Костел святой троицы в гервятах

История

Храм был заложен в 1449 году Николаем Немировичем, который тогда же назначил храму обеспечение от своих имений (право на это обеспечение позднее упоминается и в завещании Немировича в 1471 году). Освящен между и . Церковь сохранила свою изначальную структуру до настоящего времени. Bo второй половине XVI века по приказу Николая Радзивилла Чёрного был приспособлен под кальвинистский собор. В 1641 году возвращён католикам. Во время русско-польской войны в середине XVII века был сильно повреждён. После подавления польского восстания 1863 года, как и многие другие католические церкви на территории современной Белоруссии закрыт и в 1868 году переделан под православную церковь. После перехода Ишкольди в состав Польши в 1918 году возвращён католикам. В 1969 году вновь закрыт советскими властями. В 1980-х реставрирован и с тех пор по сей день открыт и используется как католический храм.

Гервяты

Гервяты – агрогородок Беларуси с населением чуть более полутысячи человек. Находится деревня примерно в 170 км от Минска, но все манит и манит к себе туристов со всей страны и зарубежья. «Виновником» такого сильного внимания к обычному агрогородку является очень необычный и в своем роде уникальный храм – костел Святой Троицы (1903 г.).

Костел один из самых высоких храмов Беларуси – у него идет извечный «спор» о максимальной высоте с храмом в Видзах. Высота колокольни в Гервятах – 61 м. Кроме того, Троицкий костел в Гервятах – прекрасный пример неоготики в архитектуре Беларуси. При строительстве этого храма создатели учли все правила и нормы готического стиля.

Интерьер храма выглядит также светло и сдержанно, как и его внешний облик. Отсутствие мелких элементов и обилия декора позволяет максимально прочувствовать масштабы здания. Однако от пытливого взгляда туриста не ускользнут искусные кованые детали или витражи из цветного стекла, входные ворота из металла. Внешний вид храма надолго остается в памяти гостей – настолько необычно и даже экзотично он смотрится в небольшом агрогородке.

Интересен и сам процесс создания храма в 1899-1903 годах. Ранее в деревне находился деревянный костел (1536 г.), однако он пришел в негодность, и на его месте решили построить новый храм. Для возведения нового костела в Гервятах неподалеку от деревни построили даже временный кирпичный завод, который поставлял строителям высококачественный кирпич. Неподалеку добывали и известь, а укрепляли известковый раствор… куриными яйцами. Их ежедневно тысячами собирали по всей округе для создания будущей святыни.

Особую привлекательность святыни придает и благоустроенная территория возле храма. Под лучами солнца можно наслаждаться красотой ландшафта, ухоженными клумбами и декоративными растениями в саду. Экскурсии в Гервятах непременно задерживаются на прилегающей к костелу территории у небольших скульптур апостолов, присаживаются на лавочки, любуются фонарями и малыми архитектурными формами.

К великой радости сельчан и историков на облик костела существенно не повлияли ни смены власти в первой половине XX века, ни войны. Сегодня в храме проводятся не только богослужения, но также конференции и концерты органной музыки. Старинный орган был разработан специально с учетом потрясающей акустики в храме и звучит просто восхитительно.

После костела туристов в деревне также может привлечь водяная мельница XIX века в «немецком» стиле фахверк. Сегодня в ее помещении находится кафе. Такое удачное сочетание пункта питания и исторического объекта очень нравится всем гостям деревни.

Усадьба Троице-Лыково

Троице-Лыковым называется поселение на высоком берегу реки Москва, где располагаются бывшая дворцовая деревня с Успенской и Троицкой церквями. История Троице-Лыкового поместья тесно связана с царской фамилией.

В 1610 году хозяином села стал боярин Борис Лыков-Оболенский, зять московского патриарха Филарета, который стал отцом первого русского самодержца из семьи Романовых — Михаила Федоровича. Согласно записям церковных книг 1646 года, в поселении проживало 27 человек. С 1690 года имение перешло во владение рода Нарышкиных. Сначала усадьбой управлял Мартемьян Кириллович, дядя Петра I, затем его брат Лев. После 1749 года деревня принадлежала статс-даме Е. И. Разумовской (в девичестве Нарышкиной). Екатерина Ивановна доводилась троюродной сестрой императрице Елизавете Петровне.

В 1804 году село, которое населяли 339 человек, выкупило семейство потомственных дворян Бутурлиных. В 1876 году поместье приобретает купец 1-й гильдии С. И. Карзинкин — известный московский продавец чая. Супруга предпринимателя Юлия устраивает в главном здании имения странноприимный дом, а в феврале 1917 года передает поместье Свято-Троицкой общине.

После прихода к власти большевиков усадьба в Троице-Лыково была переоборудована в санаторий, а позже здесь организовали рабфак для туркменских активистов. В 50-х годах прошлого века в усадьбе размещалось суворовское музыкальное училище. В городскую черту Москвы деревня перешла в 1960 году, однако до нынешних дней сохраняет сельский облик. Всего в 200 метрах от оживленных городских улиц располагается патриархальный дачный поселок.

7. Могилев. Костел Святого Станислава

Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». 

Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».

Достопримечательности рядом с Костелом Святой Троицы

Проехав 11 километров, можно наблюдать первую атомную электростанцию Беларуси. Несмотря на всю масштабность строительства, после ввода в эксплуатацию эта электростанция станет лишь второй по мощности в стране, уступая Лукомльской ГРЭС, работающей в основном на природном газе.

Кроме того, в городе располагалась панская усадьба рода Домейко. К сожалению, она не сохранилась в первозданном виде, зато туристы могут осмотреть некоторые хозпостройки и пройтись по оставшимся частям парка.

Еще одна достопримечательность агрогородка – немецкое кладбище. Оно сохранилось со времен Первой мировой войны. В основном здесь хоронили немецких солдат, которые не выдержали натиска. Это довольно противоречивый памятник, редкий для Беларуси.

Рядом с костелом располагается интереснейший объект туристического показа – водяная мельница XIX века. Примечательно, что основательный подход, качественные материалы и удачная конструкция позволили сохранить стены здания в практически первозданном виде, чего не скажешь о крыше и внутреннем дизайне. Сегодня сюда можно заехать на обед в аутентичное кафе.

Город Гервяты хоть и считается маленьким по меркам Беларуси, но те, кто запланировал такое путешествие, точно не останется разочарованным. Городок хранит свою историю с бесчисленными памятниками и объектами, которые так привлекают любителей экскурсионных туров.

Фото: pbs.twimg.com, car-rent.by, cs5.pikabu.ru

Архитектура

Прямоугольный в плане основной объём накрыт высокой двускатной крышей, пятиугольная апсида более низкой. Интерьер разделён 4 столбами на 3 коротких нефа. В результате многократных перестроек в течение XVII—XX вв. художественно-декоративное убранство внутри памятника изменилось.

Архитектурная композиция храма является интерпретацией среднеевропейских готических форм. Троицкий костёл не имеет возвышенной вертикальной композиции, богатого скульптурного оформления, характерных для готической архитектуры Западной Европы. Кажется массивным, но его своеобразная скульптурная пластика, без использования прямых линий, грациозная пропорция стен контрфорсов, стремительная динамика щита крыши не вызывают сомнений в его готическом характере. В этом памятнике более четко изображена белорусская церковная готика. Размеры храма — 26,4×13,5 м.

В своей архитектуре Троицкий костёл почти полностью повторяет Святодуховскую церковь в Кодене, но в отличие от неё имеет не полукруглую, а гранёную апсиду, также круглая башенка с витыми лестницами примыкает не в северо-западном, а в северо-восточном углу католикона.

[править] История

Раньше считалось, что католический приход в Гервятах был создан в или 1526 году. Теперь же известно, что в действительности приход основан 7 февраля 1536 года виленским епископом Яном (внебрачный сын Жигимонта I). Однако ещё до официального создания прихода в 1535 году завершено строительство деревянного костёла, освящённого под именем святого Иоанна Крестителя, Георгия и Николая. Также была посроена отдельностоящая деревянная звоница.

В 1621 году виленский епископ Евстафий Волович основал новый деревянный храм, построенный на месте прежнего. Новый храм освящён в 1625 году под именем Святой Троицы. В 1736 году храм был реконструирован стараниями епископа Михала Яна Зеньковича (белор. Міхал Ян Зянковіч).

В 1896 году новым настоятелем прихода стал молодой и энергичный священник Владислав Ольшевский (белор. Уладзіслаў Альшэўскі), который сразу же начал подготовку нового костёла, на этот раз каменного. В 1898 году губернский архитектор Алексей Полозов (он же автор костёла Вознесения Девы Марии в Прозороках) создал проект трёхнефовой святыни из кирпича, который был утверждён Виленским строительным комитетом в апреле 1899 года. 20 мая того же года началось строительство.

В 1900 году архитектор по желанию верующих изменил архитектурный проект строящегося храма, сделав его более высоким и величественным, а также из красного кирпича, который производился на специально построенным неподалёку кирпичном заводе. Позднее в проект также вносились небольшие изменения инжинером Игнатием Альшевским (родной брат настоятеля) и художником Антонием Калиновским, в основном в области декора храма.

Основные средства на строительство храма предоставили Вацлав Домейко и его мать Анеля Нарушевич (надмогиль представителей родов Домеек и Нарушевичей находятся позади храма), который являлись собственниками Гервят, а также Станислав Поплавский. Большие средства также были собраны простыми прихожанами храма.

Строительство было завершено летом 1903 года, крест был установлен на высоте 50 метров, что делает храм одним из самых высоких в Беларуси. 8 сентября 1904 года костёл был освящён под прежним названием. Красота нового храма, а также скорость его строительства вызвали недовольство царских властей, которые добились перевода настоятеля Владислава Ольшевского на другой приход, также он был оштрафован на 100 рублей за якобы несогласованный с властями сбор пожертвований на строительство храма.

Гервятский костёл был одним из немногих католических храмов, который продолжал действовать в советское время. 5 июля 1936 года свою примицийную мессу в церкви отслужил будущий Виленский архиепископ Юлиёнас Степонавичюс, который был прихожанином прихода и уроженцем соседней деревни Мицюны. В 1950 году был арестован и сослан в лагеря настоятель храма Станислав Ходыко (белор. Станіслаў Хадыка). После освобождения Станислав Ходыко в 1956 году вернулся в Гервяты и служил тут до своей смерти в 1978 году. В 1970-х годах храм получил статус архитектурного памятника. После смерти Станислава Ходыки в храме служил Юзеф Заневский, ставший в последствии настоятелем кафедрального собора Непорочного Зачатия в Москве.

В 2000-х годах была проведена реконструкция храма, а прилегающая территрия превращена в цветущий парк. Перед храмом создана площадь «Сад апостолов» с фигурой архангела Михаила в центре и фигурами 12 апостолов. Церковь является важным туристическим объектом и находится на туристическом маршруте «Костёлы Вилейского края» (Ошмяны — Гудагай — Островец — Ворняны — Михалишки — Гервяты — Солы — Сморгонь).

В настоящее время в Гервятах живёт большое количество людей, родным языком которых является литовский. В связи с чем Гервятский костёл является одним из немногих в Беларуси, где регулярно проводится богослужение на литовском языке.

История

Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.

В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.

Территория вокруг костела, April. B

Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.

Архитектурные особенности костела

В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом

Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны

Архитектура потолков костела, samike

Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.

При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны

samike

Архитектура церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Первое же, что приходит в голову при взгляде на церковь Троицы в Никитниках, — как она не похожа на храмы, которые строили на Руси прежде! Куда делся аскетизм? Словно кто открыл окно, и ворвался праздничный вихрь красок. Ярко-красные стены, украшенные белокаменными резными наличниками и увенчанные зелеными крышами и главами над рядами цветных кокошников, — эти формы и эти цвета надолго стали образцом для архитекторов.

Не всем, впрочем, пришелся по душе этот праздник — узорочье приходило в Россию в непростой борьбе с консерваторами, говорившими об «обмирщении» храмовой архитектуры. В их доводах было рациональное зерно: действительно, все эти кокошники, теремки, килевидные бочки, гульбища — наследие гражданской архитектуры, богатых княжеских и боярских хором. Те, как правило, строились в дереве; узорочье смело перенесло эти художественные решения в камень.

Композиция Троицкой церкви сложна, но в основе ее лежит традиционный для русских храмов четверик. К нему с разных сторон примыкают другие элементы здания — два выделенных внешне придела, алтарная часть, трапезная и колокольня. Слитность всего сооружения обеспечивает двухъярусная галерея, оживляющая юго-западный фасад храма рядами одиночных арок внизу и двойных овальных, в тон аркам, проемов вверху. В северной части галереи — вход на колокольню, кровля его как раз приходится под ярус звона, создавая смелую и красивую асимметрию с нисходящими линиями входа собственно в верхний храм. Его крылечко тоже «позаимствовано» из гражданской архитектуры — такие часто можно видеть в палатах XVI века; в XVII столетии прием уже активно используется в церковном зодчестве.

Строителям московской церкви Святой Троицы в Никитниках удалось необыкновенно точно уловить соотношение пропорций, ни разу не перейдя ту грань, за которой причудливое сочетание вертикальных и горизонтальных объемов и формообразующих линий становится бесформенным, избыточным, безвкусным. Тяжеловесность подклета и галереи сводится на нет разно высотными вертикалями крыльца, приделов, колокольни, пятиглавия. Главный четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и углублений. Эффектная игра светотени дополняет общее декоративное оформление Троицкой церкви.

Саша Митрахович 18:53

Архитектура Костела Святой Троицы

К сожалению, место для костела было выбрано совсем неудачно, т.к. грунтовые воды постоянно размывали его фундамент. Чтобы предотвратить трагедию, строители повернули русло здешней реки. Это привело к возведению одного из высочайших храмов Беларуси – 64 метра.

Его шпиль венчает 6-метровый крест. Костел удивляет туристов наличием  большого числа готических элементов, поэтому с виду он похож на собор Парижской Богоматери. Некоторые подмечают, что как только костел осветили, он ни разу не закрывал своих дверей.

Новые внутренние двери представляют собой массивные и вместе с тем изящные ворота ажурной ковки. Туристы удивляются сочетания простоты и сдержанности интерьера, ведь тут вы не заметите привычной пылкости сооружение. Высота конструкции придает зданию особую атмосферу, которую дополняет старинный орган.

Полы здесь покрыты керамической плиткой, но она также имеет свои особенности. Плитку делали под заказ, чтобы она выполняла специальные акустические функции.

[править] Источники

  1. C.Jankowski. Powiat oszmiański. — St. Petersburg, 1896-1900.
  2. Jan Kurczewski. Biskupstwo Wileńskie. — Wilno, 1912.
  3. Порядок богослужения для духовенства римско-католического Виленской епархии на 1878, 1885, 1895, 1929, 1937 гг. // Rocznik informacyjny diecezji Grodzieńskiej. — Grodno: 2005.
  4. Materiały do dziejów sztuki sakralnej na ziemiach wschodnich dawnej Rzeczypospolitej. // Kościoły i klasztory rzymkatolickie dawnego województwa Wileńskiego. — Kraków: 2005. — Т. I.
  5. Гервяты // Туристская энциклопедия Беларуси / редкол. Г. П. Пашков ; под общ. ред. И. И. Пирожника. — Мн., 2007.
  • Аляксей Яроменка. Каталіцкія святыні Астравеччыны // Наша вера. — Мінск: 2013. — № 1 (63). — С. 47-49.
  • Страница прихода на официальном сайте Католической церкви в Беларуси (бел.)
  • Информация на globus.tut.by (рус.)
  • Информация на radzima.org (бел.) (рус.) (польск.)

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря — праздник почитания Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.

Вечернее богослужение перед Троицей открывает престольный праздник. Во время вечерней службы идет чтение умилительных молитв Василия Великого, в это время христиане исповедуют грехи и просят помилования, дарования Духа Святого, вспоминая в молитвах усопших близких.

Интересно! На пятидесятницу храм украшается зелеными ветвями и цветами, прихожане так же стоят на богослужении с цветочными букетами.

Гервяты. Троицкий костел

Красота — понятие субъективное. Но это не мешает костелу в Гервятах неофициально считаться самым красивым в Беларуси. При знакомстве с неоготическим сооружением сложно не восхититься и не «залипнуть» на минутку-другую, восхищаясь симметрией и выверенностью форм. Жители Гервят еще до начала строительства явно догадывались, что храму суждено очаровывать не одно поколение белорусов, и ответственно подошли к вопросу. Для возведения костела в деревне специально построили кирпичный завод, а черепицу для крыши заказали в Германии. Средства на новый храм собирали всем миром — не остались в стороне и представители рода Домейко, тогдашние владельцы Гервят. Масштабное строительство завершилось к 1903 году. Уже в наше время силами ксендза Леонида Нестюка вокруг костела был разбит роскошный ландшафтный парк с фигурами апостолов и редкими декоративными растениями.

Рассказываем о храмах в Гервятах, Солах, Островце, Сморгони, Михалишках. Все костелы можно посетить за один день. Смотрим!

Так интереснее

Если вы передвигаетесь на общественном транспорте, то в Минске вам надо будет сесть на дизель Минск-Гудогай. Он отправляется рано утром в 6 часов 10 минут. Добравшись до Гудогая, вам надо будет пересесть на автобус до Островца. От него идет автобус до деревни Ворняны. Но лучше сесть на тот, который привезет вас сразу в Гервяты, чтобы не делать лишнюю пересадку.

Несомненно, путешествие на своем автомобиле комфортнее. Но зато, сколько всего интересного просто пролетает мимо нас. Может быть стоит преодолеть километры до деревни Гервяты своим ходом, чтобы с чувством полного удовлетворения насладиться величественной архитектурной постройкой. Кстати, заходить в католический храм можно в любой одежде и без головного убора. Так что женщины смогут насладиться внутренним убранством, даже если не захватили с собой платок.

Как добраться самостоятельно к Храму Живоначальной Троицы в Никитниках:

Неподалеку от церкви, в Китайгородском проезде, останавливаются троллейбусы №№2, 12, 23 и автобус № 12ц (остановка «Станция метро „Китай-город“»). Впрочем, учитывая загруженность центра Москвы, проще и удобнее добираться до храма на метро. Выход со станции «Китай-город» Таганско-Краснопресненской линии на улицу Варварку (переход с одноименной станции Калужско-Рижской линии) или со станции «Лубянка» Сокольнической ветки. От метро пешком — не более двухсот метров. Следует пройти по Старой площади мимо пропускных пунктов Администрации Президента, первый поворот налево в Никитников переулок. Можно зайти с Варварки, через Ипатьевский переулок, но КПП на этом проходе бывает закрыт.

Для автомобилистов: парковка в центре Славянской площади платная. В будние дни найти бесплатное место в окрестностях можно только случайно.

Ивенец. Костел Святого Михаила Архангела

Местные жители называют барочный храм Святого Михаила «белым» — в противовес «красному», более молодому неоготическому костелу Святого Алексея, расположенного неподалеку. Белый костел в Ивенце был построен в 40-е годы XVIII века при действующем монастыре францисканцев. За свою долгую историю он испытал, множество пертурбаций, характерных для католической архитектуры западной Беларуси. Был передан Православной церкви после восстания Кастуся Калиновского, возвращен католикам «за польскім часам», отдан под хозяйственные нужды при Советах. Печальная участь постигла двух монахов местной францисканской общины во время Великой Отечественной войны: Иосиф Ахиллес Пухала и Герман Стэмпень были казнены фашистскими захватчиками. Позже их причислили к лику 108 блаженных польских мучеников.

Месторасположение храма

Храм Живоначальной Троицы находится в восточной части села на возвышенном берегу реки Москва. Сам дачный поселок располагается между Серебряным Бором и городским районом Строгино. Почтовый адрес церкви: г. Москва, район Строгино, ул. Одинцовская, дом 24Б.

Как добраться

Чтобы побывать в Троицком соборе, следует по Таганско-Краснопресненской ветке Московского метрополитена доехать до станции «Щукинская». Из метро подняться на улицу Маршала Василевского к памятному бюсту советского военачальника. В 70 метрах отсюда находится остановка автобуса №137, который ходит каждые 20 мин. Дорога займет 15 мин. От конечной остановки до храма нужно пройти 200 метров.

Можно доехать до станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии метро. Выйдя из подземки, нужно дойти по Строгинскому бульвару до Таллинской улицы и повернуть направо. Через 130 метров находится автобусная остановка. Маршрут №137 ведет в цели путешествия.

5. Боруны. Костел Святых Апостолов Петра и Павла

Асимметричный барочный костел в Борунах входит в состав бывшего монастырского комплекса базылиан — некогда важного центра униатства в Беларуси. История строительства монастыря и костела связана с чудотворным образом Матери Божьей Борунской

Cчитается, что в конце XVII века местный шляхтич Николай Песляк получил икону в дар от родственника и с ее помощью избавился от слепоты. Под впечатлением от чудесного исцеления он принял духовный сан, заложил храм и велел основать монастырь. Икона никогда не покидала костел в Борунах: сегодня она почитается как католиками, так и православными. А еще здесь прямо в костельной крипте бьет святой источник — +1 повод зайти внутрь, не ограничиваясь внешним осмотром. 

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.

Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам Святого Писания голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.

Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря Грузинской иконе Богородицы, ставшей святыней церкви. Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания. Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.

Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Так крепче

Искусствоведы не устают восхищаться им. Ведь эта величественная постройка, выполненная в готическом стиле, отличается безупречной симметрией. Изначально на том месте, где сейчас находится каменный костел в Гервятах, располагалось деревянное здание. Разрешение на его постройку было получено у епископа виленского Яна в 1526 году. Через несколько веков земли, на которых располагался деревянный храм, стали принадлежать князьям Домейко. Они же и начали возведение костела в Гервятах в 1899 году. Строительство велось качественно. Может быть, поэтому Костел в Гервятах выстоял в первую и вторую мировую войну. Даже орган сохранился. Хотя он был установлен еще в начале 20 века. Внешне костел в Гервятах тоже не изменился.

Новогрудок. Фарный костел Преображения Господня

Главный костел первой столицы Великого княжества Литовского расположен рядом с Замковой горой, что очень удобно для фотолюбителей: стоя на возвышенности, можно сделать десятки панорамных снимков здания.

Принято считать, что костел был построен по личному распоряжению князя Витовта в 1395 году. Спустя 27 лет в новогрудском храме король Ягайло венчался с Софией Гольшанской, своей четвертой женой — об этом событии напоминает мемориальная плита. В начале XVIII века здание было значительно перестроено согласно канонам популярного тогда сарматского барокко. В стенах отстроенного костела в 1799 году крестили поэта Адама Мицкевича.

Во время фашистской оккупации в Новогрудке были казнены 11 монахинь, организовавших в городе подпольную школу с обучением на польском языке. В 1990-е годы останки убитых были перезахоронены в каплице костела. Позже Иоанн Павел II причислил новогрудских мучениц к лику блаженных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector