Храм успения пресвятой богородицы в печатниках

Содержание:

Архитектура

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах — узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.

Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу

В 1935 г. власти Москвы решили разрушить храм, памятник истории и культуры. Официальной причиной была объявлена «необходимость обеспечить проезд» по Покровке.

Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры.

Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав:


Петр Барановский
архитектор должность

Зимой 1935 г. церковь была снесена. Предварительно демонтировали часть ее декора и иконостас в верхнем храме. Два наличника и лепнику с фасада передали в музей.

Интересно, что, снеся великое творения мастера Потапова, власти сохранили его имя за переулком рядом с бывшим храмом.

Успенская церковь в Новодевичьем монастыре

Православная Успенская церковь в Новодевичьем монастыре (Москва) – действующий храм в старинной женской обители. Адрес: Новодевичий проезд, 1, строение 30 (ближайшая станция метро – Спортивная).

Архитекторы

  • 1685-1687 гг.: Мымрин К.С. — интерьеры, внутренний/внешний декор (декор).
  • 2007 г.: Мищенко Д.Н. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 2013-2014 гг.: Любимова И.Д. — реставрация.

Краткое описание Церкви и трапезной

Успенскую церковь с трапезной к западу от Смоленского Собора построили и освятили в 1685-1687 гг. Оба эти сооружения возвели на подклете. Изначально их окружала открытая галерея на аркадах. Её в начале XIX века разобрали. А у входов в храм и трапезную сделали крытые пристройки с лестницами. Обширная трапезная палата (размером 26,2м x 15 м) внутри здания перекрыли сводом без промежуточных столпов. Для того времени это было большим архитектурным новшеством. В 1796 году здание трапезной сильно пострадало от пожара. Погибла и роспись XVII века. Поэтому в XIX веке художники-иконописцы расписали своды заново. После восстановительных работ, производившихся по проекту архитектора Казакова, церковь приобрела нынешний облик.

Приделы Церкви

В 1812 году в упомянутом храме устроили два придела. Первый — Иоанна Богослова, южный, и второй — Иакова Алфеева, северный. Северный придел соорудили в память избавления 9 октября 1812 года от взрыва, запланированного французскими захватчиками. Южный придел напоминал о существовавшей в колокольне до нашествия Наполеона верхней церкви того же имени. Вверху устроили придел Сошествия Святого Духа.

Закрытие Церкви

Успенскую церковь закрыли вместе со всем монастырем в 1922 году. В 1926 году помещение трапезной обратили в музейный склад, иконостасы разобрали.

О церковном иконостасе и иконах

Деревянный иконостас XVII века церкви Успения установили также в 1945-м году. Ранее он находился в московской церкви Троицы в Хохловке.Одноярусный деревянный иконостас в приделе Иоанна Богослова в правой части трапезной Церкви установили в 1956 году. Все сохранившиеся иконы — более позднего происхождения, как и в алтаре придела. Дошедшая до наших дней роспись трапезной выполнили в XIX веке, возобновили её в 1946 году.

Реставрация иконостаса

В 1980 г. был заключен договор о реставрации на деньги РПЦ иконостаса разрушенной церкви Успения на Покровке. В то время иконостас находился в Преображенском храме. После многолетней реставрации указанный иконостас, как и планировали ранее, перенесли в Успенскую церковь Новодевичьего монастыря. Там он и находится по настоящее время. Собственный церковный иконостас был более чем скромен.

Кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского

В 1964 году по решению светских властей варварски разрушили кафедральный Собор Петра и Павла (Преображения) на Преображенской площади в Москве. После этого находившуюся в Соборе кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского перевели в Успенскую церковь.

О колоколах

Своих колоколов в Успенской церкви нет. По праздникам звонят колокола на монастырской колокольне-церкви Варлаама и Иоасафа.

Примечательный факт

10 августа 1985 года к 300-летию Успенского храма Новодевичьего монастыря он был награжден церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Другие религиозно-культовые объекты на территории обители

Кроме Успенской церкви и некоторых других историко-архитектурных объектов, на территории женской обители расположены также:

  • Смоленский Собор в Новодевичьем монастыре;
  • Надвратная Преображенская Церковь в Новодевичьем монастыре (Москва);
  • Церковь Амвросия в Новодевичьем монастыре (Москва);
  • Надвратная Покровская Церковь в Новодевичьем монастыре;
  • Церковь Варлаама и Иоасафа в Колокольне Новодевичьего Монастыря;
  • Колокольня Новодевичьего Монастыря (Москва);
  • Часовня Прохоровых в Новодевичьем монастыре (Москва).

Современный статус Церкви

Успенская церковь – прекрасный памятник русской архитектуры конца XVII века. Она является неотъемлемой частью единого всемирно известного архитектурного ансамбля – Новодевичий женский монастырь (Москва), включённого ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Наряду с другими храмами обители, указанная Церковь находится под охраной государства.

Возможно, Вас заинтересуют также:

Церковь Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (Москва)

Церковь Иоанна Златоуста в Рождественском монастыре (Москва)

Количество просмотров: 34

Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»

Успенская церковь — сочетание красного кирпича и белого каменного кружева.

Она считалась построенной в стиле «московского барокко». Стиль предполагал широкое использование декора. Именно каменное кружево делало храм ярким и самобытным.

Яркий декор храма виден даже на старом черно-белом фото

Храм был очень высоким и имел два яруса. В нижней части церкви была церковь свт. Петра Московского и придел св. Иоанна Предтечи.

Собственно Свято-Успенская церковь — верхний ярус храма. Она имела 13 глав, или куполов. Это символизировало Христа и Его апостолов.

К храму была пристроена настолько величественная шатровая колокольня, что ее принимали за еще один храм. На второй ярус церкви вела лестница, здесь была устроена галерея. Входящие в храм любовались видами Москвы.

Многоглавая колокольня (справа) сама похоже на церковь

Успенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря: что рядом?

Успенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Введенская церковь ~ 0,1 км. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря ~ 0,1 км

Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря ~ 0,1 км

Надвратная церковь Вознесения Спасо-Прилуцкого монастыря ~ 0,1 км

Спасо-Прилуцкий монастырь ~ 0,1 км

Лазаревская Горбачевская церковь ~ 2,7 км

Свято-Успенский собор Горнего монастыря ~ 3,6 км

Горне-Успенский женский монастырь ~ 3,6 км

Церковь Сретения Господня ~ 3,9 км

Колокольня

Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения «Архангел Михаил». Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.

Сейчас на месте церкви находится сквер

До 1935 г. здесь была Успенская церковь

На месте храма, на пересечении улицы Покровка и переулка Потаповского, находится сквер. В сквере какое-то время работала пивная, затем летнее кафе.

Сохранился дом, где жили служители Успенской церкви. В нем была кофейня, затем — грузинский ресторан. Владельцы заведения не преминули использовать историю памятного места.

В заведении охотно показывают фрагмент стены бывшей церкви — ведь она вплотную примыкала к дому причта.

Остатки декора храма сейчас можно увидеть в Донском монастыре Москвы. Они являются частью ограды обители.

С 2017 г. в Москве развернулось движение за воссоздание Успенской церкви. Ведь сохранились и фотографии, и четрежи, и эскизы. Ежегодно православные верующие проводят молебен на месте храма в праздник Успения.

Неравный брак

Согласно городской легенде, в Успенской церкви произошло венчание дряхлого старика с молодой девушкой, послужившее для художника Василия Пукирева прообразом сюжета его знаменитой картины «Неравный брак». Однако, кто именно послужил прототипами персонажей — неизвестно, на этот счёт существуют разные версии.

Картина была написана в 1862 году. На ней изображён обряд венчания в православной церкви: жених изображён стариком в дорогом костюме, со снисходительным и слегка раздражённым выражением лица, невеста же — почти ребёнок, с заплаканными глазами и безвольным выражением лица.

В середине 19 века вопрос неравных браков и бесправного положения женщин, выдаваемых замуж против их воли, стал довольно острым в России, и картина произвела большое впечатление на современников художника. Её злободневный сюжет и яркое, атмосферное исполнение выдвинули Пукирева на одно из самых видных мест среди русских живописцев.

История Успенского храма

Удивительно, но название Успенской церкви — на Успенском Вражке — дано ей по ней самой. Дело в том, что в прошлом между Большой Никитской и Тверской улицами существовал большой овраг, на котором и была основана церковь. Впоследствии овраг стали называть её именем — Успенский вражек, а потом устоявшийся топоним перекочевал в её название и привёл к необычной тавтологии.

Когда именно на этом месте появилась деревянная церковь — неизвестно, но считается, что она существовала с начала 16 века: первое упоминание о ней датировано лишь 1625 годом, но Никоновская летопись указывает, что в 1531 году на Успенском вражке случился пожар, из чего следует, что она была основана до 1531 года.

В 1629 году деревянная церковь Успения сгорела; восстановить её смогли не сразу, но в 1634 церковь отстроили заново. Ей не суждено было стоять долго, но по хорошей причине: в 1647 году на средства и по заказу дворянина Григория Горихвостова на месте старой деревянной церкви построили новую каменную с двумя приделами — во имя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи. В 1760-1770-х Никольский придел разобрали, а вместо него рядом с Успенской выстроили отдельную Никольскую церковь — в этот период на развитие церкви много жертвуют дворяне Яньковы, усадьба которых с двух сторон обступала её флигелями. На средства Яньковых она обустраивалась и обновлялась. После 1802 года бывшая усадьба Яньковых меняет нескольких хозяев, пока в 1832 году её не покупает богатый купец и предприниматель Сергей Живаго, который становится старостой Успенской церкви. По заказу и на средства Живаго в 1857-1860 годах церковь полностью перестраивается по проекту архитектора Александра Никитина и приобретает привычный современным москвичам вид. Новый храм пышно украшают рельефами и скульптурой за авторством скульптора Николая Рамазанова, а внутри обустраивают 3 престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского.

После Революции храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, как и другие православные церкви, попадает в немилость новой власти, и в 1924 году его закрывают, а в здании размещается Московский областной исторический архив. В советский период храм утрачивает своё декоративное оформление: его обезглавливают, сбивают кокошники с горельефами, а в 1955 году полностью сносят придельную церковь Николая Чудотворца.

В 1979 году храм ожидает неожиданный поворот: в нём размещают междугороднюю телефонную станцию, причём в алтарной части располагают кассу, окошко которой оказывается аккурат на месте Царских врат.

После распада Советского Союза храм в 1992-1999 годах поэтапно вернули Русской Православной Церкви. Здание было восстановлено, в нём возобновились богослужения и были освящены два престола: в честь святителя Николая Чудотворца (в подклете) и Успения Пресвятой Богородицы (главный престол). Также в наши дни при храме существует детская воскресная школа и организуются благотворительные акции в помощь бездомным и неимущим.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке находится по адресу Газетный переулок, дом 15. Добраться до него можно пешком от станции метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии.

? История постройки

Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.

Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.

В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.

После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.

История создания собора длиною в пять столетий

Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.

4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.

25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.

Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.

При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.

Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.

20 мая 1474
произошло сильное землетрясение. Недостроенный храм разрушился

Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.

Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.

Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.

Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.

Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.

Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.

Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.

Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.

12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.

В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.

В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.

15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.

Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.

Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.

С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

? На что обратить внимание при осмотре

Здание храма отлично сохранилось до наших дней. Построен он был так добросовестно, что 10 веков не смогли его разрушить. Своды устояли, купол не рухнул. Но сегодня местные власти заботятся о дальнейшем его сохранении для потомков. От дождя он закрыт деревянными щитами, а стены зашиты в леса.

Фото: Светлана Винокурова

Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы.

Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом.

В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела.


Гостепрееимство Авраама

Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы.

Фреска Святого Причастия

Сегодня Лыхненский храм действует, принимает прихожан, для посетителей предусмотрена парковка, кафе, лавки с сувенирами. Полюбоваться фрагментами фресок можно, войдя внутрь, но фотографировать запрещается.

Интересно то, что в храме есть два важных захоронения: упомянутый уже Сафар-Бей Шервашидзе, не очень уважаемый абхазами, и его внук Георгий.

У стен храма находится одно из семи святилищ Абхазии – Лых-ныха. По сути, это место для языческих жертвоприношений. Так сегодня здесь успешно соседствуют две такие разные, но уникальные, достопримечательности Абхазии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector