Методы географических исследований

Содержание:

Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований

Что вы помните из предыдущих курсов географии о сравнительном методе исследования?

Почему этот метод является одним из самых основных и древних методов исследований в географии?

   Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод* – дрeвний метод познaния гeогрaфической реaльности, является сквозным и используeтся при рeшeнии тeорeтических и приклaдных зaдaч гeогрaфии.   Этот метод является традиционным для географии. Он лежит в основе многих методов географических исследований: полевых, статистических, аэрокосмических методов классификации. Суть метода заключается в сравнении разнообразных территорий и географических явлений между собой, выделении сходства и различия.   В далеком прошлом сравнительный метод заключался в зрительном сопоставлении различных территорий. Сейчас сравнение является более достоверным, т.к. опирается на большое количество разнообразных данных, методов и технических средств.   ​Основоположниками сравнительного метода в науке считают Карла Риттера и Александра Гумбольдта.   Метод сравнения стал одним из универсальных методов географии. Он помогает осуществлять индивидуализацию*, 

типизацию*, дифференциацию, обобщение изучаемых объектов и явлений.   ​Во всех отраслях географии метод находит широкое применение. В физической географии сравнение применяется при характеристике рельефа, геологических и тектонических структур, климата, рек, природных комплексов и зон, тепловых поясов, физико-географического положения и т. д. В социально-экономической географии при характеристике стран и регионов, районов и городов, территориально-производственных комплексов (ТПК), энерго-производственных циклов (ЭПЦ), экономико-географического положения (ЭГП), отраслей хозяйства, промышленных центров и др. Большое применение этот метод находит в страноведении.   В сравнительном методе различают две важных операции: операции отождествления и различения. Сравнение может быть полным и неполным (рис. 5). При пeрвом из них осущeствляются обe эти опeрaции, при нeполном однa из них. 

  • Историко-геогрaфичeский метод
  • Финансово-геогрaфичeский метод
  • Экономико-геогрaфичeский метод
  • Биолого-геогрaфичeский метод
  • Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод

Разнообразие источников географической информации. Географические карты

Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.

Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:

  • научно-литературные;
  • нормативно-правовые;
  • страноведческие описания;
  • СМИ;
  • Картография (карта — географическая информация);
  • итоги наблюдений и исследований;
  • статистика;
  • архивы;
  • ГИС (географические информационные системы);
  • электронные источники, компьютерные технологии;
  • данные различных мониторингов;
  • результаты социальных исследований и другие.

Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты. 

Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.

Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.

Географическая карта — «второй язык» географии

Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.

Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.

Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:

по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);

  • по территориальному охвату (карты мира, географическая карта России, карты морей и океанов, карты государств, карты областей и т.д.);
  • по назначению (учебные, туристические, военные, навигационные и другие);
  • по содержанию (тематические и общегеографические).

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).

План описания географической карты: чтение источника информации

Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Название карты;
  2. Масштаб (к какой группе относится — крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные);
  3. Территориальный охват (географическая карта мира, России, материка);
  4. Содержание. Общегеографические карты или тематические;
  5. Что изображено и каким способом?
  6. Какие знания можно получить при работе с этой картой?

Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

  1. Метод моделирования.

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

— изучение территориальной организации;

— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

  1. Статистические методы исследования. Дают количественную характеристику процессов, объектов, явлений. Как пример можно привести исследования климата. Здесь важны количественные показатели солнечного тепла, осадков, минимальной и максимальной температуры за период. В социальной географии — это рождаемость, смертность, прирост населения и др.
  2. Исторический подход. Географы очень широко используют данный метод. Исторический подход необходим в географии для выявления природных изменений с течением времени. Например, с его помощью можно сделать прогноз развития рельефа местности, на котором ведется хозяйственная деятельность.
  3. Метод наблюдений. Старейший метод, но актуальный по сей день. Проводятся с какой-либо конкретной целью: наблюдение за состоянием окружающей среды, за метеорологическими условиями, за изменением среды под влиянием человека и т.д.
  4. Методы полевых исследований на местности. Один из классических методов исследования в географии, дающий самую ценную географическую информацию. Результаты таких исследований, увиденные своими глазами природные явления, фиксируются в описаниях. Также при проведении полевого исследования ведется сбор образцов (почвы, минералов, растительности и т.д.), все это впоследствии представляет собой ценный фактический материал и становится предметом изучения.
  5. Методы картографирования. Данный способ получения географической информации позволяет наглядно описывать природные явления и объекты. Любое исследование в географии начинается с изучения и анализа карты, а завершается внесением дополнений в старые карты или созданием новых. Карта, если уметь ее читать, может дать большой объем информации о нужном объекте. Особенно выделяется метод экологического картографирования тем, что его результат осуществляет экологическую оценку изображаемой территории. По такой карте легко можно оценить состояние окружающей среды.
  6. Сравнительный метод. Метод сравнения выявляет сходства и различия процессов, состояний, свойств объектов географической среды с целью дальнейшего прогнозирования изменений (возможных), которые могут произойти со временем с этим объектом.  
  7. Аэрокосмические методы. Аэрокосмический метод позволяет прогнозировать и предотвращать техногенные катастрофы. Используется для составления и уточнения топографических карт и наблюдения за состоянием природной среды.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее

А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Традиционные методы

Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.

Наблюдение

Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.

Картографический

Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

Статистический

Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.

Исторический

Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.

Сравнительный

В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.

Свойства карты

   Основными свойствами карты, как наиболее распространенной географической модели являются абстрактность, избирательность, синтетичность, метричность, однозначность, непрерывность, наглядность, обзорность, геометрическое подобие и географическое соответствие.    Свойства карты хорошо понятны при сопоставлении с аэро- и космическими снимками. Снимки дают подробный «портрет», копию местности, но без всяких условных знаков. На снимках территория предстает такой, какова она есть. Картографические условные знаки во многом обогащают изображение.

   Они позволяют передать количественные и качественные характеристики объектов (например, указать породы леса, ширину и покрытие автодорог, проходимость болот), отразить объекты, недоступные взору человека (рельеф дна океана, строение земной коры на больших глубинах и т.п.), наглядно показать даже то, что не воспринимается органами чувств (магнитные склонения, аномалии силы тяжести и др.), передать динамику процессов, их ход во времени и перемещение в пространстве (атмосферные вихри, грузопотоки, миграции населения).​

С помощью условных знаков на карте можно представить расчетные показатели и научные абстракции, например, коэффициент рождаемости или степень устойчивости природных ландшафтов к химическому загрязнению.Таким образом, на снимке представлены только факты, а на карте еще и научные понятия, обобщения, логические абстракции.

В самом определении карты обозначены основные ее свойства:

  • математический закон построения – применение специальных картографических проекций, позволяющих перейти от сферической поверхности Земли к плоскости карты;
  • знаковость изображения – использование особого условного языка картографических символов;
  • генерализованность карты – отбор и обобщение изображаемых объектов;
  • системность отображения действительности – передача элементов и связей между ними, отображение иерархии геосистем.

Картографический метод

Картографический метод — определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений. Все параметры объектов и явлений наносят на карту. На протяжении всей истории человечества карта была одной из форм представления информации (рис. 3).

Первые графические изображения местности люди создавали уже 2— 3 тыс. лет до н.э. Это наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. Народы, населяющие многочисленные острова Тихого океана, делали карты из морских раковин и черенков пальмовых листьев.

Широкое распространение получили карты в Римской империи. Ими пользовались для организации и проведения военных походов.

Позднее появилась картогра́фия — наука о создании и использовании географических карт.

Расцвет картографии в Европе начался в XV веке. Это был период Великих географических открытий. По мере открытия новых земель карты становились всё более точными. Они были необходимы штурманам кораблей, купцам, военным. С помощью карт они находили нужный курс и маршрут. Впрочем, подробный разговор о картах ждёт нас впереди.

Сравнительно-географический метод исследования в современной экономической и социальной географии

Вспомните, кто из ученых активно использовал в своих исследованиях сравнительный метод?  

М.В. Ломоносов (1711–1765)

А.И. Воейков (1842–1916)

   Сравнительный метод широко использовали в своих исследованиях М.В.Ломоносов, П.П.Семенов-Тян-Шанский, И.М.Пржевальский, А.И.Воейков, В.В.Докучаев и другие классики географической науки.   В экономической и социальной географии этот метод позволяет сравнивать различные страны, экономические районы, города, промышленные узлы и центры, типы сельского хозяйства и другие экономико-географические объекты по их развитию, специализации, функциям, которые они выполняют.   Метод сравнения заменяет в социально-экономической и политической географии эксперимент и позволяет решить вопросы проблем типологии изучаемых явлений. Пространственное разнообразие мира устанавливается и изучается с помощью сравнительно-географического метода. Выделяя главное и второстепенное, распространенное и уникальное, старое и новое, необходимо  заниматься сравнением.

   Основные правила сравнения географических объектов:

  • сравниваются объекты, между которыми существует какая-либо общность;
  • сравнение должно проводиться по наиболее важным особенностям объектов;

​   Сравнения часто используются географами при анализе динамических процессов. Это могут быть демографические, миграционные, экологические, политические и другие процессы, происходящие в разных странах и регионах мира, отдельных районах страны.   ​При таких сравнениях целесообразно использовать эталоны рациональной организации стран и территорий (по природным зонам, экономическим районам), с учетом экологических, эстетических и других признаков. Государственная региональная политика Республики Казахстан, как и других стран не может развиваться без целенаправленного применения сравнительного метода исследований.

​   Сравнительно-географический метод исследования выявляет:

  • географические особенности развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и возможностями стать «точками роста» для страны и отдельных ее районов;
  • направления путей поддержки регионов экологического бедствия, высокого уровня безработицы, острых демографических и миграционных проблем;
  • участие в разработке научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования;
  • анализ и прогноз экономических связей между предприятиями пограничных районов Казахстана и соседних государств ближнего и дальнего зарубежья.
  • К. Риттер
  • А. БЕРГ
  • А. Гумбольдт
  • Ш. Валиханов
  • С. Неуструев
  • П.П. Семенов

Где и кем смогут работать выпускники

Николай Куричев

После выпуска перед бакалавром открывается две дороги — продолжить научную работу и стать ученым или применить свои знания в прикладных областях: создать свой бизнес, сделать карьеру в корпоративном секторе или на государственной службе. Наша программа дает свободу выбора обоих вариантов.

Подготовка в России нового поколения географов — одна из ключевых целей нашего факультета. Мы ориентируемся на подготовку исследователей, способных получать научные результаты мирового уровня, публиковаться в лучших международных журналах, сотрудничать с ведущими зарубежными университетами.

Но все же подготовка исследователей — задача не столько бакалавриата, сколько магистратуры (которая появится на факультете до того, как наши первые студенты окончат бакалавриат) и аспирантуры. Кроме того, учеба у нас может открыть выпускникам путь к поступлению в ведущие зарубежные вузы и на магистерские программы смежных факультетов Вышки.

Мы понимаем, что большинство наших выпускников пойдут не в академические исследования, а в бизнес и государственное управление, и должны иметь соответствующие для этого навыки. Студенты получат их на нашей программе и смогут применить в профессиональной деятельности.

Объем пространственных данных за последние 10 лет вырос на порядки и продолжает стремительно увеличиваться. На их основе создаются геоинформационные системы (ГИС) и множество различных сервисов, геоаналитика стала неотъемлемой частью самых разных видов бизнеса. ГИС-аналитик (Spatial Data Scientist), разработчик ГИС-приложений, специалист по визуализации пространственных данных и геоинфографике, эксперт по использованию космических снимков — это лишь немногие из профессий в этой сфере.

Другое прикладное направление — пространственные отраслевые и региональные исследования. Это локационные решения (где размещать предприятие или точку сбыта?), логистические (как оптимизировать транспортировку сырья, компонентов и готовой продукции?), геомаркетинговые (где выгоднее продавать товары и услуги, какие именно, когда и по какой цене?). Возможные профессии здесь — инвестиционный аналитик в промышленных компаниях, ритейле и девелопменте, консультант по локационным решениям, эксперт в области региональной политики.

Есть еще и экологическое направление, в том числе связанное с управлением природными ресурсами. «Зеленая» тематика — это не только риторика, но и огромные и быстро растущие отрасли: углеродные рынки, рынки энергоэффективного оборудования, экологически чистых материалов и технологий и проч.

Без экологической экспертизы не может быть реализован ни один инвестиционный проект. Без специалистов по экологическому праву не может обойтись ни одна крупная компания, работающая на международных рынках.

Риск-менеджер в управлении природными рисками, специалист по управлению водными и лесными ресурсами, консультант в области устойчивого развития территорий, эксперт по экологическому праву или экологическому аудиту — все эти профессии будут становиться все более востребованными и в мире, и в России. Кроме того, наши студенты получат навыки проведения и организации различных видов инженерных изысканий при проектировании и строительстве.

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Эратосфен Киренский 

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

  • Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.

Карта Эратосфена — Обитаемая Ойкумена 

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Задачи современной географии

Конечно, ушли в прошлое времена, когда дневниками путешественников зачитывались больше, чем приключенческими романами. Да и так ли много различий между ними? Пожалуй, только одно: в дневниках не было вымысла. Что же осталось?

Представьте себе, что географией по-прежнему интересуются и серьезно занимаются крупные научные умы и большие институты, издаются журналы, кипят нешуточные страсти на конференциях и съездах. Не верите? А зря. Просто сейчас география приобрела новый облик, изменились ее цели и задачи. Впервые в истории человечества в сферу географических интересов включены вопросы экологии, климата и даже космического пространства. В географической оболочке все взаимосвязано, и если мы хотим сберечь нашу планету, то надо постигать законы, по которым она живет. Это и есть задачи новой географии.

Также об истории географии смотрите в статье Развитие картографии

Поделиться ссылкой

Описательный метод

Вспомните, что означает слово «география». Землеописание… Описание морей, равнин, гор, стран и народов — с этого начиналась географическая наука. Описание стало её первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: «Где расположено?», «На что похоже?», «Какие имеет особенности?». На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. Результаты наблюдений исследователи сравнивали, выявляли сходства и различия объектов и явлений. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.

В чем главная особенность бакалаврской программы, которую открывают Вышка и Институт географии РАН

Ольга Соломина

Наша программа призвана запустить новый формат высшего географического образования в России. Мы будем готовить специалистов, находящихся на мировом уровне исследований и востребованных в прикладных областях — в сфере работы с пространственными данными, в геомаркетинге, в экологическом менеджменте и так далее.

Программа предлагает «пересборку» частных географических дисциплин в три широких направления (специализации). Это обеспечит концентрацию на современных теоретических подходах, на наиболее актуальных методах фундаментальных и прикладных географических исследований.

Этим инструментам их будут учить практики, работающие в этих сферах деятельности — и не только в аудиториях, но и в ходе реализации проектов и стажировок. Но, конечно, среди наших преподавателей есть и действующие ученые, которые проводят исследования мирового уровня, печатаются в международных журналах, руководят научными проектами, в которых студенты также смогут получить исследовательский опыт.

С первого года обучения часть занятий будет проходить в Институте географии РАН, а затем студенты будут поэтапно включаться в работу лабораторий при поддержке научных руководителей. Студенты получат доступ к оборудованию лабораторий, к уникальному массиву данных, включая архив аэрокосмических снимков, к научному архиву и библиотеке института.

Кроме того, мы формируем сеть партнеров как среди исследовательских и некоммерческих организаций, так и в бизнесе. Наша цель не только в том, чтобы выпускники получили качественное образование (что ценно само по себе)

Не менее важно, чтобы наши выпускники высоко котировались в целевых сегментах рынка труда и ясно видели будущие треки своей профессиональной деятельности

Современные способы

География, как и любая другая наука, постоянно развивается. Это предполагает появление сравнительно новых способов исследований. К современным методам относят:

  1. Дистанционные явления. Изучение аэрокосмических картин и составление карт планеты благодаря летальным аппаратам.
  2. Географический прогноз и моделирование. Метод позволяет определить состояние геосистемы, помогает спроектировать их состояние в будущем.
  3. Информационный. Позволяет создавать подробную базу данных из той информации, что передаётся метеорологическими станциями и космическими спутниками.

Экономико-математические

Современные и традиционные методы позволили основать целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучить явления и процессы, взаимосвязанные со всей системой на протяжении длительных периодов.

Экономико-математический способ основан на использовании компьютерных систем.

Это позволяет за короткий промежуток времени обработать большое количество информации в следующих областях исследований:

  1. География населения. Изучение населения, прогнозирование воспроизводства, использование трудовых ресурсов, миграции.
  2. Системы расселения. Плотность населения и их развитие, инфраструктура.
  3. Территориально-производственные системы. Позволяет нарисовать рисунок развития и размещения отраслей, социально-экономические зоны.

Географическое районирование

Метод основывается на условном делении территории на части (районы) по определённому признаку или группе. Районирование связывают ещё с двумя понятиями: зонирование и ареалирование.

Первое означает разделение на зоны по интенсивности или плотности какого-либо признака. Второе понятие говорит о разделении на ареалы по единому свойству.

Результаты районирования позволяют разграничить территории контурами. Этот метод применяется к самым разным признакам. Например, особенности ландшафта, климатические условия, отрасли народного хозяйства.

Прогнозирование и его виды

Благодаря количеству знаний и пересечению наук в географии для решения проблем практикуются ко́мплексные и долгосрочные общегеографические прогнозы. Они являются предположением какого-либо явления в будущем. Получение прогнозов заключается в изучении определённых исследований, что делает их определённо вероятными.

Географические прогнозы совершаются в двух направлениях:

  1. Состояние природы и её влияние на человеческую жизнь.
  2. Положение социальной и производственно-территориальной среды.

Длительность исследований влияет и на долгосрочность прогноза. Они бывают:

  • оперативный (месяц);
  • краткосрочный (от 1 до 12 месяцев);
  • среднесрочный (1—5 лет);
  • долгосрочный (5—15 лет);
  • сверхдолгосрочный (от 15 лет).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector