Церковь иоанна воина на якиманке

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

Архитектурные особенности

Старинную церковь можно отнести к самым красивым соборам и храмам Москвы. В архитектуре храма на Якиманке гармонично переплетены лучшие традиции украинского и московского барокко. При внимательном взгляде на красочные «пряничные» фасады заметно влияние европейского зодчества, которое появилось в России в годы правления Петра I.

Яркая красно-белая построена «кораблем» — колокольня, трапезная и храм вытянуты в одну линию с запада на восток. Пластика храма очень выразительна. Здание декорировано фигурными наличниками, резными карнизами, балясинами, пилястрами и аккуратными маленькими балконами.

Основа храма – восьмерик на четверике имеет оригинальное инженерное решение, которое напоминает изящную ротонду. Высокая колокольня заканчивается восьмигранным барабаном, а на граненых позолоченных главах красуются ажурные кресты.

Территория храма окружена красивой металлической оградой на кирпичных столбах. Над входными воротами можно увидеть большую мозаику с изображением мученика Иоанна Воина.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Где находится

Адрес

Кронштадтская площадь, 2

Метро

  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект
  • «Автово»

Как добраться

  • Если вас интересует, как добраться пешком от станции метрополитена Проспект Ветеранов, то вам нужно в первую очередь выйти на Дачный проспект, перейти дорогу и двинуться налево. Идите все время по проспекту до Кронштадтской площади, там повернете направо, и храм окажется перед вами. От остановки Метро Проспект Ветеранов вы можете доехать до остановки Лени Голикова на маршрутном такси № 650А или на автобусе № 486 и пройти пешком около 900 метров.
  • Если вы идете от станции метро Ленинский проспект, вам нужно выйти на сам Ленинский проспект, перейти дорогу, повернуть налево и идти вплоть о Кронштадтской площади. Там повернуть направо, и вы окажетесь ядом с храмом. Так же вы можете от остановки Метро Ленинский проспект доехать до остановки Кронштадтская площадь на автобусе № 26, 87, 142, на троллейбусе № 32, 35, 45 или на маршрутном такси № 35, 43, 45, 87, 103, 142, 226, 242, 339, 420 до остановки Кронштадтская площадь и пройти пешком коло 100 метров.
  • В случае, если вы двигаетесь от метро Автово, вам нужно выйти на Автовскую улицу, дойти до Кронштадтской улицы и идти все врем по ней. Затем перейти улицу Маршала Казакова, повернуть налево, дойти до проспекта Стачек и двигаться вдоль него до Кронштадтской площади. Там перейти дорогу, и вы окажетесь у храма. От остановки Метро Автово вы можете доехать до остановки Соломахинский проезд на маршрутном такси № 401А или трамвае № 36, 41, 52 и пройти пешком чуть менее 400 метров. Туда же можно добраться с остановки Проспект Стачек на маршрутном такси № 655.

Правила посещения храма

Правила посещения не слишком отличаются от общепринятых:

  • приходить в храм стоит в приличной, чистой и опрятной одежде;
  • женщина не должна переступать порог храма с непокрытой головой;
  • женщинам запрещено заходить в храм в юбках выше колена;
  • женщинам не разрешено приходить в храм в брюках;
  • в храм нужно приходить заблаговременно, чтобы не опоздать на службу, успеть поставить свечи;
  • при входе в храм следует перекреститься и совершить поклон с молитвой, в сторону алтаря внутри храма сделать то же самое;
  • во время богослужения не следует ходить по храму, ставить свечи;
  • женщинам запрещается прикасаться к святыням и совершать таинство Причащения с накрашенными губами;
  • в храме не следует громко разговаривать, смеяться и шутить;
  • во время богослужения сидеть можно только нездоровым;
  • не стоит постоянно менять свое местоположение;
  • молиться следует тихо и скромно, не стоит демонстрировать свои чувства и эмоции (стоять на коленях, громко плакать, поднимать руки к небу);
  • если кто-то из прихожан делает что-либо не правильно, не стоит делать замечания или одергивать;
  • в храме запрещено сквернословить;
  • не стоит отвечать грубостью на замечания;
  • при выходе из храма следует трижды поклониться и окрестить себя крестным знаменем с молитвой и благодарностью.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Храмы Иоанна Воина

Всего насчитывается двенадцать церквей и часовен имени святого Иоанна Воина в нескольких странах. В Украине: Донецк, Полтава, Николаев, Харьков, Дружнивка (Донецкой области), Кременчук (Полтавской области), Киев. В России: Ростов-на-Дону, Краснодар (у Высшего Военного Авиационного училища лётчиков), Владикавказ, Новокузнецк, Москва. Ниже мы изложили подробную информацию о двух самых популярных и известных храмах имени святого Иоанна.

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Церковь Иоанна Воина впервые упоминается в исторических документах в 1625 году как «Церковь Иоанна Воинственника«. Месторасположение тех годов — берег Москва-реки, ближе к Крымскому мосту. Сегодня там начинается территория Центрального Дома Художников и пересечения Якиманского и второго Бабьегородского переулков. Здание находилось под горой и постоянно поддавалось затоплению усиливающимися разливами водоёма. Так продолжалось вплоть до 1786 года, пока не был возведён Водоотводный канал.

Само строительство храма началось благодаря стараниям воинов-стрельцов, чьим покровителем считался Святой Иоанн Воин. Первое вариант храма был возведён в довольно короткие сроки, однако простоять ему было суждено недолго. Так как после стрелецкого восстания все они, вместе со всеми их семьями, были выселины из города. Церковь осталась пустовать, а вскоре была затоплена во время страшного наводнения.

По одной из народных легенд, Пётр Первый проезжал по Якиманке и увидел храм в воде, к которому миряне массово плывут на лодках. Царя поразило увиденное, и он приказал перестроить этот храм, но уже на возвышении у самой Большой улицы. Пётр выделил большой бюджет и прислал план. На этом его помощь не закончилось, он лично приезжал контролировать процесс возведения.

На освящение церкви в 1717 году Пётр Великий прислал сосуды из чистого золота, картину и пудровую гирю на массивной цепи, которую повесили на ваходе для того, чтобы прихожане помнили о соблюдении порядка во время прохождения богослужений. Интересный факт: на картине, подаренной храму Петром, виднелась надпись: «Аптека, врачующая грехи«.

Храм Иоанна Воина на Якиманке расписание

Расписание храма Иоанна Воина на Якиманке постоянно меняется, потому лучше перед визитом уточнить актуальную информацию на официальном сайте. Однако храм работает ежедневно. Проводятся утренние и вечерние литургии, всенощное бдение, вечерний молебен, малая вечерня, водоосвящение, литургии с выносом Животворящего Креста, литургии с полиением, ранние литургии, а также литургии с чином Божией Матери.

Состав притча: исполняющий обязанности настоятеля протоиерей Геннадий Героев, протоиерей Георгий Мезенцев, протоиерей Алексей Палинов, иерей Антоний Смирнов, диакон Даниил Семин.

Храм Иоанна Воина Новокузнецк

Храм Иоанна Воина расположен на самой окраине города Новокузнецк, неподалёку от шахты «Зыряновская». Дорога к нему лежит через крутой подъём, который достаточно сложно осилить пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями. Выполнено построение из резного дерева. Из него же выполнен большой православный крест, виднеющийся на холме справа от храма. Его установили в честь погибших на работе шахтёров. Церковь окружают маленькие посёлочные домики и прекрасные пейзажи. Из окна сразу можно заметить лик Божьей Матери.

В храме Иоанна в Новокузнецке проводят обряд изгнания бесов. Православная церковь считает любую физическую болезнь следствием болезни духовной, которую также нужно лечить: посещать богослужения, молиться, причащаться, соблюдать пост, исповедоваться, а в крайних случаях — обращаься за бесоизгнанием. Святой отец отмечает, что по-настоящему бесноватые люди на самом деле встречаются крайне редко. В основном люди, пришедшие за очищением впадают в транс, начинают говорить разными голосами на неизвестных никому языках, лаять, мяукать, кричать, использую обсценную лексику.

Храм Иоанна воина в Новокузнецке расписание

  • Понедельник: отчитка с 10.00.
  • Четверг: отчитка с 10.00.
  • Пятница: молебен с акафистом Богородице с 10.00.
  • Пятница: вечерняя служба с 16.00.
  • Суббота: Божественная Литургия с 8.30, панихида.
  • Суббота: вечерняя служба с 16.00, исповедь.
  • Воскресенье: Божественная Литургия 8.30, по окончании молебен.

История

Об Ивановском монастыре, «что под бором», впервые упоминается в летописных документах 1415 г. в связи с появлением на свет будущего великого князя Московского и Владимирского, а позже и Всея Руси, Василия II. Приставка в названии говорит, видимо, о том, что Заречье в XV в. славилось густыми лесами.

Храм в вечернем освещении, ОЦАД в fb

Сама обитель в 1530-е гг. была переведена на вершину одного из холмов (ныне — Ивановская горка), в пределы восточной части Белого города, а каменная монастырская церковь, возведенная в 1514 г. вместо деревянного храма Алевизом Фрязиным (Алевиз Новый) по велению отца Ивана Грозного — Василия III, превратилась в приходскую.

Важным событием в истории церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи стала торжественная встреча у ее стен мощей святых Черниговских мучеников — князя Михаила и боярина Феодора — Иваном Грозным и всем честным народом в 1578 г. Их доставили из освобожденного от поляков Чернигова крестным ходом. В память об этом событии напротив Иоанно-Предтеченского храма была возведена церковь в честь Черниговских чудотворцев — сначала из дерева, а в 1675 г. — из камня.

Иоанно-Предтеченский храм под Бором серьезно пострадал во времена Смуты в начале XVII в., однако оригинальный «алевизовский» подклет и некоторые фрагментарные участки стен сохранились до наших дней. Церковь была восстановлена в 1650-х и обновлена в 1675 г. Возведение новой трапезной с двумя приделами и отдельно стоящей колокольни началось на средства купцов Замятиных уже в следующем веке. Процесс затянулся на несколько десятилетий, поэтому в архитектурном облике комплекса прослеживаются разные стили. В конце XIX — начале XX вв. в храме осуществлялись объемные реставрационные работы, были обновлены иконостас и росписи. В проекте восстановления принимал участие архитектор Ф. Шехтель.

Вид на колокольню с Пятницкой улицы, Lyudmila_Klyopova

После октябрьских событий 1917-го храм Иоанна Предтечи под Бором, как и многие другие церкви, был закрыт. Окончательного разрушения удалось избежать, однако церковь была обезглавлена, а ее помещения отдали под нужды Управления продовольственными товарами. В ходе подготовки к летней Олимпиаде-80 здания подворья привели в порядок, стены покрасили, восстановили купол, крест и забор. В храмовом помещении разместился выставочный зал с экспозицией «Художественного стекла», на втором ярусе колокольни расположилась художественная мастерская.

В 1990-х началась борьба за возвращение храмов Черниговского подворья прихожанам. Службы в Иоанно-Предтеченской церкви стали проводиться с 1997 г. Первая архиерейская Литургия состоялась 11 сентября 2010 г.

Новый этап реставрации комплекса стартовал в 2012 г. Обновленный храм освящен в ноябре 2015 г.

Роспись сводов, ОЦАД в fb

Святыни храма Иоанна Воина на Большой Якиманке

Южный придел храма — во имя св. Гурия, Авива и Самона, покровителей замужних женщин. Здесь выставлена икона с их образами. Придел с северной стороны — во имя св. Димитрия Ростовского. Тут находится икона богоотца Иоакима и св. Анны с 80 клеймами. Ранее она находилась в разрушенной в 1969 г. церкви Благовещения в Голутвинской слободе, в приделе во имя Иоакима и Анны, в честь которого в конце XVIII в. была названа Большая Якиманка.

Приставной придел освящен во имя обезглавленной собственным отцом великомученицы Варвары — защитницы от насильственной смерти и внезапной кончины. В церкви хранится чтимая икона и «ее перста с кольцом». Икону перенесли из храма Варвары на Варварке.

Храмовые святыни, furs.st

Перед иконостасом можно увидеть почитаемую храмовую икону св. мученика Иоанна Воина с житием, а также образ Спасителя. В храме есть иконы:

  • Богоматери Владимирской с клеймами;
  • Василия Блаженного;
  • Анны Кашинской;
  • Серафима Саровского;
  • Спаса Смоленского;
  • Николая Чудотворца и др.

Два последних образа XVII в. были сняты с башен Московского Кремля — Спасской и Никольской, а икона Василия Блаженного раньше была в одноименном храме на Красной площади. Сегодня в церкви хранится более 150 частиц мощей угодников божьих.

Святыни храма

Сегодня в церкви хранится множество старинных икон, часть которых попала сюда из других храмов, закрытых в советское время. В частности, здесь находятся:

  • Икона праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами. Это храмовая икона из одноименной церкви, которая когда-то дала название самой улице (Якиманка) и была снесена в 1970 году. Иоаким и Анна — почитаемые православной церковью родители Пресвятой Богородицы.
  • Икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары. Этот образ также был перенесен сюда из закрытого, а позднее разрушенного храма. Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском и была казнена собственным отцом-язычником за то, что отказалась отречься от христианства. Сегодня она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти и покровительницей горняков, пожарных и альпинистов.
  • Икона мученика Иоанна Воина, в честь которого и освящен храм. Святой Иоанн жил во времена римского императора Юлиана Отступника и служил в его воинстве. При этом он тайно помогал христианам, которые в то время подвергались гонениям, за что и был брошен в темницу.
  • Икона Божией Матери Владимирской с клеймами. Это один из самых почитаемых в Русской православной церкви образов Богородицы. По преданию, самая первая из таких икон была написана евангелистом Лукой.
  • Икона мучеников Гурия, Самона и Авива. Эти святые считаются покровителями брака и замужних женщин.
  • Икона Василия Блаженного. Василий, Христа ради юродивый, жил в Москве во времена Ивана Грозного. Он прославился многими чудесами, которые совершал как при жизни, так и после смерти. В наше время Василий Блаженный считается покровителем всех обманутых и обездоленных.
  • Образ Спаса Смоленского. Когда-то эта икона хранилась в часовне возле Спасской башни Кремля. Образ был написан в 1514 году в честь освобождения Смоленска от литовцев.
  • Икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей. Святая Анна Кашинская была супругой Тверского князя и жила во времена татаро-монгольского нашествия. Судьба ее сложилась трагически: ее муж, двое сыновей и внук были казнены монголами. После их гибели, Анна приняла монашеский постриг, а позднее — схиму. Считается, что она помогает людям, потерявшим своих близких.
  • Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Иеромонах Серафим Саровский, один из самых почитаемых русских святых, жил в XVIII—XIX веках. Он прославился своими духовными подвигами, строгим аскетизмом и многочисленными чудесами.
  • Аналойная икона Христофора (Надеждина) — бывшего настоятеля храма. В 1922 году он был арестован и расстрелян ЧК по надуманному обвинению. В августе 2000 года настоятель был канонизирован Архиерейским Собором в чине священномученика.

Святыни храма

А также в храме хранится образ св. Николая из часовни Никольской башни, частицы Гроба Господня и частицы более 150 угодников Божьих в иконах и ковчегах.

Годы богоборчества

В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.

Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.

Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.

Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.

Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.

Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.

 Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.

 Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.

 Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7

 ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75

Архитектор и внешняя отделка храма

Поскольку инициатором восстановления храма выступил Петр I, реконструкцией занимался его архитектурный фаворит – Иван Зарудный, который был автором нескольких масштабных построек. Внешняя отделка выполнена в стиле русско-украинского барокко, характерного для всех проектов Ивана Зарудного. Выполнена постройка по схеме «храм-трапезная-колокольня».


Храм Иоанна Воина — проект достопримечательности.

В целом, внешняя отделка храма характерна для московского стиля тех времен, но заметно и европейское влияние, что свойственно было эпохе Петра I. Фасад здания оформлен в ярких цветах. Карнизы завершаются полукругом. А колокола имеют особое звучание в этом храме. Якиманка украшена резным черным забором храма Иоанна Воина, а также территория облагорожена деревьями.

С 1991 года начинается новая жизнь храма, после возращения его Русской Православной Церкви

В 1991 году храм вернули верующим. В этот момент храм находился в ужасном состоянии.

Первая литургия состоялась на Пасху в 1993 году  в небольшой части Никольского придела.

Постепенно храм стали восстанавливать. В 1996 году, а затем в 1998 на храм решил приехать посмотреть Святейший Патриарх Алексий,  и проверить, в каком состоянии он находится на данном этапе.

В 1996 году в храм Иоанна Богослова с проверкой о проведении ремонтных работ, после ужасного запустения, приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Полное восстановление храма внутреннего и внешнего облика продолжилось до 2011 года. Столько лет потребовалось, чтобы провести все необходимые работы по восстановлению этого замечательного храма.

Только в 2012 году были закончены все работы, в том числе и по благоустройству территории возле храма.

При храме действует церковная приходская библиотека, воскресная школа.

Проводятся различные мероприятия, открыт Библейский кружок. При храме также создан молодежный театр «Сказки из ларца», в котором участвуют не только дети, но и их родители.

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 19.00, в воскресение до 18.00 часов.

Святыни и мощи храма

Главная святыня храма – мощи святого пророка и икона «Рождество Иоанна Предтечи». На ней стоит авторская подпись и точная дата создания.

Она и еще 2 иконы: «Богоматерь Рудненская» и «Спаситель Иисус Христос» преподнесены храму в подарок ко дню его освящения, и по-прежнему занимают почетные места в иконостасе. Мощи храмовой святыни, хранящиеся в специальном ковчеге, в воскресные и праздничные дни выносятся для поклонения после поздней литургии.

Церковь гордится наличием в ней множества древних образов:

  • икона великомученика Иоанна Воина, конца XVII века;
  • икона Богоматери Никейской, конца XVII века;
  • икона Богоматери Всех Скорбящих, начала XVIII века;
  • икона «Неопалимая Купина», датируемая XVIII веком;
  • икона Ветхозаветной Троицы, начала XVIII века.

А также образами прославленных святых:

  • Иоанна Кронштадтского;
  • Амвросия Оптинского;
  • Ксении Петербургской;
  • Максима Грека.

В 2008 г. храм приобрел частицу останков Серафима Саровского и мученицы Татианы.

История, достопримечательности и святыни храма

  • В XVII веке современная Якиманка была заселена в основном стрельцами и мастеровыми-лучниками (не зря же эта местность так и называлась – Малые Лучники). Именно эти люди ввиду особенностей своей профессии избрали себе в покровители Иоанна Воина, издревле считавшегося на Руси помощником и хранителем представителей военного ремесла.
  • Первая деревянная и очень быстро обветшавшая Иоанновская церковь стояла чересчур близко к Москве-реке, так что во время половодья прихожане вынуждены были подплывать к ней на лодках. Эта картина, попавшаяся на глаза Петру I аккурат после победной битвы под Полтавой, не на шутку возмутила государя: дескать, так-то мы почитаем покровителя воинов, да еще в разгар русско-шведской кампании. По государеву велению и благодаря его же финансовой поддержке началось строительство нового каменного храма на близлежащем возвышении.
  • Праздничный и нарядный, Иоанновский храм гармонично сочетает черты московского и украинского барокко. Его многоцветный декор радует взгляд, утомленный будничной серостью современного мегаполиса: крыша выстлана ярко-зелеными листами, красные стены контрастируют со стройнящими храм белыми колоннами, подчеркивающими сходство его формы с ротондой, черепица у основания куполов выложена желто-зеленым мозаичным орнаментом.
  • Внутреннее убранство храма может достойно посоперничать с его внешним обликом. Все иконы храма облачены в роскошные золотые оклады, центральный купол щедро украшен фресками и белоснежной лепниной. Резной позолоченный иконостас не всегда принадлежал храму Иоанна Воина: первоначально он был создан для Трехсвятской церкви у Красных Ворот. Но этот храм сравняли с землей в неспокойные 1930-е, а иконостас обрел вторую жизнь в Иоанновской церкви.
  • Рядом с пышностью храма его колокольня выглядит несколько сдержанно и даже суховато – но кто сказал, что это плохо, и не является ли гармония сочетанием разного? Зато уж ограда полностью соответствует пышности и великолепию Иоанновской церкви: изящные кованные ветви с листочками переплетаются в прихотливые узоры.
  • Среди святынь храма немало почитаемых реликвий из московских храмов, не переживших период иконоборчества. Многих из этих храмов уже нет в помине, а их святыни живут в стенах Иоанновской церкви. Среди самых почитаемых реликвий – икона Богородицы, названная «Владимирской», икона Иоакима и Анны, икона великомученицы Варвары, икона Иоанна Воина, образ Спаса Смоленского и мощи более 150 святых угодников.

Примечания

  1. 12 П. В. Сытин, «Из истории московских улиц», М, 1948
  2. 12 [www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?6_2167 Храм во имя св. мч. Иоанна Воина на Якиманке]
  3. Козлов В. Хроника разрушений. Год 1928-й // Архитектура и строительство Москвы. 1990, № 12. Стр.25
  4. [www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuBc8GZdeGcfG0Js8XVsevYfi*UU8iZei4ZdO8ctk* Надеждин Христофор Алексеевич]
  5. [www.danuvius.orthodoxy.ru/Pitirim.htm#_Toc122605860 О. Александр Воскресенский] Запись мемуарных очерков митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева)
  6. [krotov.info/history/21/krivoshein.html Никита Кривошеин]
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector