Рафаэль хакимов: «узбеки и казахи выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами»

Статистические данные

Численность населения

По данным на 2016 год общая численность населения Узбекистана составляет 31,807 миллиона человек. Это третье по населению государство СНГ, а в мировых масштабах страна занимает 39-е место.

Численность населения постоянно растёт. Пик рождаемости пришёлся на 2010–2013 года, а после этого темпы роста населения снизились. Но оно всё равно продолжает увеличиваться. Это происходит за счёт высокой рождаемости. Женщины вступают в брак рано (в среднем в 22 года) и за продолжительную супружескую жизнь успевают вырастить нескольких детей.

Рождаемость в сельской местности выше, но оттуда идёт постоянный отток населения в города. 51% населения живёт в городах и посёлках городского типа. Это очень высокий процент, но объясняется он тем, что в 2009 году около тысячи сельских поселений были переведены в статус городов.

Средняя продолжительность жизни

Люди в Узбекистане живут в среднем до 65 лет. Это меньше, чем в России, Беларуси, Украине и соседнем Казахстане. Из стран Средней Азии раньше умирают только в Таджикистане. Женщины живут дольше мужчин (в среднем 68,6 и 61,6 лет соответственно). Это соотношение традиционно для многих стран, но Узбекистан показывает очень большую разницу. В целом население страны молодое, что объясняется высокой рождаемостью.

Миграция

За рубежом постоянно находится 6–8 миллионов узбеков. В основном это мужчины среднего возраста, которые выезжают на заработки в соседние страны. В России узбекистанцы составляют самую многочисленную нацию среди рабочих мигрантов. Для Узбекистана характерна массовая «маятниковая миграция». Это значит, что население из небольших населённых пунктов выезжает в города на работу или учёбу. После трудового дня или на выходные люди возвращаются домой.

Гостеприимство и чаепитие

Хотя сами узбеки одеваются довольно грустно – черный цвет и оттенки серого, но они очень жизнерадостные и любят шутить. Гостеприимны, рады поделиться всем, что у них есть. Дастархан должен быть заполнен так, чтобы не осталось свободного места. Здесь присутствую фрукты, ягоды, овощи (особенно дыни и арбузы), лепешки, холодные закуски, а уж о сладостях говорить не приходится.

Издавна путешественника, проходящего мимо, полагалось пригласить в дом, угостить хлебом и чаем. Тот, кто принимает гостей, должен быть приветливым и доброжелательным, уметь искусно подать блюда, проявлять равное уважение ко всем гостям. До сих пор жив обычай потчевать друзей и соседей первыми плодами из своего сада и огорода.

У японцев и китайцев свой ритуал принятия чайного напитка, узбеки тоже трепетно относятся к этому, начиная и заканчивая чаем принятие пищи. Наиболее популярен зеленый чай, черный пьют в Ташкенте. Употребляют без сахара, но добавляют определенные травы и специи. Хозяева вначале накрывают стол, украсив его разными сладостями и фруктами. Затем расставляют пиалы, приносят чайник со свежезаваренным чаем. Хозяин наливает немного напитка в пиалу, потом возвращает его в чайник – и так 3 раза. Наконец заполняет емкость наполовину и подает гостю. Непосвященному человеку кажется, что выполняется какой-то обряд, но на самом деле все гораздо прозаичнее. Сухие листья чая после заливки кипятком слишком медленно отдают свой аромат, а переливание помогает перемешать их равномерно, ускоряет процесс.

Недоливают напиток для того, чтобы гость не обжегся, но главное – чтобы позже попросил добавить еще, что с удовольствием сделают, так как традиции узбекского народа требую уважительного отношения к путешественнику и заботы о нем. Принося чай дорогому гостю, они прикладывают правую руку к сердцу – в знак уважения. Шутка: узбек такой жадный – он не только наливает половину чая, но и цепляется за свое сердце!

Чайхона (чайхана) – такой же непоколебимый элемент местных традиций, как и чай. Социальная жизнь сосредоточена на мечетях, базаре и чайных. В чайхоне, спрятавшись от палящего солнца, люди беседуют, отдыхают, делятся новостями и обедают. Кроме чая можно заказать поесть, а также вино или пиво. Узбекистан – мусульманская страна, где алкоголь разрешен законом.

Национальный состав

Более 80% от численности населения Узбекистана (в 2013 году – 82%) составляет титульная нация, и ее процент медленно, но постоянно растет. Несмотря на это, республика многонациональная. Четыре самых больших национальных меньшинства – это таджики (4,2%), казахи (2,5%), русские (2,6%) и каракалпаки (2,4%). Ещё недавно, в 2000 году, русских было больше, чем таджиков, и значительно больше, чем казахов и каракалпаков, но за прошедшие 20 лет ситуация изменилась: русские хотя и находятся в общеузбекистанском тренде демографического подъема, но в меньшей степени, чем среднеазиатские народы и народности.

Среди других жителей Узбекистана – практически все народы бывшего СССР, кроме прибалтов и молдаван. Есть корейские, персидские, греческие и уйгурские диаспоры. Есть остатки народов, которые во времена СССР были депортированы сюда, а с началом перестройки предпочли вернуться на родину – крымских татар осталось 10 тысяч из 90, столько же турок (а было 106 тыс.), 8 тысяч немцев (было почти 40). Значительно снизилось число евреев-ашкеназов (с 66 до 10-20 тысяч) и бухарских евреев (с 28 до 9,7 тысяч).

Национальный таджикский костюм

Как отличить узбека от таджика внешне, как не по костюму. Но здесь возникают некоторые сложности. В связи с общностью традиций, истории, религии, а также климатических условий, костюмы таджиков и узбеков отличаются несильно. Разница будет в узорах, орнаментах, в способе завязывания платка или пояса (таджики-мужчина, например, могут использовать свой кийикча как карман). Также особенностью таджикского костюма являются клинья разноцветной ткани, вшиваемые в рукава женской рубахи в качестве талисмана, обеспечивающего плодовитость. Очень любят таджички и всевозможные украшения: звенящие браслеты, массивные ожерелья, переливающиеся на свету серьги.

Как мы видим, что между таджиками и узбеками, и правда, много общего, однако эти два народа все же нельзя путать, ведь каждый из них обладает своими характерными признаками, особенными традициями, самобытными обычаями.

Внешний вид и характер узбеков

Узбеки – среднестатистический восточный народ. Внешний вид представителей населения страны отличается в зависимости от региона проживания.

Хивинские узбеки имеют средний рост и крепкое телосложение, овальное лицо с продольным разрезом глаз, неявные скулы, а также более светлую кожу, нежели представители Таджикистана.

Во внешнем виде бухарских узбеков преобладает более темный цвет кожи и волосяного покрова.

Узбекское население имеет схожие для всех представителей особенности характера:

  • честность;
  • прямолинейность;
  • открытость.

Они несуетливы, даже в некоторых моментах нерасторопны. Узбеки трудолюбивы и гостеприимны: даже случайного гостя они примут с почетом и уважением.

Внешний вид и характер узбеков

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как каракалпаки. Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви — 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви — 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Происхождение и расселение узбеков

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства крымское и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с монгольским, получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с таджиками, сартами и киргизами и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением туркменов и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

Одежда

Тип одежды узбеков по существу не отличается от одежды равнинных таджиков. Этот тип в основном один и тот же у всего оседлого населения Средней Азии. Различия касаются главным образом лишь верхней одежды — халата, и то они выражаются преимущественно в расцветке: в Бухаре и Самарканде мужские халаты бывают из яркой и пестрой ткани, в Ташкенте — зеленые, в Фергане — черные или зеленые, иногда в крупную полоску, хорезмские — красных тонов в мелкую полоску. Различались халаты прежде и по классовой принадлежности владельца: у богатых халаты были из дорогой материи, расшиты золотом, серебром; кроме того, богатые узбеки надевали по нескольку халатов зараз; например, чиновники надевали жалованные от ханов халаты один поверх другого, просто для парада, и нередко можно было видеть какого-нибудь чиновника бухарского эмира, который, несмотря на жару, одет в несколько халатов один поверх другого, иногда до 12 штук.

Женская одежда у узбеков тоже сходна с таджикской. Обычай носить паранджу известен и им.

Сейчас типичная национальная одежда узбечек — яркое платье из хлопчатобумажной или шелковой ткани, на кокетке и с отложным воротником, короткая безрукавка или камзол. На голове — бархатная, вышитая бисером тюбетейка или платок.

Узбекское гостеприимство и чаепитие

Традиции Узбекистана содержат множество правил о гостеприимстве и проведении чаепития. Вновь прибывших гостей всегда встречают у двери или у ворот дома, обязательно здороваясь и справляясь о здоровье. В доме гостя всегда сажают за самое почтенное место. Чем более значим и важен гость для главы семьи, тем дальше от входа его усаживают.

Старинная традиция говорит об обязанности женщины и мужчины сидеть за разными столами, но сейчас такой обычай соблюдают только в селах и небольших городах.

Любой прием пищи в Узбекистане всегда начинается и заканчивается одним и тем же – чаепитием. Гостям и владельцам дома подают пиалы с чаем и восточные сладости. Перед этим глава дома произносит молитву и только после нее начинается чаепитие, а затем и трапеза.

Количество налитого в пиалу чая показывает, насколько уважительно к гостю относятся в доме. Чем меньше количество жидкости, тем почетнее гость. Данная традиция объясняется по-разному. Одни говорят, таким жестом проявляется забота о госте, чтобы не обжегся, если чая в пиале будет слишком много. Другие же объясняют тем, что гость будет чаще обращаться к главе семьи за добавкой чая, тем самым показывая свое уважение к нему.

Едят плов в шесть утра

Традиция, иначе названая Обряд утреннего плова, сопровождает собой каждую и поминки. День заранее назначается семьей, которая принимает гостей, но обязательно согласуется со всеми приглашенными. Вечером, за день до утреннего плова, происходит еще один обряд – шинкование моркови для блюда. После распределяются обязанности по подаче и приготовлению утреннего плова. Принимать непосредственное участие могут только мужчины.

Блюдо подается после утренней молитвы. Звуки предупреждают участников о начале обряда. Все усаживаются за стол и пьют чай с лепешками, высказывая пожелания принимающему лицу. Затем подается посуда с пловом. Гости едят, снова высказывают пожелания главе семьи и уходят. Обряд повторяется несколько раз, чтобы дом смог принять больше гостей. Весь процесс исполнения традиции утреннего плова сопровождается музыкой. В конце обряда самым уважаемым гостям преподносят дорогие подарки.

Наливают гостям половину пиалы чая

Во время традиционного чаепития в Узбекистане количество налитого чая имеет прямое отношение к степени уважения гостя. Чаще всего почитаемым гостям наливают лишь половину посудины, чтобы гость не обжегся и еще не один раз обратился за добавкой к главе семьи. Если во время того как гостям доливают жидкость на дне пиалы остается чай – хозяйка дома выливает остатки напитка и снова наполняет чашу наполовину.

Бросают камешки в праздничное угощение

Одно из самых знаменитых угощений Узбекистана – сумаляк – сваренное проросшее зерно, настоявшееся в течение ночи в воде. Блюдо, напоминающее плов, но совершенно отличающееся от него. Готовят сумаляк только раз в году. Участие в приготовлении блюда принимают только женщины. Связана традиция с легендой о появлении сумаляка. Однажды женщина, которой нечем было кормить семью, отчаявшись найти еду, бросила в кастрюлю с водой проросшие зерна и оставила на ночь. Утром она проснулась и увидела наполненную теплой массой до краев кастрюлю.

Сейчас узбекский сумаляк готовят, непрерывно помешивая его в течение 12 часов. В хозяйке дома помогают родственники и друзья. На дно посуды для приготовления складывают несколько камней, предотвращающие возможность подгорания жидкости. А во время еды человек, в чьей посуде окажется камешек, загадывает желание.

10.

Они решают проблемы всем миром
Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

Интересности
30 августа, 2017
2 367 просмотров

Особенности национального менталитета

Обычаи в Узбекистане традиционно передаются из поколения в поколение. Почитание старших и проявляемое к ним уважение заставляет современных жителей страны поддерживать менталитет и придерживаться древнейших традиций, которые иногда кажутся очень необычными.

Решают проблемы всем миром

Еще одна узбекская традиция, которая с давних пор законодательно закреплена – необычная форма принятия решений. В каждом городе общиной выбирается особый комитет, зависящий от высших органов власти. Комитет помогает людям решать их проблемы и принимать решения. Например, помогает детям поступать в школы и университеты, дает семьям, желающим развестись, время на раздумья и возможность изменить свое решение. Принято благодарить за помощь трудом: например, кормить соседей утренним пловом, если те помогали в строительстве дома.

Еще недавно были многоженцами

Известно, у некоторых восточных народов разрешено многоженство, так было и в Узбекистане до недавнего времени. Помимо официальной регистрации брака в стране существует религиозное венчание в храме, называемое Никох. Раньше данные два события не связывались, и узбекские мужчины официально регистрировали брак с одной женой, а потом проводили обряд венчания с другой, тем самым оказываясь женатыми сразу на двух женщинах. Теперь никох и регистрация брака неразрывно связаны, узбекский закон не позволяет больше жить с женщиной, если мужчина зарегистрировал брак, но не провел по традиции обряд венчания.

Женятся по воле родителей

проявляют большое уважение к старшему поколению и его выбору, поэтому издавна сложилась традиция подбора невесты или жениха родителями. Старшие члены семьи еще с детства договариваются о свадьбе двух молодых, которые зачастую даже не знают друг друга. Но в редких случаях девушка может отказаться стать женой мужчины, даже если жених был подобран ее родителями.

Платят калым за невесту

Калым – своеобразный выкуп за невесту. Перед любой узбекской свадьбой родители молодоженов договариваются о сумме, которую заплатит или потратит на молодую семью каждый из супругов. Иногда обсуждают денежную сумму, иногда покупку квартиры или дома. Сумма выкупа бывает различной, зависит от благосостояния каждой семьи и района проживания пары. Традиция отдавать за узбекских невест калым идет из глубокой древности. В некоторых регионах калым гораздо больше со стороны жениха, который может отдать за свою невесту до нескольких тысяч долларов. В других же регионах выкуп платит семья невесты, отдавая вместе с дочерью большое приданое.

Официальные данные по областям

Если бы в официальной статистике Узбекистана было принято учитывать численность населения Ташкентской области вместе с ташкентцами, это был бы самый населенный регион республики: общее население этих двух административных единиц составляет более 5,5 млн человек. Но поскольку это разные административно-территориальные единицы, тройка лидеров – это Самаркандская, Ферганская и Кашкадарьинская область.

Регион Население, тыс. чел.
Самаркандская область 3 878
Ферганская область 3 752
Кашкадарьинская область 3 282,1
Андижанская область 3 127,6
Ташкентская область 2 941,4
Намаганская область 2 810,9
Сурхандарьинская область 2 629,3
город Ташкент 2 571,7
Бухарская область 1 924,2
Республика Каракалпакстан 1 898,3
Хорезмская область 1 866,7
Джизакская область 1 382,1
Навоийская область 997,1
Сырдарьинская область 846,4

Сыдрадьинская область – одна из самых маленьких в стране, ее площадь составляет всего 5,1 тыс км. Поэтому неудивительно, что по показателю населения она тоже находится на последнем месте. А вот Навоийская область по площади занимает второе место в республике: 110,8 тыс. км. Она уступает только Республике Каракалпакстан, которую советским людям привычнее называть Каракалпакией (165,6 км). Но значительная часть территории региона занята малонаселенными территориями – пустыней Кызылкум и Нуратинским хребтом.

8.

Они еще недавно были многоженцами
Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Миграция

Миграционные процессы помогли Узбекистану в советский период стать крупным промышленным регионом, а затем быстро отстроиться после землетрясения 1966 года. После 1990 года потоки желающих переехать в независимый Узбекистан сошли на нет. В первые годы после обретения независимости, наоборот, многие уезжали. На историческую родину отправились крымские татары, уехали турки-месхетинцы. Эти народности были переселены в Узбекистан насильно во время Великой Отечественной войны. Многие евреи Узбекистана, как и граждане других бывших советских республик, предпочли переселиться в Израиль или Германию по программе переселения.

Внутренняя миграция в республике невелика. Её заменила маятниковая миграция, когда люди утром едут из аулов в город на работу, а вечером возвращаются домой. Это приводит к значительным колебаниям в численности людей в городах в дневное и ночное время: в Андижане проживает 624,4 тысячи человек, но в рабочее время счетчик показывает более миллиона узбекистанцев.

Общая информация

Республика Узбекистан находится в самом центре Средней Азии, гранича с киргизами, казахами, туркменами, таджиками и афганцами. Есть выход к морю, правда к Аральскому, которое постепенно высыхает.

Первые государства образовывались на современной территории Узбекистана задолго до нашей эры. Когда-то тут обустраивались Хорезм и Бактрия. Древних городов немало:

  • Самарканд (VIII век до н.э)
  • Шахрисабз (VII век до н.э)
  • Хива (VI век до н.э)
  • Бухара (IV век до н.э)
  • Ташкент (II век до н.э)

Когда-то сюда приходил сам Александр Македонский и даже была его женитьба на дочери правителя Бактрии. Сопротивление местных было очень серьёзным, Александр Македонский был вынужден задержаться в регионе.

Правители и правящие кланы постоянно сменялись. Одним из самых значимых в истории этих земель считается Тамерлан, который смог существенно расширить территорию своего государства.

В ХIХ веке сюда пришла Российская империя, усадив свою власть, русские не стали вмешиваться в обычаи и традиции местных жителей. Чего не сказать о пришествии большевиков, которое на долгие годы, а может и десятилетия подорвали хорошее отношение к русским среди местного населения. Советы беспощадно установили свою власть. В 1991 году Узбекистан объявил о независимости от СССР.

Высшая точка Узбекистана пик Хазрет-Султан (4643 м). В основном территорию страны покрывают пустыни и степи, это огромная часть страны, где почти никто не живёт. Города сосредоточены в долинах рек. Столицей приходится Ташкент, где сейчас по разным данным проживает 2,5 миллиона человек

До нашей эры

Следы присутствия первых людей относятся к концу эпохи плиоцена – раннему или нижнему палеолиту, что подтверждают найденные в районах Бухары и Ферганы каменные орудия. Также на юго-западном отроге Гиссарского хребта было обнаружено древнейшее захоронение, а найденные жилища первобытных людей относятся к среднему палеолиту.

Климат этих мест 2,5 миллиона лет (антропоген) назад был мягче, температура воздуха ниже среднего значения последних лет примерно на три градуса. В то время земли Узбекистана были не такие засушливые, здесь процветала животная жизнь. Это способствовало сколько это возможно быстрому распространению людей по близлежащим территориям сегодняшних пустынь Каракумы и Кызылкум.

Советскими археологами в Южной части Узбекистана было найдено древнейшее захоронение ребенка-неандертальца – свидетельствующее (по наличию ритуальных признаков) о зарождении культуры.

Также в окрестностях Самарканда найдена стоянка первобытного узбекского племени, обустроенная приблизительно 15000 лет назад. При более подробном изучении ученые обнаружили несколько каменных очагов и жилище в виде землянки. Следы использования инструментов указывают на происхождение первых технологий обработки сырья. Здесь же найдены древнее охотничье снаряжение и рыболовные снасти.

Добытые в ходе раскопок бронзовые предметы принадлежат майкопской культуре характерной для племен обитающих на равнинах и предгорьях Северного Кавказа. Однако этот период недостаточно изучен. Имеющиеся материалы не позволяют установить когда зародилась металлургия в происхождении узбекского народа, но довольно часто встречаются следы горнодобывающей деятельности.

Семья и отношение к женщинам

Узбекские семьи отличаются гостеприимством и дружелюбием. Главные семейные ценности:

  • брак;
  • уважение и проявление ответственности за родителей;
  • правильное воспитание детей;
  • взаимоуважение супругов.

В стране есть традиция: жених и невеста часто даже не знают друг друга до свадьбы, потому что договор о женитьбе заключают родители, когда дети только рождаются. Узбекские помолвки и свадьбы проходят пышно и весело. А какой праздник устраивает отец в честь только что родившегося ребенка!

Права и положение женщин

До обретения независимости в Узбекистане сильно ущемлялись права женского пола. Женщин ставили ниже мужчин, не проявляли к ним должного уважения ни в обществе, ни в семье. Но ситуация изменилась. Теперь узбекские женщины свободно могут реализовывать себя в любой сфере общества.

Увеличилось их значение и в семейных отношениях. В узбекских семьях традиционно властвуют мужчины, но к женам проявляется должное уважение и понимание. Женщина – хранительница очага: воспитывает детей, создает уют и комфорт в доме.

Однако одна традиция еще сохраняется в далеких поселениях: женщины и мужчины принимают пищу за разными обеденными столами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector