Храм василия блаженного (покровский собор в москве)
Содержание:
- Список казанской иконы
- Гвоздь Господень
- Чеховская
- Кропоткинская
- Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах
- 11) Спасская церковь в усадьбе Вороново
- 8) Покровская и Васильевская церкви в усадьбе Чиркино
- Кафедральные соборы России
- Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
- История собора
- Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)
- 6) Храм Гребневской иконы Божьей Матери в усадьбе Гребнево
- Храм Христа Спасителя в Москве — история
- Храм в Священном Писании
- Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Средняя часть храма
- Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
- Церковь Пантелеимона Целителя при ЦКБ РЖД
- Церковь всех Святых во Всесвятском на Соколе
Список казанской иконы
Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».
Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными. Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.
За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.
В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников. В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.
К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал
Гвоздь Господень
Гвоздь Господень официально считается одной из главных святынь в христианстве.
Считается, что это один из тех гвоздей, которыми Христа прибивали к кресту во время распятия. Он хранится сегодня в серебряном ковчеге на территории Успенского собора. Храм находится на территории московского Кремля. Общественным транспортом сюда проще всего добраться, доехав на метро до станции «Александровский сад» или «Боровицкая». Либо вы можете увидеть эту реликвию, отправившись на экскурсию по святым местам Москвы и Подмосковья.
Считается, что каждый верующий православный должен хотя бы раз в своей жизни прикоснуться к этой святыне. Это ему поможет укрепиться в вере, почувствовать в себе дополнительные силы. Города, в которых хранится эта святыня, Москва в их числе, защищены от любых войн и эпидемий, верят христиане.
Чеховская
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами
Бывший Высокопетровский монастырь
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Кропоткинская
Храм святителей Афанасия и Кирилла (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке
Храм Илии Пророка в Обыденском переулке
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Храм сошествия Святого Духа
Храм Зачатия св. прав. Анны в трапезном корпусе
Храм Спаса Нерукотворного Образа (надвратный)
Часовня свт. Алексия, митр. Московского
Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле
Храм сщмч. Антипы Пергамского на Колымажном дворе
Храм сщмч. Власия (Спаса Преображения) в Старой Конюшенной слободе
Храм-часовня иконы Божией Матери »Державная» на Пречистенской набережной
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова)
Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах
Фото: фотобанк Лори
Храм Живоначальной Троицы, «посвященный» тысячелетнему юбилею Крещения Руси, решено было построить еще в 1988 году. Строительство, правда, началось только в сентябре 2001 года и продолжалось до весны 2004-го. Храм выполнен в византийском стиле и вмещает до 4000 человек. Его расписывал коллектив художников под руководством Василия Нестеренко, члена-корреспондента Российской академии художеств. В соборе установили первый в Москве и третий в России фарфоровый иконостас, созданный в Санкт-Петербурге под руководством художника Юрия Волкотруба. Все 48 икон для него написала Анна Калинина — известный московский иконописец.
Храмовый комплекс включает в себя воскресную школу, дом-причту, звонницу и часовню Святого благоверного князя Александра Невского, а также баптистерий в цокольном этаже храма. Настоятель – протоирей Олег Воробьев.
Борисовский пр., д. 15, корп. 4, стр. 1
Смотреть на карте
1000let.ru
11) Спасская церковь в усадьбе Вороново
Спасская церковь сооружена во второй половине XVIII века. Яркий представитель архитектуры барокко, она по стилистическим признакам приписывается творчеству К.Бланка. В советское время храм не закрывался, благодаря чему первоначальный интерьер сохранился до наших дней. Церковь Спаса — тип храма «восьмерики на четверике», трактованный по-новому в соответствии с композиционными приемами, характеризующими формирование стиля русского классицизма. Крепованные фасады, обработанные в ордерных формах, насыщены архитектурной пластикой. Развитые карнизы, наличники сочного рисунка, картуши и лепнина над окнами сообщают им почти скульптурную выразительность.В колокольне, сооруженной, по-видимому, тоже Бланком, но несколько позже церкви, сохранен традиционный ярусный строй, свойственный русским башенным композициям допетровского времени. У колокольни уникальная разработка ордерной структуры, богатство декора, введение больших арочных проемов, благодаря чему здание пронизано светом и воздухом и кажется необычайно легким, как бы сливающимся с окружающей природой.
8) Покровская и Васильевская церкви в усадьбе Чиркино
Фото 1977 года
Чиркино – древнейшая усадьба Шереметевых с Покровской церковью XVI века и Васильевской церковью конца XVII века – усыпальницей Василия Борисовича Шереметева. Усадьба в селе Чиркино – первая древнейшая вотчина бояр Шереметьевых, пожалованная в начале XVI века Андрею Кобылину Иваном III за Новгородский поход. В конце XVII века Покровская церковь была перестроена боярином Василием Шереметевым. Бесстолпный трехапсидный храм приобрел композицию «восьмерик на четверике». Также у него появилось декоративное убранство второго восьмигранного яруса в стиле московского барокко.В.Б. Шереметевым также была возведена Васильевская церковь, окруженная открытой галереей-гульбищем. Храм, построенный в стиле московского барокко, использовался как родовая усыпальница. Ярусный столпообразный Васильевский храм “под звоном” сложен из кирпича. Он представляет собой уникальный вариант вотчинных храмов-колоколен периода расцвета московского барокко.
Кафедральные соборы России
Кафедральные соборы России представляют собой главные храмы церковной области (епархии).
В них обязательный атрибут — возвышение в центральной части, т.н. кафедра правящего архиерея. Именно в ним глава епархии — митрополит — осуществляет регулярное богослужение.
Самые большие храмы России по вместительности располагаются в крупных городах — там, где они и нужны для доступа всех православных верующих в Дом Божий.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (ныне музей) готовы соперничать друг с другом по метражу и эстетике убранства.
Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
Наикрасивейшими храмами России считаются расположенные в городах «Золотого кольца». Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и многие другие – все они представляют сохранившиеся до наших дней преимущественно с допетровской эпохи (XVIIв.) «живые свидетельства» веры.
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Увенчанные куполами и украшенные изразцами и фресками, эти храмы и сегодня – действующие.
Церкви о. Кижи
Лучшим воплощением деревянного зодчества являются храмы на острове Кижи и в Карелии.
Деревянная церковь в Суздале
Это уходящее искусство, от которого сохранились единицы — в отдельных селах и деревнях, в Суздале и Сургуте.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Татьяна Лискер
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)
Во всей Москве эта церковь является одним из наиболее посещаемых и красивых православных храмов. Архитектура этого памятника XVII века известна далеко за пределами России. Изначально церковь Николая Чудотворца была из дерева, а первое упоминание о ней датируется 1625 годом. На смену ей в 1657 году пришло каменное строение, а вместо простого, строгого стиля появился более вычурный, нарядный – так называемое «дивное узорочье». Этот стиль широко использовал цветные изразцы, яркие краски, множество декоративных элементов. Здание церкви было возведено из кирпича, который был отделан белым камнем, а фасады украшают красно-зелёные изразцы. С момента постройки каменный храм неоднократно реставрировался, однако, богослужения в нём при этом не прекращались – он всегда был открыт для верующих.
6) Храм Гребневской иконы Божьей Матери в усадьбе Гребнево
Фото от января 2018 годаГребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа. В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.
Храм Христа Спасителя в Москве — история
Идея создания памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину. Хотя эта мысль и была новой и необычной, она нашла поддержку в широких слоях населения. Эта идея была передана императору Александру I. 25 декабря 1812 года после изгнания наполеоновской армии Александр I издал манифест, по которому предполагалось построить церковь в честь победы России над армией Наполеона и в благодарность Всевышнему за эту победу. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трёх частей — Воплощение, Преображение и Воскресение. А в нижней церкви предполагалось похоронить останки павших во время прошедшей войны. Вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения. Николай I, занявший престол после Александра I, нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.
Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, который решили снести. Еще в то время одна из монахинь уничтоженного монастыря сказала, что новая построенная церковь не простоит здесь больше 50 лет. 10 сентября 1839 года здание церкви было заложено. В 1860 году Храм впервые предстал перед москвичам. Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, он был освящен. В этот же день состоялось Священное коронование на Престол Императора Александра III. 12 июня был освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля — придел во имя св.Александра Невского. Начались регулярные Богослужения. В хоре пели Федор Шаляпин и Константин Розов. В 1912 году рядом установили памятник Императору Александру III. Пожертвования шли в помощь бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. С 1918 года Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина был уничтожен. Огромное, грандиозное творение русского искусства превратилось в груду щебня и обломков. Так сбылись предсказания монахини — храм простоял 48 лет. На его месте планировалось строительство Дворца съездов. Из-за начала Великой Отечественной войны этот план не был реализован. В 1958–1960 гг. на месте образовавшейся после взрыва ямы сооружается бассейн. В конце 1980-х годов создается общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В июле 1992 года был организован Фонда возрождения столицы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, первым был Храм Христа Спасителя. Начинается его строительство. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыня была возрождена. Здесь прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова — Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выполнил полное освящение святыни в честь Христова Рождества.
Храм в Священном Писании
Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.
Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.
В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.
В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).
В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).
Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.
Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.
На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Средняя часть храма
Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.
В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.
Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.
Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.
Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
Церковь Пантелеимона Целителя при ЦКБ РЖД
Фото: szvik.ru
Храм, названный в честь христианского святого и целителя Пантелеимона, распахнул двери в 2000 году. Его настоятелем еще до окончания строительства был назначен протоиерей Стефан Жила. Церковь находится на территории больницы, недалеко от шлюза Канала имени Москвы. Канал открыли в 1937 году, и больницу Народного комиссариата путей сообщения, где лечились участники стройки, превратили в лечебный центр для железнодорожников и метростроевцев. Когда в 1999 году здесь заложили фундамент, сотрудники больницы обращались к патриарху Алексию II с просьбой о строительстве храма. Стройка закончилась всего через 5 с половиной месяцев.
С 2000 года в храме находится частица святых мощей из Свято-Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон.
Волоколамское ш., д. 84, стр. 11
Смотреть на карте
panteleimonrjd.moseparh.ru
Церковь всех Святых во Всесвятском на Соколе
История появления храма связана с жизнью древнего села Всехсвятского. Считается, что это произошло в 1398 году вместе с появлением древнего монастыря и окружившего его селения с названием «село Святые Отцы на речке Ходынке».
Каменный храм в селе на месте монастыря (точные сведения о нем не сохранились) построен в 1683 году. Существующий храм построен в 1736 году дочерью князя Милославского. На кладбище возле храма долгое время (до разрушения в 1982 голу) находилось много могил грузинских князей (из рода Багратионов, Цициановых).
Среди них памятник отцу знаменитого полководца Петра Ивановича Багратиона. Его местонахождение часто менялось. Сейчас оно возвышается рядом с мемориалом «Примирение народов» и является историческим памятником федерального значения. С 1992 года храм, выполненный в стиле барокко, получил статус патриаршего подворья.
В церкви ежедневно проводятся богослужения. Находится она по адресу: Ленинградский проспект, 73, станция метро Сокол.