Дворец белосельских-белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века

В 1884 году Александр III дарит особняк своему брату Сергею Александровичу по случаю свадьбы с Елизаветой Гессен-Дармштадской, в дальнейшем Елизаветой Федоровной.

Они въезжают в особняк и даже делают кое-какие переделки по проектам известного зодчего Р. Ф. Мельцера. Дворец начинают называть Сергиевским.

Однако, вскоре, в 1891 году хозяин особняка получает пост генерал-губернатора Москвы и, с тех пор, супружеская пара приезжает во дворец изредка.

В 1905 году, после покушения на генерал-губернатора, Елизавета Федоровна принимает постриг и передает дворец родственнику великого князя Дмитрию Павловичу. Новый хозяин особняка являлся известной личностью того времени.

Началась мировая война и Дмитрий Павлович передает здание в распоряжение Англо-Русскому военному госпиталю. Пять самых больших залов было отдано для нужд фронта.

После покушения на Распутина, когда заговорщики были схвачены, дворец служил местом их временного «заточения». В 1917 году хозяин дворца был выслан из страны, и это спасло ему жизнь. Это один из немногих Романовых, спасшихся после пролетарского террора.

Незадолго до революции особняк приобретает банкир и предприниматель Стахеев. Смелый человек, однако, этот Стахеев – не побоялся покупать дворец с загадочными явлениями.

Еще можно удивляться, куда смотрело «маркетинговое агентство» банкира перед покупкой, да и сам банкир. Неужели не видели, что творится на революционных улицах Петрограда — покупать особняки в пролетарском городе, самое время…

Дворец Белосельских-Белозерских – центр светской жизни города

Особняк сразу становится центром культурной жизни Санкт-Петербурга. Здесь часто устраиваются балы и литературные вечеринки. На регулярных вечерних концертах играют Ференц Лист и А. Рубинштейн. Говорили, что их послушать приходил сам П. Чайковский.

Император с удовольствием проводил вечера за партией в вист, в то время как государыня самозабвенно плясала в Зеркальном зале. Она слыла безудержной любительницей танцев и царю приходилось идти на ухищрения, чтобы выманить ее из танцевального зала.

Лишь, когда оркестровая ложа полностью пустела, государыня начинала понимать, что бал на сегодня закончен и пора сказать «спасибо» хозяевам за прекрасный вечер. Могла ли она знать, что вскоре хозяйкой дворца станет она сама…

Князья Белосельские-Белозерские имели возможность устраивать такие шикарные приемы вплоть до 1880 года. В дальнейшем, кризис металлургической промышленности тех лет значительно подорвал их фамильный бизнес.

Несмотря на государственные кредиты и близость к императору им пришлось продать дворец за долги государству. Покупателем оказался император Александр III… ну или государство в его лице. Самое время государыне плясать в своем дворце до утра, но кураж был уже не тот…

Интерьеры дворца

Однако была и другая сторона медали – это интерьеры дворца. Если говорить, что внешний вид здания современникам понравился, то от его интерьеров они были в восторге!

И, действительно, во дворце есть на что посмотреть. Роскошная парадная лестница, встречая посетителей, создает атмосферу царской резиденции. Вензеля на ажурных решетках лестничных пролетов и великолепные скульптуры недвусмысленно подчеркивают высокий общественный статус владельцев.

Архитектор в отделке интерьеров использовал сочетание стилей рококо и барокко, и эта гремучая смесь пышности и изящества дала необыкновенные результаты.

Во дворце множество залов, каждый из которых имеет свое предназначение:

  • Парадная столовая – для торжественных застолий и званых ужинов;
  • Картинная галерея – для прекрасной княжеской коллекции европейских шедевров;
  • Дубовый зал – для проведения малых концертов;
  • Зеркальный зал – шикарный танцпол 19 века с великолепной акустикой и размахом.

Бежевый зал, Золотая Малиновая гостиная – каждое помещение обладает своим индивидуальным образом и единством стиля. Богатство внутренней отделки помещений дворца действительно впечатляет.

Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и деревянные панели с высокохудожественной резьбой – все элементы интерьера создают ощущение роскошного праздника.

Князья Белосельские-Белозерские слыли поклонниками искусства. Они ценили музыку, театр, литературу и каждый из представителей этой семьи чем-нибудь увлекался.

Будучи заядлыми коллекционерами, они собрали прекрасные коллекции живописи, фарфора и серебряных изделий. Многие свои приобретения они использовали для оформления помещений.

Судьба дворца в XX в.

В конце XIX в., в 1884 г. дворец Белосельских-Белозерских оказался на балансе у великого князя Сергея Александровича, сына Александра II, брата Александра III, дяди Николая II. В 1905 г. великого князя Сергея Александровича убил бомбист Иван Каляев. Но дворец Белосельских-Белозерских из рук императорской династии не ушёл — им в 1911 г. овладел великий князь Дмитрий Павлович, племянник и воспитанник прежнего владельца, а по совместительству один из будущих убийц Г. Распутина. К тому времени за объектом закрепилось название «Сергиевский дворец».

В первую мировую войну Невский, 41 дворец Белосельских-Белозерских, по велению хозяина, превратился в англо-русский лазарет. А в 1917 г. из-за участия в убийстве Г. Распутина великий князь вынужден был покинуть страну, уступив права на здание И. И. Стахееву, известному банкиру и промышленнику.

И только Великая Октябрьская социалистическая революция внесла в имущественные отношения долгожданную справедливость и передала дворец князей Белосельских-Белозерских на службу народу, в авангарде которого, как и положено, едва ли не сразу же обосновался Центральный, потом переименованный в Куйбышевский райком коммунистической партии, а соседствовали с ним всякие общественные организации, толкавшие народ в светлое коммунистические будущее.

В Великую Отечественную войну по зданию стреляла вражеская артиллерия и на здание сбрасывала бомбы вражеская авиация, и поэтому после войны дворец Белосельских-Белозерских на Крестовском острове подвергли реставрации, которую, судя по всему, провели профессионально. Во всяком случае, подлинные интерьеры, помещения на втором этаже, в частности Дубовый зал, служивший библиотекой и малым концертным залом, а также Зеркальный бальный зал, Парадная столовая, Картинная галерея, Бежевая гостиная и Золотая Малиновая гостиная — всё это пришло в современность в целостности и сохранности. С изначальной художественной отделкой: светильниками, каминами, зеркалами, лепниной, мебелью, картинами, многими другими артефактами. Приёмная, Столовая, Кабинет частично сохранились на первом этаже, почти не повреждённой осталась Парадная лестница.

В освобождённой от КПСС и коммунизма России дворец Белосельских-Белозерских превратился в Петербургский культурный центр, в котором «прописались» Академический симфонический оркестр под управление Р. Мартынова, выставки, экспозиция восковых фигур, городские туристические органы и некоторые коммерческие организации.

Но оставался вопрос: кто в нынешних условиях в состоянии донести такую красоту благодарным потомкам? Правильно, только Управление делами президента РФ, которое с 2003 г. и распространило свою юрисдикцию на дворец Белозерских-Белосельских в Санкт-Петербурге. И, по свидетельствам очевидцев, реорганизация пошла на пользу. Объект открыт для посещения экскурсантами, так возможность убедиться лично имеется.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Вам понравится

Дворец Белосельских-Белозерских в советский период

После революционного переворота здание национализировали, картины и предметы искусства отправлены в Эрмитаж. За революционный период в княжеских стенах побывало множество партийных организаций — от комитета комсомола до райкома партии Куйбышевского района. В результате революционной стихии многие интерьеры пришли в негодность.

Во время блокады дворец был сильно разрушен артиллерийскими обстрелами. Однако к 1954 году его восстановили. Период с 1960 года по 1988 год был занят реставрацией интерьеров под руководством известного реставратора Ирины Николаевны Бенуа. И вскоре, залы дворца открылись для первых посетителей.

Интерьеры и внутреннее убранство

Пожалуй не так поражает форма дворца, как его содержание. По богатству внутренней отделки здание вполне может конкурировать с любым императорским дворцом. В интерьерах здания используются элементы и барокко и рококо.

Посетителей дворца встречает широкая парадная  лестница украшенная скульптурами. В ажурные решетки перил вмонтированы вензеля с инициалами владельцев. Мраморные камины в залах  украшены изящными узорами. На потолках и стенах очень много лепнины.

Множество зеркал, витражи, резные деревянные панели  – многообразие форм декора поразит воображение даже  опытного искусствоведа.

Особенности архитектуры

Здание в изначальном варианте было сооружено в 1800 году, но современный вид получило только через полвека. Архитектор Штакеншнейдер к 1845 году являлся «придворным строителем», он стал автором многих императорских зданий, среди которых:

  1. Фермерский дворец.
  2. Мариинский дворец.
  3. Летняя резиденция Лейхтербергских.

Есть версия, что прототипом здания являлся Строгановский замок — пример русского барокко XVIII столетия. При этом дом Белозерских является первым зданием в городе в стиле необарокко. Здесь можно увидеть классические элементы барокко:

  • скульптуры атлантов, которые подпирают балконы с коваными решетками;
  • арочные оконные проемы с фигурной лепниной;
  • двухцветный фасад — розовое основание оттеняет белый фон;
  • рустованный первый этаж;
  • циркульные фронтоны;
  • необычная расстановка трехчетвертных колонн коринфского общества.

Но зданию несвойственна классическая живописность для барокко, его линии больше графичны, а элементы дробны. Его отличия от традиционного барокко:

  1. Этажность.
  2. Фасады, которые выходят во внутренний двор, не имеют украшений. Дворы — «черный» и «чистый» — относительно малы.
  3. Сложный план внутренних залов. Здание в архитектурном плане похоже на доходный дом, где помещения сгруппированы около коридоров.

https://youtube.com/watch?v=vPic0NtlieI

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер –  известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района.  Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

История шедевра

История здания берет свое начало с петровских времен. Тогда, сразу после основания Санкт-Петербурга государь щедрой рукой раздавал земли своим соратникам в окрестностях новой столицы. Удостоились этой чести и участки, расположенные вдоль реки Фонтанки.

В начальный период застройки северной столицы Невский проспект еще не существовал, как таковой, и берега рек были единственными ориентирами для определения будущих улиц.

Первым владельцем участка стал князь Шаховской. В дальнейшем, хозяева менялись, и вот, в начале 19 века хозяином становится сенатор — граф И. А. Нарышкин. Он то и построил добротный дом с главным фасадом на Фонтанку.

В 1797 году княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская покупает у сенатора участок вместе с домом и становится первой княжеской владелицей этого поместья.

Дом, построенный Нарышкиным, вскоре был снесен и вместо него в 1800 году зодчий Ф. И. Демерцов строит скромный трехэтажный особняк в стиле классицизма.

Однако, вскоре этот дворец-«скромняга» перестает устраивать своих хозяев, и они начинают считать, что он своим видом не отвечает их высокому общественному статусу. Белосельские-Белозерские решают перестроить здание.

Мифы и предания

Здание не овеяно таким большим количеством преданий, скандалов и мифов, как другие достопримечательности города. Но некоторые факты можно выделить:

  1. Скульптор Йенсен, который работал над созданием кариатид и атлантов, довольно своеобразно понимал тяжесть их ноши. Атланты изображены с удивительным напряжением, при этом кажется, что женские фигуры совершенно не чувствуют тяжести — у них на лицах абсолютное спокойствие.
  2. При князе Константине на балах нередко присутствовал Александр Третий с женой. Марии Федоровне очень нравилось танцевать во дворце. Есть легенда, что, решив закончить бал, царь подзывал к себе по одному музыканту после каждого танца. Очень скоро оказалось, что музыкантов практически не осталось и играть некому — только так царь смог убедить жену покинуть бал.
  3. Участок пересечения площадей, на котором находится дворец, издавна имеет магическую репутацию «района двойников». Предания гласят, что тут можно увидеть свое второе «Я», которое свидетельствует о скорой кончине. В разную эпоху с двойниками около этого района столкнулись писатель Петр Вяземский и царица Анна Иоанновна.

Дом Белосельских-Белозерских — это здание, в котором можно соприкоснуться с роскошью и историей светской жизни Питера XIX столетия. Великолепные внутренние убранства вызывают восхищение у гостей, а Зеркальный зал сегодня опять является местом проведения концертных и театральных представлений.

Дворец в наши дни

После августовских событий 1991 года дворец перешел в ведение мэрии Санкт-Петербурга. Администрация города организовала в стенах  здания  Петербургский культурный центр. Было организованно экскурсионное обслуживание. Начали проводиться концерты и ставиться спектакли. Началась очередная реставрация здания.

С 2003 года дворец переходит в ведение Управления делами Президента РФ, и  в здание  переезжает организация, занимающаяся реконструкцией объектов в Северо-Западном округе. Часть помещений была передана в аренду организациям в той или иной степени связанным с культурой:

  • Петербургский государственный симфонический оркестр;
  • Первый канал – Петербургский филиал;
  • Музей демократии им. Собчака.

История

Спроектировал и построил дворец видный петербургский архитектор второй половины XIX столетия, Андрей Иванович Штакеншнейдер. Работа стала второй для него в Санкт-Петербурге после Мариинского дворца напротив Исаакиевского собора. Предназначавшегося для дочери Николая I, Марии Николаевны.

Проект перестройки существовавшей на углу Невского и Фонтанки родовой дворянской усадьбы сформировался у архитектора еще в 1840-1841 годах. Потому и строительство, начатое в 1846 году, завершилось чрезвычайно быстро для того времени – спустя 2 года.

Результат восхитил современников: Штакеншнейдера стали называть “преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли”. Действительно, дворец выстроили в основательно позабытом к середине XIX века стиле барокко. Причем несколько более вычурном и витиеватом, чем оригинальное.

Внутренние интерьеры получили соответствующее оформление – ряд залов отделали даже в стиле рококо.

Стилевое единство экстерьера и интерьеров в целом не характерно для эпохи середины XIX века. И резиденция Белосельских-Белозерских в этом смысле уникальна, хотя оформлением залов и схожа с некоторыми другими дворцами Санкт-Петербурга.

Любопытно, что в годы строительства княжеской резиденции Штакеншнейдер возглавил реставрацию интерьеров загородного творения Растрелли, Большого Петергофского дворца. А также спроектировал и построил Ольгин и Розовый павильоны в близлежащем Колонистском парке.

Владельцы

Род князей Белосельских-Белозерских очень древний, родословная велась от киевского князя Владимира Мономаха. Хотя право носить двойную фамилию было пожаловано лишь при императоре Павле I, в 1800 году.

Во дворце на Невском давались роскошные балы, в которых часто принимали участие и члены императорской фамилии. Княжеский салон славился на весь Петербург как оазис роскоши, хорошего художественного и литературного вкусов. Здесь танцевали и флиртовали, обсуждали дворцовые сплетни и говорили о высоком…

В 1884 году дом сменил владельцев: роскошный стиль жизни привел к истощению семейных капиталов. Хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра III и брат Александра II.

Покупку приурочили к женитьбе с принцессой Элизабет Гессен-Дармштадской. Впоследствии великой княжной Елизаветой Федоровной, родной сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны. После мученической смерти в 1918 году причисленной к лику святых под именем святой Елизаветы.

Супруги постоянно жили в Петербурге недолго – в 1891 году великого князя назначили генерал-губернатором Москвы

Впрочем, петербургский высший свет вряд ли обратил внимание на переезд, поскольку при Сергее Александровиче приемы и балы сильно потеряли в размахе. В основном здесь бывали офицеры Преображенского полка, которым он командовал

Вскоре после гибели мужа в 1905 году от бомбы террориста Каляева, княжна Елизавета приняла постриг и полностью посвятила свою жизнь благотворительности. А дворец передала племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, воспитывавшемуся в семье. Последний остался в истории как участник убийства Распутина в Юсуповском дворце на Мойке в 1917 году.

Наши дни

В настоящее время здание резиденции Белосельских-Белозерских используется в качестве Петербургского культурного центра. В нем проводятся концерты классической музыки и даются спектакли – без декораций, основанные лишь на артистическом мастерстве актеров. Можно записаться и на обзорную экскурсию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector