Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

История монастыря

В начале XV века на правом берегу реки-Москвы, в Замоскворечье появился мужской Иоанно-Предтеческий монастырь. Первое письменное свидетельство о нем относится к 1415 году. В 1530-е году у Василия III и Елены Глинской родился сын — будущий царь Иоанн IV Грозный. В честь появления на свет долгожданного наследника монастырь перенесли в район, называемый Кулишками, и сделали женским.

Православная обитель пользовалась особым покровительством царской семьи. Представители правящей династии совершали сюда праздничные выходы и принимали участие в крестных ходах. Кроме того, обитель получала богатые дары и расстраивалась на деньги именитых княжеских родов — Лобановых, Хованских, Волконских, Голицыных и Мещерских.

Многие женщины из знатных семей принимали в монастыре монашеский постриг. Известно также, что в Иоанно-Предтеченскую обитель отправляли государственных преступниц или раскольниц. Так, в 1768 году в монастырском храме находилась осужденная за жестокость помещица Дарья Салтыкова или «Салтычиха».

В 1812 году, когда войска Наполеона вошли в Москву, город был объят пламенем. Обитель оказалась в эпицентре страшного пожара, поэтому почти все монастырские постройки сгорели. Целым остался только каменный соборный храм. Средств для восстановления монастыря не доставало, поэтому на некоторое время его пришлось упразднить, а монахини были вынуждены расселиться по другим московским монастырям.

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

Свидетельства современников

Мощи Иоанна Кронштадтского, которые находятся в Иоанновском монастыре в СПб, обладают удивительной силой.

В 1994 году у жительницы Санкт-Петербурга Татьяны Ищеевой родился долгожданный сын. Буквально перед самой выпиской ребенку стало плохо: поднялась температура. К сожалению, врачи, испробовав различные методы, не могли добиться положительной динамики. Молодая мать была в полном отчаянии и отправила своего супруга просить помощи у мощей святителя. На следующий же день состояние новорожденного улучшилось, малыша стали готовить к выписке.

Современники рассказывают, что святой отец помогает детям в учебе. Например, была одна интересная история о мальчике Ванечке, которому тяжело давались школьные предметы. Родители и учителя отчаялись привить ребенку любовь к науке, одна только бабушка верила в своего внука. В расположенной возле дома часовне она часто просила помощи у св. Иоанна. Каково же было удивление многих, когда в третьем классе у Ванечки открылись удивительные способности. Мальчик стал лучшим учеником в классе.

Отец Иоанн помогал не только излечиться от тяжких недугов, но и укрепить отношения между супругами. Недавно произошел удивительный случай. Девушка по имени Ольга вышла замуж, но у пары не было детей. Причина тому – последствия аборта в раннем возрасте. Молодая женщина обратилась за помощью к святому. На протяжении нескольких дней она читала молитвы перед иконой Иоанна Кронштадтского с частицами мощей (Храм преподобного Сергия Радонежского, Москва). По возвращении домой Ольга узнала о беременности.

Иоанновский монастырь, где хранятся мощи преподобного протоиерея, находится в городе Санкт-Петербурге. Адрес обители: набережная реки Карповки, 45. Добраться к святыне можно общественным транспортом или пешком от станции метро «Петроградская».
Полезная информация

Иоанн Кронштадтский – святитель, помогающий в различных нуждах и бедах. Обращаться к святому угоднику можно не только в соборах и храмах, но также дома. При этом молитва должна быть искренней, а помысли – чистыми и открытыми.

История обители

Обитель была основана в 1900 году от. Иоанном Сергеевым. Изначально она задумывалась как подворье Иоанно-Богословского Сурского монастыря, также основанного Иоанном Кронштадтским в Суре (его родное село в Архангельской губернии). Проект был создан архитектором Никоновым (главный храм возведён в неовизантийском стиле), одобрен императором Николаем II, а землю под строительство выкупил и пожертвовал монастырю купец Симеон Раменский.

В 1901 году обитель получила статус самостоятельного. В этом же году состоялось освящение нижнего храма в честь Иоанна Рыльского. Освящение провёл сам от. Иоанн. Главный храм освятили священнослужители в 1902 году также при его участии. Двухпредельный храм с пятью купалами и колокольней был освящен во имя Собора Двендцати Апостолов. Службы в храме шли ежедневно.

лазарет, мастерская иконописи, рукодельные мастерские

Также была возведена небольшая церковь-усыпальница, освящённая в честь пророка Илии и св. царицы Феодоры (небесные покровители родителей от. Иоанна). За день до её освещения скончался от. Иоанн Кронштадтский (20 декабря 1908). По его же просьбе его захоронили в этой усыпальнице. На протяжении всего 1909 года около его усыпальницы (мраморная гробница) совершались чудеса. Это заставило Синод и императора Николая II издать рескрипт, по которому Иоанновский женский монастырь возвели в степень первоклассного, то есть особо значимого.

История после революции

После революции 1917 года монастырь сначала был превращён в трудовую коммуну. В 1923 году началась процедура ликвидации обители. Всё имущество было передано государству, вход в усыпальницу от. Иоанна был замурован, в самом здании монастыря расположился мелиоративный техникум. Все насельницы и монахини были отправлены в ссылку в Казахстан.

Новейшая история

был освящён нижний храм

Таким образом, на сегодняшний момент в обители 4 основных храма:

  • храм Двенадцати Апостолов;
  • храм преподобного Иоанна Рыльского;
  • храм-усыпальница Иоанна Кронштадтского;
  • храм-часовня Покрова Божьей Матери.

Описание обители

В Санкт-Петербурге много красивых строений, но это выделяется среди них не только своей высотой, но и особым строгим и величественным стилем. Было воздвигнуто благодаря талантливому архитектору Н. Никонову.

Этот замечательный мастер построил в городе множество шедевров зодчества, среди которых числятся:

  • подворье бывшего Леушинского монастыря;
  • дом на ул. Колокольной (который еще зовется «пряником»);
  • храм Казанской иконы Божией Матери;
  • дом под номером 45 на Большом проспекте;
  • единоверческий храм преп. Марии и другие.

Все эти строения отличает своеобразный строгий стиль, величавость. Женский монастырь был построен по просьбе праведного Иоанна Кронштадтского. Вначале Иоанновский монастырь на реке Карповка строился как подворье Иоанно-Богословского монастыря, который находится в Архангельской области, где появился на свет Иоанн Кронштадтский.

Но со временем обитель разрасталась и стала слишком большой, чтобы называться подворьем.

Один из храмов освятили в честь памяти святителя Иоанна Рыльского, который был Небесным покровителем праведного отца Иоанна, священника из Кронштадта. Собственно, в честь преподобного Иоанна Рыльского и названа эта обитель. Сам святой праведный Иоанн Кронштадтский в этом месте почивает мощами, он очень любил этот монастырь, много сил приложил для его строительства и обустройства. Великий молитвенник часто приезжал, чтобы отдохнуть душой, послужить здесь.

В годы Советской власти обитель была закрыта, в ней располагались различные учреждения. В 1991 году она вновь открылась для верующих. Сюда стекаются множество паломников с целью поклониться мощам святого, помолиться, подать записки о своих близких. При обители открыта воскресная школа, курсы катехизаторов. С 1992 года монастырь носит название ставропигиального.

Святыни и мощи монастыря

Иоанновский женский монастырь обладает коллекцией православных святынь. Среди них иконы, мощи и части облачений. Каждый желающий может приложиться к ним.

В обители на Карповке хранятся следующие святыни:

  • облачения святого Иоанна Кронштадтского;
  • икона святого Иоанна Кронштадтского;
  • мощи святого Иоанна Кронштадтского;
  • икона великомученика Пантелеимона;
  • части монашеской одежды первой настоятельницы;
  • частицы пояса и одежд Богородицы;
  • икона Покрова Божией Матери;

А также и другие святыни. Главные святыни хранятся в подземной усыпальнице Иоанна Кронштадского. Открыта она каждый день. Зайти в неё можно после окончания утренней Литургии и до начала вечернего богослужения, то есть до 17:00. Молебен в усыпальнице служится ежедневно, после окончания литургий.

Разрешение быть похороненным в усыпальнице Иоанновского монастыря И. Кронштадский получил ещё при жизни, за несколько лет до кончины. Усыпальница отделана довольно богато. Средства на это пожертвовала послушница Анна Лежоева, которая впоследствии стала здесь монахиней и казначей. Мощи её также хранятся в этой обители.

Окончила гимназию и после этого вышла замуж. Но так распорядилась судьба, что в её жизни произошли трагические события. Сначала скончались её родители, затем и супруг. Анна после этого решила посвятить свою жизнь служению Господу. Матушка была преданной духовной дочерью самого Иоанна Кронштадского. Всю жизнь она выполняла его заветы. Он назначил её руководить возведением обители.

Все силы она отдала тому, чтобы утроить новую обитель. Когда монастырь был построен, она была удостоена места настоятельницы. За свои труды матушка отмечена множеством наград. Настоятельница была тихой, скромной и смиренной. Она никогда не была строга с сёстрами, не наказывала. С провинившимися разговаривала спокойно и умела их утихомирить без окриков.

Никогда не упрекала, но умела в спокойной беседе донести до монахини её неправоту и недостойность поступка. Когда к власти пришли большевики, настоятельница долго была под следствием и умерла перед арестом – в 1927 году. Похоронили её в Александро-Невской Лавре. Её скромная могила стала почитаемым верующими местом.

После того, как Иоанновский монастырь был восстановлен, сёстры, которые были направлены сюда служить Богу, пожелали, чтобы останки первой настоятельницы были перенесены в обитель, которой она руководила при жизни. Патриарх Алексий II дал им на это своё благословение. В конце октября 1997 года матушка была перевезена в усыпальницу Иоанновского монастыря.

Одной из главных святынь в обители считается икона Покрова Божьей Матери. Сёстры взяли её из церкви, расположенной на Большеохтинском кладбище. Она была старой, почти совсем бесцветной и требовала реставрации. Фигура Божьей Матери была едва различима на холсте. Икону привезли в Иоанновскую обитель и после Пасхи с образом Божьей Матери начали твориться настоящие чудеса.

Сначала лик её стал светлее. Затем на нём появились краски. С каждым днём она становилась всё светлее, всё ярче, краски – всё насыщеннее. В конце концов, икона практически полностью обновилась. В связи с этим событием Патриарх благословил сестёр и настоятельницу на то, чтобы они перенесли образ Покрова Божьей Матери поместили на всеобщее обозрение, чтобы каждый желающий мог поклониться ей.

Иоанновский женский монастырь. Одной из главных святынь считается икона Покрова Божьей Матери.

Каждую пятницу на службах в главном храме монастыря перед иконой поют акафисты. И сёстры, и прихожане особо почитают её. Со временем выяснилось, что образ попал в Иоанновский монастырь не случайно. На обратной стороне обнаружилась надпись, которая говорила о том, что автор иконы – Иоанн Смирнов, священник из польского города Лесна.

Монастырь, в котором он служил, находился под покровительством Иоанна Кронштадского. Во время Германской войны монахини Леснинской обители скрывались в Санкт-Петебурге. Их приютили сёстры Иоанновского монастыря. Всю войну они провели здесь и после её окончания вернулись домой.

Монахиню ту звали Агапита. Несмотря на то, что монастырь долгое время был закрыт, его разорили, но духовная связь современных его монахинь и сестёр прошлых поколений не прерывается, благодаря святыням, хранящимся в комплексе на набережной реки Карповки.

Фото и описание

Свято-Иоанновский монастырь на Карповке является православным ставропигиальным женским монастырем, располагающемся на набережной реки Карповка в городе Санкт-Петербург. Обитель была основана праведным Иоанном Кронштадтским и названа в честь преподобного Иоанна Рыльского, являющегося его духовным наставником и покровителем. Здесь в церкви-усыпальнице покоятся мощи святого Иоанна Кронштадского. Монастырь возведен в неовизантийском стиле. Проект разработал епархиальный архитектор Н.Н. Никонов.

Свято-Иоанновская обитель была задумана как подворье Иоанно-Богословской женской общины, которая была создана Иоанном Сергиевым в своей родной деревне Сура. В начале мая 1900 года для подворья было освящено место, а в сентябре того же года епископом Ямбургским Борисом (Плотниковым) была совершена его закладка. В 1901 году общиной был получен статус монастыря, а подворье превратилась в самостоятельную обитель.

Нижняя церковь преподобного Иоанна Рыльского собора Двунадесяти апостолов была освящена в январе 1901 года отцом Иоанном Кронштадтским. Главный храм, занимающий 2 верхних этажа, был освящен в ноябре 1902 года. Обряд освящения провел митрополит Антоний (Вадковский) при участии отца Иоанна.

В 1903-1908 годах были возведены следующие монастырские строения: 5-этажное здание для причта и желающих проживать при монастыре, лазарет, иконописная и рукодельная мастерские и кельи. В подвальном этаже церкви был возведен храм-усыпальница, освящённый Макарием – благочинным архимандритом Александро-Невской лавры – в честь пророка Илии и святой царицы Феодоры, которые были небесными покровителями родителей отца Иоанна. Обряд освящения прошел 21 декабря 1908 года, на следующий день после смерти отца Иоанна.

Вскоре после кончины устроителя монастыря, в начале 1909 года, Святейшим Синодом был опубликован рескрипт императора Николая II на имя Антония Вадковского – митрополита Санкт-Петербургского, в котором говорилось о том, что Иоанно-Богословский женский монастырь в Санкт-Петербурге, в котором «покоится тело почившего» возводится в степень первоклассного.

В 1919 году монастырь был обращен в трудовую коммуну, в 1923 году – ликвидирован, но сестры жили здесь ещё 3 года. В 1922 году епархиальное управление в Петрограде было захвачено сторонниками обновленчества, и монастырская община присоединилась к так называемой Петроградской автокефалии. Во главе этого объединения после ссылки архиепископа Алексия (Симанского) встал епископ Николай (Ярушевич), после ареста и ссылки которого в мае 1923 года, под напором властей, движимое и недвижимое имущество обители было отдано обновленческой общине. Спустя несколько дней, губисполкомом было принято решение о ликвидации Свято-Иоанновского монастыря. Это удалось осуществить не сразу, лишь в ноябре, по причине протестов обновленческого движения.

Монастырские здания были переданы мелиоративному техникуму. В начале весны 1926 года вход в усыпальницу отца Иоанна был замурован. В начале 1930-х годов практически все монахини были арестованы и сосланы в Казахстан.

В ноябре 1989 года Свято-Иоанновский монастырь был передан епархии и открыт как подворье Пюхтицкой обители. В день рождения отца Иоанна, 1 ноября, был проведен обряд освящения нижней церкви в честь святого Иоанна Рыльского.

В середине июля 1991 года, в день престольного праздника, Патриарх Алексий II освятил верхнюю церковь во имя Двенадцати Апостолов. Свято-Иоанновский монастырь на Карповке является ставропигиальным с декабря 1991 года.

История зарождения обители

Церковь основал отец Иоанн Сергеев в 1900 году. Изначально обители предназначалось стать подворьем Сурского монастыря. Проект сооружения создал русский архитектор Никонов, желая возвести главный храм в нововизантийском стиле. Проект получил одобрение от государя Николая Второго, а площади под строительство выкупил и подарил монастырю богатый представитель петербургской торговой гильдии купец Симеон Раменский.

Через год обитель получила самостоятельность, то есть, стала зависимой лишь от патриархата и святейшего Синода. В 1901 году был освящён нижний храм, сооружённый в честь Иоанна Рыльского. Таинство провёл сам отец-основатель. Главный же храм подвергся освящению священниками несколько позже, в 1902 году. В этой процедуре также принял участие основатель монастыря. Двупридельный храм, имеющий 5 куполов и колокольню, был освящен в честь Двенадцати Апостолов. С этого момента в храме начались ежедневные службы и молебны.

Строительство заняло 5 лет, с 1903 по 1908 год. За этот промежуток времени были построены:

  • Жилые комнаты для монахинь и насельниц;
  • Монастырский лазарет;
  • Мастерские для иконописцев;
  • Золотошвейная и белошвейная мастерские;
  • Просфорная мастерская (оборудована двумя печами).

Также монахини и насельницы оборудовали сад и огород, который обеспечивал овощами и фруктами всех 350 обитателей храма.

Была возведена маленькая церковь-усыпальница, которую освятили в честь двух святых: пророка Илии и царицы Феодоры (они являлись небесными покровителями отца Иоанна). За день до освящения этой церкви произошло печальное событие: 20 декабря 1908 года ушёл из жизни отец Иоанн Кронштадтский. Трудно даже представить, каково в эти дни пришлось монастырской общине.

Последним желанием Иоанна было быть первым, для кого построенная церковь-усыпальница стала бы последним пристанищем. Говорят, что в течение всего 1909 года около мраморной гробницы Иоанна свершались необыкновенные вещи. В связи с этим Синод издал указ о присвоение Иоанновскому женскому монастырю степени первого класса, возведя данный православный объект на высоту особо значимых православных храмов.

Из следующей статьи Вы узнаете, как доехать до женского монастыря Шамордино.

Церковь после Октябрьской революции

После событий 1917 года обитель превратили в коммуну трудящихся, а в 1923 году запустился процесс ликвидации храма. Всё имущество церкви подверглось секуляризации, а главный вход в усыпальницу отца Иоанна был замурован по приказу Советской власти. Здание бывшего монастыря стало занимать мелиоративное училище. Всех жителей обители было решено отправить в ссылку в Казахстан.

Судьба храма в Новое время

С 1989 году храм подчинён епархии. Обитель была вновь открыта, теперь превратившись в подворье Пюхтицкого монастыря. В это же время было проведено переосвящение нижнего храма, а верхний храм был освещён самим Алексеем ll в честь Двенадцати Апостолов в 1991 году. В этом же году монастырь вновь получает самостоятельность.

В столетний юбилей, дополнительно к основному комплексу зданий, была сооружена часовня в Иоанновском монастыре на Карповке.

История монастыря

В 1900 году купец Симеон Раменский пожертвовал отцу Иоанну участок земли возле реки Карповки, чтобы в столице Российской империи появился новый православный монастырь. Обитель решено было посвятить болгарскому святому Иоанну Рыльскому, который жил в X веке.

Детальный проект монастырских зданий подготовил петербургский зодчий Николай Никитич Никонов. После утверждения архитектурного проекта императором Николаем II отец Иоанн приступил к строительству. В торжественной закладке зданий принимали участие городские чиновники и епископ Ямбургский Борис (Плотников).

Сначала новый женский монастырь числился подворьем Сурской Иоанно-Богословской обители. Благодаря огромному авторитету отца Иоанна и любви к нему верующих, помощь приходила с разных сторон. Жертвователи вносили нужные деньги, а подрядчики быстро решали все возникающие вопросы.

Общий вид на Иоанновский монастырь

Стройка монастыря шла споро. В 1901 году в нижнем этаже главного здания появилась первая церковь, а огромное здание построили всего за 3 года. Новая православная обитель получилась настолько большой, что в 1902 году ей присвоили статус первоклассного монастыря.

Великолепный собор Двенадцати Апостолов имел два придела. С запада к зданию примыкала высокая колокольня, а над храмом возвышались пять массивных куполов.

Еще при жизни отца Иоанна монастырь был вполне благополучным и самостоятельно обеспечивал себя всем необходимым. До революции в нем проживало более 350 монахинь. Обитель имела иконописную, белошвейную и золотошвейную мастерские. На территории работала просфорная и две печи, где за один раз выпекалось более 1000 просфор.

Храм во имя Двенадцати Апостолов Иоанновского монастыря

С востока от монастыря находится огород, а с запада – фруктовый сад. Участки земли были маленькими, но сестры усердно трудились и каждый год снимали со своего подсобного хозяйства неплохой урожай. Когда началась Первая мировая война, в обители открыли небольшой лазарет, где монахини помогали восстанавливать здоровье раненым в боях солдатам.

В 1908 году, на 80-м году жизни отец Иоанн скончался. По завещанию уважаемого священника похоронили в усыпальнице, которую он устроил для себя в крипте Иоанновской обители. Беломраморная гробница отца Иоанна сразу превратилось в место паломничества, и сюда в любое время года приходили тысячи верующих.

После смены власти отношение государства к церкви изменилось. В 1919 году в обители разместили трудовую коммуну. Спустя четыре года монастырь ликвидировали, монашек отправили в ссылку, а здания раздали разным организациям. Часть построек отошла техникуму мелиорации.

Некоторые храмы за ненадобностью снесли. В годы борьбы государства с религией была утрачена красивая шатровая часовня святого Иоанна Рыльского, которая стояла на берегу реки. По решению властей Ленинграда в одной из монастырских трапезных снесли домовую церковь Николая Чудотворца.

Несмотря на то, что монастырь уже не существовал, верующие продолжали приходить в крипту, где лежали мощи отца Иоанна. Чтобы лишить их возможности молиться возле почитаемой святыни, в 1926 году вход в подвал замуровали кирпичом. В годы Великой отечественной войны помещение вскрыли, и сделали внутри бывшего склепа бомбоубежище. Здесь жители Ленинграда спасались во время немецких авианалетов на город.

Время забвения и разрушения тянулось более 60 лет, пока старый монастырь, наконец, не вернули епархии. В 1989 году обитель представляла жалкое зрелище. На ее территории находилось более 20 посторонних организаций. Внутренняя структура помещений была разрушена или переделана, а здания нуждались в ремонте.

Монастырские купола

Несмотря на утраты и запустение, на первое богослужение пришло так много жителей города, что храм не мог вместить всех желающих. Церковную службу пришлось транслировать на улицу через динамики.

Вначале монастырь имел статус подворья Пюхтинской Успенской обители. Потребовалось несколько лет, чтобы с его территории съехали все организации, которые занимали церковные постройки. Реставрация всего комплекса зданий растянулась на долгие годы. Церкви, кельи и хозяйственные постройки восстанавливали поэтапно по сохранившимся рисункам и отдельным фотографиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector