Соборы санкт-петербурга: история и список храмов
Содержание:
- Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петерскирхе)
- Дом Голландской реформаторской церкви
- Архитектура, убранство
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
- Казанский собор
- Андреевский собор
- Армянская апостольская церковь святой Екатерины
- Петропавловский собор.
- Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови).
- История
- Петропавловский собор
- Морской Никольский
- Троице-Измайловский собор
- Воскресения Христова на Крови
- История
- Исаакиевский собор
- Владимирский храм
- Историко-архитектурная справка
- Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого
- Спасо-Преображенский собор
- Смольный храм
Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петерскирхе)
Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петерскирхе) является крупнейшей в России евангельско-лютеранской церковью.
В церкви святых Петра и Павла проходят богослужения, проводят экскурсии, в том числе по катакомбам Петерскирхе, выставки и культурные мероприятия. В церкви есть органы.
Нынешнее здание церкви является вторым, и было возведено в период с 1833 по 1838 годы по проекту архитектора и художника Александра Павловича Брюллова. В последующем фасады и интерьеры церкви подвергались реставрациям и художественным дополнениям.
Сегодня Петерскирхе является действующей лютеранской церковью. Имеет классические черты с двумя симметричными квадратными башнями, арочными порталом (входом) и окнами. На уровне второго яруса фасада церкви расположена открытая аркада с горельефами евангелистов.
Верхнюю часть главного фасада (парапет), выходящего на Невский проспект (на юг), украшает скульптурная композиция ангела с крестом.
На аттике выделяется бронзовый литер надписи «St. Petri» с позолотой.
Внутренний интерьер Петерскирхи прост в исполнении.
На первом этаже расположена небольшая экспозиция, рассказывающая об истории храма, и о лютеранской общине Санкт-Петербурга.
В церкви находятся «Катакомбы» — подвалы церкви, которые появились при реконструкции 1990-х годов, когда новый пол церкви был поднят на 4 метра выше прежнего и под ним всё ещё находятся помещения, в том числе сохранившаяся чаша бывшего бассейна, который был обустроен в стенах церкви после революции 1917 года. Подробнее о Петерскирхи…
Посетить церковь святых Петра и Павла можно каждый день с 9:00 до 21:00.
Адрес Петерскирхи: Невский проспект, 22-24.
Координаты Петерскирхи: 59°56′12″ с.ш. 30°19′26″ в.д. (59.936667, 30.323889).
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект» и «Адмиралтейская».
Дом Голландской реформаторской церкви
Дом голландской реформатской церкви или просто Голландская церковь — бывший храм голландской реформаторской церкви.
Здание церкви было построено в 1831-1835 году по проекту архитектора французского происхождения Павла Жако в стиле русского классицизма на месте дома, принадлежавшего голландцу Пьеру Пузи.
После революции 1917 года, в 1926 году, богослужения были прекращены, а здание церкви было национализировано и в нём размещались различные организации.
В настоящее время в здании размещены, в том числе, жилые квартиры, коммерческие помещения и центр искусства и музыки ЦГПБ имени В.В. Маяковского.
Место размещения бывшего церковного зала сегодня выделено на главном фасаде здания, выходящего на Невский проспект, четырехколонным коринфским портиком, объединяющим три этажа. В тимпане фронтона над колоннадой размещен горельеф с фигурами двух ангелов.
Фасады здания бывшей церкви с полуциркульными завершениями окон первого этажа образуют непрерывную аркаду.
Над плоской крышей здания возвышается пологий купол, на котором ранее находился крест. Подробнее о доме голландской реформатской церкви…
Адрес здания бывшей голландской реформатской церкви: Невский проспект, 20.
Координаты здания: 59°56′10″ с.ш. 30°19′16″ в.д. (59.936111, 30.321111).
Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Архитектура, убранство
Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.
Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.
Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.
Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.
В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».
Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.
На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.
К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.
В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).
Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.
Территория собора
Собор является композиционным центром Троицкой площади.
В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.
В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.
Традиции
В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:
В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра не расположена непосредственно на Невском проспекте, но знаменует собой окончание проспекта.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь, который был основан с 1710 года и посвящен святому князю Александру Ярославичу Невскому и которому в 1779 году был присвоен статус Лавры.
Сегодня монастырь представляет собой большой комплекс, в состав которого входят: Свято-Троицкий собор, Александро-Невская церковь и ещё несколько церквей, кладбища (ныне некрополи), постройки различного назначения, в том числе монастырские корпуса, а также сад, памятники и музеи.
Вход на территорию комплекса, в Свято-Троицкий собор и церкви — свободный (бесплатный). Оплата взимается за посещением отельных музеев, расположенных на территории лавры. Подробнее о Свято-Троицкой Александро-Невской лавре…
Адрес Александро-Невской лавры: набережная реки Монастырки, 1.
Координаты Александро-Невской лавры: 59°55′11″ с.ш. 30°23′19″ в.д. (59.919722, 30.388611).
Ближайшие станции метро: «Площадь Александра Невского 2» и «Площадь Александра Невского 1».
Казанский собор
Этот православный храм является памятником российской воинской доблести. Именно здесь захоронен легендарный Михаил Кутузов, тут хранятся трофейные знамёна разгромленной французской армии. Основная святыня в церкви — Казанская икона Божьей Матери, которая находится в Санкт-Петербурге с 1710 года. Верующие считают, что пока эта реликвия остаётся в пределах города, сюда не сможет войти иноземный враг.
Во время Отечественной войны там молились российские солдаты и офицеры и сам Михаил Илларионович. Перед собором есть площадь, на которой в 1837-м были установлены памятники Кутузову и другому полководцу, Барклаю де Толли. В апреле 1932 года главная церковь города была закрыта, и название собора Санкт-Петербурга сменилось на Музей истории атеизма и религии. Богослужения были возобновлены на праздник Троицы в 1991 году.
Здание церкви было заложено в августе 1801-го в центре Питера, на Невском проспекте, а его возведение завершилось почти перед самым началом Отечественной войны. Создатель собора, архитектор Воронихин применил при возведении ряд нестандартных решений и новшеств, благодаря чему храм внешне словно бы раскрывает свои объятья для прихожан и посетителей. В составе полукруглой колоннады есть 96 колонн из мрамора.
Андреевский собор
Старинная церковь размещается на Васильевском острове. Она возведена по просьбе жителей этого района Санкт-Петербурга. В 1729-м там заложен деревянный храм по проекту Трезини, который через три года уже освящён. Летом 1761 года здание уничтожено пожаром после удара молнии, и новый собор из камня заложили в 1764-м. Обряд его освящения проведен в 1781-м.
В царскую эпоху это было место регулярного проведения торжественных и радостных служб. На них присутствовали не только члены императорского семейства, но и знаменитости тех лет. Храм считался своим для прихожан, награждённых орденом Андрея Первозванного. Со временем там даже был установлен барельеф с изображением этой награды. Среди достопримечательностей храма особенно выделяются серебряное облачение внутри алтаря и резной иконостас высотой в 17 метров, состоящий из трёх ярусов.
После революции храм стал одним из основных мест проведения служб обновленческой церкви. Летом 1938 года собор был закрыт советской властью. Он охранялся государством как архитектурный памятник, и потому там сохранился иконостас и другие ценности. Осенью 1992 году церковь была возвращена во владение епархии и опять стала важным храмом на карте Питера.
https://youtube.com/watch?v=nYM60sOhquM
Армянская апостольская церковь святой Екатерины
Церковь святой Екатерины (армянское: Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Կատարինե եկեղեցի) — храм армянской апостольской церкви, который является памятником архитектуры.
Церковь была построена в 1771-1779 годах по проекту зодчего Юрия Матвеевича Фельтена.
Стиль церкви выполнен в традициях раннего русского классицизма.
Главный фасад церкви обращен к Невскому проспекту (на юг) и отмечен строгим колонным портиком, во фронтоне которого находится скульптурный рельеф с сюжетом из истории Армении: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
Также фасад церкви выделяется архитектурной отделкой окон, пилястрами с изящными капителями и возвышающейся купольной башней с крестом.
Интерьер церкви выглядит просторно и парадно, чему способствуют арочные своды и массивные колонны с белыми архитектурными капителями. Парадности убранству святыни придаёт и то, что колонны, стены и пол украшены цветным искусственным мрамором.
Интерьер церкви украшен живописью на библейские мотивы, лепными декоративными карнизами с дентикулами, картинами и массивными «бальными» люстрами. Подробнее об армянской церкви святой Екатерины…
Вход в армянскую апостольскую церковь святой Екатерины свободный (бесплатный).
Адрес церкви: Невский проспект, 40-42.
Координаты церкви: 59°56′07″ с.ш. 30°19′56″ в.д. (59.935278, 30.332222).
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Петропавловский собор.
Украшением Петропавловской крепости слывет Петропавловский собор – старейший храм Петербурга.
Петропавловский собор – первый храм Санкт-Петербурга, который из небольшой деревянной церкви постройки 1703 года превратился в самое высокое (вместе с флюгером) архитектурное сооружение города. Закладка на месте деревянного прихода нового каменного Петропавловского собора началась в 1712 году по чертежам архитектора Д. Трезини, а строительство продолжалось до 1733 года. На Колокольне Петропавловского собора в Петербурге в 1776 году установили часы-куранты (английский мастер Красс). Золоченый шпиль обозначил высоту собора в Петропавловской крепости в 122, 5 метра. Шпиль Петропавловского собора украшает трех метровый ангел-флюгер.
Достопримечательностями Петропавловского собора стали резной иконостас с позолотой, царское место в малиновом бархате с золотой короной и двуглавым орлом. Интерьеры храма словно преобразились в парадный зал дворца. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге считается усыпальницей российских царей династии Романовых, начиная с Петра Великого. Статус собора он обрел в 2000 году. Петропавловский собор в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга – это музей истории города на Неве, который находится по адресу: Петропавловская крепость, дом 7.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови).
Храм Спас-на-Крови является первой церковью на месте гибели императора государства Российского. Решение о возведении поминального собора было принято после покушения революционерами на жизнь царя Александра II 1 марта 1881 года. Властью императора Александра III в 1883 году в основание фундамента храма заложили первый камень. Строительство велось 24 года, и в 1907 году собор был освящен. Высота собора Воскресения Христова 81 метр – год смерти императора.
Мотивы Московских церквей, старорусского стиля, обилие внешних мозаичных панно, богатое внутреннее убранство из полудрагоценных камней – отличительные черты храмового комплекса Спаса-на-Крови. Шатровая сень с крестом из топаза возвышается над фрагментом булыжной мостовой, перенесенной в храм с места гибели царя-освободителя Александра II. Она опирается на яшмовые колонны. Собор Воскресения Христова расположен на берегу канала Грибоедова. С другой стороны его окружает пышный Михайловский сад. Особенно красив храм Спас-на-Крови в лучах прожекторов в вечернее время.
Девятиглавый собор Воскресения Христова позиционируется как памятник-музей.
История
Троицкий собор возведен по инициативе Николая I в память о том времени, когда он командовал Измайловским полком. Деньги на строительство поступили лично от императора. Собор заменил собой деревянный храм, с 1754 г. служивший «домашней» церковью измайловцам. В 1824 г. во время большого наводнения старый храм был затоплен и пришел в негодность.
Строительные работы начались в мае 1828 г., в День Святой Троицы и продолжались 7 лет. В процессе возведения создателям собора пришлось решать многие проблемы, связанные как со сложностью грунта, так и с масштабами сооружения. На момент проектирования храм по своим размерам уступал только Исаакиевскому собору и был способен вместить до 3000 человек. Столь масштабное сооружение требовало серьезных инженерных расчетов, с которыми блестяще справились авторы. Правда, не обошлось без ошибок и происшествий.
На стадии строительства появились трещины в колоннах, поддерживавших массивный центральный купол. А сам купол, спустя пару месяцев после того, как с него сняли леса, сорвало сильным ветром. Уже в наше время большой купол снова постигло несчастье — пожар.
Освященный в 1853 г. Измайловский собор до 1930-х годов служил прихожанам — военным и обычным жителям. В 1867 г. здесь состоялось венчание Ф. М. Достоевского, а в 1894 г. в храме отпевали композитора А. Г. Рубинштейна.
Alex ‘Florstein’ Fedorov
После революции собор лишился всех своих ценностей, которые были экспроприированы на нужды новой власти. Некоторое время в храме продолжались богослужения, но в 1938 г., в день рождения В. Ленина, его закрыли, превратив в неотапливаемый склад. К счастью, власти под напором ученых не решились реализовать первоначальный план по сносу величественного памятника архитектуры или перестройки его в крематорий. Пережив с определенными потерями Великую Отечественную войну, в 1990 г. собор был снова передан верующим Петербурга.
Сразу же после возвращения храма Русской православной церкви в нем начались ремонтно-восстановительные работы, продлившиеся почти три десятилетия — до 2017 г. В ходе реставрации были восстановлены утраченные в советские годы интерьеры и убранство, отремонтированы находившиеся в аварийном состоянии конструкции, осушен затопленный подвал, по которому можно было кататься на лодках. Сегодня Троицкий собор опять является одним из самых впечатляющих храмов Санкт-Петербурга.
Петропавловский собор
Церковь возводилась на протяжении 19 лет и прошла обряд освящения в июне 1733-го
Многие русские императоры уделяли ей своё внимание. Храм — составная часть архитектурного ансамбля Петропавловской крепости и самое высокое в Питере здание (122 м)
Такие размеры достигаются отчасти из-за 40-метрового шпиля, который увенчивает колокольню с несколькими ярусами. На верхней его части расположен 3-метровый флюгер в виде ангела. Для того чтобы его отлить, потребовалось 8 кг золота.
Этот собор представляет собой ещё и мавзолей. Тут покоится прах почти всех представителей династии Романовых, за редким исключением. В 1998 году здесь были перезахоронены останки императора Николая Второго и членов его семьи, расстрелянных большевиками в Екатеринбурге летом 1918-го.
Изначально собор имел статус кафедрального, но в 1859 году передал его Исаакию, перейдя в церковное ведомство. Тут не проводилось ничего, кроме поминальных служб и отпеваний.
Храм открыт не только для прихожан, но и для туристов. Они могут здесь поиграть на карильоне — уникальном музыкальном инструменте, клавиши которого соединены с 51 колоколом. В настоящее время собор размещает в себе Музей истории Санкт-Петербурга и охраняется государством.
Морской Никольский
Памятник в стиле барокко, заложенный летом 1753 года. Здание считается уникальным, поскольку все остальные храмы, выдержанные в этом стиле в Питере, были в своё время уничтожены коммунистами. Он состоит из двух церквей:
- во имя Богоявления (верхняя);
- во имя Николая Чудовторца (нижняя).
Эта церковь изначально была задумана как основная святыня российского ВМФ. В честь победы России над флотилией шведов и турок Екатерина Вторая пожертвовала собору 10 икон. Возле здания находится памятник в память моряков, погибших на корабле «Цусима». Неподалёку установлены мемориальные доски в честь более современных событий — катастроф на подводных лодках «Комсомолец» (апрель 1989-го) и «Курск» (август 2000 года). Собор работал даже в советское время, а с 1941-го является кафедральным.
Вокруг здания разбили прекрасный парк. Сам храм состоит из двух этажей, а верхушка его украшена пятью куполами. Неподалеку установлена колокольня, увенчанная высоким шпилем. В отделке здания успешно сочетаются золотая и синяя (морская) расцветка. Почти с самого момента освящения и по сей день здесь проводят службы, посвящённые русскому флоту — как победные, так и поминальные.
Троице-Измайловский собор
Ныне действующая монументальная церковь, окрашенная в насыщенно-белый цвет, возведена в честь измайловского полка русской армии. Она была заложена в мае 1828-го по проекту известного архитектора Стасова. Прежде на этом месте почти сто лет стояла старая небольшая деревянная церквушка, но она сильно пострадала при наводнении 1824 года. Освящение нового собора прошло в 1835-м. Здесь в своё время Фёдор Достоевский венчался с Анной Сниткиной, в 1894-м тут отпевали пианиста Антона Рубинштейна.
Пять куполов синей окраски, увенчанные золотыми крестами и звёздами, видны на расстоянии в 20 км. Достопримечательность храма — бронзовые скульптуры ангелов. Считается, что окраска куполов соответствует расцветке мундира бойцов измайловского полка.
В самом храме есть изящные росписи и коринфские колонны. Раньше стены собора были украшены трофейными турецкими знамёнами. Это подразумевало, что победа в войне против османов дарована России Господом Богом. В 2005 году на площадке перед церковью восстановлена колона Славы, которая была отлита из турецких захваченных пушек. В настоящее время в здании ведутся объёмные реставрационные работы, которые начаты ещё в 2004 году.
Воскресения Христова на Крови
Решение о возведении собора принято после того, как царь Александр Второй был убит. Здание возведено прямо на месте покушения. Ценная реликвия собора — камни, на которые рухнул император после смертельного ранения. Строительство длилось долгих 24 года, с 1883 по 1907-й. Средства на его возведение собирались по всей Российской империи. Этот храм с девятью куполами — известный памятник мозаичного искусства. Внешнее убранство церкви имеет ряд отсылок к храмам Москвы и зодчеству Древней Руси. Именно поэтому она выглядит нетипично для Северной столицы.
При возведении мозаичная техника впервые была применена при украшении внешнего вида. Отдельные купола находятся под покрытием декоративной эмали. В соборе внутреннее оформление выделяется тем, что почти всё там покрыто красивыми узорами и сценами из Евангелия, выложенными мозаикой. Это создавалось на лучших гранильных предприятиях России по эскизам Беляева, Васнецова, Харламова и пр. В церкви можно полюбоваться колоннами из яшмы фиолетового цвета и топазным крестом. При декорировании потолка, иконостаса и пола применялись полудрагоценные камни.
История
Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.
Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.
Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.
Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.
Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.
Советское время
Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.
Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.
Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.
Пожар
В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.
Исаакиевский собор
Этот собор Питера — один из его основных символов. В строительстве поучаствовало огромное количество людей, которые вложили душу в его возведение. Это выразилось в многочисленных украшениях церкви, к которым относятся:
- громадный купол;
- фронтон, увенчанный скульптурами;
- монолитные большие колонны;
- статуи 12 апостолов;
- барельефы.
Изначально собор был небольшой церквушкой, в которой венчался Пётр Первый. Впоследствии она улучшалась и перестраивалась при каждом из российских императоров. Последняя версия здания, созданная архитектором Монферраном и выдержанная в духе классицизма, по сей день радует взгляд петербуржцев и гостей города. Изнутри храм отделан следующими материалами:
- малахит;
- лазурит;
- золочёная бронза;
- хорошо выложенная мозаика.
Владимирский храм
Знаменитый архитектурный памятник, относящийся к барочному стилю. Изначально проект храма был разработан Трезини, но строительство слишком затянулось, и к его возведению приложили свою руку:
- Мельников;
- Гольмом;
- Кварнеги;
- Руска.
У церкви имеется пять куполов, рядом с ней возведена высокая колокольня. Собор заложен летом 1761 года, а полностью построение было завершено только в 1769-м. Основная святыня храма — Владимирская икона Божьей матери, написанная в XVIII веке и давшая название собору. Также тут имеется ценная икона Серафима Саровского с кусочком ризы великого русского святого. Здесь же есть другие важные иконы и их списки.
https://youtube.com/watch?v=moeJ3KFqHEc
Историко-архитектурная справка
Троице-Измайловский собор построен по указу императора Николая Первого для удовлетворения духовных нужд солдат и офицеров гвардейского Измайловского полка, которым Николай когда-то командовал. На время постройки Троице-Измайловский собор был самым большим храмом России. Архитектором собора выступал В.А. Стасов, создавший величественное и гармоничное здание в стиле ампир. Некоторые этапы и события в истории собора:
- 1828 г. Закладка собора;
- 1835 г. Освящение собора;
- 1867 г. Венчание в Троицком соборе Ф.М.Достоевского с А.Г.Сниткиной;
- 1886 г. Открытие перед собором памятника «Воинская Слава»;
- 1894 г. Отпевание в соборе первого ректора Санкт0Петербургской консерватории композитора Антона Рубиншейна;
- 1895 г. Освящение часовни Троице -Измайловского собора на углу Измайловского проспекта и 1-й Роты (сейчас — 1-й Красноармейской улицы).
После революции 17-го года для православной Церкви наступили тяжёлые времена. Священнослужители подвергались репрессиям — некоторые священники Троицкого собора были расстреляны, другие — осуждены. Церковные ценности реквизировали. Памятник «Воинская Слава», построенный из трофейных турецких пушек был продан на металл. В годы блокады Ленинграда здание собора использовалось в качестве места для склада трупов. После войны собор, сильно пострадавший от бомбежек, был реставрирован, однако, настоящее его возрождение началось только в 90-х гг, когда сам собор передали Петербургской епархии.
Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого
Домовый храм преподобного Серафима Вырицкого расположен в отремонтированном здании, построенном в 1869 году во внутреннем дворе Большого Гостиного двора (ныне торговый центр) по проекту архитектора Кузьмина специально для Комитета по управлению Большим Гостиным Двором и Перинной линией.
Также в здании находится музей истории купечества Санкт-Петербурга и России. И такое соседство неслучайно!
Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) был видным представителем российского купечества. Трудовую деятельность начал десятилетним мальчиком в Гостином Дворе, где работал посыльным.
Сегодня храм и музей, находящиеся в Большом Гостином Дворе, — это памятник российскому купечеству, который призван показать, что можно успешно вести бизнес и в то же время сохранять высокую духовность. Подробнее о Большом Гостином дворе…
Вход в храм и музей — через центральный портик Невской линии. Запись на экскурсию заранее по телефону.
Адрес Большого Гостиного двора: Невский проспект, 35.
Координаты Большого Гостиного двора: 59°56′03″ с.ш. 30°19′56″ в.д. (59.934167, 30.332222).
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Спасо-Преображенский собор
Собор в СПб был возведён по указанию императрицы Елизаветы на месте, где располагался штаб Преображенского полка. Этим царица отдавала почести его офицерам и солдатам, с помощью которых взошла на престол. Это одна из немногих питерских церквей, в которой не прекращались службы даже в 1920—1930-е годы, когда по всему СССР храмы массово закрывались и взрывались, а священников и прихожан расстреливали и ссылали. В наше время здесь можно регулярно послушать выступление вокалистов Академической капеллы. Основные церковные святыни — это:
- образ Спаса Нерукотворного;
- икона «Всех Скорбящих Радость».
До революции 1917 года в здании собора хранились трофеи, захваченные во время войны против Османской империи. Сегодня всё это находится в Эрмитаже. Этот храм также считался очень важным для болгарской диаспоры Питера, её представители отмечали здесь свои праздники.
Летом 1825 года в церкви произошёл сильный пожар, из-за которого здание пришлось почти полностью отстраивать заново. Обновлённый храм был освящён спустя 4 года. Архитектор Стасов, который завершил эту работу, получил в подарок от императора шикарный бриллиантовый перстень. В годы ВОВ в подвале было организовано бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали медицинскую помощь раненым.
Смольный храм
Церковь, в которой преобладают голубой и белый цвета, с пятью куполами, расположенная на площади Растрелли, стала таковой по указанию императрицы Елизаветы Второй. Изначально она была однокупольной, какой её и задумывал автор — архитектор Растрелли. Собственно, лишь один из пяти куполов относится к собору, тогда как все остальные принадлежат колокольне.
Построение здания с белыми и голубыми стенами было почти полностью завершено в 1757 году, но из-за начавшейся Семилетней войны работы так и не были закончены до конца. Это было связано с недостатком финансирования. Храм доделан по проекту архитектора Василия Стасова и освящён только в июле 1835 года.
Собор — важная часть уникального архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Екатерина Вторая в конце XVIII века устроила здесь первый в стране институт для благородных девиц, где их учили всему — от чтения по буквам до хороших манер.
В эпоху революции большевики разместили в здании собора свой штаб. В 1923-м церковь была закрыта новыми властями, она долгое время использовалась в качестве склада. Сегодня в соборе регулярно можно услышать классические композиции. У него в 1990—2015 гг. имелся статус концертного зала. В 2015-м принято историческое решение о передаче храма во владение РПЦ. Сегодня он находится под государственной охраной.