Интересная информация о царь-колоколе

Подготовительный этап

Моторин в начале работы создал небольшой образец (весом 12 пудов) для примера, по которому были сделаны чертежи. Созданный проект с чертежами направили в Петербург для утверждения. Процесс подготовки и ожидание утверждения занял 2 года.

Для отливки исторического достояния использовали несколько видов металлов: смесь новых металлов и сплав металла от Большого Успенского колокола, который раскололся во время пожара в Кремле в 1701 г. Такая работа с металлами называется литейной. Раскаленный металл заливают в определенную форму, ждут его охлаждения и получается какое-то изделие. По этой технологии изготавливался колокол.

Использование металлов требовало точных расчетов. Необходимо было погрузить в печи определенное количество металла во время второй отливки. В лаборатории по завершению анализа определили, какой металл и в каком количестве использовался при создании литейного памятника.

В состав изделия входят следующие металлы:

Металл Процент содержания
Медь 84,51%
Олово 13,21%
Сера 1,25%
Золото 0,036%
Серебро 0,25%

Популярные темы сообщений

  • Финики Финики — это сладкие съедобные плоды финиковой пальмы, которые с древности очень ценятся. Самым популярным и известным сортом считается деглет нур за его отменный вкус и хорошее качество.
  • Круглые черви Круглые черви (или по-другому нематоды) – это черви, имеющие первичную полость тела, обитающие в водоемах и почве. Большинство видов круглых червей ведут паразитический образ жизни, поэтому размер их тела относительно небольшой,
  • Медь Медь – это металл, который в отличие от многих других металлов, кроме золота, осмия и цезия, имеет не серую или серебристую окраску, а золотистый цвет с розовым оттенком. При окислении цвет меди становится желто-красным.

Разновидности колоколов

В сочинении или докладе о колоколах можно написать также об основных разновидностях. Их существует всего три, они основаны на размерах инструментов:

  • большие;
  • малые;
  • средние.

Большие колокола ещё называют благовестниками. Их звон предупреждает прихожан о начале богослужения. Они могут быть праздничными, воскресными, постовыми, простодневными. Первые используют во время главных православных торжеств. В них звонят на Пасху, Рождество, Благовещение. Вторые применяются только по воскресеньям, отсюда и названия. А третий вид можно услышать только во время постов. Ежедневно звонят простодневные колокола. Есть ещё полиелейные, которые играют во время соответствующей службы.

Малые устройства ещё называют зазвонными. Это инструменты небольшого размера, обычно они объединены в один комплекс. Чаще всего их применяют совместно с большими колоколами, чтобы добиться трезвона. Один раз они играют перед вечерней службой, дважды перед утренней, а три раза малые колокола звонят в начале любой Божественной литургии.

Средние или подзвонные устройства предназначены всего лишь для украшения общего звучания. Об этом стоит рассказать в сообщение по музыке о колоколах для 5 класса или на уроках в воскресной школе. Эти инструменты более крупные, чем малые. Но их также соединяют в связки и прикрепляют к фонарному столбу.

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г. картинки

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.. В середине августа 1836 г

«царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

«Монархическая династия»

Испокон веков Россия славилась колокольным звоном. Поэтому неудивительно, что одной из главных достопримечательностей нашей страны является Царь-колокол. Статья по теме Тайницкая башня: как итальянский архитектор русских зодчих строить учил

«Голос» уникального колокола так никогда и не прозвучал, что со временем и стало одной из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание — такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Собственно говоря, тот Царь-колокол, который теперь известен всему миру, является продолжателем целой «царской династии». Первый русский «Царь-колокол» был отлит в начале XVII века и верой и правдой прослужил москвичам около 50 лет. Но в результате сильного пожара в Москве 40-тонная громадина рухнула на землю и разбилась.

В 1654 году был отлит новый Царь-колокол, причём на его отливку пошёл и металл, оставшийся от предшественника. Этот «монарх», весивший более 130 тонн, повторил судьбу предшественника — прослужив полвека, во время очередного московского пожара в 1701 году упал с колокольни и разбился.

Петру Великому, которого больше интересовали пушки и корабли, было не до колокола.

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на территории Московского Кремля

  • Назад

  • Вперед

Исторические сведения

Праобразом современных колоколов считаются китайские инструменты небольших размеров. Они были изготовлены в 23−17 веках до н. э. Мастера Поднебесного государства использовали их для музыки. Такие устройства стали праобразом для карильона, известного в Европе.

Старый Свет долгое время запрещал использовать эти инструменты, так как связывал их с язычеством. Хотя в Средневековье колокола стали символизировать религию и церкви. Их поверхность покрывали гравировками с краткими притчами из евангелия. А некоторые детали носили названия частей человеческого тела: язык, губа, уши, тулово. В Византии появилась традиция освящать колокол. Её позаимствовала и Киевская Русь.

У всех устройств сходное строение, основные детали:

  • хомут — основа, на которой держится колокол;
  • корона — своеобразная ручка, за которую его подвешивают;
  • голова — верхняя часть;
  • талия — середина устройства;
  • губа — самая широкая часть;
  • язык.

Интересные факты и тайны Царь пушки

Непостроенный памятник

Во время отступления французской армии, в 1812 году, была взорвана большая часть кремлевского Арсенала. У большинства артиллерийских приспособлений сгорели лафеты, поскольку они были изготовлены из дерева, при этом знаменитая пушка не пострадала.

В 1819 планировалось возведение памятника, олицетворявшего мощь русской армии и победу в войне 1812 года. Услышав об этом, известный архитектор Анри Монферран, предложил установить Царь-пушку и другое массивное русское орудие — Единорог, в центре композиции у ворот Арсенала. Обе гигантских пушки должны были быть установлены на зеленые остовы из дерева, окованные металлом черного цвета. Несмотря на то, что проект памятника был утвержден его так и не построили.

А был ли выстрел

Поскольку документы о возможном боевом применении российского колосса и его испытаниях не сохранились, ученые до сих пор спорят на тему: «а был ли выстрел из пушки?»

Считается, что поскольку ствол Царь-пушки внутри не был зачищен после изготовления и внутри имелись неровности и наплывы металла (до 20 мм), а также горелая земля, некоторые ученые пришли к выводу, что из оружия не было произведено ни одного выстрела.

Однако в 1980 году артиллерийский колосс обследовался и ремонтировался на заводе в городе Серпухов. Специалисты установили, что как минимум один выстрел из орудия был произведен. Вероятнее всего, это была пристрелка. Печать мастера, найденная внутри ствола, подтверждает это мнение, поскольку именное клеймо могло быть поставлено только в случае проведенной проверки оружия. Также в стволе Царь-пушки были найдены частицы пороха и нагар, что подтверждает гипотезу о произведенном выстреле.

Еще одна гипотеза, которую поддерживал известный русский поэт Николай Гумилев, предполагает, что этот единственный выстрел был произведен прахом царевича Лжедмитрия.

Любопытная информация

Интересные факты о царь колоколе:

  1. Царь-колокол ни разу не звонил. Стоит отметить, что для него даже был отлит язык. Хотя тот, что находится на постаменте, принадлежал другому колоколу.
  2. Аналогичное название имеет самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры. Отлитый в 1748 году он весил 64 тонны, но был уничтожен в 1930 году. Вначале 2000-х на колокольню лавры установили новый «Царь-колокол» весом 72 тонны.
  3. В начале Великой отечественной войны в Царь-колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Сам он был перекрашен и замаскирован от авиа ударов.
  4. Генерал Деникин, во время Гражданской войны выпускал тысячерублевые купюры, на которых был изображен Царь-колокол. Обесценившиеся деньги Крымчане прозвали «колокольчиками».
  5. Согласно химическому анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 525 килограмов серебра и 72 килограма золота.

Дважды делались попытки восстановить Царь-колокол, однако, в итоге решили отказаться от этой затеи, предположив, что после процесса спайки звучание колокола будет не достаточно хорошим. В 1936 году этот образец достижений литейного искусства России становится самостоятельным памятником, который расположился на постаменте в московском Кремле. Эта легендарная достопримечательность и по сей день находиться там же.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

Описание Царь-Колокола

Колокол на территории Кремля поражает посетителей своими размерами и величественностью.

Высота колокола составляет 6,14 метров, диаметр — 6,6 метров. Весит Царь-колокол около 202 тонн.

Над созданием рельефного орнаментального украшения работали лучшие петербургские мастера резьбы по дереву. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы — изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостола Петра, Анны Пророчицы. Изображенные здесь святые являются небесными покровителями Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты царственных особ — императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. Есть на колоколе и надписи, раскрывающие исторические данные о его строительстве и судьбе. После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась держава с позолоченным крестом.

Версии повреждения

По завершению работ мастера сделали неутешительный вывод – гигантский колокол было невозможно поднять на поверхность. Он так и остался лежать в литейной яме. В 1737 году в Москве произошел печально знаменитый Троицкий пожар. Согласно главной версии вследствие пожара загорелась деревянная постройка над ямой, что привело к падению колокола и отколу большого фрагмента в 11 тонн. 

Есть и другие версии повреждения колокола. Некоторые исследователи считают, что пожар просто послужил оправданием технологической ошибке, произошедшей в результате нарушений правил отливки. Другие полагают, что колокол треснул из-за того, что его поливали ледяной водой во время пожара. Нельзя исключить вариант падения колокола при попытке поднять его.

Интересные факты о Царе-колоколе

Во время Великой Отечественной войны внутри колокола размещался узел связи Кремлевского полка, а его поверхность пришлось покрыть специальной краской для маскировки. 

Уже в наши дни не раз высказывалось желание водрузить колокол для того, чтобы услышать его звучный бой. Специалистам пришлось умерить пыл желающих увидеть колокол в действии. Не говоря уже о том, что такие работы были бы очень сложными и дорогостоящими, получить звук от исполина не все равно удастся, для этого он слишком огромен. К тому же, оказалось, что язык колокола был взят у другого изделия. 

Исследования доказали, что оптимальный вес для звонящего колокола составляет 32 тонны. Самый крупный из действующих – колокол на Троице-Сергеевой Лавре, вес которого достигает 72 тонн. 

Хотя Царь-колокол не издал за свое существование ни единого звука, он продолжает восхищать своим величием и красотой тысячи туристов, ежедневно посещающих российскую столицу.

На главную — Чем заняться — МУЗЕИ, ПАРКИ, ШОПИНГ, ЭКСКУРСИИ

Все права защищены. Россия 360o 2020.

Описание Царь-Колокола

Колокол на территории Кремля поражает посетителей своими размерами и величественностью.

Высота колокола составляет 6,14 метров, диаметр — 6,6 метров. Весит Царь-колокол около 202 тонн.

Над созданием рельефного орнаментального украшения работали лучшие петербургские мастера резьбы по дереву. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы — изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостола Петра, Анны Пророчицы. Изображенные здесь святые являются небесными покровителями Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты царственных особ — императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. Есть на колоколе и надписи, раскрывающие исторические данные о его строительстве и судьбе. После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась держава с позолоченным крестом.

Из истории

Предыдущие колокола

Как стало известно, знаменитый на весь мир Царь-колокол, не был самым первым. Как выяснилось, ранее уже были изготовлены несколько огромных колоколов. Один из первых колоколов был изготовлен в последние годы XVI века, по приказу царя Бориса Годунова. Установили первого гиганта на одной из площадей Кремлёвского комплекса. На огромную диковину приходили посмотреть и москвичи, и заезжие иностранцы.

Весом он был 33,5 тонны, и исправно служил 50 лет, но также пострадал в пожаре Москвы.

Но и этот колокол оказался не прочным — он разбился от удара, и через год его стали переплавлять. Новый колокол изготавливали в течении 10-ти месяцев.

Спустя 6 лет колокол упал с колокольни, но не разбился. Назад его вернули только через 13 лет, но и он оказался не долговечным — также, как и первый колокол, он пострадал в пожаре.

Работы над Царь-колоколом

Пожелав оставить потомкам память о своём правлении, царица Анна издала указ — изготовить колокол, равных которому ещё не было на свете.

Весить он должен был 200 тонн. Не найдя мастеров за границей, стали искать на Руси. И нашли, два мастера колокольных дел, отец и сын. На их счету уже было больше 10 колоколов, и некоторые и сейчас висят в Кремле.

Работы по проекту заняли не один год. Для начала мастер выполнил макет, и послал её со всей документацией царице. Проект был одобрен, и мастер приступил к работе. Начало изготовления было положено в Кремлёвском дворе, так как колокол должен был быть колоссальных размеров, и позже его было бы невозможно сдвинуть, производись работы где-то в другом месте.

Была зима 1733 года, на одной из площадей Кремлевского комплекса вырыли яму, на 10 метров в глубину, она находилась в окружении печей для литья. Кожух для изготовления колокола должен был подниматься специальным подъемником. Даже сами печи для литья были огромны — в каждую вмещалось по 50 тонн сплава.

Для подстраховки мастер заказал ещё 5 тонн олова и 16 тонн медного материала. Через десять месяцев, к осени следующего года, мастер получил все дозволения, были проведены торжественные службы, и церковь благословила новое дело.

Сразу за этим начались работы, в составе 200 исполнителей.

Но работа сразу не заладилась — печи уже были полны сплавов, и добавлялись всё новые и новые объемы металлов. А почти через 2 суток, во время работы выяснилось, что печь была с дефектом, и медь пролилась мимо кожуха. Чтобы не останавливать работу, печь стали ремонтировать во время процесса изготовления, из-за чего едва не сгорело всё вокруг.

Мастерами было принято решение — оставшиеся металлы плавить в двух рабочих печах, и добыть ещё 106 тонн сплавов. Источником металлов послужили колокола и пушки из пушечно-литейного производства.

Ещё через сутки стало ясно, что придётся остановить работы и ремонтировать печи. Пока проводились ремонтные работы с печами, мастер-отец скончался, и все работы остались на сыне. Печи были отремонтированы, работы закипели в ускоренном темпе — теперь здесь уже было 600 исполнителей, все защитные средства от пожара были приготовлены, и изготовление полностью завершили в течении 2-ух дней.

Все габариты колокола соответствовали заказам царицы.

Поломки

В 30 годы XVIII века, в Москве случился большой пожар, колокол хотели спасти, и в это время он соскользнул с помоста, треснул в 10 местах, и образовался скол куска, весящего 12 тонн.

Существующие версии

Первая версия гласит, что колокол ещё не был готов к началу пожара, и быстро его охладив, мастера испортили металл.

Вторая версия нам рассказывает, что колокол упал, когда его поднимали.

Третья версия — состав сплава и нарушение технологии повлияли на качество металла.

И наконец, четвёртая утверждает, что колокол уже висел и упал из-за пожара.

Учёные нашего времени уверены, что причиной скола послужило именно неправильная технология. Так как материал для сплава был достаточно пластичен, к тому же у колокола была решетчатая подставка, и упасть именно туда, где его изготовили он просто не мог.

Большая часть учёных уверены, что колокол всегда находился в яме — его просто, так не разу и не смогли поднять. Более ста лет гигант хранился в земле — вытащить его было просто невозможно.

В один из периодов XIX века проводились даже экскурсии, прямо в яме — были установлены леса и перила, а поверхность ямы очищена от мусора. И только в 1836 год стал годом извлечения колокола из ямы.

Где находится Царь-пушка?

Изначально пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади – с ней царская трибуна производила большее впечатление. Орудие стало символом военной мощи русского государства и как бы охраняла Покровский собор и Спасские ворота. Кстати, о Лобном месте мы уже писали.

В начале XVIII века в Кремле построили Арсенал, и Царь-пушку переместили в его внутренний двор. Век спустя, когда наполеоновские войска отступали, они взорвали большую часть Арсенала и сожгли все пушечные опоры.

В 1835 году орудие поставили на декоративную чугунную опору и установили всю эту конструкцию у главных ворот Арсенала.

С 1960-х и поныне стоит Царь-пушка в Кремле, между церковью Двенадцати апостолов и церковью-колокольней «Иван Великий», с западной стороны Ивановской площади.

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.». 

Идея сооружения памятника

История создания монумента неоднозначна, как может показаться:

  • Экземпляр, который находится сейчас в Москве, не первый и не единственный в своем роде. Был еще его предшественник, сделанный в 1600 г. Вес изделия доходил до 40 т. Так началась история возникновения архитектурного памятника.
  • В середине XVII века данный экземпляр разбился, и сразу было принято решение выплавить новую модель, которая отличалась большими размерами. Вес данной модели составлял 130 тонн, но и она продержалась недолго (до Рождества 1654 г.).
  • На этом решили не останавливаться, а создать экземпляр еще мощнее на 30 т. Заказ был выполнен профессионалом А. Григорьевым, но в 1701 г. этот колокол был разрушен при сильном пожаре.

  • На очередное выполнение проекта осмелились через 30 лет. На работу ушло около 4-х лет, но по назначению его никогда не использовали.
  • Царь-колокол (история кратко описывает о том, что колокол был создан по приказу российской императрицы в память о её царствовании) решила возродить Анна Иоанновна. Указ был подписан в 1730 г.

Кто отлил памятник

Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.

Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.

Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ

Адрес: Москва Кремль

Царь-колокол в Москве: история, где находится, описание

Царь-колокол в Кремле – лучший образец русского литейного искусства 18 века. Его размеры поражают: высота – более 6 метров, диаметр у основания – почти 7 метров, вес – 202 тонны. Этот могущественный исполин символизирует мощь и силу российского государства. Среди достопримечательностей Москвы царь-колокол занимает ведущее место: ни один из туристов не пройдет мимо и не устоит перед желанием сделать памятное фото на его фоне.

Нынешний Царь-колокол в Москве имеет много предшественников. Начиная со времен царя Ивана III Васильевича, каждый правитель считал своим долгом отдать приказ о создании гигантского колокола. Самый первый, отлитый в 1462 году, теперь кажется очень скромным по размеру и весу – всего лишь 8 тонн.

Легенда о царь-пушке и самозванце Лжедмитрии

Согласно легенде, царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. После того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом. На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище.Люди говорили, что его земля не принимает. Было принято решение сжечь тело. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Но это только легенда, поэтому нам остается лишь созерцать и гордиться этим ценнейшим экспонатом.

Год 7094, отлитый на пушке, у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от «Сотворения мира». Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ — четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна — в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка — это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр — 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге. Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова. Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну. Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется. Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра 1,97 тонны.

Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая «Безумная Грета» или «Большой красный дьявол» из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см. Название «Безумная Грета» восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу «Монс Мег». Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. «Монс Мег» весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр — 520 мм. «Монс Мег» сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии. С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места, как я уже сказала. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам — орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно «Безумной Грете» и «Монс-Мег». Но к термину «бомбарда»,т.е

средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью

А еще Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей — Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.Безусловно, Царь-колокол — лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы — колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector