Илорская церковь святого георгия победоносца

Современные история и состояние[ | ]

5 марта 2004 года иерей Виссарион Аплиа участвовал во встречах с представителями Грузинской Православной Церкви, в том числе с её предстоятелем Илией II.

5 сентября 2008 года временно управляющий епархией священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская церковь желает быть самоуправляемой в составе Русской православной церкви Московского Патриархата. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицировали действия абхазского священства в целом как неправомочные.

15 сентября 2009 года на внеочередном Епархиальном собрании всего духовенства Абхазии были приняты следующие решения:

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви.
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным поместным церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской православной церкви, прекратившей своё существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату православной церкви в Абхазии.

После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что «Решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведется, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопроса

». Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что «Данное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви ».

24 октября 2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) объявил о том, что в Абхазии нет раскола:

Председатель ОВЦС убежден, что если ситуация в Абхазии будет «пущена на самотек», то её жители останутся беззащитными перед религиозной экспансией чуждых вер и воинствующим секуляризмом.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви

». Первое послание было адресовано блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, второе, святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси.

21 декабря 2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви управление епархией было передано Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II. Это решение, согласно заявлению Синода, было принято «на основе исторических документов и с учетом сегодняшней обстановки». Патриарх Илия II выразил желание посетить епархию в ближайшее время.

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало волну возмущений среди части абхазского клира и паствы.

Несмотря на заверения митрополита Илариона, данные католикосу Илие II о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Прихожане Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема Виноградова «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

15 мая состоялось «Церковно-народное собрание» в монастыре Нового Афона.

10 июля 2012 года ушедшие в раскол священники на заседании Совета «Священной Митрополии Абхазии» объявили о разрыве евхаристического общения с клириками Сухумо-Пицундской епархии.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Ритуал экзорцизма, либо изгнание бесов до настоящего времени проводится по эталону ритуала, проводимого Иисусом Христом.
Он описан в религиозной литературе достаточно тщательно. Обряд никогда не изменялся, как и тексты, которые читались огромное количество веков вспять для изгнания нечистого. Иисус Христос был не только лишь первым экзорцистом, да и создателем единственно верного ритуала изгнания бесов в православии и католицизме.

Ритуал изгнания бесов в православии именуется отчиткой. В процессе ритуала происходит осенение человека либо группы людей крестным знамением при помощи распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, также чтение специальной молитвы. Экзорцизм — особенный чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается очень изредка.

Молитва, цель которой — отчитка от бесов, является самой длинноватой в каноне православной церкви.
Ее чтение обычно занимает около 20 минут. Текст не изменялся в протяжении нескольких веков. На современных отчитках от бесов читаются те же молитвы, что и в древности.

Нереально придти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, который согласен взяться за такое сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если же такового разрешения нет, он может прочитать только молитву за здравие хворого человека. В неких случаях она помогает.

Не считая этого, священник должен убедиться, что дело вправду в кознях Сатаны, а не психологическом заболевании. Некие исповедники могут ощущать присутствие нечисти, а некие проводят простые испытания при помощи святой воды и распятия, которых страшатся бесы. Их ужас и омерзение приметны окружающим всегда. Персональная беседа подозреваемого в одержимости со священником — неотклонимая часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие нечисти, и разрешение на отчитку им получено, то из числа близких родственников выбираются очевидцы, при которых проводится старый ритуал. Перед его началом очевидцы исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев — они не должны стать орудием в руках беса, слабонервных тоже не допускают к ужасному зрелищу. Очевидцы наблюдают за ритуалом и безпрерывно читают молитвы.

После изгнания беса, зачем может потребоваться и не один сеанс, следует держать пост, молиться как самому нездоровому, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали беса, не изменит собственный стиль жизни в согласовании с христианской моралью, бес может возвратиться.

Некоторые места, где проводятся отчитки (краткий список):

Россия

Владимирская область
Киржачский район, Филипповское село, Свято-Никольский храм (протоиерей Стахий Минченко — прозорливый)Калужская область
Смотреть онлайн Документальный фильм «Старец» (про одержимых с 21 минуты фильма)
Смотреть видео онлайн «Я не чудотворец. Отец Власий»
Козельск (Оптино). Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь
(информация о проведении отчиток уточняется)
Козельск (Оптино). Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи (1821)
(информация о проведении отчиток уточняется)
Кемеровская область
Новокузнецк, церковь Св. мученика Иоанна Воина (р-н Абашево,
ул. Доватора, 11, тел. (3843) 388-153) (проводит чин отчитки — протоирей Василий Лихван)Курская область
Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь (1505)
Суджанский район, с. Горналь. Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь (1672) — отчитки проводит игумен отец Питирим (Плаксин)Московская область

Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра (1337) (проводит чин отчитки Архимандрит Герман
(Чесноков))
Подробнее читать об Отце Германе.

Смотреть отчитку Отца Германа ОнлайнОрловская область

Орловский район, село Салтыки, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1871-1886)   

(иеромонах Владимир (Гусев)) — смотреть документальное видео 1,
видео 2

(информация о проведении отчиток уточняется)Пензенская область
Колышлейский р-н, с. Трескино,
Свято-Рождественский мужской монастырь (проводит чин отчитки игумен Кронид)Республика Башкортостан
Стерлитамакский район, поселок Рощинский, храм Михаила Архангела
(проводит чин отчитки игумен Симеон (Александр Николаевич Кувайцев))Республика Татарстан
Дрожжановский район, село Старое Чекурское, храм Архангела Михаила (проводит чин отчитки отец Олег)Ставропольский край
Ставрополь, пер. Фадеева, д. 1, Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1847)
Абхазия
Очамчырский районс. Илор. Храм Георгия Победоносца (XI век) и еще
ссылка об отчитках в ХрамеБеларусь
Витебск. Свято-Казанская церковь Свято-Троице-Маркова монастыря (1760)Молдова
Приднестровье, Каменский район, с. Хрустовая. Храм Архангела Михаила (1839) — проводит митрофорный протоиерей Валерий Галайда

Если Вы знаете другие храмы, церкви, монастыри, где проводятся ОТЧИТКИ сообщите нам: bogistina@mail.ru

Можно посмотреть онлайн или скачать видео
«Отчитка Архимандрита Германа».

Литература

  • ქსე, ტ. 5, გვ. 108, თბ., 1980
  • ისტორიული სამურზაყანოს წარწერები: ილორის წარწერები // ახალაძე ლ. აფხაზეთის ეპიგრაფიკა, როგორც საისტორიო წყარო: ლაპიდარული და ფრესკული წარწერები. I. — თბ., 2005. — გვ. 96—108 (ილორის ტაძრის ხუროთმოძღვრული დახასიათება, შემორჩენილი ლაპიდარული წარწერების ენობრივ-პალეოგრაფიული ანალიზი);
  • ილორის ეკლესია // მიბჩუანი თ. აფხაზეთი ნაწ. I. — გვ. 215—217 (მოკლე ხუროთმოძღვრული დახასიათება);
  • მაკალათია ს. სამეგრელოს ისტორია და ეთნოგრაფია. — თბ., 1941. — გვ. 348—349 (ილორის წმინდა გიორგის სახელობის ეკლესია-მხატვრულ-არქიტექტურული დახასიათება. ტექსტს ერთვის ფოტო);
  • კასტელი დონ კრისტოფორო დე. ცნობები და ალბომი საქართველოს შესახებ. — თბ., 1976. — გვ. 450 (მოცემულია ილორის ტაძრის ერთი ნახატი და წარწერების თარგმანი, გვ. 173—174);
  • ქართველთა უძველესი ეკლესია ილორში // სახალხო გაზეთი. — 1912 (25 ივლ.). — გვ. 3 (მოკლე ცნობები);
  • ილორი //ქართული ლაპიდარული წარწერების კორპუსი. II.: დასავლეთ საქართველოს წარწერები. ნაკვ. I (IX—XIII სს.). — თბ., 1980. — გვ. 159—161 (ილორის ეკლესიის XI—XII საუკუნეების წარწერების პალეოგრაფიული ანალიზი);
  • ილორის ეკლესია // საქართველოს კულტურული მემკვიდრეობა. აფხაზეთი .ტ. I. — თბ., 2007. — გვ. 16—17 (წმინდა გიორგის სახელობის ილორის ეკლესიის მდებარეობა, მოკლე არქიტექტურული დახასიათება. მოხსენიებულნი არიან: ოდიშის მთავარი ლევან II დადიანი (XVII ს.), ვახუშტი ბატონიშვილი, ფეოდალი გიორგი გურგენიძე, მთავარეპისკოპოსი გიორგი, მღვდელი გიორგი ქოჩოლავა, მშენებლები: გიორგი გალატოზი და მიქაელი. ტექსტს ერთვის ეკლესიის სამი ფოტო. მოცემულია ილორის წმინდა გიორგის სახელობის ხატის მოკლე აღწერილობა და ფოტო — გვ. 52—53. ტექსტი ქართულ, რუსულ და ინგლისურ ენებზე);
  • წმიდა დიდმოწამე გიორგის მახვილი. ილორი // საქართველოს სულიერი საგანძური. წ. ი. — თბ., 2005. — გვ. 182—184 (გადმოცემები XI საუკუნის წმინდა გიორგის სახელობის შესახებ. მოკლე ხუროთმოძღვრული დახასითება. ტექსტი ართ. და ინგლ. ენებზე. დართულია ტაძრის საერთო ხატისა და კარედის ხატის ფოტოები);
  • ილორი // როგავა გ. რელიგია და ეკლესია აფხაზებში. — თბ., 2007. — გვ. 157—158 // როგავა გ. აფხაზეთის ისტორიის საკითხები. — თბ., 2009. — გვ. 158 (მოკლე ცნობა ეკლესიის ხატების წარწერების შესახებ);
  • ილორის ეკლესია // მიბჩუანი თ. აფხაზეთი. ნაწ. I. — თბ., 2003. — გვ. 215—216 (XI საუკუნით დათარიღებული, წმ. გიორგის სახ. ეკლესიის მოკლე აღწერილობა და ისტორია);
  • მივხედოთ ილორის წმ. გიორგის ეკლესიას // «კოლხური დიადემა». — 1991 (ოქტ.). — № 8—9. — გვ. 10 (XI საუკუნის ძეგლის მდგომარეობის გამო);
  • ქობალია ნ. «ყურესა მცირესა დაშთომილ ვართ…» // გაზ. «კომუნისტი». — 1990 (8 აგვ.). — გვ. 4 (წმ. გიორგის სახ. ეკლესიაზე — მოკლე ცნობა).

Во имя Божией Матери

Храм был освящен в честь Влахернской иконы Божией матери. Это почитаемая в православии икона, которая считается чудотворной. Долгое время она хранилась в церкви Богородицы во Влахернах на северо-западе Константинополя (современный Стамбул – прим. ред.), где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим (в честь этого события Церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября – прим. ред.). От имени храма икона и получила свое название. Она считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 1653 году икону привезли в Россию в качестве дара российскому царю Алексею Михайловичу. Сегодня она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Бедийский храм по своему архитектурному очертанию относится к купольным (крестово-купольный тип храма заимствован в Византии – прим. ред.). Его стены выстроены из тесаного серого камня. Архитектурная планировка похожа на многие другие христианские памятники Абхазии того периода.

Фрагмент лестницы дворца храмового комплекса, Бедиа
Наала Авидзба

Фрагмент кладки дворца храмового комплекса, Бедиа
Наала Авидзба

Центральный зал отделен от боковых помещений стенами, которые украшены арками и колоннами. Апсиды (примыкающие к основному объему выступы здания – прим. ред.) алтаря и прилегающих боковых помещений полукруглые. Изнутри стены храма были покрыты росписями, выполненными в разное время, но сейчас от них остались лишь фрагменты.

Наиболее примечательна фреска на западной стене: на ней изображен византийский император Константин Великий (император, при котором не только прекратились жестокие гонения на христиан, но и само христианство перешло в статус господствующей религии Римской империи – прим. ред.).


Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба

Роспись на грузинском языке на дворце храмового комплекса, Бедиа
Наала Авидзба

Реставрационные работы внутри храма, Бедиа
Наала Авидзба

Среди внешних украшений Бедийского храма обращает на себя внимание резной крест на восточной стене снаружи храма. Архитектурная деталь фасада Бедийского храма ВААК/ Наала Авидзба
Наала Авидзба

Западный вход в храм, Бедиа
Наала Авидзба

Архитектурная деталь фасада Бедийского храма ВААК/ Наала Авидзба
Наала Авидзба

Западный вход в храм, Бедиа
Наала Авидзба

Бедийский собор

Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).

Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.

Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.

Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.

В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.

Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.

Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.

Адрес:

Абхазия, с. Лыхны

Проезд:

Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней — храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.

Достопримечательности западной Абхазии

В него входят Гагрский и Гудаутский районы. В этом регионе находятся самые популярные места, куда приезжают туристы во время отдыха в Абхазии.

Каньон реки Хашупсе

Каньон реки Хашупсе

  • Вход: свободный. Однако в некоторых местах местные предприятия требуют оплаты при входе в каньон.
  • Координаты: 43.41921, 40.17612.
  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.37933, 40.07091.

Цандрипшский храм

Живописные белые скалы у села Цандрипш

  • Вход: свободный.
  • Кординаты: 43.366178, 40.103946

Дача Сталина (Холодная речка) Абхазия

  • Первоначальный взнос: 250 руб.
  • Координаты: 43.36289, 40.11594.

Бзыбский храм-крепость (Абхазия)

  • Входная плата: бесплатно.
  • Координаты: 43.24081, 40.39596.

Крепость Хасан-Абаа

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.30245, 40.4056.

Водопад Джирхва

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.30539, 40.42398.

Водопад Девичьи слезы (Абхазия)

  • Вход: свободный.
  • Подробнее о водопаде Девичьи слёзы >>
  • Вход: взрослые 350 руб., Дети 8-12 лет 100 руб., Бесплатно.
  • Координаты: 43.3416, 40.41317 (вход).

Дача Сталина и Горбачева (Мюссера)

фото: Дача Сталина и Горбачева (Мюссера)

  • Стоимость входа: 250 руб.
  • Координаты: 43.15427, 40.45745 (дача Сталина), 43.15427, 40.45745 (дача Горбачева).

Руины храма-крепости Амбара

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.14352, 40.48959.

Отхарские дольмены

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.22405,40.59719

Дольмены села Хуап

  • Вход в частную собственность: бесплатный.
  • Координаты: 43.21893, 40.53172.

Храм Айлага-абыку (руины)

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.10384, 40.56339.

Село Лыхны

  • Вход: свободный.
  • Координаты: 43.13977, 40.61801.

Грязелечебница в Приморском

Грязелечебница в Приморском

Примечание: серный термальный источник + лечебная грязь в селе Приморское.

  • Стоимость входа: 150 руб. Парковка: 50 руб.
  • Координаты: 43.10015, 40.75093.

Храм Симона Кананита

Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.

После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.

Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).

Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.

Абхазский священник раскритиковал возврат иконы, подаренной грузинскими политиками

Председатель совета т. н. Священной митрополии Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар) раскритиковал абхазских политиков и общественных деятелей за «погрешности» при выносе из Илорского храма иконы Богородицы, подаренной «Альянсом патриотов Грузии». Об этом сообщает издание «Эхо Кавказа».

«Те люди, которые вынесли икону, оскорбили не грузинских политиков или грузинское духовенство. Вы прежде всего оскорбили абхазское духовенство. Потому что, «оружие» надо оставлять за пределами храма. В данном случае, в Илорском храме решать подобного рода вопросы может только настоятель этого храма, либо его непосредственное руководство, но не абхазские политики или общественные деятели. Нельзя было так делать», – отметил он.

Говоря о церковной составляющей вопроса, священнослужитель о, а Илори – святыня не только для Абхазии.

«Илорский храм является одной из главных святынь не только для нас с вами, жителей Абхазии, не только для нас с вами, абхазов, но является святыней для всей Западной Грузии. Может быть, многие из вас это не знают, но я, как церковный историк, могу вам это подтвердить. Когда я говорю о Западной Грузии – это, прежде всего, Мегрелия, Гурия, Имеретия, которые территориально входили в состав как Абхазского царства, так и абхазского католикосата. Центром абхазского католикосата, или абхазской церкви Средневековья была Пицунда и вплоть до XVI века она таковым оставалась», – сказал он.

Архимандрит Дорофей отметил, что это не первая икона, которая попала в Илорский храм после войны 1992-1993 годов. «Там десяток икон, которые привозятся с территории Грузии», – добавил он.

При этом Дбар назвал недопустимым «приезд инкогнито грузинских политиков», назвав это «ошибкой нынешнего руководства Абхазии». Он оценил действия лидеров «Альянса патриотов» политическим актом, указав на некоторые моменты, связанные с иконой. «Зачем нужно было такую большую икону привозить? Зачем демонстративно делать надпись на грузинском языке?», – задался он вопросом.

Но тот факт, что на иконе изображен святой Евстафий Апсилийский, архимандрит оценил положительно: «Слава богу, грузинская сторона признала, что среди христианских святых, причем древних, есть абхазец по происхождению, святой Евстафий Апсилийский».

Говоря о комментариях отдельных интернет-пользователей о том, что икона – бумажная и неосвещенная, священнослужитель сказал: «Неправильно говорить о том, что икона – бумажная. Икона – она сама по себе икона. Сегодня 80% икон, которые мы используем, они сделаны типографским способом… Что значит, неосвещенная? С момента написания изображения святого и написания его имени, икона становится иконой».

Напомним, 18 августа лидеры пророссийской партии «Альянс патриотов» Ирма Инашвили и Георгий Ломия тайно посетили Абхазию. Они привезли в дар Илорскому храму икону Девы Марии. Визит грузинских политиков вызвал скандал в оккупированном регионе. Местная Церковь отказалась принимать подарок. 5 сентября икона была перевезена к де-факто границе по реке Ингури.

Илорский храм

Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.

Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).

В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.

Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.

Новый Афон и его святыни

Проповедник Симон поселился в пещере близ реки Псырцха. В этих местах, после мученической смерти от рук римлян, он был похоронен. Здесь же была возведена сначала деревянная, в VI веке, а затем, в X веке, каменная церковь святого апостола Симона Кананита.

В XIX веке русские отшельники из Афона (известный монастырь в Греции на одноименном полуострове) обратились к правителям России с просьбой построить на берегу Черного моря, вблизи от места гибели апостола, монастырь. И в 1875 году он был основан, получив название Ново-Афонского Симоно-Кананитского.

Место было выбрано красивое, однако, труднодоступное: между хребтами Кавказа и крутым склоном, идущим к Черному морю. По преданиям, стройматериалы для возведения монастыря поднимали в горы и сами монахи, и прихожане, желавшие очиститься, искупить грехи. Каждый мог пройти трудную высокогорную дорогу к месту стройки с камнем в руках.

В освещении христианского чуда на берегу Черного моря участвовала российская императорская чета – Александр III и Мария Федоровна.

Свои кельи (более сотни) послушники расположили в стенах монастыря, а на свободной территории построили несколько храмов. Самый большой из них воздвигнут в честь Пантелеймона, великомученика, и освящен в 1913 году в присутствии Николая II. Собор может вместить более трех тысяч прихожан. Любопытно, что расписывали помещение лучшие мастера из русского города Палех (это недалеко от города Владимира).

Еще одна церковь на монастырской территории – это храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В окрестностях Нового Афона – отпечаток стопы Симона в граните, еще одна святыня для христиан.

Монашеский городок живет и сегодня, для гостей он открыт каждый день, исключение – понедельник и дни Великого поста. Вообще монастыри Абхазии также гостеприимны, как и местное население. Даже в советское время в местных горах создавались монашеские общины, куда стекались послушники из закрываемых повсеместно в СССР обителей.

Привратный «страж»

Уже упомянутая выше Ольга Ермолаева отмечала, что Бедиа – это «не только храм». Перед храмом раскинулась живописная зеленая поляна, на которой возвышалось когда-то одно из тех грандиозных вековых деревьев, которые в Абхазии почитаются как священные. Как писала Ермолаева, деревья точно стояли «на страже того дома, который из поколения в поколение хранит их неприкосновенность».

Исследовательница описывала липу с западной стороны храма. Ее ствол, по одной из версий, имел такую необыкновенно большую окружность, что в дупле дерева в течение долгого времени находили приют шесть священников, прибывших когда-то в Бедию с намерением основаться возле развалин храма.

В начале XIX века то дерево погибло. Однако сегодня у подхода к храму стоит его «потомок», новый «страж» Бедийского храма.

Общий вид на липу и храм, Бедиа
Наала Авидзба

Старая липа прогибается под собственным весом, Бедиа
Наала Авидзба

Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор

Архитектура храма Храм Святого Георгия Победоносца, возведенный в XI веке, находится в селе Илор (Елыр) в нескольких километрах от Очамчыры. Церковь окружена оградой из булыжника с воротами, вблизи храма находится небольшая колокольня. Илорская церковь относится к типу однозальных с внутренним алтарным полукружием. Зал храма перекрыт арочным каменным сводом, опирающимся на массивные выступающие пилястры. В зал ведут три входа – с севера, запада и юга, с этих же сторон к нему примыкают построенные в разное время приделы. На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековой росписи, элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста.

Внутренне убранство храма Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.

Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского, клятвопреступника постигало суровое наказание. Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.

В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. В 738 году, будучи правителем Апсилии, он был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн-Исамом и мученически пострадал в городе Харане. Впоследствии у мощей Евстафия Апсильского происходили чудеса исцеления.

Илорское чудо Церковь Святого Георгия была известна не только в Абхазии, но и далеко за ее пределами. Паломники и путешественники со всего света стремились попасть в Илорский храм. Многие из них оставили интересные заметки о жизни храма. Так, по свидетельству итальянских миссионеров Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли, посетивших Илорский храм в первой половине XVII века, возле него устраивались большие ярмарки, на которые стекались жители разных районов Западного Кавказа. Миссионеры также описывали праздник, посвященный покровителю Илорской церкви святому Георгию. Праздники в Илорском храме всегда сопровождались чудом появлением жертвенного быка внутри запертой на ночь ограды храма.

Один из самых посещаемых храмов Абхазии В XVII веке Илорский храм, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадал. В середине XIX века последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе покрыл церковь железом, оштукатурил стены внутри и снаружи, сохранив надписи и рельефы фасада, восстановил древнюю ограду из булыжника. Вскоре во внутреннем дворе храма возвели деревянную школу, учрежденную Обществом восстановления православного христианства на Кавказе.

Обновленный храм постепенно начал возвращать былое величие, однако процесс этот был прерван революцией. В 20-е годы ХХ века храм закрыли, что, впрочем, не отразилось на его популярности среди паломников. Даже в эти годы здесь не прекращалось богослужение. Илорский храм и поныне один из самых посещаемых действующих храмов Абхазии. Ежегодно в день Святого Георгия в нем совершается торжественная служба, на которую собираются многие жители Абхазии.

Абаата

Популярный туристический объект расположен в Гагре, на территории приморского парка. Это древняя крепость Абаата (4-5 в), построенная абхазами как оборонительное сооружение. Неоднократно оно подвергалось значительным разрушениям и вновь восстанавливалось. Два века (14-15 в) крепостью владели генуэзцы, основавшие факторию Какара (Гагра).

В настоящее время памятник средневековья продолжает ветшать. Стена, обращённая к морю, практически полностью разрушена штормами. Территория сегодня используется бизнесменами для привлечения туристов. Здесь выстроены отель, магазины, ресторан.

Центром внимания туристов и местных жителей является хорошо сохранившаяся христианская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Абаата). Она входит в число древнейших памятников страны и находится под патронажем неканонического православия. Здесь проходят все богослужения и обряды.

Внешне строение выглядит скромно и просто, его архитектура лишена всяких излишеств. На сложенном из известняковых плит западном фасаде вырезан Болнисский крест – символ грузинского стиля 5 века. Внутри нет богатых росписей и украшений, но это не умаляет достоинства аутентичного памятника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector