Достопримечательности саудовской аравии: топ-12 (фото)

Захват мечети аль-Харам

Мекка с мечетью Аль-Харам и комплексом Абрадж аль-Бейт, вид сверху

За долгое время существования в этом месте произошло немало трагических событий. Утром 20 ноября 1979 (1400 года по Хиджре Пророка ﷺ ) произошел теракт, в здании храма, где находилось тысячи верующих мусульман, собравшихся на молитву, стали раздаваться выстрелы. Охрана была вооружена только дубинками, поэтому не смогла оказать террористам никакого сопротивления. Саудовская Аравия и весь мир были потрясены. Террористы взяли под свой контроль мечеть аль-Харам, всю территорию храмового комплекса – это были неизвестные вооруженные лица, которые быстро заблокировали все выходы и входы в здание, взяли в заложники паломников, а на минаретах были установлены ими огневые точки.

Руководил захватом один из бывших военнослужащих нацгвардии Саудовской Аравии Джухайман аль-Утайби, который стал для террористов организатором и идейным вдохновителем. В организации теракта также участвовал Мухаммед аль-Кахтани, его соратник, который стал для восстания его религиозным символом. Террористы считали, что Мухаммед аль-Кахтани – это не кто иной, как Махди, который упоминался в древнем пророчестве как тот, кто явится в преддверии Судного Дня и восстановит Ислам.

Предводители указали повстанцам на те приметы разложения общества, которые явственно видны вокруг: в исламское общество проникают западные ценности как в вопросах материальных, так и в вопросах культуры, лица правящего семейства Саудов изображаются на деньгах, на телевидении появляются женщины-дикторы, появление паспортов и то, что в поведении людей появляется все больше вольностей и распущенности нравов. Повстанцы, устроившие теракт, противостояли той связи, которая существует между правящей династией Саудитов и странами западного мира, против того, что арабская нефть продается Америке, что представители правящей семьи склонны к ведению роскошного и потребительского образа жизни.

Когда террористы захватили мечеть аль-Харам в Мекке, они заявили о том, что явился Махди, принесли ему у стен Каабы клятву верности и заявили о том, что Махди явился с божественной миссией.

Власти Саудовской Аравии бросили все силы безопасности на то, чтобы освободить мечеть от террористов, но все равно этот процесс занял целых две недели, и за это время теракт унес жизни двухсот пятидесяти пяти человек как со стороны верующих мусульман, паломников, находившихся в мечети, так и со стороны самих повстанцев. Авторитет правящего семейства существенно подорвал тот факт, что в течение двух недель королевская семья не могла вернуть контроль над главной святыней исламского мира. Было проведено короткое расследование, после которого лидер Джухейман, а также несколько десятков сообщников его были публично казнены: их обезглавили на главных площадях саудовских городов.

Еще один трагический эпизод, связанный с мечетью в Мекке, произошел 11 сентября 2015 года, когда во двор мечети упал из-за сильного ветра строительный кран. В тот трагический день в этом месте погибло сто семь человек, а еще двести тридцать восемь человек получили серьезные ранения.

Главная святыня мусульманского мира

Масджид аль-Харам отличается от остальных мечетей мира тем, что сюда ежегодно стекаются мусульмане со всей земли, чтобы упасть ниц перед Аллахом и выполнить один из столпов ислама. Тысячи людей разных стран и национальностей, разного цвета кожи и социального положения собираются вместе прославить Создателя Земли и Небес, узнать что-то новое или поделиться своим опытом и знаниями, своими проблемами.

После того как умер последний пророк Мохаммад с.а.в., и тело его перенесли в Медину, мечеть аль-Харам (Саудовская Аравия) стала единой киблой всех мусульман.

Сначала по примеру Мохаммада мусульмане молились по направлению мечети Бейт аль-Мукаддаса в Иерусалиме, как и евреи. Однако иудеи всячески этому противились, что огорчало великого пророка. И тогда Всевышний послал ему откровение в виде 144 аята суры «Бакара», в котором указал пророку на единую для мусульман киблу – мечеть аль-Харам. С тех пор пять раз каждый день миллионы исповедующих ислам людей поворачиваются в эту сторону и обращаются с молитвой к Создателю. Вход в Мекку открыт только правоверным мусульманам, которые приезжают сюда в 12 месяце по мусульманскому календарю.

Кааба

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц». (сура Бакара, 125 аят).

Заповедная мечеть, посещение которой является одним из столпов мусульманской религии и смывает совершенные людьми грехи и прегрешения. В ней есть многочисленные места, напоминающие о возлюбленном Аллахом пророке Ибрахиме (Аврааме) и его потомках и свидетельствующие о том, что он был образцом для подражания в религии. Аллах сделал Заповедную мечеть пристанищем для людей, к которому они стекаются, чтобы обрести мирские и духовные блага. Они совершают паломничество раз за разом, но не могут вдоволь насладиться присутствием в этом священном месте.

«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке(Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров». (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 96-й аят).

Заповедную или Запретную мечеть по праву считают для мусульман главным храмом, поскольку именно рядом с ней расположена главная мусульманская святыня Кааба, сооружение из камня в форме куба, которое расположено в самом центре мечети Масджид Аль-Харам, в ее внутреннем дворе. Кааба или аль-Байт аль-Харам (в переводе с арабского означает «Священный дом»), достигает в высоту пятнадцати метров, а в ширину и длину десять и двенадцать метров. Углы Каабы направлены строго в стороны света, и у каждого угла есть свое название: южный угол называют йеменским, северный угол – иракским, западный угол – левантийским, а восточный угол – каменным. Камень, из которого изготовлена Кааба, — это гранит, а сверху этот гранит покрыт тканью. Внутри Каабы находится помещение, и в это помещение ведет дверь, которая весит двести восемьдесят шесть килограммов и изготовлена из чистейшего золота.

В восточном углу Каабы закреплен аль-Хаджар аль-Эсвад, то есть Черный камень. Он имеет овальную форму, черный цвет с оттенком алого. Черный камень окаймлен ободом из серебра. На поверхности камня есть волнистые линии желтого цвета и красные пятна. В диаметре Черный камень Каабы достигает тридцать сантиметров.

Кааба в разрезе

По преданию, Чёрный камень был ниспослан из рая и он был белее молока, а чёрным его сделали грехи сынов Адама. Это священный метеорит, и его происхождение до сих пор науке неизвестно. Говорят, что камень плавает в воде, очень хрупкий. В 930 году было совершено похищение Черного камня, а когда он был возвращен в Мекку, именно по умению плавать в воде установили его подлинность.

Размеры видимой поверхности Черного камня составляют 20 на 16 сантиметров – к этой части разрешено прикасаться верующим мусульманам, они приходят сюда для того, чтобы поцеловать поверхность священного Черного камня.

С Каабой связано много мусульманских обрядов: в сторону Каабы верующий мусульмане во всем мире поворачиваются во время своих молитв, намазов, вокруг Каабы совершается таваф – обход семь раз против часовой стрелки во время хаджа.

Кааба

В этом святом для всех верующих месте находится самый ранний храм, то есть помещение, созданное исключительно для поклонения Всевышнему – Священная Кааба необычной кубической формы с легендарным Черным камнем. Начало строительства Заповедной мечети относится к шестнадцатому веку. По преданию, ее строили ангелы. А территорию вокруг нее и внутри мечети перестраивали или достраивали пророки.

В наше время мечеть тоже не избежала перестроек и несколько раз приобретала новые очертания, к ней достраивались корпуса и минареты. Все это делалось для того, чтобы увеличивать пространство для активно разрастающейся мусульманской уммы и сейчас в главной мечети может поместиться около миллиона человек. Мечеть продолжает расширяться, в ней регулярно появляются новшества, без которых в современном мире не обойтись – кондиционеры, ливневые канализации, системы противопожарной безопасности, видеокамеры. Масджид аль-Харам построена по принципу джума-мечетей, но она несравнимо больше всех известных строений.

Во внутренний двор Заповедной мечети постоянно стекаются потоки верующих, а в месяц Зуль-хиджа вся территория, принадлежащая Масджид аль-Харам, переполнена совершающими главный в своей жизни хадж.

Покрытие Каабы кисвой в исламе

К приходу ислама, курайшиты обновили покрывало Каабы, вождь курайшитов Абу Рабиа поручился что будет накрывать Каабу на свои собственные средства один год, а другой год это будут делать остальные курайшиты. Дело покрытия Каабы кисвой имеет свою историю, оно появилось в поздний до исламский период, с каждым новым обновлением покрывала Каабы, люди закапывали старое покрывало в землю, возможно это делалось для того, чтобы никто не мог осквернить покрывало.

Покрытие Каабы кисвой было обязанностью не только мужчин, в достоверных преданиях говорится, что мать Аббаса Набиль бинд Хубаб тоже участвовала в этом. Передается также что мать правоверных Аиша, после того как накрыла Каабу новым покрывалом, велела продать старое покрывало, так как Аиша была одной из самых умных женщин среди сподвижников посланника Аллаха — мир ему, и по причине согласия других сподвижников, Аиша приказала продать старую кисву и вырученные деньги использовать на нужды мечети Аль Харам, это решение поддержали все сподвижники пророка- мир ему. До Аиши, никто не предлагал продавать Кисву Каабы, никто даже не думал о том, что можно продавать Кисву. После этого события, ежегодно старая кисва продается и вырученные деньги расходуются на нужды мечети Аль Харам.

При халифе Умаре ибн Абдуль Азизе мусульмане стали богаче, сравнительно пополнилась и государственная казна и государство взяло на себя все расходы мечети Аль-Харам, тогда старая использованная кисва Каабы стала раздаваться людям бесплатно, по частям, в качестве почетного дара. Конечно разные эпохи и правители, не могли влиять на традиции связанные с кисвой, но мы должны помнить, по древней традиции все что извлекалось из Каабы, хоронилось в землю. Знайте также, что решение о дозволенности продажы Кисвы и использование вырученных денег на нужды мечети Аль Харам, было вынесено лишь Аишей — Мир ей, хотя все сподвижники согласились с этим, никто из них прежде не думал об этом.

В год взятия Мекки мусульманами, женщина окуривавшая ладаном Каабу нечаянно спалила ее покрывало, тогда пророк — да благословит его Аллах и приветствует, лично распорядился покрыть Каабу кисвой из дорогой Йеменской ткани, после этого, точно такой же точно тканью, покрыл Каабу Абу Бакр ас-Сиддик. Умар ибн аль Хаттаб и Усман ибн Афан покрывали Каабу прочной Египетской бязью, это ткань, которую ткали только в Египте, хотя и была тонкой, но особо ценилась в те времена.

Муавия ибн Абу Суфьян, во время своего правления сменил покрывало Каабы дважды, первый раз он распорядился покрыть ее нежным бархатом в день Ашура, а во второй раз в последний день месяца Рамадан, Египетской бязью. В 160 году Хиджры, халиф Аль Махди узнает что покрывало Каабы долгое время не снимались, он стал опасаться что покрытые друг на друга, множество слоев кисвы могут причинить вред Каабе и распорядился снять все старые покрывала и покрыть Каабу одной кисвой.

Цвета покрывал, тоже менялись в разные эпохи по разному. В эпоху правления Аббасидского халифа Ан Насира было принято правило, по которому Кааба должна была покрываться черным бархатом, с орнаментом вышитом желтыми нитками. В древности покрывало Каабы было в основном белого цвета, потом она стала покрываться черной кисвой.

Зам-зам аш-Шариф

Зам-зам аш-Шариф — источник внутри Запретной Мечети, который выходит на поверхность в 14,5 м от Черного Камня из колодца глубиной 42 м. Этот источник был дарован Господом Хаджар и ее сыну Исмаилу (а.с.). (Айюб Cабри Паша)

Пророк (с.а.в.) сказал: «Когда жена Ибрахима, мать Исмаила, Хаджар, бегала между холмами Сафа и Марва в поиске воды, она увидела Джабраила на месте источника Зам-зам. Он ударил пяткой (или крылом) по земле, и оттуда забил Зам-зам. Хаджар немедленно оградила его, чтобы вода не растеклась, отчего образовалось небольшое озеро. В то же время она пыталась наполнить свой кувшин. Когда она набирала воду ладонями, источник бил снова. Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она оставила Зам-Зам как есть, или не вычерпала воду, то Зам-зам стал бы рекой». (Хадиc-и Шариф, Бухари)

Впоследствии Ибрахим (а.с.) выкопал на месте Зам-зама колодец. Со временем этот колодец был засыпан и его местоположение некоторое время оставалось неизвестным. Посланник Аллаха откопал этот колодец, следуя указаниям своего деда Абдулмутталиба, которого он увидел во сне. (Айюб Cабри Паша)

В настоящее время колодец Зам-зам закрыт с целью расширения матафа, а вода из источника направлена в резервуары в стороне Сафы.

Хатем и Хиджр Исмаил

Хатем — это полукруглая стена между Рукн Ираки и Рукн Шами, расположенная на северной стороне Каабы, под золотым желобом, на высоте 1,25 м от земли, толщиной 1,5 м. Совершающие таваф обходят это стену снаружи.

Место между этой стеной и Каабой называется Хиджр Кааба или Хиджр Исмаил. Когда Ибрахим (а.с.) построил Каабу, Хиджр был ее частью, поэтому внутренняя часть Хатема считается частью Каабы.

Исмаил (а.с.) обратился к Господу с жалобой на жаркий климат Мекки. Господь ответил ему: «Я открою дверь из Рая в Хиджр Исмаил, до самого Судного дня там будет дуть прохладный ветер».

Аиша передала: «Я хотела войти в Каабу и там совершить намаз. Посланник Аллаха (с.а.в.) взял меня за руку, завел в Хатем и сказал: «Когда тебе хочется войти в Каабу, заходи в Хатем. Совершай намаз там, ведь Хатем является частью Каабы». (Тирмизи, аль-Хаджж, стр. 876)

Сообщается, что здесь находятся могилы Исмаила (а.с.) и Хаджар.

Очищение Каабы

Эта церемония, как уже указывалось, проходит дважды в год. Обязанности содержать святыню в порядке лежат на членах семьи Бани Шайба. Они омывают все сооружение снаружи и внутри специальной водой с розовым маслом. Кисву меняют раз в год. В девятый или десятый день месяца Зу-ль-хиджа. Старое покрывало разрезают на лоскуты и раздают паломникам. Новую кисву ткут на специальной фабрике. Она выпускает только это покрывало. Священная Кааба не является языческим идолом. Она, скорее, символизирует небесную ось, вокруг которой совершают обход-таваф ангелы. В заключение нужно добавить, что власти Саудовской Аравии запрещают доступ в Мекку людям, не исповедующим ислам.

Площадь Масджид ан-Набави

Первый раз мечеть претерпела изменение еще при жизни Пророка (мир ему и благословение). Столкновение с арабскими племенами сыграло важную роль в деле принятия людьми Ислама. Множество неверующих обратилось к истинной религии. Храм уже не вмещал всех желающих совершать намаз. Поэтому досточтимым Мухаммадом (мир ему и благословение) было принято решение об увеличении его территории. После расширения мечеть занимала две тысячи четыреста семьдесят пять квадратных метров. Через несколько лет после смерти последнего из Пророков (мир ему и благословение) пришлось вновь расширять территорию мечети. Связано это было с тем, что Пресветлая Медина так и оставалась самым главным городом. В мечеть стекалось большое количество правоверных. Здесь можно было не только помолиться, но и обсудить насущные проблемы, принять важные для мусульман решения. Она стала центром обсуждения политических и общественных проблем. Примечательно, что при расширении мечети в то время использовали тот же строительный материал, то есть обожженный кирпич. Необходимость и практичность – вот чем руководствовались в то благословенное время халифы.

Сегодня размер священного строения превышает площадь первоначальной постройки в несколько десятков раз, потому как каждый новый правитель считал своей обязанностью расширить и благоустроить святое место. Но при всем этом сама могила, расположенная в комнате матери правоверных Аиши (р.а.), где нашли последний земной приют досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и два сподвижника – Абу Бакр ас-Сиддик и Умар ибн аль Хаттаб (да будет доволен ими Аллах), отделена от мечети высокими стенами. Поэтому неверным будет утверждение, что могила находится внутри мечети.

В нынешнее время Масджид ан-Набави занимает площадь, равную пятидесяти шести футбольных полей – четыре тысячи пятьсот квадратных метров. Территория ее при этом продолжает расширяться. Десять минаретов, из которых четыре достигает высоты семьдесят метров, остальные – около ста пяти метра. Двадцать семь молитвенных двориков покрыты раздвижными куполами. В зависимости от погоды и времени суток они бесшумно раздвигаются и так же встают на свои места. Мужчины и женщины могут находиться в раздельных ее частях. По причине большой площади для посетителей имеются восемьдесят девять входов. Мусульманам не придется делать огромный крюк, чтобы попасть на территорию храма. Внутри мечети не бывает жарко и душно при любой погоде и в любое время суток. В семи километрах от строения расположена станция кондиционирования, бесперебойно обеспечивающая прохладу. В темное время суток мечеть досточтимого Мухаммада (мир ему и благословение) живописно подсвечивается. Полы и стены разукрашены цветным мрамором. Масджид ан-Набави занимает даже большую площадь, чем весь Старый город Медины.

География

Саудовская Аравия часто отождествляется с Аравийским полуостровом, хотя она фактически делит его с другими странами. Столица Аравии — это Эр-Рияд с населением более 4 миллионов человек. Общая численность населения страны превышает 26 миллионов человек. Другие крупные города — Джидда, Мекка, Медина, Даммам. Там проживает более 700 тысяч жителей.

Саудовская Аравия граничит с семью странами. Самая длинная граница (1458 км) с Йеменом. Кроме него, соседними странами являются Ирак, Иордания, Оман, ОАЭ, Кувейт и Катар (всего лишь 60 км). Саудовская Аравия также имеет значительный доступ к Персидскому заливу (береговая линия составляет 2640 км). Самая высокая точка — Джабаль-а-Сауда, лежащая на высоте 3133 м.

Земли Саудовской Аравии характеризуются пустынным ландшафтом и особенным климатом. На территории страны расположено плато Великого Нефуда и крупнейшая в мире песчаная пустыня Руб-эль-Ха́ли. В самом сердце страны есть регион Нептуна, который состоит из гравийной пустынной местности и холмов с утесами. Здесь находится столица страны. Большинство городов сосредоточено на побережье Красного моря. Медина, Джидда и Мекка в Саудовской Аравии имеют особый статус священных городов.

Реконструкция начала XXI века

С 2007 года по 2012 год по решению короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда проводилась новая масштабная реконструкция мечети. В ходе расширения в основном в северном направлении территория увеличилась до 400 тысяч м² и на ней помещается 1,12 млн человек. Построили ещё два минарета, доведя их количество до 11, а также новые Ворота короля Абдаллы, все старые и новые помещения оснащаются кондиционерами. С учётом также реконструируемой территории округи всего в церемониях и мероприятиях смогут участвовать 2,5 млн человек одновременно. Стоимость реконструкции составляет 10,6 млрд долларов. Одновременно рядом с углом комплекса мечети к 2011 году сооружён самый массивный в мире комплекс башен-небоскрёбов Абрадж аль-Бейт.

Мечеть аль-Харам и паломники ночью

В 2015 году король Салман запустил ещё одно масштабное расширение мечети, добавившее к ней ещё 0,456 км², вмещающие ещё 1,2 млн паломников, первую кольцевую дорогу, туннели и сервисные здания.

Население

В Саудовской Аравии проживает около 26 417 600 человек, но было бы ошибкой считать всех арабами. В результате колониальной экспансии, как мы знаем из романов и фильмов, и в результате использования иностранной рабочей силы в стране проживает более 7 миллионов иностранцев, что составляет значительную часть (20%) от общей численности населения. Это в основном пакистанцы, эфиопы и филиппинцы. Государственной религией является ислам, при этом другие вероисповедания на территории страны запрещены. Несмотря на значительный этнический микс, мусульмане составляют 99% населения.

Плотность заселения территорий неравномерна и составляет 14 чел. на км2. Население в основном сосредоточено в городах, расположенных на Красном море и побережье Персидского залива. Огромные пустынные районы остаются при этом почти необитаемыми.

Средняя семья имеет около четырех детей, но в то же время Саудовская Аравия является одной из высокоразвитых стран. Средний возраст общества составляет всего 15 лет, что явно указывает на высокую рождаемость и короткий период средней жизни. Экономически значимой является доля людей трудоспособного возраста (около 60%).

Минареты и интерьер

Величавая соборная мечеть Москвы имеет 2 основных минарета. Их высота достигает 78 м. каждый. Именно поэтому святыня стала самой высокой в России среди всех исламских молитвенных домов.

Кровля мечети покрашена в зеленоватый цвет, таким же были башенки и крыша исторического сооружения до проведенных работ по реконструированию. Парадные двери, а также коврики и некоторые люстры были переданы в дар от турецкого правительства.

Росписью и дизайном занимались профессионалы из Турции. Они поддержали традицию исламской зодческой школы. На потолке и стенах, а также на внутренней поверхности купола расположены писания из Корана. Залы мечети освещаются 320 люстрами, самая большая размещена в главном зале – ее вес достигает 1,5 тонны, и она имеет более 350 лампочек.

Отделку залов было решено сделать из мрамора. Но подходящий материал пришлось доставлять из Канады. Ведь только там нашелся мрамор, который нейтрально реагирует на значительные перепады температур в зависимости от сезона в нашей стране.

Для безопасности молящихся в мечети было установлено современную систему видеонаблюдения, подключенную к мониторам. По экранам транслируются передвижения всех посетителей здания. Чтобы было удобно перемещаться по святыне, работают 7 быстроходных лифтов. Комфортность обеспечивают системы дезинфицирования воздуха и кондиционирования.

До недавнего времени Москва считалась «окраиной исламского мира». Но после реконструкции и открытия самой большой мечети наша столица стала одним из мусульманских центров, где проходят различные мероприятия. Обновленное здание впечатляет не только своими размерами, а и роскошными интерьером и золочеными башенками.

Доисламская эпоха

Первое здание построил пророк Адам, а саму Каабу воздвиг его сын Сиф, но она была утеряна во время всемирного потопа. После Аллах приказал Ибрахиму возвести святыню на том же месте в городе Мекке. Джабраил принес ему особый камень, который поднимал пророка на любую высоту. Его осколки и вмонтировали в стену храма.

Ибрахим утвердил строгое единобожие, а на земле Кааба стала символизировать небесную мусульманскую церковь, вокруг которой ангелы совершают таваф. Сначала храм был языческим, внутри него стоял идол Хубала — божество племени курайш — человек с золотой рукой. Каабу окружали другие идолы — бесформенные камни и аравийские боги.

Возле них совершались жертвоприношения, а на территории святилища запрещалось ссориться и мстить. Оскорбивший языческое божество наказывался страшными заболеваниями: проказой, сумасшествием. В то время в Мекке проживало много народов: ханифы, христиане, иудеи.

Скоро в городе родился новый пророк Мухаммед. По его повелению были разрушены все идолы, а территорию Каабы очистили от камней. Позже вокруг святилища построили огромную Заповедную Мечеть, а сам куб накрыли тканью кисва. Так называется черное покрывало из шелка, на котором золотыми нитями вышиты аяты из Корана. Его площадь — 875 квадратных метров, а длина — 41 м.

Изготавливают ткань на одной ткацкой фабрике, которая занимается только ее производством. Раньше кисва была белого цвета, но черный оказался более практичным — на нем не видны пыль и разводы от дождей. До паломничества халифа Аль-Махди каждый год покрывала надевали друг на друга. Но служители храма высказали ему свои опасения — Кааба может не выдержать веса всех слоев ткани. Теперь святилище накрывают только одной кисвой.

Кааба – камень или сооружение

Каждый хаджи видел священную Каабу в «Аль-Хараме», где паломники совершают таваф. Каабу, покрытую кисвой, некоторые мусульмане воспринимают как огромный камень. На самом деле Кааба сооружение, воздвигнутое человеком. В одном из уголков Каабы есть очень почитаемый Черный камень. «Аль-хаджар аль-асвад» — так называют его мусульмане, установлен в «йеменском углу» Каабы, в 1,5 м от земли. Видимая человеческому глазу его часть небольшая — 16,5 × 20 см. В серебряной оправе скреплено 7-8 частей красно-черного цвета. Чтобы получить благодать Всевышнего, хаджии целуют камень, прикасаются лбами, гладят. Из-за многократных прикосновений поверхность камня стала похожей на небольшую ямку. Поцеловать черный камень – это сунна, но это деяние должно иметь рамки, прежде всего в сердце мусульманина, и оно не должно подталкивать мусульман к ширку. Мы все поклоняемся только одному Аллаху.

Камень счастья, как еще называют его арабы, самый почитаемый камень на свете. И угол Каабы, в котором он установлен, является наилучшим и достойным местом — «Рукн аль-Хаджар аль-Асвад».

Как добраться в Мекку?

Разобравшись с вопросом о том, где находится Мекка и в какой стране, стоит понять, как туда ехать. Раньше путешествие надо было совершать исключительно пешком или на верблюдах, теперь процедура существенно упрощена.

Большинство мусульман из других стран и континентов добираются в Мекку по воздуху. Ближайший аэропорт (IATA:JED), названный в честь короля Абдулазиза, находится в городе Джидде. На период сентябрьского паломничества открывается отдельный терминал «Хадж». Он принимает по большей части чартерные рейсы, но имеется и несколько регулярных. Паломники, отправляющиеся на умру, проходят в город через другие терминалы.

Из аэропорта ходят регулярные автобусные рейсы по дорогам всей Саудовской Аравии. Перевозки осуществляет национальный перевозчик SAPTCO. Но надо сказать, что паломники приезжают обычно организованными группами, и их встречает уже заранее зафрахтованный частный транспорт.

Мекку обслуживают 2 автовокзала. Более крупный находится за городской чертой. Туда может попасть как мусульманин, так и представитель любого другого вероисповедания. В центре же Мекки находится автостанция «Харам-аль-Шариф», на которую обычно и прибывают автобусы из аэропорта.

В Мекку можно доехать и на автомобиле. Отличная многополосная трасса соединяет священный город с аэропортом. Однако период хаджа — не лучшее время для автомобильных поездок, поскольку шоссе заполняется бесконечной вереницей автобусов. В любое другое время трафик чрезвычайно прост для размера дороги.

Очищение от идолов

Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.

Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.

Роль мечети в жизни верующего

Мечеть – это то место, где можно отдохнуть от мирского и уединиться с помыслами о вечном. Предпочтительнее выполнять намаз с другими братьями и сестрами в помещении мечети. Это называется коллективный намаз.

Со времен, как ислам прочно занял место в истории, мечеть стала основным элементом любого города, где жили последователи пророка Мохаммада с.а.в.

Этимологически мечеть – это место, где совершают суджуд – земной поклон. Совершать поклонение человек обязан только перед Аллахом. Ислам запрещает преклоняться еще перед кем-либо. Это, согласно вере, великий грех и называется он «Придание Богу сотоварищей».

Мечеть всегда совмещала в себе духовную, культурную и социально-политическую функции. С самого зарождения религии в мечетях не просто отстаивали молитву. Но проповедовали вероучение, оказывали помощь неимущим, решали важнейшие социальные и политические вопросы.

Мечеть всегда была и есть средоточием чистоты как духовной, так и физической. Не разрешается входить в дом Творца на земле без соблюдения ритуального омовения. Также приветствуется любая работа по соблюдению чистоты в мечети, за что человек обязательно получит вознаграждение после смерти.

Кааба внутри

Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.

Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа. 

Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».

Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.

Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector