Берингов пролив

Вторая Камчатская экспедиция

Прошло несколько лет, и Берингу поручили возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Предметом её поиска, как, впрочем, и Первой, должна была стать мифическая Земля Хуана де Гамы, изображённая на поддельной карте, которую в Россию привёз международный авантюрист и французский шпион Жозеф Делиль. Причём Делиль не только ухитрился подсунуть русскому морскому ведомству поддельную карту, но и переправил во Францию несколько подлинных секретных карт Дальнего Востока, а его двоюродный брат сумел завербоваться в состав Второй Камчатской экспедиции. Организация её давалась с большим трудом, да и являла она собой составную часть Великой Северной экспедиции, одним из организаторов которой стал и Беринг. В начале 1734 года все участники Великой Северной экспедиции собрались в Тобольске. Оттуда Беринг отправил несколько отрядов геодезистов на изучение побережья Северного Ледовитого океана, а сам направился в Якутск. Там он провёл целых три года: возглавлял строительство железоделательного завода и канатной мастерской, наладил сбор смолы и изготовление такелажа для судов. Из Охотска в сторону Камчатки он сумел отплыть только в сентябре 1740 года. Пакетботом «Святой Пётр» командовал сам Витус Беринг, а «Святым Павлом» — Алексей Чириков. На восточном берегу полуострова, у Авачинской губы, они перезимовали в прекрасной гавани, которую назвали Петропавловской, увековечив таким образом названия своих кораблей. Весной же следующего года суда вышли в плавание. 20 июня на море пал туман, и пакетботы потеряли друг друга из виду. Три дня они искали друг друга, но так и не нашли. Капитан-командор Беринг заболел цингой, но хоть живым, хоть мёртвым стремился достичь берегов Америки. 16 июля 1741 года команда «Святого Петра» увидела на горизонте величественный заснеженный хребет, на склонах которого темнел лес. Все поздравляли Беринга, но шестидесятилетний капитан-командор был сдержан. Не решаясь подойти близко к берегу из-за слабого ветра, он двинулся дальше, пока не увидел небольшой остров и бухту. Туда он отправил за пресной водой шлюпку. Когда большая часть бочек была заполнена питьевой водой, руководитель экспедиции отдал приказ поворачивать обратно на запад. Вскоре были открыты ещё несколько островов у берегов Аляски. Далее путь лежал в сторону Камчатки. Время от времени на севере просматривалась земля, и моряки снова принимали её за Америку, хотя на самом деле это были Алеутские острова. Когда на востоке показалась высокая гора, покрытая снегом, путешественники сочли, что это долгожданная Камчатка. Не найдя удобной гавани, стали на якорь у скал. На берегу участники экспедиции вырыли шесть прямоугольных ям для жилья и прикрыли их парусами. Истощённые долгим плаванием люди с трудом держались на ногах, некоторые умирали, едва их выносили на палубу, другие умерли в шлюпке, по пути к земле. Моряки думали, что находятся на Камчатке и в скором времени установят связь с местными жителями и доберутся до Петропавловска. Каково же было их разочарование, когда группа мореходов поднялась на гору и с высоты увидела, что вокруг простирается безбрежное море. Они находились на затерянном в океане острове! Провизии и лекарств было мало. Беринг лежал один в построенной для него землянке, покрытой сверху брезентом. Он уже не ощущал голода и не хотел есть ни ржаные лепёшки, ни обжаренное мясо морских бобров. Капитан-командор уже не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, но находил в себе силы сказать слова утешения своим приунывшим товарищам. 8 декабря 1741 года Витус Беринг умер, не подозревая, что последнее пристанище экспедиции находится всего в нескольких сутках хорошего хода судна от заложенного им Петропавловска.

Заливы Евразии

Бискайский залив

Омывает атлантическое побережье двух стран – Франции и Испании. Название водоема возникло от провинции Бискайя, входящей в состав испанского государства. Его площадь около 223 тыс кв. км, а максимальная глубина составляет 5120 м. В Испании часто используют другое название – Кантабрийское море.

Финский залив

Находится на востоке Балтийского моря. Имеет площадь 29500 кв. км. Длина водоема около 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллин), а также бывшая российская столица Санкт-Петербург. В XVIII веке также использовалось название Кронштадтский залив.

Ранее наплыв воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, однако в 2011 году был достроен комплекс сооружений, которые защищают Северную столицу от этих волн.

Залив имеет огромное экономическое значение. Он активно используется для морской торговли, также именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».

Ботнический залив

Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Отделяет западный берег Финляндии от восточного берега Швеции. Его площадь превышает 117 тыс кв. км, а максимальная глубина равняется 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме непостоянна и резко падает на его севере. В результате у северных берегов залива обитают пресноводные рыбы.

Персидский залив

Омывает с востока Аравийский полуострова, а с юга – побережье Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Арабское залив». Его площадь равна 239 тыс кв. км, а средняя глубина составляет 36 м. В водоем впадают воды рек Тигр и Евфрат, которые перед этим сливаются в одну реку под названием Шатт-эль-Араб.

Шельф залива необычайно богат нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов куб. метров газа, а также в 45 миллиардов баррелей нефти.

Оманский залив

Разделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает берега четырех государств – Иран, Пакистан, Оман, ОАЭ. Его длина составляет 450 км, а ширина доходит до 330 км. Наибольшая глубина равна 3694 м.

Бенгальский залив

Огромный водоем площадью более 2,1 млн кв. км. Это самый большой залив в Мировом океане. Омывает восточный берег полуострова Индостан и западный берег Мьянмы. Рядом с городом Кокс-Базар расположен пляж длиной 120 км, что также является рекордом. Именно в этот залив впадает священная индийская река Ганг. Самые крупные города на побережье водоема – Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнама, Ченнаи.

Сиамский залив

Его естественными границами выступают Малайский полуостров и Индокитай. Площадь залива – 320 тыс кв. км. Максимальная глубина равна 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников своего дохода.

Залив Шелихова

Водоем относится к Охотскому морю и омывает западный берег Камчатского полуострова. Его длина составляет 650 км, а ширина меняется в пределах от 130 до 300 км. Скован льдами с декабря до мая. Здесь отмечаются очень высокие приливы, достигающие высоты в 14 м. В связи с этим существуют проекты строительства в заливе, в частности, на Пенжинской губе, приливной электростанции, которая может стать самой крупной электростанцией в мире. Её мощность может достигнуть 87 ГВт.

Бохайский залив

Омывает северное побережье Китая. Длина водоема равна 280 км. Его естественными границами являются Шаньдуньский и Ляодуньский полуостров. Крупнейшая река, впадающая в водоем – Хуанхэ.

Залив связан с Желтым морем Бохайским проливом, чья ширина составляет 90 км. Под его дном Китай планирует построить тоннель, который станет самым длинным на планете. Стоимость строительства оценивается в 32 миллиарда долларов.

Мне нравитсяНе нравится

Ссылки [ править ]

  1. Бек, Роджер Б .; Линда Блэк; Ларри С. Кригер; Филип С. Нейлор; Дахия Ибо Шабака (1999). . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 978-0-395-87274-1.
  2. ^ Эндрю Рот (11 июля 2012 г.). . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 июля 2012 года .
  3. Виллиан Джон Дакин (1938), Whalemen Приключения , Сидней, Angus & Robertson, с.127.
  4. . news.google.com .
  5. ^ Уоттс, Саймон (2012-08-08). . BBC News . Проверено 8 марта 2021 .
  6. . UPI .
  7. — через www.imdb.com.
  8. . BBC News . 3 апреля 2006 . Проверено 13 января 2012 года .
  9. . BBC News . 4 апреля 2006 . Проверено 13 января 2012 года .
  10. . Проверено 13 января 2012 года .
  11. The Korea Herald (март 2012). . koreaherald.com .
  12. . ТАСС .
  13. . .
  14. Вевье, Чарльз (1959). «Сухопутная линия Коллинза и американский континентализм». Тихоокеанский исторический обзор . 3 (3): 237–253. JSTOR .
  15. . Звонок в Сан-Франциско. 2 сентября 1906 . Проверено 23 апреля 2016 года .
  16. . ООО «ИнтерБеринг». 1899 . Проверено 23 апреля 2016 года .
  17. Loicq де Lobel (2 августа 1906). . Société Française d’Editions d’Art . Проверено 23 апреля 2016 года .
  18. . Нью-Йорк Таймс . 2 августа 1906 . Проверено 23 апреля 2016 года .
  19. Джеймс А. Оливер (2006). Пересечение Берингова пролива: рубеж 21 века между Востоком и Западом .
  20. Halpin, Тони (2011-08-20). «Россия планирует построить туннель в Америку за 65 миллиардов долларов». Санди Таймс .
  21. Тхарур Ishaan (2014-05-09). . Вашингтон Пост . Проверено 14 мая 2014 .
  22. ^ Лей, Вилли (июнь 1961 г.). . Довожу до вашего сведения. Научная фантастика Галактики . С. 37–51.
  23. Флеминг, Джеймс Роджер. .
  24. . 25 апреля 2013 г.
  25. .

Технические проблемы

Глубина Берингова пролива

Глубина воды

Глубина воды — небольшая проблема, поскольку глубина пролива не превышает 55 метров (180 футов). Приливы и течения в этом районе не очень сильные.

Проблемы, связанные с погодой

Ограничения на строительные работы

Маршрут проходит к югу от Полярного круга , и в этом месте долгие темные зимы и экстремальная погода, включая средние зимние минимумы -20 ° C (-4 ° F) и температуры, приближающиеся к -50 ° C (-58 ° F). в похолоданиях. Это будет означать, что строительные работы, вероятно, будут ограничены пятью месяцами в году с мая по сентябрь и сосредоточены летом .

Открытая сталь

Погода также создает проблемы для незащищенной стали. По замыслу Линь, бетон покрывает все конструкции, чтобы упростить обслуживание и придать дополнительную жесткость.

Льдины

Хотя в Беринговом проливе нет айсбергов , льдины толщиной до 1,8 метра (6 футов) находятся в постоянном движении в течение определенных сезонов, что может создавать силы порядка 44 меганьютон (9 900 000 фунтов силы ; 4500 ). на пирсе.

Дороги по обе стороны пролива, вероятно, должны будут пересекать тундру , для чего потребуется либо грунтовая дорога, либо какой-либо способ избежать воздействия вечной мерзлоты .

Экспедиции [ править ]

Топографическая карта Берингова пролива Defense Mapping Agency , 1973 г.

По крайней мере, с 1562 года европейские географы считали, что между Азией и Северной Америкой находится Анианский пролив . В 1648 году Семен Дежнев, вероятно, прошел через пролив, но его донесение не дошло до Европы. Русский мореплаватель датского происхождения Витус Беринг вошел в нее в 1728 году. В 1732 году Михаил Гвоздев впервые пересек ее из Азии в Америку. Его посетил в 1778 году третий рейс Джеймса Кука . Адольф Эрик Норденшельд в 1878–1879 годах проплыл вдоль северного побережья Сибири , доказав, что не существует северного сухопутного моста из Азии в Северную Америку. необходима цитата

К 1847 году американские суда охотились в проливе на гренландского кита

В марте 1913 года капитан Макс Готтшалк (немец) переправился с восточного мыса Сибири в Шишмареф, Аляска , на собачьих упряжках через острова Малый и Большой Диомид. Он был первым задокументированным современным путешественником, который переправился из России в Северную Америку без использования лодки.

В 1987 году пловчиха Линн Кокс проплыла 4,3 км (2,7 мили) между островами Диомид от Аляски до Советского Союза при температуре воды 3,3 ° C (37,9 ° F) в последние годы холодной войны .

В июне и июле 1989 года три независимые группы предприняли попытку первого современного морского перехода на байдарках через Берингов пролив. В состав этих групп входили: семь жителей Аляски, которые назвали свое усилие « Гребля в завтрашний день» (т.е. пересечение международной линии смены дат); британская экспедиция в составе четырех человек » Байдарки через Берингов пролив» ; и команда калифорнийцев в биадарке из трех человек во главе с Джимом Нойесом (который начал свою амбициозную экспедицию как страдающий параличом нижних конечностей). Калифорнийцев сопровождала съемочная группа на умиаке, традиционной для этого региона лодке из моржовой кожи; они снимали документальный фильм 1991 года «Ледяной занавес» режиссера Джона Армстронга.

В 1998 году российский авантюрист Дмитрий Шпаро и его сын Матвей на лыжах пересекли замерзший Берингов пролив. необходима цитата

В марте 2006 года британец Карл Бушби и французско-американский авантюрист Димитри Киффер пересекли пролив пешком, пройдя через замерзший 90-километровый (56 миль) участок за 15 дней. Вскоре их арестовали за то, что они не въехали в Россию через пограничный контроль.

Август 2008 г. ознаменовался первым переходом через Берингов пролив с использованием вездехода-амфибии. Специально модифицированный Land Rover Defender 110 был направлен Стивом Берджессом и Дэном Эвансом через пролив во второй попытке после того, как первая была прервана плохой погодой.

В феврале 2012 года корейская команда под руководством Хон Сон Тхэка пересекла пролив пешком за шесть дней. Они стартовали с Чукотского полуострова, восточного побережья России 23 февраля, и прибыли в Уэльс, западный прибрежный город на Аляске, 29 февраля

В июле 2012 года шесть авантюристов, связанных с реалити-шоу «Dangerous Waters», которое сейчас готовится, пересекли границу на Sea-Doos, но были арестованы и позволили вернуться на Аляску на своих Sea-Doos после кратковременного задержания в административном центре Лаврентия в Чукотском районе . С ними хорошо обращались и проводили экскурсию по деревенскому музею, но не разрешали продолжать путь на юг вдоль побережья Тихого океана. У мужчин были визы, но западное побережье Берингова пролива — закрытая военная зона .

В период с 4 по 10 августа (время США) 2013 года команда из 65 пловцов из 17 стран совершила эстафету через Берингов пролив — первый такой заплыв в истории. Они плыли от мыса Дежнева в России до мыса Принца Уэльского в США (примерно 110 километров (68 миль) из-за течения). Они имели прямую поддержку со стороны ВМФ России, используя один из своих кораблей, и помощь с разрешения. необходима цитата

История

Спутниковый снимок Берингова пролива. Слева — мыс Дежнева , Россия, посередине — два острова Диомида, справа — мыс Принца Уэльского на Аляске.

19 век

Идея наземного сообщения, пересекающего Берингов пролив, возникла еще до 20 века. Уильям Гилпин , первый губернатор территории Колорадо , в 1890 году предусмотрел обширную « Космополитическую железную дорогу », которая свяжет весь мир через серию железных дорог.

Два года спустя Джозеф Штраус , который спроектировал более 400 мостов, а затем работал инженером по проекту моста Золотые Ворота , выдвинул первое предложение по железнодорожному мосту через Берингов пролив в своей дипломной работе. Проект был представлен правительству Российской Империи , но был отклонен.

20 век

Синдикат американских железнодорожных магнатов в 1904 году предложил (через представителя Франции) сибирско-аляскинскую железную дорогу от мыса Принца Уэльского на Аляске через туннель под Беринговым проливом и через северо-восточную Сибирь в Иркутск через мыс Дежнева , Верхнеколымск и Якутск . Предложение заключалось в аренде на 90 лет и исключительных правах на добычу полезных ископаемых на 8 миль (13 км) с каждой стороны полосы отвода. Он обсуждался официальными лицами и окончательно отклонен 20 марта 1907 года.

Царь Николай II одобрил строительство туннеля (возможно, предложенного выше американцами) в 1905 году. Его стоимость оценивалась в 65 миллионов долларов и 300 миллионов долларов, включая все железные дороги.

Эти надежды не оправдались с началом русской революции 1905 года, а затем Первой мировой войны .

Интерес возродился во время Второй мировой войны с завершением в 1942–43 годах Аляскинского шоссе, связавшего отдаленную территорию Аляски с Канадой и континентальными Соединенными Штатами . В 1942 году Ассоциация внешней политики предполагала, что автострада продолжит связываться с Номом возле Берингова пролива, соединена автострадой с железнодорожной станцией в Иркутске , используя альтернативное морское и воздушное паромное сообщение через Берингов пролив. В то же время дорога с российской стороны была расширена за счет строительства 2000 км (1250 миль) Колымского шоссе .

В 1958 году инженер Тунг-Йен Линь предложил построить мост через Берингов пролив, «чтобы способствовать торговле и взаимопониманию между народами Соединенных Штатов и Советского Союза». Десять лет спустя он организовал Inter-Continental Peace Bridge, Inc., некоммерческую организацию, созданную для реализации этого предложения. В то время он сделал технико-экономическое обоснование моста через Берингов пролив и оценил стоимость 50-мильного (80 км) участка в 1 миллиард долларов. В 1994 году он увеличил стоимость до более чем 4 миллиардов долларов. Как и Гилпин, Лин рассматривал проект как символ международного сотрудничества и единства и назвал проект Межконтинентальным мостом мира.

21-го века

Согласно сообщению, опубликованному в Beijing Times в мае 2014 года, китайские эксперты по транспорту предложили построить высокоскоростную железнодорожную линию протяженностью примерно 10 000 километров (6200 миль) из северо-восточного Китая в США. Проект будет включать туннель под Беринговым проливом и соединиться с прилегающими Соединенными Штатами через Канаду.

Несколько американских предпринимателей также выдвинули предложения частного сектора, такие как компания с ограниченной ответственностью на Аляске, основанная в 2010 году для лоббирования соединения между двумя проливами и предложение криптовалюты в 2018 году для финансирования строительства туннеля. В 2005 году инвестор Нил Буш , младший брат президента США Джорджа Буша и сын президента Джорджа Буша , отправился за границу с преподобным Сон Мён Муном из Церкви Объединения, выступая с предложением вырыть транспортный коридор под Беринговым проливом. Отвечая на вопрос Матери Джонс во время республиканской первичной кампании его брата Джеба Буша десять лет спустя в 2015 году, он отрицал, что поддерживал проект туннеля, и сказал, что путешествовал с Муном, потому что он поддерживал «усилия религиозных лидеров призвать свою паству на службу. другим.»

Доисторическое заселение Америки

В антропологии Берингов пролив периода около 10 тыс. лет назад и ранее рассматривается как Берингов перешеек, по которому люди — палеоиндейцы — заселили Америку, став известными нам индейцами. Согласно новейшим исследованиям, первые переселенцы попали в Америку одной волной из Сибири не ранее 23 тыс. лет назад в разгар последнего ледникового периода. Отдельно, около 5,5 тыс. лет назад, произошёл приход инуитов и эскимосов, распространившихся по всей Арктике (путь их попадания из Сибири в Аляску остаётся загадкой, так как никакого перехода между ними тогда не было).

Хронология моделей миграции делится на две шкалы. Одна шкала основана на «короткой хронологии», согласно которой первая волна переселения в Америку произошла не ранее 14 — 16 тыс. лет назад. Результаты исследований, проведённых Рутгерским университетом, теоретически показали, что всё коренное население Америки произошло всего лишь от 70 индивидуумов, прибывших в 14—12 тыс. л. н. по Берингову перешейку, существовавшему тогда между Азией и Америкой. По другим оценкам, фактический размер популяции коренных американцев был ок. 250 человек.

Сторонники «длинной хронологии» считают, что первая группа людей прибыла в западное полушарие гораздо раньше, возможно 20 — 50 тыс. лет назад, и, возможно, после неё имели место другие последовательные волны миграций. Палеогенетики, исследовавшие геном девочки, жившей в долине Танана на Аляске ок. 11,5 тыс. лет назад, пришли к выводу, что предки всех американских индейцев одной волной переселились с Чукотки на Аляску в позднем плейстоцене ок. 20—25 тыс. лет назад, до того как Берингия исчезла ок. 20 тыс. лет назад. После этого «древние берингийцы» были в Америке изолированы от Евразии. Между 17 и 14 тыс. лет назад произошло их разделение на северную и южную группы палеоиндейцев из которых сформировались народы, заселившие Северную и Южную Америки.

Возвращение

После смерти Беринга командование экспедицией перешло к лейтенанту Векселю. Путешественники лишились уже 25 человек и обессилили до того, что не могли выносить трупы из землянок. Однако с приходом весны Вексель распорядился построить из остатков выброшенного на берег «Святого Петра» новое судно. Имевший опыт постройки судов краснодарский казак Савва Стародубцев возглавил бригаду из 20 моряков. Им удалось смастерить гукор длиной всего 11 метров. Спустили его на воду уже в августе. 46 человек разместились на крохотном судёнышке в невыносимой тесноте и тронулись в путь. На третий день плавания открылась течь. Заделав паз как могли, моряки в скором времени увидели землю. Это была Камчатка. Десять дней они двигались вдоль берега на юг, пока не достигли Петропавловска. Там они, наконец, смогли узнать, что стало со вторым судном экспедиции — «Святым Павлом». Как выяснилось, потеряв из виду судно Беринга, Чириков взял курс на восток. В ночь на 15 июля 1741 года, то есть на один день раньше капитана-командора, он увидел берега Америки. Радость открытия, однако, оказалась омрачена трагическими событиями. Чириков отправил к берегу шлюпку под командованием офицера Дементьева, в которой находилось 10 человек. По прошествии суток они не вернулись. На берег были посланы ещё четверо, но и они не возвратились. А вскоре из-за мыса появились лодки с явно враждебно настроенными индейцами. Стало ясно, что моряки попали в западню и стали жертвами кровожадных туземцев. Пришлось отойти от берега. На Камчатку «Святой Павел» возвращался примерно тем же курсом, что и судно Беринга. Чириков тоже заболел цингой, но ему удалось благополучно привести корабль в Петропавловск. Собственно, его рапорт в Адмиралтейств-коллегию и стал первым в истории описанием северозападных берегов Америки. Следующим летом Чириков совершил ещё одно плавание к берегам Аляски, открыв по пути ряд новых островов. Умер он в Москве в 1748 году. Имена героических мореплавателей не забыты. В честь Витуса Беринга названы Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга в составе Командорских островов, мыс Беринга на Чукотском полуострове, ледник Беринга и озеро Витус на Аляске. Даже связывавшую северо-восток Азии и северо-запад Северной Америки в далёком четвертичном периоде землю палеогеографы назвали Берингией, а в США, на Аляске, существует авиакомпания Bering Air. Имя же Алексея Ильича Чирикова увековечено в названиях острова у южного побережья Аляски, мыса на японском острове Кюсю, мысов на Чукотке и острове Атта, входящем в гряду принадлежащих США Алеутских островов, подводная гора в Тихом океане, а также село Чириково Турковского района Саратовской области.

Метки: Загадки истории, остров, Америка, экспедиция, Азия, море, Беринг, Чириков, пролив, Берингов пролив, Северная Америка

Правовой статус

Так как американо-российский договор об отчуждении Аляскинского полуострова в пользу США оговаривал только территориальные вопросы, касающиеся суши, но никоим образом не оговаривал статуса прилегающих вод и прибрежного шельфа, со времени присоединения Аляски и Алеутских островов к Российской империи (de jure в соответствии с Высочайшим Именным Указом Её Величества Императрицы Екатерины II от 2 марта 1766 г.; de facto открытие материка русскими мореплавателями произошло ранее — 21 августа 1732 г.) до 12 июня 1991 г. включительно, то есть до вступления в законную силу соглашений, подписанных 1 июня 1990 г. в ходе встречи в Копенгагене Министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе с Госсекретарём США Дж. Бейкером и территориальных уступок СССР в пользу США в рамках соответствующих соглашений (принципиальная договорённость между главами двух государств была достигнута ранее, в ходе Вашингтонского саммита Президента СССР М. С. Горбачёва и Президента США Дж. Буша-старшего), Берингов пролив, от побережья Чукотки на западе до побережья Аляски на востоке, имел статус внутренних вод России (точно так же, как, например, Босфорский пролив для Турции). Однако, в советское время этот вопрос не педалировался ни советской стороной (так как формально СССР не признавал себя государством-правопреемником Российской Империи и её международно-правовых соглашений, включая договорённости о статусе Берингова пролива, судоходстве и рыболовстве в указанных водах, соответственно, перед советскими юристами не ставилось задачи подвести нормативно-правовую базу под какие-либо территориальные претензии), ни американской стороной (так как американцы, пользуясь молчаливым попустительством советской власти, использовали эти воды для нужд судоходства и рыбного промысла).

Подписание Шеварднадзе по указанию Горбачёва соглашения «О линии разграничения морских пространств между СССР и США» носило келейный характер, его по сути дела скрывали от советского населения, — на протяжении нескольких лет в советской, а затем российской прессе и публицистике этот вопрос не публиковался и не обсуждался, в то время как западная пресса открыто сообщала об очередной победе американской дипломатии. Как утверждает академик А. И. Фурсов, заключение этого соглашения нанесло большой ущерб территориальной целостности и экономике России, поскольку в пользу американской стороны были безвозмездно отчуждены часть исключительной экономической зоны и участок континентального шельфа России.

Полемика вокруг проекта[править]

Техническая критика проектаправить

Пример современных технических возможностей Oresund-бридж,(англ.) — тоннель и мост, между Данией и Швецией

Критики проекта утверждают, что проект превышает современные технические возможности. Расстояние между берегами пролива в наиболее узкой точке довольно велико (86 км).

Сторонники проекта приводят следующие аргументы:

Расстояние до острова Ратманова существенно меньше, чем длина самого длинного в мире (53,9 км) тоннеля, соединяющего японские острова Хонсю и Хоккайдо.

Публично объявленный проект строительства 180-километрового подводного тоннеля, соединяющего Японию и Южную Корею, даёт основания считать, что строительство 90—100 км тоннеля под Беринговым проливом тем более реализуемо, учитывая, что по степени сейсмической опасности и необходимой глубине залегания проект тоннеля между Евразией и Америкой выглядит намного более простым.

Экономическая критикаправить

Утверждается, что расходы на достройку Евразийского плеча железнодорожного пути от Чукотки до Транссиба несоразмерно велики и никогда не окупятся (достройка недостающих участков железной дороги на территории США и Канады выглядит существенно менее затратной, но тоже довольно дорогой).

Эти претензии, во многом, справедливы, однако, критики обычно предлагают для рассмотрения не вполне корректно проведённые маршруты, идущие через Горную Якутию или вдоль побережья Охотского Моря через Магадан.

Между тем, ещё по утверждённым во времена СССР планам развития железнодорожной сети, предполагалось строительство ответвления БАМа в сторону Якутска, (АЯМ), которое в настоящий момент почти построено (для того, чтобы состыковать якутскую железнодорожную сеть с БАМом, осталось достроить менее 300 км) и последующее продление железной дороги по бассейну Лены в обход Горной Якутии для обеспечения строительства Ленского каскада ГЭС.

Другим важным моментом критических выступлений является имеющаяся в настоящее время недозагруженность Транссиба и БАМа, невысокая конкурентоспособность этих путей по сравнению с морскими перевозками. Выстраиваемая аналогия очевидна, но сторонники проекта предлагают считать, что это положение является временным и будет исправлено по мере коммерциализации российских железных дорог, проходящих сейчас реформу, и после установления сквозного железнодорожного сообщения с Южной Кореей.

Примечания[править | править код]

  1. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков; ДВО АН СССР. Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. — Магадан: Магад. кн. изд-во, 1989. — С. 86. — 456 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-7581-0044-7.
  2. Берингов пролив // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Берг, Лев Семенович. История русских географических открытий. — 2-е изд., доп.. — Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. — 296 с.
  4. ↑ . mixednews.ru. Дата обращения: 3 января 2020.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2019.
  6.  (англ.) (25 May 2005). Дата обращения: 26 марта 2010.
  7. Nelson J. R. Fagundes et al.  (англ.). figshare.com. Дата обращения: 3 января 2020., 01.04.2018
  8.  (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2019.
  9. . www.popmech.ru. Дата обращения: 3 января 2020.
  10.  (англ.). www.nature.com. Дата обращения: 3 января 2020., 2018
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 марта 2018.
  12. McNeill, John H. America’s Maritime Boundary with the Soviet Union (англ.). // Naval War College Review — Newport, R.I.: Naval War College, Summer 1991. — Vol.XLIV — No. 3(335) — P. 46—57 — ISSN 0028-1484.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector