Инопланетян много не бывает. почему «вавилон-5» все еще прекрасен
Содержание:
Маркабы[править | править код]
Маркаб
Культураправить | править код
Маркабы — древняя раса с развитой культурой, основой которой служит мораль. Эпидемия смертельной чумы драфа дало толчок в культуре маркабов, так как глубого верующие маркабы приняли чуму как наказание богов за аморальный образ жизни, поэтому на долгие века воцарился порядок среди них.
Сами маркабы довольно затворническая раса, исповедуют политеизм.
Историяправить | править код
В конце XIX века по земному летоисчеслению произошла эпидемия чумы драфа. Эта чума уничтожила большую часть расы. Её удалось остановить, но болезнь не ушла, а затаилась, мутируя. В конце концов болезнь снова проявила себя и на этот раз уничтожила всех маркабов. Выжили лишь некоторые, которые укрылись в изолированных колониях и станциях, но они не смогли возродить расу.
«Город грехов»
В христианской и иудейской эсхатологии Вавилон предстает нам как совершенно безнравственный город, который рано или поздно разделит судьбу Содома и Гоморры. В Апокалипсисе от Иоанна о нем напоминает образ вавилонской блудницы, а о самом городе говорится: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Именно такое неизгладимое впечатление произвел Вавилон на евреев за время знаменитого вавилонского плена при царе Навуходоносоре II, когда жителей Иудейского царства насильственно переселяли в Вавилонию.
Но не только предвзятое отношение евреев создало апокалиптический Вавилон. Богатым кварталам с роскошными особняками зажиточных граждан противопоставлялись нищие районы с лачугами бедноты, публичными домами и подозрительными трактирами, служившими пристанищами для разного сброда. Вавилонский уголовный мир в древности славился не меньше чем современные итальянские и американские гангстеры. Там можно было даже получить своего рода диплом мастера уголовных дел. Так, в апреле 629 года, некий Набу-уцалли обязался за 2 года 5 месяцев обучить вавилонянина Бэл-аххе-риба ремеслу бандита и сутенера. За это учителю полагалось, помимо процентов от «работы» ученика, 17 грамм серебра «на чаевые». В случае неудачи, ученик имел право взыскать с преподавателя компенсацию. Мы узнаем об этом благодаря тому, что договор был оформлен официальным контрактом и зафиксирован. Об успехе подобных сделок можно судить хотя бы потому что, ночью ходить по городу не рекомендовалось. До нас дошла история Син-идинна, префекта одного из храмов страны, чье знакомство с городом началось с того, что у него в первый день увели осла с поклажей.
Процветали в Вавилоне и увеселительные заведения. Причем задействованы в этой индустрии были не только рабыни и представительницы маргинальных сословий, но и девушки из богатых семей. Геродот в своей «Истории» рассказывал, что каждая вавилонянка должна была раз в жизни выполнить свой долг перед богиней Милиттой, местным вариантом Афродиты или Венеры – отдаться за деньги чужестранцу. Придя в храм, она не могла вернуться домой, пока какой-нибудь иноземец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. «Исполнив священный долг богине, женщина шла домой, и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ей вторично». По одной из версий, именно это описание храмовой проституции впоследствии создало «вавилонскую блудницу».
История Вавилона
История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.
Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.
Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).
В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – Ассирия.
Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.
Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.
Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.
Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.
Тонкости содержания
Как отмечают почитатели фиалок Светланы Репкиной, ее растения превосходно адаптированы и для подоконников, и для выращивания на стеллажах
А это, кстати, важно при создании дизайнов интерьеров
Первое цветение молодой фиалки «Вавилон» просто радует, а последующие уже поражают своей красотой, когда растение полностью раскрывает свой потенциал. Еще одна интересная закономерность: в более прохладных условиях сенполии Светланы Репкиной цветут особенно ярко.
Стоит отметить, что «Вавилон» относится к медленно растущим гибридам. Чтобы дождаться цветения, придется набраться терпения и, конечно, вспомнить основные правила агротехники фиалок.
Место, ставшее легендой
Вавилон претендует на титул самого первого «мегаполиса» в истории человечества. Точное время основания этого легендарного города неизвестно. Историки называют примерным промежутком появления Вавилона на карте XXVIII век до нашей эры. Выгодное географическое положение — Вавилон расположен на территории Южной Месопотамии — превратило город в столицу Вавилонского царства.
Вавилон носит славу полумифического города. Этому есть вполне простое объяснение. Дело в том, что его упоминания часто встречаются в текстах Святого Писания. Вавилон стал особым символом в христианской культуре. Согласно текстам Библии, именно в Вавилоне люди пытались построить башню до небес, которую в период эпохи Возрождения восстановил на полотне «Вавилонская башня» художник Питер Брейгель-Старший. Но, как известно, её не смогли возвести, потому что бог смешал строителям языки, отчего никто не понимал друг друга. Помимо этого название города фигурирует в откровении Иоанна Богослова из последней части Нового Завета.
«Исторический» Вавилон же, согласно документам, был любим многими великими царями, навсегда вписавшими свои имена в мировую историю.
К примеру, царь Хаммурапи правил Вавилонским царством с 1793 по 1750 г. до нашей эры. Он много раз, а главное, успешно, ходил с военными походами на соседей, благодаря чему территория царства выросла многократно
Помимо этого, Хаммурапи уделял большое внимание развитию экономики и правосудия. Ему приписывают создание древнейшего в истории сборника законов
Именно при Хаммурапи Вавилонское царство достигло расцвета.
После смерти Хаммурапи Вавилонское царство боролось с Ассирией. Были завоёваны территории Шумера. Обретая политическую силу и распространяя влияние на другие земли, Вавилон постепенно становился главным городом Южной Месопотамии в религиозной сфере.
Однако со временем положение Вавилона ослабло. X-V столетия до нашей эры — это «тёмные» века в истории столицы Вавилонского царства. Страна пережила тяжелый кризис государственный системы, который погрузил её в пучину анархии. На окраины Вавилонского царства постоянно нападали кочевники, а в 729 году ассирийский царь Тиглатпаласар III полностью покорил всю Месопотамию. После этого городом правили только ассирийские монархи. Все попытки вернуть независимость заканчивались полным провалом.
Кто подарил миру роскошный «Вавилон»?
Селекционное разведение фиалок — увлекательный и кропотливый труд. Нужно не только хорошо разбираться в пестиках и тычинках, а владеть информацией о генетических признаках растений, уметь правильно выбрать «родителей», освоить опыление и другие тонкости, позволяющие получить новую выставочную форму.
Автор фиалки «Вавилон» — украинский селекционер из Луганска Светлана Репкина. Имя и сорта большой любительницы сенполии известны не только в Украине, но и в России, США и других странах. В торговых и информационных каталогах творения Светланы Репкиной обозначаются аббревиатурой «РС-». Эти буквы указываются в качестве приставки к названию каждого сорта.
Светлана увлекается сенполией с 1999 года, и ее коллекция включает более 500 сортов. Как рассказывает автор, с 2001 года замечательное хобби стало работой. Более 100 выведенных сортов украшают выставки и дома поклонников сенполии, а цветок, названный в честь главного города Древней Месопотамии, вне всяких сомнений одно из лучших творений селекционера.
«Врата бога»
Вавилон был основан представителями самой первой цивилизации мира – шумерами, в III тысячелетии до нашей эры. Тогда это было небольшое поселение, не игравшее никакой заметной роли в жизни страны, несмотря на свое громкое имя – Кандингирр, что по-шумерски значит «врата бога». Впоследствии город не раз переходил под власть царей Аккада – государства, которое со временем поглотило Шумер. В 1894 году до н. э., когда город захватил аморейский вождь Сумуабум, первый царь Вавилона и основатель I Вавилонской династии, население города уже было преимущественно аккадским. Поэтому Сумуабум начал свое правление с переименования Кандингирра. Точнее, он просто перевел древнее название на аккадский язык, которое отныне стало звучать как «Баб-или» — Вавилон, «врата бога». Только вот какого бога имели в виду сначала шумеры, а потом аккадцы – неизвестно.
[править] Архитектура
«Ворота богини Иштар». Около 570 года до н. э.
Раскопками немецкого археолога Роберта Кольдевея в 1899—1917 воссоздан план города VII—VI в. до н. э. и архитектурный ансамбль, созданный в период расцвета Вавилона при царе Навуходоносоре II. В VI—I в. до н. э. Вавилон — вытянутый в плане прямоугольник (площадь около 10 км²), разделенный рекой Евфрат на две части (Старый и Новый город), окруженный кирпичными наружными и внутренними стенами с зубчатыми башнями и 8 воротами, названными именами богов. Он был обнесен мощными стенами высотой около 12 м, в которых сделано восемь ворот, посвященных различным богам. Самыми большими являлись «Ворота богини Иштар», которые состояли из четырех квадратных в плане башен, между которыми находился арочный проход. Наружные плоскости зубчатых башен украшали изображения быков, фантастических животных — драконов, грифонов со змеиными головами, туловищами, покрытыми чешуей, ногами, похожими на лапы собак или птиц. Выложенные из кафеля-кирпича, изображения были символами богини Иштар и бога Мардука. Цвета рельефов — голубой, красный, желтый и белый — создавали торжественное впечатление, привлекали необычностью форм, гармоничным сочетанием красок. Наряд «ворот» дополняли орнаменты, располагавшиеся в виде фризов внизу стен, в завершение башен, вокруг арок проходов.
«Бык». Декор «Ворот богини Иштар»
От «ворот» начиналась «дорога процессий» (Священная дорога), которая вела к главному святилищу Вавилона — Эсагиле, посвященному верховному богу Мардуку. С двух сторон ее ограничивали высокие, глухие стены, выложенные из кирпича. По их верху шли зубцы и орнаментированные полосы из глазурованных рельефных розеток. Стены имели широкие плоские выступы, а их нижние части на протяжении всей дороги декорировал керамический фриз метровой высоты. Через каждые два метра были ритмично расположены изображения фантастических львов-хранителей по шестьдесят на каждой стороне. Выложенные из разноцветного кафеля-кирпича, они придавали «дороге процессий» грозную торжественность, величавость, поскольку считалось, что по ней мог ступать сам бог Мардук. Это был завершеный, сдержанный и лаконичный ансамбль, каждая часть которого (цвет, пластика, пространственные соотношения архитектурных элементов) сливалась в единое мощное прославление бога, понятное своей символикой каждому, кто ступал на дорогу и шел к главному святилищу Вавилона.
Святилище бога Мардука занимало площадь 16 га и было обнесено двойной кирпичной стеной с двенадцатью входными воротами. Перед одной из них, главной, заканчивалась «дорога процессий». Напротив ворот, на другой стороне комплекса возвышался зиккурат Этеменанки (архитектор Арадахешу), «Дом основания небес и земли», известен как легендарная Вавилонская башня. Он имел квадратную основу 91,5×91,5 м и поднимался на высоту 90 м семью уступами, которые были обложены обожженным кирпичом, закрепленным битумом. Все части зиккурата объединялись лестницами, а его вершину венчал верхний храм небольших размеров, украшенный голубой глазурованным кирпичом.
В Вавилоне существовало несколько царских резиденций — укрепленных дворцовых комплексов, сооружения которых традиционно группировались вокруг открытых дворов. Например, в так называемом Южном дворце имелись разнообразные помещения жилого и хозяйственного назначения, а также большое тронный зал, украшенный великолепными декоративными панно из глазурованного кирпича, изображениями священных львов-хранителей. В комплекс дворца входили и «висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), которые располагались на террасах со сводчатым перекрытиями. Вне города располагался летний дворец Навуходоносора II.
Врии[править | править код]
Врий
Дальние родственники страйбов. Они не учавствовали в Войне Теней 1260 года, так как тогда ещё не вышли в Галактику. Но ко времени строительства Вавилона-5 они уже около 700 лет осваивали космос (хоть и овдладели гиперпространством всего лишь за 200 лет до эпохи Вавилона-5). Можно сказать, что они не Древние, но и не Младшие.
Психологияправить | править код
Сразу заметно родство вриев со страйбами благодаря их жестокости. Но, в отличие от страйбов, их садизм не хронический, и проявляется только при необходимости. В обычном состоянии врии даже веселы и дружелюбны. Когда они узнали, что Розуэлский инцидент сильно повлиял на культуру людей (хотя сами врии до контакта с Землёй уже и забыли об этом, вписав в список досадных, но не имеющих значения случайностей), это стало поводом для сотен анекдотов.
Однако главный способ ведения бизнеса у вриев — беспредельная жестокость.
Историяправить | править код
Новейший корабль вриев «Ксилл» (вверху), «Ксорр» (слева), и неизвестный устаревший корабль (справа)
Врии — достаточно скрытный народ. В космосе уже много столетий, но в гиперпространство вышли не более двух веков назад. Исследовали одну из самых ближних к Вриитану населённых планет — Землю — уже несколько веков. Имели с Землёй, (тогда ещё не Земного Альянса) один случайный контакт в Розуэлле в 1947 году, когда там разбился корабль вриев. Этот случай породил среди людей того времени целое течение стереотипных представлений об инопланетянах, как об хилых низких гуманоидов с непропорционально большой головой и огромными чёрными глазами, сидящих на «летающих тарелках». Такое сильное влияние на культуру людей очень веселит вриев.
Известен один внутренний конфликт вриев. Люди называют его Война Ромео и Джульетты, так как произошла она из-за того что женщину из одной гильдии заставили расторгнуть брак с мужчиной из другой гильдии. Обычно в обществе вриев царит равновесие, и такое нарушение его привело к жестокой гражданской войне.
Территорииправить | править код
Помимо родного мира — Вриитана — врии имеют три колонии — Альзерал, Фотилкар и Денизала. Соседние государства: Земной Альянс, территории Маркабов, регенство Торта, Дескари. Постоянно посылают экспедиции в неизученные районы галактики.
Флот «Ксиллов».
Обществоправить | править код
Общество вриев разделяется на гильдии (Гильдия торговцев, Гильдия художников, Гильдия кузнецов, Гильдия исследователей и т.д.). Каждая гильдия имеет собственную армию. Военный флот состоит из «летающих тарелок».
Религиозные течения
В христианстве Вавилон олицетворяет апокалиптический город, погрязший в похоти и разврате. Он нередко сравнивался с Содомом и Гоморрой. Пророк Исаия предрекал ему мучительное разрушение.
Кроме того, Вавилон нередко упоминается не в прямом значении – авторы религиозных книг имеют в виду не Вавилон, а Рим, который когда-то звался Новым Вавилоном.
Другое упоминание встречается в Апокалипсисе, где Вавилон подразумевается как великий город, однако судя по описанию, ничего общего он с реальным Вавилоном не имеет. В растафарианстве Вавилон означает Запад, возведённый белыми людьми и поглощающий всё человеческое и человечное.
Впрочем, такой образ лишь привлёк больше внимания как со стороны религиоведов, так и со стороны исследователей и обычных путешественников, желающих воочию увидеть остатки былой столицы Междуречья.
Вавилон был прославлен многими культурными деятелями и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вавилонское пророчество
Исайя 13:
19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев,
Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
20. Не заселится никогда,
И в роды родов не будет жителей в нём.
Не раскинет Аравитянин шатра своего,
И пастухи со стадами не будут отдыхать там.
21. Но будут обитать в нём звери пустыни,
И домы наполнятся филинами;
И страусы поселятся,
И косматые будут скакать там.
22. Шакалы будут выть в чертогах их,
И гиены — в увеселительных домах.
Исайя 14:
1. Близко время его, И не замедлят дни его.
Исайя 14:
23. И сделаю его владением ежей и болотом,
И вымету его метлою истребительною.
Говорит Господь Саваоф.
Иеремия 51:
26. И не возьмут из тебя камня для углов,
И камня для основания.
Но вечно будешь запустением,
Говорит Господь.
43. Города его сделались пустыми,
Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт
ни один человек,
И где не проходит сын человеческий.
История
Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир на пересечении нескольких важнейших торговых путей. «Кадингир» на шумерском значит «Врата Бога». Название было просто дословно переведено с шумерского, и на аккадском с тем же значением звучало как «Вавилон». Наиболее ранние археологические находки в Вавилоне датируются временем около 2400 года до н. э. Первое письменное упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (правил в 2200—2176 годах до н. э.), в надписи говорится о строительстве по приказу царя в Вавилоне двух храмов, посвящённых аккадским божествам Аннунит и (Иль-)Аба. В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.
Стела со сводом законов Хаммурапи
Старовавилонский период
Занявшие в конце 3-го тысячелетия до н. э. территорию Двуречья племена амореев в течение XX века до н. э. стали образовывать независимые царства. В 1895 году до н. э. аморейским вождём Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне. В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 году до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса. Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764—1756 годы до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.
Вавилония при Хаммурапи
Средневавилонский период
При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 до н. э.) в 1742 году до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.
Официальным названием государства касситов было Кардуниаш. Его цари в XV—XIV веках до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии. Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн. Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 года до н. э.
Ассиро-вавилонский период
Эламитам не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, поскольку их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. Однако возрожденное Вавилонское царство оказалось в тени усиливающейся Ассирии. В начале XI века до н. э
ассирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах. К 745 году до н. э
Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 году до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи. Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей, однако уже его преемник Асархаддон занялся восстановлением города.
Нововавилонский период
«Халдейская империя» (Нововавилонское царство) около 600 года до н. э.
Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (—538 до н. э.). Оно обрело независимость от Ассирии после длительной борьбы наместника Набопаласара, провозгласившего себя самостоятельным правителем. Вначале лишь северная часть Вавилонии была им покорена. Только к 615 году до н. э. удалось завоевать большинство всех вавилонских земель, в том числе крупные города Урук и Ниппур. Набопаласар способствовал падению Ассирии и разделению ассирийской территории вместе с мидийским правителем Киаксаром.
При втором нововавилонском царе Навуходоносоре II (—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения, велись успешные войны с Египтом (Финикия, большая часть Сирии и Палестины, включая Иудею, были захвачены).
После Навуходоносора II наступил период дворцовых переворотов. Последний правитель этой эпохи, Набонид, столкнулся с ростом могущества персидского царства Ахеменидов. В итоге, в 539 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II. С этого времени Вавилон прекратил своё существование как государство.
Вавилон и Ассирия
К тринадцатому веку до нашей эры, на север от Вавилона начала заявлять о себе новая держава: Ассирия. С этого времени Вавилон и Ассирия стали главными силами и конкурентами в Месопотамии. Хотя Вавилон испытал упадок в XII и XI веках до нашей эры, во время которого рухнула династия касститов, разделение территории на две половины продолжалось.
Вавилон в Ассирийской империи
Во время упадка, который и положил конец периоду правления касситов, другой народ с запада, арамеи, в огромном количестве появились в Вавилонии, иногда как иммигранты, иногда как завоеватели. Но в то время как языки аммореев и касситов с течением времени забывались, семитский язык новоприбывших, – арамейский, начал активно заменять древний аккадский и становиться основным разговорным языком народов Месопотамии. Арамейский язык очень широко применялся как в Вавилонии, так и в Ассирии, хотя на протяжении многих веков аккадский оставался стандартным письменный языком. Арамейский язык был доминирующим языком в регионе вплоть до распространения арабского 1500 лет спустя, в VII веке нашей эры.
В период с конца династии касситов и восьмым веком до н. э., шесть местных династий правили Вавилоном, ни одна из которых не смогла достигнуть того могущества, которое было характерно для династии Хаммурапи или для касситских царей. Иногда они были в хороших отношениях с ассирийцами, иногда враждовали, особенно когда Ассирия становилась все более и более могущественной.
Ассирийцы, кажется, всегда уважали вавилонскую культуру и почитали вавилонских богов. Их могущественные императоры обычно относились к вавилонянам с гораздо большим великодушием, чем к другим соседям. Тем не менее, войны часто вспыхивали между этими двумя сторонами, с несколькими новоассирийскими царями, претендовавшими на прямой контроль над Вавилонией или садивших на ее трон марионеточных царей.
В VIII веке до н. э. четвертая крупная группа поселенцев и оккупантов появились в Вавилоне. Это были халдеи, которые прибыли из болот на юге страны. Хотя они, кажется, говорили на том же самом арамейском языке, как и местные вавилоняне, они считались врагами вавилонян на протяжении многих лет. В конце концов, халдеи, как до них касситы и амореи, стали правителями Вавилона.
Краткая характеристика районов
- Эриду – наиболее древний округ, он же сосредоточие религиозного учения. Расположен в центре Восточного Вавилона. Здесь располагалось 14 храмов, в том числе Вавилонская башня.
- Шуанна. Находится на юге и включает в себя несколько храмов и святилище.
- Кадингирра. Северо-запад Восточной части. С севера имеет границы с воротами Иштар. Тут было возведено несколько дворцовых комплексов, четыре культовых святилища. Является наиболее известным, с точки зрения археологии.
- Новый город – Северо-восток. Торговый центр древнего Вавилона, имел три святилища, позже был разграблен. Во времена эллинов стал центром античной культуры.
- Куллаб. Находился к востоку от Эриду. Граничил с вратами Мардука и включал в себя четыре храма, а также здание, имеющее отношение к празднику Нового года.
- ТЕЕ. (чтение непонятно). Юго-восток Восточного города. Здесь имелось три храма.
- Кумар. Наиболее древняя часть Западного Вавилона. Являлся религиозным центром (семь храмов).
- Туба. Юг-Западного города. Имел три святилища.
- Неназванный район (если быть точнее, название повреждено в источниках). О постройках информации не имеется. Находился на западе.
- Баб-Лугальирра. Север-Запада, имел три храма.
Окрестности Вавилона исследованы намного хуже. Известно, что там было множество поместий, дворцы, храмы, участки для сельского хозяйства. Предместья города прославились улицей Процессий и крепостями, защищающими врата Иштар – главный вход в город.