7 интересных фактов о храме василия блаженного

Архитектурная композиция

Планировка здания характеризуется 3 особенностями:

  • отсутствие единого фасада
  • конфигурация 8-угольной звезды
  • замена подвала на подклеть

Для строительства храма был создан насыпной холм на месте рва. Этим объясняется невозможность. Уникальность сооружения в том, что весь храмовый комплекс воздвигнут на единой основе. По замыслу строителей, приделы были объединены между собой общей галереей.

Часовни посвящены праздникам и памяти святых, чьи дни совпали с датами победных сражений Казанского похода:

  • Пресвятая Троица
  • Вход Господа в Иерусалим
  • Николай Чудотворец
  • Григорий Армянский
  • мученики Киприан и Устиния (позже мученики Адриан и Наталия)
  • Александр Свирский
  • Чудотворец Варлаам Хутынский
  • Святители Павел, Иоанн и Александр (позже ИоаннМилостивый)

В качестве строительного материала использовался кирпич. Нижняя часть была выполнена из белого камня. Для укрепления здания, кладка дополнительно фиксировалась с помощью скреп из металла.

У комплекса небольшие размеры:

  • высота главного столпа – 46 м;
  • общая площадь 60 кв.м.

Строители собора

Доподлинно неизвестно, кто же возводил Храм Василия Блаженного. На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник.

Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения. Однако документальные источники опровергают этот рассказ. Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты.

Некоторые исследователи склоняются к версии, что Покровский Собор возводили не русские, а западноевропейские, скорее всего, итальянские мастера. Оценить красоту и великолепие здания можно во время экскурсий по собору Василия Блаженного, о часах работы которого расскажем далее.

История

Версии о создании

Версии о создании

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана
Грозного в память о взятии
Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько
версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был
известный псковский
мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко
известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба
участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела.Шаблон:Нет АИ По
третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским
мастером (предположительно итальянцем, как и ранее —
значительная часть сооружений
Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль,
сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и
европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и
не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Vkontakte User @ Vkontakte

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены
по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить
подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он
не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после
строительства собора участвовал в создании
Казанского кремля.

Собор в конце XVI — XIX вв.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного,
для устройства которой в северо-восточной части собора были
заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь
представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен
первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного
пожара.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли
существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую
галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами
возвели крыльца, украшенные шатрами.

Saint Basil’s Cathedral — Jorge Lascar @ Flickr

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были
расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683
году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах,
которыми украсили фасад собора.

Реставрация

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили
Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём
проводились ремонтные работы. На протяжении более чем
четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли
его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.

В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя
архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились
работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так
называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные
ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины
II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В
1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор
С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные
работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и
А. А. Желябужский.Шаблон:-1

Советские годы. Музей

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников
культуры, взятых под государственную охрану, как памятник
национального и мирового значения. С этого момента началась его
музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В
послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во
многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже
внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал
порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе
историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный
сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для
посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом
Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные
реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти
столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только
один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в
храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. В
середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал
разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим
работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день
празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел
широкую известность не только в России, но и далеко за ее
пределами.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании
музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в
храме были возобновлены богослужения.

Архитектурный стиль

Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.

Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.

Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.

Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552–1554 годах в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555–1561 годах зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме — 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже — во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.
  • Южная церковь — во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь — во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь — во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная — во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Описание храма Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного включает в себя девять церквей, стоящих на одном фундаменте и соединенных обходными переходами. Каждая из этих церквей посвящена в честь определенного празднества. Полный перечень церквей выглядит следующим образом: центральная — Покровская, с востока — Троицкая, с юго-востока — Александра Свирского, с юга — Николая Чудотворца, с юго-запада — Варлаама Хутынского, с запада — Входа Господня в Иерусалим, с северо-запада — Св. Григория Армянского, с севера — Св. Адриана и Наталии, с северо-востока — Иоанна Милостивого. Православные праздники во всем их разнообразии могут проводиться как в честь событий, так и в честь святых апостолов, светителей, равноапостольных князей, к ним же относится празднование храмовых святых, почитание икон, мощей и не только. Именно этим и объясняется столь различное именование церквей по сути цельного храма.

Собор Василия Блаженного в Москве — Россия

Купола собора Василия Блаженного на всех восьми церквях представляют собой так называемые луковичную форму, каждая из которых отлична от другой. Такими куполами увенчаны восемь церквей, сгруппированных вокруг центральной девятой церкви, купол которой представляет собой шатер с небольшой главкой. Именно с расцветкой, рисунком и характером отделки куполов и ассоциируется у большинства туристов этот архитектурный ансамбль в центре столицы. А купола собора Василия Блаженного в свою очередь и являются тем магнитом, который через фотографии, открытки, марки, игрушки и иную сувенирную продукцию притягивает к себе интерес мировой общественности.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Построен храм из довольно редкого в то время кирпича. Высота его составляет 65 метров, что до конца XVI века являлось высочайшим зданием города Москвы. Характерной чертой, которую отмечают многие архитекторы, специалисты и просто любители, является то, что Покровский собор в Москве не обладает ярко выраженным фасадом. То есть, с любой стороны он выглядит фантастически красиво, и с любой стороны кажется, что именно это и есть фасад здания. В отделке его использовано значительное количество деталей из обожженной глины, чаще всего тесавшиеся из камня и которые, являясь отличительной чертой именно храма Василия Блаженного в Москве, больше нигде не встречаются.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Фундамент храма монолитный и не располагает подвальными помещениями. Стены основания достигают толщины 3 метров и перекрываются сводами. В высоту помещения достигают 6,5 метров. Особая, уникальная в своем роде конструкция, оснащенная узкими отверстиями и выполненная из так называемого дышащего кирпича, позволяет сохранить особый микроклимат практически в любое время года. Тем не менее, все церкви были холодными, богослужения там совершались только в летний период и по большим праздникам зимой. Путешествуя по храму, ясно чувствуется архитектурный ритм, потрясающая смена объемов, которая создается разными размерами церквей, проходов и объединяющих их площадок. Внутренние помещения очень разнообразны. Такое разнообразие ширины и высоты помещений, вкупе создает общую картину лабиринта.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Переживший множество невзгод, расхищений, попыток сноса и подрыва, пожаров и реставраций, храм Василия Блаженного в Москве по прежнему твердо стоит на своем месте, и более того, к нему с неугасаемым интересом стекаются толпы посетителей со всех уголков мира для того, чтобы собственными глазами и объективами фото и видеокамер засвидетельствовать живую историю христианского православия, которая получила начало более 450 лет назад. Вероятнее всего, именно особый духовный смысл, зашифрованный в соборе, и является универсальным ключом, открывающим сердца людей.

Собор Василия Блаженного в Москве — РоссияСобор Василия Блаженного в Москве — Россия

Практическая информация

Сейчас по адресу можно посетить действующие церкви комплекса (некоторые из них время от времени закрываются для реставрационных работ) – для этого на сайте храмов доступно расписание богослужений.

Режим работы собора – с 11:00 до 17:00, в это же время проводятся индивидуальные и групповые экскурсии, входные билеты стоят 500 рублей, работа экскурсовода, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно.

Если у вас есть возможность посетить это грандиозное сооружение, не упускайте шанс прикоснуться к истории страны и полюбоваться настоящим шедевром мировой культуры.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

История строительства Храма Василия Блаженного.

Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости. Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.

После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.

В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.

С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов. 21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.

Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.

Как выглядит собор

Собор состоит из 8-ми церквей, которые группируются вокруг центрального храма Пресвятой Богородицы. Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви. Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику.

Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м.

Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом.

Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду — в православии она символизирует богородицу.

У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому — организаторам восстания против польских захватчиков.

Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Однако интерьер поражает своим великолепием: стены и потолок украшают иконы и фрески XVI-XIX веков. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного.

Тайны строительства

Летописи не сохранили достоверных сведений об авторе проекта и мастерах, воплощавших его в камне. Версий по этому поводу несколько. Принятая официально гласит, что храм Василия Блаженного в Москве воздвиг некто Постник Яковлев, родом из Пскова. Иначе этого зодчего именуют Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Также существует мнение, что неповторимый облик храма создал неизвестный итальянский мастер. Прецеденты этому были, мастера из Италии принимали участие в строительстве многих сооружений в Кремле.

Легенда гласит, что зодчие собора по окончании строительства были ослеплены. Царь Иван, пораженный красотой храма, не пожелал, чтобы еще где-нибудь могло быть воздвигнуто подобное. Однако летописи свидетельствуют о том, что Постник после московской стройки несколько лет участвовал в строительстве кремля в Казани. Об этом свидетельствует царский указ от 15.12. 1555, повелевающий Постнику Яковлеву среди прочих мастеров отправиться в этот город.

Часовня св. Василия Блаженного

Василий Нагой или Блаженный прославился при жизни своими благочестивыми поступками. Его предсказания часто сбывались, поэтому к словам юродивого прислушивался даже царь. После смерти старца, Иван Грозный приказал похоронить тело на кладбище у Кремлевских стен, во рву.

Позже рядом с ним был возведен Покровский Собор. Царь Федор Иоаннович повелел воздвигнуть над могилой святого человека придел. Он получил имя Василия Блаженного. Мощи юродивого были помещены в раку и перенесены в собор.

Часовня имеет форму куба, который венчает небольшая маковка. Внутренний интерьер украшен масляной росписью. Она сохранилась с начала прошлого века (1905 г):

  • Спас Вседержатель – в центре, под куполом
  • Праотцы – вокруг светового барабана
  • Деисус и евангелисты – на сводах
  • Житие Василия Блаженного – на стенах с севера и юга
  • Покров Пресвятой Богородицы – на стене в западной части

Стены придела условно разделены на верхнюю и нижнюю части:

  • на верху – святые покровители царской династии
  • внизу – орнамент в древнеславянском стиле

Пол здания покрыт плитами, отлитыми из чугуна в Касли.

В часовне установлен иконостас необычной формы. Сжатый объем помещения не позволял разместить иконы вдоль одной стены. Потому, по замыслу архитектора А.Павлинова, часть образов была перенесена на боковые стены. Такой тип иконостаса получил наименование « с заворотами». Основная часть икон была написана художниками, возглавляемыми О.Чириковым, в конце 19 в.

Южную стену украшает огромная икона Богоматерь Владимирская, выполненная на металлической основе. На ней изображена Божья Матерь в окружении московских святых.

Могила Василия Нагого отмечена аркой. Его рака с мощами пропала в начале 17 в. Сохранился лишь покров. Он был вышит мастерицами из окружения Ирины Годуновой.

С 1929 по 1991 год придел был закрыт. Богослужения в нем возобновились в 1997 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector