Мыс челюскин. мыс челюскин — координаты

Поделился со служилыми

Для реализации итогового этапа Челюскину выделили около 700 рублей казенных денег. Для тех времен была не просто солидная, а колоссальная сумма. Семен Иванович знал о горестном положении служилых людей из Енисейской губернии и уезда, а также Туруханского края. Они годами бедствовали, не получая ни денег, ни продовольствия.

Он решился на рискованный шаг: большую часть средств пустил на их поддержку. Слуги государевы не забыли об этом и в нужную минуту тоже помогли. Отправляясь в поход, штурман рассчитывал на пять нарт и сорок ездовых собак.

Казачками туруханскими Федором Копыловым и Дементием Судаковым необычный «транспортный парк» был усилен: к нему примкнули еще несколько упряжек (собачьих и оленьих), груженных продовольствием.

Подводы на собачьей и конной тяге выделил и местный губернатор. Семен устремился к реализации следующего плана: дойти до северо-восточной оконечности Таймыра, повернуть на запад и идти вдоль побережья, подробно фиксируя все детали в научных дневниках.

Недоросль из Навигацкой школы

Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.

Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть… по политическим причинам. Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.

А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.

Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.

Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.

А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…

Отели на мысе Челюскина и рядом с ним

Ближайший населенный пункт к мысу Челюскин – село Новорыбное. Официальных отелей и гостиниц здесь нет, но жители села настолько дружелюбны, что смогут поселить 3-4 человека в своих домах.

Расстояние до мыса на автомобиле всего 4 с небольшим км, местные жители смогут подсказать, что лучше взять с собой в путешествие.

Есть отели в районном центре Хатанга:

  1. «Котуй». Стоимость номера зависит от кол-ва проживающих и условий проживания. Люксовские номера со всеми современными удобствами стоят дорого, но есть жилье среднего уровня, значительно дешевле. Находится отель по ул. Таймырская, д. 27.
  2. «Заполярье». Расположен недалеко от аэропорта. Прилетевшие на отдых туристы могут переждать непогоду и вылет своего рейса. Стоимость номера зависит от условий проживания и кол-ва гостей.

СТРАНА ДУХОВ

Если внимательно взглянуть на карту Таймыра, то вы не увидите там ни якутских, ни долганских, ни нганасанских названий. Там даже все реки, мысы и заливы имеют названия только из русских слов и имен путешественников. Нганасанские легенды и предания гласят, что за самыми северными в мире горами Бырранга нет земли, пригодной для жизни человека. Там могут жить только духи. Даже в современной истории на Таймыре не было никогда постоянных поселений. Это самое суровое место на материке, куда первые его исследователи — Бегичев и Урванцев, не могли найти проводников. Таких на Таймыре попросту не существовало.

А годы вынужденного отсутствия человека в Арктике (целое десятилетие 90-х годов) окончательно сделали полуостров безлюдным.

Сейчас с Таймыра ушли не только ученые, но и военные. И без того малочисленные базы и зимовья мгновенно опустели и разрушились. А потому нас ждали 2000 километров безлюдного безжизненного пространства, где основным на повестке дня был и будет вопрос о том, где взять топливо. И все же 1 б февраля 2015 года четыре автомобиля (Mitsubishi L200, две Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol) взяли курс из Нового Уренгоя на Север. Мы вышли с полной нагрузкой, везя с собой два прицепа с бочками топлива и около 300 килограмм замороженной еды на два месяца пути. Да-да, для зимнего путешествия всю еду можно заранее приготовить в домашних условиях, расфасовать и заморозить. Это позволяет серьезно сэкономить время на приготовлении пищи и получить определенное разнообразие в питании. Собственно говоря, ничего готовить и не требуется: достаточно взять утром замороженный пакет с выбранным блюдом, разморозить его в течение дня в автомобиле и затем немного подогреть вечером перед употреблением.

Победа близка

Шестого мая по старому стилю штурман зафиксировал, что погода чистая, сияет солнце. Далее указал местонахождение: 7727’ северной широты. Сегодня все знают: мыс Челюскин координаты имеет следующие: 78 северной широты и 104 восточной долготы. То есть цель была совсем рядом!

Согласно дневниковым сведениям, в этот день челюскинцы удачно провели охоту на медведя, пополнив продовольственные запасы. Это позволило им питаться в последние пять верст, тем более что поднялась такая пурга, что исследователи остановились на целые сутки. На имевшихся скудных припасах на морозе они бы не выжили.

Снова в путь отправились ближе к вечеру, в пятом часу пополудни, по пасмурной погоде, в тумане, под непрекращающимся снегом. И вот она, крайняя точка. Мыс оказался каменным, средневысоким, на крутом берегу.

Что посмотреть

Поездка на мыс Игольный понравится любителям экотуризма и экстрима. Дорога к нему лежит мимо местных виноделен, где гостям предлагается продегустировать и приобрести вино, изготовленное в ЮАР. Поблизости расположена деревня Агульяс, ее рыбацкие домики тоже являются частью местного колорита. В порту можно купить свежевыловленную рыбу и попросить приготовить ее в одном из близлежащих кафе.

Маяк на мысе Игольном на Google-панораме.

В маяке, который стоит на краю мыса, находятся небольшой музей и ресторан. Экспозиция рассказывает об истории колонизации Африки и о моряках, посетивших здешний берег. Туристы с удовольствием поднимаются на маяк высотой в 27 метров, чтобы полюбоваться двумя океанами и сделать несколько живописных фото. Здесь же можно приобрести сувениры: ракушки, расписные яйца страуса, украшения и поделки местных племен.

Главной достопримечательностью является небольшая конструкция, сложенная из камня. На ней выбита надпись, рассказывающая о том, что в этом месте соединяются два океана. Стрелки показывают, где от наблюдателя расположен Индийский океан, а где Атлантический.

Для желающих порыбачить или совершить прогулку на катере такая услуга предоставляется в соседней деревне Gansbaai.

Табличка с надписью на каменном постаменте, Maksim Starostin

Флора и фауна

Мыс Игольный входит в состав национального парка Агульяс. Здесь под охраной государства находятся некоторые виды растений, птиц и черепах. На побережье растут алоэ, фикусы, баобабы, мангровые заросли, различные виды хвойных. Местные леса и океан являются жилищем для многих редких животных и птиц: бабуинов, львов, слонов, носорогов, леопардов, чибисов, бакланов, пингвинов и прочих.

Колония пингвинов, Maksim Starostin

Неподалеку от мыса есть место, откуда можно наблюдать миграцию горбатых и южных гладких китов. Это происходит в период с августа по ноябрь на расстоянии всего 100–200 м от берега.

Активный отдых

На мысе Игольном найдут себе массу развлечений любители экстрима. Здесь отличные условия для занятий серфингом и другими видами спорта. Дайверы получат огромное удовольствие от исследования останков затонувших кораблей и созерцания океанической флоры и фауны. Искупаться можно на песчаном пляже или в бассейне, который наполняется водой во время приливов.

Несломленный Севером

Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.

Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.

В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.

К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.

Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…

История исследования и освоения[править | править код]

Впервые достигнут участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом С. И. Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году (в «Очерках по истории географических открытий» спутники Челюскина названы солдатами Антоном Фофановым и Андреем Праховым). К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.

В августе 1878 года мыс Челюскин посетила экспедиция шведского исследователя Арктики Норденшельда. Участники экспедиции высадились на самом западном выступе (сейчас это мыс Вега) и установили на нём небольшой знак в виде бревна с грудой камней у основания и оставили записку, найденную в 1935 году командой советского ледокола Ермак. В августе 1893 — норвежский исследователь Нансен также достиг мыса Челюскин. Свои впечатления Нансен описал так:

…Под утро очутились напротив мыса Челюскин… мы подняли судовые флаги и послали тремя нашими последними пушечными зарядами громовой салют над морем. Всех подняли на ноги. В празднично освещенной кают-компании появились на столе горячий пунш, фрукты и сигареты. Я взял свой стакан и сказал: «За ваше здоровье, ребята! Поздравляю с Челюскиным!» Потом заиграл орган, а я снова полез в бочку, чтобы бросить прощальный взгляд на землю. Теперь мы находились прямо против бухты короля Оскара. Я тщетно ищу в подзорную трубу знак Норденшельда. Сильно хочется сойти на берег, но на это нет времени. Ф.Нансен. «Фрам» в полярном море. М., 1956, т. 1, с. 146…

В 1901 году окрестности мыс Челюскин посетила русская полярная экспедиция Эдуарда Толля, а в 1913 году гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого. Осенью 1918 года на мысе побывала экспедиция Амундсена на шхуне «Мод».

В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.

В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.

В 2009 году на мысе был установлен поклонный крест.

Сорок верст в день

Путь на будущий мыс Челюскин был сродни подвигу. Стояли очень сильные морозы. В день одолевали чуть более 42,5 километра (40 верст). Иногда путешественникам казалось, что у полуострова Таймыр нет ни конца ни края. Когда, пройдя по рекам Хете и Хатанге, челюскинцы достигли Попигайского зимовья, на календаре значилась дата 15 февраля 1742 года.

На исходе марта решили разделиться на группы. Та, что была загружена продовольствием, отправилась по направлению к морю. Челюскин пошел на север. Люди во главе с Никифором Фоминым (якутом по национальности) направились к устью реки под названием Нижняя Таймыра, чтобы оттуда поспешить навстречу штурману по западному берегу полуострова Таймыр.

Достигнув мыса святого Фаддея, Семен Иванович установил маяк, зафиксировав сведения об этом в путевом журнале. Он вел записи тщательно: подробно описывал погоду, состояние собак (те очень уставали). Как ни странно, о том, что переживают люди, не оставил ни строчки, словно намеренно игнорировал тему.

Доказательство Свердрупа

После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца – 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время. А через восемь лет умер, и могила его до сих пор неизвестна.

Но имя Семена Челюскина навсегда осталось вписанным в историю великих географических открытий. В 1842 году академик Александр Миддендорф стал вторым после штурмана Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе, и именно тогда он высказал предложение переименовать его в мыс Челюскина. Идея встретила поддержку Русского географического общества, и на русских картах появился новый топоним. А в 1878 году он получил признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.

Но прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 году экспедиция под руководством знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.

НА ОСТРОВЕ ДИКСОН

После Сопочной Карги мы вышли в Енисейский залив. Здесь река уже больше похожа на море. Путь все чаще стали преграждать гряды торосов. Пришлось то жаться под берег, то наоборот уходить на несколько километров в «открытое море». А из Москвы снова пришел плохой прогноз погоды. И снова мы всю ночь напролет пытались убежать от несущегося сзади бурана…

В какой-то момент гряда торосов сомкнулась с берегом и, прижав нас к суше, словно поймала в ловушку. Связались по радио с «Метелью». У них дела не лучше, уже несколько часов безуспешно пытаются найти проход в бесконечном нагромождении льдин. Пробуем выбраться на берег и по суше обойти торосистое поле. Вроде получается, но очень медленно. По тундре передвигаться гораздо тяжелее, чем по льду реки, но все-таки идем… К исходу вторых бессонных суток в начинающейся пурге добираемся до Диксона.

Некогда в поселке городского типа Диксон проживало более 5000 человек, это был районный центр, один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база флота. Сейчас же осталось не более нескольких сотен жителей, есть аэропорт, принимающий самолет раз в две недели, и полярная станция, которой в этом году исполняется 100 лет.

Ветер дует со скоростью 25 м/с, не переставая уже третий день. Сидим на полярной станции острова Диксон. Помогли полярникам настроить спутниковую связь и Интернет, напилили льда и натаскали снега для получения воды (других ее источников в вечной мерзлоте нет), привели в порядок машины. Завтра, невзирая на непогоду, пойдем дальше, а пока пробираемся по улицам заметенного Диксона (снежные переметы местами выше крыши автомобиля), направляясь в бухту, где на рейде, не заходя в порт, стоит атомный ледокол «50 лет Победы». Связавшись по рации с экипажем, мы договорились об экскурсии по судну. Впечатляет! Это настоящий плавучий «ковчег», в котором есть свой кинотеатр, баня с бассейном и даже маленький атомный реактор, способный обеспечить энергией 2-миллионный город. Это самый крупный в мире ледокол на сегодняшний день!

ОКИДАЯ СУШУ

Чтобы пройти 235 километров до Байкаловска, понадобилось два дня. Точнее, двое суток, поскольку опять мела пурга, опять висела белая мгла, и куда-то двигаться в ней было абсолютно невозможно. В результате днем мы спали, а ночью шли вперед. Но и у такой тактики есть свои неудобства. Прежде всего, это ограниченная видимость в темноте. Дорогу под колесами еще кое-как заметно, а вот заранее выбрать направление движения и правильную траекторию уже невозможно. А препятствий было достаточно: тут и высокие переметы, и низинки, и ручьи, и каньоны рек.

В Байкаловске закончился сухопутный этап нашей экспедиции, и мы начали готовиться к выходу на лед Енисея. Закрепили на колесах прицепов лыжи, специально разработанные и изготовленные еще дома, — дело сразу пошло быстрее и увереннее.

Небо очищается, и температура ощутимо опускается вниз. Но мороз только радует — как же надоел этот постоянно дующий ветер! Забегая вперед, скажу, что за все путешествие штилевых дней у нас было всего лишь три или четыре. Да, Таймыр — это вам не Якутия, где морозный воздух может неделями стоять без движения. Здесь же чувствуется влияние моря, а потому частая смена погоды и всегда сильный ветер, который только меняет свое направление. Южный приносит снег, потепление и пургу. Западный нагоняет в Енисейский залив морскую воду, ломает лед и образует бесчисленное количество свежих трещин и наледей. Ну а северный гонит на полуостров арктический холод с Северного полюса. Вот и выбирайте, какая погода вам больше нравится…

Климат

Мыс Челюскин имеет тундровый климат ( классификация климата Кеппена ET ), при этом ни один месяц не имеет температуры ниже нуля. Зима в прошлом году круглый год, но в летние метеорологические месяцы она может прерываться из-за коротких периодов температур выше средней. Снегопад обычно круглый год, причем каждый год выпадает снег в течение каждого месяца, включая лето. Пик солнечного света приходится на апрель, а в конце июля или начале августа он начинает резко снижаться.

Климатические данные для мыса Челюскин
Месяц Янв Фев Мар Апр май Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Рекордно высокая ° C (° F) 0,3 (32,5) -0,5 (31,1) -0,4 (31,3) 4,3 (39,7) 8,2 (46,8) 15,6 (60,1) 23,3 (73,9) 21,6 (70,9) 13,4 (56,1) 5,4 (41,7) -0,3 (31,5) -0,6 (30,9) 23,3 (73,9)
Средняя высокая ° C (° F) -25 (-13) -25,3 (-13,5) -23,5 (-10,3) −17,1 (1,2) -7,5 (18,5) 0,3 (32,5) 3,5 (38,3) 3,0 (37,4) -0,8 (30,6) -8,9 (16,0) -17,6 (0,3) -22,7 (-8,9) -11,8 (10,8)
Среднесуточное значение ° C (° F) -28,2 (-18,8) -28,4 (-19,1) -27,0 ( -16,6 ) -20,5 (-4,9) -9,9 (14,2) -1,3 (29,7) 1,4 (34,5) 0,9 (33,6) −2,6 (27,3) -11,4 (11,5) -20,7 (-5,3) -25,8 ( -14,4 ) -14,5 (6,0)
Средняя низкая ° C (° F) -31,6 (-24,9) -31,6 (-24,9) -30,2 (-22,4) -23,6 (-10,5) -12,3 (9,9) -2,8 (27,0) -0,1 (31,8) -0,5 (31,1) -4,4 (24,1) -14,4 (6,1) -24 (-11) -28,9 (-20,0) -17,0 (1,4)
Рекордно низкая ° C (° F) -48,8 (-55,8) -45,8 (-50,4) -45,9 (-50,6) -41,7 (-43,1) -28,9 (-20,0) -18,0 (-0,4) -5,7 (21,7) -11,2 (11,8) -21,2 (-6,2) -33,6 (-28,5) -41,9 (-43,4) -45,6 (-50,1) -48,8 (-55,8)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 14 (0,6) 13 (0,5) 13 (0,5) 12 (0,5) 14 (0,6) 14 (0,6) 26 (1.0) 30 (1,2) 23 (0,9) 22 (0,9) 12 (0,5) 12 (0,5) 205 (8,3)
Средние дождливые дни 0,4 6 13 13 6 0,6 38
Средние снежные дни 16 15 15 15 22 11 4 6 16 24 21 год 17 183
Средняя относительная влажность (%) 83 83 82 83 86 90 93 94 91 86 84 83 86
Среднее количество солнечных часов в месяц
0,0 4.0 113,0 252,0 216,0 145,0 161,0 95,0 43,0 15.0 0,0 0,0 1,044
Источник 1: pogoda.ru.net
Источник 2: NOAA (только солнце, 1961-1990 гг.)

ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ

Начало пути — 1000 километров до Норильска — это уже знакомая нам дорога, пролегающая по обслуживаемым зимникам нефтяных и газовых месторождений. В задачах этого этапа — опробование техники, выявление ее слабых мест, отработка взаимодействий в команде. И все же Север есть Север! Практически сразу он начал испытывать нас на прочность. Столбик термометра быстро падает вниз: минус 35, минус 40, минус 42… Проверенный и надежный мотор «Патруля» TD42 чихнул и заглох. Хорошо известно, что быстрее всего починить автомобиль удается на морозе, когда нет времени на долгие и пространные размышления, поэтому вердикт вынесли практически сразу: «зимняя московская» солярка благополучно замерзла. Меняем забитый парафином топливный фильтр, добавляем в бак немного бензина и продолжаем движение.

Погода портится: теплеет, но поднимается ветер, а вместе с ним и поземка. Видимость существенно снижается. Зимник на Тухард заметен — последние несколько дней по нему совсем никто не ездил. Приходится стравливать давление в колесах. И очень скоро мы уже начинаем «топтать» дорогу, то есть пробивать колею в переметах. Технология сродни тому, как человек идет по сугробам. Передние колеса накатываются на глубокий снег, подминая его под себя, и в тот момент, когда автомобиль вот-вот остановится, плавно выжимается сцепление. Машина немного откатывается назад — утрамбованная площадка готова

Тут важно не допустить даже незначительного проворота колеса, иначе придется начинать все с начала. Вот так, шаг за шагом, иногда буквально по сантиметрам, можно двигаться по девственной тундре сколь угодно долго

У северных водителей эта тактика так и называется — «топтать» зимник. Но одно дело «топтать» автомобилем, а совсем другое — целым автопоездом. Впрочем, ведь мы этого и хотели: научиться ездить по снегу с прицепами, маневрировать с ними на ограниченном пространстве и не «падать» с дороги.

Достопримечательности мыса Челюскина

На небольшой территории мыса есть несколько интересных мест: памятник первооткрывателям, научная станция, гурий и другие.

Гурий

Это своеобразная пирамида, возведенная Р. Амундсеном из остатков некогда существовавшего памятного сооружения из сланца. Она посвящена памяти всех погибших ученых, которые здесь побывали.

Научная станция

В 1932 г открыта I арктическая станция. С тех пор ее оснащение изменилось, ее оснастили самым современным оборудованием. Здесь проводят исследования по изучению Арктики.

Радиометеорологическая лаборатория

Ученые в условиях научного центра создают карты погоды, розу ветров, которые необходимы для навигации морских судов и воздушному транспорту.

Аэродром

Его используют в качестве пересылочного пункта в районы Сев. Полюса. Это современный воздушный порт, в нем можно переждать непогоду, если вылет откладывается.

Погранзастава

Самые северные рубежи России охраняет часть пограничников, для проживания воинского и гражданского состава части и несения тяжелой службы созданы все условия.

Памятник всем первооткрывателям

На рубеже 90-х годов на мысе возведен своеобразный памятник всем первооткрывателям – возведена стела, символизирующая бревно Челюскина (оно было установлено в качестве опознавательного знака о принадлежности мыса к России). Стелу венчает копия шлюпа «Якутск», на нем первопроходцы пытались добраться до мыса.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Однако обратная дорога ни на йоту не стала проще. Миновав Диксон, мы прошли мыс Исаченко, где торосы огромной грядой снова выдавили нас на берег. На подходе к станции Сопочная Карга температура за несколько часов поднялась от минус 28 до 0 градусов. Начался дождь. Скорость ветра, поданным метеостанции, временами превышала 30 метров в секунду. Машины сразу покрылись коркой льда толщиной в несколько сантиметров, а свежевыпавший мокрый снег крепко держал их, не давая двигаться. За 36 часов прошли только 30 километров. Так тяжело еще никогда не было!

После мыса Сопочная Карга снова встали на фарватер вдоль ледокольного следа. Как обычно, это случилось ночью. И опять нам навстречу судно -в этот раз ледовый танкер «Енисей».

В шутку запрашиваем, в соответствии с правилами судоходства, расхождение правыми бортами. В эфире затянувшаяся пауза, после которой удивленное: «Кто здесь?»…

Вот и Байкаловск. За тот месяц, пока мы пробивались по северу Таймыра, здесь проложили и расчистили зимник. Теперь тот путь, что отнял у нас без малого трое суток, проскакиваем за несколько часов.

В Дудинке встретились с группой Владимира Чукова. Известный полярный путешественник на двух вездеходах, обутых в пневматики, направляется на восточное побережье Таймыра в поисках подтверждений гипотезы, что русские поморы огибали мыс Челюскин задолго до того, как его прошли норвежские исследователи. Общаемся с сотрудниками Таймырского краеведческого музея и договариваемся о будущем взаимодействии. От историков будут поступать интересные сведения из архивов, а мы привезем им из своих поездок фотографии и артефакты для будущих экспозиций.

Все, экспедиция завершена. Мыс Челюскин оказался для нас пока недостижимой мечтой. Арктика опять доказала, что слово «покорять» — это не про нее. Север может пустить на некоторое время на свои просторы, но потом обязательно попросит назад. Но мы в очередной раз убедились, что по арктическим льдам можно путешествовать на стандартных легковых внедорожниках, и точно знаем, чем займемся следующей зимой!

Как добраться до мыса Игольный

До мыса можно добраться из ближайшего крупного города Кейптауна. Туристам предлагается посетить достопримечательность в рамках 9-часовой экскурсии в сопровождении гида. Самостоятельно до мыса можно доехать на арендованном автомобиле. Необходимо двигаться по шоссе № 2 к Порт-Элизабет. Поездка займет 3–4 часа в одну сторону.

Общественный транспорт из Кейптауна до Агульяс ходит только 2 раза в день — в 8:30 и 13:00. Автобус отправляется с Зеленой рыночной площади (Green Market Square) до мыса Кейп-Пойнт. По дороге водитель делает остановку минут на 40 для осмотра семейства пингвинов. Обратно в Кейптаун автобус отправляется в 13:00 и 17:15.

Обзор мыса Игольный с высоты:

Погода на мысе Игольный

Мыс Игольный трудно заметить с суши, поэтому для его обозначения установлен геодезический знак. Он представляет собой изгибающийся берег со скалистым пляжем. Местные воды славятся изобилием промысловых видов рыбы. Скалы, которые формируют мыс, относятся к группе Столовых гор.

Скалы на побережье, Maksim Starostin

Климат на Игольном довольно мягкий, без перепадов температур и большого количества осадков. Большая часть дождей выпадает в зимний период. В это время начинают дуть сильные ветра с запада на восток, холодное Антарктическое течение сталкивается с потоком теплых вод в районе мыса. В результате соединения масс воды разной плотности и температуры образуются опасные волны высотой около 30 м. Это состояние усугубляется мелководьем — неглубокой части континентального шельфа в 250 км, выступающего к югу. Сочетание опасных факторов повлияло на то, что Игольный приобрел дурную славу среди моряков. Так всего за сто лет вблизи мыса погибло около 150 судов. Именно здесь появилась легенда о загадочном корабле-призраке «Летучем Голландце». Чтобы обезопасить судоходство в этом районе, в 1848 году был установлен маяк.

Температура воздуха на мысе держится в пределах 18–25°C днем и 7–18°C ночью. Вода прогревается зимой до 21°C, в остальное время — 16–18°C.

БЕРЕГОМ ПЕТРА ЧИЧАГОВА

Продвигаемся вдоль западного побережья Таймыра. Река Аварийная, мыс Авиационный, гора Двух медведей, бухта Адмирала Макарова -здесь каждое название связано с отдельной историей. Где-то об упавшем самолете, а где-то о пропавших моряках экспедиции Амундсена, чьи останки обнаружила спасательная экспедиция Никифора Бегичева недалеко от зимовья Зеледеево, возле которого мы и ночуем в маленькой бухте.

220 километров от Диксона шли три дня. Шторм, бушевавший все это время, лишь однажды стих на несколько часов, чтобы снова задуть с еще большей силой. Водителям машин с прицепами несладко: чуть ошибся в управлении, а сдать назад и исправить ситуацию уже не получается. А иногда, преодолевая крутые берега бесконечных рек, прицепы приходилось затаскивать по отдельности наверх лебедками. Здесь уже давно нет никаких следов ни техники, ни людей. И нужно подолгу изучать карту, намечая траекторию движения с минимальными перепадами высот, а зачастую искать пологую дорогу, «ориентируясь ногами» по наименьшему сопротивлению…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector