Николо-берлюковская пустынь. во имя россии, во славу россии
Содержание:
События XIX столетия
При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.
- В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.
- В 1829 г. настоятелем церковного комплекса назначили решительного и целеустремленного иеромонаха Филарета. Под его внимательным руководством пустынь деятельно развивалась и благоустраивалась. В 1830 г. здесь начали строить каменный корпус для братии. Через пять лет воздвигли собор в честь чудотворной иконы Христа.
- Вскоре на территории появились поварни, пекарни и кельи. В 1844 г. с благословения патриарха в монастыре воздвигли церковь во имя Всех Святых. В 1851 построили большую колокольню, а через год полностью переделали собор Николая Чудотворца.
- В 1865 г. в обители назначен чрезвычайно строгий настоятель Иона. Его труды по благоустройству церковного комплекса были отмечены Высочайшим кабинетом. Через год полностью завершились отделочные работы в церкви Спасителя. В 1869 г. через Ворю соорудили мост для удобного подъезда к Берлюковской обители.
- В 1884 г. при настоятеле Адриане, бывшим ранее послушником самой пустыни, окончательно обустроили Троицкий собор, в котором находились подвалы и духовная печь. В его интерьере располагалось три престола и великолепно расписанный иконостас, святые образы облачались в серебряные ризы. Вскоре Адриан распорядился воздвигнуть на территории монастыря высочайшую (91 метр) колокольню, на создание которой ушло четыре года. Освящение грандиозного, удивлявшего современников сооружения произошло в 1900 г.
Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.
Игумен-диссидент
В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии – родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.
Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.
Под покровительством митрополита Платона
Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф – человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой
Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью
Первая каменная постройка монастыря
По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.
Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого настоятеля монастыря, им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.
Иеромонах-погорелец
Место, выбранное первыми поселенцами, находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.
Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».
Имеет ли эта легенда под собой реальные основания – неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая Оптина Пустынь, также якобы основанная разбойником Оптой.
Начало монашеского общинножития
О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.
Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы – игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.
Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.
История до наших дней
В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.
Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни
- Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
- В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
- В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.
Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.
Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.
Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.