Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью

Как живут женщины Африки: факты об африканских женщинах

Африка огромная и колоритная. Этот континент привлекает множество туристов со всего мира своей самобытностью и экзотикой. В этой статье мы хотим рассказать вам о женщинах, которые проживают в Африке.

В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех аспектах женской судьбы в Африке. Ведь здесь очень много народов, у всех разные обычаи и правила жизни. Например, жизнь женщин в Египте и жизнь женщин в диких племенах Кении или Эфиопии очень отличается.

Несмотря на то, что женщины в Африке очень разные, их объединяет одно — они имеют очень мало прав. Гендерное неравенство в Африке особенно заметно по сравнению с другими странами.

Факты о женщинах Африки:

  • Туареги — народ, в котором царит матриархат. Здесь мужчины, а не женщины вынуждены прикрывать лицо. Женщины владеют землями, деньгами, ценностями. Здесь женщина может развестись с мужчиной, при этом дом покидает мужчина. С детства девочки обучаются грамоте.
  • Женщины племени мурси вынуждены носить диски в губах. Они служат не только как украшение, но также являются признаком статуса в обществе. Женщина с диском губе заслуживает хорошего отношения от мужа, за такую невесту дают хороший выкуп. Женщина без диска не имеет права даже смотреть на мужа и садиться с ним за один стол.
  • Женщины племени хамер носят железные обручи на шее, которые на них надевает муж. Побои жены здесь нормальное явление. По определенным дням мужчина должен бить своих жен, так он выражает свою любовь. Чем больше шрамов на теле женщины, тем сильнее ее любит муж.
  • Женщины племени химба сохранили свою самобытность. Они очень красивы и грациозны. У них особенные прически. На свое тело они наносят специальную смесь из охры и жира. Женщины здесь не умеют писать, племя живет вне цивилизации.
  • Женщина из племени бушменов убивает свое дитя, если оно родилось раньше срока.
  • Женщины из племени нуба сами выбирают себе женихов во время праздника. После этого жених должен построить дом для будущей жены. Даже если за это время у пары родился ребенок, это не дает права считаться им мужем и женой. После свадьбы супруги год не едят вместе, только раздельно.
  • В королевстве Свазиленд ежегодно девственницы со всего королевства танцуют для короля особенный танец. Так король выбирает себе очередную жену. У одного из королей Свазиленда было 90 жен.


Женщина из племени туарегов
Женщина из племени масаи
Самыми красивыми считаются женщины племени химба

Глава племени

В социальном плане Химба придерживаются родоплеменной структуры. Каждый является представителем двух кланов: отцовского и материнского. Получается, что деревня представляет собой одну большую семью.

Власть принадлежит главе семейного клана. Главенство обычно передается по женской линии, причем не от матери к дочери, а от бабушки к внучке или от тети к племяннице. Главой племени может быть и старейший мужчина.

Старейшина умеет разговаривать с душами предков. В этом ему помогает священный огонь, который связывает живых и мертвых родственников клана. Вождь следит за тем, чтобы огонь не погас и не прервалась невидимая нить между двумя мирами. На ночь угольки из костра уносят в хижину старейшины. Утром ими воспользуются, чтобы разжечь священный огонь, если тот был ослаблен ночным ветром.

История племени

Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.

Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.

В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.

Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.

Первые красотки Африки

Для женщин племени Химба внешность играет главную роль в жизни. Именно поэтому с раннего детства девочек учат правильно ухаживать за собой, открывают ей секреты природных компонентов, которые всегда можно найти под рукой.

Например, для ежедневных гигиенических процедур девушки этого племени используют не только грязь, но и дым. Вызвана такая традиция регулярной нехваткой воды – окуривание тела позволяет избавиться от лишних запахов и придать телу необычный приятный аромат трав или других растений.

Волосы девушки заплетают в тугие косы, чтобы те не путались и сохраняли максимально свежий вид. Когда же девушка становится женщиной, она носит немного иную прическу – зачесанные назад локоны, поддерживаемые своеобразной короной, выполненной из кожи животных.

Украшения девушка выполняет для себя и подруг из той же кожи, вплетая ракушки и камушки. Чем искуснее получается «колье» или браслет, тем больше хозяйственной считается представительница племени. Чем лучше хозяйка, тем легче, соответственно, ей будет найти себе мужа.

Спасение от цивилизации

Климат провинции Кунене, по которой кочуют химба, мягким не назовёшь. Днём столбик термометра неумолимо стремится к отметке +60°, ночью иной раз выпадает иней. Сказывается дыхание самой старой пустыни на планете — Намиба. Химба переселились на север Намибии около нескольких сот лет назад из Восточной Африки. Когда-то это было большое племя, но в середине XIX века оно разделилось. Большая его часть перекочевала южнее, в область более богатую водой. Отколовшиеся от химба люди стали называться гереро. Они вступили в контакт с европейцами, что их в конечном счёте и погубило. Несколько десятков лет назад в Намибии спохватились: коренного населения, сохранившего быт и верования предков, оставалось немного. В общем, химба решили оставить в покое и позволили им жить так, как они хотят. Любые законы Намибии на их территории вступают в силу только после одобрения племенным вождём, которого называют королём. Как и сотни лет назад, племя ведёт полукочевую жизнь. Основное занятие — разведение коров, коз и овец. Однако в пищу идут в основном продукты животноводства, мясо химба едят очень редко. Количество коров определяет социальный статус, бурёнки же служат и платёжным средством. Деньги практически никого не интересуют, потому что никакие промышленные товары в быту они не используют. Исключение составляют пластиковые канистры для хранения и переноски воды и различные мелочи, случайно попавшие в руки. Живут химба в краалях, имеющих круговую планировку. В середине расположен скотный двор, окружённый плетеным забором. Вокруг — круглые или квадратные хижины. Их строят из жердей, вкопанных в землю и скреплённых кожаными ремешками. Каркас обмазывают глиной, а крышу покрывают соломой или тростником. Пол в хижинах земляной, мебели нет. Спят химба на матрасах, набитых соломой. У входа в хижину располагается очаг, который топят по-чёрному. По мере истощения пастбищ люди разбирают хижины и перекочёвывают. Воду они раньше добывали, выкапывая в песке глубокие ямки, а подходящие для этого места находили одним им ведомым способом. Крааль они никогда не ставят близко от источника, чтобы посторонние не могли подглядеть, где берётся вода. Не так давно по распоряжению правительства на кочевых маршрутах вырыли артезианские скважины. Но аборигены эту воду не пьют, разве что поят ею стада.

На склоне небольшого холма

Oppi-Кoppi расположен в прямо на краю города. Большая территория, вход увенчанный большой соломенной крышей, внутри разбросаны симпатичные желтенькие бунгало — дерево, камень и черная солома.

Хозяин кемпинга — уроженец благополучного королевства Бельгии, которого так очаровала Намибия, что он перебрался сюда жить. Он еще вполне молодой человек, но, подобно ему, многие европейцы присматривают себе в этой стране уютное местечко, чтобы спокойно, в комфорте и достатке, встретить здесь старость.

А в душе… Посреди Намибии в душистом мыльном облаке, словно пенорожденая Афродита, стояла русская девушка и чуть не плакала. Водичка в душе подкачала. Неет, она была. И была горячей, но…

Главная проблема засушливой страны — нехватка воды. Постоянно текущих рек мало, спасение приходит от запасов влаги, накапливаемых из эфемерных рек, из подземных водных ресурсов и рекультивированных сточных вод. Вы что подумали? Как раз повторно используемая вода проходит очень много степеней очистки на специальных станциях и отвечает самым высоким стандартам.

А вот состав естественных вод в разных местах Намибии весьма разнообразен так же, как и их качество. В больших намибийский городах вода вполне нормальная, но кто поручится, что она везде как родниковая слеза? Наш экс-европеец в своем кемпинге озаботился всеми степенями ее очистки. Нам, новоприбывшим, горделиво сообщил, что у него воду можно пить прямо из-под крана.

Пить-то может и можно, не пробовала, но под струями душа мыло ни в какую не хотело смываться — вода оказалась чрезмерно мягкая. Похоже, в ней не осталось ни одной самой маленькой молекулы солей кальция и магния, чтобы приданная ими жесткость позволила удалить с волос и тела невидимую скользкую пленку. Точно говорю: если жесткая вода плохо, то и очень мягкая — ничего хорошего.

Грязь ради чистоты

Девушки из племени наделены особыми знаниями о силе природы и натуральных минеральных веществ. Грязь они используют для поддержания тела в чистоте и свежести. Соединение гематита с природными маслами дают потрясающий эффект – кожа после маски становится бархатной и мягкой, надолго сохраняет эластичность и молодость.

Знаменитые дреды из глины. Юная представительница народа химба

Маску из грязи, которую используют в теплом виде, применяют как для особого ухода, так и вместо традиционных ежедневных гигиенических процедур. Компоненты маски способствуют улучшению защитных функций кожи – она не так сильно поддается воздействию ультрафиолета, а потому надолго охраняет молодость и тонус.

Также специальные компоненты маски, которая буквально застывает на теле, позволяют одновременно с омыванием делать депиляцию всех частей тела – волосы «смываются» буквально сами собой.

Отсутствие волос, а также красота кожи делают представительниц племени чуть ли не претендентками на звание «Мисс Вселенная» – и это без применения дополнительных косметических средств, нанесения макияжа и тому подобное.

Заплетание кос занимает много времени

Каждый мужчина из племени Химба может иметь сразу по четыре жены. Причина кроется в простом удобстве. Представители сильного пола круглый год ведут кочевой образ жизни, пасут скот и ищут новые плодородные земли для выращивания культур. Жены и дети ждут мужчин в основном сидя на одном месте, которое временно или постоянно называют домом.

Мужчины возвращаются набегами на короткое время – количество жен страхует их от ситуации, в которой кто-то останется без женщины ввиду ее болезни или смерти. Ревности в этом племени и чувства собственности, к слову, нет. Если вернувшийся муж обнаружит одну из своих жен беременной от другого мужчины, который «забегал» ранее, то не будет ее наказывать. Детей принимают и воспитывают как родных.

Где живет племя Химба

Намибия – относительно небольшая страна с невероятно разнообразной культурой. Здесь проживает чуть более 2 млн. человек, что в среднем составляет всего 3 человека на кв. км. При этом на данной территории насчитывается 12 (только основных) различных этнических групп, включающих множество племен, говорящих на 30 уникальных языках.

Химба – одно из таких самобытных племен, обосновавшихся в Каоколéнде, северо-западной области Нимибии. Предположительно, в стране проживает от 2 до 5 тыс. представителей данного народа. Более точные цифры получить трудно, поскольку Химба населяют отдаленную и малодоступную часть мира

Историю племени можно проследить, начиная с XVI века, когда гереро (народ, от которого Химба ведут свое происхождение) пересек границы Анголы, избрав Намибию своей новой родиной.

Народ был часто на грани вымирания:

  • в середине XIX века гереро были разорены племенем Нама и распались на отдельные группы (примерно в тот период и появилось обидное название «Химба»);
  • в начале XX века их истребляли немецкие колонизаторы, устроив геноцид под руководством генерала Дитриха Лотара фон Трота;
  • в 80-х годах прошлого столетия Химба чуть не исчезли навсегда из-за сильнейшей засухи, уничтожившей их главный источник существования – крупный рогатый скот.

Сейчас ситуация не такая плачевная и численность Химба увеличивается. Однако и сегодня жизнь племени все еще под угрозой. В XXI веке туземцы погибают от гепатита и СПИДа. Эту ситуацию провоцирует полигамность мужчин и женщин. Удивительно, но только благодаря свободе нравов несмотря на высокую смертность с рождаемостью у Химба все в порядке.

Кузены живописных гереро

Кого из женщин больше всего фотографируют? Светских львиц? Моделей? Киноактрис? Конечно, но не только — очень часто объективы кино и фотокамер направлены на женщин народности химба. Вы их наверняка видели — на фото в журналах или в туристических брошюрах об Африке.

Племя химба — самая популярная и узнаваемая этническая группа Намибии. Этих высоких и скульптурной красоты женщин в ожерельях и браслетах с кожей приятного красноватого оттенка и длинными тугими дредами, что ходят топлесс в короткой юбочке из козлиной шкуры, сложно с кем-либо спутать.

Их образ часто используется как символ страны, настоящая намибийская экзотика, а ведь численность химба в масштабах всего намибийского населения просто мизерная — меньше двух процентов.

Верования

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнём (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей» (Henrica von der Behrens 2003: 64).

Сама религия Химба относится к монотеистической религии, где верховным божеством является Мукуру, также важную роль играют духи предков, считается, что если Мукуру только благословляет, то предки могут и благословлять и проклинать. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней, таким образом, чтобы семья не утеряла связь с предками, которые по поверьям Химба выступают представителями Мукуру, так как тот почти всегда занят и пребывает в потустороннем мире.

Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли. Некоторые химба верят, что смерть всегда вызывается вследствие омити, которое было использовано против жертвы из корыстных целей, также, что жертвой часто может избираться близкий родственник или любимый человек. Часто Химба для выявления источника омити обращаются к местным знахарям.

Разделение труда

Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают её в одном-единственном месте — на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому. Этим составом женщины намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин племени идеальная. При помощи той же мази делают традиционную причёску: чужие волосы — обычно мужские, чаще всего от отца семейства — вплетают в свои, создавая дреды на голове. Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и покрупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать своё имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трёх классов оканчивают единицы — для продолжения обучения нужно ехать в город. Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят. Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль — вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин. Постоянная обязанность представителей сильного пола — добыча той самой красноватой породы, которая идёт на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины. Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних сооружают фантастические причёски, которыми славятся женщины племени. Они, между прочим, считаются едва ли не эталоном красоты на Африканском континенте.

Глава племени

В социальном плане Химба придерживаются родоплеменной структуры. Каждый является представителем двух кланов: отцовского и материнского. Получается, что деревня представляет собой одну большую семью.

Власть принадлежит главе семейного клана. Главенство обычно передается по женской линии, причем не от матери к дочери, а от бабушки к внучке или от тети к племяннице. Главой племени может быть и старейший мужчина.

Старейшина умеет разговаривать с душами предков. В этом ему помогает священный огонь, который связывает живых и мертвых родственников клана. Вождь следит за тем, чтобы огонь не погас и не прервалась невидимая нить между двумя мирами. На ночь угольки из костра уносят в хижину старейшины. Утром ими воспользуются, чтобы разжечь священный огонь, если тот был ослаблен ночным ветром.

Где живет племя Химба

Намибия – относительно небольшая страна с невероятно разнообразной культурой. Здесь проживает чуть более 2 млн. человек, что в среднем составляет всего 3 человека на кв. км. При этом на данной территории насчитывается 12 (только основных) различных этнических групп, включающих множество племен, говорящих на 30 уникальных языках.

Химба – одно из таких самобытных племен, обосновавшихся в Каоколéнде, северо-западной области Нимибии. Предположительно, в стране проживает от 2 до 5 тыс. представителей данного народа. Более точные цифры получить трудно, поскольку Химба населяют отдаленную и малодоступную часть мира

Историю племени можно проследить, начиная с XVI века, когда гереро (народ, от которого Химба ведут свое происхождение) пересек границы Анголы, избрав Намибию своей новой родиной. В то время названия «Химба», что значит «нищий, попрошайка», еще не существовало.

Народ был часто на грани вымирания:

  • в середине XIX века гереро были разорены племенем Нама и распались на отдельные группы (примерно в тот период и появилось обидное название «Химба»);
  • в начале XX века их истребляли немецкие колонизаторы, устроив геноцид под руководством генерала Дитриха Лотара фон Трота;
  • в 80-х годах прошлого столетия Химба чуть не исчезли навсегда из-за сильнейшей засухи, уничтожившей их главный источник существования – крупный рогатый скот.

Сейчас ситуация не такая плачевная и численность Химба увеличивается. Однако и сегодня жизнь племени все еще под угрозой. В XXI веке туземцы погибают от гепатита и СПИДа. Эту ситуацию провоцирует полигамность мужчин и женщин. Удивительно, но только благодаря свободе нравов несмотря на высокую смертность с рождаемостью у Химба все в порядке.

Как питаются в племени Химба

Корова – главное животное, почитаемое представителями племени. Ее молоко и кисломолочные продукты являются основным рационом у этого народа. Мясо в племени едят очень редко. Полезные вещества представители племени ищут в травах, корнях, цветах и других растительных компонентах. Овощи и фрукты представители племени едят редко, считая буквально диковинкой – сухая каменистая почва выращивать полноценный урожай попросту не дает возможности. Из зерновых племя потребляет кукурузу и просо.

Возможно, именно в таком виде питания и заложен секрет красоты женщин племени Химба. Также именно благодаря питанию они отличаются крепким здоровьем и физической силой.

Сила, к слову, представительницам племени нужна. Нет, речь не идет о защите собственной безопасности и жизни своих детей, как бывает в других африканских племенах. Попросту в племени Химба именно женщина является главной исполнительницей всех домашних обязанностей – строительство дома, выращивание культур, уход за детьми и за мужем возлагаются на ее плечи.

Традиционное жилище

Физические нагрузки позволяют представительницам племени оставаться всегда стройными и подтянутыми – о таком теле даже спортивные европейки могут только мечтать.

Благодаря сохранению многовековой культуры и некой первобытности племя служит буквально магнитом для туристов. Мужчины едут полюбоваться на прекрасных женщин, а женщины с надеждой узнать несколько секретов красоты.

Образование

Народ Химба всеми силами сопротивляется вторжению в их жизнь извне. Они не умеют писать, читать и мало что знают об окружающем мире. В 80–90-х годах XX века, когда в стране шла война (да к тому же разразилась сильная засуха), у Химба пало 90% крупного рогатого скота.

Племя оказалось на грани вымирания (их оставалось не более 5 тыс.). Тогда многие искали помощи и защиты у намибийского правительства, которое обеспечивало их гуманитарной помощью.

В связи с этим часть беженцев отказалась от своих традиций. Они стали носить европейскую одежду, ходить в церковь, отправлять своих детей в школы. Но большинство Химба вернулось к своему привычному образу жизни, который делает их счастливыми.

По мере того, как цивилизация продолжает вторгаться в повседневную жизнь уникального племени, возрастает и риск исчезновения культуры Химба. Но этот процесс может занять десятилетия, поскольку их полукочевая жизнь и сильная привязанность к традициям не дает укорениться новым веяниям цивилизованного мира.

Секрет красоты Химба

Свою популярность племя обрело благодаря фотографиям, раскрывшим миру его красоту. Для химба характерен изящный, миндалевидный разрез глаз, полные губы и аккуратный прямой нос. Их кожа, кажется, в идеальном состоянии, несмотря на палящее солнце и отсутствие воды для частых купаний. Секрет в местной «косметике».

Женщины химба, предпочитающие традиционные открытые наряды, покрывают свою кожу смесью пемзы окра, коровьего масла и трав. Каждое утро они наносят этот «крем», защищающий их от солнца и насекомых. Этой смесью они покрывают и волосы, формируя своеобразные «дреды». Вечером «косметика» счищается, а вместе с ней и вся грязь.

Питание

Основной продукт питания для Химба – молоко. Его хранят в специальных тыквенных сосудах. В них молоко доводят до различного состояния: кислое молоко, творог, масло.

Химба выращивают некоторые зерновые культуры, такие как кукуруза и махангу (местное название одной из разновидности проса, которое хорошо растет на бедных почвах Намибии). Поэтому в рацион племени часто входят каши, приготовленные из муки этих зерновых.

Рацион дополняется яйцами, дикими травами и кореньями. Иногда в пищу употребляют съедобных гусениц «мопане» (Imbrasiabelina), в которых 50–60% белка. Их собирают с одноименного дерева, сушат и жарят. В сушенном виде они могут храниться довольно долго.

В очень редких случаях (например, на свадьбах) Химба едят мясо. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Чем занимается привлекательное африканское племя

Африканское племя химба, как и сотни лет назад, занимается скотоводством и собирательством, несмотря на то, что обитает в крайне засушливом районе. Они разводят коз, коров и овец.

Социальный статус определяется количеством коров, поскольку платежным средством служат именно коровы. Домашние животные очень худые, потому что отсутствуют сочные корма. Но животные адаптированы к непростым условиям, могут долго обходиться без воды и обеспечивать племя питательным молоком.

Химба целый день заняты физическим трудом. Мужчины в основном пасут скот далеко от поселения, иногда строят или ремонтируют хижины. Женщины готовят еду, воспитывают детей, собирают травы, занимаются рукоделием и, конечно же, уделяют много времени своему внешнему виду.

Одежда

Девочка химба

Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.. Химба на обложке книги

Химба на обложке книги

Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди.
И мужчины и женщины покрывают своё тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца. Довольно часто в эту пасту (otjize) добавляется ароматическая смола кустарника омузумба (Klaus G. Förg 2004: 145). Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь.

Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить её семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны.

Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины.

Из современных предметов быта химба используют только пластиковые бутылки и целлофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector