Прогноз погоды обсерватория федорова (мыс челюскин) по модели e.corvus

В ПОИСКАХ ДОРОГИ

В принципе ранее уже предпринимались попытки добраться до Диксона на колесной технике, но все они завершились неудачей, и в ходе подготовки экспедиции мы не нашли никаких подтвержденных сведений о возможном движении на участке от Дудинки до Диксона. А это значит, что ни в советские времена, ни тем более в нынешние автомобили здесь не ездили, и никаких данных или рекомендаций о дорогах тут нет. Ну а наш караван тем временем уменьшился на одну машину, к сожалению. Контроль технического состояния после первого спецу-частка выявил несколько критических поломок узлов трансмиссии у Nissan Patrol. Двигаться на нем дальше стало небезопасно,поскольку эвакуация в этих широтах настолько затруднена, что часто не оправдывает затрат, а порой она и вовсе невозможна.

Погода же немного наладилась: ветер стал слабее, но окончательно так и не стих, хотя видимость улучшилась. Выдвигаемся под вечер с прицелом на то, что придется ехать всю ночь. Вдоль Енисея идет явный обслуживаемый зимник, вот только куда он проложен, никто толком сказать не может. По сведениям, полученным в Управлении МЧС, «Треколы» на пневматиках и вездеходы, которые иногда выполняют рейсы в близлежащие поселки Усть-Порт, Байкаловск и Воронцово, ездят прямо по льду реки. Наша же дорога уверенно забирает в тундру. Пройдя по ней 10-15 километров, приходится возвращаться. Но никаких поворотов или выездов на лед нет. Снова разворачиваемся…

Внезапно темноту впереди разрезает свет фар — навстречу движется гусеничный вездеход. Оказывается, это местная «Скорая помощь» возвращается в Дудинку из Байкаловска. Выясняем, что пару лет назад на реке Паяха окрыли новое крупное месторождение нефти и теперь для продолжения разведки и освоения к нему тянут зимник. Вот это удача! Даже если он еще не пробит до конца или техника только собирается выходить его чистить, в любом случае там должен быть хотя бы заметенный снегом след, который поможет!

СТРАНА ДУХОВ

Если внимательно взглянуть на карту Таймыра, то вы не увидите там ни якутских, ни долганских, ни нганасанских названий. Там даже все реки, мысы и заливы имеют названия только из русских слов и имен путешественников. Нганасанские легенды и предания гласят, что за самыми северными в мире горами Бырранга нет земли, пригодной для жизни человека. Там могут жить только духи. Даже в современной истории на Таймыре не было никогда постоянных поселений. Это самое суровое место на материке, куда первые его исследователи — Бегичев и Урванцев, не могли найти проводников. Таких на Таймыре попросту не существовало.

А годы вынужденного отсутствия человека в Арктике (целое десятилетие 90-х годов) окончательно сделали полуостров безлюдным.

Сейчас с Таймыра ушли не только ученые, но и военные. И без того малочисленные базы и зимовья мгновенно опустели и разрушились. А потому нас ждали 2000 километров безлюдного безжизненного пространства, где основным на повестке дня был и будет вопрос о том, где взять топливо. И все же 1 б февраля 2015 года четыре автомобиля (Mitsubishi L200, две Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol) взяли курс из Нового Уренгоя на Север. Мы вышли с полной нагрузкой, везя с собой два прицепа с бочками топлива и около 300 килограмм замороженной еды на два месяца пути. Да-да, для зимнего путешествия всю еду можно заранее приготовить в домашних условиях, расфасовать и заморозить. Это позволяет серьезно сэкономить время на приготовлении пищи и получить определенное разнообразие в питании. Собственно говоря, ничего готовить и не требуется: достаточно взять утром замороженный пакет с выбранным блюдом, разморозить его в течение дня в автомобиле и затем немного подогреть вечером перед употреблением.

Несломленный Севером

Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.

Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.

В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.

К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.

Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…

Путешествие на мыс Челюскина

Поселок Хатанга в апреле месяце превращается в своеобразный туристический центр, энтузиасты Севера самостоятельно организовывают путешествия на мыс – на вездеходах, снегоходах или лыжах.

В центре поселения в муниципалитете, в отделении МЧС следует оставить памятку, что группа из нескольких человек собирается отправиться на крайнюю северную точку. В ней необходимо точно указать кол-во путешественников, имеющееся снаряжение и имеющиеся средства помощи. Также нужно записать контакты на случай непредвиденных ситуаций.

Перед путешествием туристам необходимо пройти адаптацию:

  1. Привыкнуть к местным погодным условиям, северным ветрам снежной пурге, которая бывает в этих местах очень часто.
  2. Изучить маршруты следования – каждая группа может выбрать способ прибытия на мыс: либо вертолетом, либо в составе лыжной группы или на вездеходах
  3. Если есть желание, то можно на лыжах проложить маршрут. Но если на пути лыжников встретятся крупные полыньи, то через них туристов переправляют на вертолетах.

Однако стоимость путешествия слишком велико, все затраты могут составить более 500 тыс. руб. (поездка до Хатанги, озера Таймыр, вертолет в оба конца, проживание в гостинице, гид).

По приезду гости знакомятся с сотрудниками метеостанции, особенностями их работы, а также с командирами пограничной заставы.

Отели на мысе Челюскина и рядом с ним

Ближайший населенный пункт к мысу Челюскин – село Новорыбное. Официальных отелей и гостиниц здесь нет, но жители села настолько дружелюбны, что смогут поселить 3-4 человека в своих домах.

Расстояние до мыса на автомобиле всего 4 с небольшим км, местные жители смогут подсказать, что лучше взять с собой в путешествие.

Есть отели в районном центре Хатанга:

  1. «Котуй». Стоимость номера зависит от кол-ва проживающих и условий проживания. Люксовские номера со всеми современными удобствами стоят дорого, но есть жилье среднего уровня, значительно дешевле. Находится отель по ул. Таймырская, д. 27.
  2. «Заполярье». Расположен недалеко от аэропорта. Прилетевшие на отдых туристы могут переждать непогоду и вылет своего рейса. Стоимость номера зависит от условий проживания и кол-ва гостей.

Поделился со служилыми

Для реализации итогового этапа Челюскину выделили около 700 рублей казенных денег. Для тех времен была не просто солидная, а колоссальная сумма. Семен Иванович знал о горестном положении служилых людей из Енисейской губернии и уезда, а также Туруханского края. Они годами бедствовали, не получая ни денег, ни продовольствия.

Он решился на рискованный шаг: большую часть средств пустил на их поддержку. Слуги государевы не забыли об этом и в нужную минуту тоже помогли. Отправляясь в поход, штурман рассчитывал на пять нарт и сорок ездовых собак.

Казачками туруханскими Федором Копыловым и Дементием Судаковым необычный «транспортный парк» был усилен: к нему примкнули еще несколько упряжек (собачьих и оленьих), груженных продовольствием.

Подводы на собачьей и конной тяге выделил и местный губернатор. Семен устремился к реализации следующего плана: дойти до северо-восточной оконечности Таймыра, повернуть на запад и идти вдоль побережья, подробно фиксируя все детали в научных дневниках.

ПЕРЕПРАВА ВСЛЕПУЮ

Из Москвы, из штаба экспедиции, пришел прогноз, что к утру ветер усилится и начнется полноценная пурга. Пытаемся убежать от непогоды и под утро выходим на берег Енисея. Напротив нас, всего в 5 километрах, тускло светятся огни Дудинки. Но решаем не рисковать на ледовой переправе в темноте и безмятежно укладываемся спать. А проснувшись, понимаем, что промедлив, допустили ошибку! Ветер усилился до 18 м/с, видимость упала до нуля, и все вокруг погрузилось в белую мглу.

Штурману первой машины приходится выйти на лед, и весь караван начинает потихоньку двигаться за ним

Однако, даже соблюдая осторожность и аккуратность, избежать проблем мы не смогли. Дело в том, что еще ночью в пургу несколько грузовиков «Урал» пытались прорваться по зимнику через Енисей, но угодили в наледь

Разломав лед и нарыв огромных ям, они вернулись назад. Вот в эту засаду, уже замаскированную свежим снегом, мы и угодили! Приходится отсоединять прицепы и по одному высвобождать автомобили из ледяного плена. В ход идут пешни, лопаты, лебедки…

Наконец под колесами твердая земля. Теперь можно и к пограничникам отправиться, чтобы оформить необходимые документы, в Таймырский краеведческий музей заглянуть и не торопясь переложить снаряжение.

Все это время сообщение Дудинка -Норильск было закрыто по метеоусловиям для всех видов транспорта.

Климат

Мыс Челюскин имеет тундровый климат ( классификация климата Кеппена ET ), при этом ни один месяц не имеет температуры ниже нуля. Зима в прошлом году круглый год, но в летние метеорологические месяцы она может прерываться из-за коротких периодов температур выше средней. Снегопад обычно круглый год, причем каждый год выпадает снег в течение каждого месяца, включая лето. Пик солнечного света приходится на апрель, а в конце июля или начале августа он начинает резко снижаться.

Климатические данные для мыса Челюскин
Месяц Янв Фев Мар Апр май Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Рекордно высокая ° C (° F) 0,3 (32,5) -0,5 (31,1) -0,4 (31,3) 4,3 (39,7) 8,2 (46,8) 15,6 (60,1) 23,3 (73,9) 21,6 (70,9) 13,4 (56,1) 5,4 (41,7) -0,3 (31,5) -0,6 (30,9) 23,3 (73,9)
Средняя высокая ° C (° F) -25 (-13) -25,3 (-13,5) -23,5 (-10,3) −17,1 (1,2) -7,5 (18,5) 0,3 (32,5) 3,5 (38,3) 3,0 (37,4) -0,8 (30,6) -8,9 (16,0) -17,6 (0,3) -22,7 (-8,9) -11,8 (10,8)
Среднесуточное значение ° C (° F) -28,2 (-18,8) -28,4 (-19,1) -27,0 ( -16,6 ) -20,5 (-4,9) -9,9 (14,2) -1,3 (29,7) 1,4 (34,5) 0,9 (33,6) −2,6 (27,3) -11,4 (11,5) -20,7 (-5,3) -25,8 ( -14,4 ) -14,5 (6,0)
Средняя низкая ° C (° F) -31,6 (-24,9) -31,6 (-24,9) -30,2 (-22,4) -23,6 (-10,5) -12,3 (9,9) -2,8 (27,0) -0,1 (31,8) -0,5 (31,1) -4,4 (24,1) -14,4 (6,1) -24 (-11) -28,9 (-20,0) -17,0 (1,4)
Рекордно низкая ° C (° F) -48,8 (-55,8) -45,8 (-50,4) -45,9 (-50,6) -41,7 (-43,1) -28,9 (-20,0) -18,0 (-0,4) -5,7 (21,7) -11,2 (11,8) -21,2 (-6,2) -33,6 (-28,5) -41,9 (-43,4) -45,6 (-50,1) -48,8 (-55,8)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 14 (0,6) 13 (0,5) 13 (0,5) 12 (0,5) 14 (0,6) 14 (0,6) 26 (1.0) 30 (1,2) 23 (0,9) 22 (0,9) 12 (0,5) 12 (0,5) 205 (8,3)
Средние дождливые дни 0,4 6 13 13 6 0,6 38
Средние снежные дни 16 15 15 15 22 11 4 6 16 24 21 год 17 183
Средняя относительная влажность (%) 83 83 82 83 86 90 93 94 91 86 84 83 86
Среднее количество солнечных часов в месяц
0,0 4.0 113,0 252,0 216,0 145,0 161,0 95,0 43,0 15.0 0,0 0,0 1,044
Источник 1: pogoda.ru.net
Источник 2: NOAA (только солнце, 1961-1990 гг.)

Достопримечательности мыса Челюскина

На небольшой территории мыса есть несколько интересных мест: памятник первооткрывателям, научная станция, гурий и другие.

Гурий

Это своеобразная пирамида, возведенная Р. Амундсеном из остатков некогда существовавшего памятного сооружения из сланца. Она посвящена памяти всех погибших ученых, которые здесь побывали.

Научная станция

В 1932 г открыта I арктическая станция. С тех пор ее оснащение изменилось, ее оснастили самым современным оборудованием. Здесь проводят исследования по изучению Арктики.

Радиометеорологическая лаборатория

Ученые в условиях научного центра создают карты погоды, розу ветров, которые необходимы для навигации морских судов и воздушному транспорту.

Аэродром

Его используют в качестве пересылочного пункта в районы Сев. Полюса. Это современный воздушный порт, в нем можно переждать непогоду, если вылет откладывается.

Погранзастава

Самые северные рубежи России охраняет часть пограничников, для проживания воинского и гражданского состава части и несения тяжелой службы созданы все условия.

Памятник всем первооткрывателям

На рубеже 90-х годов на мысе возведен своеобразный памятник всем первооткрывателям – возведена стела, символизирующая бревно Челюскина (оно было установлено в качестве опознавательного знака о принадлежности мыса к России). Стелу венчает копия шлюпа «Якутск», на нем первопроходцы пытались добраться до мыса.

СЕВЕРНАЯ ЛОГИСТИКА

На полярной станции Сопочная Карга нас догнала интернациональная команда экспедиции «Метель-2015» новосибирского клуба Offroad Master. В ее составе джиперы из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Перми и Таллина. И они тоже едут на Диксон. Однако с одним из их автомобилей случилась неприятность: утром, после морозной ночи, при попытке тронутся на спущенных колесах срезало зубья главной пары. Остаемся помогать. Развернута тарелка спутниковой связи, подняты телефонные контакты друзей по всей стране. В итоге нужная запчасть нашлась в Волоколамске, где один из небезразличных членов клуба LandCruiser.ru попросту снял ее со своего рабочего автомобиля. Дальше все было по-северному тривиально: необходимые детали прилетели из Москвы самолетом в Норильск, откуда были доставлены в Дудинку на борт атомного ледокола; проплывая мимо полярной станции, тот выгрузил посылку на лед, где ее радостно подобрал начальник этой самой станции и на снегоходе привез на базу. Вот такая тут логистика ремонтов. Удивительные все-таки живут люди на Севере, душевные!

БЕРЕГОМ ПЕТРА ЧИЧАГОВА

Продвигаемся вдоль западного побережья Таймыра. Река Аварийная, мыс Авиационный, гора Двух медведей, бухта Адмирала Макарова -здесь каждое название связано с отдельной историей. Где-то об упавшем самолете, а где-то о пропавших моряках экспедиции Амундсена, чьи останки обнаружила спасательная экспедиция Никифора Бегичева недалеко от зимовья Зеледеево, возле которого мы и ночуем в маленькой бухте.

220 километров от Диксона шли три дня. Шторм, бушевавший все это время, лишь однажды стих на несколько часов, чтобы снова задуть с еще большей силой. Водителям машин с прицепами несладко: чуть ошибся в управлении, а сдать назад и исправить ситуацию уже не получается. А иногда, преодолевая крутые берега бесконечных рек, прицепы приходилось затаскивать по отдельности наверх лебедками. Здесь уже давно нет никаких следов ни техники, ни людей. И нужно подолгу изучать карту, намечая траекторию движения с минимальными перепадами высот, а зачастую искать пологую дорогу, «ориентируясь ногами» по наименьшему сопротивлению…

История

Мыс впервые был достигнут в мае 1742 года экспедицией сухопутного отряда во главе с Семёном Челюскиным и первоначально назывался мыс Восточно-Северный . Он был переименован в честь Челюскина Русским географическим обществом в 1842 году, к 100-летию открытия.

Его прошел 18 августа 1878 года Адольф Эрик Норденшельд во время первого морского перехода через Северо-Восточный проход.

В 1919 году корабль норвежского исследователя Роальда Амундсена « Мод» оставил двух человек, Петера Тессема и Пауля Кнутсена , на мысе Челюскин после зимовки. « Мод» продолжила движение на восток, в море Лаптевых, и людям было приказано дождаться ледостава в Карском море и затем отправиться на санях на юго-запад в сторону Диксона, неся кольчугу Амундсена. Однако эти двое мужчин таинственным образом исчезли, и больше их никто не видел. В 1922 году Никифор Бегичев возглавил советскую экспедицию по поиску Петера Тессема и Пауля Кнутсена по запросу правительства Норвегии , но Бегичев не добился успеха.

Погода и гидрология исследовательская база под названием «полярной станции Мыс Челюскин» был построен в 1932 году и возглавил Иван Папанин . В 1983 году она была переименована в «Гидрометеорологическую обсерваторию им. Е.К. Федорова». Станция имеет магнитную обсерваторию и находится на восточной стороне мыса.

Систематические геологические исследования урана начались здесь в 1946-47 годах с промышленной добычи в период с 1950 по 1952 год в горах в 150 км к югу от мыса.

На мысе находится самый северный аэродром Афро-Евразии, который работает в разных местах с 1950 года.

ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ

Вышли на лед бухты Макарова, однако сплошные поля торосов вновь прижимают караван к берегу, выдавливая на каменистые косы. Перед нами Пясинский залив, здесь побережье полуострова Таймыр меняет свое направление с восточного на северное. По расчетам, торосы дальше исчезнут и впереди уже будет участок с относительно чистым льдом. Вот только топлива у нас хватает «в один конец»! Из-за плохой погоды, бесконечных «пургований» и крайне медленного темпа движения по суше его расход незапланированно возрос. Фактически мы достигли «точки невозврата». Если двинемся вперед, к мысу Стерлигова, где находится полярная станция и можно заправиться (до нее порядка 300 км), то шансов вернуться назад в Диксон уже не будет…

Мы уже месяц в пути, позади две с лишним тысячи километров зимников, тундры, льда Енисея и Карского моря… Неужели все было зря? Вертикальные стены каньона реки Убойной, трещины на льду возле мыса Моржовый, мороз и этот бесконечный шквальный ветер… Нет, конечно! Полученный опыт еще пригодится, но сейчас мы вынуждены отступить. Как говорят альпинисты, «никакая гора не стоит человеческой жизни».

Погода же неожиданно стала налаживаться, и в разрывахтуч проступило солнце. Природа словно издевалась, смеялась над нами. Останавливаемся и опять продолжаем обсуждения. А может, все-таки рискнуть?! И тут кто-то замечает изменения в привычном пейзаже. Несколько дней подряд вокруг было только серое небо и белая земля, будто лист ватмана перед глазами. И вдруг на нем появилась темная полоска, прочертившая горизонт. В этих широтах это означает только одно — открытую воду! Или она так отражается в облаках, или идет процесс интенсивного испарения — механизм этого явления остался для нас загадкой. Но так или иначе, ветер, который на протяжении недели дул с юга с неистовой силой, оторвал от берега паковый лед (припай) и унес его в океан. В результате на всем протяжении береговой линии от устья реки Пясины до Диксона теперь темнеет полоса открытой воды шириной в полтора-два километра.

Не прими мы накануне тяжелого решения повернуть назад, то имели бы все шансы оказаться на дрейфующей льдине.

Где находится мыс Челюскина

Привезенные географические сведения о мысе были нанесены на карту Российской Империи – он получил координаты 77° 42’ северной широты и 104° 19’ восточной долготы. Эта область относится к самой северной точке полуострова Таймыр, одновременно она считается крайней северной точкой Евразийского континента.

Климатические условия очень суровые – здесь никогда не тает снег, самая высокая летняя температура колеблется в пределах +10 С.

С 1932 г. здесь работает полярная станция, позднее ее оборудовали обсерваторией. В наши дни здесь активно наблюдают и изучают метеорологические условия примерно 10 российских ученых, они составляют важные сведения для навигации морских и воздушных судов.

Для связи с Большой Землей создан аэродром – с него взлетают вертолеты. Это самый северный аэропорт на континенте

Есть несколько вариантов попасть на мыс Челюскина:

  1. Самый удобный – это вертолетом. Они отправляются из аэропорта поселка Хатанга. Но следует учитывать погодные условия – в пургу и сильный ветер рейсы отменяют.
  2. В составе ледокольной команды – через Северный морской путь. Ледоколы привозят продукты и необходимые предметы в самые северные области России, поэтому набирают команду из вольнонаемных сотрудников.
  3. На снегоходах – проложено несколько специально оборудованных для этого вида транспорта трасс.
  4. На автомобиле – это самый долгий и неудобный вариант. Путь пролегает по замершему Енисею от пос. Дудинка до Диксона, затем по западному побережью Таймырского полуострова до мыса Челюскина.

НА ОСТРОВЕ ДИКСОН

После Сопочной Карги мы вышли в Енисейский залив. Здесь река уже больше похожа на море. Путь все чаще стали преграждать гряды торосов. Пришлось то жаться под берег, то наоборот уходить на несколько километров в «открытое море». А из Москвы снова пришел плохой прогноз погоды. И снова мы всю ночь напролет пытались убежать от несущегося сзади бурана…

В какой-то момент гряда торосов сомкнулась с берегом и, прижав нас к суше, словно поймала в ловушку. Связались по радио с «Метелью». У них дела не лучше, уже несколько часов безуспешно пытаются найти проход в бесконечном нагромождении льдин. Пробуем выбраться на берег и по суше обойти торосистое поле. Вроде получается, но очень медленно. По тундре передвигаться гораздо тяжелее, чем по льду реки, но все-таки идем… К исходу вторых бессонных суток в начинающейся пурге добираемся до Диксона.

Некогда в поселке городского типа Диксон проживало более 5000 человек, это был районный центр, один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база флота. Сейчас же осталось не более нескольких сотен жителей, есть аэропорт, принимающий самолет раз в две недели, и полярная станция, которой в этом году исполняется 100 лет.

Ветер дует со скоростью 25 м/с, не переставая уже третий день. Сидим на полярной станции острова Диксон. Помогли полярникам настроить спутниковую связь и Интернет, напилили льда и натаскали снега для получения воды (других ее источников в вечной мерзлоте нет), привели в порядок машины. Завтра, невзирая на непогоду, пойдем дальше, а пока пробираемся по улицам заметенного Диксона (снежные переметы местами выше крыши автомобиля), направляясь в бухту, где на рейде, не заходя в порт, стоит атомный ледокол «50 лет Победы». Связавшись по рации с экипажем, мы договорились об экскурсии по судну. Впечатляет! Это настоящий плавучий «ковчег», в котором есть свой кинотеатр, баня с бассейном и даже маленький атомный реактор, способный обеспечить энергией 2-миллионный город. Это самый крупный в мире ледокол на сегодняшний день!

ОКИДАЯ СУШУ

Чтобы пройти 235 километров до Байкаловска, понадобилось два дня. Точнее, двое суток, поскольку опять мела пурга, опять висела белая мгла, и куда-то двигаться в ней было абсолютно невозможно. В результате днем мы спали, а ночью шли вперед. Но и у такой тактики есть свои неудобства. Прежде всего, это ограниченная видимость в темноте. Дорогу под колесами еще кое-как заметно, а вот заранее выбрать направление движения и правильную траекторию уже невозможно. А препятствий было достаточно: тут и высокие переметы, и низинки, и ручьи, и каньоны рек.

В Байкаловске закончился сухопутный этап нашей экспедиции, и мы начали готовиться к выходу на лед Енисея. Закрепили на колесах прицепов лыжи, специально разработанные и изготовленные еще дома, — дело сразу пошло быстрее и увереннее.

Небо очищается, и температура ощутимо опускается вниз. Но мороз только радует — как же надоел этот постоянно дующий ветер! Забегая вперед, скажу, что за все путешествие штилевых дней у нас было всего лишь три или четыре. Да, Таймыр — это вам не Якутия, где морозный воздух может неделями стоять без движения. Здесь же чувствуется влияние моря, а потому частая смена погоды и всегда сильный ветер, который только меняет свое направление. Южный приносит снег, потепление и пургу. Западный нагоняет в Енисейский залив морскую воду, ломает лед и образует бесчисленное количество свежих трещин и наледей. Ну а северный гонит на полуостров арктический холод с Северного полюса. Вот и выбирайте, какая погода вам больше нравится…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector