Северный экономический район
Содержание:
Население
Средняя плотность населения составляет около 40 человек на 1 км2. Однако население размещено крайне неравномерно: около 90% его сосредоточено в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Здесь очень высокая доля городского населения — 87%. Это самый высокий показатель по стране.
Санкт-Петербург — не только крупнейший город района (более 5 млн жителей), но и его главный многофункциональный центр. Здесь концентрируются высококвалифицированные кадры рабочих и служащих, действует мощная система научных, проектно-конструкторских и опытноэкспериментальных институтов,вузов.
Санкт-Петербург — один из красивейших городов нашей страны. Его исторический центр (рис. 89) является объектом Всемирного культурного наследия, привлекающим большое число туристов из других районов России и из-за рубежа.
Природные ресурсы
Район довольно богат полезными ископаемыми, другими природными ресурсами. Условия подходят для проживания людей и разных животных, появления растительности. В потенциал территории входит множество ресурсов:
- лесные;
- водные;
- нерудные;
- энергетические;
- рекреационные.
В почвах есть залежи огнеупорной глины с высокой температурой плавления и пластичностью, известняков, фосфоритов и бокситов. Месторождения разработаны в Ленинградской и Новгородской области. Лесной комплекс имеет большое значение в ЭГП Северо-западного района. По плану здесь каждый год заготавливают около 200 млн кубических метров древесины. Но это не сказывается на массивах, так как вблизи городов их охраняют и не отдают в промышленность. Лесные заросли играют значительную рекреационную и водоохранную роль.
В рельефе Северо-западного района России много поверхностных и подземных водных ресурсов. Объем годичного стока полноводных рек составляет 124 кубометра. Есть и несколько крупных озер — Псковское, Ладожское, Ильмень, Чудское. Но сеть размещена неравномерно, из-за чего некоторые города ограничены в развитии водоемких производств.
Топливно-энергетических ресурсов мало. В качестве топлива и в сельском хозяйстве широко применяется почвенный торф. Его месторождения есть возле крупных городов. Добывают также горючие сланцы, которые используют как сырье в химической промышленности. Гидроэнергетический ресурсный потенциал приравнивается к 11,5 млрд киловатт в час. Но использование рек затруднено из-за характера рельефа. Все же от общего объема энергетики в год гидроэлектростанции вырабатывают 41,2%.
Рекреационные ресурсы в составе Северо-западного района уникальны. Здесь есть много исторических памятников, архитектурных достопримечательностей, природных ландшафтов, туристических зон, что считаются визитными карточками территории. Сложные климатические условия негативно сказываются на развитии сельского хозяйства. На сегодня распахано не более 18% почв. Высокая заболоченность, кустарность, большое количество валунов также не дают развернуть полноценную деятельность. Животноводство развивается благодаря большому количеству лугов и пастбищ.
Достопримечательности
В России только знаменитое «Золотое кольцо» может сравниться с Северо-Западом по числу замечательных исторических мест и архитектурных шедевров. Древнейшие русские города-музеи Новгород (859 г.), Псков (903 г.), Белозерск (862 г.), православные монастыри на Валааме и в Кириллове, деревянные архитектурные ансамбли Вологды и Кижей, пушкинские места в Тригорском и Михайловском — это лишь начало длинного списка мест, соблазнительных для путешественников.
Ярчайший бриллиант туристской коллекции Северо-Запада — Санкт-Петербург и его окрестности. Резиденции российских самодержцев такие разные и потому всегда такие привлекательные для туристов: Петродворец — грандиозностью и изумительными фонтанами, Павловск — изысканностью паркового ансамбля, Гатчина — парковыми озерами и схожестью дворца с рыцарским замком, Царское Село — роскошью Екатерининского дворца и Александровского парка, славой пушкинского лицея, Ораниенбаум — старинным тенистым парком и изящным «китайским» дворцом…
Природные условия и ресурсы
«Но наше северное лето — карикатура южных зим…» — писал Пушкин. И это совершенно справедливо в отношении Северо-Западного района. Короткое прохладное и дождливое лето в сочетании с малоплодородными подзолистыми, заболоченными почвами не благоприятствует развитию здесь земледелия.
Природные ресурсы района довольно бедны. Хозяйственное значение имеют лишь некрупные месторождения бокситов, фосфоритов и горючих сланцев, а также, как и везде на севере, имеются богатые залежи торфа. Район располагает значительными водными ресурсами. Здесь много крупных озёр, протекают полноводные реки (Нева, Волхов).
Экономико-географичекое положение
ЭГП — пограничное, окраиное. Оно в значительной степени отличается от других европейских районов: во-первых, положение в высоких широтах, что накладывает свой отпечаток на освоение территории и развитие ряда производств, во-вторых, приморское положение и возможность связей с европейскими странами через незамерзающие порты, в-третьих, более близкое положение к основным районам-потребителям сырья, что приводит к большему освоению.
С востока граничит с Западно-Сибирским экономическим районом, с юга с Волго-Вятским, Центральным и Северо-Западным экономическими районами. Также Северный экономический район граничит с такими государствами, как Норвегия и Финляндия.Северный экономический район является крупнейшей природно-ресурсная база Центральной России.
Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, Центрального европейского экономического района, Урала, северо-запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами.
Северо-Западный экономический район
Северо-Западный экономический район расположен на северной окраине Восточно-Европейской равнины, этим обусловлен в основном равнинный характер рельефа. Климат умеренно континентальный с теплым увлажненным летом и суровой многоснежной зимой. Почвы подзолистые и (в особенности на севере) болотные, малогумусные, требующие проведения мелиоративных мероприятий, большого количества удобрений для сельскохозяйственных работ. Лесные ресурсы
Значительная часть территории (около 30%) располагается в лесной зоне, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. На большей части района преобладают хвойные леса, юго-запад расположен в зоне смешанных лесов.
Водные ресурсы
Северо-Западный экономический район богат водными ресурсами – около 7 тысяч озер (в том числе Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское, Псковское), многочисленные реки (в том числе Нева, Волхов, Свирь). Ладожское озеро с площадью акватории 17,7 тыс. кв. км из пресноводных озер России уступает только Байкалу. Онежское озеро – 9,7 тыс. кв. км, Чудское и Псковское озера – 3,6 тыс. кв. км, озеро Ильмень – 1 тыс. кв. км. Несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств. Интенсивное водопотребление создало во многих населенных пунктах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и озер
В настоящее время в Северо-Западном экономическом районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия
Полезные ископаемые и нерудные ресурсы
Запасы полезных ископаемых Северо-Западного экономического района сравнительно невелики. Природные топливно-энергетические ресурсы практически отсутствуют, район обеспечивает свои потребности в нефти, природном газе и угле за счет завоза их из других регионов. Добыча торфа сосредоточена в основном в Новгородской области. Торф используется в качестве топлива для электростанций, а также в сельском хозяйстве.
Северо-Западный экономический район располагает большими запасами легкоплавких (месторождения в Новгородском и Боровичском районах Новгородской области) и огнеупорных глин (11 месторождений, в том числе крупные месторождения в Боровичско-Любытинском горнорудном районе и залежь Витцы). Значительны запасы известняков (Пикалевское, Сланцевское, Волховское месторождения в Ленинградской области, Окуловское месторождение в Новгородской области), используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве
В районе Бокситогорска добываются бокситы, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности. В районе Кингисеппа Ленинградской области располагается крупное месторождение фосфоритов (Кингисеппское месторождение фосфатных руд), имеющих экспортное значение
Кроме того, в Северо-Западном экономическом районе имеются значительные запасы гранита, мрамора, кварцита (Каарлахтинское месторождение в районе Приозерска), минеральных красок – охры, умбры, берлинской лазури (в районе Всеволожска), марганца, песка и другого сырья.
Хозяйство
Европейский север это поставщик сырья в расположенные южнее центральные районы страны и за её пределы. Поэтому в хозяйстве района главная роль принадлежит отраслям добывающей промышленности.
Ведущие отрасли промышленности Европейского севера это металлургия, топливная промышленность, лесная и химическая.
Черная металлургия
Металлургия использует железную руду с Курской Магнитной Аномалии и собственные руды, коксующийся уголь добывают в р. Коми.
На Европейском Севере всего один крупный металлургический комбинат, он расположен в г. Череповец. Здесь производится 1/6 российской стали и проката.
Комбинат расположен в Череповце, так как здесь проходит железнодорожная магистраль, по которой удобно привозить железную руду и вывозить готовую продукцию.
Цветная металлургия
Развита не так сильно, как черная. В Хибинах и в Архангельской области добывают медь, никель, алюминиевые руды. Центры выплавки меди находятся в Мончегорске, Архангельской области.
Дешёвая электроэнергия местных ГЭС способствовали строительству алюминиевых заводов в Кандалакше, Надвоицах.
Топливная промышленность.
Европейский Север пока не очень крупный поставщик нефти. Здесь добывается всего 5% нефти. Сейчас осваиваются месторождения на шельфе — нефтяное Приразломного и газоконденсатное Штокмановское.
Приразломное и Штокмановское месторождения на карте
Незначительна доля добываемого угля. Здесь расположен крупный Печорский бассейн, но пока он используется не на полную мощность из-за отсутствия железной дороги.
Лесная промышленность
Район занимает 2-е место в стране по объёму производста леса после. Здесь заготавливается треть древесины, производится половина всей бумаги.
Более половины запасов древесины в районе приходится на Республику Коми и Архангельскую область. Здесь сформировались крупные центры лесной промышленности.
Переработка древесины сосредоточена на крупных лесопромышленных комплексах — Архангельск, Сыктывкар. Целлюлозно — Бумажные комбинаты расположены в Котласе, Кондопоге, Сегеже.
Значительная часть древесины поступает на экспорт в необработанном виде.
Химическая промышленность
На Европейском севере развито производство апатитов. Их и переработка ведётся в Хибинах на Кольском полуострове. Это города Кировск и Апатиты. Апатиты используются для производства минеральных удобрений.
Экономико-географическое положение
Северо-Западный экономический район расположен в северной части Нечерноземной зоны , на Русской (Восточно-Европейской) равнине. Имеет общие внешние границы с Латвией, Эстонией, Белоруссией и Финляндией, имеет выход в Балтийское море через Финский залив, граничит с Центральным и Северным экономическими районами России.
По территории и численности населения Северо-Западный экономический район уступает большинству экономических районов Российской Федерации. Экономико-географическое положение района определяется, прежде всего, значением , как крупнейшего морского порта России на Балтийском побережье, второго по величине города страны, в котором сосредоточено 62% общего и около 70% городского населения Северо-Западного экономического района. Средняя плотность населения района значительно превышает среднюю плотность по России, доля городского населения превышает 80%.
Национальный состав населения однороден, доля русских составляет около 90%. На востоке проживают вепсы, на западе — ижорцы, карелы и водь (немногочисленные представители народов финно-угорской группы уральской семьи). В живут сету — православные эстонцы.
Северо-Западный экономический район занимает одно из ведущих мест в стране по уровню экономического развития.
Экономика[править | править код]
Северо-Западный федеральный округ объединяет 2 экономических района: Северный и Северо-Западный.
В СЗФО сосредоточено почти 72 % запасов апатитов, около 77 % — титана, 45 % — бокситов, 19 % — минеральных вод, около 18 % — алмазов и никеля России
Важное место в экономике округа занимает добыча нефти и угля
Основная добыча нефти и угля сосредоточена в республике Коми. Усинское и Возейское месторождения обеспечивают около 88 % добычи нефти в регионе. Основная добыча газа приходится на Вуктыльское месторождение, дающее 90 % газа федерального округа. Запасы нефти и газа имеются в Калининградской области, а также в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей.
Промышленность и сельское хозяйствоправить | править код
Доля округа в промышленном производстве России — около 12 %, в производстве сельскохозяйственной продукции — 6,2 %. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства округа:
- машиностроение, в том числе радиоэлектроника, приборостроение, судостроение
- топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля, сланцев, производство электроэнергии)
- заготовка и переработка древесины
- чёрная и цветная металлургия
- пищевая и легкая промышленности
- судостроение
- производство строительных материалов
- рыболовство и рыбопереработка
- электроэнергетика
- транспорт и логистика
Машиностроительный комплекс федерального округа включает в себя приборо- и станкостроение, электротехническое машиностроение и производство большого спектра оборудования для сельского хозяйства, судостроения и оборонного машиностроения. В округе расположены сборочные заводы таких крупных автомобильных марок как BMW, Ford, Nissan, Toyota, Infiniti. СЗФО занимает первое место в России по строительству морских и речных судов.
Крупнейшие предприятия СЗФО: ОАО «Северсталь», ОАО «Силовые машины», ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», ОАО «Илим-Палп», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «Апатит», Кольская горно-металлургическая компания, ОАО «Севкабель».
По объему добываемой рыбы округ уступает только Дальневосточному. В Баренцевом море ведется лов ценных рыб: трески, сельди, морского окуня и др. Переработка рыбы осуществляется рыбокомбинатами в Мурманске, Санкт-Петербурге и Калининграде.
Электроэнергетика округа включает в себя две атомных электростанции — Ленинградскую и Кольскую, крупные тепловые электростанции, гидроэлектростанции и множество мелких электростанций и котелен.
Транспортправить | править код
Высоко развита транспортная система округа, которая включает в себя все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный.
В округе находятся крупнейшие порты России — морской порт Санкт-Петербург, Мурманский морской торговый порт, Калининградский порт и Архангельский. Мурманский порт, в основном, связан с транспортировкой энергоресурсов, как из России, так и из других стран, в частности Норвегии, по Северному морскому пути.
Крупным железнодорожным узлом является столица округа — Санкт-Петербург, от которого берут начало магистрали на Калининград, Москву, Хельсинки, Минск, Киев и множество других городов, обеспечивая внешнеэкономические связи с другими федеральными округами России и другими странами.
Топливно-энергетическая база
Она слабо выражена в анализируемом регионе. На его территории сосредоточено недостаточное количество предприятий, занимающихся добычей торфа и горючих сланцев. Среди предприятий выделяется нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Ленинградской области. Но его функционирование осуществляется на подвозном сырье.
В регионе работает Ленинградская атомная электростанция, мощность которой составляет 4 млн кВт. Ленинградская гидроаккумулирующая станция (ЛенГАЭС) – гордость СЗФО.
Металлургический комплекс, функционирующий на территории СЗФО, только частично удовлетворяет потребности территории в металле, стальных и чугунных изделиях, прокате, крепежных изделиях, метизах, проволоке, конструкционном литье.
Из-за скудности сырьевой базы развитие в регионе цветной металлургии идет замедленными темпами.
Центральное место в агропромышленном комплексе имеет сельское хозяйство. Преобладает здесь мясное, молочное животноводство, а также льноводство. Недалеко от крупных городов сосредоточены свиноводческие, молочные, овощные, птицеводческие хозяйства. В Псковской области неплохо развито животноводство, зерновое хозяйство.
Структура экономики
Северно-Западный район России специализируется, в основном, на науке и услугах.Территориальная структура хозяйства Северо-Запада отличается чрезвычайно высоким уровнем экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области по сравнению с хозяйством областей Новгородской и Псковской, где велика роль аграрного сектора.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, занимающих менее 1/2 территории района, проживает 80% его населения, производится 80% промышленной и свыше 50% сельскохозяйственной продукции. Это обусловлено наличием здесь мощного индустриального, транспортного, культурного центра, бывшей столицы России Санкт-Петербурга. На его предприятиях трудится свыше 2,5 млн чел., выпускается продукция, имеющая спрос на российском и международном рынках. В последние десятилетия наблюдается перераспределение промышленности в пользу Ленинградской области, в которой нет ни одного крупного центра с населением свыше 100 тыс чел. и насчитывается всего семь городов с 50-тысячным населением. Строительство филиалов предприятий Санкт-Петербурга, производство цветных металлов в Тихвине и Бокситогорске, добыча и переработка сланцев и фосфоритов (Сланцы, Кингисепп), работа целлюлозно-бумажных комбинатов на севере области, установление торгово-экономических связей с Финляндией способствуют преодолению кризисных явлений в экономике и формированию единого рыночного пространства.
Новгородская область имеет выгодное транспортно-географическое положение. Возникновение Санкт-Петербурга сместило коммерческие связи к берегам Балтики и повлияло на последующее развитие хозяйства. Занимая свыше 1/4 территории района, Новгородская область сосредоточивает менее 1/10 населения. В последние десятилетия быстро развивается машиностроение — электротехника, приборостроение, химическое машиностроение, производство медицинских инструментов (Новгород, Старая Русса) и химическая промышленность — производство азотных удобрений, синтетических материалов (Новгород). Значительные запасы строительного сырья и лесных ресурсов способствовали созданию в области керамического и стекольного производства (Боровичи, Чудово, Большая и Малая Вишера), предприятий лесопиления, изготовления спичек (Чудово). Главными отраслями сельского хозяйства являются льноводство и молочно-мясное животноводство.
География
Раньше в основном транспорт осуществлялся речным транспортом. Следовательно, большая часть его истории и географии зависит от речной системы. Со стороны Санкт-Петербурга один маршрут идет на юг к Черному морю, а более короткий — к истокам Волги. Маршруты восток-запад — это Волга, Сухонский маршрут через центр, северный маршрут, параллельный арктическому побережью и Арктике. Северная Двина истощает центр и течет на северо — востоке в Белом море . На востоке река Печора течет с северо-запада на север в Арктику, а река Кама течет на юго-запад до излучины Волги у Казани.
Волго-Балтийский водный путь. Четыре озера — Ладожское, Онежское, небольшое Белое и Рыбинское водохранилище. Восточнее Белого — длинное Кубенское озеро.
Река Печора. Река Уса течет на запад от Урала и впадает в западную часть Печоры. Ижма течет на север , чтобы встретить изгиб Печора. Цильма встречает изгиб Печоры с запада.
Торговый путь от варягов до греков : (это была главная ось Киевской Руси ). От места Санкт-Петербурга (основан в 1703 г.) на восток вверх по Неве до Ладожского озера , на юг вверх по реке Волхов мимо Старой Ладоги до Новгорода (основан в 860 г. или раньше), на юг через озеро Ильмень и на юг вверх по реке Ловать . От Ловатьского волостного перевала до верховья Западной Двины , переправы на верховья Днепра и на юг до Киева и Черного моря. Из волостей вокруг Ловать можно было ехать на запад по Западной Двине в Ригу или на восток в верховья Волги.
Волго-Балтийский водный путь : Финский залив, река Нева до Ладожского озера, затем на северо-восток вверх по реке Свирь до Онежского озера , на юго-восток вверх по реке Вытегра , волостный перевал, вниз по реке Ковжа до озера Белое и на юго-восток вниз по реке Шексна до Рыбинска у р. самая северная точка реки Волги. Сегодня весь маршрут канализирован, а нижняя Шексна входит в состав Рыбинского водохранилища . Канал Северная Двина разветвляется на северо-восток к реке Сухоне (следующий участок).
Сухонский маршрут и Великий Устюг: этот маршрут пересекает центр по рекам Сухона и Вычегда, которые сливаются у Великого Устюга и соединяют Новгород с рекой Кама и Казань. Из Великого Устюга можно идти на запад вверх по Сухоне, на восток вверх по Вычегде, на северо-запад по Северной Двине к Белому морю или на юг вверх по реке Юг и вниз по реке Унжа к Волге и Казани. От верхней Шексны к югу от озера Белое, перевал на? по реке и ниже по течению до Кубенского озера . (Сейчас это канал Северная Двина . Вологда находится к югу от озера Кубенское.) От Кубенского озера на восток на северо-восток вниз по реке Сухона примерно 400 км до Великого Устюга, где с юга впадает река Юг . Река теперь носит название Северная Двина и течет примерно в 60 км к северо-востоку до современного города Котлас, где река Вычегда впадает с востока. От Котласа на восток не менее 400 км вверх по Вычегде до ее истоков к западу от Урала. Отсюда волоком на север к Печоре или на юг к Каме, оба из которых ведут к перевалам через Урал.
Северный путь Восток-Запад: это была основная ось расширения Новгорода. Он огибает юго-восточную сторону Белого моря, а затем переходит в Печору. Онежское озеро, на востоке вверх по реке Водла , волок в бассейн реки Онега, на востоке через это, волок, вниз по Северной Двине в Холмогоры вблизи Белого моря, на востоке вверх по реке Пинега , волок к Кулойскому и с севером на Мезень залив из Белое море. На восток вверх по реке Пёза, волостный перевал , вниз по реке Цилма до западной части Печоры.
Река Печора и переправы через Урал 1. С северного маршрута с востока на запад вверх по западной части реки Печора , вверх по реке Уса , через легкий перевал Камень через Урал и вниз по короткой реке Собь до нижнего течения Оби. . 2. От средней Печоры вверх по реке Щугор через любой из двух Уральских перевалов и вниз по Северной Сосьве до Оби. 3. От верхней Печоры, через Урал и вниз по реке Пелым . 4. От верховьев Вычегды до рукавов верхней Камы , через Средний Урал и вниз по рукавам реки Тавда до Тобольска на Оби.
Маршруты Север-Юг: 1. С северо-востока Казани вверх по реке Кама , перевал на Печору или Вышегду. 2. От Казани вверх по Волге мимо Нижнего Новгорода до места поворота реки с востока на юг, на север вверх по реке Унжа , волостная дорога, вниз по реке Юг до Великого Устюга. 3. От средней Вычегды на север вверх по реке Вымь , волост, на восток вниз по реке Ухта , на север вверх по реке Ижма до Печоры. 4. Из Москвы один маршрут пролегал на северо-запад вверх по Москве-реке в Волоколамск и вниз по рекам Лама и Шоша к Волге. Он был заменен нынешним Каналом Москвы дальше на восток.
Проблемы развития
Быстрое освоение территории привело к возникновению большой антропогенной нагрузки на биологическую среду. Появился дефицит воды, так как ее ресурсы в некоторых местах иссякли, в крупных городах сильно загрязнились
Из-за экологических проблем большое внимание уделяется проведению мероприятий по охране природы.
Сельскому хозяйству государство практически не уделяет внимания и поддержки. Без этой помощи производительность труда в этой сфере не сможет достигнуть требуемого уровня. Район стал единственным выходом России на западный рынок, но он недостаточно для этого обустроен. Морской порт нуждается в реставрации.
Непроизводственную сферу также нужно расширять, что поможет появиться новым представителям малого и среднего бизнеса. Отечественный и международный туризм, совершенствование пропускной способности транспорта улучшат экономическое состояние района.
Хотя Северо-Западный регион продолжает развиваться, ему необходима финансовая помощь со стороны государства. Даже описание многочисленных достопримечательностей не может привлечь много туристов, но миграция населения возможна при расширении промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.