Сиднейский оперный театр

Архитектура – сочетание легкости и массивности

Оперный театр в Австралии продемонстрировал новый взгляд на архитектуру. Здание длиной 183 м, шириной 118 м занимает площадь 22 тысячи квадратных метров и стоит на 580 бетонных сваях, вбитых на глубину 25 метров в илистое дно гавани.

Кровля высотой 67 и диаметром 150 метров состоит из 2000 секций весом 30 тонн. Конструкция закреплена металлическими тросами протяженностью 350 километров. 645 километров кабеля использовано для подключения к театру электроэнергии. Над двумя основными залами – две большие раковины, другие паруса – над меньшими помещениями. Поверхность купола покрыта 1 миллионом глазурованных переливающихся, как жемчуг, белоснежных черепиц.

Массивное здание весом 161 тысячу тонн выглядит, как легкий парусник. На фасаде нет украшений. Блики солнца и перемещение облаков, отраженные в черепице, чудесным образом украшают фасад днем. Яркое освещение ночью превращает театр в сказочный терем. Интересный и необычный фасад театра занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 2007 года.

Комплекс объединяет пять залов вместимостью 5738 человек:

  • Концертный зал – самое большое помещение, вмещающее 2679 зрителей. Здесь самый большой в мире орган, состоящий из 10 тысяч труб.
  • Оперный театр, на сцене которого представляют оперу и балет, вмещает 1507 зрителей.
  • Драматический театр рассчитан на 544 человека.
  • Малая драматическая сцена – самое уютное помещение, рассчитанное на 398 человек.
  • Игровая студия вмещает 500 человек.

Всего в здании 800 помещений, в которые ведут 2200 дверей. Здесь расположены служебные помещения, аудитории для репетиций, 4 ресторана и 6 баров, а также магазины и студии. Здание многофункционально: площадки оперного театра открываются при организации фестивалей, концертов и выступлений выдающихся личностей. В малых залах театра проводят свадьбы и вечеринки, лекции и выставки.

Интерьер в стиле «готики космической эры»

Комплекс театра входит в двадцатку рукотворных шедевров XX века, здание признано выдающимся сооружением современной архитектуры. Несмотря на это, великолепная постройка сиднейского театра внутри ничем особенным не отличается. Австралийцы объясняют это тем, что архитектор Холл, заканчивающий строительство после отъезда Утзона, испортил вид здания.

Помещения театра отделаны деревом и розовым гранитом. Интерьер выполнен в яркой цветовой гамме в стиле «готики космической эры». Запутанная планировка помещений – предмет насмешек австралийцев, которые помнят забавный конфуз: курьер с посылкой, заблудившись в залах, вышел на сцену во время представления.

Географическое положение

Австралия | широта и долгота (десятичные): -33.856808, 151.215264

Пейзаж крупнейшего австралийского города — Сиднея — однозначно узнается среди тысяч других городов мира благодаря всего двум элементам: арочному мосту Харбор-Бридж и необыкновенному зданию многопрофильного театра, более известному под именем «Опера-хаус» (Opera House), одному из самых знаменитых зданий в мировой архитектуре.

Сиднейский оперный театр недавно с размахом отметил свое 40-летие, но его история начинается много раньше. Еще в 1954 г. Сиднейский симфонический оркестр и консерватория Нового Южного Уэлса выдвинули идею создания оперного театра Сиднея. Правительство штата выбрало место для будущего здания и объявило открытый международный конкурс на лучший проект для оперного театра.

В сиднейской гавани на Беннелонг-Пойнт когда-то располагался форт, позже здесь было трамвайное депо. Было решено на этом месте возвести эффектное здание, которое станет лицом города.

К декабрю 1956 г. было получено уже 233 заявки из 28 стран. По легенде жюри уже значительно сузило круг претендентов, отвергнув большинство проектов, когда к числу судей присоединился известнейший американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен. Он-то и разглядел среди отвергнутых вариантов «явного фаворита» — проект датчанина Йорна Утзона (Jørn Utzon), по сути настояв на его победе. 29 января 1957 г. был назван победитель — экспрессивная система то ли ракушек, то ли парусов, начерченная Утзоном.

Йорн Утзон, архитектор здания Сиднейского оперного театра

В 1950-е гг. происходила смена мировых архитектурных предпочтений: на смену скучному консервативно-индустриальному «интернациональному стилю» с характерными железобетонными «коробками» приходило нечто совершенно иное, выражающееся в эффектных чистых линиях криволинейных форм явно природного, органического происхождения. Новый стиль назовут «структурный экспрессионизм» или «структурализм». Одним из его приверженцев был тот самый член жюри Эро Сааринен, который и настоял на победе проекта, ныне считающегося «иконой» структурализма.

Опера-хаус, Сидней

Крыши Сиднейского оперного театра архитектор решил выполнить из сегментов сферической формы, постоянной кривизны. Чуть позже Йорн Утзон расскажет, что источником вдохновения послужила корочка апельсина, снятая треугольными сегментами. Разница со зданием только в масштабе. Апельсин для Опера-хаус имел бы диаметр 150 м, а его корочка была бы бетонной, покрытой плиткой азулежу. Здание занимает площадь в 2,2 га. Его длина составляет 185, а максимальная ширина 120 м.

При реализации проекта возникли многочисленные сложности, что привело к затягиванию сроков, существенным переработкам изначального замысла и большим финансовым затратам. Вместо запланированных четырех лет и семи миллионов австралийских долларов опера строилась четырнадцать лет и обошлась в 102 миллиона долларов (т. е. перекрыла начальный бюджет более чем в 14,5 (!) раз).

Сиднейский оперный театр был открыт 20 октября 1973 г. королевой Елизаветой II.

Крыши Сиднейского оперного театра

Идеально ровные крыши Сиднейской оперы покрывают более миллиона плиток. При разном освещении плитки создают разную цветовую гамму, и на них красиво играют солнечные блики, отраженные от воды.

Панорама Сиднея

Два самых крупных свода образуют потолок Концертного зала (Concert Hall) и Оперного театра (Opera Theater). В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов. В самой маленькой «раковине» в стороне от главного входа и парадной лестницы находится ресторан «Bennelong».

Интерьер Сиднейской оперы

Опера-хаус всегда привлекал к себе повышенное внимание профессионалов. В 2003 г

архитектор Йорн Утзон был удостоен Притцкеровской премии (негласного аналога Нобелевской премии по архитектуре).

В 2007 ЮНЕСКО назвал сиднейский Опера-хаус объектом Всемирного наследия. Впервые в мировой истории архитектор шедевра — Йорн Утзон — признан создателем рукотворного объекта Всемирного наследия прижизненно. К сожалению, в следующем, 2008 г. в возрасте 90 лет архитектор скончался, так ни разу не увидев здание в завершенном виде собственными глазами. Но его наследие продолжает радовать и удивлять австралийцев и гостей континента.

Вид на Опера-хаус с высоты птичьего полета

Выступление английской королевы Елизаветы на открытии Сиднейского оперного театра в 1973 г.

Сиднейский оперный театр внутри

1-й зал

Концертный и самый большой зал. Он вмещает 2679 человек. Большая часть мест расположена прямо перед сценой. Длина сцены составляет 11 метров, а ширина может меняться от 14 до 17 метров за счет уменьшения количества посадочных мест в зале. Здесь также расположен огромный орган, который считается лучшим в мире по звучанию.

2-й зал

Второй зал используется для балета и оперы. Вместительность — 1547 человек. Часть зрителей имеет ограниченный обзор из-за строения зала. На сцене может разместиться 70 музыкантов.

3-й зал

Драматический театр, который вмещает 544 зрителя. Обзор очень хороший за счет строения подобного амфитеатру. Здесь насчитывают 19 рядов.

4-й зал

Театр. Один из самых уютных залов. вместительность — 398 человек. Сцена также может меняться по ширине за счет сокращения передних рядов. Здесь проходят театральные постановки, проводят лекции и даже показывают кино.

5-й зал

Студия. Этот зал используют для корпоративных презентаций, современной музыки и театральных представлений. Вместительность — 364 зрителя.

Это интересно. Однажды один курьер, пытаясь передать посылку получателю, заблудился в здании театра и ошибочно вышел на сцену прямо во время спектакля.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Крыша театра

Высота кровли этого здания – почти 70 м, а радиус – 75 м. Она сделана в форме множества лепестков или парусов, вложенных друг в друга. Общая масса кровли составляет более 30 000 кг.

Поверхность сегментов, которыми покрыта крыша оперы в Сиднее, оклеена гладкой белой плиткой. Интересно, что в течение дня в зависимости от освещения ее цвет меняется от чисто белого до светло-бежевого тона.

В связи с тем, что поверхность крыши не гладкая, внутри него возникли серьезные проблемы, связанные с акустикой. Поэтому пришлось дополнительно сделать потолок со звукоотражением. Отражательную функцию выполняют особые желоба на потолке.

Внутреннее убранство и залы

Интерьер Оперного театра / Andrew Fysh, flickr.com

Архитектура театра удивительна – и это выражается не только во внешнем виде, уникально убранство, акустика, вместимость залов, интерьеры. Вот некоторые детали:

  • Оперный театр в Сиднее состоит из тысячи помещений;
  • высота паруса составляет 57 м;
  • кровля выполнена из мелкой плитки белого цвета;
  • по проекту архитектор планировал создать 2 зала, фактически было построено – 5;
  • залы театра декорированы розовым гранитом.

Ежедневно стены оперы посещают тысячи человек, многие из них – туристы, спешащие воочию убедиться в величии и красоте сооружения. Заказать билеты на спектакль или экскурсию в здание оперы можно на сайте .

Видео: Сиднейский оперный театр.

Каждый зал театра имеет строгое назначение:

Залы, невероятное убранство, колоссальные усилия, затраченные на строительство, удивительная задумка и гениальное воплощение – таков Сиднейский театр. Он манит, очаровывает и притягивает посетителей.

Концертный зал

Самый большой Концертный зал, вмещающий 2679 человек. Он используется для самых разнообразных выступлений, включая симфонические концерты, камерную музыку, оперу, танцы, хоровые концерты, эстрадные, джазовые и народные концерты, эстрадные шоу и съезды.

Акустика Концертного зала высоко ценится на международном уровне. Потолок, который возвышается над платформой на 25 метров (82 фута), и верхние стены обшиты белой березовой фанерой, а нижние стены, лестницы, ложи и сценическая платформа обшиты твердым коричневым деревом, щеточным ящиком. Эти австралийские леса используются во всем здании.

Объем 26 400 кубических метров дает время реверберации примерно в две секунды, позволяя симфонической музыке звучать полным, богатым и мягким тоном. Над платформой подвешены 18 регулируемых акриловых акустических колец или «облаков», которые помогают музыкантам отражать часть звука инструментов прямо обратно на платформу.

Концертный зал Большой орган был спроектирован и построен австралийцем Рональдом Шарпом в период с 1969 по 1979 год. Это самый большой механический орган действия трекера в мире с 10 500 трубами. Есть пять ручных и одна педальная клавиатуры и 127 остановок, расположенных в 205 рядах.

ЙОРН УТСОН

Йорн Утсон

Йорн Утсон родился в столице Дании, Копенгагене, в 1918 году. Он учился на архитектора в Копенгагене с 1937 по 1942 год, а потом уехал учиться в Швецию и США, и работать с финским архитектором Алваром Аалто.

Утсон разработал архитектурный стиль, известный как additive architecture («добавочная архитектура» — англ.). Утсон очень много творил дома, занимался теорией, но его имя навсегда связано с Сиднейским оперным театром (хотя сложности с этим проектом повредили карьере и почти сломали жизнь архитектора).

Также он построил Национальную Ассамблею Кувейта и прославился на весь мир как создатель впечатляющих современных строений, в которых модернизм дополнен естественными формами. За свои работы Утсон получил множество наград.

Члены жюри по достоинству оценили начальные чертежи Утсона, но из практических соображений он заменил исходный дизайн в форме эллиптической раковины конструкцией с равномерными сферическими фрагментами, напоминающими апельсиновую кожуру. Ввиду многочисленных проблем Утзон покинул проект, и работу над остеклением и интерьером заканчивал архитектор Питер Холл. Но Утсон получил мировую известность и в 2003 году награжден Притцкеровской премией. В 2007 году Сиднейский Оперный дом включен в список Объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Самая высокая бетонная панель раковина по своей высоте эквивалента 22 этажному зданию. Снаружи оболочка покрыта шевронным узором из более чем миллиона кремовых фрагментов плитки, чередующейся с розовыми гранитными панелями. Внутри здание отделано фанерой из австралийской березы.

Все знают, что Сиднейский Оперный дом — настоящий архитектурный символ города, вознесший архитектора Йорна Утзона (1918-2008) на вершину славы за пределами его родной Дании. После окончания Второй мировой войны Утсон путешествовал по Европе, США и Мексике знакомился с творениями Алвара Аалто и Фрэнка Ллойда Райта, осматривал древние пирамиды майя. В 1957 году он одержал победу в конкурсе на лучший дизайн Сиднейского Оперного дома, после чего переехал в Австралию. Строительные работы начались в 1959 году, однако вскоре он столкнулся с проблемами, связанными с конструкцией крыши и с попытками нового правительства склонить его к использованию определенных поставщиков строительных материалов. В 1966 году он покинул проект и вернулся на родину. Его не пригласили на торжественное открытие в 1973 году, однако, несмотря на это, ему предложили переконструировать приемный зал, получивший название Зал Утсона (2004). Позднее он участвовал в реставрации других фрагментов сооружения.

Уход Утсона вызвал множество кривотолков и враждебных отзывов, а появление Холла для завершения Проекта было воспринято в штыки. Холл является автором других административных сооружений, таких как Голдстайн Колледж при Университете Нового Южного Уэльса (1964).

В 1960 году, в ходе сооружения Сиднейского Оперного театра, американский певец и актер Поль Робсон исполнил во время перерыва на обед для строителей песню Ol Man River на самой верхней площадке строительных лесов.

История строительства

До середины XX века в Сиднее не было ни одного здания пригодного для оперных постановок. С приходом нового главного дирижера в Сиднейский симфонический оркестр Юджина Гусенса проблема была озвучена вслух. 

Но создание новейшего здания для оперных и оркестровых целей не стало делом первой важности. В это время весь мир находился в состоянии восстановления после войны, администрация Сиднея не спешила начинать работы, проект был заморожен

Сборы на строительство оперного театра в Сиднее начались в 1954 году. Они продолжались вплоть до 1975 года, всего же было собрано около 100 миллионов долларов.

Местом для одного из крупнейших культурных сооружений был выбран мыс Беннелонг. По требованиям здание должно было иметь два зала. В первом из них, предназначенном для оперных и балетных постановок, а также симфонической музыки, должно было вмещаться примерно три тысячи человек. Во втором, с драматическими постановками и камерной музыкой – 1200 человек.

Йорн Утсон, по мнению комиссии, стал лучшим архитектором из 233, приславших свои работы. Вдохновителем для создания проекта для него стали стоящие в Сиднейской гавани парусные корабли. На реализацию проекта у строителей ушло 14 лет. 

Стройка началась в 1959 году. Тут же начали возникать проблемы. Правительство потребовало увеличить количество залов с двух до четырех. Вдобавок спроектированные крылья-паруса оказалось невозможно реализовать, поэтому ушло еще несколько лет на проведение экспериментов, чтобы найти нужное решение. Из-за начавшихся разбирательств в 1966 году Утсона сменяет группа архитекторов из Австралии, возглавляемая Петером Халлом.

28 сентября 1973 года Оперный театр в Сиднее открыл свои ворота. Премьерной стала постановка оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Официальную церемонию открытия провели уже 20 октября в присутствии Елизаветы II.

Список крупных и самых больших по численности населения городов

Дарвин  

Один из самых современных городов Северной территории Австралии. Правда, этот статус город приобрел из-за очень печальной истории. Город дважды практически полностью перестраивался после разрушительных событий.

Первым событием стал налёт японской авиации во время Второй мировой войны. Затем уже выстроенный заново город разрушил циклон Трейси в 1974 году.

Сам город расположен на побережье Тиморского моря и является его крупным портовым городом. Морозов на этой территории не бывает. Самые холодные месяца  — это июнь и июль. Правда минимальная температура в это время редко опускается ниже 14 градусов. Самые сухие месяца стартуют с апреля и продолжаются до октября. А действительно жаркое время года наступает в ноябре.

Город живёт за счет горнодобывающей промышленности. Туризм в нем лишь начинает развиваться. Сейчас он подходит скорее для тихого и спокойного отдыха.Отсутствуют достопримечательности в широком понимании этого слова. Здесь людей очаровывают улочки утопающие в тропической флоре. Фауна же изобилует морскими крокодилами, попугаями и прочими яркими представителями джунглей.

Сидней

Столица штата Новый Южный Уэльс является также самым старым и большим городом Австралии. В районах города, которые располагаются вблизи океана, стоит весьма ровный климат.  В отличие от континентальной части. Там наблюдаются большие всплески температур. В 1999 году на город обрушился сильнейший град. Льдины, падающие с неба, достигали 9 сантиметров в диаметре. А страховые компании подсчитали ущерб и разрушения на 1,7 млрд. долларов.

Архитектура Сиднея сочетает в себе многоэтажные дома с обширным частным сектором. А экономический сектор города составляет 25 % от всего бюджета Австралии.  Там располагается и Биржа ценных бумаг, и Резервный Банк. А Сиднейский оперный театр признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Город богат на достопримечательности. Аквариум, пристань, собор, зоопарк, пляжи – можно подобрать развлечение на любой вкус.

Сидней – крупный порт Австралии, к которому ведут два подходных канала. Также является крупной ВМБ на территории Тасманова моря в заливе Порт-Джексон. Через этот австралийский порт проходит оборот морских грузов объемом в 21,8 млн.т. Это самые разные товары – уголь, шерсть, фрукты. Импортируется  какао, нефть и различное промышленное оборудование. Вес крыши оперного театра составляет 161 тонну.

Перт

Столица штата Западной Австралии — четвертый по количеству населения город. В 1962 году Перт приобрел популярность. Стал известен тем, что жители включили освещение в момент пролёта над ними космического корабля «Friendship 7». Получил название «Город огней».

Перт является ярким примером средиземноморского климата. Пик жары приходит на февраль, а все лето с декабря по март стоит жаркая и сухая погода с редкими грозами. Зимы – прохладные и влажные. Основная экономическая составляющая города – промышленность.

Туристическая составляющая хорошо развита. Множество туристов посещают Перт в поисках спокойного отдыха. Яркие и шумные центры – это не про Перт. Город очаровывает красотой своей природы. Долины, пляжи, зоопарки помогают Перту попасть в десятку самых комфортных городов мира.

Интересные факты

О Сиднейском оперном театре известны любопытные моменты, связанные с его строительством и историей существования.

Здание в Сиднее относят к одному из 7 чудес света. В 2007 году объект внесли в список Юнеско. Театральный занавес является самым большим в мире. Он сделан на заказ во Франции. Площадь портьер составляет 186 квадратных метров. Для освещения строения используется столько электроэнергии, сколько хватило бы на город, в котором проживает 25000 граждан.

Существует негласная легенда, что имя архитектора было выбрано случайно. Член жюри, находившийся в подпитии, выдернул из стопки заявок одну с именем победителя. Есть в истории существования объекта и курьезный случай. Курьер, прибывший с посылкой, перепутал двери и оказался прямо на сцене, где давался спектакль.

Средства для создания власти Австралии получили благодаря организации государственной лотереи. Храм Мельпомены открыт круглосуточно, каждый день. Исключением являются две суток: Рождество и Великая пятница. Каждый год здесь дается более 3000 концертов.

Первым исполнителем, выступившим на оперной сцене, стал Пол Робсон. Произошло это в 1960 г. Певец взобрался на недостроенные подмостки и исполнил музыкальное произведение для рабочих.

Хотя он открыт не так давно, с основанием связано немало событий. Ранее на этом месте располагалось помещение для ремонта трамваев. Сейчас никто и не вспомнит, что удивительная по красоте постройка в прошлом — рабочее место машинистов.

Автор идеи

Предложение о создании поступило от коллектива симфонического оркестра. Возглавлял его Юджин Гуссенс. Он приехал в страну в роли дирижера и был крайне изумлен, узнав, что в Австралии нет оперного театра.

В 1954 году группа активистов обратилась к правительству страны о помощи в организации места для выступлений. Власти государства сочли доводы музыкантов разумными.

Финансирование

Возведение помещений требовало денежных затрат, которые не выдерживал государственный бюджет. Было решено организовать лотерею, а средства за проданные билеты пустить на строительство. Огромную помощь оказали добровольные пожертвования местных жителей.

Сначала планировалось потратить не более 7 миллионов долларов, но строительство прерывалось, проект был сложным, и денег понадобилось гораздо больше. На момент окончания возведения ушло около 102 миллионов долларов.

В этот же год власти объявили состязание на лучшие эскизы театрального строения. В нем участвовало более 200 претендентов, среди которых был известный архитектор Й. Уотсон.

Первоначально его проекты отвергались. К жюри присоединился финн Э. Сааринен, который и смог убедить остальных в гениальности задумки Йорна Уотсона. Его проект одобрили в 1957 году, и развернулось масштабное строительство.

Однако архитектор не успел довести начатое до конца. Его обвинили в трате денег и отстранили от дела. Уотсон покинул континент и даже не присутствовал на открытии. Объект достраивали другие архитекторы.

Строительные работы

Постройку не возвели за планируемые 4 года, понадобилось 16 лет. Возникали различные сложности, возведение даже пару раз прекращалось из-за нехватки средств.

Проект был технически сложным. Крыша представляла собой подобие раковин, расположенных друг над другом. Стиль сочетал черты импрессионизма, авангардизма и экспрессионизма.

Работы осложнялись тем, что форма крыши мешала акустике помещений. Было решено сделать дополнительные потолки, которые устранили недостаток. Внутренняя планировка предполагала наличие 1000 комнат. Понятно, что такое сооружение не могли возвести быстро.

Открытие произвело настоящий фурор. Для участия в церемонии прибыла сама Елизавета II. Праздник получился масштабным, присутствовали тысячи человек, небо взрывалось фейерверками. Проходили концерты и представления. Только одного не было – Й. Уотсона.

1973 г. считается годом рождения достопримечательности, и 23 октября отмечается в Австралии грандиозными мероприятиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector