Особенности музея «подводная лодка» в парке «тушино»

Содержание отсеков

Посетители субмарины имеют возможность произвести осмотр всех ее 7 отсеков. Сейчас им можно дать такое условное название, как залы. Ведь перед тем, как отдать судно под экспонат, оно было переоборудовано. Для просмотра туристам представлены:

  1. Торпедный отсек. Через него гости проникают в саму подводную лодку. Здесь обустроена смотровая площадка. Находясь на ней, отлично просматривается пульт, посредством которого происходит управление торпедами. Также хорошо видна система ведения прицельного огня и номенклатура вооружения.
  2. Жилой отсек, включающий зал для лекций и каюту командира.
  3. Центральный пост управления. В настоящее время он переделан в зал, где хранятся экспозиции. Там же находятся посты: гидроакустический, гидролокационный и штурманский. Всякий желающий имеет возможность посмотреть в перископ подлодки.
  4. Жилой отсек. В нем располагается экспозиция, благодаря которой можно ознакомиться с историей создания субмарин класса «Сом».
  5. Дизельный отсек. В него помещен сам двигатель, система обеспечения его работы, а также пульт управления.
  6. Электромоторный отсек, где размещены два бортовых двигателя.
  7. Кормовой жилой отсек. В нем все спальные места экипажа остались без изменений. Здесь же находится аварийный люк для выхода на поверхность субмарины.

Маршруты экскурсий

Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.

Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Экспозиция на подводной лодке и в парке

В 1972 г. ветеран Второй мировой войны, переживший Перл-Харбор, адмирал Бернард А. Клэри и контр-адмирал Пол Л. Лейси предложили министерству флота выкупить лодку Боуфин и создать в нем музей подводных сил США. В 1979 г. лодка была выкуплена некоммерческой организацией «Мемориальная ассоциация подводных лодок Тихоокеанского флота». Из Сиэтла Bowfin отбуксировали в Перл-Харбор, субмарина была восстановлена специалистами и гражданскими энтузиастами и в 1981 г. открылась для посещений. В 1986 г. Боуфин был объявлен национальным памятником. 1989 г. Тихоокеанский музей подводных лодок передал свою коллекцию в USS Bowfin Submarine Museum & Park. Сегодня парк и музей насчитывают более тысячи экспонатов.

В ходе посещения музея посетители знакомятся с внутренним пространством Боуфина, в котором размещалась команда из 80 человек, жилой отсек, камбуз, моторный и торпедный отсеки и контрольные датчики и приборы пункта управления. В аудио сопровождении экскурсии звучат мемуары команды Боуфина. На открытой территории парка выставлены образцы военно-морской техники и снаряжения, более десятка ракет, торпед, винтов и якорей. Посетители могут подняться на мостик подводной лодки USS Parche (SS-384), или увидеть крылатую ракету Regulus I с ядерным вооружением на турбореактивном двигателе, которая стояла на вооружении в годы холодной войны.

Приборы, Maksim Starostin

Спасательная камера Маккан — McCANN rescue chamber — участвовала в спасении 33 членов команды грузовой субмарины USS Squalus (SS-192), затонувшей во время испытаний в 1939 г. За несколько подъемов камера доставила моряков на поверхность к ожидавшему судну.

Кайтэн — Kaiten — японская пилотируемая торпеда с кислородно-керосиновым двигателем, управляемая пилотом — смертником. Кайтэны использовались японским императорским флотом в конце войны. Торпеда не имела механизмов катапультирования, люк за обреченным пилотом задраивался наглухо. Смертник выбирал цель в перископ, увеличивал глубину и скорость и атаковал жертву. В случае промаха пилот не мог покинуть капсулу и погибал от недостатка кислорода. В кайтэнах за годы войны погибли почти 900 человек, а также несколько перевозивших эти торпеды судов.

На набережной установлен Мемориал 3600 офицерам и членам экипажа, погибшим в годы войны. Историю 52 погибших подводных лодок можно увидеть на дисплеях мемориала.

Крылатая ракета Regulus I, Sanjay ach

Что посмотреть

Главный экспонат музея – подлодка Б-396, созданная на нижегородском . До 1998 года судно выполняло дежурство в Средиземном море, у побережья Африки, затем — в Баренцевом и Норвежском морях. После списания, подлодка совершила последний водный поход из Северодвинского порта в Москву. Сегодня, музей знакомит гостей с семью отсеками дизельной подлодки:

  1. Торпедный. По его правому борту сооружена смотровая площадка для знакомства с вооружением судна. Здесь же находится спасательный гидрокостюм.
  2. Жилой. Отсек размещён на двух палубах: на нижней располагается каюта командира, на верхней – зал для проведения лекций. В жилом отсеке размещена экспозиция, рассказывающая об истории создания дизельных подлодок и макет субмарины проекта 641Б.
  3. Центральный пост. В отсеке размещены штурманский, гидроакустический и радиолокационный посты. Самый интересный экспонат отсека – перископ, в который могут заглянуть посетители музея. По трапу посетители могут подняться на верхнюю палубу.
  4. Второй жилой. Здесь расположилась экспозиция, повествующая об истории проекта подлодок класса «Сом».
  5. Дизельный. Демонстрирует двигатель и систему управления субмарины.
  6. Электромоторный. Осмотр проводится без спуска, через специально сделанное отверстие.
  7. Кормовой. В нём расположены спальные места и аварийный люк.

В 2011 году в музее были сооружены выставочные павильоны. Пространство павильонов легко трансформируемое, поэтому там проводят вернисажи, возводят инсталляции.

Катер «СКАТ» и экраноплан «Орлёнок» доступны для наружного осмотра.

Виртуальный тренажёр

В 2010 году при музее открыли тренажёр виртуального пилотирования. Здесь каждый может ощутить себя пилотом аппарата «Орлёнок». Аппарат способен взлетать при двухметровых волнах, летать со скоростью до 500 километров в час. «Орлёнок» принимает на борт до 200 полностью вооружённых пехотинцев и 2 бронемашины. В России построено всего 5 аппаратов типа «Орлёнок», и все они вошли в 11-ю отдельную авиагруппу ВМФ.

В 1984 году, после смерти минобороны Д.Ф. Устинова, поддерживающего строительство экранопланов, программа была закрыта. «Орлёнок» А-90 был построен на в 1983 году и находился на вооружении Черноморского флота, после чего стал музейным экспонатом. Сохранившийся экземпляр экраноплана отбуксировали для установки в музее.

Симулятор управляется специальной компьютерной программой. Посетители находятся в действующем макете кабины боевого экраноплана, которая вмещает 14 человек: двух пилотов и 12 пассажиров. Пилотировать корабль можно в ручном или автоматическом режимах. С помощью программы можно осуществить взлёт, посадку и управление экранопланом в тяжёлых условиях. У тренажёра работает панорамная 3-D визуализация, имитирующая звук и работу систем управления, что создаёт впечатление присутствия в аппарате во время полёта.

Торпедный отсек

В этом отсеке находятся и водолазные костюмы, которые использовались при необходимости. Здесь же были и спальные места военнослужащих, но их сняли, так как негде было бы разместиться посетителям.

Слева видны торпеды. Заряд одной торпеды эквивалентен 300 кг тротила.

Справа виден аквалангический костюм. Он предназначен для эвакуации экипажа в случае аварии. Если лодка затонула на глубине до 100 метров, то через торпедный аппарат можно выбраться на поверхность. Т.е. нужно залезть вместо торпеды, после туда накачают воду под тем давлением, которое с наружи, и уже потом открывают внешнюю заслонку торпедного аппарата.

Но перед тем как всплывать необходимо выкинуть буй, на тросе которого есть отметки глубины. Это нужно для более равномерного всплытия (человек ориентируется по этим меткам при подъеме). Если всплывать резко, то неизбежна кессонная болезнь. Кессонная болезнь возникает в результате того, что растворенный в крови азот в процессе снижения давления бурно выделяется из нее и не успевает выходить через легкие наружу. В результате кровь как бы вскипает.

Если глубина больше 100 метров, то придется ждать помощи сверху. Сверху спускается что-то вроде купола и через люк экипаж выбирается наружу. Закрытый люк служил для загрузки торпед.

Ящик с красной звездой – это регенератор кислорода.
В случае аварии он поглощал углекислый газ и выделял кислород.

В реальности на лодке было очень тесно. Это вам не прогулка на теплоходе. Переходы на лодке осуществлялись через люки, они сохранены, но добавлены традиционные двери, где проходят посетители. Через люки матросы как бы переступали (левой ногой вперед – все как в армии). Никто не прыгал через эти люки как цирковой лев (вспомнил фильм «U-571»). После перехода в другой отсек люк необходимо закрыть.

Когда отсеки задраивались, единственным средством связи оставалась специальная система сигналов перестукиванием. Чтобы, к примеру, изобразить букву «В» надо было стукнуть один раз, затем пауза, затем стукнуть еще три раза.

«Новосибирский комсомолец» – музей

Боевая субмарина мало подходит для экскурсий: попасть в ее корпус можно только через узкий рубочный люк по вертикальному трапу высотой около шести метров, а передвигаться по отсекам могут только люди с хорошей физической подготовкой.

Поэтому подводную лодку Б-369 «Новосибирский комсомолец» немного реконструировали и привели в вид, пригодный для посещения, в том числе – людьми с ограниченными физическими возможностями.

Лодка поставлена в 10 метрах от берега Химкинского водохранилища на бетонное основание. Ее корпус частично погружен в воду, для осмотра оставлены винты и перо руля. В правом борту первого носового (торпедного) отсека прорезано входное отверстие, достаточное для прохода человека в полный рост. Чтобы осматривать экспозицию музея было удобно, почти все механизмы и помещения по правому борту лодки убраны, там организован широкий проход, а в водонепроницаемых переборках отсеков прорезаны полноразмерные дверные проемы.

Полностью сохранены герметично закрывающиеся люки в переборках отсеков, механизмы и жилые помещения по левому борту субмарины. Верхняя палуба Б-369 ограждена леерами для безопасности посетителей, чего на боевом корабле, конечно же, нет. Для наглядности над ходовой рубкой подняты все выдвижные устройства: перископы, антенны радиотехнических устройств. На лодке подняты флаг и гюйс ВМФ, она украшена флагами расцвечивания. Служба на субмарине не несется, она полностью разоружена и является музеем.

Что можно увидеть на ее борту

Для осмотра доступны все семь отсеков подводной лодки.

Он начинается с первого (торпедного) отсека, где можно увидеть макеты торпед – основного вооружения лодки, приборы управления. Представлен гидрокостюм, в котором осуществляется выход из ПЛ в случае чрезвычайных ситуаций, аварийный буй, также выпускаемый через торпедный аппарат.

Второй отсек – жилой. В нем сохранена каюта командира, на переборке которой закреплен стенд, повествующий о боевом пути корабля. На нижней палубе отсека оборудован конференц-зал, способный вместить 30 человек.

Третий – это центральный отсек, откуда осуществляется все управление субмариной. В нем полностью восстановлены все приборы и механизмы, часть из них подключена и действует. Можно увидеть гидроакустическую и штурманскую рубки, осмотреть окрестности через поднятый перископ. В летнее время люди с хорошей физической подготовкой могут подняться по вертикальному трапу на ходовой мостик субмарины, выйти на верхнюю палубу.

В четвертом (жилом) отсеке устроен выставочный зал, где рассказывается об истории развития подводных сил ВМФ России.

В пятом (дизельном) отсеке стоит один из дизелей, приводящих лодку в движение в надводном положении, а также обслуживающие механизмы. Все механизмы и устройства в отсеке – реальные, которые работали во время службы лодки.

Шестой отсек – электротехнический. Доступен к осмотру электромотор, с помощью которого субмарина передвигается под водой (потому лодка и дизель-электрическая, что в зависимости от положения она двигается под электромоторами или дизелями). В этом отсеке все сохраненные приборы, посты управления и механизмы также соответствуют действительности.

Седьмой отсек – жилой. В нем оставлены для осмотра подвесные койки матросов, стоят приборы и механизмы, обеспечивающие жизнь экипажа и работу устройств подводной лодки. В подволоке этого же отсека доступен для осмотра тубус люка аварийного выхода, а в его кормовой части – дейдвудные сальники и линии валопроводов. Выход из субмарины находится в правом борту седьмого отсека.

Все сохраненные помещения подводной лодки имеют прозрачные двери, чтобы их можно было осмотреть, освещение отсеков изменено для лучшего восприятия. В каждом отсеке есть интерактивные медиасистемы, повествующие об истории подводных сил России и самого корабля. К посещению лодки проявляют большой интерес не только мужчины, но и девушки. На субмарине все можно потрогать руками, никаких ограничений (в пределах разумного) нет.

Музей подводная лодка С-189

Во исполнение указаний Президента РФ В.В.Путина,

а также Постановления правительства Санкт-Петербурга от 26 марта 2020 года за № 161 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121».

с 00 часов 00 минут 28 марта до 24 часов 00 минут 05 апреля 2020 года доступ на борт ПЛ «С-189» всех лиц, за исключением сотрудников, обеспечивающих безопасность стоянки и живучесть судна, запрещен.

Часы работы:

Вход посетителей — с 11.00 до 18:00 при наличии возможности.

Выходные дни — понедельник, вторник.

Стоимость билетов:

— «полный» — 700 рублей для всех посетителей.

— гражданин России с «полным билетом» может бесплатно провести с собой одного ребенка младше 7-ми лет.

— «льготный» — 400 рублей: для студентов (курсантов), детей и пенсионеров, если они являются гражданами РФ.

— при заказе экскурсий билеты приобретаются на всех посетителей (экскурсантов) независимо от возраста.

— отдельная экскурсия для группы иностранных туристов (до 10 человек, включая сопровождающего гида-переводчика) — 7000 рублей.

Касса принимает только наличные деньги.

Бесплатные экскурсии проводятся для групп воспитанников детских домов, Нахимовского, Суворовского училищ, Кадетских корпусов, военнослужащих срочной службы по письменным заявкам руководителей учреждений (командиров воинских частей).

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ:

Музей является общественной организацией, использующей систему фейс-контроля и дресс-кода посетителей.

Установленные Правила разработаны в целях безопасности посетителей и персонала с учетом специфики Музея.

Внутри отсеков ПЛ и на прилегающей территории (акватории) ведется видеонаблюдение.

1. На борт подводной лодки не допускаются:

— лица в состоянии алкогольного, токсического, или наркотического опьянения (по мнению администрации);

— лица, агрессивно ведущие себя по отношению к другим посетителям, или персоналу (по мнению администрации);

— лица, склонные к совершению противоправных действий в отношении посетителей, персонала или имущества музея (по мнению администрации);

— лица, в неопрятной, рваной или грязной одежде и обуви; лица с животными.

— лица, с объемными предметами (чемоданы, сумки, рюкзаки, коробки, тележки, коляски, самокаты и.т.п.);

— дети до 14 лет без сопровождения взрослых;

2. На борту подводной лодки запрещается:

— курить и пользоваться открытым огнём;

— приносить и распивать спиртные напитки;

— приносить стеклянные бутылки;

— оставлять мусор;

— пытаться открывать двери в закрытые помещения;

— прыгать в проемы круглых переборочных дверей;

— заходить в огороженные пространства.

3. Фото, видео и аудио съемка (запись) разрешена исключительно непрофессиональной техникой без штативов и моноподов (селфи-палок).

4. Экскурсии в отсеки «С-189» проводятся исключительно в составе групп в сопровождении сотрудника Музея. Начало экскурсий каждый час: в 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00, 18.00. Средняя продолжительность экскурсии 30 минут.

5. При проведении детских экскурсий каждые восемь детей должны сопровождаться двумя взрослыми.

6. Одновременно в отсеках подводной лодки могут находиться не более двадцати посетителей, при этом в любом одном отсеке одновременно могут находиться не более десяти посетителей Музея.

7

Обращаем внимание посетителей: на борту ПЛ «С-189», а также на плавучем причале, к которому пришвартована лодка, нет туалетов. Ближайший туалет находится на набережной напротив ПЛ

В случае нарушения настоящих Правил администрация оставляет за собой право:

– производить видео-фотофиксацию нарушителя; – УДАЛИТЬ нарушителя из Музея; – установить в отношении нарушителя ЗАПРЕТ на дальнейшее посещение Музея; – передать нарушителя сотрудникам охранного предприятия или полиции.

Как добраться до музея

Чтобы добраться до музея, необходимо сесть на Таганско-Краснопресненскую линию метро и выйти на станции Сходненская. Далее можно пройти пешком по Химкинскому бульвару в восточном направлении до улицы Свободы и берега Химкинского водохранилища. Расстояние – около 1 км. Это расстояние можно проехать и на автобусе №96, троллейбусе №70 или маршрутке №878К, выход – на остановке Захарково. Также можно добраться до музея на троллейбусе №70К и выйти на остановке Улица Свободы.

Кроме того, пассажиры метро могут доехать до станции Планерная и уже оттуда добраться до музея на автобусах маршрутов №102 и №678. Выход – на остановке Захарково.

История музея

В 1999 году представителями общества ветеранов морского военного флота РФ было подано прошение к столичной мэрии с просьбой создать военный исторический комплекс. В 2003 году в ответ на обращение лодку доставили в водохранилище Химки в Московской области. Акватория стала местом постоянной стоянки субмарины. В 2006 году она получила статус музея.

В следующем году экспозицию дополнили рядом оригинальных экспонатов, в числе которых: экраноплан «Орленок», предназначенный для высадки десанта, и штурмовой катер «Скат». Катер оснащен ходовой рубкой с улучшенной обтекаемостью, наполовину утопленной в корпус. Морские пехотинцы десантировались из «Ската» через откидывающиеся двери.

На сегодняшний день туристам доступна к осмотру только наружная часть катера. «Орленок» является уникальным симбиозом корабля и самолета, который способен передвигаться над водной и ледяной поверхностями, а также по суше для высадки десантных войск. Гибрид развивает скорость до 400 км/час, и может пролететь до 1,5 тыс. км без дозаправки.

С зимы 2010 года каждому желающему доступна возможность попробовать собственные силы в качестве пилота экраноплана. Для этих задач гостям музея доступен тренажер, позволяющий виртуально пилотировать субмарину.

История музея

Своими корнями музей уходит еще в 90-е годы, когда московские ветераны ВМФ обратились к правительству Москвы с ходатайством о создании музейного комплекса, посвященного флоту. Тогда прошение было удовлетворено, однако до создания музея оставались еще долгие годы. В качестве главного экспоната была выбрана дизель-электрическая субмарина «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б «Сом», выведенная из штата флота в 1998 году и позже выкупленная властями столицы. В 2000 году субмарина была отправлена на завод «Севмаш» в Североморске для переоборудования, после которого оставалась на стапеле завода в течение нескольких лет.

Первоначально планировалось, что подлодка будет установлена на Кремлевской набережной, затем планировалось ее размещение в Парке имени Горького или на набережной Тараса Шевченко. Наконец, для нее было выбрано окончательное место в парке «Северное Тушино» на северо-западе столицы в прибрежных водах Химкинского водохранилища. Это решение было подкреплено постановлением правительства Москвы №969-ПП от 18.11.2003. Именно этот день можно считать и датой основания музея.

Однако до окончательной установки подлодки прошло еще несколько лет. Лишь 26 июля 2006 года состоялось открытие Музея ВМФ, частью которого стал музей «Подводная лодка», размещенный в переоборудованной субмарине. Позднее комплекс музея был расширен за счет других объектов ВМФ: экраноплана «Орленок» и штурмового катера «Скат».

Описание достопримечательности

Музей «Подводная лодка» в Москве создан на субмарине, выполнявшей раньше боевые задачи. Он наглядно знакомит с обстановкой, в которой приходится постоянно находиться морякам-подводникам по долгу своей службы. Благодаря посещению музея, можно досконально прочувствовать все сложности несения службы под водой.

История создания

Идея создания музейного комплекса появилась в 90-е годы прошлого века. В то время ветераны МВФ составили ходатайство, в котором просили руководящие органы Москвы создать на территории города музей, посвященный флоту. Несмотря на то что прошение было удовлетворено властями, к созданию проекта приступили лишь спустя несколько лет. При выборе основного экспоната правительство остановилось на дизель-электрической подлодке «Новосибирский комсомолец» Б-396. Этот объект в 1998 году был выведен из штата флота, а через некоторое время выкуплен столичной властью.

В 2000 году субмарину перевезли в Североморск на предприятие «Севмаш» с целью переделывания под музейный экспонат. После этого судно на протяжении нескольких лет находилось на специальной заводской платформе (стапеле).

Изначально предполагалось установить субмарину на Кремлевской набережной, чуть позже — на набережной Тараса Шевченко или в зеленой зоне имени Горького

В конечном итоге внимание властей привлек парк «Северное Тушино» и они остановились на этом варианте. Место находится на берегу Химкинского водохранилища, расположенного в северо-западном районе Москвы

По этому поводу московскими органами власти было выпущено распоряжение № 969-ПП от 18.11.2003 . Эту дату принято считать днем создания музея на реке, который стал не менее популярным, чем музей Тропинина.

Промежуток между выбором места для субмарины и ее установкой составил еще несколько лет. И только 26 июля 2006 года Музей ВМФ можно было официально считать открытым. Его частью стал музейный комплекс «Подводная лодка», который удачно разместили на переоборудованном судне. Чуть позже музей смогли расширить, добавив к нему такие объекты:

  • штурмовой катер «Скат»;
  • экраноплан «Орленок».

Экскурсия внутри субмарины

Объект «Подводная лодка» представляет собой судно, состоящее из семи отсеков, его длина составляет 90 метров. Субмарина установлена на специально сооруженном для этой цели помосте. Благодаря ему, судно удалось приподнять над водой на 4 метра. Такое решение предоставляет гостям возможность рассмотреть не только расположенные выше ватерлинии части подлодки, но и рулевой комплекс винтов. Управление судном происходило, благодаря этому узлу.

Чтобы туристам было удобнее перемещаться внутри субмарины (поскольку среди них могут быть инвалиды), в лодке были проведены работы по переоборудованию. В связи с этим практически все люки, расположенные между отсеками, переделали на проходы. Тем не менее экспонат в точности соответствует боевому судну. Все его отсеки были сохранены, также оставили в целостности торпедные аппараты. Здесь же размещены несколько обезвреженных торпед и мин.

Во время экскурсии посетители узнают много интересного о нелегкой, но в то же время увлекательной службе подводников. В музее почти каждый экспонат разрешено трогать руками, экскурсанты могут позвонить в судовой колокол, попытаться за одну секунду преодолеть люк или посидеть в рабочем кресле штурмана. Все это вызывает у детей восторг, взрослые тоже с удовольствием знакомятся с обустройством субмарины.

Туристам предоставляется возможность исследовать каюты моряков и рубку управления. Кроме того, они могут произвести осмотр медицинского изолятора, увидеть своеобразный душ и отхожее место для экипажа (гальюн). Большое оживление обычно наблюдается в торпедных отсеках, где находятся боеприпасы. Не менее интересны и костюмы водолазов. Взрослых привлекают отсеки, отвечающие за жизнедеятельность подводной лодки и ее способность маневрировать. В них расположена система, обеспечивающая судно воздухом, навигационное оборудование, радиорубка и рубка гидроакустики.

В самой субмарине представлены фигуры моряков, одетых в тельняшки или военную морскую форму. На заднем участке корпуса (кормовой части) перед глазами неожиданно возникает кок в поварском халате. На территории музейного комплекса находится сувенирная лавка. В ней можно приобрести книги по морской тематике, а также различные памятные подарки. Перед подлодкой установлено несколько радарных систем и торпеда. В этом музее можно увидеть настоящий Андреевский флаг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector