Городская агломерация

Примеры агломераций

Функции города формируются на основании двух важных факторов: увеличения численности населения и разрастание территории. Вследствие этого появляются такие образования, как агломерации. Населенные пункты в них связаны посредством таких факторов, как:

  • территория;
  • культура и быт;
  • производство;
  • организация хозяйства;
  • административная и управленческая деятельность.

Самыми крупными существующими агломерациями являются объединения населенных пунктов вокруг таких городов, как Токио, Мехико, Мумбай, Сан-Пауло и Нью-Йорк. В самом начале XXI века в мире насчитывалось около 19 самых больших агломераций, численность населения в каждой из которых составляла более 10 миллионов человек.

В Соединенных Штатах Америки насчитывается 150 различных агломераций, в которых проживает 70% населения страны. В Объединенной Королевстве их всего 8. При этом в каждой из агломераций на насчитывается свыше 2 миллионов жителей.

К примеру, мегалополис Босваш, что на северо-востоке Соединенных Штатов, объединяет 40 агломераций, находящихся на пути от Вашингтона до Бостона. В них проживает порядка 50 миллионов человек.

Екатеринбургская агломерация

Екатеринбургская агломерация занимает центральное положение на Среднем Урале. Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 г. как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала, это – первый по времени образования город в агломерационном ареале. Город Невьянск получил права города в 1917 г., хотя как поселение при заводе («город-завод») возник в 1700 г.

В годы довоенных пятилеток городами стали 6 поселений, в войну – 2, в послевоенное время – 8. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, на «чистом месте» появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск. В постсоветское время новых городов образовано не было.

Главенство Екатеринбурга определяется более высокой долей в его народнохозяйственной структуре «верхних этажей»: науки (группа научно-исследовательских институтов с признанными достижениями, авторитетные научные школы), высшего образования (плеяда ВУЗов, в т.ч. несколько университетов и академий), а также учреждений культуры (театров, музеев).

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле (у Екатеринбурга 7 железнодорожных направлений).

Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда–Дегтярск, Заречный–Белоярский, Сысерть–Верхняя Сысерть и др.). Распространена присущая вообще горнопромышленным районам конгломеративность.

Значения слова агломерация, примеры употребления

«Агломерация» от латинского ‹aglomerare› — присоединять, накоплять. Этот термин используется в металлургии, медицине и демографии.

В демографии

‹Агломерация› — это плотное сближение населенных пунктов, поселений, которые связаны не только территориально, но и экономическими, культурно-бытовыми, социальными связями. Она связана с ростом промышленного развития. К концу 20 века городское население составило 50% от количества жителей планеты.

Чаще встречаются моноцентрические агломерации, где есть город — ядро и населенные пункты вокруг, пригородная зона. Иногда нет четкой границы между центральным городом и поселениями вокруг. Как говорят в народе “понаехали тут”.

Полицентричная агломерация имеет несколько крупных центров, относительно равнозначных. Такой вид больше всего характерен для Европы. С высоты полета моноцентричная агломерация выглядит как звезда, а полицентричная — как сеть.

Все они характеризуются развитой промышленностью, высокой плотностью населения, развитой транспортной и социальной инфраструктурой, скоплением научных и учебных заведений.

Самым характерным её признаком называют маятниковую миграцию. Так называют ежедневное движение не менее десятой части населения из своего населенного пункта и обратно. Например, люди едут в крупный центр на работу или учебу, а потом возвращаются домой.

Крупнейшие “А” в России – Московская, Санкт -Петербургская и Самарско-Тольяттинская.

  1. В мире самой крупной столицей уже много лет является Токио. Его объединяют с портовым городом Йокогама и рядом более мелких населенных пунктов. Население этого мегаполиса свыше 37 миллионов человек.
  2. На втором месте столица Индонезии Джакарта с населением 32 миллиона человек.
  3. На третьем месте – Дели с населением 26,5 миллиона человек. В 21 веке численность Дели выросло в два раза и продолжает увеличиваться.

Она имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы и минусы

К преимуществам относится:

  1. Ускорение экономического развития территории.
  2. Уменьшение расстояния между промышленными объектами, что упрощает их связь.
  3. Быстрое развитие рынка.
  4. Увеличение рабочих мест.
  5. Рост благосостояния граждан.
  6. Ускорение культурного развития.

Недостатки:

  1. Загрязнение окружающей среды.
  2. Упадок сельского хозяйства.
  3. Трудности управления большой территорией.
  4. Загруженность транспорта.
  5. Большие и постоянные пробки на дорогах.

Есть мнение, что в долгосрочной перспективе её развитие в нашей стране приведет к дальнейшей концентрации людей вокруг крупных промышленных центров и запустению огромных территорий. Отмечена тенденция миграции населения на запад и юг страны.

Есть опыт развития сельских “А”, например, во Франции – взаимодействия нескольких сельских поселений для совместного производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Объединение ресурсов, техники, инфраструктуры даёт возможность более эффективно развивать территорию.

В микробиологии и медицине

Это определение используется также в медицине. Оно обозначает скопление различных видов клеток в жидкостях и тканях вследствие изменения физико-химических свойств их клеточной оболочки, например, под воздействием иммунных тел.

В лабораторной диагностике метод “А” (склеивания) лейкоцитов используется как диагностический для выявления повышенной чувствительности организма к аллергенам и лекарственным веществам. При добавлении аллергена к крови оценивают состояние лейкоцитов.

Если склеивание лейкоцитов 40 -50%, реакция положительная, если более 50% – резко положительная. Этот тест (РСАЛ) используют для диагностики при крапивнице, отёке Квинке, сывороточной болезни, бронхиальной астме.

В металлургии

В металлургии таким словом обозначает нагревание ниже температуры плавления, в результате которого из шихты (мелких частиц руды, рудных концентратов, металлических отходов) получаются более крупные пористые куски со свойствами, необходимыми для плавки.

При этом более легкоплавкие материалы скрепляют между собой твердые частицы, происходит спекание агломерата. Она используется в основном в черной металлургии, как процесс подготовки сырья для металлургического производства чугуна.

Ну а в цветной металлургии (в алюминиевом, никелевом и свинцовом производстве), для получения цинкового концентрата.

Отличие города от агломерации и мегалополиса

Прежде чем я приведу рейтинги и списки самых больших городов мира, давайте определимся с основной терминологией. Часто можно встретить разные списки по крупнейшим городам мира с разными лидерами. Различие списков и рейтингов легко объяснить, все дело в том как считается население города. При подсчете населения города могут измерять население не только города, но и целой агломерации.

Агломерация — это тесное скопление городских населенных пунктов, которые срастаются между собой и объединяются на хозяйственной, трудовой, производственной и культурно-бытовой связях. Самым известным примером агломерации служит Токио, в России существует от 16 до 22 агломераций (в зависимости от метода подсчета).

Также стоит рассмотреть еще одно смежное понятие — мегалополис.

Мегалополис — это еще более крупная расселение людей по территории, она образует при срастании и объединении нескольких агломераций в одну. Вместо слова мегалополис можно также встретить такое название как Мегарегион, эти два слова являются синонимами. Мегалополис часто путают с термином Мегаполис. Однако, Мегаполис — это просто крупный город, население которого превышает 1 млн человек. Мегалополисы часто становятся межгосударственными, так например три самых известных мегалополиса в Европе — голубой банан, золотой и зеленый включают в себя сразу несколько государств.

Поэтому при рассмотрении различных важно учитывать, как учитывается население, в рамках одного города или целой агломерации. Ниже я отдельно приведу список крупнейших городов и список самых крупных в мире агломераций

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы рыночной экономики возникли определенные проблемы, поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз. В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу

Если располагать их по численности населения, получится такой список:

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская,
  • Санкт-Петербургская,
  • Ростовская,
  • Самарско-Тольяттинская,
  • Нижегородская,
  • Новосибирская,
  • Екатеринбургская,
  • Казанская,
  • Челябинская,
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров,
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров,
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров,
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра,
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра,
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров,
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров,
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра,
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров,
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

История появления

Агломерация городская — это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % — жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы — это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин «агломерация» впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская – это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города

При этом во внимание принимается множество критериев

Основные преимущества и недостатки

На сегодняшний момент сложно однозначно ответить на вопрос, насколько хорош тот факт, что некоторые населенные пункты сливаются в агломерации. Такой процесс имеет, как некоторые положительные, так и некоторые отрицательные стороны.

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  • Экономическая выгода для функционирования предприятий. Некоторые заводы и фабрики могут при возникновении агломерации осуществлять свое слияние, объединяясь не только функционально, но и территориально.
  • Развитие инфраструктуры. Для нормального функционирования населенных пунктов, имеющих тесные связи между собой, в первую очередь необходимо корректное транспортное сообщение. Это приводит к развитию автомобильных дорог, прокладке железнодорожных путей, строительству мостов, образованию пересадочных узлов и т.д.
  • Объединение административных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько различных администраций, управление некоторой частью агломерации предоставляется непосредственно ядру данного образования – исполнительному органу самого крупного населенного пункта.

Недостатки образования агломераций тоже существуют. Среди них наиболее важными специалисты считают такие факторы, как:

  1. Сложность управления. Некоторые вопросы, которые легко можно решить «на местах», застревают в бюрократической машине ядра – крупного города, являющегося центром агломерации.
  2. Отсутствие индивидуального развития небольших населенных пунктов. Они в любом случае подпадают под влияние крупного города, вследствие чего в них нередко приостанавливается развитие промышленности и некоторых важных сфер, необходимых для полноценного функционирования.

Несмотря на перечисленные недостатки, все же преимущества образования агломераций преобладают. Именно поэтому их становится с каждым годом все больше.

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж),
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими, поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц, чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса. Формирование городской структуры

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. Трудовые ресурсы привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

1. Критерии выделения и особенности агломераций России

Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.

В отличие от ряда зарубежных стран, в Российской Федерации официальный статистический учёт агломераций Росстатом не ведётся, а все экспертные оценки состава и численности агломераций, в том числе Института географии Академии Наук, ЦНИИП градостроительства, НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, Географического факультета МГУ, региональных и городских местных властей и других источников, являются авторскими и несколько разнятся.

Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тысяч чел., а в пределах 1.5-часовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру. Количественными характеристиками агломераций являются численность населения и территория, качественной — коэффициент развития. С учётом данных параметров агломерации классифицируют от сильного до слабого уровня развитости связанности, а также выделяют формирующиеся агломерации прото-агломерации.

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населённые пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию своего окружения. Значительно меньшее число среди российских агломераций насчитывают полицентрические агломерации конурбации. В обоих случаях пригороды служат дополнением и резервом развития.

В отличие от ряда стран остальной Европы, где уже сформировались несколько надагломерационных образований мегалополисов, в России пока можно выделить один формирующийся мегалополис, включающий поселения Московской агломерации в Московской области и в непосредственно окружающих её областях, а также поселения по оси Москва — Владимир — Нижний Новогород.

Как и мировые, российские городские агломерации характеризуются высокой степенью индустриализации, концентрацией транспортной и прочей инфраструктуры, научных и учебных заведений, а также плотностью населения, значительно превышающей менее заселённую округу агломерации.

В советское время российские агломерации формировались благодаря как использованию преимуществ своего географического положения, так и ускоренным темпам преимущественного экономического и социального развития ряда городов-ядер и вновь создаваемых городов-спутников и практике формирования территориально-производственных узлов. В постсоветское время российские агломерации досформировались и укрепились в связи с резким уменьшением мест приложения труда в пригородной зоне, активной застройкой субурбанизированных территорий индивидуальной коттеджной жилой застройкой обеспеченных социальных слоев, резко возросшими темпами автомобилизации и прочей большей транспортной мобильностью населения.

В настоящее время в связи с официальным и негласным ранжированием государственных преференций, желанием повышения инвестиционной привлекательности для частного бизнеса и престижем, власти некоторых городов планируют либо добиться официального статуса агломерации, либо сформировать укрупнённое единое городское муниципальное образование за счет большей части поселений фактической агломерации.

Кавказские Минеральные воды

Кавказские Минеральные Воды—созвездие знаменитых курортов–располагается в Центральном Предкавказье, частью на равнине, частью в предгорьях Большого Кавказа. Своеобразие району придают горы-лакколиты, разнообразные минеральные источники, грязи оз. Тамбукан (окрестности Пятигорска). С июля 1992 г. Кавказским Минеральным Водам придан статус особо охраняемого эколого-курортного района.

Агломерация поселений Кавказских Минеральных Вод сложилась как система взаимосвязанных центров, дополняющих друг друга. Она состоит из 6 городов и 4 поселков городского типа, включает также сельские поселения, подчиненные городским администрациям Минеральных Вод, Пятигорска и Кисловодска. На долю самого большого городского поселения — Пятигорска — приходится 27,0% общей численности населения района.
Минеральные источники изучаются с конца XVIII века. В 1803 г. указом Александра I район Кисловодска был объявлен курортной местностью.

В 1830 г. Пятигорск и Кисловодск стали городами. Развитие курортов сдерживалось отдаленностью от центральных районов страны и отсутствием удобного сообщения. Импульс развитию дал ввод в действие Владикавказской железной дороги. Большое значение имело сооружение в конце XIX в. шоссе Минеральные Воды — Кисловодск и параллельно ему железнодорожной ветки.

У всех городов-курортов стержневая функция — лечебная, но при этом у них различная специализация и разное место лечебной функции в народнохозяйственной структуре.

Пятигорск с давних пор занимает центральное место. Помимо санаториев и других лечебных, учреждений в Пятигорске находятся НИИ курортологии и физиотерапии, Педагогический институт. Значителен удельный вес промышленности, не связанной с нуждами курортов (сельскохозяйственное машиностроение), что сужает возможности развития Пятигорска как курорта.

Кисловодск по числу здравниц и обслуживаемому потоку лечащихся и отдыхающих первенствует среди городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Он не только бальнеологический курорт, использующий собственные и доставляемые по трубопроводу (из Нагутского месторождения) нарзаны, но и горно-климатический курорт. Кисловодск славится своим климатом, обилием солнечных дней, замечательными парками, разнообразием ландшафтов. Здесь имеются филармония, театр, музеи истории курортов и истории космонавтики, дачи – музеи художника Ярошенко и певца Шаляпина. Кисловодск — центр туризма. От него идет автомобильная дорога в Карачаевск — Теберду — Домбай.

Ессентуки — город с 1917 г., бальнеологический и грязевой курорт, специализирующийся на лечении органов пищеварения и нарушения обмена веществ. Располагает уникальной бальнеологической базой.
Железноводск — город с 1917 г., но лечебные процедуры проводятся с 1812 г. Расположен на южных склонах горы Железной.

Особая роль у города Минеральные Воды. Получив городской статус в 1920 г. он выполняет обязанность главного транспортного узла, управляет потоками отдыхающих. Здесь находится один из крупнейших в России международных аэропортов. В1960— 1970-е гг. в городе получила развитие промышленность строительных материалов.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. Плотность населения на 1 м2.
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector