Дворец белосельских-белозерских
Содержание:
- Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века
- Дворец Белосельских-Белозерских – центр светской жизни города
- Интерьеры дворца
- Судьба дворца в XX в.
- Дворец Белосельских-Белозерских в советский период
- Интерьеры и внутреннее убранство
- Особенности архитектуры
- История дворца Белосельских-Белозерских
- История шедевра
- Мифы и предания
- Дворец в наши дни
- История
Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века
В 1884 году Александр III дарит особняк своему брату Сергею Александровичу по случаю свадьбы с Елизаветой Гессен-Дармштадской, в дальнейшем Елизаветой Федоровной.
Они въезжают в особняк и даже делают кое-какие переделки по проектам известного зодчего Р. Ф. Мельцера. Дворец начинают называть Сергиевским.
Однако, вскоре, в 1891 году хозяин особняка получает пост генерал-губернатора Москвы и, с тех пор, супружеская пара приезжает во дворец изредка.
В 1905 году, после покушения на генерал-губернатора, Елизавета Федоровна принимает постриг и передает дворец родственнику великого князя Дмитрию Павловичу. Новый хозяин особняка являлся известной личностью того времени.
Началась мировая война и Дмитрий Павлович передает здание в распоряжение Англо-Русскому военному госпиталю. Пять самых больших залов было отдано для нужд фронта.
После покушения на Распутина, когда заговорщики были схвачены, дворец служил местом их временного «заточения». В 1917 году хозяин дворца был выслан из страны, и это спасло ему жизнь. Это один из немногих Романовых, спасшихся после пролетарского террора.
Незадолго до революции особняк приобретает банкир и предприниматель Стахеев. Смелый человек, однако, этот Стахеев – не побоялся покупать дворец с загадочными явлениями.
Еще можно удивляться, куда смотрело «маркетинговое агентство» банкира перед покупкой, да и сам банкир. Неужели не видели, что творится на революционных улицах Петрограда — покупать особняки в пролетарском городе, самое время…
Дворец Белосельских-Белозерских – центр светской жизни города
Особняк сразу становится центром культурной жизни Санкт-Петербурга. Здесь часто устраиваются балы и литературные вечеринки. На регулярных вечерних концертах играют Ференц Лист и А. Рубинштейн. Говорили, что их послушать приходил сам П. Чайковский.
Император с удовольствием проводил вечера за партией в вист, в то время как государыня самозабвенно плясала в Зеркальном зале. Она слыла безудержной любительницей танцев и царю приходилось идти на ухищрения, чтобы выманить ее из танцевального зала.
Лишь, когда оркестровая ложа полностью пустела, государыня начинала понимать, что бал на сегодня закончен и пора сказать «спасибо» хозяевам за прекрасный вечер. Могла ли она знать, что вскоре хозяйкой дворца станет она сама…
Князья Белосельские-Белозерские имели возможность устраивать такие шикарные приемы вплоть до 1880 года. В дальнейшем, кризис металлургической промышленности тех лет значительно подорвал их фамильный бизнес.
Несмотря на государственные кредиты и близость к императору им пришлось продать дворец за долги государству. Покупателем оказался император Александр III… ну или государство в его лице. Самое время государыне плясать в своем дворце до утра, но кураж был уже не тот…
Интерьеры дворца
Однако была и другая сторона медали – это интерьеры дворца. Если говорить, что внешний вид здания современникам понравился, то от его интерьеров они были в восторге!
И, действительно, во дворце есть на что посмотреть. Роскошная парадная лестница, встречая посетителей, создает атмосферу царской резиденции. Вензеля на ажурных решетках лестничных пролетов и великолепные скульптуры недвусмысленно подчеркивают высокий общественный статус владельцев.
Архитектор в отделке интерьеров использовал сочетание стилей рококо и барокко, и эта гремучая смесь пышности и изящества дала необыкновенные результаты.
Во дворце множество залов, каждый из которых имеет свое предназначение:
- Парадная столовая – для торжественных застолий и званых ужинов;
- Картинная галерея – для прекрасной княжеской коллекции европейских шедевров;
- Дубовый зал – для проведения малых концертов;
- Зеркальный зал – шикарный танцпол 19 века с великолепной акустикой и размахом.
Бежевый зал, Золотая Малиновая гостиная – каждое помещение обладает своим индивидуальным образом и единством стиля. Богатство внутренней отделки помещений дворца действительно впечатляет.
Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и деревянные панели с высокохудожественной резьбой – все элементы интерьера создают ощущение роскошного праздника.
Князья Белосельские-Белозерские слыли поклонниками искусства. Они ценили музыку, театр, литературу и каждый из представителей этой семьи чем-нибудь увлекался.
Будучи заядлыми коллекционерами, они собрали прекрасные коллекции живописи, фарфора и серебряных изделий. Многие свои приобретения они использовали для оформления помещений.
Судьба дворца в XX в.
В конце XIX в., в 1884 г. дворец Белосельских-Белозерских оказался на балансе у великого князя Сергея Александровича, сына Александра II, брата Александра III, дяди Николая II. В 1905 г. великого князя Сергея Александровича убил бомбист Иван Каляев. Но дворец Белосельских-Белозерских из рук императорской династии не ушёл — им в 1911 г. овладел великий князь Дмитрий Павлович, племянник и воспитанник прежнего владельца, а по совместительству один из будущих убийц Г. Распутина. К тому времени за объектом закрепилось название «Сергиевский дворец».
В первую мировую войну Невский, 41 дворец Белосельских-Белозерских, по велению хозяина, превратился в англо-русский лазарет. А в 1917 г. из-за участия в убийстве Г. Распутина великий князь вынужден был покинуть страну, уступив права на здание И. И. Стахееву, известному банкиру и промышленнику.
И только Великая Октябрьская социалистическая революция внесла в имущественные отношения долгожданную справедливость и передала дворец князей Белосельских-Белозерских на службу народу, в авангарде которого, как и положено, едва ли не сразу же обосновался Центральный, потом переименованный в Куйбышевский райком коммунистической партии, а соседствовали с ним всякие общественные организации, толкавшие народ в светлое коммунистические будущее.
В Великую Отечественную войну по зданию стреляла вражеская артиллерия и на здание сбрасывала бомбы вражеская авиация, и поэтому после войны дворец Белосельских-Белозерских на Крестовском острове подвергли реставрации, которую, судя по всему, провели профессионально. Во всяком случае, подлинные интерьеры, помещения на втором этаже, в частности Дубовый зал, служивший библиотекой и малым концертным залом, а также Зеркальный бальный зал, Парадная столовая, Картинная галерея, Бежевая гостиная и Золотая Малиновая гостиная — всё это пришло в современность в целостности и сохранности. С изначальной художественной отделкой: светильниками, каминами, зеркалами, лепниной, мебелью, картинами, многими другими артефактами. Приёмная, Столовая, Кабинет частично сохранились на первом этаже, почти не повреждённой осталась Парадная лестница.
В освобождённой от КПСС и коммунизма России дворец Белосельских-Белозерских превратился в Петербургский культурный центр, в котором «прописались» Академический симфонический оркестр под управление Р. Мартынова, выставки, экспозиция восковых фигур, городские туристические органы и некоторые коммерческие организации.
Но оставался вопрос: кто в нынешних условиях в состоянии донести такую красоту благодарным потомкам? Правильно, только Управление делами президента РФ, которое с 2003 г. и распространило свою юрисдикцию на дворец Белозерских-Белосельских в Санкт-Петербурге. И, по свидетельствам очевидцев, реорганизация пошла на пользу. Объект открыт для посещения экскурсантами, так возможность убедиться лично имеется.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Вам понравится
Дворец Белосельских-Белозерских в советский период
После революционного переворота здание национализировали, картины и предметы искусства отправлены в Эрмитаж. За революционный период в княжеских стенах побывало множество партийных организаций — от комитета комсомола до райкома партии Куйбышевского района. В результате революционной стихии многие интерьеры пришли в негодность.
Во время блокады дворец был сильно разрушен артиллерийскими обстрелами. Однако к 1954 году его восстановили. Период с 1960 года по 1988 год был занят реставрацией интерьеров под руководством известного реставратора Ирины Николаевны Бенуа. И вскоре, залы дворца открылись для первых посетителей.
Интерьеры и внутреннее убранство
Пожалуй не так поражает форма дворца, как его содержание. По богатству внутренней отделки здание вполне может конкурировать с любым императорским дворцом. В интерьерах здания используются элементы и барокко и рококо.
Посетителей дворца встречает широкая парадная лестница украшенная скульптурами. В ажурные решетки перил вмонтированы вензеля с инициалами владельцев. Мраморные камины в залах украшены изящными узорами. На потолках и стенах очень много лепнины.
Множество зеркал, витражи, резные деревянные панели – многообразие форм декора поразит воображение даже опытного искусствоведа.
Особенности архитектуры
Здание в изначальном варианте было сооружено в 1800 году, но современный вид получило только через полвека. Архитектор Штакеншнейдер к 1845 году являлся «придворным строителем», он стал автором многих императорских зданий, среди которых:
- Фермерский дворец.
- Мариинский дворец.
- Летняя резиденция Лейхтербергских.
Есть версия, что прототипом здания являлся Строгановский замок — пример русского барокко XVIII столетия. При этом дом Белозерских является первым зданием в городе в стиле необарокко. Здесь можно увидеть классические элементы барокко:
- скульптуры атлантов, которые подпирают балконы с коваными решетками;
- арочные оконные проемы с фигурной лепниной;
- двухцветный фасад — розовое основание оттеняет белый фон;
- рустованный первый этаж;
- циркульные фронтоны;
- необычная расстановка трехчетвертных колонн коринфского общества.
Но зданию несвойственна классическая живописность для барокко, его линии больше графичны, а элементы дробны. Его отличия от традиционного барокко:
- Этажность.
- Фасады, которые выходят во внутренний двор, не имеют украшений. Дворы — «черный» и «чистый» — относительно малы.
- Сложный план внутренних залов. Здание в архитектурном плане похоже на доходный дом, где помещения сгруппированы около коридоров.
https://youtube.com/watch?v=vPic0NtlieI
История дворца Белосельских-Белозерских
Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.
К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.
Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер – известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.
Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.
Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.
Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.
Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.
Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.
В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.
Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.
В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района. Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.
В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.
История шедевра
История здания берет свое начало с петровских времен. Тогда, сразу после основания Санкт-Петербурга государь щедрой рукой раздавал земли своим соратникам в окрестностях новой столицы. Удостоились этой чести и участки, расположенные вдоль реки Фонтанки.
В начальный период застройки северной столицы Невский проспект еще не существовал, как таковой, и берега рек были единственными ориентирами для определения будущих улиц.
Первым владельцем участка стал князь Шаховской. В дальнейшем, хозяева менялись, и вот, в начале 19 века хозяином становится сенатор — граф И. А. Нарышкин. Он то и построил добротный дом с главным фасадом на Фонтанку.
В 1797 году княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская покупает у сенатора участок вместе с домом и становится первой княжеской владелицей этого поместья.
Дом, построенный Нарышкиным, вскоре был снесен и вместо него в 1800 году зодчий Ф. И. Демерцов строит скромный трехэтажный особняк в стиле классицизма.
Однако, вскоре этот дворец-«скромняга» перестает устраивать своих хозяев, и они начинают считать, что он своим видом не отвечает их высокому общественному статусу. Белосельские-Белозерские решают перестроить здание.
Мифы и предания
Здание не овеяно таким большим количеством преданий, скандалов и мифов, как другие достопримечательности города. Но некоторые факты можно выделить:
- Скульптор Йенсен, который работал над созданием кариатид и атлантов, довольно своеобразно понимал тяжесть их ноши. Атланты изображены с удивительным напряжением, при этом кажется, что женские фигуры совершенно не чувствуют тяжести — у них на лицах абсолютное спокойствие.
- При князе Константине на балах нередко присутствовал Александр Третий с женой. Марии Федоровне очень нравилось танцевать во дворце. Есть легенда, что, решив закончить бал, царь подзывал к себе по одному музыканту после каждого танца. Очень скоро оказалось, что музыкантов практически не осталось и играть некому — только так царь смог убедить жену покинуть бал.
- Участок пересечения площадей, на котором находится дворец, издавна имеет магическую репутацию «района двойников». Предания гласят, что тут можно увидеть свое второе «Я», которое свидетельствует о скорой кончине. В разную эпоху с двойниками около этого района столкнулись писатель Петр Вяземский и царица Анна Иоанновна.
Дом Белосельских-Белозерских — это здание, в котором можно соприкоснуться с роскошью и историей светской жизни Питера XIX столетия. Великолепные внутренние убранства вызывают восхищение у гостей, а Зеркальный зал сегодня опять является местом проведения концертных и театральных представлений.
Дворец в наши дни
После августовских событий 1991 года дворец перешел в ведение мэрии Санкт-Петербурга. Администрация города организовала в стенах здания Петербургский культурный центр. Было организованно экскурсионное обслуживание. Начали проводиться концерты и ставиться спектакли. Началась очередная реставрация здания.
С 2003 года дворец переходит в ведение Управления делами Президента РФ, и в здание переезжает организация, занимающаяся реконструкцией объектов в Северо-Западном округе. Часть помещений была передана в аренду организациям в той или иной степени связанным с культурой:
- Петербургский государственный симфонический оркестр;
- Первый канал – Петербургский филиал;
- Музей демократии им. Собчака.
История
Спроектировал и построил дворец видный петербургский архитектор второй половины XIX столетия, Андрей Иванович Штакеншнейдер. Работа стала второй для него в Санкт-Петербурге после Мариинского дворца напротив Исаакиевского собора. Предназначавшегося для дочери Николая I, Марии Николаевны.
Проект перестройки существовавшей на углу Невского и Фонтанки родовой дворянской усадьбы сформировался у архитектора еще в 1840-1841 годах. Потому и строительство, начатое в 1846 году, завершилось чрезвычайно быстро для того времени – спустя 2 года.
Результат восхитил современников: Штакеншнейдера стали называть “преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли”. Действительно, дворец выстроили в основательно позабытом к середине XIX века стиле барокко. Причем несколько более вычурном и витиеватом, чем оригинальное.
Внутренние интерьеры получили соответствующее оформление – ряд залов отделали даже в стиле рококо.
Стилевое единство экстерьера и интерьеров в целом не характерно для эпохи середины XIX века. И резиденция Белосельских-Белозерских в этом смысле уникальна, хотя оформлением залов и схожа с некоторыми другими дворцами Санкт-Петербурга.
Любопытно, что в годы строительства княжеской резиденции Штакеншнейдер возглавил реставрацию интерьеров загородного творения Растрелли, Большого Петергофского дворца. А также спроектировал и построил Ольгин и Розовый павильоны в близлежащем Колонистском парке.
Владельцы
Род князей Белосельских-Белозерских очень древний, родословная велась от киевского князя Владимира Мономаха. Хотя право носить двойную фамилию было пожаловано лишь при императоре Павле I, в 1800 году.
Во дворце на Невском давались роскошные балы, в которых часто принимали участие и члены императорской фамилии. Княжеский салон славился на весь Петербург как оазис роскоши, хорошего художественного и литературного вкусов. Здесь танцевали и флиртовали, обсуждали дворцовые сплетни и говорили о высоком…
В 1884 году дом сменил владельцев: роскошный стиль жизни привел к истощению семейных капиталов. Хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра III и брат Александра II.
Покупку приурочили к женитьбе с принцессой Элизабет Гессен-Дармштадской. Впоследствии великой княжной Елизаветой Федоровной, родной сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны. После мученической смерти в 1918 году причисленной к лику святых под именем святой Елизаветы.
Супруги постоянно жили в Петербурге недолго – в 1891 году великого князя назначили генерал-губернатором Москвы
Впрочем, петербургский высший свет вряд ли обратил внимание на переезд, поскольку при Сергее Александровиче приемы и балы сильно потеряли в размахе. В основном здесь бывали офицеры Преображенского полка, которым он командовал
Вскоре после гибели мужа в 1905 году от бомбы террориста Каляева, княжна Елизавета приняла постриг и полностью посвятила свою жизнь благотворительности. А дворец передала племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, воспитывавшемуся в семье. Последний остался в истории как участник убийства Распутина в Юсуповском дворце на Мойке в 1917 году.
Наши дни
В настоящее время здание резиденции Белосельских-Белозерских используется в качестве Петербургского культурного центра. В нем проводятся концерты классической музыки и даются спектакли – без декораций, основанные лишь на артистическом мастерстве актеров. Можно записаться и на обзорную экскурсию.