Главный штаб эрмитажа

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Триумфальная арка «Грозный»

Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова. Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова. Арка является главными вратами в город Грозный.

Триумфальная арка «Грозный» в Чечне. Фото: Commons.wikimedia.org / Станислав Гайдук

Проблема установки грандиозного памятника

Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.

Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.

В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.

Решив установить в историческом месте третий объект, напоминающей о Победе русского оружия над Наполеоном, архитекторы предварительно подготовили площадку. Чтобы зрительно сохранить высоту сооружения, были проведены земляные работы по снижению окружающих холмов.

Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.

Где находится памятник?

Итак, мы познакомились с историей этого замечательного объекта культурного наследия. Возможно, многие захотят посетить Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Адрес памятника: площадь Стачек, 1. Добраться сюда совершенно несложно, поскольку ворота находятся прямо в центре города. Ближайшая станция метро, от которой удобнее всего дойти до памятника, – это «Нарвская». Посетить объект будет очень интересно ещё по одной причине – место, где он находится, также имеет богатую историю, о которой стоит почитать и узнать больше

Поблизости расположено множество учреждений культуры, которым стоит уделить внимание

2) Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры, выполненный в стиле ампир и расположенный на площади Стачек.

Первая арка на этом месте появилась еще в 1814 году. Ее построили наспех, всего за 1 месяц, для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Европы после Отечественной войны 1812 года. Проектировал сооружение Джакомо Кварнеги. Материал — дерево и алебастр.

Непрочная конструкция быстро пришла в негодность. И в 1827 году, по указу императора Николая I, арку начали перестраивать. Архитектором выступил Василий Петрович Стасов. А скульптуры сделали Петр Клодт, Степан Пименов, И.Леппе и другие.

Строительство новых триумфальных ворот завершили в 1834 году. Об этом свидетельствует соответствующая надпись на конструкции. Принимала сооружение вся императорская семья. В этом же году в память о знаковом событии выпустили бронзовую медаль.

Сегодня Нарвские триумфальные ворота являются филиалом Музея городской скульптуры. В помещениях ворот работает Музей воинской славы, созданный в 1987 году по решению Главного управления культуры Ленинграда.

Место: площадь Стачек, ст.м. «Нарвская»

Площадь

Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере. В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.

Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава. «Площадь Стачек» – такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта – архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали. Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.

В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений. В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А. Говорову.

Торговый центр «Галерея 1814» принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.

Советы для посетителей

Лучшее время для посещения площади с целью съемки панорамы Зимнего дворца и Александровской колонны – утро буднего дня. В это время на площади минимум народа.

Если же вам хочется ощутить особую атмосферу площади, тогда стоит запланировать посещение во второй половине дня. В это время здесь открываются сувенирные лавки и проходят выступления уличных артистов.

На площади можно увидеть актеров в исторических костюмах, изображающих Петра I и Екатерину II

Обратите внимание, что фотосъемка с ними платная

Дворцовая площадь сегодня – полностью пешеходная (проезд доступен только для служебных автомобилей и для военной техники во время парадов). Однако в теплое время года вы можете прокатиться по Дворцовой на карете, которые здесь «припаркованы».

Читайте далее:

07.12.18 Сегодня в Эрмитаж бесплатный вход для посетителей

День ВМФ в Санкт-Петербурге в 2020 году

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Александровская колонна

В 1834 году по указу императора Николая I и проекту архитектора Монферрана в центральной части площади был воздвигнут памятник, посвященный победе Александра I над Наполеоном в войне 1812 года – Александровская колонна. Иногда ее называют Александрийский столп – по строчке из стихотворения Пушкина «Памятник».

Монумент представляет собой гладко отполированный гранитный ствол из монолитного куска розового гранита высотой более 25 метров и весом более 600 т. За счет разницы в нижнем и верхнем диаметрах и благодаря точным инженерным расчетам колонна держится в вертикальном положении исключительно под собственным весом и не имеет никаких креплений. Фундамент под колонной создан из гранитных блоков, в его центре хранится шкатулка с памятными монетами 1812 года. Пьедестал также был сделан из нескольких кусков гранита, а после установки колонны оформлен барельефами. На вершине колонны установлена фигура ангела с крестом работы скульптора Орловского.

К 1843 году в восточной части по проекту Брюллова было возведено последнее здание площади – здание штаба Гвардейского корпуса.

В начале XIX века фортификационные сооружения Адмиралтейства были разобраны. Долгое время на территории между Адмиралтейством и Зимним дворцом располагалась Разводная площадь, на которой происходила смена караула. В конце XIX века по проекту Крамского здесь был разбит сквер с фонтаном, который был реконструирован в 2008 году и существует и по сей день.

Наши дни

В зданиях, находящихся на Дворцовой площади и рядом с ней, располагается основная часть богатейших коллекций Государственного Эрмитажа. Эрмитаж – это масштабный музейный комплекс, который занимает Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр и еще несколько исторических зданий на территории Санкт-Петербурга. С 1993 года восточное крыло здания Главного штаба также принадлежит музейному комплексу.

Государственный Эрмитаж признан одним из самых посещаемых художественных музеев мира. В его фондах насчитывается более трех миллионов экспонатов, включая произведения изобразительного и прикладного искусства, памятники нумизматики, археологические памятники и предметы оружия. Экспозиция музейного комплекса посвящена истории развития различных сфер мирового искусства от первобытных культур до современного общества. Здесь хранятся работы признанных мастеров со всего мира – да Винчи, Тициана, Караваджо, Рубенса, Рембрандта и других художников и скульпторов.

Музейный комплекс открыт ежедневно, кроме понедельника, 1 января и 9 мая. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье Эрмитаж работает с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу — с 10:30 до 21:00.

Кассы закрываются за час до окончания времени работы музея!

Входной билет с посещением главного музейного комплекса, Главного штаба и Зимнего дворца Петра I для граждан РФ и Белоруссии стоит 400 рублей. Бесплатно посетить Эрмитаж могут дети до 18 лет, студенты и пенсионеры, а также все категории посетителей каждый третий четверг месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.

Обзорная экскурсия в главном музейном комплексе стоит 250 рублей.

Деревянные триумфальные ворота

Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.

Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.

Где находятся и как добраться

Монумент расположен в Санкт-Петербурге на пересечении проспекта Стачек, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Доехать удобнее на метро до станции «Нарвская».

Наземный транспорт:

  • Трамвай No 16
  • Троллейбус No 20
  • Автобусы: маршруты No 1М, 2, 6,35, 66, 73
  • Маршрутное такси: К1, К2, К6к, 47, К177, К195, К306

Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.

Арка Главного штаба

Выделяющаяся и самая узнаваемая часть Главного штаба – центральная триумфальная арка. На самом деле это ансамбль, состоящий из трех арок, соединенных друг с другом. Первая – венчает вход на Дворцовую площадь, вторая располагается сразу за ней. Третья стала необычным архитектурным решение Росси – это арка, стоящая под углом. Это было сделано для того, чтобы поменять линию Большой Морской улицы, и вывести ее на площадь перед Зимним дворцом. Как только строительство было завершено, арка Главного штаба стала центральным входом на Дворцовую площадь.

Росси спроектировал арку так, чтобы она расположилась точно напротив въезда в Зимний дворец. На этой прямой линии через некоторое время установили Александровскую колонну. Вид на Дворцовую площадь, который открывается через Триумфальную арку – один из самых живописных.

Панорама Главного штаба: вид на арку музея

Арка Главного штаба – не просто архитектурное украшение здания, это памятник, посвященный российским солдатам, победившим в войне 1812 года. Для оформления архитектор использовал классические античные мотивы. Венчает Триумфальную арку летящая колесница 10-метровой богини Ники, а воины в доспехах сдерживают 3-метровых мчащихся коней. Присмотревшись к декоративным элементам Главного штаба, можно увидеть и другие украшения, напоминающих о победе в войне: фигуры богини Ники на стенах и сводах, лавровые венки с пальмовыми ветвями, трофеи и многое другое. Триумфальная арка поражает своим масштабом. Высота составляет 28 метров, а ширина пролета – 17 метров.

Изначально Николай I планировал установить памятник Петру I в центре Дворцовой площади, после того, как все строительные работы будут завершены. Карл Росси отговорил его, убедив продолжить архитектурную композицию монументами в честь Отечественной войны 1812 года.

Этапы реставрации

Гений славы (деталь)

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.

В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.

28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.

В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война[].

В 1932 г. была проведена значительная реставрация.

Через эти ворота уходили на фронт воины Ленинградского гарнизона. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда.

Во время войны памятник сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбиты детали скульптур и украшений, разрушен карниз), что потребовало проведения полной реставрации в 1949—1951 годах (архитектор И. Н. Бенуа, скульптор А. Е. Громов). С осени 1949 года проводились обследования и обмеры (руководитель Б. А. Розадеев), с января по осень 1951 года воссозданы утраченные детали медных скульптур и орнаментов (способом выколотки, чеканщики К. П. Кротов и др.), выправлены вмятины, восстановлена внешняя листовая обшивка; выровнены пробоины и вздутия (вызванные взрывами) гранитной облицовки цоколя, заменены ступени крыльца (гранитчики под руководством В. Е. Бочарова); очищены поверхности и возобновлена их «патиновая» окраска (бригада маляров К. Д. Мауричева); воссозданы оформление и каркас карнизов аттика и ордера (кровельщики Алексеев и др.); позолочены буквы памятных надписей, закрашенных в 1932 году (бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова).

Очередные реставрации ворот также проводились в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.

5) Египетские (Кузьминские) ворота

Египетские ворота были сооружены в 1827-30 гг. на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино по проекту А.А.Менельса. Стиль был выбран необычный для Петербурга — неоегипетский.

Ворота были построены с единственной целью — для красоты. Их основой являются каменные караулки, которые сужаются кверху. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов. С внешней стороны на воротах располагаются барельефы с изображениями сцен из египетской мифологии.

Накануне Великой Отечественной войны ворота реставрировали. Однако во время боевых действий они были очень сильно повреждены. Последняя реставрация прошла в 1980-е годы. В это же время движение транспорта сделали круговым, тогда как раньше шоссе проходило прямо под аркой ворот.

Место: г. Пушкин

Московские триумфальные ворота в Иркутске

Есть в Иркутске и другие триумфальные врата, сооружённые в 1813 году в честь восшествия на престол императора Александра I. Арка была расположена на выезде из Иркутска в сторону европейской части России, на Московский тракт, и поэтому она и получила такое название. В арке располагались несколько помещений, которые занимали смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. В 1890 году здесь разместился архив. Обветшавшие ворота были снесены в 1928 году, но перед этим была проведена масштабная работа по фотографированию и обмеру памятника. Это и позволило восстановить арку в первозданном виде. Воссоздание велось на частные средства и было завершено в 2011 году. После восстановления Московских ворот планируется создать музей, посвящённый истории этого памятника архитектуры.

Сергей Петров и Татьяна Ермакова около Московских Триумфальных ворот в Иркутске во время эстафеты Олимпийского огня. 2013 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

История создания

История появления открытого пространства, на котором сегодня располагается Дворцовая площадь, связана со строительством в 1704 году на территории молодого города Адмиралтейства. В условиях Северной войны новую верфь укрепили земляными валами, бастионами с пушками и рвом, а густой лес вокруг полностью вырубили, чтобы обеспечить возможность осматривать территорию и предупреждать нападение врага.

После окончания военных действий необходимость в укреплениях отпала, а пустое пространство заросло травой и превратилось в Адмиралтейский луг. Здесь хранились запасы корабельных лесов и материалов. Во времена правления Анны Иоанновны луг использовался для проведения военных строевых учений, а также для народных гуляний.

В 1753 году началось формирование ансамбля будущей Дворцовой площади. По проекту итальянского архитектора Растрелли в течение восьми лет на набережной Невы был возведен роскошный дворец, на долгие годы ставший официальной зимней резиденцией императорского дома. Во время строительства дворца территория вокруг него также использовалась для складирования строительных материалов.

Возобновление из кирпича и меди

Нарвские триумфальные ворота и площадь Стачек

Нарвские триумфальные ворота в 1910 году

Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.

По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

Посмотреть на новые Триумфальные ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль.

Занимательные факты

История о достопримечательности даётся кратко в википедии. Но в некоторых книгах можно отыскать и другую интересную информацию о Триумфальной арке:

  • В период советской власти москвичи называли богиню Нику «бабой с калачом», поскольку им была ближе русская женщина с традиционной выпечкой, а не богиня из древнегреческого мифа.
  • Когда арку реставрировали в 2012 году, работники нашли записку от 1968 года. Её автором был Фёдор Давыдов. Он написал, что был последним работником, который ушёл после воссоздания памятника.
  • После ремонта арки в 2012 реставраторы заложили капсулу времени потомкам. Они указали имена всех 232 человек, которые занимались работами. Откроют капсулу в 2062.
  • В 1832 году на мероприятие по открытию Триумфальных ворот пригласили митрополита Филарета, чтобы он освятил памятник. Но он не стал этого делать, поскольку украшавшие арку скульптуры изображали языческих богов.
  • Монумент считается главным символом Филёвского автобусно-троллейбусного парка.
  • Недалеко от арки расположен каток с искусственным льдом, который популярен среди московских детей и молодёжи.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector