Прыгающие гиганты африки

Амхарцы из Эфиопии

Эфиосемитский народ амхарцы, составляет бо́льшую часть населения Эфиопии. Они живут на эфиопском нагорье, частично в Эритрее и прилегающих Судане и Сомали. Значительные диаспоры находятся в Израиле и Канаде. Численность народа по сообщению 1990 года, составляла более чем 20 млн.

Скорее всего, предки Амхарцев пришли с территории современного Йемена. Этническое сообщество амхара начало формироваться в ХІІІ — нач. XIV вв. и вскоре стало ведущим этносом Эфиопской империи. Во времена своего расцвета империя была значительной силой, поддерживающей отношения с остальным миром и выполняла функцию христианского форпоста, сдерживающего ислам.

Основные занятия — земледелие, животноводство, птицеводство, пчеловодство, ткачество, гончарство, резьба по дереву, ковка метала. К сожалению, сельское хозяйство Эфиопии страдает от недостатка влаги, что нередко приводило к голоду.

Религия — христианство. Язык — амхарский или амаринья.

Не скрытая угроза

Весной этого года в свет вышла книга «Бегство в Европу» (The Scramble for Europe) американского журналиста Стивена Смита. Автор отработал около десятка лет в Африке корреспондентом France Presse и Reuters, а потом довольно долго был аналитиком ООН по вопросам Черного континента. По данным автора «Бегства», в 30-х годах прошлого столетия население Африки составляло примерно 150 млн человек. К 1960-м, когда вовсю шел процесс деколониализации, число утроилось. Сегодняшняя статистика утверждает, что в Африке живет около 1,3 млрд человек, а к 2050 году их будет уже 2,4 млрд.

Совокупное население Евросоюза составляет 510 млн человек. Прогнозы говорят, что к середине века этот показатель опустится до цифры 450 млн. То есть в 2050 году на каждых трех коренных жителей Старого континента будет приходиться от одного до полутора африканцев.

V2

Фото: Depositphotos

«Африканизация Европы — не беда, а спасение для нее. Других вариантов поддержать демографию, кроме как приливом свежей крови со стороны, просто нет», — полагает Смит. И стремится успокоить европейцев, что это действительно хороший выбор. По словам американского эксперта, «перебраться в Европу из Африки нищий не может. Человек как минимум должен по европейским меркам иметь средний достаток — дорога в Европу стоит в целом не менее €2,5 тыс.». По мнению Смита, такие деньги могут заработать лишь люди, имеющие известную квалификацию, а значит, и шансы встроиться в новую, непривычную среду

Но в Европе оптимизм американца разделяют не все. «90% прибывающих во Францию уроженцев Сенегала, Конго, Нигерии и других государств, расположенных к югу от Средиземного моря, малограмотны и неквалифицированны. «Они едут не за развитием своего творческого потенциала, а за социальными благами, которые, насколько им известно, во Франции на каждого приезжего просто падают в виде манны небесной, — говорит бывший офицер ВВС Франции, активист Жак Гильмен. — Во многих африканских странах годовой доход на человека не достигает и $1 тыс. А во Франции каждый прибывающий несовершеннолетний иностранец обходится в €50 тыс. Ради реализации своей мечты все члены африканской семьи сбрасываются, кто сколько может, и делегируют одного, наиболее перспективного в плане получения социалки. Как только он обустроится на новом месте, он обязан подать прошение о воссоединении семьи. Так во Францию будут перетащены все его родственники».

М1

Лагерь беженцев, разбитый под мостом у Порт-де-ля-Шапель, Париж

Фото: REUTERS/Benoit Tessier

Которые облегчат социальные фонды страны на еще более внушительные суммы и не факт, что вообще захотят работать. Гильмен указывает, что из 1 млн беженцев, прибывших в Германию в 2015 году, трудоустроены всего 5%, и выражает уверенность, что во Франции ситуация вряд ли существенно отличается от немецкой.

Однако пока предупреждения Жака Гильмена и согласных с ним членов так называемых ультраправых партий, озабоченных сохранением национальной самоидентификации европейцев («Национальное объединение» Марин Ле Пен, «Альтернатива для Германии», итальянская «Лига») на страницы больших изданий либо пробиваются в очень усеченном виде и с объемными уничтожающими критическими комментариями, либо не попадают вообще. Потому что «речь о далеком будущем — это пропаганда националистов и ксенофобов».

Оромо

Бо́льшая часть оромо располагается в Эфиопии, но также они были найдены в Кении и даже Канаде. Численность племени достигает 38 миллионов. Это самая многочисленная этническая группа в Эфиопии. Они составляют 37% населения этой страны.

У оромо интересная правовая система: они следуют системе возрастных классов, которая называется гадаа. Каждые 8 лет меняется возрастной класс, проводится народное вече. Во время Гуми Гайо — так называется народное собрание — они устанавливают законы на следующие восемь лет. И также они проводят демократические выборы лидера, который руководит системой на протяжении следующих 8 лет.

Общество оромо поделено на касты, деление происходит по роду деятельности, полу и возрасту человека.

«Коренное население» в современном африканском контексте

Сан люди в Намибии

В постколониальный период концепция конкретных коренных народов африканского континента получила более широкое признание, хотя и не без разногласий. Разнообразные и многочисленные этнические группы, составляющие большинство современных независимых африканских государств, включают в себя различные народы, чье положение, культура и образ жизни скотоводов или охотников-собирателей обычно маргинализированы и отделены от доминирующих политических и экономических структур нации. С конца 20 века эти народы все чаще добиваются признания своих прав как отдельных коренных народов как в национальном, так и в международном контексте.

В коренных народах Комитета Координационной Африки (КККНО) были основаны в 1997 году является одним из основных транснациональных сетевых организаций , признаваемых в качестве представителя африканских коренных народов в диалоге с правительствами и организациями , такие как ООН. В 2008 году IPACC состоял из 150 организаций-членов из 21 африканской страны. IPACC определяет несколько ключевых характеристик, связанных с притязаниями коренных народов в Африке:

  • «политическая и экономическая маргинализация, коренящаяся в колониализме;
  • де-факто дискриминация, часто основанная на преобладании сельскохозяйственных народов в государственной системе (например, отсутствие доступа к образованию и здравоохранению для охотников и пастухов);
  • особенности культуры, самобытности, экономики и территориальности, которые связывают охотничьи и скотоводческие народы с их домашней средой в пустынях и лесах (например, кочевничество, диета, системы знаний);
  • некоторые коренные народы, такие как сан и пигмеи, отличаются друг от друга физически, что делает их объектом особых форм дискриминации «.

Африканские пигмеи на северо-востоке Конго позируют с луками и стрелами (около 1915 г.)

Что касается опасений по поводу того, что определение одних групп, а не других как коренных народов, само по себе является дискриминационным , IPACC заявляет, что он:

На межправительственном уровне африканских стран рассмотрение прав и проблем коренных народов осуществляется подкомиссией, созданной при Африканской комиссии по правам человека и народов (ACHPR) , спонсируемой Африканским союзом (AU) (преемник Организация африканского единства (ОАЕ) ). В конце 2003 года 53 государства, подписавшие ACHPR, приняли Отчет Рабочей группы Африканской комиссии по коренным народам / общинам и ее рекомендации. В этом отчете частично говорится (стр. 62):

Принятие этого отчета, по крайней мере, формально поддержало подписавшие его стороны концепции и целей содействия самобытности и правам коренных народов Африки. Однако степень, в которой отдельные государства мобилизуются для реализации этих рекомендаций, сильно различается. Большинство групп коренного населения продолжают выступать за улучшения в области земельных прав, использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и культуры, политического признания и свободы от дискриминации.

30 декабря 2010 года Республика Конго приняла закон о поощрении и защите прав коренных народов. Этот закон является первым в своем роде в Африке, и его принятие стало историческим событием для коренных народов континента.

Фульбе — кочевые животноводы

С незапамятных времён фульбе занимаются животноводством. Этот кочевой народ распределён небольшими группами по всей территории Западной и Центральной Африки, преимущественно в зоне саванн. Общая численность — 18,2 млн чел.

Распределение народности фульбе (млн чел.)

  1. Нигерия — 11.
  2. Гвинея — 2,1.
  3. Сенегал — 1,15.
  4. Мали — 1,1.
  5. Камерун — 0,93.
  6. Нигерия — 0,63.
  7. Буркина-Фасо — 0,55.
  8. Гвинея-Бисау — 0,18.
  9. Бенин — 0,15.
  10. Мавритания — 0,15.
  11. Гамбия — 0,214.

Многие исследователи очень точно называют фульбе «цыганами Западного Судана». Происхождение народности доподлинно неизвестно. По одной из гипотез, они переселились в Судан из Сахары в конце I тысячелетия и уже к XV в. стали главенствующей силой региона, создав свои города-государства. Язык — фульфульде. Религиозная принадлежность — мусульмане-сунниты.

Бушмены

Название «бушмен» пришло из английского языка и означает «человек степи». В ЮАР им дано название «сан», что носит не доброжелательный оттенок. Слово переводится, как «аутсайдер».

До середины XVII века не знали земледелия и проживали в каменном веке. В группе племена, объединенные койсанскими языками (щелкающие согласные звуки). Форма племенного объединения — группа из нескольких семей. Важными вопросами занимается знахарь, который и лечит, и отправляет шаманские требы. Вождей выбирать не принято.

Основные занятия

Бушмены — непревзойденные охотники и поисковики. Умеют отличать виды змей, насекомых, знают их повадки, как ни одна другая народность. Крепкие, живучие и выносливые. Воины, получившие ранение, могут спокойно переговариваться в то время, когда им делают операцию или сложную перевязку.

Народу, выжитому на окраину территории, не хватает пропитания. Бушмены едят не только растения, их корни и плоды, но и насекомые. Известно также, что они могут находиться в пустыне в течение трех суток без воды и пищи.

Интересные факты

Бушмены употребляют в пищу муравьиные личинки, получившие название «бушменский рис», а также любят жареную саранчу.

У племен до последнего времени не существовало письменности. До нас дошли их красивейшие сказки и легенды в устной форме. Они представляют собой мифологизированные басни, действующими лицами в которых выступают животные. Известны наскальные рисунки, обнаруженные в южном Дракенсберге.

Племя мурси

Дикие мурси – воинственное вооруженное племя. Не все племена Африки используют такое оружие, как автомат Калашникова. Пристрастные к алкоголю мурси, применяют его бесконтрольно, стремясь доказать свое главенство, забивают друг друга до полусмерти.

Численность – 6000 человек, проживают в Эфиопии. Мурси низкого роста с кривыми ногами и толстыми шеями, носы – приплюснуты, лбы – низкие и расплющенные.

Мурси почитают смерть и проводят языческие ритуалы. Женщины-лекари предсказывают будущее по звездам, лечат болезни и травмы заговорами и особыми движениями рук.

Внешне они выглядят болезненно и дрябло, сутулятся, грудь и живот свисают. Особенность женщин: проколотая отвисшая губа. В детстве каждой девочке в дырявую губу вставляют деревянную палочку, с возрастом увеличивая диаметр. В день бракосочетания женщина вставляет тарелку диаметром до 30 см. Чем больше тарелка, тем крупнее выкуп за нее дадут.

Женщины изготавливают бусы из фаланг пальцев провинившихся мужчин. Обрабатывают их человеческим жиром, поэтому племя мурси имеет неприятный едкий запах. На украшения некоторых женщин уходит 5–6 кистей рук.

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов.  В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Самые известные

Ореол распределения общностей, сохранивших черты первобытно общинного строя, весьма велик. Все они живут обособленно, закрыто, крайне редко пользуются современными техническими средствами (предпочитают огнестрельное оружие), проводят традиционные ритуалы и тщательно охраняют себя и свои земли от посягательств.

Зулу

Зулусы проживают большей частью на востоке Южно-Африканской республики, но встречаются и в Свазиленде, Лесото, Зимбабве, Мозамбике и Замбии.

Ранее представители Зулу носили повязку на бедрах, передник, для украшений использовали хвосты животных. В настоящее время полностью перешли на европейскую одежду, а традиционные элементы используют в костюмах для фольклорных ансамблей.

Долгое нахождение под гнетом европейцев послужило причиной распространения среди представителей этого племени христианства, католического и протестантского толков. Но и среди них остается значимым культ предков.

Масаи

Масаи живут на границы Кении и Танзании. Это скотоводческий народ, ведущий полукочевой образ жизни. Смогли почти полностью сохранить традиционный уклад жизни. С юных лет мальчики ухаживают за скотом, а девочки работают по дому. Огромное значение имеет культ воина — защитника племени и стада.

К обычаям и ритуалам этого племени относятся:

  1. Избиение детей для повышения храбрости и выносливости.
  2. Обрезание, после чего юноша становиться воином, а девушка — готовой к браку.
  3. Полигамия. Женщина выходит замуж за всю возрастную группу семьи жениха.

Мурси

В эфиопской долине Омо, на юге страны, проживает одно из самых диких племен Африки — Мурси. На весь мир они прославились тем, что их женщины до сих пор носят в нижней губе глиняные или деревянные диски. Считаются самым агрессивным народом, постоянно конфликтуют, в отстаивании главенства забивают друг друга до полусмерти. Часто применяют автоматическое оружие.

И по сей день среди представителей Мурси существуют ряд жестоких и диких традиций и обрядов:

  1. За любую, даже самую незначительную провинность, жрица племени отрезает мужчинам фалангу пальца. Примечательно, что впоследствии из них создаются украшения на шею — монисты.
  2. Члены группы украшают тело шрамами. Мужчины — после первого убийства врага, женщины — по желанию.
  3. Своих покойников они коллективно поедают, их кости используют для украшения.

Коса

Коса — народ, проживающий в ЮАР, носит название одного из вождей, входит в группу народов банту. В настоящее время их представители лидируют в руководстве Африканского национального конгресса, который с 1994 года является правящей партией страны.

Члены племени во многом сохранили традиционные верования и культы, но встречаются и христиане.

По обычаю их одежда состоит из оранжевых, окрашенных охрой, накидок. У женщин на голове повязан тюрбан яркой расцветки, по нему можно определить статус — замужняя, свободная, вдова. По количеству скота в племени судят о состоятельности мужчины.

До сих пор юношам проводят обряд обрезания, после чего они обмазываются белой глиной и на две недели уходят из деревни.

Бубал

Кочующее между Кенией и Сомали племя бубал известно всему миру благодаря аномально большим яичкам у мужчин, достигающим 60-70 см в диаметре. Считается, что к этому приводит употребление в пищу с младенчества менструальных выделений коров. По верованию бубалов, это придает мужества и сил.

Есть у этого племени еще один ритуал, который выглядит дико для европейцев, но носит вполне практический характер. В период года, когда увеличивается число насекомых, обитатели племени принимают, так называемый, душ из мочи коровы. Аммиак отпугивает гнус.

Масаи

Рисунок 10. Масаи

Одним из символов кенийской культуры можно назвать масаи — племя, образ жизни которого можно смело назвать старинным. Их количество до миллиона человек, говорят они на африканском языке маа.

Любят масаи работать на земле, добывая пропитание себе и своим детям. Однако больше характерно это для женщин. Наилучший мужчина для них — воин. Ему поклоняются, почитают, на его примере воспитывают подрастающее поколение.

Женщины любят себя украшать. Наиболее популярным украшением является прокол и растяжка мочки уха. Еще они бреют головы и удаляют два нижних зуба — так требует их народная медицина. Обручи в ушах носят и представители сильного пола.

Популярно у масаи скотоводство, причем продукты этого занятия используются практически без остатка: мясо, молоко и кровь употребляются в пищу, шкуры подстилаются во время отдыха на землю, из навоза сооружают крыши для своих хижин.

Достаток семьи определяется количеством скота, мужчина сможет жениться, в том числе на последующих женщинах, только в том случае, когда будет достойно обеспечивать всех жен и детей.

Одежды предпочитают носить ярких расцветок. Она поднимает им настроение и располагает к танцам, самозабвенным, выразительным. Танцуя, они поют необычные, харизматичные песни.

Масаи: из жары в холод:

Модницы Чёрного континента

Разнообразные «украшения» — вообще отличительная черта мурси. Исследователи племени полагают, что жуткие атрибуты появились у них, когда в Эфиопию зачастили работорговцы. Они в первую очередь отбирали женщин, которые более или менее отвечали европейским стандартам красоты. Именно тогда женщины-мурси стали бриться наголо, вставлять в мочки ушей огромные кольца, а в губу — глиняную или деревянную тарелку дэби. Позже работорговцы перестали посещать эти края, но мода осталась. Если девочка рассчитывает удачно выйти замуж, она протыкает себе нижнюю губу и вставляет туда сначала палочку, потом кусок глины, затем всё более крупные предметы. Наконец в губу помещается дэби, которая может достигать 30 сантиметров (!) в диаметре. Чем больше размер украшения, тем выше котируется девушка на рынке невест. Потенциальный жених отдаст родне суженой от трёх коз (за девушку с не продырявленной губой) до 30 коров. Впрочем, последнее, конечно, редкость — мурси достаточно бедны, и такой выкуп могут позволить себе только племенные вожди. Важную роль в местной моде играют… покойники. Умерший, если только он не скончался в результате заразной болезни, практически весь «идёт в дело». Из покойника вытапливают жир — после им натираются родственники. Поэтому мурси отличает специфический и весьма мерзкий запах. Из костяшек пальцев покойника мастерят ожерелья и другие украшения. Рёбрами и черепами мостят болотистые топи. Мясо по большей части идёт в пищу. Внутренности же частично используют для магических ритуалов, частично скармливают собакам. Безотходное производство! Поэтому модницы мурси мастерят «причёску» из всего, что попадётся под руку: к коже головы крепится что-то типа парика из верёвок, в который вплетаются кусочки консервных банок, перья, палочки и даже сухие экскременты животных. С учётом того, что мурси неведома гигиена, запах, исходящий от них, может свалить неподготовленного туриста с ног. Но не убойный аромат и устрашающий вид делают воинов смерти по-настоящему опасными.

Об имени, детстве и корнях

Вообще, меня зовут Полина — производное от имени отца — Пол. Но по африканским традициям в имени присутствуют имена бабушек со сторон обоих родителей. Получается, что я Полина Нина Батту, а фамилия — Сонга.

Отец родом из Сьерра-Леоне, мама русская, алматинка. Родители познакомились в 90-е на студенческой вечеринке: тогда в страны СНГ на учебу приезжало много африканцев.

Так получилось, что с отцом сейчас практически не общаюсь: когда я была маленькой, он уехал в Лондон, пообещав забрать и нас с мамой, но не забрал. Мама все мое детство проработала, и я в основном находилась с бабушкой и дедушкой, поэтому влиятельнее оказалось русское воспитание. Чаще всего говорю, что во мне больше африканской крови. Но менталитет заложен казахстанский.

Где живет племя Химба

Намибия – относительно небольшая страна с невероятно разнообразной культурой. Здесь проживает чуть более 2 млн. человек, что в среднем составляет всего 3 человека на кв. км. При этом на данной территории насчитывается 12 (только основных) различных этнических групп, включающих множество племен, говорящих на 30 уникальных языках.

Химба – одно из таких самобытных племен, обосновавшихся в Каоколéнде, северо-западной области Нимибии. Предположительно, в стране проживает от 2 до 5 тыс. представителей данного народа. Более точные цифры получить трудно, поскольку Химба населяют отдаленную и малодоступную часть мира

Историю племени можно проследить, начиная с XVI века, когда гереро (народ, от которого Химба ведут свое происхождение) пересек границы Анголы, избрав Намибию своей новой родиной.

Народ был часто на грани вымирания:

  • в середине XIX века гереро были разорены племенем Нама и распались на отдельные группы (примерно в тот период и появилось обидное название «Химба»);
  • в начале XX века их истребляли немецкие колонизаторы, устроив геноцид под руководством генерала Дитриха Лотара фон Трота;
  • в 80-х годах прошлого столетия Химба чуть не исчезли навсегда из-за сильнейшей засухи, уничтожившей их главный источник существования – крупный рогатый скот.

Сейчас ситуация не такая плачевная и численность Химба увеличивается. Однако и сегодня жизнь племени все еще под угрозой. В XXI веке туземцы погибают от гепатита и СПИДа. Эту ситуацию провоцирует полигамность мужчин и женщин. Удивительно, но только благодаря свободе нравов несмотря на высокую смертность с рождаемостью у Химба все в порядке.

Праздник Геревол

Тысячи членов племени Водабе собираются на грандиозное торжество, которое проводится всего один раз в году, по окончании сезона дождей.

Незамужние женщины выбирают мужчин. А для женщин, неудовлетворенных предыдущими отношениями, праздник предоставляет прекрасную возможность найти нового мужа. Это своеобразный конкурс красоты, только мужской.

Мужчины наносят макияж, подводят глаза, надевают красивые костюмы, драгоценности и тюрбаны, украшенные страусиными перьями. Они становятся в длинный ряд и поют, раскачиваются, надувают щеки, выкатывают глаза и скалят зубы. Белки глаз и зубы считаются особенно красивыми. Способность вращать глазами – редкий и высокоценимый талант.

Танцоры считают, что в песне проявляется их внутренняя красота, и они становятся желанными для женщин. Женщины выказывают свое предпочтение еле заметными движениями рук и взглядами. Кажущееся равнодушие и отсутствие энтузиазма это лишь демонстрация скромности. Некоторые пары незаметно договариваются встретиться вечером наедине. Мужчины, которых не выберут в первый день фестиаваля, будут продолжать танцевать всю ночь.

Геревол продолжается 7 дней и 7 ночей. Это настоящее испытание на выдержку, в котором проверяется мужская сила.

Женщину племени Водабе нельзя увести против ее воли. Несмотря на это, поступок жены, бросившей своего мужа, может иметь фатальные последствия. Если муж ее поймает, он потребует ее возвращения. В случае отказа, часто случаются битвы, иногда до смерти. Поэтому надо тщательно продумать, как можно увести жену и при этом сохранить себе жизнь. Влюбленным надо суметь уйти незамеченными.

https://youtube.com/watch?v=4_kJ7GJPBq8

После праздника жизнь Водабе возвращается в прежнее русло. Торжество заканчивается, и возобновляется борьба за выживание и красоту.

Племя химба – самое красивое в Африке

Дикие племена Африки мало заботятся о своем внешнем виде, но только не химба. Женщины невероятно красивы: высокий рост, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица. Они часто носят на головах большие емкости, поэтому обладают грациозной осанкой.

По внешнему облику жителей племени можно судить о социальном положении: замужние девушки сооружают конструкции, похожие на короны, женатые мужчины – тюрбан. Девочки обладают длинными волосами, заплетают их в косы и оборачивают вокруг головы.

Численность – до 50 тыс. чел., проживают на севере Намибии в пустыне. Вода в племени – большая ценность, поэтому химба не моются. На тело наносят специальную красно-оранжевую смесь, которая придает телу нежный аромат, поглощая неприятные запахи.

Дети обучены счету и совсем немного английскому языку. Главный в племени – старейшина. Он заключает браки, проводит ритуалы и церемонии у священного огня. После вступления в брак, жена переезжает к мужу.

Живут химба в конусообразных хижинах, имеется только спальное место. Рано утром женщины доят коров, а мужчины их пасут. Кочуют только представители сильного пола племени со скотом, а матери с детьми остаются в поселении.

Население Африки

На африканском континенте проживает около одного миллиарда двухсот тысяч человек. Плотность в среднем составляет 30 человек/км2. Но по природно-географическим и историческим причинам население распределено крайне неравномерно.

Самыми густонаселенными являются острова, территориально входящие в состав континента:

  • Маврикий,
  • Реюньон,
  • Сейшельские,
  • Коморские.

Здесь плотность населения варьируется от 200 до 500 человек/км2. Также в пределах двухсот человек на км2 — в восточных государствах (Руанде, Бурунди). Большое количество человек сосредоточено в долинах рек, на побережье и в оазисах. Меньше всего населения находится в Сахаре, Намиб и Калахари и составляет от 1 до 5 чел/км2.

Жители региона представлены двумя основными расами:

  1. Европеоидной. На севере она представлена арабским населением, на юге — бурами и англоюжноафриканцами.
  2. Те, кто живет к югу от Сахары, представляют негроидную расу.

Здесь обитает до 8000 этносов. Не учитывая арабские территории, эти народности относятся к нигеро-кордофанской и афрозийской языковым семьям.

В большинстве стран государственным остается язык бывших метрополий:

  • английский — в 19 странах,
  • французский — в 21 стране,
  • португальский — в 5 странах.

Африка является регионом с высоким уровнем рождаемости. Средний по региону ежегодный естественный прирост населения равен трем процентам.

Страны с наивысшими показателями рождаемости:

  • Сомали,
  • Уганда,
  • Чад,
  • Мали,
  • Нигер.

При этом на континенте очень высокая смертность младенцев до года. Средняя продолжительность жизни равна 50 годам, при этом в районах к югу от Сахары жители детского возраста доминирует над пожилыми людьми. В большинстве стран преобладает женское население, особенно в сельских местностях. На севере, в арабских странах, число мужчин порой превышает женщин.

Бушмены

Самое известное, с давних времен, у европейцев африканское племя — это бушмены. Название племени состоит из английских «bush» — «куст» и «man» — «человек», однако так называть представителей племени опасно — это считается оскорбительным. Правильнее именовать их «сан», что на языке готтентотов означает «чужой». Внешне бушмены несколько отличаются от других племен Африки, у них более светлая кожа, а губы более тонкие. К тому же они единственные, кто употребляет в пищу личинки муравьев. Блюда их них считаются особенностью национальной кухни этого народа. Уклад общества бушменов также отличается от общепринятого у диких племен. Вместо вождей и колдунов саны выбирают старейшин из числа наиболее опытных и уважаемых членов племени. Старейшины руководят жизнью народа, не пользуясь при этом никакими преимуществами за чужой счет. Надо отметить, что бушмены также верят в загробную жизнь, как и остальные африканские племена, однако у них отсутствует культ предков, принятый у остальных племен.

Помимо прочего, у санов редкостный талант к рассказам, песням и танцам. Музыкальный инструмент они могут сделать практически их всего. Например, встречаются луки, натянутые с помощью волос животных или браслеты, сделанные из высохших коконов насекомых с камешками внутри, которые используются для отбивания ритма во время танца. Практически все, кто имеет возможность наблюдать музыкальные эксперименты бушменов, стараются записать их с целью передать будущим поколениям. Это тем более актуально, что нынешний век диктует свои правила и многим бушменам приходится отступать от вековых традиций и идти рабочими на фермерские хозяйства ради обеспечения семьи и племени.

Это очень небольшое количество племен, проживающих на территории Африки. Их так много что описать их все понадобится несколько томов, но каждое из них может похвастаться уникальной системой ценностей и образом жизни, не говоря уже о ритуалах, обычаях и костюмах.

Пигмеи

Это настоящие «знаменитости» Африки, которых упоминал ещё Аристотель. Причины такой популярности неудивительны — эта народность характеризуется самым низким ростом из всех возможных не только в Африке, но и на всей планете. Средний рост взрослого пигмея — 140-141 см., что равняется росту ребёнка любой другой народности.

Все пигмеи находятся в тропических лесах — образ жизни на открытой местности для них невозможен. Есть теория, что ранее пигмеи населяли Западную и Центральную Африку так же, как и все остальные народности, но были вытеснены в леса более сильными соперниками. Из-за этого сейчас среди пигмеев в процентном соотношении меньше всего оседлых представителей народности.

Примерная численность этой народности — 280 000 и все эти расселены в виде племенных общин по влажным тропическим лесам континента. Своего языка пигмеи не имеют — он был утрачен задолго до времён исследования миссионерами, потому для общения они используют языки других народностей. Основные верования — магический мистицизм, а точнее лесные духи, к которым пигмеи с древних времён обращались за помощью во время охоты.

Основные занятия и социальный строй

Пигмеи — лесные жители, потому всё необходимое они находят в местах своего обитания. Представители этого народа — охотники и собиратели, традиционные для Африки земледелие, скотоводство и ремёсла они не практикуют. Исследователи пигмеев ещё очень давно отмечали невероятную миролюбивость пигмеев — в конфликты их представители вступали только в случае необходимости и даже охотились так, чтобы уничтожать фауну только для удовлетворения своей потребности в пище.

Низкий рост народа обусловлен врождённой карликовостью. Низкий рост не мешает пигмеям вести полноценную деятельность, охотиться и соперничать за территории. Сейчас, в современности, существуют даже оседлые пигмеи, которые перебрались из самих лесов на их границы и в целом комфортно чувствуют себя среди изменившейся Африки.

Несмотря на полное отсутствие ремесла у пигмеев, они используют стрелы с металлическими наконечниками. Это стало возможным, когда они вступили в торгово-бартерные отношения с народностью банту, у которых были навыки обработки металлов. Примечательно, что пигмеи благодаря своим особенностям расселения обошли и другие типичные для племенных общин этапы развития — обработку камня и добычу огня. Последним навыком пигмеи овладели относительно недавно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector