Пролив босфор в стамбуле

Другие достопримечательности Стамбула, Турция

Собор Святой Софии (Ая-Софья)

25 отзывов

Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет)

24 отзыва

Дворец Топкапы

20 отзывов

Гранд базар (Капалы Чарши)

12 отзывов

Мечеть Сулеймание

10 отзывов

Галатская башня

10 отзывов

Дворец Долмабахче

10 отзывов

Пролив Босфор

2 отзыва

Стамбульский археологический музей

6 отзывов

Истиклал авеню

5 отзывов

Парк Гюльхане

6 отзывов

Монастырь Хора (Музей Карие)

4 отзыва

Мечеть Рустем-Паша

5 отзывов

Цистерна Базилика

9 отзывов

Ипподром

5 отзывов

Босфорский мост

6 отзывов

Пристань Эминеню

6 отзывов

Площадь Таксим

4 отзыва

Современный музей Стамбула

3 отзыва

Миниатюрк

4 отзыва

Красивая легенда

В настоящее время максимальная ширина пролива равна 3,7 км., самое узкое место — 0,7 км. Протяжённость Босфорского пролива составляет почти 30 км.

Дело в том, что Гера, законная супруга Зевса жестоко расправлялась со своими соперницами. Чтобы спрятать Ио от преследования Геры, Зевс превратил её в белую корову. Но мстительную супругу Зевса провести было не так просто. Она поняла, что в образе коровы заколдована девушка и напустила на неё кровожадных слепней. Спасаясь от укусов, Ио добежала до воды, переправилась через пролив и укрылась в месте, где сегодня находится азиатская часть Стамбула, в районе Кадыкёя. Эта история кончилась счастливым концом — Зевс и Ио вновь встретились в Египте и провели там чудесные дни.

В 6 веке до н.э. Персидский царь Дарий отдал распоряжение соорудить переправу через Босфор, которая предназначалась для его воинов. Сотни судов связали корабельными канатами и получился понтонный мост. Но он быстро пришёл в негодность. Поэтому веками через Босфор переправлялись на судоходном транспорте. В ХХ веке были возведены сразу два моста, а в начале XXI века ещё один. Эти события ознаменовали новую эру в развитии инфраструктуры Стамбула.

Полезные ссылки

Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?

Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales

Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана

Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru

История [ править ]

Дневной вид на мост

Каждый октябрь ежегодный Межконтинентальный Стамбульский Евразийский марафон пересекает мост на пути из Азии в Европу. Во время марафона мост закрыт для движения автотранспорта.

В октябре посетители участвуют в забеге и переходят мост пешком. Многие устраивают пикники, чтобы полюбоваться видами.

Мост был изображен на реверсе турецкой банкноты в 1000 лир 1978-1986 годов.

15 мая 2005 года в 07:00 по местному времени звезда американского тенниса Винус Уильямс провела показательный матч с турецким игроком Ипеком Ченоглу на мосту. Это был первый теннисный матч на двух континентах. Мероприятие, посвященное предстоящему чемпионату WTA в Стамбуле 2005 года, длилось пять минут. После выставки они оба бросили теннисный мяч в Босфор.

Аэрофотоснимок моста

17 июля 2005 года в 10:30 по местному времени британский пилот Формулы-1 Дэвид Култхард проехал на своем гоночном автомобиле Red Bull по мосту с европейской стороны на азиатскую, а затем, после поворота на пауэрлифте на платной площади, вернулся к Европейская сторона для галочки. Он припарковал свою машину в саду дворца Долмабахче, откуда его поездка началась. Когда Култхард пересекал мост на своей машине Формулы 1, он был пойман автоматической системой наблюдения и оштрафован на 20 евро за то, что проехал через пункты взимания платы за проезд без оплаты. Его команда согласилась заплатить за него.

5 ноября 2013 года игрок в гольф № 1 в мире Тайгер Вудс , посетивший турнир по гольфу Turkish Airlines Open 2013, проходивший с 7 по 10 ноября, был доставлен на мост на вертолете и сделал несколько показательных бросков на мосту, отбивая мячи от с азиатской стороны на европейскую с одной стороны моста, который был закрыт для движения около часа.

15 июля 2016 года мост был заблокирован группировкой Вооруженных сил Турции во время попытки государственного переворота . Они также арестовали гражданских лиц и полицейских. Некоторые танки наехали на транспорт. Солдаты сдались полиции и мирным жителям на следующий день.

25 июля 2016 года премьер-министр Бинали Йылдырым объявил, что мост будет переименован в 15 Теммуз Шехитлер Кёпрюсу (Мост мучеников 15 июля).

Первый Босфорский

Первый мост через Босфор строился в 70-х годах прошлого века. Проект подвесной конструкции разработан и реализован компаниями трёх стран: Турции, Германии и Англии. Бюджет строительства составил около 200000000 долларов. Перекинут от квартала Ортакей, который находится в Европе, в азиатскую часть Абдуллах-ага. Торжественно открыт в день празднования 50-летия республики Турция.

Мост шириной 33 м. Главная часть протяженностью 1074 м. в общей сложности это более полутора тысяч метров.

Для поддержки пролётов использованы столбы 165 м. в высоту.

Сооружение не нарушает судоходство по проливу. Расстояние между полотном моста и водной гладью 64 метра. Пешеходам по мосту передвигаться запрещено, только на транспорте. Этот запрет связан с большим количеством самоубийств после открытия моста.

Движение здесь платное. Чтобы увидеть вблизи достопримечательность, которую местные жители ещё называют «первый Босфорский мост» нужно сесть на автобусы 40Т, 42Т. Остановка Ортакей.

Повседневная жизнь Босфорского моста

Мост состоит из 8 автомобильных полос, в т.ч. и аварийных. Каждое направление включает в себя 3 полосы для перемещения транспорта, 1 – аварийную и тротуар. Ежесуточно мост пересекает до 200 000 единиц транспортных средств, перевозящих свыше 600 000 пассажиров. В 1997 году его пересек миллиардный автомобиль. Интересно, что при полной загруженности конструкция Босфорского моста в середине пролёт оседает на 90 см.

Сразу после открытия моста в течении 4 лет по мосту ходили пешеходы. Однако впоследствии в связи с частыми попытками самоубийств был установлен запрет на пешие прогулки по мосту. Не пускают сюда и грузовики. Но из всех правил бывают и исключения. Так, каждый год в октябре при проведении Стамбульского марафона Босфорский мост становится доступным для пешеходов, но закрытым для автомобилистов. Таким образом, участники марафона стартуют в Азии, а финишируют уже в Европе.

Конечно, Босфорский мост несказанно красив, но лучше им любоваться издалека, например, с корабля, курсирующего по проливу. Издалека масштабная конструкция кажется тонкой нитью, по которой движутся тысячи автомобилей. А в вечернее время «коровий брод» становится просто сказочным, так как после заката солнца на мосту включается подсветка.

Строительство [ править ]

С апреля 2007 года компьютеризированная система светодиодного освещения освещает мост в ночное время.

Решение построить мост через Босфор было принято в 1957 году премьер-министром Аднаном Мендересом . Для структурной инженерной работы, был подписан контракт с британской фирмой Freeman Fox & Partners в 1968 году мост был разработан британскими инженерами Гилберт Робертс , Уильям Браун и Майкл Парсонс, который также разработал Хамбер мост , Северн мост , и Мост Форт-Роуд . Строительство началось в феврале 1970 года, в церемонии приняли участие президент Джевдет Сунай и премьер-министр Сулейман Демирель . Мост построен турецкой фирмой.Enka Construction & Industry Co. вместе с соисполнителями Cleveland Bridge & Engineering Company (Англия) и Hochtief AG (Германия). Над проектом работали 35 инженеров и 400 человек.

Строительство моста было завершено 30 октября 1973 года, через день после 50-летия основания Турецкой Республики , и его открыли президент Фахри Корутюрк и премьер-министр Наим Талу . Стоимость моста составила 200 миллионов долларов США (1,15 миллиарда долларов в долларах 2019 года ).

После открытия моста, многое было сделано из его является первым мостом между Европой и Азией с понтонного моста в Ксеркса в 480 году до нашей эры. Этот мост , однако, проходил через Геллеспонт ( Дарданеллы ), на некотором расстоянии от Босфора , и был вторым мостом после вышеупомянутого моста, построенного императором Дарием I Великим через Босфор в 513 году до нашей эры.

История строительства

Идея о возведении моста через Босфорский пролив принадлежала ещё Дарию I Великому. В итоге персидский император ограничился понтонным сооружением, которое послужило переправой для армии, преследовавшей скифов. За разработку этого проекта отвечал султан Абдул-Хамид II.

Мост через Босфор мог бы и не появиться, если бы не инициатива премьер-министра Аднана Мендереса. Несмотря на то, что решение о возведении объекта приняли ещё в 1957 г., строительные работы начались спустя 11 лет.

Спонсором выступила британская компания Freeman Fox & Partners. Над созданием архитектурного проекта трудились Гилберт Робертс, Уильям Браун и Майкл Парсонс. Они же работали над мостами Хамбер, Северн и Форт-Роуд в Англии. Строительство началось в феврале 1970 г. В реализации проекта участвовали 35 инженеров и 400 рабочих. Затраты оценивают в 1,2 млрд долларов.

Виктор Башкир

Босфорский мост предстал в своём великолепии 30 октября 1973 г. Почётными гостями на церемонии открытия стали президент Фахри Корутюрк и премьер-министр Наим Талу.

У достопримечательности была довольно насыщенная история. Помимо ежегодного Стамбульского марафона, мост был вовлечён в первый в мире теннисный матч, проведённый одновременно в двух частях света. В нём участвовали Ипек Шенолу и Винус Уильямс. После матча турецкая и американская теннисистки бросили мяч в пролив.

В июле 2005 г. по мосту проехал гоночный автомобиль Дэвида Култхарда. Он временно припарковался возле дворца Долмабахче и отсюда же начал свой маршрут. Гонщика хотели арестовать за пересечение платных участков дороги, но его команда согласилась заплатить штраф самостоятельно.

С 2016 г. Босфорский мост носит другое название — Мост Мучеников 15 Июля.

Оно служит напоминанием о попытке военного переворота в Стамбуле.

Igor Butyrskii

Гостиницы с видом на пролив

The Ritz Carlton Istanbul 5*

Возле пролива расположилось несколько десятков отелей, которые могут похвастаться роскошным панорамным видом на Босфор. Здесь можно найти как роскошные апартаменты, так и более бюджетный варианты:

  1. Ритс Карлтон Истанбул Босфор. Предлагают номера от 130 долларов в сутки. При отеле работает ресторан, где представлены блюда мировой кухни, а также есть отдельное меню для детей.
  2. Свиссотел Босфор Истанбул. Является одним из самых дорогостоящих вариантов, где цены на проживание в номерах начинаются от 170 долларов в сутки.
  3. Нордстен Галата. Гостиница находится в старом здании около Галатской башни. Имеются номера по демократичным ценам – от 80 долларов в сутки. Питаться можно в ресторане на открытой террасе или любоваться заливом.
  4. Хилтон Гарден Ин. Находится на холмистой вершине в районе Бейоглу. В пешей доступности находятся старинные памятники, а также популярное ночное заведение, где очень любит проводить время молодежь. Стандартный двухместный номер будет стоить 40-70 долларов.
  5. Дабл Три бай Хилтон Истанбул-Мода. Предлагает комфортные условия в районе Кадыкей. Комната на двоих будет стоить от 40 долларов.
  6. Кальон Хотел Истанбул. Находится в районе Фатих на набережной. Из окон номеров можно любоваться не только Босфорским проливом, а также Мраморным морем. В пешей доступности находится храм Святой Софии и прочие исторические сооружения. Цены на двухместные номера начинаются от 70 долларов.

Как добраться

Добраться до бухты Золотой Рог легко из любого района Стамбула. Доехать до нужного пункта назначения из европейской части города можно на общественном транспорте и на такси, а из азиатской — на пароме. К бухте Золотой Рог ведет линия метро 2, которая проложена по мосту Халич.

На автобусе

Вдоль береговой линии с обеих сторон бухты есть множество остановок общественного транспорта. С западной стороны расположена остановка «Unkapanı Kadir Has Üniversitesi», куда прибывают автобусы № 33ES, 36CE, 41Y, 44B, 48E, 55T, 99, 99A, 99Y, 399B, 399 °C. Этими же рейсами можно доехать до остановки «Ayakapı», которая находится севернее. В 82 метрах от нее есть остановка «Küçükmustafapaşa». К ней можно доехать автобусом № 35D.

Рядом с мостом Халич, на востоке от бухты Золотой Рог, находятся остановки «Perşembe Pazarı» и «Azapkapı-Haliç Metro», которые принимают автобусы со всего города. К ним проложен 51 автобусный маршрут. К северу по береговой линии есть еще ряд автобусных остановок.

Мечети вдоль бухты, Вячеслав Левченко

На трамвае

Из района Султанахмет можно доехать на трамвае Т1. Он прибывает на остановку «Eminönü», расположенную перед Галатским мостом с западной стороны бухты.

На такси

В Стамбуле нет единой диспетчерской службы такси, но вызвать его не составит труда. Заказать машину можно по телефону, в этом помогут сотрудники ресторана или отеля. Также можно воспользоваться мобильным приложением BiTaksi.

Наш подробный материал:Транспорт в Стамбуле

Бухта Золотой Рог на панораме Гугл-карт

Бухта Золотой Рог и ее окрестности на видео

Географическая справка

Прогулка по Босфору в Стамбуле на корабле станет незабываемым событием. Это обширная водная артерия, которая вместе с Мраморным морем и проливом Дарданеллы, разделяет современную Турцию на Европейскую и Азиатскую части. Его длина составляет около 30 км. Ширина значительно меняется. В некоторых местах она достигает всего 700 м. В самом широком месте пролив имеет 6 км. Длина и ширина Босфора в 2 раза меньше, чем у пролива Дарданеллы. Однако красота этого водоема поражает. В Турции его называют Истанбул Богазы. Это в переводе означает «Стамбульский пролив».

Босфорский пролив соединяет Черное и Мраморное море. Через пролив Дарданеллы водоем сообщается со Средиземным и Эгейским морями. Поэтому через пролив регулярно ходят торговые, нефтяные суда и круизные, пассажирские лайнеры.

Вода в нем солено-опресненная. Она перемещается через пролив из Черного в Мраморное море. Далее воды попадают в Средиземное море. Это уникальная водная система. Речная долина очень старая. Она затоплена водой из моря. При этом здесь существует два противоположных течения. Нижнее несет в себе соленую воду. Верхнее течение опресненное.

Вид на Босфор в Стамбуле столь живописен, что туристы не могут удержаться от возможности сфотографироваться на фоне этой природной достопримечательности. Водные прогулки здесь очень популярны. При этом история пролива, его мостов очень интересна. Этот водоем формировался много десятков лет.

Работа и дорожные сборы [ править ]

Мост в 1973 году

Мостовая магистраль восьмиполосная. Каждое направление обслуживается тремя стандартными полосами движения, одной аварийной полосой и одной пешеходной полосой. По утрам в будние дни большая часть пригородных поездов идет на запад в Европу, поэтому четыре из шести полос движения идут на запад и только две на восток. И наоборот, по вечерам в будние дни четыре полосы движения предназначены для движения на восток, а две полосы — для движения в западном направлении.

Первые три года пешеходы могли ходить по мосту, достигая его с помощью лифтов внутри башен с обеих сторон. Сегодня по мосту запрещено движение пешеходов или коммерческих транспортных средств, например грузовиков .

Сегодня в обоих направлениях ежедневно проезжает около 180 000 транспортных средств, из которых почти 85% составляют легковые автомобили . 29 декабря 1997 года по мосту проехал миллиардный автомобиль . При полной загрузке мост прогибается примерно на 90 см (35 дюймов) в середине пролета.

Это платный мост , а рядом с мостом на азиатской стороне находится пункт взимания платы с 13 пунктами взимания платы. Плата взимается за проезд из Европы в Азию, но не за проезд в обратном направлении.

С 1999 года некоторые из пунктов взимания платы (№ 9–13), расположенные слева по мере приближения к ним автомобилистов, не обслуживаются и оснащены только системой удаленной оплаты (турецкий: OGS ), чтобы не задерживать движение. В дополнение к OGS, в 2005 году на отдельных пунктах взимания автодорожного сбора была установлена еще одна система оплаты дорожных сборов со специальными бесконтактными смарт-картами (турецкий язык: сом ).

С 3 апреля 2006 года в пунктах взимания платы за проезд не принимаются наличные, а принимаются только OGS или KGS. Устройство OGS или карту KGS можно получить на различных станциях перед тем, как добраться до платных площадок автомагистралей и мостов. В 2006 году плата за проезд составляла 3 турецких лиры или около 2 долларов.

С апреля 2007 года компьютерная система светодиодного освещения с изменяющимися цветами и узорами, разработанная Philips , освещает мост в ночное время.

В 2012 году KGS был заменен новой системой HGS, в которой используется технология радиочастотной идентификации (RFID) .

В 2017 году проезд вырос почти на 50% с 4,75 до 7 турецких лир .

Через 21 месяц в конце 2019 года плата за проезд выросла еще на 20% до 10,50 турецких лир (в настоящее время около 1,40 доллара США).

Чтобы не отставать от высокой инфляции цен производителей, дорожные сборы необходимо повышать почти каждый год .

Мост Галата

Галатский мост (тур. Galata Köprüsü) – современный мостовой переход через залив Золотой Рог (тур. Haliç) в самом сердце Стамбула. Это уникальное сооружение, с которого одновременно можно увидеть Европу, Азию и разделяющий их пролив Босфор.

Мост построен в 1994 году возле Новой мечети, на месте прежнего Галатского моста. Он соединяет набережную Эминёню с районом Каракёй и старым историческим Галата, где возвышается знаменитая одноименная башня. Кстати, Eminönü – самая многолюдная набережная всей Европы, крупный паромный и туристический узел.

Двухуровневый мост Галата (англ. Galata Bridge) является одним из символов Стамбула и наиболее популярен среди туристов. Во время больших праздников здесь выпускают салюты. На нижнем этаже моста влекут ароматами рыбные рестораны. На верхнем ходит транспорт, пешеходы и промышляют рыбаки. Здесь можно сделать красивые фото с видом на Галатскую башню и съесть популярный рыбный сендвич балык экмек.

Длина моста составляет 484 м, а ширина 42. Центральная часть длиной 80 метров разводная, под ней проходят паромы. Вот она:


Разводная часть Галатского моста

Мост автомобильно-пешеходный, но главное, что по нему проезжает стратегический трамвай T1, который колесит по всему историческому центру Стамбула.

Описание и фото нового моста через Босфор в Стамбуле


Мост Султана Селима Грозного или третий мост Стамбула отличается определенными конструктивными особенностями: часть полотна поддерживается вантами, часть тросами и вантами, середина основного пролёта подвешена на тросах.

Внешний вид нового моста через Босфор в Стамбуле будет сильно отличаться от двух предыдущих, в проекте предусмотрено двухпутное железнодорожное полотно, что может способствовать промышленному развитию Турции.

В Стамбуле открытие нового моста через Босфор пройдет в 2015 году. Строительство началось в 2013 году, его протяженность должна составить 2164 м., ширина -58, 4 м., объединение в единую транспортную систему позволит избавить город от пробок. Новый мост в Стамбуле расположен у выхода в Черное море, к северу от Стамбула, и является частью Северной Мармарийской дороги.

Как добраться


Вид на мост Галата и башню с набережной Эминёню

  • От Султанахмета и всего старого города до Галатского моста можно дойти пешком или проехать три остановки на трамвае Т1.
  • От парка Гюльхане пройти пешком 700 метров.
  • Из района Лалели ехать на трамвае Т1 шесть остановок, выходить на Эминёню.
  • Из Аксарая ехать 7 остановок на том же трамвае.
  • Расстояние от площади Таксим до Галатского моста составляет 2 километра по прямой. Но местность холмистая, поэтому лучше ехать. Добираться можно на трамвае Т1. Для этого нужно пройти 5 минут в сторону набережной до трамвайной остановки Fındıklı Mimar Sinan Üniversitesi или Karaköy İstasyonu. Ехать 2 или 3 остановки, выходить на Каракёе, прямо перед Галатским мостом. Второй вариант поездки – метро, проехать от станции Таксим до Şişhane, дальше пешком или на фуникулере до Karakoy.
  • Из азиатского Кадыкёя на Галатский мост добираться очень удобно. Садитесь на прямой паром до Каракёя.
  • Из азиатского района Уськюдар тоже легко добраться к Галатскому мосту. Садитесь на паром, следующий в Эминёню.

Конструкция и особенности

Босфорский мост включает восемь автомобильных полос. По утрам в будние дни бóльшая часть перевозок следует в Европу, поэтому четыре из шести полос задействованы под движение в западном направлении. По вечерам ситуация обстоит наоборот.

Первые три года по мосту могли передвигаться пешеходы. Они пользовались лифтами, установленными внутри башен с обеих сторон. Сейчас объект открыт только для гражданских перевозок. По обеим сторонам дежурят полицейские.

Согласно последним подсчётам, ежедневно по мосту проезжает около 180 тысяч транспортных средств, причём 85% приходится на автомобили. В час пик бетонная конструкция «прогибается» примерно на 90 см в центральной части.

Проезд по Босфорскому мосту обойдётся в 7 лир. Налог взимается только за передвижение из Европы в Азию. Обратное направление не оплачивается.

С апреля 2007 г. мост оснащён компьютеризированной светодиодной системой освещения. Она меняет цвета и создаёт эффектные узоры согласно заданной программе.

Вячеслав Левченко

Особенности «Султан Мехмед Фатих»

Внешне оба моста очень похожи, отличие заключается в тросах: на Босфорском они идут зигзагом, на втором они расположены в вертикальном направлении. Особенно хорошо отличие заметно в ночное время, когда включается иллюминация.

Ежедневно в обе стороны проезжает 150 тыс. транспортных средств, проезд платный, предназначен исключительно для автомобилей. Условия и размер оплаты те же, что и при проезде по первому, плата взимается только при проезде из Европы, стоимость зависит от категории транспортного средства. Протяженность конструкции составляет 1560 м., ширина – 39 м., он расположен рядом с генуэзской крепостью в 5 км к северу от первого моста.

Об открытие нового моста в Стамбуле читайте далее.

Архитектурные особенности

Галатский мост соединяет новую и старую части Стамбула, которые разделяет пролив Золотой Рог. Его длина – 484 метра, а ширина – 42. Главная особенность конструкции в том, что мост двухэтажный. Первый этаж – пешеходная зона с кафе и ресторанами. Второй – автомобильная дорога и трамвайные пути. В середине есть место с разводной частью для прохода судов и паромов.

Галатский мост в Стамбуле имеет важную функцию, соединяя два старинных квартала города – Каракёй (являющийся частью семта (района) Бейоглу) и Эминёню (являющийся частью семта (района) Фатих). Помимо транспортной артерии и прогулочной зоны на мосту предусмотрен подъемный механизм, чтобы большие корабли беспрепятственно проплывали в бухту Золотой Рог.

Зона международной навигации

Начнем с того, что в XVII веке возник «Вопрос о проливах», так как Босфором пользовалась одна лишь страна – Турция, оставлявшая за собой право пропускать или не пропускать иностранные суда, а также позволять им вести торговлю с черноморскими государствами. Но вот побережье Черного и Азовского морей закрепилось за Российской империей, которая в результате военных действий «заставила» Турцию подписать в 1774 году важный документ — Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Теперь русские корабли могли  свободно курсировать по проливу.

С 1936 года действует договор, по которому Босфорский пролив является международной зоной для навигации судов всех государств, как в мирное, так и в военное время. Исключение составляет Греция, для которой существует режим предварительного уведомления турецкой стороны о проходе греческих военных кораблей.

Местоположение бухты Золотой Рог

Залив расположился в точке соединения Мраморного моря и Босфора. По его берегам разместились старинные районы Стамбула:

  • Айвансарай (Ayvansaray);
  • Балат (Balat);
  • Бейликдюзю (Beylikdüzü);
  • Галата (Galata);
  • Кадыкёй (Kadıköy);
  • Касымпаша (Kasımpaşa);
  • Фатих (Fatih), в том числе, и входящий в него, Султанахмет;
  • Эюп (Eyüp) и другие.

На протяжении берегов Золотого Рога разбито множество парковых зон, садов, небольших скверов, в которых находятся памятники архитектуры, истории и культуры Турции.

Известные во всем мире холмы Константинополя находятся на южном берегу. В центре Золотого рога можно увидеть два небольших островка, на которых запрещено любое строительство.

Галатский мост: история

Первый полноценный мост возвели только в 1845 году (Galata Köprüsü)

Галатский мост имеет богатейшую историю. Его перестраивали и реконструировали много раз. Конструкция, которую имеют возможность лицезреть современные туристы, уже пятая по счету.

Изначально переправу возвели еще во времена правления Юстиниана Великого, рядом с Феодосиевыми стенами. Первые упоминания о ней в исторических документах относятся к 6 веку.

В середине 15 столетия турецкие воины напали на Константинополь. Чтобы обеспечить беспрепятственное проникновение в город, османы пошли на хитрость – соорудили наплавную конструкцию из своих собственных кораблей, расположив их вплотную, бок о бок друг с другом. Таким образом турки смогли с легкостью войти в Константинополь.

Первые планы строительства моста в том месте, в котором он существует и по сей день, появились в 1502 году. Инициатором строительства стал турецкий правитель Султан Байезид Второй. Падишах рассматривал и изучал множество проектов. Свои работы глазам султана представили такие известные архитекторы, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Эскизы последнего были самыми уникальными и предполагали возведение мощной конструкции, длина которой составляет 240 метров, а ширина – 24 метра. К сожалению, все чертежи так и остались проектом, и в жизнь идея воплощена не была, так как падишах ее не одобрил.

Галатский мост в Стамбуле – одно из старых сооружений

Итак, первый полноценный мост возвели только в 1845 году. Основным материалом постройки послужило дерево. Интересно, что неусыпный контроль за ходом работ осуществляла мать правящего в те времена падишаха. Поэтому, по завершению стройки, сооружению присвоили сразу два наименования – Новый мост или Мост Валиде (в честь матери). Известно, что за проход по конструкции требовалось заплатить определенную сумму.

В 60-х годах 19 века в город должен был приехать Наполеон Третий. В честь этого события прошла масштабная реконструкция моста – он был практически полностью переделан. Это было второе по счету сооружение, датируемое 1963 годом.

Спустя 12 лет произошла очередная перестройка. Была возведена деревянная переправа с размерными параметрами 480 на 14 метров. Ходить по мосту бесплатно также было запрещено.

Четвертую по счету и первую конструкцию с длительным сроком службы возвела в начале 20 века известная немецкая компания MAN. Этот основательный по прочности и размерам мост активно эксплуатировали вплоть до начала 90-х годов 20 века. В 1992 году на мосту произошел сильнейший пожар, который нанес существенные повреждения. После этого бедствия немецкое творение переместили в другую точку, а вместо него построили очередную переправу.

Галатский мост на карте Стамбула

История создания

До наших дней мост реконструировался 5 раз. Изначально был построен во времена правления султана Абдул-Меджида I в 1845 году. Поскольку активное участие в руководстве над строительством принимала мать султана, он получил название Мост Валиде или Новый мост (Старый — уже существовавший в те годы имел название Харатийе). Валиде был деревянным и платным для прохода.

В 1863 году, перед визитом императора Наполеона III, мост через залив Золотой Рог существенно перестроили. Следующее серьезное обновление произошло в 1875 году, когда было возведено сооружение из 24 понтонов, позднее заменившее устаревшую конструкцию. Четвертый деревянный мост, построенный в 1912 году, очень сильно пострадал при пожаре и позднее был перемещен верх по течению.

Наконец, пятый, существующий до сих пор, был возведен в 1992 году, и только в 2005 году по нему проложили трамвайные рейсы.

Современный вид моста

Мост Галата представляет собой огромную двухэтажную конструкцию длиной 484 метра и шириной 42 метра. Первый этаж — полностью пешеходная зона, сплошь усеянная кафе и рыбными ресторанами. Вас будут активно зазывать на русском языке посетить рестораны и обещать большие скидки. Будьте внимательны, цены в этих заведениях могут кусаться.

Наверху — широкое полотно автомобильной дороги с 3 полосами движения в каждую сторону и трамвайными путями посередине. Тротуары, которые есть на верхнем этаже с обеих сторон дороги, с утра до вечера заняты рыбаками, вылавливающими из залива мелкую рыбешку. Кстати, удочки даже можно взять напрокат. Тут же продают разные вкусности, воду с тележек, бегают мальчишки, просящие мелочь у туристов.

Рядом с Галатским мостом со стороны Эминеню продают бутерброды с жареной рыбой, зеленью и луком (Balik Ekmek), которые в Турции едят, поливая лимонным соком и запивая специальным рассолом. Не попробовать такой бутерброд для туриста — серьезное упущение. Тут же можно попробовать мидии, жареные каштаны, кукурузу.

Многочисленные катера и лодки, отплывающие от пристани у Галатского моста по туристическим и регулярным маршрутам — тоже неотъемлемая часть этого места. Как и парящие над морскими волнами чайки, изображение которых стало настоящей визитной карточкой Стамбула.

Где находится, как добраться

Мост Галата находится в исторической части Стамбула, рядом со станцией скоростного трамвая Eminonu, напротив Новой мечети. По другую сторону моста — район Бейоглу (станция скоростного трамвая Karakoy). От Галатской башни можно дойти пешком пройдя по улице Galip Dede Cd и дальше по набережной.

Рядом с мостом делает остановку экскурсионный автобус.

Босфорский мост – жизненная артерия Стамбула

Сравнительно с византийской эпохой, нынешний Стамбул разросся по количеству жителей, увеличились территория и плотность населения. Мегаполису под 15 миллионов населения необходима развитая инфраструктура, быстрый доступ во все его районы. Именно для этого возвели Босфорский мост, потом еще два, плюс два подземных тоннеля. Эти путепроводы, охватывающие все виды сухопутного транспорта, соединяют многие мировые магистрали. Лишь пешеходам заказан переход пролива по здешним мостам, во избежание суицидов.

Однако возможность такая все же предоставляется, это доступно при проведении ежегодного Стамбульского марафона. Забег стартует в Азии, финиширует в старинном европейском квартале Султанахмет в разных его местах. Соревнуются бегуны на нескольких дистанциях, от классического марафона (42 км 125 м, расстояние от города Марафон до Афин) и меньше, плюс гонки колясочников. Осеннее воскресенье, когда проводится марафон, — единственный день, когда Босфорский мост открыт для пешеходов и свободен от автомобилей.

Конструктивное исполнение

По конструкции Босфорский мост относится к висячим, он не имеет установленных на дно пролива элементов. Дорожное полотно крепится к железобетонным опорам на берегах природного канала толстыми канатами из высококачественной стали. Основные укреплены в анкерных опорах на уровне проезжей части, проходят через верхушки несущих мачт, укреплены и в центре пролета. От них зигзагом спускаются тросы меньшего диаметра, поддерживающие дорожное полотно, выполненное в виде коробчатой фермы.

Общая длина моста составила 1560 метров, пролет между опорами – 1074 метра. Высота опорных конструкции равна 165 метрам, расстояние от низа полотна до воды 64 метра. Цифры не самые рекордные, но достаточно солидные, первый Босфорский мост может пропускать любые корабли. На западном берегу пролива ориентиром служит мечеть Ортакёй (по названию района), или Большая мечеть Меджида. От нее до моста около 350 метров, но фото с разных ракурсов визуально демонстрируют ее чуть ли не под полотном.

Не имеющий абсолютно никаких декоративных элементов, висячий Босфорский мост – памятник инженерного искусства. Его запуск к 50-летию Турецкой республики обставили в 1973 году как событие международного значения. Второй мост на Босфоре появился в 1988 году, дату пуска подобрали символическую – 535 лет взятия Константинополя. Соответственно назвали именем победителя Византии, султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя). Параметры сооружения близки первому мосту, конструктивное отличие – прямые тросы поддержки полотна, здесь – наклонные.

Висячие мосты считаются наименее затратными в финансовом плане, не самыми сложными технически. Существенным недостатком этих сооружений является невозможность выполнения железнодорожных перевозок. Разовая нагрузка от тяжелого локомотива превышает пределы прочности на разрыв поддерживающих тросов. Однако для полноценного восстановления в новом качестве Великого Шелкового пути железная дорога была необходима. Со спорами и трудностями, но в 2016 году новый мост севернее Стамбула был открыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector