Большой дворец, петергоф: описание, история, архитектура и интересные факты

Из истории

  • Первый этап строительства Большого дворца (тогда его называли Верхними палатами) проходил в 1714–1725 годах и в то время это был скромный царский дворец в стиле «петровского барокко», в создании которого участвовали архитекторы Иоганн Браунштейна и Жан Батист Леблон, а затем с 1719 гола — Николо Микетти. Идея местоположения и первоначального облика Верхних палат принадлежала Петру Первому
  • В 1725–1740 годах завершалась декоративная отделка здания, в 1732 году фасад строения был увеличен за счет пристройки по бокам одноэтажных жилых корпусов, выполненных по проекту Михаила Земцова
  • В период правления Елизаветы, дочери Петра, здание было перестроено по образцу Версаля в стиле зрелого барокко. Работы велись в 1740–1760 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Здание, состоявшее из средней части, галерей и боковых корпусов, увеличилось за счет боковых крыльев в сторону Верхнего сада. Кроме того, по проекту Растрелли была возведена нарядная церковь и Гербовой корпус. Непревзойденный мастер барочного стиля в отделке залов использовал деревянную золоченую резьбу и наборные паркеты из ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все это придало строению дополнительную торжественность и великолепие. Верхние палаты превратились в настоящий Большой дворец
  • В последующие годы были созданы новые парадные залы, проводился ремонт и переделка интерьеров в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Юрий Фельтен и Жан Батист Валлен-Деламот оформляют в 1760–1770 годах Китайские кабинеты, Чесменский и Тронный залы
  • С 1917 года Большой дворец стал историко-художественным музеем 
  • Во время Великой Отечественной войны здание музея было практически уничтожено, а большая часть экспонатов похищена фашистами
  • В 1952 году, благодаря труду историков, архитекторов и реставраторов, Большой дворец, в основном, был восстановлен. Первым после ремонта открылся Портретный зал, экскурсанты посетили его в 1964 году.

Куропаточная гостиная

Забавное название эта комната получила от рисунка на шёлке, использованного для обивки стен: на голубом фоне изображены пшеничные колосья, цветы и венки, среди которых прохаживаются маленькие птицы – куропатки.

Куропаточная гостиная – своеобразная прихожая перед женской половиной дворца. Как и другие помещения, она была оформлена в барочном стиле Растрелли и перестроена Ю. М. Фельтеном. Ранее здесь развешивали изображения лучших выпускниц Смольного института благородных девиц.

Сейчас, как напоминание о тех временах, находится копия портрета Екатерины Нелидовой, выполненного в XIX веке. В центре комнаты стоит арфа, сделанная в Лондоне в филиале фирмы по изготовлению музыкальных инструментов, принадлежащей С. Эрару. Гостиная была восстановлена одной первых во время послевоенных реставрационных работ.

Режим работы Большого дворца Петергофа в 2021 году

  • С 10:30 до 18:00.
  • Выходные дни — понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Билеты можно приобрести в кассах, терминалах или на . Посещение только в составе группы, количество участников ограничено. Во время визита необходимо носить маску.
  • Индивидуальные посетители допускаются с 10:30 до 12:00 и с 14:30 до 16:00. В остальное время обслуживаются туристические группы.
  • Выходные дни — понедельник и последний вторник каждого месяца.
  • Посещение проводится в составе группы. Группы из индивидуальных посетителей формируются после покупки билета в кассе. Экскурсия на русском языке входит в стоимость билета.

История

?первые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и
пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз
(«попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга
вдоль южного берега Финского залива. В 1710 году начинается
строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В
1714 году был заложен Большой дворец.

Peterhof: the Standard Room — Anita363 @ Flickr

В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную
императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый
Версаль. Для этих целей начали строительство в
Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов
необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над
уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и
Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской
дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже
указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические
сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли
тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально
созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти
против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность
устройства «водных фиерий» в Стрельне и перенести
строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б.
Миних.

Петергоф как дворцово-парковый ансамбль формировался на
протяжении XVIII — начала XX века.

После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи
(1918 год). Во время войны был оккупирован немецкими войсками
(1941—1944). Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс.
предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако Петергоф был
практически полностью разрушен артиллерией.

После войны началось восстановление Петергофа, которое
продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год
спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во
время войны фонтан «Самсон». Ведется реставрация Большого дворца,
Монплезира, Марли, дворца Коттедж.

Peterhof: Empress’s Study — Anita363 @ Flickr

Часть дворцов и парков Петергофа (Нижний парк, Верхний сад,
Александрия, часть Колонистского парка) в настоящее время входит в
состав ГМЗ «Петергоф».

Каким был дворец в XVIII-XX веках

В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.

Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая I Ольга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.

Вид дворца из нижнего парка от фонтана Самсон

Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.

Китайские кабинеты

Две комнаты, напоминающие расписанные шкатулки, будто переносят посетителей дворца в Азию. Следуя моде, господствовавшей в России и Европе в XVIII веке, эти помещения были оформлены Ж. Б. Валлен-Деламотом в китайском стиле. На панелях, покрытых чёрным лаком и расписанных Ф. Власовым, изображены бытовые сцены из жизни Китая, драконы, восточные пейзажи и диковинные животные. Освещаются кабинеты фонариками с цветными стёклами.

Здесь представлена экспозиция изделий мастеров-эмальеров, лаковые шкатулки, мебель, инкрустированная перламутром, а также коллекции японского и китайского фарфора XVIII – XIX веков.

Фото и описание

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей. Почти на 300 м протянулось вдоль террасы величественное трехэтажное здание. Идея местоположения царской резиденции и первоначального облика Нагорных палат принадлежала Петру Великому.

Над созданием архитектурного облика и оформлением внутреннего убранства Большого дворца на протяжении 18-19 вв. работали знаменитые западноевропейские и русские мастера: Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн, Ф.-Б. Растрелли, М. Земцов, Н. Микетти, А.И. Штакеншнейдер. До сих пор посетители Большого Петергофского дворца не устают восхищаться его великолепием.

Первоначально дворец, построенный в 1714-1725 гг. по проекту Ж.-Б. Леблона и И. Браунштейна, выглядел довольно скромно. Позднее в 1745-1755 гг. он был перестроен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли в стиле зрелого барокко.

Особенно впечатляет вид на фасад Большого дворца из Нижнего или Верхнего парка. Но на самом деле здание Большого дворца довольно узкое и не так огромно, как кажется на первый взгляд. Большой дворец включает в себя примерно 30 залов, куда входят роскошные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с инкрустированным паркетом, расписанными потолками, позолоченными стенами.

Среди многочисленных залов дворца выделяют: Голубую приемную, Танцевальный зал, Чесменский зал, Белую столовую, Аудиенц-зал, Китайские кабинеты, Картинный зал, Куропаточную гостиную, Кабинет императрицы, Коронную, Большую голубую гостиную, Кавалерскую, Туалетную, Штандартную и др.

В Петровской части дворца до настоящего времени сохранился Дубовый кабинет первого российского императора. Главный элемент убранства этих небольших уютных покоев — резные дубовые панно, которые были созданы еще при жизни царя Петра I французским скульптором Николя Пино. В Дубовом кабинете представлены и личные вещи Петра I, в числе которых дорожные часы, выполненные немецким мастером Иоганном Беннером.

В период царствования дочери Петра I, Елизаветы, в середине 18 в., в Петергофе работал непревзойденный мастер стиля барокко, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Для интерьеров, которые были созданы гением Растрелли типично обилие золоченой деревянной резьбы, многочисленные зеркала, наборные паркеты, выполненные из разных пород древесины, яркие и красочные потолочные плафоны.

Практически все западное крыло Большого дворца – это Танцевальный зал ( в 18 в. он назывался Купеческим залом). Легенда гласит, что императрица Елизавета Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил этот зал, поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое.

Новые переделки и изменения интерьеров Большого дворца происходят во второй половине 18 в. в модном в то время классическом стиле. Известные архитекторы Ж..Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен в 1760-1770 гг. занимались оформлением интерьеров Чесменского, Тронного залов, Китайских кабинетов.

В результате двухсотлетнего строительства получился восхитительный дворец, где рядом со скромными покоями петровских времен блистают роскошью и великолепием залы середины 18 в. в стиле барокко. Рядом с ними хранят спокойствие и строгость торжественные апартаменты в стиле классицизма. Их сменяют покои середины 19 века, в которых возрождаются художественные принципы стиля рококо.

Большой дворец в Петергофе являлся центром официальной летней жизни России: именно здесь решались многие важные для страны вопросы, проводились приемы именитых гостей, праздники, маскарады и балы.

Музеи дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Кроме дворцов на территории комплекса можно посетить интереснейшие музейные экспозиции. Одна из них, посвященная фонтанному искусству, расположена в Музее фонтанного дела, открытого с 2013 года. Здесь можно познакомиться с уникальными историческими документами и технологиями создания фонтанной системы Петергофа. А с помощью мультимедийной системы вы сможете увидеть здания, которые были разрушены.

Музей коллекционеров, созданный в 2002 году, предлагает посмотреть экспозицию, в которой представлены картины, открытки, книги, мебель и другие предметы декоративно-прикладного искусства из собраний ленинградских и московских коллекционеров.

Ангелина Ситникова

Один из самых популярных музеев Петергофа — Музей игральных карт приглашает желающих ознакомиться с коллекцией А. С. Перельмана. Уникальное собрание включает не только карты, но также книги и предметы, связанные с играми.

Музей «Церковный корпус», открытый в придворной церкви Петергофа, знакомит посетителей с интерьерами традиционного русского церковного зодчества. В Церковном зале располагаются 40 икон, изображающих различные библейские сюжеты. В церкви проходили различные семейные торжества Дома Романовых.

Посмотреть на работы знаменитого мастера К. Фаберже, наградные императорские подарки, а также другие изделия ювелирного искусства и предметы быта, принадлежавшие русским императорам и императрицам, можно в музее «Особая кладовая». А полюбоваться на знаменитый парадный Гурьевский сервиз Екатерины II можно в музее «Екатерининский корпус». В его экспозициях также выставлены изделия из бронзы, памятные предметы, связанные с Отечественной войной 1812 года и превосходная коллекция мебели из тополя.

Каскад «Шахматная гора», Oleg N.

Поклонникам морского дела будет интересно посетить музей «Императорские яхты», где представлены эскизы и документы, рассказывающие о создании русского флота императором Петром I, а также личные вещи царя-реформатора. Кроме того обязательно посетите музей «Банный корпус» и историко-культурный проект «Государевы потехи», где вам расскажут о повседневном быте и развлечениях императорской семьи.

Музей семьи Бенуа, созданный в 1988 году, предлагает к осмотру богатейшую коллекцию художественного наследия этой талантливой семьи. Здесь представлены картины, эскизы, фотографии и другие документы, рассказывающие о творчестве этой династии.

Гербовый корпус — западный павильон Большого дворца, Oleg N.

Эрмитаж

Описывая дворцы Петергофа, принято говорить о павильоне Эрмитаж. Это сооружение появилось также в результате впечатлений Петра Первого от поездки в Пруссию. Там он увидел такой домик для уединения и велел И. Браунштейну построить что-то подобное в Петергофе. Изящный, воздушный кубический павильон предназначался для аудиенций императора и иностранных высокопоставленных гостей. Первый этаж здания занимают различные служебные помещения, а на втором этаже находится Парадный зал, в котором Елизавета Петровна любила принимать гостей. С первого этажа на второй поднимается уникальный для России стол с механизмом, что позволяло убрать слуг из зала аудиенций.

Дворец Петергофа

Строительство главного дворца Петергофа проходило в несколько этапов: при Петре I в 1714—1723 гг. появилась центральная часть дворца и некоторые фонтаны (архитекторы Иоганн Браунштейн, Михаил Земцов, садовник Жан-Батист Леблон и автор проектов фонтанов Никколо Микетти). Полная перестройка дворца осуществлялась в 1745—1755 гг. по проекту Бартоломео Растрелли «под Версаль» по приказу императрицы Елизаветы в стиле барокко. Длина обращённого к морю фасада дворца — 268 м, всего 30 залов, авторы интерьеров — Растрелли и его ученик Юрий Фельтен. Посетить дворец без парка не получится. А вот дворец может быть закрыт, но парк открыт ежедневно с 9 до 19. Кроме того, отдельно оплачиваются входы в некоторые павильоны парка.

Парадная лестница дворца (1751 г.) волею Растрелли находится не в центре дворца, а в его дальнем конце

Стоит обратить внимание на классический, характерный для Растрелли декор — золочёная резьба по дереву. Обильно присутствуют также кариатиды, скульптуры, вазы, лепнина и барельефы

Поднявшись по парадной лестнице, вы поворачиваете налево и оказываетесь в Танцевальном (Купеческом) зале. Следующий, Чесменский зал носит название в память о сражении с турками и украшен 12 картинами на эту тему (1771—1773 гг.). К нему слева примыкает Голубая приемная (канцелярская), названная по цвету обитых шёлком стен. Но вам направо, в Большой тронный зал (интерьер Юрия Фельтена, 1778 г.), начинающий анфиладу комнат второго этажа. Там снова картины, парадные портреты монархов, центральное место среди которых занимает конный портрет Екатерины II (1762 г., В. Эриксен), у которого стоит красный бархатный трон Петра I, сделанный по заказу Меншикова. Следующий небольшой Аудиенц-зал сохранил интерьер Растрелли — опять золочёная резьба по дереву, зеркальные рамы, плафон «Освобождённый Иерусалим». Отсюда налево — в Белую столовую, там интерьер уже работы Фельтена (1775 г.), и упор сделан на лепнину (амуры с плодами и цветами, охотничьи трофеи, музыкальные инструменты). Выставлен «Веджвудский сервиз» из кремового английского фаянса, приобретённый Екатериной II в 1779 г. Дальше начинаются дворцовые покои, и вы входите в ту часть дворца, которая существовала изначально при Петре I. Там два Китайских кабинета (Западный и Восточный) в модном в начале XVIII в. псевдокитайском стиле «шинуазри»: лаковые ширмы, миниатюры, панно, фонари на потолках.

История дворца

Современный внешний облик ансамбля складывался больше полутора столетий. Первоначально идеи основателя Петергофа, Петра I, воплощали И.Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон и Н.Микетти. При жизни первого российского императора здесь было только невысокое двухэтажное здание под названием Нагорных палат, которое использовалось для проведения праздников и приёмов.

Расширение дворца началось с 1732 года, когда к нему, по проекту М.Земцова пристроили две галереи. Но менялись времена, а ними менялись вкусы и стили, и уже дочь Петра I, Елизавета Петровна, поклонница роскоши, поставила перед итальянским зодчим Ф.Б.Расстрелли непростую задачу – сохранив отцовское наследие, создать ансамбль в стиле модного в то время барокко.

В результате дворец «вырос» на один этаж, заметно расширилась центральная зона, к ней были пристроены одноэтажные галереи с Церковным и Гербовым корпусами по краям. Внутреннее убранство восхищало роскошью: золочёная резьба, многочисленные зеркала, изысканные светильники, оригинальные окна, роскошная меблировка. Всё это великолепие стало своеобразным обрамлением кабинета Петра I, который был оставлен почти без изменений и по-прежнему располагался в центре строения.

Конец XVIII века был ознаменован пришествием более сдержанного, классицистического, стиля. В екатерининскую эпоху интерьеры дворца не раз перестраивался Ю.М.Фельтеном и Ж.Б.Валлен – Деламотом, приобретая черты простоты и изысканности.

В середине XIX века Большой Дворец становится выше ещё на один этаж – архитектор А.И.Штакеншнейдер, выполняя приказ императора Николая I, реконструирует восточную часть здания по случаю венчания дочери его Ольги, поэтому эта часть здания стала называться Ольгинской половиной.

Большой петергофский дворец, 1944г.

XX век стал роковым для дворца: после революции 1917 года представители дома Романовых здесь не появлялись. Сюда начали свозить ценности из других царских резиденций, вскоре была создана специальная Художественно-историческая комиссия, а еще через десять лет Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров Советского Союза.

Великая Отечественная война превратила многие помещения в руины, однако, ценой многолетнего кропотливого труда реставраторов с 1964 года один за другим начали открываться восстановленные залы.

Сегодня величественный дворец в Петергофе, хранящий в себе отпечатки нескольких художественно-архитектурных стилей, приглашает посетителей погрузиться в изысканный мир дворцовой роскоши дома Романовых.

Большой Петергофский дворец

Большой дворец величественно возвышается над Нижним парком. Его значение подчеркивает Каскадный фонтан, который спускается от подножия дворца к эффектному фонтану «Самсон».

Первый Большой дворец Петергофа был завершен при Петре I в 1725 году. Его проект разработал французский архитектор Жан-Батист Леблон. В 1747 году здание было перестроено по желанию императрицы Елизаветы Петровны в архитектурном направлении барокко. Проектом занимался известный архитектор Б. Ф. Растрелли. Затем при Екатерине II часть помещений были отделаны в классическом стиле. В XIX-XX веках дворец являлся летней резиденцией императорской семьи.

В годы Отечественной войны в здании произошел сильный пожар, и вся внутренняя отделка выгорела, центральный корпус получил сильные разрушения в результате взрыва. Реставрация дворца началась после освобождения города от немцев. Когда в 1964 году основные восстановительные работы были завершены, дворец открыли для посещения.

Во дворце устраивали официальные приемы и пышные торжества. Во многих залах стены украшают портреты российских императоров и членов их семьи.

Церковный и Гербовый корпуса можно осмотреть отдельно от основных зданий дворца. Гербовый находится почти у самого выхода из парка Петергофа, а Церковное здание расположено на противоположной стороне в Нижнем парке.

В корпусе под гербом для туристов открыт музей «Особая кладовая», где можно увидеть личные вещи российских правителей: церковную утварь, ювелирные украшения, одежду, предметы декоративного искусства. Название сооружение получило благодаря флюгеру в виде двуглавого орла, установленному на крыше.

Церковный корпус с пятью куполами, выполненный в стиле барокко, играл роль императорского храма. Здесь проводились крещения, венчания и другие религиозные таинства. Сейчас в корпусе работает музей. Посетители смогут увидеть иконостас из шести ярусов с вензелем императрицы Елизаветы I. Он покрыт позолотой и включает 40 икон с изображениями святых. Особенно эффектно выглядит центральная часть иконостаса с витыми золотыми колоннами, между которыми выступает изображение распятого на Голгофе Христа.

Дворец в XIX-XX веках

К свадьбе Великой княгини Ольги Николаевны внутренние покои восточной части дворца были заново отделаны Андреем Штакеншнейдером в 1840-е гг. Николай Первый, ее отец, очень любил Петергоф и проводил здесь с семьей каждое лето. Продолжая традиции восемнадцатого века, императорская семья жила в более скромных малых дворцах, а Большой Петергофский дворец использовали для официальных торжеств и размещения высоких гостей. После революции дворец стал историко-бытовым музеем, но, что интересно, порой использовался советским руководством для официальных приемов и банкетов. 23 сентября 1941 года фашисты захватили Петергоф, дворец был сожжен и разрушен. В войну уцелела примерно половина экспонатов музея. Сегодня эта достопримечательность представляет не только историческое наследие, но и самоотверженный труд послевоенных реставраторов и музейного коллектива, возродивших Большой Петергофский дворец для будущих поколений.

Большой дворец в Петергофе — описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Экскурсии

В Петергофский дворец можно отправиться и на экскурсию:

  • если в группу, желающую получить экскурсию, набирается тридцать человек, то цена экскурсии входит в стоимость входного билета;
  • для неполного состава ведется индивидуальная экскурсия стоимостью до 1500 рублей за группу;*
  • индивидуально для граждан, посещающих музей совместно с группой, цена составляет 200 рублей;*
  • в музее проводятся специальные и плановые мероприятия. Цена посещения специальных — 3000 рублей* плюс стоимость входного билета в выходные или праздничные дни. Плановые мероприятия обойдутся в 3500 рублей* плюс стоимость входного билета в выходные или праздничные дни;
  • если есть желание самостоятельно прогуляться по комнатам музея и погрузиться в историю, можно воспользоваться услугой аудиогида. Стоимость услуги 500 рублей*.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector