) – выполнен в нововизантийском стиле.

Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.

Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м; подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена.

Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день.

Их звон, слышимый далеко окрест и сегодня отмеряет жизнь города.

В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплым и уютным. Покровский храм – не что иное как останки одного из ранних вариантов собора, наполовину ушедшего под землю и ставшего фундаментом нынешнего Вознесенского собора.

Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова.

Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

В советское время, в 30-х годах, собор закрывался. С его куполов сняли медные листы с золотым покрытием и устроили склад ГСМ. В августе 1942 г. во время оккупации собор был открыт немцами. После войны храм не закрывали, но в его огромных бетонированных подвалах хранили продовольствие: сахар, муку, зерно, солод для пивзавода.

В период демократических реформ «второе солнце Дона» освободили от зерна, провели текущий ремонт в подвалах.

15 мая 1993 г. разрушенные в советское время могилы героев Дона были торжественно перезахоронены.

В 2001 году под патронажем областной и городской администраций были начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Новочеркасского Вознесенского собора:
    • — Кирсанов Е. И., «История соборного храма»
    • — фотогалерея
    • — настоятели собора

  Донская церковная старина, ч. 1, 81, г. Новочеркасск, 1906.

  Донские Епархиальные Ведомости, № 15 от 21 мая 1905, 333-334.

  Донская церковная старина, ч. 111, отд. 1, 1911, 89.

  Подробнее о колоколах собора см. Донские Епархиальные Ведомости, 1900, №22, неоф. отд., 503-504; №32, неоф. отд., 726.

  О торжественной церемонии перезахоронения подробнее см. Попов П. Х., Герои Дона, Новочеркасск, 1911.

  См. Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах, вып. 3, М., 1997, 61.

  Пантюхов Михаил, Красная линия, 1973, 208.

  Донской Край, № 18 от 11(24) мая 1918.

  Знамя Коммуны, № 72 от 22 мая 1934.

  Соборному храму Вознесения Господня г. Новочеркасска присвоен статус Патриаршего войскового всеказачьего собора, сайт Московской Патриархии, —

  Был назначен, но отказался

  «Общее описание хода работ по сооружению Вознесенского Кафедрального Собора», страница сайта Храмы Новочеркасска,

  В составе Аксайского Богородичного братства в 1888 году, Донские епархиальные ведомости 1889, №5 с.150

История Вознесенского собора

Собор стал вторым кафедральным собором Ростовской и Новочеркасской епархии и главным храмом всего Донского казачества. А с 2014 года – Патриаршим Кафедральным собором Патриарха Московского и всея Руси.

Храм виден на тысячи километров по окрестностям, высота колокольни достигает 74,7 м, а высота купола даёт право занимать седьмое место в России по масштабности. Крест на нём содержит 80 монолитов горного хрусталя с огранкой из алмазов. Именно поэтому его называют “вторым солнцем Дона”.

Внутри убранство также поражает своим великолепием. Иконостас и полы отделаны мрамором, стены расписаны красочными фресками, хоры плотно украшены живописными полотнами – и всё это рассказывает об истории местного казачества.

В храме-усыпальнице, расположенном внизу и освященном в честь Покрова Богородицы, установлены мраморные саркофаги. Здесь с миром покоятся останки графа и генерала кавалерии, основателя столицы донского казачества Матвея Платова, героев Отечественной войны 1812 года, также прах архиепископа Иоанна. Здесь же находится крестильня, символизируя вечную встречу человека с Богом. А из глубокого подвала подземных ход ведет в Дом офицеров.

Полезные статьи:

Просто крещеный
Просто крещеный — это когда в твоей машине висят иконы, но ты куришь в этом же автомобиле и произносишь мат (молитву дьяволу) и хулу на Господа!Просто крещеный — это когда ты посещаешь Храм Божий только на Пасху и Рождество.Просто крещеный — это когда суть Пасхи заключа�… Читайте далее

ПИСЬМО САТАНЫ ХРИСТИАНИНУ…
В инете попались два текста письмо сатаны Христианину, решили выложить оба… Прочитать стоит каждому.Я наблюдаю за тобой каждый день и мне нравится то, что я вижу…
Встав утром, ты не уделяешь время для молитвы, чтобы попросить у Бога защиты и благословения на предстоящ… Читайте далее

В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече читайте…
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече, прижимая к груди образ Пресвятой Богородицы, читайте:«О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и… Читайте далее

На днях освящал квартиру в одном доме…
Смотрю, хозяева хорошо подготовились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!… Читайте далее

Интересным является и тот факт, что специально для строительства собора в городе был построен завод по производству кирпича. Для снабжения строительства водными ресурсами открыт водопровод. Работала своя электростанция. Для испытания материалов создана лабораторию. Прочность конструкции увеличивалась с помощью использования железобетона.

Колонны изготавливались из Калитвенского камня и мелкозернистого бело-розового песчаника. Полы были выложены из белых и розовых мраморных плит, поставляемых из Италии и Франции.

Обязательно к прочтению:  Софийский собор в Киеве

Исторические периоды становления собора:

закладка и освящение в праздник Вознесения Христова при основании города; – 1805 год;постройка деревянной церкви, затем возведение каменного храма войска Донского – 1811 год (проект итальянского архитектора Алоизия Руска);после долгих лет строительства из-за возникших проблем архитектурного плана храм был открыт 6 мая 1905 года (не на долгое время);закрытие во времени революции (снятие с позолоченных медных листов, обустройство помещений для всяческих продовольственных потребностей);редкое проведение служб;1953 год – начало ремонтных работ;1974 год – присвоено звание местного памятника архитектуры, 1995 г. — федерального значения;с 2001 года – крупномасштабная реставрация.

Но сегодня, пройдя все исторические перипетии своего становления, собор снова открыт для богослужений и посещения. Поэтому каждый истинно верующий христианин может зайти в эти поистине прекрасные и чудесные стены и почувствовать нереальную красоту и величие этого уникального строения, судьба которого сложилась непросто, но показала главное – с верой в сердце и благословение Господа можно пережить все трудности, ибо они и есть путь к всепрощению и вечной благодати.

Архитектура и убранство сооружения

Церковь выполнена в византийском стиле, гармонично сочетая в себе все, что считалось греческим. Удивительная роспись стен сохранилась частично.

Внешний вид

Шестиглавый храм построен в нововизантийском стиле. Для строительства использовался в основном кирпич. На фасаде установлены часы диаметром почти в два метра. Они нуждаются в постоянном уходе, поэтому в соборный штат приняли механика. Изначально рядом с церковью поставили паровичное здание, соединенное с ней туннелем в тридцать метров длиной. В нем установили сложную калориферную систему, подающую чистый воздух. Это помогало поддерживать постоянную температуру (11 градусов) в помещении для лучшей сохранности росписей и комфорта верующих.

Технические характеристики сооружения составляют (в метрах):

  • полная высота внутри — 51.2;
  • полная высота снаружи с крестом — 74.7;
  • длина внутри — 72.5;
  • длина снаружи — 76.8;
  • ширина внутри — 57.6;
  • ширина снаружи — 62;
  • диаметр купола внутри — 18;
  • диаметр снаружи — 21.5.

Собор имеет два подвала — верхний и нижний общей глубиной около 15 метров. В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. Всего на колокольню ведет до 200 ступеней. Вместимость церкви составляет пять тысяч человек.

Внутреннее оформление

Интерьер состоит из трех помещений, «поставленных» друг на друга: это сам храм и два подвала. Последний традиционно использовался для хранения культовых принадлежностей, в верхнем же соседствовали усыпальница героев Дона и небольшой храм. Оба подвала были отремонтированы чуть ли не с нуля — после многих лет нецелевого использования.

Верхний храм не был разорен. Оформленные в византийском стиле интерьеры поражают торжественностью. Главный купол поддерживают четыре мощных квадратных пилона. Все пространство собора залито светом, прорывающимся через оконные проемы широкого барабана. Также византийскому стилю соответствуют арки и своды. Особенно изысканны мраморные иконостас и киоты, выполненные мастерами из Италии; они же клали в соборе полы.

Храм расписывала целая команда живописцев, работая над следующими фресками:

  • в главном куполе изображен Христос Вседержитель;
  • меж оконных проемов — херувимы;
  • под ними — ветхозаветные патриархи и пророки;
  • на парусах под барабаном — евангелисты;
  • на пилонах — отцы Церкви;
  • в полукуполе над алтарем — Святая Троица;
  • ниже над алтарем — Тайная вечеря.

Усыпальница

Находится в нижней части храма, освящена в часть Покрова Богородицы. Саркофаги выполнены из французского и итальянского мрамора. Здесь же обустроена крестильня, а подземный ход из подвала ведет в Дом офицеров.

В саркофагах соборной усыпальницы находится прах следующих героев Донского войска:

  • генерал-лейтенанта И.Е. Ефремова;
  • генерал-адьютанта графа В.В. Орлова-Денисова;
  • генерал-лейтенанта Я.П. Бакланова;
  • графа М.И. Платова;
  • архиепископа Донского Иоанна (Доброзракова);
  • атамана С.А. Мещерякова.

Святыни храма

В Вознесенский церкви пресекалось почитание мощей святых угодников и чудотворных икон. Каждый пришедший может поклониться святым образам, прославившимся явленными через них чудесами.

К этим святыням относятся:

  1. Икона Успения Божией Матери со святыми мощами отдано в дар войску донскому митрополитом Киевским Платоном.
  2. Напрестольное Евангелие времен Петра I, весом больше пуда.
  3. Cеребряное блюдо поднесено донским дворянством первому донскому архиепископу Афанасию.
  4. Кресты, Евангелия и сосуды пожертвованы в собор в разное время войсковыми атаманами Платовым, Иловайским, Власовым, а также другими благочестивыми прихожанами.

Великая Отечественная война и попытки реставрации

Снова храм открылся, когда Новочеркасск оккупировали немцы. Летом 1942 года «Бюллетень Новочеркасской городской управы» сообщил о «праздновании дня освобождения от большевиков». В частности, говорилось о службе в кафедральном соборе.

Как бы то ни было, после освобождения города от фашистских захватчиков Вознесенский собор закрывать не стали. Однако подвалы продолжали использовать под продовольственные склады.

В середине прошлого века встал вопрос о реставрации храмовых росписей. Пригласили ленинградских художников, и кое-что они сделать смогли. Правда, из-за нехватки средств вместо сусального золота реставраторы использовали обычную бронзовую краску.

О необходимости «внешней» реставрации заговорили в конце 1970-х годов. Но денег на профессиональных мастеров по-прежнему не было, поэтому пригласили кустарей. В результате удалось только подштукатурить и выкрасить в оранжевый цвет часть западного фасада.

Фрески меж тем по-прежнему постепенно осыпались. Головной боли добавляла вода, которая регулярно затапливала часть подвала и подземный ход, ведший в бывший Архиерейский дом. Эффективно откачать ее не удавалось, и специалисты решили, что лучше этого не делать вовсе, объясняя такой вывод тем, что если нарушить водный баланс, то начнется разрушение собора.

Время революции и потрясений

Войсковой собор благословляет на атаманство Алексея Каледина, через год здесь происходит его отпевание, всего несколько недель занимает пост Атамана Донского войска Алексей Назаров, позже расстрелянный красноармейцами. Донское казачество держалось до Рождества 1920 года, после чего город был оставлен войсками белых, но богослужения в Войсковом храме под руководством архиепископа Митрофана велись согласно старому расписанию.

Советская власть запрещала молодежи посещать церковные служения, возникли проблемы по финансированию собора, из храмов стали пропадать иконы, церковная утварь и драгоценности. Вскоре начались гонения, аресты и высылки в ссылку священнослужителей, многие из них окончили земной путь на Соловецких островах.

К 1934 году было снято все сусальное золото, большевики забрали все драгоценности и знаменитые иконы, храм закрыли, основав в его подвалах склады, где хранили то керосин, то зерно. Верхом красноармейского беспредела стал расстрел епископа Новочеркасского Иулиана Симашкевича, сына митрополита Митрофана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector