Гостиный двор в москве

История

Еще в XIV- XV веках Варварка и Ильинка, где располагается Гостиный дом в Москве, являлись частью Великого Посада — городской территории за пределами Кремля. В его сердце, находившемся у Москворецкого моста, собирались купцы со всех уголков Руси и из-за ее пределов. Тут, в торгово-ремесленном центре Москвы, разделенном на Верхние, Средние, Нижние ряды, работало множество лавок. После Большого пожара 1493 года купцы, выселенные с территории Кремля, стали вести свою деятельность на перекрестках торговых улиц — их называли «крестцы». В XVI веке на одном из них, Ильинском, появился первый Гостиный дом из дерева, где хранили товары и останавливались на постой купцы.

В 1535 году большая часть Посада оказалась на территории Китай-города. В те времена, при правлении Ивана Грозного, вместо деревянного здания соорудили более устойчивое, каменное. В XVI веке Гостиный дом пылал в огне, но уже к 1664 году был не только отремонтирован, но и улучшен. В дополнение к отстроенному старому зданию был возведен новый Гостиный двор. Вместе они занимали добрую часть квартала. В те дни торговый павильон был полон от зари до ночи, а чтобы добраться до нужного ряда (по виду продукции они делились на иконный и шапочный, восковой и медовый, ореховый, мясной, рыбный), приходилось активно работать локтями. Старые летописи помнят, что рынок ломился от яств, русских и заморских. Икра, стерлядь и осетры из Астрахани были свалены в огромные, многосотенные кучи. Здесь делились новостями и сплетнями, заключали контракты, узнавали о далекой заграничной жизни.

Вид на Гостиный двор с улицы Ильинка — панорама Google Maps

Небылица, что вполне может оказаться былью, рассказывает, что однажды вечером на пути торговца, устало бредущего домой после долгого трудового дня, встретился разносчик, мечтавший избавиться от последних крох изюма. Поддавшись на уговоры, купец приобрел остатки почти даром и подумал, что это отличная идея — избавляться от залежей по более низкой цене, привлекая покупателей. Вскоре он открыл новую лавку, где товары были нарасхват, а его гениальной задумке последовала вся торговая Москва. Неделя распродаж устраивалась раз в году. Она начиналась с Фомина воскресенья и длилась до следующего за Пасхой воскресенья. Акция действовала даже в модных дорогих магазинах на Кузнецком мосту.

К концу XVIII века императрица Екатерина, укрепляя экономику и развивая рыночные отношения, приняла решение о реорганизации Гостиного двора. Согласно указу «Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды» знаменитый архитектор Джакомо Кваренги, приложивший руку не к одному шедевру Санкт-Петербурга, разработал проект перестройки здания. Его Гостиный двор сочетал рациональное использование пространства с привлекательным внешним видом. Углы строения были закруглены, дабы вписаться в узкие улицы, а широкий внутренний двор делился на две части при помощи поперечного корпуса. Украшениями служили арки, широкие лестницы и пилястры. Строительство стартовало в 1789 году и было окончено к 1805 году.

Во время сражений с Наполеоном, в 1812 году, пожар, заставивший пылать Москву, затронул и Гостиный двор. В 1830 году сильно поврежденное здание полностью восстановил по планам Кваренги архитектор Осип Бове. В XX веке комплекс служил для размещения контор большевиков и для защиты от разрушительных авиаударов Великой Отечественной войны.

Лишь к Миллениуму Гостиный двор вновь расцвел во всей своей прежней красе. Лучшие архитекторы, реставраторы и строители воссоздали его по старинным чертежам и фотографиям, вернув центру Москвы его яркую достопримечательность. В тонких чертах элитного торгово-делового комплекса, слывущего образцом красоты и изящности, можно отследить, как менялись эпохи и стили.

Людмила

Гостиный двор сегодня

Сегодня этот огромный особняк, площадью 82 тыс. м. кв., центр культурной и деловой жизни Москвы. Архитектурное решение Гостиного двора уникально. Художественные своды и лепные колонны, выполненные в стиле классицизма, трехъярусные галереи, большой амфитеатр удивляют своей роскошью москвичей и гостей столицы. Под куполом здания находится Атриум. Это огромный двор, мощенный гранитом, площадью 12 тыс. кв., крытый уникальным безопорным прозрачным покрытием. Здание Гостиного двора оборудовано современными европейскими системами климатологии, связи, сбора и вывода конденсата. В красивейшем помещении Атриума проводятся государственные и городские мероприятия, концерты, шоу, детские утренники. Уже традиционным стало ежегодное проведение новогоднего бала мэра.

Московский Гостиный двор является популярным выставочным центром Европы. Ежегодно здесь проводится Неделя Моды, с показом новых коллекций популярных модельеров. Есть интересный музейно-выставочный комплекс «Музей моды», который представляет одежду, обувь, и различные аксессуары 19 века. Из года в год в Гостином дворе проходят выставки Образование и карьера, Туризм и отдых, Православная Русь, Оружие и охота.

История Московского Гостиного двора

Название Гостиного двора образовано от слова «гость». Так в прежние времена называли купцов, осуществлявших иностранную и оптовую торговлю. Место, на котором находится Гостиный двор, было важным торговым центром еще в XV веке. По решению Бориса Годунова там проживали и хранили свои товары купцы и ремесленники, ранее работавшие на территории Кремля. Торговые ряды были деревянными и горели во времена Смуты, затем были восстановлены в камне, и к концу XVII века их было уже несколько десятков.

Однако в 1770 году полтора десятка лавок внезапно обрушились, а к 1786 году рынок окончательно обветшал. Тогда было принято решение возвести новое здание в этом же квартале. Проект Гостиного двора был разработан Джакомо Кваренги в 1789 году. Он был составлен для горизонтальной местности, но в действительности место имеет сильный уклон, поэтому реализовать проект в первоначальном виде не удалось.

Проект был немного изменен С. А. Кариным и И. А. Селеховым, и в 1791 году началось строительство. Тогда Гостиный двор состоял из двух частей, разделенных ступенькой. Одна его часть выходила на улицу Ильинку, а другая — на Варварку. Некоторые арки подняли, в других же местах, наоборот, пришлось укоротить колонны. Несмотря на все это, основная мысль проекта Кваренги была сохранена.

Именно с Гостиного двора начался пожар 1812 года. Тогда здание было сильно повреждено огнем. К 1830 году строительство второй очереди было завершено, и части Гостиного двора соединили. К сожалению, очень скоро хозяева магазинчиков изменили его вид: они самовольно закладывали арки, чтобы увеличить площадь помещений.

В 1840 году по соседству был возведен новый Гостиный двор, поэтому первый начали называть «старым». В 1903 году ризалит, расположенный в Хрустальном переулке, был переделан по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Его новый фасад был выполнен в неоклассическом стиле с использованием цветной мозаики.

Внешний вид Гостиного двора в Москве очень понравился современникам, и в других городах России стали появляться похожие строения. Именно здесь возникла идея устраивать распродажи оставшегося товара со скидками, распространившаяся впоследствии по всему миру.

Во времена СССР Гостиный двор был административным зданием. После 1923 года ремонт его не проводился, так что к концу XX века здание пришло в аварийное состояние. Возникла угроза полного разрушения памятника архитектуры. Поэтому в 1990-х — 2000-х годах была проведена грандиозная реконструкция. Авторами проектора стали С. Ткаченко, Н. Посохин и А. Кузьмин. Над частью, выходящей на Варварку, надстроили несколько этажей, над внутренним двором возвели прозрачную крышу, а над всем строением — мансарду. Такие преобразования понравились далеко не всем: многие жители города сочли, что теперь строение выглядит громоздким. То, какое потрясающее впечатление производит здание сейчас, можно понять по представленным фото Гостиного двора в Москве.

Во время реконструкции было обнаружено множество интереснейших археологических находок, например, драгоценных сосудов, старинных монет и остатков древних построек. Все это хранится в археологическом музее, который находится в самом Гостином дворе. Музей был основан по решению мэра Москвы Юрия Лужкова и открыт в 2002 году, вход для одиночных туристов туда свободный. Также было найдено кладбище, относившееся к Златоверхой церкви. Останки из него были переданы в Духовный православный центр. В магазинах Московского Гостиного двора можно, поторговавшись, приобрести брендовые вещи с большими скидками.

Гостиный двор в Москве превратился в современный культурный, торговый и деловой центр, полностью соответствующий международным стандартам. Он является объектом культурного наследия и одним из центров притяжения российских и иностранных туристов. Салоны, концерты, показы и разнообразные выставки в Гостином дворе Москвы проводятся регулярно. Огромное внутреннее пространство позволяет реализовывать самые оригинальные и масштабные проекты.

Как добраться в Гостиный двор в Москве

Добраться в Гостиный двор на улице Ильинка на метро очень просто — Гостиный двор находится в самом центре Москвы, в трёхстах метрах от Красной площади.Расстояние от станций метро «Китай-город» и «Площадь революции» до Гостиного двора — менее 400 метров, и совсем немного дальше идти до него от метро «Охотный ряд».

Фото: ЁЛКА в Гостином дворе. Фото 2 января

Выставочный комплекс занимает целый квартал Китай-города между улицами Варварка и Ильинка и Хрустальным и Рыбным переулками. На карте обозначен как Старый Гостиный двор — это его историческое название. Бывший «Новый гостиный двор» находится в здании на Ильинке по другую сторону Рыбного переулка и занят государственными структурами.

В комплекс гостиного двора есть несколько входов-подъездов. Они расположены по всему периметру здания, основной вход — со стороны улицы Ильинка.Официальный адрес Гостиного двора — Москва, улица Ильинка, д. 4

Выставки и мероприятия >>

История Гостиного двора

К пятнадцатому веку, по мере развития государства, Гостиные дворы стали появляться во многих российских городах.
Самое крупное торговое пространство в Москве находилось на том месте, где теперь Красная площадь. Она так и называлась — Торговой.
В 1493 году торг перенёс большой пожар, выгорела значительная часть территории и построек. Через два года, в 1495 был издан указ, призванный уменьшить вред от возможных пожаров: запрещалось строительство ближе 109 саженей от Кремля. Так возникли торговые ряды на месте нынешнего ГУМа, а позднее — Гостиный двор.

Каменный Гостиный двор построили в 1640-х годах по указу Михаила Фёдоровича. В 1661—1665 годах, при следующем царе Алексее Михайловиче, двор расширили в сторону Варварки, построив новое здание на месте ранее размещавшихся лавок под руководством купца и думного дьяка Аверкия Кириллова. Постройка занимала (как и сейчас) целый квартал между Ильинкой и Варваркой.

В 1789 году архитектору Джакомо Кваренги было поручено перестроить здание московского Гостиного двора. Углы здания стали округлыми, пространство разделено на секции для амбаров и лавок. Внутренний двор был поделен на две части поперечным корпусом. Вдоль фасадов и внутри здания были выстроены галереи.

После пожара 1812 года восстанавливать центр Москвы было поручено Комиссии по строениям Москвы под руководством Осипа Бове. Перестроение Гостиного двора было завершено в 1839 году. Теперь Гостиный двор представлял собой застройку в едином стиле с большим внутренним двором.
Здание получило название Старый Гостиный двор, поскольку рядом построили торговый комплекс — Новый Гостиный двор.

После Революции торговля в Гостином дворе прекратилась и он исчез из московских путеводителей.

Всё советское время в Гостином дворе располагались различные конторы: Мосгорреклама, объединение «Автодор», хозяйственные склады Госбанка, Роскультторг и другие.
В годы Великой Отечественной войны площади Гостиного двора использовались в качестве бомбоубежищ.

К девяностым годам здание Гостиного двора пришло в аварийное состояние. В 1996 году началась его реставрация, продлившаяся пять лет.
В результате реконструкции были надстроены мансардные этажи, которые оборудовали под офисы. Внутренний двор площадью 12 000 м² замостили гранитом и перекрыли светопрозрачной конструкцией.

Казанский собор

Казанский собор,  Сергей Мороз

Место, на котором построен собор, имеет историческую подоплеку. Здесь в 1612 году произошло сражение с поляками. Войско народного ополчения во главе с Дмитрием Пожарским освободило Кремль. В честь этого события на средства Пожарского в 1620 году был возведен деревянный храм, в который передали на хранение Казанскую икону Божией Матери. При Романовых Казанский собор отстроили из кирпича во время реставрации после пожара.

В последующие годы собор много раз перестраивали, добавляли новые элементы, украшения. В советское время П.Барановский занимался реконструкцией собора и планировал вернуть ему первоначальный облик, сохранив декор 17 века. Но этому не суждено было случиться. Храм снесли в 1936 году. Но на этом история Казанского собора не заканчивается. В 1990 году начинается восстановление храма в его первозданном виде.

Адрес: ул. Никольская, 3.

Режим работы: ежедневно с 8 до 20 часов.

Посещение бесплатное.

Клад Гостиного двора

Главной сенсацией современной московской археологии стал клад серебряных монет и великолепных сосудов, обнаруженных при раскопках на Старом Гостином дворе. При расчистке глубокого бревенчатого подклета на 6-метровой глубине, под обугленным сооружением, в материковой яме четверо молодых археологов обнаружили два сосуда.

Вот как писал о этом журнал «Вокруг света» в сентябре 1997 года:Александр Векслер, генеральный директор Центра археологических исследований Управления охраны памятников г. Москвы
Ссылка: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1056/

Гигантский Кладовый комплекс включал: 16 серебряных сосудов, 335 западноевропейских монет и 95429 русских монет — «чешуек», относящихся ко времени от Ивана IV до царя Михаила Федоровича. По количеству монет клад почти втрое превышает самое большое из когда-либо найденных древних денежных сокровищ Москвы средневековой.

В «западноевропейской» части клада преобладают монеты Соединенных провинций Нидерландов, германских земель и городов, отчеканенные из высокопробного серебра. В состав клада входят также монеты Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Швейцарских кантонов и т.д. Самые старые талеры датированы 60-ми годами XVI века. Самая «младшая» монета клада — польский талер короля Владислава Сигизмундовича 1642 года.

Кроме монет, клад содержал 16 великолепных по художественному исполнению серебряных сосудов: чарка, чары, стопы, стаканы. Как работы западноевропейских мастеров, так и изделия «доброго мастерства» русских серебряников, чеканщиков, граверов, эмальеров, вне сомнения, являются прекрасными образцами прикладного искусства первой половины XVII века. Столовое серебро, как и западноевропейские, как и русские «старые деньги», явно предназначалось для переплавки и последующей перечеканки в новые деньги. А укрыт был клад в связи с внутренними экономическими и политическими потрясениями «бунташной» поры в Москве. Необычно крупный размер клада позволяет предположить, что он принадлежал владельцу одной из главных «купецких палат» на территории Гостиного двора.

Крупнейший в истории столичной археологии клад на Старом Гостином дворе, экспонируемый теперь в Музее на Манежной, имеет чрезвычайное значение для изучения экономики Москвы XVII века, ее товарно-денежных отношений, торговых связей, художественного ремесла. Уникальные находки, добытые археологами из московских недр, являются поистине достойным вкладом в сокровищницу многовековой культуры столицы к 850-летию ее большой истории.

Описание

Уникальность исторического здания, украшенного арками и коринфскими полуколоннами большого ордера, состоит в том, что с одной стороны оно является памятником московской архитектуры XVIII века, и в тоже время его внутренние помещения оснащены самым современными системами контроля и оборудованием. Гостиный двор является «интеллектуальным зданием» с новейшей системой управления, на территории которого можно реализовать все свои творческие замыслы.

Здесь проходят культурные мероприятия и детские праздники, международные выставки и показы мод, концерты и новогодние балы.

Внутренний двор площадью более 12 тысяч кв. метров, окруженный лепными колоннами, перекрыт безопорным прозрачным сводом. По своей форме и размерам эта часть Гостиного двора сопоставима с центральной площадью Венеции — площадью Святого Марка (Piazza San Marco).

В здании находятся магазины и рестораны, бары и кафе, банки и косметические салоны. В ходе последней реконструкции общая площадь центра была увеличена до 82 тысяч кв. метров за счет надстройки южного крыла двумя этажами и строительства мансардного этажа, где разместились офисы и представительства различных фирм. Амфитеатр на 450 зрительских мест позволяет проводить здесь самые различные мероприятия — концерты, конкурсы и встречи.

Вместе с тем, многие москвичи считают, что облик Гостиного двора приобрел черты современной архитектуры, здание стало неоправданно высоким по сравнению с расположенным рядом Китай-городом.

Гостиный Двор, схема проезда и билеты на мероприятия в Гостином Дворе.

Купить билеты на мероприятия в Гостиный Двор на сайте RedKassa.ru!

Гостиный Двор – излюбленное и традиционное место проведения таких масштабных и массовых мероприятий как балы, в том числе выпускные и Новогодний бал Мэра Москвы, детские ёлки, выставки, ярмарки, fashion-показы и концерты.

Находится Гостиный двор в самом центре Москвы – в 150 метров от Кремля.

Его история берет свое начало еще в XIV веке.Тогда к востоку от Кремля возникли торговые ряды и лавки, гдеиностранные купцы встречались с местными торговцами,заключали договоры, обменивались новостями.Само название «Гостиный двор» пошло от слова «гость» – так в старину называли иноземных купцов. Поэтому «Гостиным двором» стало пространство для торговли заморскими товарами.Первый деревянный Гостиный двор, в котором приезжие торговцымогли переночевать, был построен в Москве XVI веке. В Смутное время он сгорел, но позднее был отстроен заново.

При царе Михаиле Федоровиче Романове главный фасад двора был повернут в сторону Ильинки, а не на Варварку как прежде.

Екатерина II издала указ о возведении нового Гостиного двора по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Здание строилось с 1789 по 1805 годы. Оно также пострадало от пожара в 1812 года во время войны с Наполеоном. Архитектору Осипу Бове пришлось восстанавливать его в 1830 году по чертежам Кваренги. Это-то здание и дошло до нашего времени. Новая полномасштабная реконструкция состоялась лишь в 1995 – 1998 годах, при этом проводились археологические раскопки, и было найдено немало ценных экспонатов, большое количество различных монет, сейчас хранящихся в Археологическом музее Гостиного двора.

От уникального исторического здания сохранились арки и коринфские полуколонны большого ордера, в этоже времяв облике Гостиного двора появились черты современной архитектуры. Само здание стало выше, его внутренние помещения оснащены самым передовым оборудованием исистемами контроля. Весь внутренний двор площадью более 12 тысяч квадратных метров, сопоставимый с площадью Святого Марка в Венеции иокруженный лепными колоннами, перекрыт безопорным прозрачным сводом.В Гостином Дворе есть амфитеатр на 450 зрительских мест.

Сегодня Гостиный двор в Москве – это современный деловой, торговый и культурный центр. Не выходя из здания, можно организовать встречу, провести переговоры, посетить выставку или концерт, а также пообедать и отдохнуть.

Выставки в Гостином дворе

В историческом здании Гостиного двора, гармонично сочетающем очарование прошлого с достижениями современности, регулярно проводятся выставки, форумы, ярмарки продуктов и товаров народного потребления, экспозиции. Его выставочные площади обладают достаточной инфраструктурой для организации лучших мероприятий в Москве. Удобное расположение в центре столицы, недалеко от Красной площади и Кремля, делает Гостиный двор все более популярным, ставя его на один уровень с главными площадками Москвы — «Крокус-Экспо», ВВЦ, КВЦ «Сокольники» и центрами на Красной Пресне.

Год от года количество участников и гостей выставочно-ярмарочных мероприятий на Ильинке, 4 возрастает.

Здесь стали проводиться выставки недвижимости, туризма, кукол, неделя моды, экспозиции оружия, ярмарка современного искусства, «Мир кондитера», «Медово-яблочный Спас», дегустация продукции пивоварен и специализированные форумы, посвященные ландшафтной архитектуре, цветоводству, транспорту и профобразованию.

Данил Дутов

Выставка кукол

Выставка «Искусство куклы» уже не первый раз проводится в Гостином дворе.

Это крупнейшая выставка кукол в мире — в ней принимают участие свыше тысячи мастеров из 26 стран.

Среди экспонатов, доступных публике, есть антикварные и шарнирные, театральные и художественные изделия, куклы, представляющие модную индустрию, и любимцы всего света — симпатичные мишки Тедди. В залах площадью 14 000 кв.м. можно встретить рукотворных актеров теневого театра родом с Востока, механических, интерьерных, мультипликационных кукол, друзей советского детства и уникальные старинные модели из собраний частных коллекционеров, которыми гордился бы любой музей.

Гости выставки, многие из которых давно стали завсегдатаями, участвуют в мастер-классах, создавая заготовки париков, голов, тел и одежды будущих кукол, общаются с мастерами-кукольниками, получая уникальные знания. Часть экспонатов, а также обучающую литературу по их созданию можно купить, частью только полюбоваться. «Искусство куклы» — это отличная возможность встретить единомышленников, приобрести уникальные елочные игрушки и сфотографироваться с диковинками, которые скоро вновь скроются за витринами серьезных коллекционеров. Экспозиция интересна посетителям любого возраста, но некоторые ее части, например «Голая коллекция», открыты только для тех, кто уже достиг совершеннолетия. Такие экспонаты размещаются в отдельном пространстве павильона с указателем «18+».

Людмила

Дом книги

Дом книги в Орликовом переулке — пример московского долгостроя. Проект разновысотного здания еще в 1930-х годах создал Борис Великовский. Здесь должны были разместиться несколько издательств, музей книги и большой книжный магазин. Пока здание строили, в Москве приняли Генеральный план реконструкции города. Проект Дома книги изменили. С началом Великой Отечественной войны строительство остановилось. Работа над Домом книги завершилась только в 1970-х годах. Архитектурный комплекс состоял из четырех корпусов одинаковой высоты, расположенных вокруг двора. Авторами реализованного проекта стали Борис Мезенцев и Валентин Дановский.

Сегодня здание занимает государственная организация (территориальное управление Росимущества в Москве).

Как добраться до Гостиного двора в Москве

От центра Красной площади до Гостиного двора, расположенного на улице Ильинка, дом 4, всего 400 метров. Фасад здания смотрит на Ильинку, а его главный вход находится между Хрустальным и Рыбным переулками.

На метро

Ближайшие к Гостиному дому станции метро — «Площадь революции» и «Китай-город». Немного дальше (но по меркам столицы недалеко), придется пройти от станций «Театральная», «Лубянка» и «Охотный ряд». Если вы выйдете на «Площади Революции», двигайтесь по Богоявленскому переулку к улице Ильинка. На нее же вы попадете, выйдя из метро у «Китай-города».

Интерактивная схема Московского метрополитена

Если вы не ориентируетесь в городе, не знаете, как лучше доехать или припарковать машину в центре города — смело заказывайте такси. Сейчас для этого достаточно любого мобильного приложения: Uber, Yandex Taxi, Gett Taxi или Maxim. Одно из дополнительных удобств — вы сразу будете знать стоимость поездки (она определяется уже при заказе).

Путь от метро «Площадь революции» до Гостиного двора — Google Maps

Из истории

Создание исторического здания связано с именами пяти известных архитекторов. План строения в виде неправильного четырехугольника еще при Анне Иоанновне был выполнен Петром Ерошкиным, главным архитектором Санкт-Петербурга, создавшим первый генеральный план города.

Первые деревянные лавки вдоль Невской перспективы были построены в 1740-е годы. Решение о строительстве одноэтажного каменного торгового здания взамен деревянных построек было принято в 1748 году.

В 1750-х годах над проектом здания работали Антонио Ринальди и Бартоломео Франческо Растрелли, но проекты обоих архитекторов были отклонены. В 1761 году Екатерина II пригласила в Россию французского архитектора Жана Батиста Валлен-Деламота. По его проекту с 1761 по 1785 год велось сооружение здания. Завершение строительства стало знаменательным событием в истории российского зодчества.

Это было первое строение в Санкт-Петербурге, созданное в стиле раннего классицизма. Его периметр составляет более одного километра. В нем все было сделано из камня и железа, чтобы избежать пожара. Даже отапливать лавки было запрещено и только в 1837 году в здании оборудовали пневматическую топку.

В 1842 году вместо устаревших масляных горелок в Гостином дворе установили газовые светильники, привлекавшие в магазин горожан, гулявших вечером по Невскому проспекту.

В 1885-1886 годах по проекту архитектора и художника Альберта Николаевича Бенуа был перестроен фасад здания, в результате на нем появилась лепнина и скульптура, а над главным корпусом установили купол.

Фольклор моментально отреагировал на изменение привычного классического вида фасада Гостиного двора, назвав бесцеремонное вмешательство в замысел архитектора «Бенуёвскими переделками». Только во время послевоенной реконструкции фасаду был возвращен его первоначальный вид.

Гостиный двор становится достопримечательностью Петербурга, а также местом развлечения и досуга, где царили свой быт и нравы, законы и обычаи.

Торговые ряды посещали сановники и дворяне, студенты и художники, писатели и поэты. Здесь прогуливался Иван Крылов, Александр Пушкин и Николай Гоголь. В те времена говорили, что Гостиный двор «всегда задает тон».

В обиходе горожан появилось выражение «Гостинодворская галантерейность», обозначавшее елейное и подобострастное обхождение продавцов, что, впрочем, не исключало их хамства. Рассказывали историю о продавцах калачей и пирожков. Один из покупателей пирожков выразил свое недовольство по поводу найденного куска тряпки в начинке, в ответ от торговца он услышал: «А тебе за три копейки с бархатом, что ли?».

Для защиты интересов купцов, охраны лавок и содержания в чистоте помещений избирались Комитет по управлению Гостиным двором и гостинодворный староста.

Гостиный двор был городом в городе, со своими конторами и кладовыми, устроенными на верхних галереях, и оптовыми складами во внутреннем корпусе.

Во время революционных событий окна лавок закрывались досками и торговля прекращалась, но большинство купцов надеялось, что советская власть просуществует недолго и поэтому многие из них прятали свои сбережения в своих лавках. Один из таких кладов – три золотых слитка были найдены в октябре 1965 года. Также во время капитального ремонта фасада Перинной линии в 2003-2004 годах был найден клад из золотых и серебряных монет середины XIX века.

Гостиный двор с давних времен активно пополняет городской фольклор. Так, в советское время появились выражения

  • «Голубой зал» — знаменитый секретный отдел, где одевались партийные деятели и представители местной власти
  • «Галера» – галерея первого этажа Ломоносовской линии и второго этажа Садовой и Перинной линий, где собирались ленинградские фарцовщики и перекупщики
  • У правого входа со стороны Невского проспекта образовался пятачок, где можно было увидеть неопрятно одетых девиц вызывающего вида, которых в определенной среде называли «пятачковыми проститутками».

Другие достопримечательности Китай-города

Китай-город долгое время был торговым центром Москвы. На главную улицу — Тверскую — открывали вход Воскресенские ворота. На площади стояли многочисленные лавки, которые затем перестроили в торговые ряды. Позже в Китай-городе стали селиться купцы, которые открывали именные торговые и деловые подворья. Некоторые из них еще можно увидеть на улицах Китай-города.

Чижовское подворье

Участок, на котором во второй половине 19 века выстроилось деловое подворье братьев Чижовых, передавался и перекупался на протяжении многих лет. Чижовы сделали это место самым большим и известным кварталом Китай-города. Они выстроили комплекс зданий из трех этажей, возвели гостиницу и места для торговли.

Сегодня от корпусов 19 века не сохранилось ничего, кроме фасада. Часть построек была снесена для строительства паркинга. А вот рядом с бывшим подворьем сохранилась и действует Церковь Успения Богородицы, построенная в 1691 году.

Адрес: ул. Никольская, 81, стр. 1

Доходный дом Куприяновых

На Ветошном переулке сохранилась часть исторического наследия Москвы. Там, где сегодня находится торговый комплекс «Неоклассика», в 70-х годах 19 века было Пантелеевское торговое подворье, а позднее Доходный дом Куприяновых. До нас дошло немногое — исторический фасад одного из зданий подворья и часть внутренних интерьеров.

Адрес: Ветошный пер., 9

Шереметьевское подворье

Шереметьевское подворье — светло-зелёное здание справа ,  olegcobras

Род Шереметевых владел частью земель по улице Никольской ни одну сотню лет. Владения передавались по наследству. Однако, после переезда Николя Петровича Шереметева и его возлюбленной на Воздвиженку в конце 18 века, в зданиях Шереметьевского подворья долгое время никто не живет.

Перестройкой подворья в стиле модерн занялся Сергей Дмитриевич Шереметев в 1900 году. Здесь расположились известный в то время магазин «Брокар» и хрустальный магазин Мальевских, винный магазин Шустова, а также гостиничный корпус.

В 2013 году здание Шереметьевского подворья выкупил частный инвестор. Реконструкция фасада завершилась в 2014 году.

Адрес: ул. Никольская, 10

Прогуливаясь по Черкасскому переулку, стоит обратить внимание на Доходный дом Голицыных, Торговый дом А. Г

Хаджи-Консты, Доходный дом Носова, Доходный дом Козновых и т. д.

Церковь Варвары Великомученицы на Варварке,  Александр Фетисов

По улице Варварка расположилось несколько храмов. Если двигаться от Красной площади, то первую вы увидите Церковь Варвары Великомученицы на Варварке, недалеко Храм Максима Блаженного, Собор и колокольня Знаменского монастыря, Храм Георгия Победоносца на Псковской горке.

Рядом с Казанским собором по адресу Никольская 7–9, стр. 6 находится Заиконоспасский мужской монастырь, а чуть дальше — Николо-Греческий монастырь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector