Чем знаменит донской мужской монастырь в москве
Содержание:
20 век
В 1913 году — в год 300-летия дома Романовых — Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери — покровительнице царственной фамилии.
В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравстенного просвещения населения. На фоне всеобщего охлаждения к вере в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости. Число молящихся значительно возросло — по воскресным и праздничным дням храмы монастыря не могли вместить всех желающих.
В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.
В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей», висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году в результате открытого письма Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.
4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва.
23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.
Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального, на должность наместника был назначен архимандрит Алексий (Фролов) (ныне — архиепископ Орехово-Зуевский — викарий Святейшего Патриарха).
Служители монастыря
Список настоятелей
Архимандриты
- архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
- архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
- архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
- архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
- архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
- архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
- архимандрит Варлаам (Лещевский) (ум. в 1774)
- архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
- архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
- архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
- архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
- архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
- архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
- архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
- архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
- архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
- архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
- архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
- архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
- архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
- архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
- архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
- епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
- Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
- Никон (Пурлевский) (1918—1920)
- архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)
Наместники
- архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
- епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
- игумен Парамон (Голубка) (с 26 июля 2012)[источник не указан 48 дней ]
Донской монастырь в Москве — история
На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов. Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки. А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.
В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году. В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.
1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.
Строительство монастыря
Первая постройка на территории новой обители была возведена в честь священной иконы. Автором проекта собора Донской иконы Божией Матери стал зодчий Федор Конь, известный постройкой каменных башен и стен Белого города Москвы. Собор стали называть Старым или Малым. Его венчала одна глава и он мало напоминал классические монастырские соборы.
После вхождения на престол Михаила Романова храм пришлось восстанавливать: его разграбили и почти разрушили во времена Смуты. Во второй половине XVII века собор получил два придела в честь победы над турецкими войсками в битве под Чигирином и его расписали фресками.
Большой собор Донского монастыря начали возводить в 1684 году, но строительство затянулось из-за вечных проблем с финансированием: казна обители была изрядно опустошена и практически не пополнялась по причине Крымских походов. К 1698 году собор был все же завершен. Архитектурным направлением зодчие выбрали, так называемый, «нарышкинский стиль». Ему присущ симбиоз нескольких направлений в архитектуре – от барокко и ренессанса до маньеризма. Собор был поставлен на высоком подклете, его главы были сориентированы по сторонам света, а над иконостасом трудились мастера, работавшие в Посольском приказе и Оружейной палате.
Следующее столетие стало важнейшим в истории формирования ансамбля Донского монастыря. В 1711 году завершили возведение каменной ограды обители с дюжиной караульных башен. Средства на постройку монастырских стен были пожертвованы сыном думного дьяка Кирилловым. Еще через три года над северным входом в монастырь заложили храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1730 году над западными вратами начали строить колокольню. Автором первого проекта стал Пьетро Антонио Трезини, швейцарец по происхождению и известный мастер, работавший в стиле барокко. В 1749 году строительство возглавил Дмитрий Ухтомский, бывший в пору правления Елизаветы Петровны главным московским архитектором. Закончил проект В 1753 году Алексей Евлашев, также специализировавшийся на елизаветинском барокко. В четверике колокольни была устроена и освящена церковь в честь Захария и Елизаветы, а во втором ярусе башни разместился престол храма Сергия.
В 80-х годах XVIII века стены Большого собора были расписаны. Автор фресок на библейские темы – итальянец Антонио Клаудо. Чуть позже внешний образ Большого собора изменили. В результате проведенных строительных работ другую форму приняла кровля, основной объем четверика был надстроен, а под шатровой колокольней создали места для погребения настоятелей храма.
Донское кладбище «Старое»
Возникло оно в 1591 году. Располагается кладбище на юго-западе Москвы. Площадь его составляет примерно 13 га. Здесь хоронили известных политических деятелей, ученых, писателей, декабристов, участников войны 1812 года. К началу 20 века оно оказалось переполненным. Поэтому пришлось огородить большую территорию за южной стеной обители для того, чтобы расширить его границы. Так возникло кладбище, которое было названо «Новым». Оно имеет свой отдельный вход. У восточной стены «Старого» кладбища можно увидеть горельефы, которые были сняты с Храма Христа Спасителя и сохранены от разрушения. Захоронений как таковых в наши дни здесь не делают. Всем, кто стремится посетить монастырь Дмитрия Донского в Москве и «Старое» кладбище на его территории, будет полезно узнать, что открыто оно с 08.00 часов до 18.30 часов ежедневно.
Донское кладбище
Святое место упокоения для святых и не только
Сейчас существует два Донских кладбища: Старое и Новое.
Первое было основано еще в далеком 1591 году при монастыре. В девятнадцатом веке за этим местом закрепилось литературное название «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы». Постепенно места на нем стало недостаточно, и в начале 20 столетия была выделена земля для нового погоста
Вход на территорию старого кладбища расположен между Большим и Малым соборами.
На Старом Донском кладбище в Москве погребены родственники А.С. Пушкина: брат и сестра поэта, его дядя и две тёти, также бабушка и дедушка.
Встречаются надгробья других известных русских писателей. Например, Грибоедовых.
На обширной территории Донского некрополя расположен и Мемориал белым воинам. Есть здесь могилы Деникина, Солженицына.
Очень сильное впечатление лично на меня произвели надгробия в виде дерева с обрубленными ветвями. Неприятное, могу вам сказать, зрелище: как человек без рук, без ног. Назывались они «Гора Голгофа» и ставились на могилу последнего представителя рода. Наверное, это должно было означать, что на этот родовом Древе новые веточки уже никогда больше не появятся. Впечатляющее зрелище!
На кладбище Донской обители похоронены многие историки, учёные, писатели и другие знаменитые люди своего времени. Вот надгробье над могилой отца русской авиации Н.Е. Жуковского.
Но есть здесь могилы людей, знаменитые не только благими делами. Так, например, одна из легенд Донского кладбища — могила Салтычихи (звали ее Дарья Николаевна Салтыкова). Это садистка-помещица, лично мучавшая, пытавшая до смерти своих крепостных. И ведь прожила эта, как бы так сказать? убийца — 71 год! 33 из них, по сути, в тюрьме.
Сначала её держали в специальной подземной камере Ивановского женского монастыря, куда даже не проникал дневной свет. Зажигать свечу разрешалось только на время еды. Там она провела 11 лет! Потом наказание чуть ослабили, и её перевели в другую камеру с маленьким окошком и решёткой. На неё за этой решёткой, как на хищного зверя, приходили смотреть люди. Это же надо иметь столько здоровья, чтобы всё это выдержать!
На её могиле находится около 140 крестиков, как принято считать, по числу её жертв. И надпись: убийца! Вот такая страшная «память». И о таких надо помнить и знать, чтобы не допустить повторения этого, пережитого людьми ужаса.
Сюда несут цветы…
Наверное, одна из самых знаменитых и главных могил Донского некрополя — захоронение старца Даниила. До 2006 года он был старейшим насельником обители. На могиле архимандрита Даниила, которого так любили и уважали прихожане, всегда лежат живые цветы.
Братские могилы — страшная вещь. Одно время из Лефортово, из подвалов Лубянки привозили, чтобы свалить в монастырскую землю, тысячи трупов расстрелянных. Вот и лежат они: И. Бабель, маршалы Тухачевский, Блюхер и множество других известных и неизвестных людей. Это захоронение называется Могилой невостребованных прахов.
По иронии судьбы могила Блохина — коменданта НКВД, лично расстрелявшего более 10000 человек, — тоже расположена на территории Донского некрополя.
Есть тут и братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны и после неё от полученных на поле боя ран.
А ещё на Донском кладбище похоронена знаменитая в прошлом певица Майя Кристалинская,
несравненная актриса второго плана Фаина Раневская и ещё много других: список захоронений знаменитостей можно продолжать долго. Да, кстати, поклонникам Ф. Раневской. Если хотите быстро найти её могилу, не надо даже сверяться со схемой Донского кладбища, ищите белую скамеечку. Она будет ориентиром.
Возможно, для кого-то кладбище, могилы знаменитостей — не особо приятное место для прогулок. Но некрополь Донского монастыря — это особое место, где как по учебнику, по именам и надписям на надгробиях можно изучать непростую историю нашей огромной России
И, наверное, такие экскурсии заставляют задуматься о жизненных ценностях, о том, что для каждого человека должно быть действительно важно
А для того, чтобы лучше понять где и чьи могилы расположены, предлагаю ознакомиться со списком лиц, которые захоронены на территории Донского некрополя, и местоположением их на кладбище.
Настоятели, наместники
- Гурий (упом. 1598)
- Сергий (упом. 1621)
- Евфросин (? — 1634) отставлен
- Феодосий (1 мая 1634 — упом. 1635)
- …
- Афанасий (30 ноября 1678 — февраль 1681)
- Герасим (упом. июнь 1682)
- Леонтий (упом. июнь-июль 1683)
- Никон (август 1683 — июнь 1689)
- Антоний (Одинович) (упом. 1692 — упом. 1697)
- Арсений (Кириллов) (упом. 1 июля 1697 — ?)
Антоний (Одинович) (6 июля 1698 — 18 марта 1705)
Лаврентий (Габашвили) (1705 — 20 мая 1720)
Иерофей (Прилуцкий) (14 августа 1720 — 19 июля 1721)
Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
Матфей (Шушерин) (11 июля 1727 — 17 октября 1728)
Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728 — 26 марта 1732)
Кирилл Иерусалимита (10 апреля 1732 — 4 марта 1747)
Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
Варлаам (Лящевский) (1 мая 1753 — 28 июля 1774)
Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
Павел (Зернов) (сентябрь 1776 — 15 апреля 1778)
Аввакум (Миланкович) (26 апреля 1778 — 1 марта 1792)
Платон (Любарский) (31 марта 1792 — 26 февраля 1794)
Иоанникий (Полонский) (февраль 1794 — 12 апреля 1795)
Иакинф (Карпинский) (18 апреля 1795 — 18 декабря 1797)
Евлампий (Введенский) (1798 — 29 июня 1801)
Виктор (Прокопович-Антонский) (29 июня 1801 — 11 декабря 1809)
Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 1816)
Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (28 января 1816 — 15 июля 1817)
Евгений (Казанцев) (30 июля 1817 — 14 июля 1818)
Феофил (Татарский) (28 августа 1818 — 23 марта 1819)
Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
Дионисий (Цветаев) (31 июля 1821 — 15 июля 1823)
Афанасий (Петриев) (23 июня 1823 — 17 октября 1832 )
Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
Симеон (Авдуловский) (3 августа 1850 — 21 февраля 1852)
Агапит (Вознесенский) (21 июня 1852 — 1 января 1854)
Афанасий (упом. 1853)
Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
- Павел
- Аркадий (Яценко) (1862 — 1869)
Аркадий (Яценко) (1869 — 1878 )
…
Иаков (Кротков) (1884/1885 — 1 декабря 1885)
Герман (Осецкий) (16 февраля 1886 — 18 декабря 1895)
Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
Иаков (1906 — 13 декабря 1909 ) архим.
Алексий (Опоцкий) (1910 — 20 декабря 1914)
…
Никон (Пурлевский) (1918 — 1919)
Назарий (Кириллов) (1919 — 1920 )
Алексий (Палицын) (1922 — 1924)
Московские и всея Руси патриархи (с 1991)
- Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
- Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
- Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
- Фома (Демчук) (26 февраля 2021 — 25 августа 2020)
- Евгений (Кульберг) (25 августа — 8 декабря 2020)
- Феогност (Гузиков) (с 8 декабря 2020)
Как доехать до Андреевского монастыря на Воробьевых горах на метро
Удобнее всего доехать до станции метро Ленинский проспект, поднимаетесь наверх по любому выходу. На верху покрутив головой увидите и услышите Ленинский проспект и памятник-стелу Юрию Гагарину.
Двигаетесь к нему, спускаетесь в подземный переход, пересекаете автомагистраль. Выйдя из тоннеля двигаетесь по дорожке левее, по ступенькам вверх. Выходите на автостоянку Академии Наук, идете прямо и упретесь в смотровую площадку.
Малая смотровая площадка академии наук
От нее идете налево, к Малой смотровой площадке, монастырь перед вами, спускаетесь по лестнице вниз и вот вы у монастырских ворот. Заблудиться невозможно.
XX век
После революции монастырь в 1922 году закрыли. На территории открыли музей стрелецких бунтов, но вскоре его переименовал в мезей раскрепощения женщины.
В 1944 году возобновились служения в надвратной Преображенской церкви, в начале 1945 Святейший патриарх Алексий I совершил чин освящения Успенского храма.
Монашеская жизнь была возобновлена в 1994 году. Первой игуменьей стала матушка Серафима ( Черная), она собрала небольшую общину сестер и начала монашеское жительство.
В Русской истории женского монашества не было подобного случая, чтоб постригли в восемьдесят лет на игуменство. Пятьдесят пять лет она отдала химии , шестнадцать была директором огромного химкомбината, имела опыт управления.
За пять лет своего игуменства она подвела материальную базу под новый монастырь. Все пришлось восстанавливать с нуля , не было ни одной келии.
Сейчас обитель процветает, ее значение для России не уменьшилось. Находясь в стенах монастыря люди чувствуют , что находятся в каком-то другом пространстве, что существует духовное измерение, ощущают Благодать.
Если Вы еще не были тут поспешите, недавно была возвращена икона Иверской Божией Матери, приходите. Вас ждут.
Монастырь в XX веке
В 1918 году монастырь официально закрыли, но монастырская жизнь теплилась здесь еще несколько лет. Монастырские здания приспособили под интернат, антирелигиозный музей, фабрику, молочную ферму. В 1927 году на территории монастыря в храме Серафима Саровского открыли крематорий. где сжигали останки жертв сталинских репрессий.
Здесь же размещались государственные учреждения, в монастырском саду и некрополе гуляла московская интеллигенция. Среди монастырских развалин дети играли в прятки, в щелку двери разглядывали иконостас в Большом соборе и грелись в Малом, где в 1949 году возобновились богослужения.
Святой узник
В здании караульни, примыкавшей к северной стороне монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. В своей проповеди патриарх осудил расстрел царской семьи. Обвиненный в антисоветской деятельности, святитель Тихон жил до смерти под присмотром комсомольцев в двух тесных кельях.
Патриарху разрешали общаться с паствой, стоящей внизу, через решетку ограды, когда он выходил для прогулки на монастырскую стену. Весной 1925 года святитель умер в больнице.
Вся православная Москва пришла проводить патриарха-исповедника. Похоронили его у стен Малого собора. В 1992 году мощи святителя Тихона торжественно перенесли в Большой собор. Рака с мощами святителя Тихона находится слева от царских врат в Большом соборе монастыря.
Возрождение в новое время
В начале 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московскому Патриарху. Однако со смертью генсека документы затерялись, о Донском монастыре забыли. Русской православной церкви обитель передали в 1991 году. Монастырь оказался в самом центре Москвы.
Каждый год на празднование Донской иконы ее доставляют из Третьяковской галереи, где она хранится, на руках в монастырь. Во время крестного хода улицы по пути следования святыни украшают живыми цветами. Сотни хоругвеносцев столичных церквей сопровождают святыню.
Гостей на центральной аллее до недавнего времени встречала колонна танков, вызывая их недоумение. Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, чтобы создать танковую колонну имени Дмитрия Донского.
Технику, оставшуюся от колонны, установили на центральной аллее, которая ведет к храму, поэтому танки передвинули к стене. После посещения храма прихожане могут в сопровождении экскурсовода подойти к стене и узнать о подвигах тех, кто за них сражался.
В скором времени Донской монастырь станет духовным центром казачества: планируются семинары и встречи для казаков. Здесь, в монастыре, будет проходить парадный казачий расчет. В монастыре создан просветительский центр для молодежи, открыта библиотека, большой книжный магазин и музей, иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.
При монастыре активную работу ведет паломническая служба: открыта гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю. Братия служит приходящим в монастырь людям, служение братии – социальное, образовательное, миссионерское.
Утром и вечером монахи молятся в тишине, главное дело монахов – усердная молитва. В 2011 году монастырю исполнилось 420 лет. Каждый человек, пришедший сюда, в «городской» монастырь может уединиться и подумать о своей жизни. Старинные сооружения монастыря и поросшие мхом памятники на могилах кладбища, вековая липовая аллея погружают посетителей Донского монастыря в особую атмосферу далеких времен.
Основание монастыря
В 1591 году армия крымского правителя — могущественного Казы-Гирея подошла к самой Москве. Город был готов к обороне, но его жители готовились к худшему. По повелению русского государя Федора Иоанновича вокруг столицы провели многолюдный крестный ход. И царь отправил защитникам города знаменитую икону Донской Богоматери, которая, по легенде, была у Дмитрия Донского во время знаменитого Куликовского сражения.
Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.
Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия.
Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.
Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская