Пролив босфор

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

Экономическое значение

В международных отношениях Турция известна как центральный район планеты; то есть сердце мира. Это потому, что он находится прямо на перекрестке между крупнейшими континентами западной культуры.

Поэтому было бы хорошо рассмотреть проливы Дарданеллы и Босфор в качестве двух основных артерий центральный район

Тогда пролив Дарданеллы имеет жизненно важное значение для экономического и коммерческого развития региона.

Чтобы понять экономическую важность Дарданелл, необходимо знать узкую турецкую систему (TSS для ее сокращения на английском языке). Через проливы Босфор и Дарданеллы эта система соединяет смежные районы Эгейского, Мраморного и Черного морей.

Тогда транзит по этому маршруту с коммерческой точки зрения жизненно важен для более быстрого и безопасного присоединения региона. Узкая турецкая система представляет собой сложную динамическую систему, обеспечивающую воду, массу, тепло и материалы между этими областями.

Дарданеллы и военные действия

В течение двадцатого века турецкие проливы были свидетелями двух мировых войн и напряженности холодной войны.

Точно так же почти 30 лет назад советский военно-морской флот Черного моря был главной угрозой альянсу НАТО по стратегической безопасности вокруг этих вод. Тем не менее, после распада Советского Союза, увеличение энергопередачи способствовало через эти каналы.

Основные грузы судов состоят из энергетических ресурсов, таких как нефть и природный газ из российского порта Новороссийск.

 Кроме того, имеются положения танкеров, полных сырой нефти, проходящих через проливы к северо-западу от Черного моря, которые ищут рынки Украины, Беларуси и Польши..

Помимо энергетических ресурсов, есть также много продуктов, таких как зерно и сталь, которые экспортируются из прибрежных стран в Черное море. Фактически, эти суда составляют большинство транзитных судов, проходящих через проливы..

опасность

Именно из-за объема трафика, генерируемого этим шагом, он влечет за собой ряд угроз и негативных последствий как для людей, так и с точки зрения окружающей среды..

Интенсивное движение было одной из самых серьезных угроз для Проливов, поскольку это затрагивает безопасность прибрежного населения и сохранение морской среды.

Есть также сильные токи; иногда они превышают скорость в 6 узлов. Кроме того, есть противоток, ветры, туман и штормы; эти явления сочетаются с узкими проходами и с острыми изменениями адреса из-за критических поворотов. Все это делает Дарданело одним из самых опасных каналов в мире.

В 2003 году турецкое правительство приняло меры предосторожности, чтобы избежать несчастных случаев. В частности, министерство транспорта создало сложную транспортную систему, которая охватывает проливы Дарданелло, Босфор и Мраморный

Его цель — облегчить проход судов через пролив.

В дополнение к опасностям, которые вызывают несчастные случаи, вы также должны оценить влияние загрязнения от морского движения в ограниченном пространстве, например проливов..

Дарданелльская операция (Галлиполийское сражение)

Дарданелльская операция (Галлиполийское сражение 1915-1916) стала символом самых страшных и кровавых сражений тех лет и занимает особое место в истории первой мировой войны. Главные цели операции были: захват Стамбула, вывод Османской империи из войны и открытие морского пути в Россию. Союзники (Великобритания, Франция и Россия) рассчитывали, захватив контроль над столицей Османской Империи, обойти фланги Австро-Венгрии и Германии. Объединенная группа АНЗАК, состоявшая из Австралийского и Новозеландского армейских корпусов, была хорошо вооружена, однако командование было несовершенным. Совместно с британскими войсками, они атаковали турок 25 апреля 1915 г. Однако по причине плохой дислокации после высадки союзные войска оказались в безнадежной ситуации и понесли большие потери в результате почти девятимесячных баталий. Переоценка Великобританией сил своей армии привела к провалу атаки, возглавляемой вице-адмиралом Джоном де Робеком. Во период сражений потери обеих сторон были ужасающими. Союзники лишились 146229 человек (только британцев среди них было 119729), потери турок составили 186000 убитыми, пропавшими без вести и ранеными.

  • Мемориальный комплекс Галлиполи
  • Мемориал Lone Pine – Одно из кладбищ АНЗАК

Ежегодно в память о потерях проводится памятная церемония на месте кровавых битв, а день Анзак объявлен памятной датой в Новой Зеландии и Австралии. Если вы посетите данный регион 25 апреля в день Анзак, то увидите, как множество путешественников из Новой Зеландии и Австралии прибывают на Галлиполийский полуостров, чтобы почтить память земляков, погибших в войну. Тут также сможете подробнее узнать историю Дарданелльской опрации и исследовать этот район, богатый культурным наследием.

География

Очень часто говорят, что Россия не могла захватить Проливы, приводя в пример Дарданелльскую операцию Англии и Франции 1915 года. Мол, раз союзники не смогли, то куда уж этим сиволапым русским?

Вид на Босфор». Художник Максим Воробьёв

Это не совсем так, и главное отличие тут в географии, о чём часто забывают. Северный берег Босфора по обоим берегам — равнинный, южный берег Дарданелл — гористый. Течение(мы говорим о течении на поверхности, ибо в Проливах два течения: одно из них — подводное) в Босфоре направлено из Чёрного моря в Мраморное, и оно довольно сильное — 7,2 км/ч, или 4,5 узла.

На ту же тему Угнаться за прогрессом: реформы флота великого князя Константина Николаевича

Как мы понимаем, фактор течения особенно был важен в парусную эпоху и в самом начале эпохи пара, когда паровые машины были маломощны и несовершенны.

Простой факт времён Крымской войны: в 1853 году союзные флоты Англии и Франции боялись, что русские проведут операцию по захвату Проливов раньше, чем они успеют войти в Чёрное море.

Двадцать второго октября 1853 года винтовые корабли англичан и французов, подняв якоря, попытались пройти вверх по проливу, парусные линейные корабли шли на буксире. Но союзников ждало разочарование.Шарлемань»(машина в 120 лошадиных сил) сВальми» на буксире счёл течение столь сильным, что прекратил буксировку ещё до того, как прошёл пролив сам. Британский винтовой линейный корабльСанспарейль»(500 лошадиных сил) попытался буксировать угольщик, но также потерпел неудачу. Успехом закончились лишь две попытки буксировки: самый мощный(650 л. с.) во французском флоте колёсный пароходофрегатГомер» отбуксировалИену» — хотя и очень медленно. Также новейший винтовой линкорНаполеон»(450 лошадиных сил), взяв на буксир французский флагманВиль де Пари», с впечатляющей лёгкостью преодолел пролив, оставив позади большинство французских и все британские корабли. Союзникам пришлось ждать благоприятного ветра, чтобы войти в Босфор.

Что мы видим? Во-первых, только два винтовых корабля справились с течением Босфора, причём, ведя на буксире ещё кого-то. Остальные же суда даже безнагрузки» с течением справиться не смогли и стали ждать попутного ветра. К слову, это форсирование дляНаполеона» не прошло без последствий — он так основательно посадил машины, что был отправлен на ремонт в Тулон.

Какой вывод напрашивается? В случае русской операции на Босфор течение помогало бы русским кораблям и мешало бы противнику, причём настолько, что сделало бы(по крайней мере на 1853 год) техническое преимущество английских и французских линкоров ничтожным. То есть за счёт течения русский флот получил бы против себя… такой же парусный флот.

Стратегическое значение

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным

Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах. Когда в 2004 году сильно увеличился объем нефтеэкспорта из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными. Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

Чем заняться

Живописное ущелье пользуется огромной популярностью у туристов, которые едут сюда, чтобы насладиться скалистыми пейзажами и впечатляющими видами на горную реку сверху. С хребта открываются красивейшие панорамы, а из крутых склонов тянутся вверх причудливые скалы-останцы, напоминающие руины древних замков и башен. Не менее живописны спускающиеся к реке россыпи «каменных рек» — курумники.

Раскиданные по склонам каменные столбы и останцы имеют свои народные названия. Здесь есть останцы «Сторожевая Башня», «Зуб Бабы Яги», «Зуб Кощея Бессмертного», «Замок Луны», «Замок Принцессы Дарданеллы», «Замок Змея Горыныча», столб «Голова Спящего Рыцаря», «Площадка инопланетян». Прогулка по ущелью не требует наличия специальной подготовки и опыта, маршрут осилят даже дети, естественно, в сопровождении взрослых. Несмотря на простоту маршрута, будет лучше, если в прогулке вас будет сопровождать опытный проводник или экскурсовод.

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

Ущелье «Щёки Дарданеллы». Фото: Вячеслав Сницаренко для ИА PrimaMedia

1 / 8

«Щеки Дарданеллы» – довольно известное и популярное место у любителей водного отдыха. Прорезающее ущелье река Тигровая является традиционным местом открытия сплавного сезона в Приморье, а добротная часть водного маршрута пролегает сквозь «Щёки».

Первые сплавы здесь проводятся возможен во время весеннего половодья, когда тающие на окрестных сопках снега питают Тигровую талой водой. Летом уровень воды в реке падает, однако сильные дожди во время летних тайфунов снова возвращают на Тигровую спортсменов-водников. На участке реки, где проходят сплавы, встречаются препятствия 1 и 2 категории сложности — прижимы, перекаты, шиверы (каменные россыпи в русле), пороги.

Примечания

  1. ↑ Дарданеллы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Дарданеллы // Гоголь — Дебит. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 7).
  3. Яновский А. Е. Дарданелльский пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. X. — С. 137—139.
  4. Harry Thurston Peck. // Harpers Dictionary of Classical Literature and Antiquities. — New York: Harper and Brothers, 1898.
  5. Геллеспонт // Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык с означением их корней / Сост. Михельсон А. Д.. — М.: Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. — 718 с.
  6. Гидрология Средиземного моря / И. М. Овчинников, Е. А. Плахин, Л. В. Москаленко и др.; Под ред. д-ра геогр. наук В. А. Буркова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 375 с.
  7. ↑ . meduza.io (2 ноября 2016). Дата обращения: 11 декабря 2018.
  8. . mk-turkey.ru. Дата обращения: 11 декабря 2018., 20 марта 2017
  9. . www.trend.az. Дата обращения: 11 декабря 2018., 6 марта 2017
  10. . k-window.com. Дата обращения: 11 декабря 2018.
  11. . posmotrim.by. Дата обращения: 11 декабря 2018.

Переходы

Мост Чанаккале 1915 года через пролив Дарданеллы, соединяющий Европу и Азию, после завершения строительства станет самым .

Морской

Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами .

Земля

В марте 2017 года началось строительство моста Чанаккале 1915 года. Мост соединит Сарычай (район провинции Чанаккале ) с азиатской стороны и Килитбахир с европейской стороны в самой узкой части пролива. Это часть запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог.

Подводный

2 подводные кабельные системы, передающие электроэнергию на 400 кВ по мосту Дарданеллы, чтобы питать к западу и востоку от Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первый, расположенный в северо-восточной части пролива, был подан в апреле 2015 года и обеспечивает 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока в 3,9 км от моря. Вторая линия, расположенная где-то посередине пролива, еще строилась в июне 2016 года и обеспечит аналогичные возможности первой линии.

Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus, и выходящие на посадку в Афинах , Сицилии и других местах.

Сбросить «проклятие проливов»

Взгляд на проливы, как ключ к Чёрному морю, разделял и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин. Ещё в начале 1930-х годов в беседе с адмиралом Исаковым он говорил: «Что такое Чёрное море? Бутылка. А пробка не у нас…». Именно тогда — сознавая уязвимость русских позиций на Чёрном море (и на Балтике) — Сталин решил создавать Северный флот. Чтобы хотя бы через арктические трассы иметь свободный выход в Мировой океан. Правда, в 1936 году была Заключена международная конвенция в Монтре (действующая до сих пор). Эта конвенция устанавливала ограничения для прохода военных судов нечерноморских держав через проливы. Нечерноморским государствам (Англии или, к примеру, США) было разрешено отправлять в Чёрное море только лёгкие надводные корабли. Причём общий тоннаж этих кораблей, единовременно находящихся в Чёрном море, не должен был превышать 30 тысяч тонн (а судов одной из держав — 20 тысяч тонн). Военные суда Турции, СССР и других стран, имеющих выход к Чёрному морю, — могли передвигаться через проливы без всяких ограничений. Но все же и в таком виде статус проливов не устраивал Сталина. Потому что конвенция сохраняла исключительный суверенитет Турции над проливами. То есть Турция в любой момент могла закрыть проливы — как бы это было неудобно и как бы это ни нравилось Советскому Союзу. Кроме того, контроль за тоннажем чужестранных судов, входящих в Босфор, опять же был делом «доброй воли» турок. Стоило туркам рассориться с Советами — как они могли позвать к себе на подмогу сколько угодно вражеских кораблей, наплевав на все конвенции. Сталину такая ситуация не нравилась. Но пока приходилось терпеть, ожидая подходящего случая, чтобы сбросить с себя это «проклятие проливов». Подходящий случай, как казалось, представился в конце Второй мировой войны — в 1945 году…

Подвёл «фактор времени»?

Почему же у Сталина ничего не получилось в вопросе проливов? Роковое значение имел фактор времени. Захват проливов был бы вполне реальным, если бы Советский Союз объявил войну Турции году так в 1944-м — когда западные союзники ещё крайне нуждались в русских. Но тогда Сталин не решился — не завершив войны с Германией — открывать ещё один фронт боевых действий. А после краха Германии и Японии в 1945 году было уже поздно. Западные союзники в тот момент думали уже не о дружбе с Россией, а об её «сдерживании». В таких условиях всякое давление на Турцию было обречено на провал. Вскоре после смерти Сталина, 30 мая 1953 года, МИД СССР официально отказался от каких-либо требований к Турции касательно проливов. Вековая мечта российских и советских политиков об овладении черноморскими проливами так и осталась мечтой…

Метки: Англия, СССР, Великая отечественная война, Вторая мировая война, Война и Отечество, Сталин, США, Турция, флот, Чёрное море, пролив, Молотов, Босфор, Дмитрий Соколов, Неизвестный СССР

История пролива

В древние времена пролив назывался Геллеспонтом (Море Геллы). Согласно древнегреческой мифологии, Гелла спасаясь от мачехой Ино вместе со своим братом Фриксом, упала со спины летающего барана с золотой шерстью в водах пролива и утонула. Позже пролив получил новое название от имени Дарданоса, сына Зевса, основателя города Дардания на горе Ида находящейся недалеко от пролива. Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны. Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов. Позже, в мае 334 г. до н. э. Александр Македонский, преодолел Геллеспонт, высадившись в районе легендарной Трои и начал свой знаменитый поход в Азию.

  • Дарданеллы и город Чанаккале – вид с Галлиполийского полуострова
  • Пролив Дарданеллы (Геллеспонт) на карте

Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива, Мехметом II. Завоевателем,  были построены две крепости. Крепость Чименлик – на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре). Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе “замок моря”) построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя “Нусрет” который швартован рядом с крепости у музейного причала.

  • Крепость Килитбахир расположена на европейском берегу
  • Крепость Чименлик и минный заградитель “Нусрет”

Ущелье Щёки

Довольно живописный скальный комплекс в горной долине — участке реки Тигровая, между селами Бровничи и Хмельницкое, где она течёт сжатая с двух сторон высокими сопками. Викимапия.

Этот участок реки Тигровой пользуется популярностью у туристов-водников для спортивного сплава.

В связи с тем, что глубина в реке Тигровой невелика, сплав возможен только во время подъёма воды — в половодье (после таяния снегов) или в паводки (после сильных дождей и летних тайфунов). Сплав по Тигровой проходит через красивейший каньон «Щеки Дарданеллы». Протяженность маршрута около 6 километров. На участке реки, где проходят сплавы, встречаются препятствия 1 и 2 категории сложности — прижим, перекаты, шиверы (каменные россыпи в русле), порог.

На крутых склонах гор возвышаются скалы-останцы, напоминающие руины древних замков и башен, к реке спускаются россыпи «каменных рек» — курумники. Каменные столбы и останцы имеют свои народные названия. Экскурсоводы различают: останец Сторожевая Башня, Зуб Бабы Яги, Зуб Кощея Бессмертного, Замок Луны, Замок Принцессы Дарданеллы, Замок Змея Горыныча, столб Голова Спящего Рыцаря, Площадку инопланетян. Также здесь находилось поселение древних людей.

Уведомляющий знак со стороны с.Хмельницкое —

Традиционный пеший маршрут (длиной порядка 5 километров) по ущелью обычно начинается от моста через реку Тигровая близ села Бровничи.

Осеннее парение Тигровой —

И несколько скучноватое майское утро —

Обычная туристическая тропа начинается от моста по левую руку по течению реки. В начале пути есть пара мест с небольшими ключами, впадающими в Тигровую, которые по большой воде могут причинить неудобство при переходе —

Далее тропа идёт уже более оформленной, переходя в старую дорогу —

По всей видимости это была дорога просеки старой, уже не действующей, ЛЭП —

Периодически вдоль дороги встречаются вот такие камни с насечками —

Самый первый из останцев:

Самое красивое вермя — это, конечно же, разноцветие осени. А мае, когда зелени ещё довольно мало, среди серо-бурого фона выделяются акценты ярко-зелёных хвойников и цветущий буйным цветом рододендрон остроконечный (в народе привычно именуемый «багульником»):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector