Аппиева дорога — «царица дорог, вдаль идущих»

Маршрут

Первым населенным пунктом за границей Аврелиановой стены (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио — Террачина (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) — промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.

Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!

История Аппиевой дороги

В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на Апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека, влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева.

Аппий Клавдий Цек (ок. 350—273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога.

Одна из самых древних дорог Рима, в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.

Строительство римских дорог

Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.

На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — катакомбы. Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.

Аппиева дорога. Артур Джон Стратт (1858 г.)

В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.

После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).

1Рим

Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия

Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.

Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.

Мильный столб

Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.

Могила Цецилии Метеллы

Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.

Порта Аппия

Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме, стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:

  1. Вилла Квинтилиев – руины некогда величественного дома. Здесь произошло убийство членов семьи владельца и императора.
     

  2. Гробница Сципионов – фамильный склеп, обнаруженный археологами в 18 веке.
     

  3. Базилика святого Себастьяна, ставшая хранилищем мощей апостола Павла, оригинала плиты со следами стоп Христа. Здесь находятся и другие реликвии: мощи святого, именем которого названа базилика, стрела, вынутая из его тела.
     

  4. Катакомбы св. Себастьяна, экскурсия стоит 4 EUR.

Как добраться до Аппиевой дороге

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!

Описание Аппиевой дороги

Основная часть дороги благодаря мастерству ее строителей прекрасно сохранилась до наших дней. Она представляет собой путь шириной в две римские повозки (около 4-х метров), вымощенный крупными тесаными камнями, которые укладчики дороги очень плотно пригоняли друг к другу. Это делалось из расчета, что по дороге должны были пройти многочисленные римские полчища и проехать огромное количество колесниц и повозок с грузом. По обе стороны этого каменного пути были устроены сточные канавы для отвода лишней дождевой влаги и возвышения для пешеходов, напоминающие современные тротуары.

При закате солнца Аппиева дорога вкупе со всеми гробницами и другими величественными сооружениями, которые высятся практич

Основные достопримечательности, которые можно посетить, прогуливаясь вдоль Аппиевой дороги:

Гробница Цецилии Метеллы
Огромная, в виде башни, гробница знатной римской матроны Цецилии Метеллы. Цециллия была дочерью консула, одного из богатейших граждан Рима. Величественная усыпальница построена в виде округлой башни диаметром 11 метров. Высота сооружения — около 7 метров. Сейчас гробница наполовину разрушена, но все равно является одной из уникальных реликвий Аппиевой дороги, ведь она представляет собой ярчайший образчик римских усыпальниц.

Строительство башни велось без использования соединяющего раствора — в ход шли только каменные блоки, тщательно пригнанные друг к другу. Верхняя часть гробницы искусно отделана мрамором — дорогим материалом, который могли позволить себе лишь богатые люди — и украшена изображениями животных. Останки Цецилии были помещены в саркофаг, который размещался в центральной части гробницы, а позже был перенесен в Палаццо Фарнезе. Гробница украшена надписью, которая говорит о том, что построена она была для любимой дочери и жены.

Знаменитые катакомбы ДомитиллыВо времена Римской империи использовались в качестве первых христианских храмов и молелен. Это одни из самых больших римских катакомб. Основаны были на месте семейной усыпальницы рода Флавиев. Есть версия, что земля эта принадлежала внучке Весписиана (императора) Домитилле. Она была одной из первых христианок, за что и преследовалась, и была замучена насмерть. Со временем подземная галерея усыпальницы была существенно увеличена и стала огромным христианским захоронением, которое представляет и художественную ценность, поскольку украшено прекрасными фресками разных исторических периодов.

Останки Виллы Квинтилиев
Сейчас это прекрасное сооружение практически разрушено, а когда-то оно являло собою настолько роскошную усадьбу двух братьев, что им позавидовал сам император Коммод. Тиран казнил Квинтилиев и присвоил их виллу себе. Но и сейчас она производит потрясающее впечатление на фоне окружающей природы.

Гробница СципионовГробница одного из знатнейших римских родов — Сципионов. Одна из самых древних родовых усыпальниц Аппиевой дороги. Занимает значительную территорию и вмещает более 30-ти захоронений, в том числе и могилу прославленного поэта Рима Квинта Энния (хоть он и не принадлежал к роду Сципионов). Первые захоронения в этом обширном погребальном комплексе производились в III в. до н. э. Последние соотносят приблизительно с I в. н. э. Гробница представляет собой историческую и культурную ценность как один из выдающихся примеров римских захоронений той эпохи.

Особенности дороги, построенной Аппием

Несмотря на более чем солидный возраст Аппиевой дороги, к настоящему времени сохранилась весьма существенная часть ее покрытия

. Она продолжала весьма интенсивно использоваться вплоть до VI в. н.э. и даже в наше время вполне еще пригодна к эксплуатации. Возможно, потому, что ответственный за ее строительство патриций Аппий Клавдий не только хорошо знал свое дело, но весьма ответственно подходил к его выполнению. Городу нужна была надежная дорога, способная выдержать нагрузки военного времени, и он ее получил.

Гробница Цецилии Метеллы и крепость семьи Каэтани

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, булыжников, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Согласно легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему удавалось это сделать, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. Благодаря этому дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. Более того, в средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной путникам информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена эта дорога, рядом с ней строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некоторое подобие тротуара, кое-где установлены скамейки для отдыха путников. Ее ширина составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, сегодня – двум машинам.

Церковь Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове

Описание

Удивление качеству строительства дороги не уменьшается и сейчас. На ней нет бед современных дорог в виде ям, выбоин, трещин. Гладкие, ровные плиты восхищают своей упорядоченностью, силой, вечностью. Древние секреты технологии заключались в выполнении следующих этапов строительства:

  • Проведение геодезических измерений, расчётов, тщательной размётки, очистка территории от кустарника, деревьев, мешающих возвышенностей, углублений. Дороги Римлян отличаются прямым направлением на максимально возможном пути. Они редко проходят по болотам, непроходимым местам. Путь через все природные преграды в виде рек, горных ущелий проходил по каменным мостам. Некоторые сохранились и сейчас.
  • Создание специальных углублений в форме длинной траншеи. На дно укладывались каменные плиты из вулканического материала. Их закрывали слоем щебня, гальки и специальным известковым раствором. Боковые стороны траншеи укреплялись вертикальными каменными плитами.
  • Укладка мостовой. После уплотнения подстилки новые каменные плиты с особой аккуратностью укладывались на дороге. Существует легенда, по которой Аппий проверял качество подгонки плит своим кинжалом. Если он проходил между плитами, булыжным материалом, участок дороги переделывали.
  • Благодаря толщине дороги, она всегда находилась выше уровня земли окружающей местности. Вода легко стекала с неё, не образуя луж на поверхности.

Вдоль всей Аппиевой дороги строились удобные указатели, используемые путешественниками. К ним относятся следующие элементы инфраструктуры дороги:

  1. Своеобразная разметка в виде римской мили (1478 м). На конкретном расстоянии устанавливались столбы с табличками, указывающими время правления императоров, другие важные даты страны, путь до ближайшего поселения. Сейчас сохранился мильный камень первой мили с датой окончания строительства дороги. Кстати, метки выполнялись в виде цилиндрических колонн с высотой 4 м, толщиной 80 см в диаметре, весом свыше 2 тонн. Их крепили на мощных кубических основаниях, закреплённых в грунте.
  2. Станции для смены лошадей, ночлега, отдыха располагались каждые 15 км. При этом на три простых станции приходилась одна с возможностью ночлега. Для отличия их красили в красный оттенок. Здесь были удобные конюшни, кузнеца, постоялый двор, харчевня. Часто рядом со станциями вырастал новый город. Законы гостеприимного населения позволяли путешественникам селиться в домах местных жителей. Вдоль дороги были обустроены специальные амбары, склады для хранения продовольствия, поставляемого в Рим.
  3. Организация почтовой, курьерской, охранной службы. Налаженная система сообщения позволяла доставить требуемые письма в любой уголок империи. Курьеры могли проезжать за день расстояние в 75 км. Возможности других дорог тогда не превышали 45 км пути ежедневного передвижения. Для быстрой доставки использовалась верховая езда на лошади. При этом курьер должен был носить отличительный головной убор. При поездке на специальной колеснице почта находилась в коробе. Служба курьером в тот период характеризовалась опасностью нападения разбойников. Чтобы предотвратить подобное злодеяние римляне вдоль дороги строили военные, оборонительные сооружения. Часто они превращались в крепости, а несущие в них службу воины, занимались ремонтом, обслуживанием дороги.
  4. Создание культовых мест, священных памятников вдоль дороги связано с законом, согласно которого по периметру городской черты запрещали хоронить умерших. Вдоль дороги возникли колумбарии, величественные гробницы, некрополи, храмы, мавзолеи. Их основной целью являлось прославление великих личностей империи, победу войск, формирование духовной подпитки путников. Они имели возможность помолиться богу торговли Меркурию, Диане защищающей дороги, другим богам. Сейчас многие из них относятся к древним достопримечательностям Италии, принимающих огромное количество туристов из разных стран. На одной (колонне Трояна) можно увидеть изображение строительства знаменитой Аппиевой дороги.

«Milliarium Aureum»

Когда будущий император Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог, он установил на Форуме так называемый мильный камень «Milliarium Aureum» (Золотой миллиарий). Он представлял собой высокую мраморную колонну. Кстати, понятно, почему  камень был «мильным»? Им отмеряли мили. 

От этой колонны сохранилась лишь нижняя часть, так называемая база. На монументе были написаны крупнейшие города Римской империи и указано расстояние до них. Сейчас мы бы назвали подобный памятник «нулевым километром».

Что такое нулевой километр

Это пункт, от которого ведется расчет расстояний от данного места до других населенных пунктов.

В современных городах нулевой километр может быть представлен в виде памятного столбика, таблички, плиты и т.д.  Фотографии нулевых километров в некоторых городах  вы можете посмотреть в статье на моем авторском проекте «Дорогами Души». 

Происхождение

Порта Сан-Себастьяно — это ворота Аппиа в стенах Аврелиана .

Потребность в дорогах

Аппиева дорога была римской дорогой, которая использовалась в качестве основного маршрута для военных поставок с момента ее строительства для этой цели в 312 году до нашей эры.

Аппиева дорога была первой длинной дорогой, построенной специально для транспортировки войск за пределы меньшего региона Большого Рима (это было важно для римлян). Несколько дорог за пределами древнего города были этрусскими и вели в основном в Этрурию

К концу республики римляне распространились по большей части Италии и были мастерами дорожного строительства. Их дороги начинались в Риме, где находился главный маршрут , или список пунктов назначения вдоль дорог, и простирались до границ их владений — отсюда и выражение « Все дороги ведут в Рим ».

Самнитские войны

Римляне были близки к жителям Кампании , которые, как и они сами, прослеживали свое происхождение до этрусков . В самнитских войнах были спровоцированы самнитами , когда Рим попытался союзник с городом Капу в Кампании. В италийских динамиках в Лациуме уже давно покорили и встраиваются в римское государство. Они несли ответственность за преобразование Рима из преимущественно этрусского государства в преимущественно италийское.

Плотное население суверенных самнитов оставалось в горах к северу от Капуи, что к северу от греческого города Неаполис . Около 343 г. до н.э. Рим и Капуя попытались заключить союз, что стало первым шагом к более тесному единству. Самниты ответили военной силой.

Барьер Понтийских болот

Гробница Присциллы

Могильный памятник Гая Рабириуса Постума Гермодора, Люсии Рабирии Демарис и Усии Примы, жрицы Исиды вдоль Аппиевой дороги, недалеко от Quarto Miglio

Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура , расположенный в катакомбах Сан-Себастьяно

Между Капуей и Римом лежали Понтийские болота ( Pomptinae paludes ), болота, зараженные малярией . Извилистая прибрежная дорога, извивающаяся между Остией в устье Тибра и Неаполем . Via Latina последовал его древний и едва ли более доступный путь вдоль предгорий Monti Laziali и Monti Lepini , которые видны возвышающиеся над бывшим болотом.

Во время Первой самнитской войны (343–341 до н. Э.) Римляне обнаружили, что они не могут поддерживать или пополнять войска в полевых условиях против самнитов через болота. Восстание Латинской лиги еще больше истощило их ресурсы. Они отказались от попытки союза и договорились с Самниумом .

Колонизация на юго-восток

Римляне только выжидали своего часа, пока искали решение. Первым ответом была колония , «выращивание» поселенцев из Рима, которые будут поддерживать постоянную базу операций. Второй самнит война (327-304 до н.э.) вспыхнула , когда Рим попытался поместить колонию в Cales в 334 и снова Fregellae в 328 на другой стороне болота. Самнитов, теперь главная власть после победы над греками из Тарента , занятых Neapolis , чтобы попытаться обеспечить его лояльность. Неаполитанцы обратились к Риму, который послал армию и изгнал самнитов из Неаполя.

Начало работ Аппия Клавдия

В 312 г. до н.э. Аппий Клавдий Цек стал цензором в Риме. Он был из рода Клавдия , патриция, происходившая от сабинян, захваченных в раннеримское государство. Ему было дано имя предка-основателя рода Аппий Клавдий (Аттус Клаус на сабинском). Он был народником , т. Е. Защитником простых людей. Человек с внутренней проницательностью, в годы успеха он, как говорили, потерял внешнее зрение и поэтому получил имя caecus , «слепой».

Не дожидаясь, пока Сенат ему скажет, что делать , Аппий Клавдий начал смелые общественные работы по решению проблемы снабжения. Акведук ( Aqua Appia ) обеспечивал водоснабжение города Рима. Безусловно, самым известным проектом была дорога, которая пролегала через Понтийские болота к побережью к северо-западу от Неаполя , где она поворачивала на север, в Капую. По нему любое количество свежих войск могло быть переброшено на театр военных действий, а припасы могли быть в массовом порядке переброшены на римские базы без помех со стороны врага или местности. Неудивительно, что после своего пребывания на посту цензора Аппий Клавдий дважды становился консулом , впоследствии занимал другие должности и был уважаемым советником государства даже в последние годы своей жизни.

Успех дороги

Дорога достигла своей цели. Исход Второй самнитской войны был наконец благоприятен для Рима. Последовав серию ударов, римляне изменили свою судьбу, приведя Этрурию к столу в 311 г. до н.э., в самый год их восстания, и Самнию в 304 г. Дорога была главным фактором, позволившим им достаточно быстро сосредоточить свои силы и обеспечьте их адекватным снабжением, после чего они стали грозным противником.

История

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Римские акведуки

Подобных Парку Акведуков мест невозможно встретить нигде в Италии. На огромной территории находится 7 из 11 акведуков Рима:

  1. Анио Ветус (Aqua Anio Vetus), 64 км, 272-269 год до н. э. – располагается под землёй, приобрёл имя «старого» после создания другого акведука;
  2. Марция (Aqua Marcia), 90 км, 144-140 год до н. э. – самый длинный доставляющий воду в столицу, остаётся работающим, хотя его возраст насчитывает не одну сотню лет;
  3. Тэпула (Aqua Tepula), 18 км, 126-125 год до н. э. – первоначально поставлял в Рим тёплую техническую воду, но позднее он был соединён с несколькими другими акведуками;
  4. Юлия (Aqua Iulia), 23 км, 33 год до н. э. –  поставлял воду на часть холмов Вечного города;
  5. Феличе (Aqua Felice) 22 км, 226 год н. э., является самым молодым акведуком, с разных сторон открывает вид на другие, например, Марцию или Клавдию, ранее носил название Аква Александрина (Aqua Alexandrina), переименован в честь Папы Сикста V, которого в народе называли Феличе Перетти ди Монтальто (Felice Peretti di Montalto).
  6. Клавдия (Aqua Claudia), 68 км, 38 год н. э. – с руин можно рассмотреть часть римского водопровода, выходящую на поверхность, его не раз пытались восстанавливать, но, к сожалению, до наших дней дошли только развалины;
  7. Анио Новус (Aqua Anio Novus), 87 км, 38 год н. э. – при помощи очистительных бассейнов поспособствовал нейтрализации воды с примесями, которая ранее поступала в город.

Остальные акведуки располагаются на территории Вечного города:

  1. Аква Вирго (Aqua Virgo), 20 км, 19 год до н. э. – поставляет воду в фонтаны Треви (Fontana di Trevi) и Баркачча (Fontana della Barcaccia);
  2. Аква Альсиетина (Aqua Alsietina), 33 км, 2 год до н. э. – один из двух западных акведуков столицы и единственный водовод, поставляющий непитьевую воду;
  3. Аква Траяна (Aqua Traiana), 57 км, 109-110 год н. э. – при императоре Траяне, брал воду из озера Браччано (Lago di Bracciano). Его красивым окончанием в Риме служит фонтан Аква Паола (Fontana dell’Acqua Paola);
  4. Аква Аппия (Aqua Appia) 16,5 км, 312 год до н. э. – старейший акведук в Риме, назван в честь древнеримского политика Аппия Клавдия Цека.

Читайте, как были устроены  акведуки и бани в Древнем Риме.

Новая история Старой Аппиевой дороги

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.

За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников… В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.

Гробница Ромула

Известные исторические события по дороге

Распятие армии Спартака

Император Траян построил отклонение от Виа Аппиа. Это урочище Виа Аппиа Траяна недалеко от Эгнатии .

Колонна в Бриндизи , знаменующая конец Виа Аппиа.

В 73 г. до н.э. началось восстание рабов (известное как Третья война рабов ) под предводительством бывшего гладиатора Капуи Спартака против римлян. Рабство составляло примерно каждого третьего жителя Италии.

Спартак победил множество римских армий в конфликте, который длился более двух лет. Пытаясь сбежать из Италии в Брундизиуме, он невольно загнал свои войска в историческую ловушку в Апулии в Калабрии . Римляне были хорошо знакомы с регионом. Легионы были доставлены домой из-за границы, и Спартак оказался зажат между армиями. Экс-рабыня армия была разбита на реке Силер по Марк Лициний Красс . Армии Помпея захватили и убили несколько тысяч мятежников, бежавших из битвы, а Красс захватил еще несколько тысяч. Римляне посчитали, что рабы лишились права на жизнь. В 71 г. до н.э. 6000 рабов были распяты на 200-километровом (120 миль) Виа Аппиа от Рима до Капуи.

Битва при Анцио во время Второй мировой войны

В 1943 году, во время Второй мировой войны , союзники попали в ту же ловушку, в которую отступил Пирр, чтобы избежать на Помптинских полях наследников Помптинских болот . Болото оставалось, несмотря на многочисленные попытки осушить его, пока инженеры, работающие на Бенито Муссолини, наконец не добились успеха. (Даже в этом случае поля были заражены малярийными комарами до появления ДДТ в 1950-х годах.)

В надежде выйти из тупика при Монте-Кассино , союзники высадились на побережье Италии в Неттуно , древнем Антиуме, который находился на полпути между Остией и Террачиной . Они обнаружили, что это место не защищено. Они намеревались двинуться по линии Аппиевой дороги, чтобы захватить Рим, обойдя Монте-Кассино , но не сделали этого достаточно быстро. Немцы заняли горы Лациали и Лепини вдоль дороги старой Виа Латина, откуда они обрушили снаряды на Анцио. Несмотря на то, что союзники расширились на весь Помптинский регион, они не продвинулись. Немцы контратаковали Виа Аппиа с холмов Албании на фронте шириной четыре мили, но не смогли отбить Анцио. Битва длилась четыре месяца, одна сторона снабжалась морем, а другая — сушей через Рим. В мае 1944 года союзники вырвались из Анцио и взяли Рим . Немецкие войска ушли к северу от Флоренции .

Летние Олимпийские игры 1960 года

На летних Олимпийских играх 1960 года он служил частью мужской марафонской дистанции, которую выиграл Абебе Бикила из Эфиопии .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector