Александровская колонна

Загадки Александровской колонны

Весьма интересен факт, что многие современники, дети высоких технологий считают способ добычи гранита для изготовления Александровской колонны невозможным в 19 веке. Утверждают, что описанный способ транспортировки  в Петербург придумали «официальные историки». Считают, что невозможно отшлифовать гранит без современных станков.А на задаваемый вопрос в интернете «Кто на самом деле изготовил Александровскую колонну?» отвечают, что авторы — инопланетяне или пришельцы из другой цивилизации.

Монферран оставил описания работ и рисунки по изготовлению и установке колонны на каждом этапе в  альбоме «Plans et details du monument… 1836». В библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) хранятся многочисленные чертежи и акварельные рисунки архитектора Антонио Адамини с пояснениями на французском языке.Рисунки не передают 100% достоверность ситуации (фотография появилась появилась в России в 1839 году), но общее понимание, принципиальный подход они отражают.

Новые публикации

Финляндии в Российской империи жилось лучше, чем в ЕС? 21.05.2021

Финский журналист и историк Теэму Кескисарья написал неожиданную колонку, в которой сравнил положение Финляндии в составе Российской империи и в составе ЕС. Как оказалось, сравнение это явно не в пользу нынешнего Евросоюза.

Рассказать о России на «континенте возможностей» 20.05.2021

Для успешного возвращения России в Африку необходимо расширить информационное сотрудничество, чтобы в том числе разрушать негативные мифы с обеих сторон. Этой задаче должно способствовать создание Ассоциации русскоговорящих журналистов и блогеров Африки. Речь об этом шла на круглом столе в ТАСС.

«Он был дипломатом и великим государем» 19.05.2021

«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» – так в этом году называются XXIX Международные образовательные чтения. Ещё в феврале патриарх Кирилл объявил 2021 год Годом Александра Невского – в честь 800-летия святого благоверного князя.

20 лет Российскому центру науки и культуры в Братиславе 18.05.2021

Александр Бушуев, экс-руководитель Русского центра в Европейском фонде славянской письменности и культуры (Братислава), раньше возглавлял представительство Россотрудничества в Словакии. В интервью Русской службе Словацкого международного радио он поделился воспоминаниями о своей работе на этом посту.

«Нетитульные нации»: с какими проблемами сталкиваются соотечественники в Киргизии 18.05.2021

Недавно вышло исследование, посвящённую положению соотечественников в Киргизии. Его автор Лариса Хопёрская, профессор кафедры международных отношений Киргизско-Российского славянского университета, рассказала, какая именно поддержка требуется сегодня российским соотечественникам.

Финн бросил карьеру чиновника и открыл прокат «Жигулей» 17.05.2021

Пандемия коронавируса самым неожиданным образом повлияла на жизнь финна Ханну Лаурикайнена. Благодаря ей он сумел осуществить свою давнюю мечту – сменить работу в офисе на свободное плавание бизнес-предпринимателя. Причём для своего стартапа он выбрал очень неожиданный проект – открыл фирму по прокату старых «Жигулей».

Рукописи не горят и не стареют 15.05.2021

130-летие Михаила Булгакова отмечается 15 мая. Настоящая слава, и в России, и за рубежом, пришла к писателю уже после смерти, и последние десятилетия в продвижении русской литературы за рубежом стали во многом булгаковскими. Согласно апрельскому опросу «Яндекса», Михаил Булгаков – и сейчас самый любимый писатель у россиян.

Где Пётр спал и где обедал 13.05.2021

Министерство культуры РФ объявило о создании к 350-летию Петра Великого Ассамблеи «петровских музеев», в которую войдут федеральные и региональные музеи – петродворцы и домики Петра I. В Европе, где первого российского императора помнят и почитают, тоже не первый год обсуждают объединение мест, связанных с пребыванием русского царя, в туристических, культурных и научных целях.

Хотите крепости цемента? Добавьте в него… водку!

Итак, все решено, и наиболее важную работу – сооружение фундамента – передают под ответственность молодого купца Василия Яковлева. Вместе с выгодным контрактом 20-летний техник-самоучка взял на себя обязательство в случае провала безвозмездно N-ное количество раз отбивать и доставлять в Петербург камень.

Сам монолит высекали в 1830-31 гг. Перерыв на зиму предусмотрен не был: полгода в тяжелейших условиях камень  обтесывали 250 человек.

Укрепляя основание, подрядчики обнаружили сваи, «дожидавшиеся» своего часа еще с 1760 г. Дабы укрепить полуметровые гранитные блоки, потребовалось ни много ни мало – 1101 свая. Дело было в конце года: лютовали сильные морозы, и для лучшего схватывания Монферран в цементный раствор добавлял «народное горячительное» – водку. А в центр фундамента заложили ценную основу – шкатулку с монетами, напоминающую потомкам о победе в Отечественной войне 1812 года. Свой добавок к драгоценностям внес и Монферран – платиновую медаль с изображением колонны и датой ее постройки (1830 г.), ну и, естественно, закладную доску.  

Спустя год, при установке постамента, Николай I одобрил увенчание столь значимого труда еще одной бронзовой закладной доской и медалью за взятие Варшавы. Все это поместили в основание колонны.

История создания Александровской колонны

Инициатором установки памятника в центре Дворцовой площади выступил знаменитый архитектор Карл Росси, который возвёл здание Главного штаба и завершал обустройство ансамбля главной площади города. Мастер был не против установки тут ещё одного конного памятника Петру Великому.

Монумент Александру I, увенчанного фигурой ангела, предложил воздвигнуть Фридрих Вильгельм IV во время своего пребывания в Петербурге. Всем было известно семейное прозвище Александра — «наш Ангел».

Выслушав оба мнения, император Николай I объявил открытый конкурс на создание монумента в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». На этот конкурс откликнулся Огюст Монферран, строивший тогда Исаакиевский собор с 1818 года. Он представил эскиз проекта грандиозного гранитного обелиска в центре площади.

История памятника

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном

Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.

Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:

  • высота ствола (монолитного стержня колонны) — 25,6 м (12 саженей);
  • нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов);
  • высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м;
  • размеры барельефов — 5,24×3,1 м;
  • высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м;
  • горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м;
  • высота колонны до ствола (подножие) ~10 м.

Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.Вес навершия — 37 тонн.Полный вес — 1353 тонны.

История Александровской колонны

Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.

Проект Монферрана

Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.

Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, Ярослав Глухов

Строительство

Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.

Установка колонны

Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника

И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.

Татьяна Лискер

Реставрация

Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.

Описание

Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны

Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения

В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания. Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна. Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.

Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара). Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита. Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.

Характеристики

Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:

  • Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
  • Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
  • Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
  • Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
  • Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.

Пьедестал

Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.

Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров. На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея. Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.

На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.

Колонна, скульптура ангела

Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле. Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили. Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.

Ограда, окружение памятника

Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка. Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.

В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.

Строительство колонны

Воплотить идею в жизнь оказалось непросто. Гранитная скала, из которой вытесали ствол колонны, нашлась в Финляндии в Пютерлакской каменоломне.

Подготовка гранита

От скалы отпилили брус весом 1600 тонн и с помощью рычагов умудрились сдвинуть глыбищу с места, а потом опрокинуть на ложе елового лапника. Это смягчило удар о землю, и глыба не раскололась.

А потом вручную, на глазок, скалывали лишнее, тесали, полировали. 250 человек трудились 2 года и получили идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 м у основания и 3,15 м – у вершины, высотой 25,6 м и весом 600 тонн. Из этой же скалы вырубали камни для фундамента, которые весили более 400 тонн каждый. Строительство длилось 5 лет.

Руководил работами легендарный каменотес Самсон Ксенофонтович Суханов, артель которого сотворила все гранитные чудеса Северной столицы. Имя гениального мастера было забыто, как и секреты его мастерства.

Перевозка заготовок в Санкт-Петербург

В Санкт-Петербург Александровскую колонну и огромные камни для фундамента доставили водным путем. Для перевозки заготовок из Финляндии построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн.

На борт колонну загружали 600 солдат и едва не уронили монолит в воду. До места назначения «Святой Николай» с колонной буксировали 2 парохода.

Подготовка фундамента для постамента

При подготовке фундамента для Александровской колонны в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на которые положили гранитные блоки. На фундамент водрузили монолит весом 400 тонн, ставший основанием пьедестала.

Для соединения фундамента с монолитом использовали особый раствор: в цемент добавляли водку с мылом. Водка не позволяла раствору замерзать, а благодаря мылу, монолит легко двигали до тех пор, пока он идеально не «сел».

В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под
бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности
камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид
монумента.

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда
на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что
ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в
виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.


Thesupermat2 @ WikiCommons

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для
исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли
учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате
которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на
колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но
было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может
породить обрушение колонны».

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли
дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским
был предложен состав, «который должно было придать закрывающей
массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне
остановлена и закрыта с полнейшим успехом»
(Д. И. Менделеев).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили
четыре цепи — крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам
приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для
очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую
высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 40 лет после
открытия — в 1876 году архитектором К. К. Рахау.

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна
пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее
косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было
изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет
брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с
зависающего дирижабля.


TheOneShot (Gunnar Marquardt) @ Flickr

Ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы в
1930-х годах.

В период блокады Ленинграда монумент был укрыт лишь на 2/3
высоты. В отличие от коней Клодта или скульптур Летнего сада
скульптура осталась на своём месте и ангел получил ранение: на
одном из крыльев остался глубокий осколочный след, кроме этого
монументу были нанесены более сотни мелких повреждений осколками
снарядов. Один из осколков застрял в барельефном изображении шлема
Александра Невского, откуда был извлечён в 2003 году.

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир
Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г.
Блэк).


Vkontakte User @ Vkontakte

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные
работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари,
асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой
брусчаткой.

Инженерно-восстановительные работы начала XXI века

В конце XX века, по прошествии определённого времени с момента
предыдущей реставрации, всё острее стала ощущаться необходимость
проведения серьёзных восстановительных работ и, в первую очередь,
детального исследования памятника. Прологом начала работ стали
мероприятия по исследованию колонны. Их вынуждены были произвести
по рекомендации специалистов музея городской скульптуры.


Niki K @ WikiCommons


Panoramio upload bot @ WikiCommons

Влияния предшествующих образцов и индивидуальность проекта

Второй проект, реализованный впоследствии, состоял в установке колонны, высота которой превышает воздвигнутую в честь побед Наполеона Вандомскую, установленную на одноименной площади. Огюсту Монферрану предложили как источник вдохновения римскую Колонну Траяна. Архитектору узкие рамки этого проекта не позволяли уйти от влияния образцов, известных на весь мир. Лишь небольшим видоизменением идей его предшественников стала Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Описание ее, однако, было бы не совсем точным, если бы мы не упомянули о своеобразии этого памятника. В нем Монферран выразил собственную индивидуальность, отказавшись использовать в сооружении дополнительные украшения, такие как барельефы, обвивающие спирально стержень колонны Траяна. Архитектор предпочел показать красоту полированного розового гранита. 25,6 м составляет высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монферран свой монумент сделал выше всех существующих. В 1829 году, 24 сентября, проект был утвержден государем в этом новом виде, без скульптурного завершения. В период с 1829 по 1834 год велось строительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector