Московский высокопетровский монастырь
Содержание:
- Святыни
- История и судьба монастыря в ХХ веке
- История строительства
- Ансамбль
- Святыни, которые хранятся в монастыре
- В 1812 году монастырь был под гнётом врага
- ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ
- Использованные материалы
- Настоятели, наместники
- Социальная работа, повседневная жизнь
- Настоятели, наместники
- История монастыря в XV-XIX веках
- Информация для паломников
- Старые храмы и монастырские постройки
- Святыни монастыря
- Как добраться
Святыни
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская.
Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.
В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.
История и судьба монастыря в ХХ веке
Считается, что основателем монастыря является князь Даниил, сын прославленного Александра Невского. В 1330 году обитель перенесли на Боровицкий холм, поближе к Кремлю. Так решил уже преемник князя Даниила, Иван Калита. В свою очередь, Иоанн III переместил монастырь на Крутицкий холм, после чего обитель и получила своё название Новоспасской.
Новоспасский мужской монастырь в Москве
Все монастырские постройки изначально были деревянными. В 1491 году царствующий тогда Иоанн III начал возведение каменного собора в честь Преображения Господня. Также с этого момента монастырь становится родовой усыпальницей Романовых. Когда на престол сел Михаил Романов, несколько поколений его предков уже покоились на территории Новоспасского монастыря
В связи с этим, обители на протяжении всех веков царствования династии уделялось особое внимание, а 17 век историки считают временем расцвета монастыря.
с 1640 по 1642 г. обитель обнесли каменной стеной
К тому времени деревянный частокол сильно обветшал и не выполнял свою функцию защитного сооружения в должной мере. Закончилось и возведение Преображенского собора. Во времена Отечественной войны с французскими захватчиками обитель сильно пострадала и была сожжена почти дотла. На её восстановление ушло больше тридцати лет.
Вплоть до революции Новоспасский монастырь посещали представители царской семьи. Так, в 1913 году сюда приезжал император Николай II. Визит был связан с трёхсотлетием правления династии Романовых. По этому случаю во дворе монастыря возвели красивую часовню.
С приходом большевиков обитель закрыли одной из первых в Москве. На территории Новоспасского монастыря организовали трудовой лагерь для врагов народа и уголовников. Также здесь действовала женская тюрьма. За стенами некогда святого места начали проводить пытки и расстрелы. Сегодня там, где осуждённых лишали жизни, обустроен Итальянский дворик в память о трагических событиях революционной эпохи.
Некоторые помещения стали использовать в качестве овощехранилища. Келейные корпуса переделывали под квартиры. Сотрудники НКВД хранили конфискованную мебель и архивную документацию. Перед войной планировалось полностью снести монастырское кладбище и обветшавшие постройки. Но вторжение германских войск не дало этим планам воплотиться в жизнь.
При Хрущёве здания начали реставрировать. Но финансирование оказалось настолько скудным, что работы растянулись на два десятка лет. После распада Советского Союза, монастырь вернули Русской православной церкви. От меценатов стали поступать многочисленные пожертвования. Территорию обители облагородили, храмы отстроили. Богослужения ведутся регулярно и верующие имеют возможность помолиться у чудотворных икон, а туристы осмотреть архитектурные достопримечательности.
Описание архитектуры
Основной достопримечательностью всего монастырского ансамбля является, конечно же, Преображенский собор, построенный при царе Михаиле Федоровиче. По размерам он уступает разве что Успенскому кафедральному собору. Росписью стен занимался мастер из Костромы, Гурий Никитин, приглашенный специально для этого в столицу. Многие из росписей сохранились до нашего времени.
Интересно! Во времена наполеоновских сражений французы пытались переоборудовать здание собора под конюшни. Лошадей хотели завести в галерею Преображенского собора по чугунной лестнице, но животные отказались подниматься.
Рядом стоит Знаменская церковь, которая также стала усыпальницей для представителей русской знати. С XVIII по XIX век во дворе монастыря сформировался некрополь, включающий в себя многочисленные захоронения аристократов того времени. Есть утверждения, что именно в Новоспасском монастыре окончила свой земной путь княжна Тараканова.
Знаменская церковь в Новоспасском монастыре Москвы
На территории обители расположились настоятельские палаты, монашеские кельи, трапезная, Покровская церковь, колокольня (78 м) и музей.
История строительства
Высоко-Петровский монастырь связывают с именем митрополита Петра. Начиная с сана инока, мужчина прошел долгий путь становления в духовенстве. Став митрополитом, он оказался в подмосковном селе Высокое. Окрестности напоминали ему Спасскую обитель, в которой Петр жил в уединении. Эти воспоминания побудили его основать тут деревянную церковь в 1317 г.
Деревянная постройка 2 раза сгорала, но возрождалась из пепла как птица феникс. В 1514 г. автор архангельского собора Кремля А. Ф. Новый выстраивает вместо старого храма новый – уже в камне. Постройку привязывают к имени святителя Петра. Именно в этот период холм, на котором находилась церковь, начинают называть Петровским. Дальнейшее развитие этого места будет находиться в руках Петра I и его семьи.
При дворе Василия III главным придворным зодчим являлся А. Ф. Новый. Именно ему принадлежит авторство каменного собора им. Святителя Петра. Стены монастыря находились по соседству с имением матушки Петра I – Наталии Нарышкиной. Будущий император, будучи маленьким, любил эту обитель.
Петр I внес значительную лепту в создании того Высоко-Петровского ансамбля, каким его сейчас видят люди. Привязанность российского императора к этому месту можно объяснить еще одним событием. В 89 г. XVII в. в Москве бунтовали стрельцы, и монахи лавры укрыли в своих стенах Петра.
Возведение храма им. Радонежского Петр приурочил к своему спасению от рук бунтовщиков. Собор был отражением нарышкинского барокко. Тут было гульбище, парадное крыльцо и высокие потолки со сводами. Храм возвели на месте стены, которая разделяла имение Нарышкиных и аббатство.
Спасение отпрыска Нарышкиных от мятежников-стрельцов послужило поводом для постройки храма в честь Толгской иконы Божией – именно в день ее чествования Петру I и удалось избежать смерти. Церковь была создана на пожертвование А. А. Нарышкиной. В целом, именно родичи Петра I по линии матери и способствовали дальнейшему развития Высоко-Петровской лавры.
В день рождения Петра I его дедушка делает дар аббатству – отдает родовое поместье Нарышкиных. Благодаря этому земли монастыря становятся в 2-а раза больше. Братский корпус теперь находится в Наугольной палате, а в помещениях боярской усадьбы живут трудящиеся и братия монастыря.
Затем началось возведение Сергиевского храма. Вслед за ним Петр I соединил здание церкви со 2-м достроенным этажом родовой усадьбы. Из одного помещения в другое проходила галерея – гульбище. Мать Петра I содействовала тому, что Боголюбский монастырь (построен в 1690 г.) стал родовой усыпальницей. В ней нашли свой покой ее отец – К. Полуэктович и мать А. Леонтьевна.
Убитые стрельцами в 1682 г. 2 брата Петра, Афанасий и Иван, также захоронены тут. Наряду с возведением усыпальницы, с 1690 по 1694 гг. появляются Святые врата и Колокольня с Покровским собором. Красный камень, из которого выстроили ограду, сохранился до нашего времени. В 1764 г. обитель получает звание ставропигиального, а в 1775 г. становится епархиальным.
После занятия Москвы французами в 1812 г., Высоко-Петровский монастырь пострадал. Многие его постройки были осквернены и разрушены. Усугубило ситуацию и отношение советской власти к этому историческому наследию. Ущерб был нанесен настолько сильный, что реставрационные работы ведутся до сих пор.
Ансамбль
Центральным зданием является собор преподобного Петра. Строение имеет восьмигранную форму, завершением служит шлемовидная глава. Храм является детищем столпообразной стилистики русской архитектуры. Входы в церковь расположены с трех сторон, декор фасад лаконичен и непритязателен.
В конце XVII века проводилась реконструкция, строение освящали в присутствии государя Петра I. Восстановительные работы после советского периода проходили в 1984 г. В 90-х годах XX века для собора создали уникальный фресковый иконостас.
Главный иконостас собора во имя преподобного Сергия в Высоко-Петровском монастыре
- Церковь Боголюбской иконы построили в 1685 г., она служила усыпальницей семьи Нарышкиных. На протяжении истории строение практически не корректировалось, но сильно пострадало во время войны 1812 г. и революционных движений 1917 г. Храм славился иконостасом, который погиб в пожаре, учиненном большевиками в 1929 г.
- Изначально собор С. Радонежского исполнял роль трапезного помещения. Здание находится в центральной части комплекса, визуально деля всю территорию на два пространства. Внешний декор создавали с использование белого камня. В середине XIX столетия проводились восстановительные работы.
- Одноглавый собор Толгского образа Богородицы имеет прямоугольную форму и стоит на подклете. Стены его декорированы пилястрами, а главка прорезана узкими оконными проемами и украшена спиралевидными завитками. Строение воздвигли в середине XVIII столетия и освятили в честь Толгской иконы. Освящение после советского периода проводилось в 1999 г.
- Кирпичная Петропавловская церковь имеет форму восьмерика, стоящего на четверике. Зданием находится на открытой террасе, которая связывает храм с братскими кельями. Церковь украшена пилястрами и фронтонами, наличниками и другим барочным оформлением.
В 1905 г. на территории устроили часовню Казанского образа Пречистой Девы. В 1924 г. её разорили, восстановление произошло в 2001 г. Надвратный храм Покрова создали по указу Петра Первого в период с 1690 по 1696 г. Она имеет квадратную форму, свод поддерживается тремя колоннами. Строение соединяется с настоятельскими покоями.
Святыни, которые хранятся в монастыре
В этой обители находилось большое количество святынь. Здесь береглись Евангили, изданные еще в XVII веке. Также тут хранятся серебряные кресты, на которых есть части с распятия Иисуса Христа. В главном Соборе находились камни из Гроба Господня.
В период революции все эти ценности были разграблены. Со временем сюда завезли другие святыни. Здесь находится ковчег с мощами Святого Петра. По субботам они выносятся на поклонение всем пришедшим в храм для молитв и преклонения.
В 2003 году монастырю были подарены мощи, принадлежащие Серафиму Саровскому:
- небольшая часть от мантии;
- часть камня, на котором он молился 1 000 дней;
- лоскуты одежды.
В 2004 году в монастырь привезли мощи Сергея Радожского. Ростовская икона святителя Киевского также находится в этом храме. Она считается самой почитаемой на территории всего монастыря, и прикоснуться к ней стремятся все посетители.
В 2013 году сюда был привезен крест с частями Креста Господнего. Об этой мощи наслышаны все прихожане и православные верующие со всей России и не только. Здесь многие столетия сосредоточена жизнь православных со всей страны. Посетить это место, значит найти успокоение для души и полюбоваться архитектурными достопримечательностями.
В 1812 году монастырь был под гнётом врага
Во времена Отечественной войны (1812 г.) Высоко-Петровский монастырь претерпел значительный урон. Сам монастырь был разгромлен и разорен французскими солдатами, а у его стен вершили правосудие над москвичами.
Французы расстреливают москвичей у ворот Высоко-Петровского монастыря (1812 год)
После войны начались работы по восстановлению монастыря, однако некоторые церкви были упразднены. Спустя несколько десятилетий удалось возродить то, что строилось на протяжении веков.
С этого времени монастырь становится просветительским центром, где теперь находилось духовное училище, а также проходили собрания и заседания духовно-просветительских обществ.
Общий вид Московского Высоко-петровского монастыря с Петровки. 1881 г.
ПЕТРОВСКИЙ КОЛОКОЛ
У Петровского колокола интересная судьба , в 1812 во время нашествия Наполеона, обитель подверглась разграблению и осквернению от поганых европейских цивилизаторов.
Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать спасо-Преображенский Собор, но у подонков, как всегда что-то пошло не так, взрывной механизм, Божьим попущением не сработал.
Единственно, как смогли нагадить европейские просветители, подожгли монастырь, предварительно разграбив захоронения. Во время пожара вспыхнули деревянные перекрытия на звоннице колокольни над церковью Саввы Освященного, заложенной патриархом Филаретом.
История Новоспасского монастыря в Москве
И колокол подаренный Петром упал, деревянные брусья прогорели и он сорвался с первого яруса, проломил свод , но при этом не пострадал. Когда колокольня вспыхнула полностью, то сверху упал колокол меньшей величины и разбил колокол Петра l.
К 400-сот летию дома Романовых для Спаса на Новом отлили подобный колокол, весом всего на сто пудов меньше. Средства на отливку гиганта собрали прихожане, изготовили на Тутаевском колоколо литейном заводе в Ярославской области и он получил название Романовский.
Сейчас он находится под колокольней и ждет своего часа , чтоб занять свое достойное место на колокольне которую построил русский архитектор Иван Гребцов в царствование императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II, колокольня всего на метр ниже колокольни Ивана Великого.
Новоспасский монастырь княжна Тараканова
Княжна Тараканова
Императрица Елизавета благоволила монастырю и часто посещала его и здесь нашли упокоение останки княжны Таракановой, которая была дочерью Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским.
Она была пострижена в монахини под именем Досифеи по воле императрицы Екатерины II, не хотевшей брать на себя душегубство невинной княжны.
Старица Досифея провела в Иоанно-Предтеченском монастыре 25 лет, умерла она 1810 году. На ее отпевании прибыла вся Московская знать во главе с генерал-губернатором.
Храм Романа сладкопевца в Москве
Погребение ее состоялось именно на территории Новоспасского монастыря в усыпальнице Романовых по прямому повелению Императора, этот прямо указывает на ее происхождение.
Спустя столетие 1907 году над захоронением была сооружена часовня. в конце XX века прах инокини Досифеи был перезахоронен в храме Преподобного Романа Сладкопевца.
Генерал-губернатор, Великий Князь Сергей Александрович Романов, сын Царя Освободителя
Последним захоронением усыпальницы Романовых стал прах великого князя Сергея Александровича сына императора освободителя Александра II и дяди императора Николая II. Он был Московским генерал-губернатором погиб от взрыва бомбы брошенной террористом Каляевым.
Вначале его останки были захоронены в Чудовом монастыре, после революции Чудов монастырь был уничтожен, наконец через 90 лет после гибели его останки обрели покой в усыпальнице Романовых.
Усыпальница Романовых В Новоспасском монастыре
О том, что произошло после взрыва молча, но красноречиво рассказывают личные вещи Сергея Александровича хранящиеся в музее Новоспасского монастыря. В музее хранятся сапоги Великого князя, обивка кареты.
Его гроб был вскрыт большевиками, жадными до чужих денег, искавшими сокровища. На могиле Сергея Александровича всегда лежат живые цветы и горит лампада. Особенно много людей приходит 17 февраля , именно в этот день в 1905 году он был убит.
В память о Великом князе на территории монастыря установлен поклонный крест. Точная копия памятника , созданного по проекту художника Виктора Васнецова в 1908 году.
Елизавета Федоровна вдова великого князя простила Каляева, она ходатайствовала о его помиловании , но он отказался подписывать прошение и был повешен.
Душегуб Каляев
Пришедшие к власти большевики , сразу кинулись осквернять и грабить могилы и крушить кресты.ьПервым был уничтожен поклонный крест-памятник Васнецова , в его разрушении участвовал Ульянов — Ленин, лично подписавший указ о сносе крестов на могилах Романовых.
Николай ll в Новоспасском монастыре
Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Федоровича совершали торжественные царские выходы в обитель к могилам предков.
Что является для нас примером отношения к своим усопшим прародителям, каждый день памяти усопших они приезжали в монастырь и совершали панихиду.
В год 300 — летия дома Романовых монастырь посетил император Николай II, 26 мая 1913 года государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Москва
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Московского Патриархата
-
Исторический очерк на сайте монастыря
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 172 — 175.
-
Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:
Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),
Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),
Настоятели, наместники
- Петр (между 1437 — 1461)
- Иов (между 1437 — 1461)
- Сергий I (1506)
- Иона (1535 — 1544)
- Петр (1597 — 1600)
- Александр (1634 — 1637)
- Евфимий (1641 — 1642)
- Пафнутий (1644 — 1645)
- Галактион (1647 — 1648)
- N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
- Моисей I (1655)
- Феодорит (1666 — 1668)
- Сергий II (1673 — 1675)
- Моисей II (1676 — 1682)
- Иосиф (1685 — 1688)
- Иов (1690 — 2 мая 1694)
- Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
- Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
- Пахомий (1735 — 1757)
- Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
- Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
- Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
- Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
- Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
- Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
- Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
- Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
- Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
- Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
- Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
- Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
- Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
- Григорий (Воинов) (1873 — ?)
- Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
- Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
- Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
- Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
- Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
- Лаврентий (Некрасов) (1908)
- Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
- Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
- Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)
закрытие монастыря
- Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
- Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
- Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
- Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)
Социальная работа, повседневная жизнь
Начиная с 2009 г. в Высоко-Петровском монастыре было возобновлено монашеское служение. Помимо проведения богослужений, братия обители участвует в восстановлении построек на этой территории. Денежных средств не хватает, чтобы привести в должное состояние храмы. Поэтому любой желающий может пожертвовать любую сумму на реставрационные работы.
Монастырь, несмотря на плачевное финансовое состояние, регулярно организовывает бесплатное питание всем нуждающимся, а также строителям-реставраторам. Волонтерское движение, созданное при монастыре, помогает одиноким людям, детским домам, приютам и нуждающимся семьям.
Настоятели, наместники
- Иоанн I (1330 — 1346)
- Петр (1346 — 1353)
- Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
- Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
- Симеон (1382 — 1382)
- Сергий I (1389 — 1389)
- Игнатий (1389 — 1404)
- Феодосий (1404 — 1404)
- Матфей (1404 — 1404)
- Иларион (1406 — 1406)
- Савва (1410 — 1410)
- Трифон (1453 — 1462)
- Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
- Герман (1474 — 1474)
- Елисей (1483 — 1488)
- Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
- Савва (1526 — 1530)
- Феодосий (1539 — 1542)
- Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
- Никифор (1554 — 1558)
- Галактион (1558 — 1565)
- Антоний (1565 — 1568)
- Вассиан II (1569 — 1575)
- Свт. Иов (1575 — 1581)
- Иоаким (1581 — 1589)
- Сергий II (1589 — 1589)
- Сильвестр (1589 — 1598)
- Закхей (1598 — 1599)
- Сергий III (1599 — 1606)
- Евфимий I (1610 — 1613)
- Иосиф I (1613 — 1619)
- Нифонт II (1623 — 1623)
- Лаврентий I (1627 — 1629)
- Митрофан (1629 — 1629)
- Тихон I (1630 — 1631)
- Иосиф II (1631 — 1637)
- Лаврентий II (1638 — 1638)
- Иона (1639 — 1645)
- Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
- Никон II (1649 — 1654)
- Питирим (1654 — 1655)
- Сергий IV (1656 — 1656)
- Иосиф III (1658 — 1663)
- Прохор (1663 — 1664)
- Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
- Нифонт III (1674 — 1697)
- Макарий I (1674 — 1681)
- Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
- Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
- Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
- Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
- Исаия (1697 — 23 июля 1699)
- Иларион I (1699 — 1701)
- Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
- Иоасаф II (1702 — 1710)
- Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
- Моисей (1711 — 1714)
- Арсений (1715 — 1716)
- Сергий V (1716 — 1720)
- Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
- Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
- Феофил (1730 — 1732)
- Иларион II (1733 — 1735)
- Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
- Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
- Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
- Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 )
- Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 )
- Симон (Лагов) (1764 — 1769)
- Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
- Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
- Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
- Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
- Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
- Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
- Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
- Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
- Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
- Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
- Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
- Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
- Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
- Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
- Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
- Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
- Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
- Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
- Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
- Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
- Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
- Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
- Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
- сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
- Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
- Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
- Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
- сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
- сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
- Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
- Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
- Иоанн (Руденко) (14 июля 2020 — 26 февраля 2019)
- Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)
История монастыря в XV-XIX веках
В Средневековье все монастыри Москвы страдали от набегов неприятелей и сильных пожаров. Древняя Петропавловская обитель была возведена из дерева, и поэтому выгорала дотла. В 1493 году пожар в Москве был настолько опустошительным, что сгорела половина города. Огонь погубил около 200 человек, в том числе и несколько насельников монастыря.
Каменное строительство в обители началось, благодаря великому князю Василию III. По его указу итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменный собор, посвященный митрополиту Петру. С этого времени обитель стали называть Высоко-Петровской, хотя до XVIII столетия в исторических документах еще встречалось старое название «Петропавловская».
После изгнания из России польско-литовских войск монастырскую территорию огородили каменной стеной. В те времена обителью руководил архимандрит, и она состояла из четырех священников, двух диаконов, пономаря, дьячка и шести старцев.
При Петре I территория монастыря выросла вдвое. Была возведена фамильная усыпальница Нарышкиных — каменный Боголюбский храм, трапезная церковь Сергея Радонежского, братский корпус и надвратная Покровская церковь. К 1735 году в обители жило более 70 насельников, и она владела шестью тысячами крестьян.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
Много бед и разорений принесла монастырю война с французами. Когда наполеоновские войска вошли в Москву, в обители разместились французские кавалеристы. Они осквернили монастырские церкви и разгромили усыпальницы Нарышкиных. Особенно возмутило москвичей то, что наполеоновские солдаты вбили крючья в иконостас Боголюбского храма и вешали на них туши забитых животных.
После войны обитель восстановили, и она стала играть заметную роль в духовной жизни москвичей. Здесь открылось духовное училище, и хранились книги из обширной епархиальной библиотеки.
Информация для паломников
Монастырь располагается в центре столицы, на улице Петровка, дом № 28/2. Ближайшие станции метро: «Чеховская» и «Трубная», отсюда до места назначения десять минут ходьбы.
Богослужения проводятся ежедневно, начало — в 8:00, окончание — в 18:00. Каждого желающего обязательно выслушает милосердный батюшка.
На заметку! Врата комплекса открыты для каждого желающего, но существуют ограничения на фотографию и видеосъемку. Паломники имеют возможность поучаствовать в экскурсионных походах.
Паломники могут посетить семь храмов на территории комплекса и насладиться прекрасным ансамблем.
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь в Москве
Старые храмы и монастырские постройки
В центре обители стоит самый древний монастырский храм — небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.
Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные — они появились в 1990-е годы.
Церковь Петра и Павла
Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.
С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко. Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор. Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.
С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников. Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.
Церковь Толгской иконы Божией Матери
С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни. Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли. Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.
В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.
Святыни монастыря
- Чудотворные иконы Божьей Матери: Казанская, Толгская, Неупиваемая.
- Чаша с предстоящими святыми.
- Часть мощей святителя Петра, митрополита Московского.
- Частицы мощей святых Петра и Павла.
- Частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
- Частицы мощей священномученика Фаддея Тверского.
Частицы мощей преподобных:
- Сергея Радонежского;
- Серафима Саровского;
- Иова Почаевского;
- Нила Столобенского;
- Алексия и ГерманаЗосимовских;
- Киево-Печерских преподобных святых.
Высоко-Петровский мужской монастырь, расположенный в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара, зажат московскими высотками и узкими улицами, поэтому в народе часто называют его «невидимкой» и знают о нем немногие. Тем не менее монастырь привлекает паломников со всей России и стран ближнего зарубежья как центр духовной жизни комплекс памятников культуры.
Как добраться
Высоко-Петровский мужской монастырь располагается в центре Москвы, поэтому добраться до него не составит особого труда. Сразу же дадим вам полезный совет: не рекомендуем приезжать сюда на личном автомобиле. Дело в том, что в этом районе всегда большое количество транспорта, а улицы не самые широкие: найти место для парковки будет проблематично.
Самый оптимальный вариант — это воспользоваться общественным транспортом. Рядом с монастырем располагается множество станций метро — ближе всего находятся «Чеховская», «Пушкинская» и «Трубная». От каждой из них до этого святого места можно дойти пешком:
- От станции метро «Чеховская»: выйти на Страстной бульвар и двигаться в сторону возрастания номеров домов. Дойти нужно до улицы Петровки и повернуть направо.
- От станции метро «Трубная»: выйти на улицу Неглинная и двигаться по ней вниз. Затем у Рахманиновского переулка свернуть направо, после чего на пересечении с улицей Петровкой снова повернуть направо.
Также рядом с монастырем располагается несколько остановок общественного транспорта:
- «Рахмановский пер.»: автобусы № 38 и н6 (ночной).
- «Страстной бульвар»: автобусы, А и № 15.
Высоко-Петровский монастырь на видео