Регулирование развития городских агломераций в великобритании и во франции — зарубежная европа

Природные условия и ресурсы

Недра Европы содержат различные виды полезных ископаемых: уголь, нефть, руды чёрных и цветных металлов, калийные соли. Но запасы их часто недостаточны для обеспечения развитой промышленности региона. Поэтому европейская экономика зависит от импорта важнейших энергоносителей и рудных ископаемых. Умеренный климат региона способствует развитию многих отраслей сельского хозяйства.

В регионе имеются значительные водные ресурсы. Одна из крупнейших водных артерий — река Рейн. Каналами она соединяется с другими речными магистралями — Дунаем, Марной, Эльбой. Горные реки Альп и Скандинавии обладают большим гидроэнергетическим потенциалом.

В европейском регионе очень высокая плотность населения, большое количество транспорта, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Это вызывает повышенную нагрузку на окружающую среду. Европейские страны очень внимательно относятся к экологическим проблемам. Планируются профилактические природоохранные мероприятия, пропагандируется пользование велосипедным и электрическим транспортом, увеличиваются рекреационные и парковые зоны, внедряются современные энергосберегающие технологии.

Природа Зарубежной Европы

Промышленный потенциал региона сформирован природными предпосылками, обусловленными его географией. Различным составом полезных ископаемых обладают платформенные и складчатые части рельефа. Северные земли богаты топливными и железорудными залежами. Южные рудные месторождения обладают осадочным и магматическим характером. Наблюдается неравномерное распределение гидроэнергетических ресурсов, которые сконцентрированы в Скандинавских и Динарских горах, а также у подножия Альп. Регион считается благоприятным для развития сельского хозяйства, но недостаток свободных земель является существенным препятствием.

Примечание

Третья часть Нидерландов представляет собой территорию, которая когда-то была морем. Земли осушались с помощью сложных систем дамб и плотин. Работа в данном направлении ведется и в настоящее время.

Активным развитием лесного хозяйства отличаются Швейцария и Финляндия. Данные страны обладают необходимыми для этого природными ресурсами. Характеристика хозяйственной деятельности Зарубежной Европы включает развитый природно-рекреационный комплекс:

  • Зарубежная Европа является центром мирового туризма, представляющего собой одну из главных отраслей экономики европейских государств.
  • Основными рекреационными районами региона являются горы и морские побережья на юге, включая Средиземноморье.

Равнины составляют большую часть территории Зарубежной Европы. Горы занимают 17% от  территории. Средняя высота в регионе составляет 300 метров, а максимальная отметка находится на горе Монблан и равна 4807 метрам. Исландские и средиземноморские районы отмечены множеством активных вулканов. Для большей части суши характерен умеренный климат с небольшими температурными колебаниями, что благоприятно сказывается на природных условиях.

Растительный мир

В преобладающем умеренном климатическом поясе наблюдается распространение лесных массивов. Большинство деревьев относятся к лиственным видам. Встречаются хвойные породы: крючковатая сосна, пихта, ель. Распространены бук, дуб, клен, граб, береза. На нижних лесных ярусах наблюдается разнообразие вечнозеленых кустарников: падуб, лавровишня, рододендрон.

Полосы арктического и субарктического климата характеризуются следующими особенностями:

  • большую долю территорий занимают равнины;
  • ледяные пустыни сменяются бескрайними мшистыми пространствами;
  • ближе к югу произрастают мхи и лишайники;
  • на границе пояса начинается лесотундра с хвойными деревьями.

Животный мир

Наблюдается сокращение численности крупных животных. В лесах обитают лани и разные виды оленей. Пиренеи, Альпы и Карпаты являются местом обитания диких кабанов и серн. На Сардинии водятся близкие родственники домашней овцы — муфлоны. Могучий зубр практически полностью был истреблен во времена Второй мировой войны.

В нижних лесных ярусах можно встретить таких животных, как:

  • лисы;
  • зайцы;
  • барсуки;
  • лесные кошки;
  • хорьки;
  • ласки.

На деревьях обитают европейские и серые белки. Берега рек и озер являются домом для выдр, бобров, ондатр, нутрий. В северных широтах встречаются песцы, белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, полярные зайцы. В регионе Западной Европы встречается богатое разнообразие видов птиц, мелких грызунов, ящериц и змей.

Критерии объединения


Критерии объединения территорий в различных странах разнятся. Но главными общепринятыми критериями объединения поселений и городов в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (поселений, поселков, городов) к основному городу (ядру города) без значительных разрывов в застройке,
  • площадь урбанизированных (застроенных) территорий в агломерации больше площади сельскохозяйственных лесов, угодий.
  • массовые рекреационные, учебные, трудовые, культурные, бытовые поездки (маятниковые миграции) — не меньше 10-15 % от количества трудоспособного населения, которое проживает в поселениях и городах агломерации работают в центре главного города

Не учитываются:

  • прямое расстояние собственно (не учитывая другие факторы),
  • существующее территориально-административное деление,
  • неблизкие самодостаточные города.
  • подчинённые близкие поселения без прямой связи по транспортным коридорам.

Пример установленных критериев агломерации — определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии, а именно:

  1. Агломерации объединяют муниципалитеты, по крайней мере, 20 тысяч человек.
  2. Каждая агломерация имеет главную зону, ядро города, которое включает в себя хотя бы 10 тысяч жителей.
  3. Каждая община агломерации имеет хотя бы 2 тысячи человек трудоспособного населения, из которых хотя бы одна шестая заняты в основном городе (или основных городах для полицентрической агломерации).
  4. Для полицентрической агломерации добавочными критериями выступают:
  • отсутствие в застройке разрывов (леса, сельскохозяйственные угодья) больше 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в 10 раз в агломерации,
  • рост численности населения в прошлые десятилетия был хотя бы на 10 % больше среднего по Швейцарии.

В развитых странах агломерации концентрируют большие массы населения. Рост агломераций отображает территориальную концентрацию трудовых ресурсов и промышленного производства. Стихийный рост агломераций приводит иногда к появлению мегалополиса (сверхагломерации или суперагломерации) — к самой крупной форме расселения.

Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы – городские и миллионеры в таблице

В XXI веке процесс урбанизации (увеличение числа жителей городов) стал стремительнее. Исторически сложилось, что Европа стала родиной городских агломераций. Их плотность здесь очень велика, а общее число достигло четырёхсот.

Городские агломерации Зарубежной Европы

В Центральной Европе существует зрелая и разветвлённая городская сеть, сформировавшаяся на основе:

  • древних поселений;
  • крупных феодальных центров;
  • городов-государств:
  • ганзейских городов;
  • городов-портов;
  • промышленных городов;
  • столиц.

В Южной и Северной Европе городские агломерации имею ярко выраженный приморский характер. В Восточной Зарубежной Европе показатели урбанизации самые низкие. Самыми крупными агломерациями считаются столицы.

Рис. 1 Городские агломерации Зарубежной Европы (карта)

Структура городской агломерации

Все городские агломерации имеют сложную внутреннюю структуру, которая включает в себя:

  • историческое ядро города (например, Сити, Вестминстер и Вест-Энд в Лондоне);
  • центральные городские зоны с интенсивно застроенной территорией (например, всё бывшее Лондонское графство – Сити +12 округов внутреннего кольца);
  • внешние зоны с менее интенсивной застройкой;
  • первая пригородная зона (парки и ближайшие города-спутники);
  • вторая пригородная зона;
  • территория всего столичного региона.

Первые три зоны, как правило, образуют непосредственного город, первые пять зон – агломерацию, а все шесть зон – урбанизированный район.

Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы

Самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы – Парижская и Лондонская с населением в 1086900 и 9576000 человек соответственно. Далее идут:

  • Рурская агломерация (боле 7 миллионов человек);
  • Мадридская агломерация (более 6 миллионов человек);
  • Миланская агломерация (более 5 миллионов);
  • Барселонская агломерация (около 5 миллионов);
  • Берлинская агломерация (4 миллиона);
  • Римская (3,8 миллиона);
  • Неапольская агломерация (3,7 миллиона);
  • Афинская (3,5 миллиона);
  • Лиссабонская агломерация (2,6 миллионов);
  • Катовицевская агломерация (2,5 миллиона человек);
  • Франкфуртская агломерация (2,3 миллиона);
  • Бирмингемская агломерация(2,2 миллиона);
  • Манчестерская агломерация (около 2,2 миллиона);
  • Агломерация Роттердам-Гаага (2,1 миллиона)
  • Агломерация Кёльн-Бонн (2 миллиона человек).

Рис. 2 Лондонская агломерация

Если представить информацию об агломерациях миллионерах Зарубежной Европы в форме таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:

Количество проживающих человек

1. Критерии выделения и особенности агломераций России

Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.

В отличие от ряда зарубежных стран, в Российской Федерации официальный статистический учёт агломераций Росстатом не ведётся, а все экспертные оценки состава и численности агломераций, в том числе Института географии Академии Наук, ЦНИИП градостроительства, НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, Географического факультета МГУ, региональных и городских местных властей и других источников, являются авторскими и несколько разнятся.

Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тысяч чел., а в пределах 1.5-часовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру. Количественными характеристиками агломераций являются численность населения и территория, качественной — коэффициент развития. С учётом данных параметров агломерации классифицируют от сильного до слабого уровня развитости связанности, а также выделяют формирующиеся агломерации прото-агломерации.

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населённые пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию своего окружения. Значительно меньшее число среди российских агломераций насчитывают полицентрические агломерации конурбации. В обоих случаях пригороды служат дополнением и резервом развития.

В отличие от ряда стран остальной Европы, где уже сформировались несколько надагломерационных образований мегалополисов, в России пока можно выделить один формирующийся мегалополис, включающий поселения Московской агломерации в Московской области и в непосредственно окружающих её областях, а также поселения по оси Москва — Владимир — Нижний Новогород.

Как и мировые, российские городские агломерации характеризуются высокой степенью индустриализации, концентрацией транспортной и прочей инфраструктуры, научных и учебных заведений, а также плотностью населения, значительно превышающей менее заселённую округу агломерации.

В советское время российские агломерации формировались благодаря как использованию преимуществ своего географического положения, так и ускоренным темпам преимущественного экономического и социального развития ряда городов-ядер и вновь создаваемых городов-спутников и практике формирования территориально-производственных узлов. В постсоветское время российские агломерации досформировались и укрепились в связи с резким уменьшением мест приложения труда в пригородной зоне, активной застройкой субурбанизированных территорий индивидуальной коттеджной жилой застройкой обеспеченных социальных слоев, резко возросшими темпами автомобилизации и прочей большей транспортной мобильностью населения.

В настоящее время в связи с официальным и негласным ранжированием государственных преференций, желанием повышения инвестиционной привлекательности для частного бизнеса и престижем, власти некоторых городов планируют либо добиться официального статуса агломерации, либо сформировать укрупнённое единое городское муниципальное образование за счет большей части поселений фактической агломерации.

Плюсы и минусы урбанизации

Современные, удобные, красивые — крупнейшие города Европы ежегодно привлекают миллионы туристов из всех уголков планеты. Список европейских достопримечательностей бесконечен: здесь и богатейшие музеи изобразительного искусства, и уникальные архитектурные ансамбли самых разных эпох и стилей, и великолепные театры, оперные и драматические, и огромные парки, ландшафтные и развлекательные.

Туризм — одна из важнейших отраслей деятельности в Евросоюзе, вносящая существенный вклад в показатели экономического роста, занятости населения и социального развития. В условном рейтинге можно указать топ мест, обязательных для посещения:

  1. Афинский Акрополь.
  2. Римский Колизей.
  3. Венская опера.
  4. Британский музей.
  5. Пражский Вышеград.
  6. Монмартр Парижа.
  7. Собор Св. Семейства в Барселоне.

Чтобы сохранить Европу в числе лидирующих туристических направлений, необходимо непрерывно повышать качество обслуживания приезжих, а также вкладывать большие средства в поддержание чистоты и сохранности памятников и достопримечательностей. Поэтому Европейская комиссия разработала ряд целевых программ, направленных на поддержку предпринимателей в этой сфере бизнеса и на повышение квалификации занятых в нём сотрудников.

Несмотря на это, жизнь в больших городах имеет и свои значительные минусы. Муниципалитеты мегаполисов сталкиваются с рядом трудностей, преодолеть которые пока не получается, хотя на это направлены серьёзные политические усилия Еврокомиссии. Перенаселённость городских агломераций влечёт за собой следующие основные проблемы:

  • безработица — при ограниченном рынке труда приток населения вызывает нехватку рабочих мест, особенно для квалифицированных специалистов;
  • увеличение численности асоциальных элементов в обществе — рост преступности, нищеты, наркозависимости
  • ухудшение экономических показателей в связи с увеличением расходов на социальную поддержку неимущих и поддержание порядка в регионе;
  • загрязнение окружающей среды — вредные выбросы в атмосферу, отравление водоёмов, что вызывает рост заболеваемости, падение иммунитета населения
  • перегрузка городской инфраструктуры — пробки на дорогах, нехватка общественного транспорта, трудности с вывозом и утилизацией отходов.

Возможно, что в будущем, люди станут чаще выбирать для себя более спокойную загородную жизнь, тем более что развитие интернета открывает новые возможности удалённой работы. И всё же крупные урбанистические районы, где бок о бок существуют представители самых разных национальностей, религий, культурных традиций, где рождаются мечты и внедряются инновационные технологии, никогда не утратят своей привлекательности.

Промышленность и сельское хозяйство

Европейский регион характеризуется высоким уровнем промышленного развития. К основным отраслей производства можно отнести:

  1. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Особенно развиты автомобилестроение, производство станков, авиакосмической техники, приборов и электроники. На машиностроение приходится 2/3 экспорта всей промышленной продукции региона.
  2. Химическая промышленность находится на втором месте после машиностроения. Европейские химические компании — крупные экспортёры продукции: пластических масс, азотных и калийных удобрений, синтетических и искусственных волокон, лаков и красок, калийных удобрений. Много нефтехимических предприятий и НПЗ расположено в Германии и Нидерландах.
  3. Топливно-энергетическое хозяйство развивается на основе потребления нефти и природного газа. При этом отмечается постоянное уменьшение самообеспеченности энергоресурсами европейских стран. Растёт зависимость от поставок из развивающихся стран и России.
  4. Металлургия — базовая отрасль, которая обеспечивает металлом машиностроение и другие отрасли промышленности. Развивается в странах, добывающих сырьё — Германии, Великобритании, Франции. После Второй мировой войны крупные металлургические предприятия переориентировались на импорт более дешёвой железной руды и металлолома. Поэтому комбинаты были построены вблизи морских портов.
  5. Лёгкая промышленность, с которой начиналось европейское промышленное производство, значительно утратила свои позиции. Постепенно она смещается в Южную Европу, где ещё имеется достаточное количество дешёвой рабочей силы.
  6. Финансовые центры, крупнейшим из которых считается Лондон — важная составляющая экономики. Мировые финансы — это не только денежные средства, но и система, регулирующая финансовые потоки для достижения экономического эффекта.
  7. Пищевая промышленность — одна из крупнейших отраслей производства. В настоящее время усиливается связь с сельскохозяйственными предприятиями и образуются агропромышленные комплексы.

Сельское хозяйство большинства европейских стран отличается высоким уровнем внедрения автоматизации, компьютеризации и биотехнологий. Главные отрасли — растениеводство и животноводство. По основным видам сельскохозяйственной продукции многие страны обеспечивают свои потребности и заинтересованы в сбыте на внешних рынках.

Проблемы и экономическая ситуация

Европа — наиболее привлекательный регион с точки зрения трудоустройства, уровня заработной платы и предоставляемых услуг. Кроме того, она богата полезными ископаемыми, чему способствует разнообразный рельеф местности. В горных районах производится добыча железа и марганца, олова и цинка. На многочисленных европейских равнинах сконцентрированы огромные запасы калийной соли, бурого и каменного угля. Добывающими лидерами являются Германия и Польша, а крупнейшее месторождение — Рурско-Рейнский бассейн.

В приморских населенных пунктах Северной Европы обнаружены топливные ресурсы, но из-за слишком активной выработки в последнее время наблюдается заметное истощение самых известных залежей. Это приводит к тому, что регионам приходится заключать договоры об экспорте многих продуктов из других стран. Такие были подписаны с РФ, Китаем, Японией и т. д.

На сегодняшний день в европейских государствах остается наиболее востребованной территориальная структура хозяйства, которая определилась еще в XIX веке. Это обусловлено размещением природных ресурсов. Так, основу экономики составляют Франция, Британия и Германия. Рост хозяйства в этих регионах характеризуется высокой динамичностью.

С экономикой наблюдаются определенные трудности у Италии, Испании, Португалии и Греции. Здесь практически нет движения показателей вверх, зато быстрыми темпами растет безработица. Структуру всего хозяйства в этом регионе составляют промышленные отрасли:

  • металлургия;
  • химическое производство;
  • машиностроение;
  • топливно-энергетический комплекс.

Огромную ценность для Европы представляют газовые и нефтяные месторождения. Основными добывающими лидерами считаются Великобритания и Норвегия. Лесную промышленность на протяжении многих десятилетий успешно развивают Швеция и Финляндия.

Отдельным направлением развития экономики стала ядерная энергетика. Однако с развитием технологий появляются электростанции, которые способны работать на возобновляемых энергоисточниках.

Стоит отметить, что европейские страны отличаются высоким уровнем развития образовательной сферы и науки. Здесь расположены многие известные высшие учебные заведения, которые признаны наиболее престижными во всем мире.

Немного об истории поселений

По сравнению с тем, сколько городов-миллионников в мире, Европа со своими тремя десятками занимает скромное место, на её территорию приходится всего лишь 8% от общего числа. Однако все европейские мегаполисы имеют богатейшую историю, ряд из них были основаны как поселения задолго до начала нашей эры.

Разумеется, древнейшей из столиц в Европе являются греческие Афины, которые уже в 500 году до н. э. были крупнейшим культурным центром Древнего мира, а предполагаемая дата основания первого поселения на этом месте относится некоторыми исследователями к I II тысячелетию до н. э., а другими — и к более ранним временам.

Не уступает и Рим, столица Италии, центр могущественной древней империи, воспетый поэтами «Вечный город на семи холмах» ведёт отсчёт своей истории от 753 года до н. э. Древние поселения существовали до нашей эры также на территориях нынешнего Парижа, Милана, Кёльна или, например, Белграда, который находится на правом берегу Дуная, на перекрёстке торговых путей из Ближнего Востока в Западную Европу.

городская агломерация

Группа близко расположенных городов, объединённых тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями; в её состав входят также посёлки городского типа и сельские поселения. В 20 в. города очень часто появлялись и быстрее росли вблизи крупнейших центров. Хотя это порождало градостроительные и экологические проблемы, важнее оказывались экономические выгоды: высокая степень территориальной концентрации промышленности, транспортных и инженерных сетей, научных и учебных учреждений, а также высокая плотность населения обеспечивали возможность развития разнообразных связей между поселениями, которые необходимы для функционирования хозяйства и жизни общества в эпоху современной научно-технической революции. Поэтому формирование агломераций – закономерная стадия развития расселения в эпоху урбанизации.

Городская агломерация состоит из ядра (крупного города ) и периферийной зоны. Бывают моноцентрические агломерации, в которых один город-ядро намного превосходит по размеру все остальные поселения и подчиняет их своему воздействию (напр., московская, лондонская или парижская ), и полицентрические, с несколькими городами-ядрами (напр., Рейн-Рур ). В периферийной зоне располагаются города-спутники, другие городские, а также сельские поселения и отдельные промышленные, с.-х., транспортные, коммунальные, рекреационные предприятия, с.-х. угодья и природные ландшафты. Агломерации на местности выглядят так: огромные пространства плотной многоэтажной застройки соединены транспортными магистралями, на которые нанизаны многочисленные, иногда срастающиеся друг с другом поселения; между магистралями располагаются в осн. незастроенные земельные участки разного размера, используемые менее интенсивно. С высоты птичьего полёта полицентрические агломерации выглядят как сеть, моноцентрические агломерации похожи на звёзды.

Признаки агломераций очевидны: это наличие города-ядра и нескольких городов поблизости, высокая плотность городского населения, интенсивные связи, в т. ч. и маятниковая миграция между поселениями. Однако не существует общепринятых критериев выделения городских агломераций (поэтому количественные данные о них ещё более условны, чем по городам ). Даже в России применяется несколько методик: к агломерациям относят такие формы расселения, в которых людность ядра варьируется от 100 до 250 тыс. чел., пригородная зона включает тер. в пределах 2– или 1,5-часовой доступности от центра, в ней располагаются не менее 2 или 4 городских поселений с общим числом жителей не менее 50 тыс. чел. В мире насчитывается ок. 600 городских агломераций, они сосредоточивают почти 45 % городского населения. При использовании более жёстких из приведённых критериев в России насчитывается 49 городских агломераций, объединяющих более 330 городов и 65 млн. чел. В мире сформировалось ок. 15 агломераций, в каждой из которых более 10 млн. жителей; крупнейшие из них токийская, нью-йоркская и шанхайская.

Большие города и их «расползание»

В начале 20 столетия в мире было не так уж много больших городов – всего 360. Но уже к концу их количество заметно возросло – 2500. На сегодняшний день это число приблизилось к 4 тысячам. Стоит отметить, что если раньше к большим относили города свыше 100 тысяч жителей, то сегодня исследования «крутятся» главным образом вокруг городов-миллионеров с населением свыше одного миллиона. В Европе таких городов немало. Среди них стоит отметить Лондон (свыше 8 млн.), Берлин (свыше 3 млн.), Мадрид (свыше 3 млн.), Рим (свыше 2 млн.) и другие.

Данная тенденция стала возможна из-за развития научно-технического прогресса, возрастания роли науки в развитии производства, повышения общего уровня образования, развития непроизводственной сферы.

Отличительной чертой современного процесса урбанизации является «расползание» больших городов – разрастание их и так немалой территории. Иными словами, крупные промышленные центры, портовые города, столицы выходят за пределы своих границ, перерастая в нечто большее – городскую агломерацию.

Но это не предел: многие агломерации объединяются в мегаполисы. В Зарубежной Европе самыми крупными столичными агломерациями являются Парижская и Лондонская. Кроме того, выделяют такие крупные промышленные агломерации, как Гданьск-Гдыня (Польша), Рейнско-Рурская (Франция), Южно-Йоркширская (Англия) и другие.

Европейская урбанизация имеет свои отличительные черты. Среди них субурбанизация (расселение городских жителей в пригородах), дезурбанизация (отток горожан в сельские поселения) и рурализация (распространение городских норм, образа жизни в сельской местности).

Рис. 3 Город-миллионер Лондон

Что мы узнали?

Сегодня мы познакомились с термином «урбанизация», под которым понимается не только увеличение количества городов, больших и малых, рост городского населения, но и увеличение их влияния на социальную, политическую и культурную жизнь общества. По степени урбанизации страны Зарубежной Европы занимают лидирующие позиции: доля городского населения находится на самом высоком уровне.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector