Мариинский театр: ожидания и реальность
Содержание:
- Прочие факты
- [править] Главные дирижёры театра
- Когда звезды не сошлись
- Искусство развело мосты и… зрителей
- Театр имени императрицы
- Мариинский театр в наши дни
- О любви и женском вероломстве
- Фестивали
- Знаменитая мастерская
- Известные танцоры
- Призраки оперы
- Древнегреческий театр
- Интересные факты
- История
- Танцоры
- «Голубые» страсти
- Михайловский театр
- Пара слов об этикете
Прочие факты
- Во время блокады Ленинграда труппа театра выступала в Перми. Именно там состоялась премьера балета «Гаянэ».
- Лучшим местом в зале для просмотра оперы считается третий ярус из-за акустики, а для балета – первый ярус, так как там лучше виден танцевальный рисунок.
- Мариинский театр – первый в России, в котором стали исполнять зарубежный репертуар, например, оперы Вагнера.
- Хоть Мариинский театр и был одним из придворных театров, его зал сильно отличается от остальных. Обычно при их оформлении использовали красный цвет в сочетании с золотом, а для Мариинского театра был выбран цвет морской волны.
- У театра есть филиалы во Владивостоке и Владикавказе.
- В оперной труппе Мариинского театра свою карьеру начинала Анна Нетребко.
- Мариинский театр стал первым в мире, кто транслировал оперу онлайн. Это произошло еще в 1999 году во время исполнения «Пиковой дамы». Вновь опередить всех коллег ему удалось в 2010, когда была организована первая 3D-трансляция балета.
- Планировала, что здесь будут ставить не только оперу и балет, но и драматические спектакли. Поэтому посетители могут увидеть в зале портреты таких драматургов, как Фонвизин, Островский, Гоголь.
[править] Главные дирижёры театра
Как уже было сказано, своя собственная труппа появилась в Мариинском театре только после революции 1917 года, до того он входил в структуру императорских театров, и артисты императорской труппы работали в помещениях разных театров, входящих в общую императорскую структуру.
А вот оркестры в каждом театре были свои, это же продолжилось и в советские годы.
В разные годы оркестр Мариинского театра возглавляли (в скобках даны годы деятельности в занимаемой должности):
- Константин Николаевич Лядов (1860―1869)
- Эдуард Францевич Направник (1869―1916)
- Эмиль Альбертович Купер (1919―1924)
- Владимир Александрович Дранишников (1925―1936)
- Арий Моисеевич Пазовский (1936―1943)
- Борис Эммануилович Хайкин (1943―1953)
- Сергей Витальевич Ельцин (1953―1961)
- Александр Игнатьевич Климов (1961―1967)
- Константин Арсеньевич Симеонов (1967―1975)
- Виктор Андреевич Федотов (1975―1976)
- Юрий Хатуевич Темирканов (1976―1988)
- Валерий Абисалович Гергиев (с 1988)
Когда звезды не сошлись
Проходящий в Мариинском театре из года в год фестиваль «Звезды белых ночей» за свою историю превратился из суперсобытия в мире культуры в изматывающий марафон, спектакли которого далеко не всегда соответствуют фестивальному статусу. И более того, как правило, ничем не отличаются от текущей мариинской афиши. Но преподносится всё это пиарщиками «Белых ночей» как нечто исключительное и требующее немедленного приобретения билетов.
На самом деле рецепт верстки фестивальной программы прост: одно выступление Анны Нетребко (в последние сезоны непременно «украшенное» бэк-вокалом ее супруга Юсифа Эйвазова), две-три премьеры собственного производства, пара балетных гала, из которых одно непременно сорвется и на которые уже не приезжают, как раньше, мировые балетные звезды.
Оперных звезд межконтинентального масштаба – также с гулькин нос. Всё больше завсегдатаи «Белых ночей» – два итальянца: 70-летний бас Феруччо Фурланетто и 78-летний тенор Пласидо Доминго. С последним-то и приключилась недавно громкая скандальная история.
Несмотря на преклонный возраст Доминго, несомненно, остается мировым именем – пусть уже в большей мере из-за уважения к его заслугам и вкладу в оперное искусство. Именно этими факторами и ничем иным можно объяснить то, что петербургская публика с радостью раскупила билеты стоимостью 15 – 20 тысяч рублей на представление оперы «Симон Бокканегра», назначенное на 25 июня 2019.
Уже после того, как зрители заняли свои места, стало известно, что Доминго выступать не будет – он якобы заболел. Действительно, «Инстаграм» «золотого» тенора свидетельствовал: буквально накануне Пласидо за кулисами театра Ла Скала молодецки позировал пьющим шампанского прямо из горла. А много ли нужно для пожилого человека?
Счастье еще, что певец быстро поправился и, если верить всё тому же официальному «Инстаграму», – блистал в «Травиате» на сцене Баварской оперы уже 28 июня.
В этой стандартной ситуации (вспомним также экстренную «болезнь» Анны Нетребко, помешавшую ей принять участие в бесплатном, по счастью, концерте, посвященному Дню города и последовавшие потом фоторгафии с курорта), удивляет лишь энтузиазм меломанов, скупивших все дорогущие билеты на Доминго.
Вдумайтесь: билеты в Мариинку стоили по 15-20 тысяч. В то же время в календаре тенора значатся выступления в августовском концерте на Арена ди Верона (от 1950 рублей по текущему курсу) и октябрьский «Макбет» в Метрополитен-опере (от 3 360 рублей).
На того же «Симона Бокканегро», который пройдет в будущем марте в Гамбургской опере с участием Доминго, доступны билеты от 7 (!) евро – это 500 рублей.
Воистину, счастливы люди, не считающие денег, – ведь даже с билетами в Европу поклонение таланту Доминго обойдется не в пример дешевле, чем в Мариинском театре.
Искусство развело мосты и… зрителей
Но ладно бы заплатить деньги и услышать вожделенную звезду. Посетители Мариинки остались и без Доминго, и без компенсации стоимости билетов. Заявления на возврат средств в театре приняли только у самых настырных и подсуетившихся – тех, кто сразу же покинул зал.
Соцсети переполнены яростными отзывами одураченных зрителей. Есть и вполне разумные, написанные не на эмоциях. Вот, например:
Примерно такую же реакцию вызвал и другой провальный вечер в Мариинском театре.
На 29 июня в афише были заявлены два события с участием маэстро Валерия Гергиева. В 15 часов худрук Мариинки должен был дирижировать премьерным «Тангейзером» в Концертном зале, а в 21 час должен был начаться Гала-концерт лауреатов конкурса Чайковского в Мариинском-2.
Опера Вагнера мало того что сложнейшее сочинение, так еще и длится более четырех часов. А после – финальный концерт одного из ведущих мировых классических конкурсов.
Оценки очевидцев крайне жестки: эта музыкальная гонка неизбежно повлияла на качество, а фирменное опоздание маэстро на концерт вынудило многих слушателей покинуть Новую сцену задолго до окончания праздника музыки. Людям пришлось уйти раньше времени из-за разведения мостов, и концерт они не дослушали.
– написал в «Фейсбуке известный музыкальный критик Вадим Журавлев.
Новые оттенки и эмоции добавили в обсуждение рядовые посетители:
Театр имени императрицы
На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.
Мариинский театр в XIX веке
Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста
В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время
Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.
Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.
Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.
Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.
В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.
Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.
Мариинский театр в наши дни
Репертуар Мариинского театра включает произведения золотого фонда оперной и балетной классики. Одновременно ведутся поиски новых форм балетного и оперного искусства. В последние годы театр осуществил совместные постановки с крупнейшими театрами мира: Ковен Гарден, Опера де Бастиль, Ла Скала, Ла Фениче. Под руководством В. Гергиева Мариинский театр стал лучшим музыкальным театром России. Оперная и балетная труппы — сильнейшие среди отечественных и зарубежных коллективов. В театре работают талантливые артисты, многие из которых стали мировыми звёздами: певицы О. Бородина и А. Нетребко, балерины У. Лопаткина и Д. Вишнева и др. Купить билет в Мариинский театр не просто, но возможно, лучше — заранее (стоимость билетов от 400 до 2500 рублей, на отдельные спектакли до 6000 рублей).
Вторая сцена Мариинского театра была построена в 2013 году. Это современное здание расположено за старым зданием, на другом берегу Крюкова канала.
В 5-ти минутах ходьбы от Театральной площади, по адресу ул. Писарева 20, расположен Концертный зал Мариинского театра, который отличается потрясащей акустикой.
В настоящее время (2017 г.) часть площади отгорожена, там ведется строительство вестибюля станции метро «Театральная».
- Подробно про Мариинский театр (главное здание)
- Подробно про Мариинский-2 (новое здание)
- Подробно про Концертный зал Мариинского театра
- Театры Санкт-Петербурга — практическая информация
О любви и женском вероломстве
Не будем ханжами, никогда театры не имели ничего общего с институтом благородных девиц. Оно и понятно: красивые женщины, великолепные мужчины, страсти, темперамент, слава, молодость — согласитесь, коктейль безумный. Наша Мариинка — совсем не исключение. Нет, конечно, до московского Большого театра нам далеко. Никто кислотой не кидается, балерин с ожирением и скандалом не выгоняют, однако порассказать и нам есть что.
Вспомним хотя бы XIX век… Любовницы из балетных были у каждого уважающего себя господина. Удивляться тут нечему: времена поп-групп, выступающих в нижнем белье, еще очень далеко, и максимум, на что удавалось полюбоваться — это щиколотка барышни, мелькнувшая при мазурке. А тут, прямо на сцене, прекрасное эфирное создание «быстрой ножкой ножку бьет». Ну и где же еще, как не здесь, состоятельному респектабельному мужчине искать себе даму сердца? Примеров множество, вот хотя бы генерал-губернатор Санкт-Петербурга Милорадович отправился на встречу собственной смерти на Сенатскую площадь прямо из постели любимой танцовщицы. Да и среди императорской семьи было множество столь же ревностных «ценителей» балета.
Вот только не вздумайте представлять себе самих балерин как невинных жертв мужского вероломства. Многие из этих подданных Терпсихоры были те еще штучки. Вы наверняка слышали о старой балетной традиции проверять пуанты перед выступлением. Там вполне могло оказаться битое стекло — жестоко, хотя и банально. Гораздо изобретательнее была несравненная Матильда Кшесинская, блистательная танцовщица и любовница цесаревича и нескольких великих князей. Во время танца конкурентки она не побоялась выпустить живых кур на сцену, и той пришлось заканчивать его среди кудахтающих птиц и разлетающихся перьев. «О женщины, коварство ваше имя».
На фото Матильда Кшесинская
Фестивали
Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.
Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.
Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:
- балетный «Мариинский»
- оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
- современной музыки «Новые горизонты»
Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»
Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают
Знаменитая мастерская
В одном из залов Мариинского театра художник Александр Головин обустроил свою мастерскую. Она стала широко известна благодаря двум событиям.
Во-первых, здесь разгорелся публичный скандал с участием поэтов Гумилева и Волошина. Гумилев был влюблен в поэтессу Елизавету Дмитриеву, но она была помолвлена, поэтому отвергла его. Не сумев спокойно принять отказ, Гумилев стал распространять слухи о том, что у них с Дмитриевой роман. Ее жених же в это время был в армии, поэтому за честь девушки вступился ее друг Максимилиан Волошин. В мастерской Головина он при большом скоплении людей дал Гумилеву пощечину. Это привело к дуэли. По ее итогам никто не пострадал – у одного из оппонентов случилась осечка, а второй промахнулся.
Во-вторых, именно в этой мастерской Головин написал знаменитый портрет Федора Шаляпина в образе Бориса Годунова. Певец позировал сразу после того, как отыграл очередную постановку оперы. Эта картина входит в экспозицию Русского музея.
Сейчас в мастерской Головина изготавливают декорации для спектаклей.
Известные танцоры
|
|
|
|
Призраки оперы
Есть в Мариинке и свои привидения. Я слышала историю о бабушке в красном пиджаке. В советские годы униформа работниц театра была красной, и, видимо, одна из билетерш так любила родной театр, что не захотела покидать рабочее место и после смерти. Сейчас костюмы работников имеют цвет морской волны, так что если вы вдруг обнаружите, что программку вам протягивает бабушка в красном пиджаке, срочно бросайтесь от нее с криками «чур меня».
Вероятно, скоро в театре появится еще одно привидение. Заочно его уже назвали «призрак оперы» — очень оригинально, надо признать. В мае 2013 на чердаке театра нашли тело молодого самоубийцы, который пропал аж в октябре.
Древнегреческий театр
Греция издревле была родиной театров, от чего развилась культура театральных постановок в других странах мира. Этот вид культуры является популярным и в наше время.
- Жанров в древнегреческом театре было два – сатира и драма.
- Актёрами, а также зрителями всегда были только мужчины.
- Греческим мужчинам предписывалось обязательное посещение амфитеатров.
- Если у какого-либо гражданина не было денег на это мероприятие, ему выплачивались деньги из государственной казны.
Древнегреческий театр
- Театральные представления проходили длительное время – до нескольких часов, поэтому зрители брали с собой еду и мягкие подушки, чтобы было комфортно сидеть на театральных сеансах.
- Места в театрах зрителями занимались заблаговременно. Они старались не покидать своих мест, иначе можно было их потерять. Длинные сосуды выполняли роль туалета.
Интересные факты
- Во время эвакуации труппы Кировского театра в город Молотов (так тогда называлась Пермь), первые спектакли прошли при полупустых залах и сопровождались ледяным молчанием немногочисленной публики. Постепенно театр приобретал популярность — даже тогда, когда, казалось бы, искусство было не актуально и никому не нужно. Последние спектакли в Молотове, перед возвращением труппы в освобожденный Ленинград, прошли при переаншлагах, грозившим обрушением зрительских балконов.
- Люстра в зрительном зале Мариинского театра в народе называется «Шапка Мономаха». Она весит почти тонну и и состоит из 27 000 деталей.
История
В 80-х годах XVIII века на Карусельной площади был основан Большой Каменный театр — предшественник прославленной Мариинки. Основательница театра, Екатерина II, изначально не предполагала, что его репертуар составят исключительно спектакли в жанрах балета и оперы. В то время на сцене театра проходили музыкальные и драматические постановки, а также разнообразные концерты. На постоянной основе здесь выступали не только российские артисты, но и музыкальные труппы Италии и Франции.
В первые годы XIX столетия были внесены значительные изменения в интерьер и архитектуру театра. Меняющиеся культурные тенденции в стремительно развивающемся городе подсказали архитектору Тома де Томону пути реконструкции здания. Изменения пропорций и архитектурных особенностей поставили театр в один ряд с самыми узнаваемыми достопримечательностями Петербурга, такими, как Адмиралтейство или Биржа.
В 1811 году в обновленном здании случился крупный пожар, от которого сильно пострадали интерьеры здания. Реставрация их потребовала долгих лет работы, театр вновь открылся лишь в 1818 году. После пожара началась блистательная эпоха Каменного театра. Здесь происходит становление прославленного русского балета, многочисленные оперные постановки пленяют взыскательную столичную публику. Среди самых знаменитых поклонников и постоянных зрителей театра можно назвать Александра Сергеевича Пушкина.
Спустя 20 лет театр снова потребовал реконструкции – на этот раз было усовершенствовано сценическое пространство, что благотворно отразилось на акустических возможностях площадки.
В 1859 году произошел пожар в петербургском Театре-цирке, который находился неподалеку от Большого театра. Поскольку здание не подлежало восстановлению, решено было построить вместо него новый масштабный музыкальный театр. Уже через год он открыл свой первый сезон. Новая сценическая площадка получила название «Мариинский театр», связанное с именем императрицы Марии Александровны.
Репертуарная политика нового театра делала упор на оперы русских композиторов, таких как Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка, Чайковский, Рубинштейн. Вместе с художественным ростом Мариинского театра происходит становление русского оперного искусства. Балетные постановки продолжали идти в старом здании. В 1886 году весь репертуар Большого театра переносится в Мариинку, а Каменный театр реконструируется и передается в ведение Консерватории.
Советская власть положила начало новой жизни Мариинского театра. C 1917 года он называется Государственным академическим театром оперы и балета, а позднее получает имя Сергея Кирова. Тридцатые годы привнесли в репертуар театра современные музыкальные произведения — Хачатуряна, Прокофьева, Крейна. На время Великой отечественной войны труппа была эвакуирована в Пермь, где продолжалась работа над новыми постановками. Вернувшись в Ленинград в 1944 году, театр открыл сезон «Жизнью за царя» Глинки.
Свой современный вид здание театра приобрело в период с 1968 по 1970 годы, когда была проведена его генеральная реконструкция.
За два века истории театра на его подмостки выходили величайшие Федор Шаляпин, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников. Здесь творили Юрий Григорович, Леонид Якобсон, Юрий Темирканов.
В 1988 году на пост художественного руководителя пришел Валерий Гергиев, с именем которого теперь неразрывно связан Мариинский театр, вернувший свое историческое название в 1992 году.
Танцоры
Основу балета Мариинского театра составляют артисты:
Руководители
- Екатерина Кондаурова
- Оксана Скорик
- Алина Сомова
- Виктория Терешкина
- Диана Вишнева
- Тимур Аскеров
- Евгений Иванченко
- Кимин Ким
- Игорь Кольб
- Данила Корсунцев
- Ксандер приход
- Владимир Шкляров
- Андрей Ермаков
Первые солисты
|
|
|
Вторые солисты
|
|
|
|
Персонажи-солисты
|
|
Корифеи
|
|
|
|
«Голубые» страсти
Для такой публики, выгуливающей свои наряды в опере, в Мариинском театре, кстати, подобрали и соответствующий репертуар. 9 июля в Мариинском театре прошло концертное исполнение оперы британского композитора Джорджа Бенджамина «Уроки любви и жестокости» с участием западных певцов и Лондонского камерного оркестра. На представлении присутствовал сам автор.
Опера появилась на подмостках Ковент-Гардена в прошлом году и сразу получила поддержку либеральных критиков. А как не поддержать – ведь речь идет о печальной любви короля Эдуарда II и его фаворита Пьера Гавестона. Злое окружение монарха не приняло таких «искренних чувств» и всё закончилось трагически.
Почитаем отзывы зрителей:
А вот – апофеоз зрительской благодарности:
Нужны ли еще какие-нибудь слова, посвященные этой премьере? На наш взгляд – нет.
Михайловский театр
Михайловский театр получил прозвище культурной жемчужины Санкт-Петербурга. Великолепие внутреннего убранства он скрывает за строгим фасадом в стиле классицизма.
Михайловский театр один из трёх императорских театров Петербурга, как Александровский и Мариинский театры, и изначально предназначался для семьи императора Николая. Через 30 лет он был открыт для посетителей.
Михайловский театр
- Архитектором театра стал брат Карла Брюллова, Александр Павлович, который умело вписал новое здание в стиль площади Искусств. Фасады же, схожие с фасадами Михайловского дворца, выполнялись Карлом Росси.
- Театр стал свидетелем убийства Александра II. Народовольцы воспользовались тем, что кучер сбавлял скорость около театра.
- В стенах театра бывала не только императорская семья. Дирижёром театрального оркестра был сам Иоганн Штраус. А в 2013 году на его сцене выступил Сергей Шнуров
Зал Михайловского театра
- На втором ярусе театра есть музей. Прошлые наряды, афиши и фотографии познакомят зрителя с жизнью Михайловского.
- Театр был назван именем брата Николая I, Михаила Павловича. В 20-е годы XX века его переименовали в Малый академический театр. В конце 80-х театр стал носить имя Мусоргского, и только в 2007 году он возвращает первоначальное.
- Приток зрителей в легендарный театр не иссякает никогда. Даже в периоды экономических спадов в стране народ не переставал посещать петербургский Михайловский театр.
Пара слов об этикете
Были времена, когда увидеть человека, уверенно направляющегося в театр в спортивном костюме, было просто невозможно, а сейчас чего только не встретишь в коридорах театра… Ну про спортивный костюм, я, конечно, загнула, но и нарядных зрителей все меньше.
А вот в XIX веке никаких вольностей в одежде и поведении быть просто не могло, а все потому, что существовали строгие правила этикета, которые неукоснительно соблюдались.
Например, эти правила гласили, что чем скромнее ярус, тем скромнее должно быть и платье дамы. Соответственно, дамам, наблюдающим за представлением из бельэтажа и бенуара, предписывалось сверкать шикарными украшениями и дорогими нарядами. Аплодировать благовоспитанным дамам тоже не полагалось, как и прогуливаться по коридорам театра. Да, и боже упаси рассматривать публику в театральный бинокль — это было абсолютно недопустимо (разве только совершенно незаметно).
Кстати, состоятельные господа отправлялись в театр с собственным лакеем, который стерег их верхнюю одежду.
Конечно, заставлять нынешних зрителей придерживаться театрального этикета XIX века — безумие (хотя, например, указание соблюдать тишину совершенно не устарело). Но все-таки хочется, чтобы мы следовали примеру наших мам и бабушек и всегда приходили в театр нарядными, приносили с собой туфельки и переодевали их перед спектаклем. (Кстати, в уборных второй сцены предусмотрели кабинки для переодеваний). Особенно это касается премьер — ведь это настоящий праздник, и стоит подойти к выбору наряда серьезней.
Сейчас идет уже 232-й театральный сезон. Изучайте афишу на сайте театра www.mariinsky.ru, приобретайте билеты в кассах и наслаждайтесь представлением одного из лучших театров в мире.