Япония в 19 веке

Развитие страны в эпоху Нара и Хэйян (710-1185 гг.)

В 710 году в Японии появилась первая официальная столица — город Нара. При строительстве города главным ориентиром служили китайские поселения. В частности, здесь было возведено множество монастырей, а здания по внешнему виду полностью повторяли китайские дома. Эта особенность во многом повлияла на дальнейшую судьбу города. Так, чтобы избежать усиления политического веса буддийских храмов, столицу в 1184 году решили перенести в город Нагаоку, а еще позднее — в Хэйан (он носил статус главного города Японии почти 1000 лет).

Эпоха Нара в истории Японии ознаменовалась тем, что китайское влияние на японскую культуру несколько ослабело. Если до этого основным языком был китайский, то теперь японцы создали свою азбуку — “кана”.

Что касается политической власти, то она длительное время была сосредоточена в руках клана Фудзивара.

“Реформы Тайка”, принятые несколько ранее, уже успели отразиться на жизни и быте народа Японии. Основная суть этих реформ состояла в увеличении налогов с крестьян. Наряду с этим аристократия и монастыри, напротив, от уплаты налогов освобождались. Результат — усиление влияния крупных землевладельцев и народ, оставшийся за чертой бедности.

В начале 12-го века власть Фудзивара удалось ограничить. При этом борьба за власть развернулась между двумя кланами: Минамото и Тайра. В результате восстания в 1159 году удержать бразды правления в своих руках смог клан Тайра, господство которого продолжалось вплоть до 1178 года. Смерть Тайра Киеморе вновь повергла страну в борьбу за власть, которая вылилась в войну Гэмпэй (1180-1185 гг.).

«Закрытые двери» Японии

После Испании вход в порты Страны Восходящего Солнца был полностью закрыт Португалии. Голландии удалось избежать подобной участи, поскольку она предоставила военную помощь (флот) для подавления восстания христиан на Симабара. Только голландцам было предоставлено правило эксклюзивной торговли с Японией. Торговую факторию Голландии с Хирадо переместили на остров-резервацию искусственного происхождения Дедзима.

Подобные действия самурайского правительства в историографии называются политикой Сакоку, т.е. закрытых дверей. Сегунат преследовал такие цели:

  • Избавиться от христианства.
  • Стабилизировать власть самураев.
  • Частично изолировать страну от негативного влияния Западной Европы.

Торговля с Голландией осталась, как и со многими азиатскими странами. Но вся монополия на торговлю принадлежала государству.

Голландия была нужна Стране Восходящего Солнца, чтобы постоянно привозить сюда шелка, ткани, китайские книги, европейские часы, учебники. На экспорт японцы отправляли керамику, медь, серебро. В голландскую торговую факторию часто приезжали европейские и китайские торговцы.

Еще при первом сегуне режима Эдо Япония стала налаживать отношения с Кореей. Между странами начался активный обмен посольствами, чтобы японцы знакомились с культурой и историей Кореи. Были созданы торговые фактории – на острове Цусима существовала общая колония, а в городе Пусан (Корея) существовала японская фактория.

Внешняя политика Эдо касалась не только торговли и дипломатических отношений. Успешно проводились и завоевания. В частности, было захвачено королевство Рюкю, которое признало вассалитет Токугава. Государство стало посредническим центром в торговле Японии и Китая. Захватили японцы и остров Хоккайдо, где находились владения Мацумаэ-хана. Здесь проживали коренные айны, участвовавшие в торговле с северо-восточными регионами Китая. Айны поставляли японцам китайские товары – ткани, одежду, морепродукты, кожи животных.

Итак, основными торговыми партнерами Японии во времена режима Эдо были следующие страны:

  • Корея.
  • Китай.
  • Рюкю.
  • Голландия.

Торговые отношения осуществлялись в колониях-факториях, расположенных на юге острова Хоккайдо, Сацуме, Цусиме, Дедзиме. Такое положение дел сложилось в начале 17 века и сохранялось до второй половине 19 в., когда режим Эдо был ликвидирован

Для сегуната было важно, чтобы Япония находилась в изоляции во внешней политике, но при этом могла выбирать государства, которые способствовали наполнению казны и стабильному развитию экономики. Поэтому из портов и факторий были убраны Португалия и Испания, которые способствовали распространению христианства в Японии

Этот факт, по мнению сегуната, мешал идентичности японцев и приносил элементы нестабильности в японское общество. Поэтому и была разработана политика «закрытых дверей», которая превратила Страну Восходящего Солнца в изолированное государство. Тем не менее, сегуны делали все, чтобы оставаться активным игроком международной политики. Основные внешнеполитические связи были налажены с государствами Юго-Восточной Азии, из европейских контактов сохранились только голландские связи.

Эпоха Мэйдзи (1867-1912 гг.)

В 1867-1868 годах была полностью восстановлена власть императора Мэйдзи, который переселился в новую столицу Токио. Эпоха Мэйдзи в истории развития Японии полна огромных перемен. Открытие “занавеса” давало возможность не только торговать с большинством стран, но и перенимать их опыт и открытия. Экономика и военное дело развивались стремительными темпами.

Стирались границы между социальными классами — правительство приняло решение о демократизации страны. В 1873 году принят закон о свободе выборе религии. Реформы коснулись системы образования, внедрялось обязательное образование, изучение синтоизма и конфуцианства присутствовало во всех школах.

Чтобы противостоять европейскому национализму, Япония много внимания уделила развитию армии: введена обязательная воинская повинность, флот строили по типу британского, а армию собирали и модернизировали по типу прусской.

Для подъема страны требовались специалисты. Для этого сотни студентов отправлялись учиться в другие страны, а для преподавания в учебных заведениях Японии приглашали учителей из-за границы.

1889 год ознаменовался принятием первой конституции. Несмотря на появление парламента, независимость императора сохранилась (он главенствовал в армии, на флоте, в законодательной и исполнительной власти).

в 1894-1895 годах развернулась война между Японией и Кореей, причиной этому стали разногласия по вопросам Кореи. Победу одержали японские войска, они даже захватили Тайвань, однако Запад вынудил отдать Китаю другие территории.

1904-1905 годы — время Русско-японской войны, вспыхнувшей на почве интересов Китая и Маньчжурии. Япония вышла в войне победителем, благодаря чему получила небывалую славу и уважение на мировой арене.

Усилив влияние на Корею, Япония смогла присоединить ее в 1910 году.

Развитие культуры и науки

Сёгун Ёсимунэ не оставил без внимания и науку. Он всячески способствовал ее развитию. Например, в 1742 году он разрешил ввозить в Японию европейские книги по естественным и прикладным наукам. В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев (преимущественно голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого, при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать отечественные знания с математики, астрономии и медицины. Стоит отметить, что в остальных сферах культура Японии оставалась консервативной.

Таким образом, культурная история Японии 18 век оставалась на том же уровне, что и в 17 веке – продолжалась усовершенствоваться национальная идея, укреплялся буддизм и синтоизм. Иностранная культура и обычаи воспринимались рядовыми японцами как чужие и странные. Японская культура обозначенного периода оставалась глубоко консервативной в театре, музыке, рисовании и философии. В культуре продолжали использовать старые мотивы, стили и схемы.

дальнейшее чтение

  • Beauchamp, Эдвард Р., изд. Образование и обучение в Японии с 1945 г. (Routledge, 2014).
  • Бошан, Эдвард Р. и Ричард Рубинджер, ред. Образование в Японии: Справочник (2-е изд. Рутледж, 2017).
  • Дор, Р.П. Наследие образования Токугава », под ред. Мариуса Б. Янсена,« Изменение отношения Японии к модернизации » (1965), стр. 99–131.
  • Джонс, Марк. Дети как сокровища: детство и средний класс в Японии начала двадцатого века (2010)
  • Келли, Бойд. (1999). Энциклопедия историков и историков , Vol. 1. Лондон: Тейлор и Фрэнсис . ISBN   978-1-884-96433-6
  • Пассин, Герберт. Общество и образование в Японии (1965)
  • Сайто, Хиро. «Построение космополитической нации: институциональное противоречие и политика послевоенного японского образования», Social Science Japan Journal , лето 2011 г., Vol. 14 Выпуск 2, стр 125–44
  • Уно, Кэтлин С. Переходы к современности: материнство, детство и социальные реформы в Японии в начале двадцатого века . (Гавайский университет Press, 1999).
  • Ямасаки, Йоко. «Влияние западных прогрессивных образовательных идей в Японии: 1868–1940», История образования , сентябрь 2010 г., том. 39 Выпуск 5, стр 575–588

Социальное развитие японского общества в XVII – XIX вв.

В Японии существовало в указанный период четыре основных класса:

  • Воины-самураи.
  • Торговцы.
  • Ремесленники.
  • Крестьяне.

Все ключевые должности в стране занимали только представители самурайских родов. Другие классы к управлению сегунатом не допускались.

Отдельно существовали парии, которых не включали в социальную структуру общества. В их обязанности входило:

  • Во-первых, утилизация отходов.
  • Во-вторых, несение службы в тюрьмах.
  • В-третьих, уборка помещений, улиц, дворцов.

Общество функционировало по законам двух основных религий – синтоизма и буддизма. При этом официальной государственной религией было неоконфуцианство. Его основы преподавали в школах и высших учебных заведениях. В национальной академии под влиянием неоконфуцианства был разработан особый кодекс самураев бусидо.

Христианство полностью запретили к середине 1640-х гг., все общины, исповедовавшие эту религию, вынуждены были уйти в подполье и скрываться.

Монастыри стали важными религиозными, политическими, культурными и духовными центрами. Например, они обязаны были выдавать справки о том, что человек состоит в буддийской общине.

Период Нара и Хэйнан

Отсчет периода начинается с постройки столицы Хэйдзё на территории современного города Нара. В это время в подчинении столицы находится более 60 провинций, каждая из которых возглавлялась своим губернатором, назначенным из центра. Согласно принятому за несколько лет до этого своду законов, земля и проживающее на ней население считались собственностью государства.  В период Нара, длившийся около 80 лет, в значительной степени возросло влияние буддизма. В столице были построены самые большие храмы и монастыри. Одному буддийскому монаху из захудалого провинциального рода удалось настолько подчинить себе жившую в то время императрицу Кокэн, получившую при повторном восшествии на трон имя Сётоку, что он даже возжелал стать императором. Однако смерть императрицы помешала его планам, а для того чтобы избежать влияния буддистов на членов императорской семьи, столица переносится в город Хэйан. В новой столице не было построено ни одного буддийского храма.

В течение последовавшего периода Хэйан фактическая власть была сосредоточена в руках клана Фудзивара. В течение нескольких столетий девушки этого клана выходили замуж за членов императорской династии, все больше укрепляя родственные связи. Это привело к тому, что на ключевых должностях зачастую оказывались люди неспособные к государственной деятельности.

В конце IX века Япония прекращает официальные отношения с Китаем, носившие и до того времени довольно ограниченный характер. Если до этого момента Китай считался неким эталоном, то в последующие века благодаря отсутствию китайского влияния Япония выработала уникальную и обособленную культуру, переработав на свой лад все прежние заимствования.

Взошедший на трон в середине XI века император Госандзё не имел родственных связей с родом Фудзивара и захотел править страной самостоятельно. Отрекшись от престола в 1086 году в пользу своего несовершеннолетнего сына, он фактически управлял государством из монастыря. Последующие правители поступали так же, и до 1156 страна управлялась императорами-иноками.

Период Камакура (1185 – 1333)

В 1192 году, после нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, Ёритомо был провозглашен сёгуном (военным правителем). Новое правительство было основано в его родном городе Камакура. Сёгунат был организован проще, чем правительство по китайскому образцу, а потому работал намного эффективнее.

Со смертью Ёритомо в 1199 году начались войны между сёгунатом Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась только во время смуты Дзёкю 1221 года, когда войска сёгуна наголову разбили армию императора.

Правители (сиккэн) из клана Ходзё в Камакуре взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли, захваченные во время переворота, они заручились расположением всех влиятельных людей страны. Император и остатки правительства в Киото полностью потеряли власть над Японией.

Влияние Китая сохранялось и в период Камакура. Появились новые буддийские течения: учение Дзэн (привезено из Китая в 1191 году) приобрело большое число последователей среди самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддийская школа – радикальная и нетерпимая секта Лотосовой Сутры – была основана монахом Нитирэном в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн. Ее отличали враждебное отношение к другим буддийским учениям и ярко выраженный национализм.

В 1232 году был принят “Дзёэй Сикимоку” (“Свод законов”). Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё контролировал всю страну, и любая попытка мятежа немедленно пресекалась.

Сёгуны оставались в Камакуре и не имели особой власти, а их представители находились в Киото и Западной Японии. Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции. Регенты клана Ходзё смогли обеспечить несколько десятилетий мира и экономического процветания, пока Японии не начали угрожать внешние враги.

В 1259 году монголы завоевали Китай и начали “интересоваться” Японией. Они послали правительству Камакура несколько письменных ультиматумов, но японцы не были намерены сдаваться без боя.

В 1274 году монголы предприняли первую попытку завоевать остров Кюсю. Однако после нескольких часов боя флотилия была вынуждена отступить – начался сильнейший шторм. Эта буря спасла Японию, так как у японцев не было шансов против огромной и хорошо вооруженной монгольской армии.

После основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году. Однако снова захватчики были вынуждены отступить из-за плохой погоды. Остров Кюсю готовился и к третьему нападению, но у монголов к тому времени появилось слишком много проблем на континенте, чтобы продолжать думать о завоевании Японии.

Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, так как не приносили прибыли и требовали больших расходов. Сражавшиеся за регентов влиятельные военачальники ждали наград и пожалований, но казна была пуста. Именно финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения правительства Камакура.

Период Эдо

Завершил объединение Японии Токугава Иэясу, управлявший своими землями из замка Эдо. В 1603 году он стал основателем последней династии сёгунов. В этот период была создана 5-классовая система: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы и «эта» — парии японского общества, занимавшиеся самой грязной работой. Изменить статус было невозможно.

После того, как в 1615 году Токугава расправился со своими последними противниками, наступило время мирного затишья. Попытка крестьянского бунта в Симабаре, имевшего в основании христианские лозунги, привела к тому, что сёгунат издал указ, запрещающий европейцам находиться на территории страны, а японцам покидать ее пределы. С 1639 года и до середины XIX века Япония вступает в период добровольной самоизоляции.

Мирная жизнь привела к расцвету культуры, творчества и различных ремесел. Активно развивались литература и театр.

Однако ограничение контактов с внешним миром пришлось по вкусу не всем. Купечеству нужны были рынки сбыта, да и внешний мир не желал игнорировать существование Японии. В 1853-54 году американский офицер Пэрри силой заставил японское правительство открыть несколько морских торговых портов. Его действия, вкупе с комплексом накопившихся проблем, привели к недовольству в отношении сёгуната, который под давлением военных был вынужден передать власть императору. Закончилось 6-вековое правление военных домов.

Свободное плавание

На момент окончания оккупации (апрель 1952 года) экономика государства была практически полностью восстановлена. Япония стала среднеразвитой страной. Перенеся на Японию опыт плана Маршалла, американские организации и фирмы, наряду с европейцами, приглашали японские делегации на бизнес-курсы, где делились практическими знаниями о своих производственных технологиях.

Японцы оказались столь же удивительно обучаемы, как когда-то древние римляне. Американский опыт позволил эффективно реконструировать устаревшие области промышленности. Промышленность переключилась с трудоёмких отраслей (лёгкая промышленность, текстиль) на капиталоёмкие (тяжёлая промышленность), а потом и на наукоёмкие. Локомотивом экономического развития страны послужила обрабатывающая промышленность.

При этом японцы пошли путём активного импорта иностранной техники и технологии. В период с 1950 по 1971 годы было приобретено свыше 15 тысяч патентов и лицензий (по большей части в США). Вместо громадных финансовых и временных затрат на исследования, японцы скупали права на разработанный продукт и часто производили его усовершенствование. К концу 60-х годов Япония создала практически универсальную отраслевую структуру промышленного производства, использующую самые новые технологии производства продукции.

Яркий пример: американский концерн «Du Pont» 11 лет разрабатывал процесс производства нейлона, затратив на это 25 млн. долл., японская купила патент на его производство за 7,5 млн. долл. При этом японцы выплачивали эту сумму в течение 1951— 1959 годов, получив за эти годы на экспорте нейлона доход в размере 90 млн. долларов.

Востоковед Всеволод Овчинников: «После войны японцы убедили американцев, что они сами перестроят свою крайне милитаризованную экономику. Однако по существу она так и осталась госкапиталистической. Суть японского чуда — в удивительном взаимном доверии верховной власти и большого бизнеса. В Японии государство сообща с большим бизнесом вырабатывало экономическую стратегию. Они четко определяли приоритеты развития страны. На первом этапе упор был сделан на развитии металлургии, судостроения, нефтехимии. Создали самую передовую в мире металлургию, стали выплавлять 100 млн тонн стали. Япония превратилась в первую судостроительную державу мира, строили танкеры водоизмещением 200—300 тысяч тонн. Чтобы у себя перерабатывать нефть, начали развивать нефтехимию. На втором этапе приоритеты были отданы бытовой электротехнике и автомобилестроению. Надо было сломать сложившийся стереотип — до Второй мировой войны японские товары были дешевыми, но некачественными. Ценой огромных усилий на своих транзисторах, на своих телевизорах, а потом — автомобилях они убедили мир, что японское — значит качественное».

Информация о системе получения знаний

Получение образования для японца является целью его жизни. Благодаря этому есть возможность обеспечить себе будущее. Уже с первых лет появления ребенка на свет идет его обучение навыкам чтения и счета.

Кратко система образования в Японии состоит из периодов:

  1. Дошкольное воспитание.
  2. Начальная школа.
  3. Среднее обучение.
  4. Старшее учреждение.
  5. Высшее образование.

Учеба начинается с апреля месяца. Образовательный год состоит из 3 семестров:

  1. Весеннего. Он продолжается с апреля до середины июля.
  2. Летнего. Он длится с сентября до середины декабря.
  3. Зимнего. Он начинается с января и заканчивается в последних числах марта.

Между семестрами проходят каникулы. Самые длительные из них летние, которые длятся 30 дней. В конце учебного года учащимися сдаются экзамены.

Дошкольное воспитание

Пока ребенку не исполнилось 3 года, дошкольное образование не является обязательным. Просто часто родителям не с кем бывает оставить малыша в рабочее время. До 6 лет японские дети посещают следующие заведения:

  1. Ясли. Здесь учебная подготовка не ведется. Ребенок сюда ходит до 3 лет.
  2. Детский сад. Это место, где ребенок обучается чтению и счету до 6-летнего возраста.

Попасть в ясли могут дети только малообеспеченных родителей. При этом мать и отец должны работать не меньше 4 часов в день. В детских садах ребенок находится до 14−00 часов дня. Здесь, кроме процесса обучения, много внимания уделяется развитию коммуникативных способностей детей.

Начальная школа

Японская система образования предусматривает поступление детей с 6 лет в начальную школу. Если она относится к государственному заведению, то обучение в ней бесплатное. Существуют и частные школы, где плата за учебу довольно высокая.

Обучение в таких школах продолжается в течение 6 лет. В начальные годы закладывается база основных наук, таких как японский язык, математика, музыка. Затем вводятся дополнительные дисциплины. Это, могут быть, научные и гуманитарные предметы.

На этом этапе обучения школьная форма еще не вводится. Однако во время прогулок обязательно должны присутствовать желтого цвета панамы, зонтики и дождевики. С их помощью дети не потеряются на улице.

Среднее обучение

На следующем этапе получение среднего неполного образования является обязательным. Получить его можно бесплатно в государственных и частных заведениях. Продолжается оно в течение 3 лет. В школах ведется изучение государственного языка, естественных и гуманитарных наук. Кроме того, добавляется иностранный язык, труд, музыка и физкультура.

В середине семестров ведется тестирование по некоторым наукам, а после их окончания учащиеся сдают экзамены, касающиеся всех основных дисциплин.

Старшее учреждение

Получив среднее образование, японцы могут на этом остановиться. Однако статистика показывает, что 95% человек желают продолжать получение образования. На этом этапе посещение учебных заведений уже платное, но, не продолжив учебы, невозможно поступить в вуз.

Теперь, кроме основных наук, изучаются еще и специализированные дисциплины. В течение учебного года учениками 5 раз сдаются экзамены. После окончания школы проводится тестирование для желающих поступать в вуз.

Вместо посещения старших школ можно поступать в профессионально-технические колледжи. Срок обучения в них составляет 5 лет. После их окончания человек сразу же получает специальность.

Высшее образование

В Японии насчитывается порядка 730 высших учебных заведений. Большинство японцев стремятся получить в них образование. Здесь учеба состоит из этапов:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • аспирантура.

Сначала идет изучение основных наук, а затем к ним добавляются профессиональные дисциплины. В качестве нормативных единиц выступают баллы. На первом этапе их количество должно составить интервал 124−150.

На втором этапе учебы в магистратуре нужно набрать 30 баллов. Кроме того, здесь сдаются экзамены, и выполняется дипломная работа. На основании полученных результатов студенту присваивается степень.

Все высшие учебные заведения в Японии платные. Только самым одаренным студентам удается получать стипендии.

Период Эдо (1603 – 1867)

Токугава Иэясу, сподвижник Тоётоми Хидэёси и Оды Нобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри и семье Тоётоми.

Разумеется, Токугава нарушил свое обещание и не поддержал наследника Хидэёси, так как хотел править Японией сам. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу разбил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом он получил неограниченную власть над страной. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашен сёгуном. Он основал свое правительство в Эдо (ныне – Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет.

Иэясу строго контролировал всю страну. Он умело распределил землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его еще до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки.

Для полного контроля над обществом в период Эдо была создана система из 5-ти классов: на вершине социальной пирамиды стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Парии-“эта”, занимавшиеся “грязной” по буддийским канонам работой, образовывали самый дискриминированный, пятый класс. Гражданам страны запрещалось менять свой социальный статус.

Сёгун Иэясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился полного запрещения христианства, чтобы предотвратить опасное влияние извне.

После уничтожения клана Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки Иэясу и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать временем мира. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству. Дзэн-буддизм и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и преданности.

В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив связи с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Нагасаки. Были запрещены все иностранные книги.

Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, развивался внутренний рынок, процветала культура. Среди городского населения набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э – картинки на бытовые темы.

Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков, однако со временем его положение становилось все более шатким. Купечество развивалось настолько быстро, что вскоре многие самураи стали от него финансово зависеть. В результате классовые различия между купцами и самураями сглаживались, а могущество последних постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и в Японии распространились новые философские учения из Китая и Европы (Германия).

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира. Сначала Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. Ее примеру в XIX веке последовали европейские государства и США.

Американскому офицеру, коммодору Пэрри, в 1853 и 1854 годах силой удалось заставить японское правительство открыть несколько портов для морской торговли, однако внешние торговые отношения все равно оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Действия Перри породили волну антизападных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императорской власти.

Антизападное и проимперское движение “Сонно Дзёи” (“Да здравствует император! Смерть варварам!”) широко распространилось среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные политики, впрочем, поняли значение достижений науки и военного искусства Запада и предпочли открыть Японию внешнему миру. Вскоре и консерваторы, приняв участие в нескольких битвах с европейским и американским флотами, также осознали преимущества новых технологий.

Период Камакура (1192 — 1333)

  • 1191 г. Распространение буддийской школы дзен.
  • 1192 Минамото Йоритомо назначен сёгуном и устанавливает правительство Камакуры в Камакуре.
  • 1221 Беспорядки в Джокю заканчивают борьбу между Камакурой и Киото, в результате чего регенты Ходзё селятся в Камакуре.
  • 1232 Обнародован правовой кодекс Джоэя Шикимоку.
  • 1274 и 1281 гг. Монголы пытаются вторгнуться в Японию дважды, но терпят неудачу в основном из-за плохих погодных условий.
  • 1333 Правительство Камакуры низложено.
  • Узнайте больше о периоде Камакура

Период Муромати (1338 — 1573)

  • 1334 Восстановление Кэмму: император восстанавливает власть над Японией.
  • 1336 Асикага Такауджи захватывает Киото.
  • 1337 г. Император бежит и устанавливает Южный двор в Ёсино.
  • 1338 Такауджи создает правительство Муромати и второго императора в Киото (Северный двор).
  • 1392 Объединение Южного и Северного дворов.
  • 1467-1477 Смута годов Онин.  Гражданская война в средневековой Японии, её отличительная черта в том, что она происходила не на всей территории Японии, а в основном в её столице — Киото.
  • 1542 португальцы ввозят огнестрельное оружие и христианство в Японию.
  • 1568 Нобунага входит в Киото.
  • 1573 Падение правительства Муромати.
  • Узнайте больше о периоде Муромати

Период Азучи-Момояма (1573 — 1603)

  • 1575 Клан Такэда потерпел поражение в битве при Нагашино.
  • 1582 Нобунага убит, и его место занимает Тойотоми Хидэёси
  • 1588 Хидэёси конфискует оружие фермеров и религиозных учреждений в «Охоте на меч».
  • 1590 Япония воссоединилась после падения Одавара (Ходзё).
  • 1592-98 гг. Неудачное вторжение в Корею.
  • 1598 Смерть Хидэёси.
  • 1600 Токугава Иэясу побеждает своих соперников в битве при Секигахаре.
  • Узнайте больше о периоде Азучи-Момояма

Период Эдо (1603 — 1868)

  • 1603 Иэясу назначен сёгуном и устанавливает правительство Токугава в Эдо (Токио).
  • 1615 Клан Тойотоми уничтожен после захвата Токугавой Иэясу замка Осака.
  • 1639 Изоляция Японии от остального мира, за исключением строго регулируемой торговли с Китаем, Кореей, Нидерландами, королевством Рюкю и Айнами.
  • 1688-1703 гг. Эпоха Генроку, процветание культуры.
  • 1792 Русские безуспешно пытаются установить торговые отношения с Японией.
  • 1854 Коммодор Мэтью Перри вынуждает правительство Японии открыть ограниченное количество портов для торговли.
  • Узнайте больше о периоде Эдо

Период Мэйдзи (1868 — 1912)

  • 1868 Восстановление Мэйдзи.
  • 1868 Столица переезжает в Токио.
  • 1872 Первая железнодорожная линия между Токио и Йокогамой.
  • 1889 Обнародована конституция Мэйдзи.
  • 1894-95 Китайско-японская война.
  • 1904-05 Русско-японская война.
  • 1910 Аннексия Кореи.
  • 1912 Смерть императора Мэйдзи.
  • Узнайте больше о периоде Мэйдзи

Период Тайшо (1912 — 1926)

  • 1914-18 Япония объединяет силы союзников в Первой мировой войне.
  • 1923 Великое землетрясение Канто опустошает Токио и Иокогаму.
  • Узнайте больше о периоде Тайсё

Период Showa (1926 — 1989)

  • Маньчжурский инцидент 1931 года.
  • 1937 год. Началась вторая китайско-японская война.
  • 1941 Начало Тихоокеанской войны.
  • 1945 Япония сдается после того, как атомные бомбы сброшены на Хиросиму и Нагасаки.
  • 1946  Обнародована новая конституция.
  • 1952 Союзническая оккупация Японии заканчивается, но оккупанты остаются.
  • 1956 Япония становится членом ООН.
  • 1972 Нормализация отношений с Китаем.
  • 1973 Нефтяной кризис.
  • Узнайте больше о периоде Showa

Период Хэйсэй (1989 — 2019)

  • 1992 Взрыв пузырьковой экономики.
  • 1995 Великое землетрясение Ханшин поражает Кобе.
  • 1995 год Заринская атака газа в токийском метро сектой Аум.
  • 2011 «Великое Землетрясение» и цунами поражает регион Тохоку.
  • Узнайте больше о периоде Хэйсэй

Просмотры: 1 970

Период Мэйдзи (1868-1911 г.г.).

Период Мэйдзи назван так по девизу правления императора Муцухито — “светлое правление”. Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах.

Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Знаете ли вы, что…[править]

  • Суровый нрав нижних чинов японской полиции (городовых) вошёл в поговорку во многих языках мира, включая русский и албанский.
  • Из бумажных салфеток, потребляемых японцами за год для изготовления оригами, можно было бы изготовить более 75000 тонн варёной колбасы.
  • Самое дорогое в мире вино — «Сакэ д’Икэм» (яп. コカコーラ), бутылка которого была продана с аукциона Сотбис за 90000 убитых енотов — изготовлено из риса, выращенного на личной плантации Императора Японии.
  • Горные лыжи были изобретены жителями предгорий горы Фудзияма. Этот вид спорта так популярен среди японцев, что даже английское слово «ski» («лыжи») произошло от искажённого японского «суки» (яп. 好き; букв. «любовь», «симпатия» ).
  • В древности, как подтверждение невинности невесты перед свадьбой, мужья после первой брачной ночи должны были гордо вывешивать на крыше государственный японский флаг.
  • Раньше около Японии не было моря, но японские повара настолько суровы, что сделали его из суши.
  • Японцы умирают только ото двух вещей — от харакири и от умиления.

Период Кофун

К концу III века нашей эры практически завершилось объединение мелких государств в некое федеративное образование под властью императора, который жил вместе со своим двором в столице. Каждый новый император переезжал в новую столицу, поскольку обычай не разрешал ему жить в месте, где осталась могила предшественника. И только в 710 году была основана постоянная столица государства город Хэйдзё-кё (современная Нара), а всего за 9 лет до этого был составлен первый законодательный свод, который формально действовал до принятия Конституции в 1889 году.

Примерно в середине VI века началось распространение буддизма. Несмотря на противодействие синтоистских жрецов, которое привело к конфликтам и нескольким войнам, со временем учение обрело популярность в высших слоях аристократического общества и стало государственной религией. Однако низшие слои общества продолжали исповедовать синтоизм.

В 645 году к власти пришел аристократический клан Фудзивара, который сосредоточил фактическую власть в своих руках, в то время как императору оставалась лишь роль верховного жреца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector