Церковь рождества христова над пещерой в вифлееме

Святыни и достопримечательности

Пещера Рождества

Главной святыней храма Рождества Господня в Вифлееме является Пещера Рождества. Вход в нее находится в православной части храма. Две ведущие в неё лестницы принадлежат православным и католикам. Пещера освещается лампадами, принадлежащими греческой, католической и армянской церквям.


Предполагаемое место рождения Иисуса Христа, храм Рождества Христова

Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с семнадцатью лучами. Современная звезда была помещена в нишу в XIX веке. Она заменила украденную реликвию.

Напротив ниши со звездой находятся ясли, в которые Богородица положила своего сына после рождения. Их внутренняя поверхность вымощена белым мрамором. Внутри яслей лежит изображение младенца Христа, сделанное из воска.

Интересно: исследователи не могут точно определить, в правильном ли месте, был построен храм. В священных текстах содержатся сведения о других местах, в которых могло произойти великое событие. Но, несмотря на это, миллионы паломников и туристов стремятся оказаться в святом месте.

Икона Вифлеемской Божьей Матери

В Вифлеемском храме находится одна из самых почитаемых православных святынь — икона Вифлеемской Божьей Матери. Она была пожертвована церкви правящей российской династией.

Уникальность этого образа заключается в оригинальной иконографии, на которой Богородица изображена с улыбкой на устах. Икона расположена справа от входа в пещеру Рождества.


Чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери в храме Рождества ХристоваИнтересно: кроме храма, расположенного на месте рождения Христа, туристы, посетившие Вифлеем, могут увидеть церковь на Поле Пастушков, Подземелье Младенцев, Молочный грот.

Как добраться

Храм Рождества Господня, расположенный на западном береге реки Иордан в городе Вифлееме, на площади Яслей. Туристы могут попасть в храм с 10 до 18 часов. Престольный праздник отмечается 7 января.

В Вифлеем паломники и туристы, как правило, попадают с израильской территории. Сделать это можно двумя способами:

  1. Из Иерусалима выезжают по Хевронскому шоссе через КПП 300. Далее следуют прямо до развилки, на которой поворачивают налево.
  2. От Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем следует автобус 124, принадлежащий арабскому автопарку.

Следует знать: перед поездкой необходимо проверить наличие заграничного паспорта, так как граждане Израиля на территории автономии нежелательные гости.

Где остановиться

В городе расположено более 40 отелей, различного класса. Среди них можно выделить:

  • отели (Парадайз, Шеперд хаус);
  • хостелы (Свит дримс, Хаус оф Пис);
  • Дом паломника, открытый Русской православной церковью.

Позаботиться о жилье следует перед поездкой. Забронировать место в гостинице можно на специальных сайтах. По поводу жилья в Доме паломника необходимо связаться с Паломнической службой Русской Духовной Миссии.

Наши дни

Современность влияет на течение жизни города, но в основном все события связаны с духовной ценностью произошедших здесь событий. Сегодня Вифлеем, где находится около 25 000 тысяч жителей, открыт для всех желающих. Люди его посещают как ради любопытства, так и с духовной целью. Конфликт Израиля и Палестины, медленно тлеющий в этом регионе, никак не мешает посещению мест, где находится Вифлеем.

В городе никогда не проживало много людей. С древности сохранился размеренный уклад жизни горожан. Вся инфраструктура, услуги и мелкое производство ориентированы в развитии на паломников и туристов. Большая часть населения – палестинцы, исповедующие ислам. Их проживает около 80-85 процентов от всего населения города. Остальные жители — христиане различных конфессий.

Место, где находится Вифлеем (страна Палестина), стараются уберегать от военных конфликтов, ведь основную прибыль приносят туристы. Зависимость от туристического потока делает палестинцев предприимчивыми, процветают ремесла, торговля и другие виды предпринимательства.

Схождение Благодатного Огня

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники участвуют в чине нерукотворного сошествия Огня на Гроб Господень, на свечи верующих и потушенные лампады.

Благодатным называется особый огонь, который выносится из храма Гроба Господня при проведении торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального Воскресения.

Эта церемония – символ воскрешения Иисуса Христа. Само действо происходит в часовне, после чего от вынесенной лучины паломники зажигают свои связки свечей, в которых ровно 33 – по числу прожитых земных лет Христа.

В XVI веке армяне в Великую Субботу не пустили на церемонию Схождения Огня в храм Воскресения православного Патриарха. Тогда Огонь изошел из колонны, где стоял Патриарх. Теперь верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кулуквией и Камнем Помазания на полу – мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли с Креста и обвили плащаницей.

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника, когда он открыт и не совершается служба на Гробе. Наилучшие дни для посещений – те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками.

Христианский анклав

Город Вифлеем — это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира — Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах мозаичный пол, сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

История базилики[править | править код]

Византийский периодправить | править код

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

Вид на греческий православный алтарь базилики

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелии, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилось устное предание, зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года:

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походовправить | править код

М. Н. Воробьев. «Пещера Рождества Христова в Вифлееме». 1835. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве.

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский периодправить | править код

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Транспорт

Общественный транспорт в Вифлееме развит плохо. В большинстве своем по дорогам ездят старые автобусы и маршрутки без кондиционера, а водители не соблюдают расписание, поэтому их можно ждать очень долго. Билеты приобретают на входе у водителя.

Гораздо комфортнее путешествовать на такси: машины стоят с палестинской стороны сразу после КПП. Но они работают не по счетчику и не имеют фиксированного тарифа.

Таксисты стремятся заработать на иностранных туристах как можно больше. Торги начинаются с крупных сумм, причем часто цены называют в евро. Но водители быстро идут на уступки, и поездка от границы города до его центра в итоге обходится в 20 ILS.

Поймать машину можно и просто на улицах. Поскольку Вифлеем — популярное туристическое место, с такси здесь проблем не бывает. А вот арендовать транспорт или велосипед невозможно — этот сервис совершенно не развит в небольшом арабском городе. Но ключевые достопримечательности удобно расположены и находятся недалеко друг от друга, так что их легко обойти пешком.

Рождество в Вифлееме

Католическая полуночная месса в Вифлееме в канун Рождества транслируется по всему миру. Праздник начинается на несколько часов раньше, когда высокопоставленные лица приветствуют Латинского Патриарха Иерусалима у входа в город, возле гробницы Рахили. Сопровождаемый парадом молодежных организаций, он затем направляется к Ясельной площади, где его ждут толпы. Наконец, он входит в католическую церковь Святой Екатерины на мессу, после чего ведет к соседней церкви Рождества. Патриарх несет икону Иисуса в детстве и помещает ее на забитой звезде в святой пещере под базиликой, отмечающей место Рождества Христова.

В канун православного Рождества, 13 дней спустя, многие посетители и верующие снова заполняют Ясную площадь, на этот раз для того, чтобы понаблюдать за шествиями и приемами религиозных лидеров различных православных общин. Протестанты также поклоняются в Вифлееме, либо в лютеранской церкви, либо в церкви Рождества. Однако некоторые протестантские общины едут в Бейт-Сахур, деревню недалеко от Вифлеема.

Архитектурные особенности

?азилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре
Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина
трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена
восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и
атриум.


Vkontakte User @ Vkontakte

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы
базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой
базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита.
Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики
облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики,
сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство
освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Пещера Рождества

{main|Пещера Рождества}} Расположена под трансептом базилики,
имеет размеры 12,3 х 3,5 х 3 метра. Алтарь заключён в небольшую,
вырубленную в восточной части пещеры. Место рождения Христа
отмечено под каменным алтарём серебряной звездой. Свой современный
вид пещера приобрела в XII веке: бронзовые двери V–VI веков были
заключены в мраморный портал, люнеты над дверями были украшены
резьбой по камню.


Vkontakte User @ Vkontakte


jw_bethlehem312 — WVUMC @ Flickr


Vkontakte User @ Vkontakte


Where Jesus is said to have been born — Church of the Nativity, Bethlehem — mmmyoso @ Flickr


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Church of the Nativity — Bethlehem — mmmyoso @ Flickr

Внутреннее убранство

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики

Мозаика на северной стене базилики

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Одной из наиболее выразительных и запоминающихся особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Более того, галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 гг.) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла.

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ. Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Система росписей боковых стен включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: согласно Евангелию от Матфея на южной стене и согласно Луке — на северной. Над лентой орнамента вдоль южной стены располагались композиции семи Вселенских Соборов — с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. Симметрично на северной стене были изображены шесть Поместных Соборов. Затем вновь шла лента орнаментов и над ней, в проёмах между окнами, — Ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово. Полностью сохранилось лишь изображение Второго (Константинопольского) Вселенского Собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов. Каждый из шести Поместных Соборов был представлен символически изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Каждая из шести мозаик с Поместными Соборами совпадает по размерам с расстоянием между колоннами и отделена от другой декоративным панно тех же размеров. Мозаики в северном и южном трансепте сохранились ещё более фрагментарно. В северном трансепте можно видеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Внешние видеофайлы

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.

Предстоятели

  • сщмч. ап. Иаков, брат Господень (+ ок. 63)
  • сщмч. ап. Симеон, сын Клеопы (+ 106/107)
  • Иуст (106/108 — 110/113)
  • Закхей (нач. II в.)
  • Товия
  • Вениамин I
  • Иоаким I
  • Иоанн I
  • Св. Матфий
  • Вениамин II, называемый Филиппом
  • Сенека
  • Иуст II
  • Левий
  • свт. Ефрем I
  • Иосиф I
  • Иуда Кириак (? — 134/135)
  • Сщмч. Марк I (134/135 — 156)
  • Кассиан
  • Пувлий
  • Максим I
  • Иулий или Иулиан
  • Гаий I (ок. 160 — 163)
  • Симмах
  • Гаий II (ок. 165-168)
  • Иулиан или Уалис
  • Капитон
  • Максим II
  • Антонин
  • Уалис
  • Сщмч. Наркисс (185/197 — ок. 212)
  • Дий (211)
  • Гордий (211)
  • Сщмч. Александр (213 — 251)
  • Завда (298 — 300)
  • Ермон (300 — 312/314)
  • Свт. Макарий I (312/314 — 333/334)
  • Свт. Максим III (333/334 — 348)
  • Свт. Кирилл I (350 — 386)
  • Свт. Иоанн II (386 — 417)
  • Свт. Иувеналий (ок. 422 — ок. 458) в 449-451 — монофизит

    Феодосий, лжепатриарх-монофизит (452 — 453)

  • Анастасий I (нач. июля 458 — 478)
  • Св. Мартирий (478 — 486)
  • Саллюстий (486 — 494)
  • Исп. Илия I (494 — 516)
  • Свт. Иоанн III (516 — 524)
  • Св. Петр (524 — 552)
  • Макарий II (552)
  • Евстохий (552/553 — 563/564)
  • Макарий II (563/564 — ?), повторно
  • Иоанн IV (575 — 594)
  • Амос (594 — 601)
  • Исаакий (601 — 609)
  • Прп. Захария (609 — 632)
  • Свт. Модест (632 — 634)
  • Свт. Софроний I (634 — 638)
  • Свт. Анастасий II (? — 705)
  • Иоанн V (706 — 735)
  • свт. Илия II (770 — 796/797)
  • св. Георгий II (797 — 807)
  • Василий (ок. 821 — 839)
  • Иоанн VI (838 — 843)
  • Соломон (855 — 860)
  • Феодосий (862 — 878)
  • Илия III (878 — 907)
  • Сергий II (908 — 911)
  • Леонтий (912 — 929)
  • Афанасий I (929 — 937)
  • Христодул I (937 — ?)
  • Иоанн VII (964 — 966)
  • Христодул II (966 — 969)
  • Фома II (969 — 977)
  • Иосиф II (980 — 983)
  • Орест (984 — 1005)
  • Феофил (1012 — 1020)
  • Никифор I
  • Иоанникий (1020 — 1084)
  • Софроний II
  • Евфимий I (? — после 1083)
  • Симеон II (1084 — 1106)
  • Савва —
  • Иоанн VIII (1106 — 1156)
  • Николай —
  • Иоанн IX (1156 — 1166)
  • Никифор II (1166 — после 1173)
  • Свт. Леонтий II (ок. 1175 — 14 мая 1186/1187)
  • Досифей I (? — 1191)
  • Евфимий II (до 1223)
  • Афанасий II (1224 — 1236)
  • Софроний III (1236 — ?)
  • Григорий I (упом. 1274 — 1291)
  • Софроний IV (1291 — ?)
  • Фаддей (1298)
  • Афанасий III (1303 — 1316)

    Гавриил Врула (ок. 1309)

  • Григорий II (1316? — ранее 1340)
  • Лазарь (ранее 1340 — около 1342)
  • Арсений (упом. ноябрь 1344)
  • Герасим I (1344 — 1349)
  • Лазарь (октябрь 1349 — после 1368), второй раз
  • Арсений (1360 — 1370), второй раз
  • Дорофей I (ок. 1376 — 1417)
  • Феофил II (1417 — 1424)
  • Феофан I (1424 — 1431)
  • Иоаким (1431 — 1450)
  • Феофан II (1450 — 1452)
  • Афанасий IV (1452 — 1460)
  • Иаков II (ок. 1460; + 1482)
  • Авраам (1468)
  • Григорий III (1468 — 1493)
  • Марк III (1503)
  • Дорофей II (1491 — 1534)
  • Герман (1534 — 1579)
  • Софроний V (1579 — 1608)
  • Паисий (23 марта 1645 — 2 декабря 1660)
  • Досифей II (Нотара) (23 января 1669 — 7 февраля 1707)
  • Мелетий из Эноса (23 марта 1731 — 1737)
  • Ефрем II Афинянин (декабрь 1766 — 15 апреля 1770)
  • Авраамий (июнь 1775 — 1 ноября 1787)
  • Прокопий I (2 ноября 1787 — 23 октября 1788)
  • Анфим (кон. октября 1788 — 10 ноября 1808)
  • Поликарп (10 ноября 1808 — 3 января 1827)
  • Афанасий V (15 января 1827 — 16 декабря 1844)
  • Кирилл II (1845 — 1872)
  • Прокопий II (1872 — 1875)
  • Иерофей (29 июня 1875 — 11 июня 1882)
  • Никодим (1883 — 1890)
  • Герасим II (Протопапас) (28 февраля 1891 — 9 февраля 1897)

    Дамиан (Касатос) (февраль — июль 1897) местоблюститель, архиеп. Филадельфийский

  • Дамиан (Касатос) (15 августа 1897 — 14 августа 1931)
    • Келадион (14 августа 1931 — 1 октября 1934) местоблюститель, митр. Птолемаидский
    • Мелитон (1 октября 1934 — 22 июля 1935) местоблюститель, митр. Мадавонский
  • Тимофей (Фемелис) (22 июля 1935 — 31 декабря 1955)

    Афинагор (Василиадис) (1955 — 1957) местоблюститель, митр. Севастийский

  • Венедикт (Пападопулос) (29 января 1957 — 11 декабря 1980)

    Герман (Мамаладис) (1980 – 1981) местоблюститель, митр. Петрский

  • Диодор (Каривалис) (16 февраля 1981 — 19 декабря 2000)

    Корнилий (Родусакис) (20 декабря 2000 — 13 августа 2001) местоблюститель, митр. Петрский

  • Ириней (Скопелитис) (13 августа 2001 — 6 мая 2005)

    Корнилий (Родусакис) (30 мая — 22 августа 2005) местоблюститель, митр. Петрский

  • Феофил III (Яннопулос) (c 22 августа 2005)

7 Монастырь Мар Саба

Монастырь Мар Саба

Этот исторический древнегреческий православный монастырь — великолепное зрелище, сжатое между почти вертикальными скальными стенами Ущелье Кидрон, Святой Сабас (родился в 439 г. н.э.) был уроженцем Каппадокии. В 457 г. н.э. он вошел в Иерусалимский монастырь, но остался в 437 г. н.э., чтобы искать уединения в долине Кидрон. Монастырь Мар Саба был основан им в 492 г. н.э. на склонах ущелья напротив пещеры, где он жил.

Сабас получил отличную репутацию не только в Палестине, но и в столице империи Константинополе (современный Стамбул). В возрасте 90 лет он отправился в этот город и убедил императора Юстиниана восстановить Церковь Рождества Христова в Вифлееме. После его смерти в 532 г. н.э., в возрасте 93 лет, его могила стала местом паломничества. В VIII веке монастырь нашел новую славу, став домом для Джона Дамаска, считавшегося величайшим богослоем того времени.

Только мужчины могут войти в настоящий монастырь, но женщины могут подняться на холм справа от монастыря до башни, в которой раньше были размещены гостиницы. Отсюда открывается прекрасный вид на купола монастырского комплекса. Посетители мужского пола, которые входят в монастырь, могут увидеть гробницу святого Саваха в купольной крестообразной церкви, в которой также есть богатые иконы и настенные росписи. Они также могут видеть ужасные черепа монахов, убитых персами в 614 году нашей эры.

Местонахождение: 18 км от Вифлеема

Прелюдия

В ЦАХАЛе ожидали, что операция в Вифлееме будет относительно простой после того, как парашютистская бригада несколько раз совершала налет на город в предыдущие месяцы. Миссия была возложена на резервную пехотную бригаду Иерусалимской бригады под командованием полковника Рами Цур-Хахама. Во время предыдущих вторжений ИДФ в город разыскиваемые лица укрывались в церкви Рождества Христова. На этот раз силы отряда Шалдаг были посланы, чтобы заблокировать вход на территорию.

Войска были переброшены в город и встретили дезорганизованное палестинское сопротивление. Вертолеты ВВС Израиля приземлились на полчаса позже. Когда прибыл отряд, разыскиваемые лица уже были там. Десятки боевиков, ФАТХ , ХАМАС , Палестинский исламский джихад и сотрудники палестинских сил безопасности бежали в церковь, чтобы укрепить, вместе с примерно 200 монахами и другими палестинцами, прибывшими на это место по разным причинам, которые, по утверждениям Израиля, были взяты в заложники боевиками. , аргумент отрицается Джакомо Бини министр генерал от ордена францисканцев , который заявил:

Старший командир танзимов Абдулла Абу-Хадид добавил:

Среди разыскиваемых в церкви лиц были губернатор Вифлеема Мухаммад аль-Мадани и Абдулла Дауд , начальник разведки Палестинской автономии в Вифлееме.

Восставшие самаритяне сжигают Храм Христорождения

Храм, заложенный Еленой и построенный по приказу Константина, простоял два века. Ровно до восстания, которое в истории более известно, как Восстание Самарии.

В эти годы Византийской империей правил царь Юстиниан Первый, который прославился своим резко негативным отношением к еретическим культам и язычникам. По этой же причине в Константинополе произошло восстание Победы.

Если вкратце, то восстание Самарии стало реакцией на поражение еврейского государства Химьяр и последующих бесчинствах, что творили христиане с покоренным самаритянами. Слухи о творимом быстро дошли до самаритян, проживавших в городе Скифополь.

Те недолго думая взялись за оружие и начали активно вырезать христианское население города. Не щадили никого, убивая всех и женщин, и детей, и стариков. Особо расправлялись с теми иудеями, что сменили свою религию на христианство.

Император Юстиниан Первый жестоко подавил восстание самаритян, которые вырезали христианское население и сожгли храм Христорождения

Восстание быстро распространялось и бунтовщикам поначалу сопутствовал успех. Под властью лидера восставших Юлиана скоро оказалось множество городов Ближнего востока и в каждом из них сносили церкви и жестоко убивали священников.

Своей столицей самаритяне выбрали город Шхем. Где в честь победы провели праздничные скачки. Но и тут не обошлось без крови. Победитель игр Никию царь приказал отрубить голову, как только узнал, что тот исповедует христианство.

Во время восстания самаритяне сожгли до тла Базилику Рождества Христова.

Но восстание быстро вспыхнуло, прокатилось пожаром по иудейским провинциям и также быстро погасло. Император Юстиниан отправил на восстановление законной власти свою армию, а заодно пригласил шейха Абу-Кариба.

Столица бунтовщиков быстро пала, а войска Юлиана отступили к самарийским горам. Правда, сам вождь до них не добрался. По пути он погиб и по некоторым источникам его обезглавили свои же.

В ходе покорения Шхема убили около 20 тысяч человек и столько же угнали в рабство.

После Самаритянского восстания пришлось восстанавливать десятки церквей и храмов. Наместе храма рождества Христова  построили новый храм, который и поныне стоит, и функционирует. От старой церкви там осталась только часть полового покрытия.

Комплекс храма Гроба Господня

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон – православный храм в храме.
  • Гроб Господень – погребальное место Спасителя и главный алтарь.
  • Голгофа – холм, где распяли Иисуса Христа.
  • Кувуклия – часовня в Ротонде.
  • Камень миропомазания – освященная копия плиты, на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.

Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.

Приделы комплекса:

  1. Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
  2. Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
  3. Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
  4. Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
  5. Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев. По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние. Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Кувуклия – «опочивальня Господа»

Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.

Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.

Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!

Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.

Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.

В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector