Успенский собор на городке (звенигород)
Содержание:
- Храм Вознесения Господня в городе Звенигород был возведен в 2007 году
- Преображенская церковь находится на территории Саввино-сторожевского монастыря
- Состояние сейчас
- Возрождение прихода
- Преображенская церковь находится на территории Саввино-сторожевского монастыря
- Архитектура
- Фасад собора
- История храма[править | править код]
- Общественное значение Вознесенского Собора
- Расписание богослужений
- Разорение и восстановление
- История Саввино-Сторожевского монастыря
- Успенский собор — Храм в честь победы
- Лазарев В. Н.
- Фрески
- Монастырь в ХХ веке
- Храмы Одинцовского района
Храм Вознесения Господня в городе Звенигород был возведен в 2007 году
Рассмотрим храм Вознесения Господня в Звенигороде. Храм Вознесения Господня в городе Звенигород — это величественный монументальный собор, который был возведен в 2007 году.
Его возведения было приурочено к 600-летию с момента ухода в мир иной одного из известных личностей Саввы Сторожевского.
2007
в этом году построен храм Вознесения Господня
Считается, что данный собор был построен на месте, где располагался храм 18 века. Но этот храм был уничтожен в 1941 году, а уже позднее на этом месте был построен нынешний храм Вознесения Господня.
Храм Вознесения Господня в Звенигороде был построен в 2007 году. Фото: s2.fotokto.ru
К сожалению, после революции имущество собора было передано государству. В 1922 году храм, как и многие другие, закрыли из-за влияния советской власти.
В это время в церкви размещали зерно.
1922
в этом году храм Вознесения, как и многие другие, закрыли
При этом боковая стена храма была сильно разрушена. В 30 — 40 годы в храме располагался гараж, а затем храм был полностью разобран.
Вскоре церковь снова была восстановлена, и в настоящее время она открыта для прихожан. Кто хочет посетить данный храм, может прийти по адресу: улица Московская, дом 2 а.
Преображенская церковь находится на территории Саввино-сторожевского монастыря
Также на территории Звенигорода находится один из самых известных монастырей — это Саввино-сторожевский монастырь
Мы обратим внимание на Преображенскую церковь, которая находятся на территории этого монастыря
Считается, что этот монастырь очень сильно полюбила царевна Софья, она очень часто бывала здесь вместе со своим отцом государем Алексеем Михайловичем Романовым.
Так выглядит Преображенская церковь в наши дни. Фото: temples.ru
К трапезной палате вплотную примыкает одноглавая церковь Преображения Господня с 2 апсидами. Считается, что именно на пожертвования царевны Софьи Алексеевны и был построен этот храм.
В начале 20 века Преображенский храм находился во введении Звенигородского Духовного училища, и содержался именно на его средства. В годы советской власти этот храм использовали под военный санаторий, а также кинозал и бильярдную.
В настоящее время в храме проходят ремонтно-реставрационные работы, пытаются восстановить интерьер. Храм находится по адресу: Ратехинское шоссе, дом 7.
Состояние сейчас
Сегодня в обители живут около 30 монахов. Помимо монашеского служения, они занимаются и социальной деятельностью.
В монастыре действуют:
- Детский приют. Он расположен в самом Звенигороде. Тут проживает до 30 детей. Некоторые проходят курсы реабилитации в центре при приюте. Всего за время работы приют выпустил около 100 человек. Помимо общих предметов, дети изучают православие и церковнославянский язык. Примечательно, что работа осуществляется исключительно на добровольные пожертвования монастырю.
- Издательство. Монастырь имеет собственное издательство, выпускающее богословские книги, произведения разных авторов, посвященные обители открытки, журнал «Саввинское слово».
В начале XX века в Москве было открыто Саввинское подворье на Тверской улице. Сегодня оно занято коммерческими фирмами и со всех сторон окружено новыми зданиями. Интересный факт: в 1939-м во время расширения улицы потребовалось передвинуть постройку вглубь. Это было сделано ночью в ноябре 1939 года без отселения жильцов.
Возрождение прихода
Успенский собор также долгое время не работал, нередко возникали даже идеи снести его совсем. Как следствие, на эту территорию и окружающую храм местность претендовали местные власти, желающие построить здесь спортивные объекты. Но жители Звенигородского Городка выступили против, считая, что освященную землю нельзя отдавать под светские застройки. Долгое время звенигородцы требовали от администрации города возродить храм, но постоянно получали отказ на свои просьбы.Только в начале 2001 г
внимание на Звенигород обратил Патриарх Всея Руси Алексий II. По просьбе архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря было принято решение возродить храм Богоявления Господня
Учитывая, что вокруг его бывшего месторасположения возник монастырь, то здание было построено в его подворье. Строительство продолжалось два года: в начале 2003 г. кирпичная церковь была завершена. Внешний вид отразил основные черты русской архитектуры XVII века, который стал смутным временем для государства и развития искусства, культуры, живописи. Следовательно, в новом храме достаточно органично сочетаются классические черты и оригинальные — шатровая крыша, крестообразная постройка, купола, конструкция стен.Автором проекта церкви и руководителем всех работ стал известный архитектор Звенигорода Е. Булкин. Средства на строительство выделил Патриарх и частично собраны усилиями прихожан монастыря и собора. Интересно то, что в храме Богоявления проводятся те же обряды и таинства, что и в сгоревшем деревянном сооружении. При этом для постоянных богослужений и церемоний церковное здание не используется. Однако прихожане — наряду с Успенским собором — очень активно посещают и соседний Богоявленский храм. Также этот объект культурно-исторического наследия Звенигорода очень любят местные жители и туристы. Священнослужители могут ознакомить каждого с непростой историей кирпичного здания, показать сохранившиеся могилы, провести интересную и занимательную экскурсию.
Преображенская церковь находится на территории Саввино-сторожевского монастыря
Также на территории Звенигорода находится один из самых известных монастырей — это Саввино-сторожевский монастырь
Мы обратим внимание на Преображенскую церковь, которая находятся на территории этого монастыря
Считается, что этот монастырь очень сильно полюбила царевна Софья, она очень часто бывала здесь вместе со своим отцом государем Алексеем Михайловичем Романовым.
Так выглядит Преображенская церковь в наши дни. Фото: temples.ru
К трапезной палате вплотную примыкает одноглавая церковь Преображения Господня с 2 апсидами. Считается, что именно на пожертвования царевны Софьи Алексеевны и был построен этот храм.
В начале 20 века Преображенский храм находился во введении Звенигородского Духовного училища, и содержался именно на его средства. В годы советской власти этот храм использовали под военный санаторий, а также кинозал и бильярдную.
В настоящее время в храме проходят ремонтно-реставрационные работы, пытаются восстановить интерьер. Храм находится по адресу: Ратехинское шоссе, дом 7.
Архитектура
Успенский собор — первый из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Капитель
Перспективный портал
Апсида
Орнаментальный пояс на фасаде
Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды; западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальные прясла, завершённые закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершёнными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами.
Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.
Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Звенигород. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2013 год
Фасад собора
Фасад Успенского собора в Звенигороде выполнен в форме так называемых лопаток (лизен, которые не имеют капителей и баз). Стены храма декорированы изящными вертикальными тягами. По верхней части фасада проходит красивейший растительный орнамент, который разделяет верхнюю и нижнюю часть постройки.
В центральных фасадных частях собора находятся перспективные порталы, соседствующие с вытянутыми окнами. Эти архитектурные приемы были характерны для большинства соборов того времени, однако сегодня храм несколько изменился из-за ремонтов, проводившихся в более поздние времена.
Собор создан на достаточно высоком подклете (так называют нижний этаж, прообраз фундамента). Затем здание сужается кверху, что визуально придает ему стройность и изящность. За счет сложной кровельной конструкции собор приобрел свою визуальную особенность, не свойственную храмам того времени.
Стоит отметить, что внутренние и внешние опорные столбы не соответствуют друг другу, что также было не характерно для большинства храмовых построек XIV-XV вв.
История храма[править | править код]
Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богородицы на Сенях.
Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднён существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.
Собор был закрыт в 1930-х годах, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х годов является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.
Общественное значение Вознесенского Собора
Храм Вознесения Господня с самого начала имел статус главного городского храма. Он пользовался попечением русских царей и иерархов. Резиденция Алексия Михайловича тогда располагалась в Саввинно-Сторожевском монастыре. В 1900 году при нем была построена и церковно-приходская школа. Кроме того, можно найти достоверные сведения о том, что недалеко от здания захоронены близкие купца II гильдии Петра Стариченкова, который был его старостой в середине девятнадцатого века.
Сохранились некоторые данные о том, как в начале Первой Мировой войны в храме вел беседы с народом митрополит Московский и Коломенский Макарий о том, как веровать самому и учить других.
Все служители Вознесенского храма занимали существенное место в церковной структуре города и епархии Москвы. Приходская школа, построенная в двадцатом веке, была возрождена в 2000-х годах.
Расписание богослужений
19 — года
06/19 |
Понедельник. Седмица 10-я по Пятидесятнице. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. 9:30 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. |
07/20 |
Вторник. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). 6:00 Братский молебен. Полунощница. 7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. |
08/21 |
Среда. Перенесение мощей прпп. Савватия и Зосимы Соловецких (1566). 6:00 Братский молебен. Полунощница. 7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 13:00 Молебное пение всем святым с водосвятием и акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. |
09/22 |
Четверг. Апостола Матфия (ок. 63). 6:00 Братский молебен. Полунощница. 7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 15:00 Крестный ход от храма блгв. кн. Александра Невского (г. Звенигород) в Саввино-Сторожевский монастырь. 17:00 Всенощное бдение. |
10/23 |
Пятница. ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРП. САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО, ЗВЕНИГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1998). 6:00 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме. Водосвятный молебен. 9:00 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 17:00 Вечерня. Утреня. |
11/24 |
Суббота. Мч. архидиакона Евпла (304). 6:00 Братский молебен. Полунощница. 7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 17:00 Всенощное бдение. |
12/25 |
Воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306). 6:30 Ранняя Божественная Литургия в Троицком храме. 9:30 Поздняя Божественная Литургия в Рождественском Соборе. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 17:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. |
13/26 |
Понедельник. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца. 6:00 Братский молебен. Полунощница. 7:45 Часы. Божественная Литургия. Акафист прп. Савве Сторожевскому. 17:00 Вечерня. Утреня. |
Почему православным христианам не следует заниматься йогой?
Что такое Йога? Йога — религиозная практика, связанная с определенными религиозными представлениями. Хотя Вам могут сказать, что Йога — это просто форма оздоровительной гимнастики, большинство…
День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847)
День перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского под вновь сооруженную сень (1847) В 6:30 в скиту прп. Саввы Сторожевского (1 км от монастыря) была отслужена Ранняя…
Начало занятий с года. Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25.
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Праздничная Божественная Литургия в Саввино-Сторожевском монастыре была совершена в 9:30 в Преображенском храме обители, богослужение возглавил наместник монастыря архимандрит Савва в сослужении братии в священном…
Обет трезвости в Саввино-Сторожевском монастыре
12 июня Саввино-Сторожевский монастырь посетил диакон Иоанн Клименко, Ответственный за организацию трезвенной работы в храмах Москвы, секретарь Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», с группой паломников (10 человек)….
Служение архиепископа Феогноста в Саввино-Сторожевском монастыре
Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия Угличского и Московского. В 7:45 в Соборе Рождества Божией Матери Саввино-Сторожевского монастыря Божественную Литургию возглавил архиепископ Каширский…
Разорение и восстановление
Трагические для храма события связаны с приходом революции в 1917 году, когда все его имущество было национализировано, а в 1922 году он и вовсе закрылся. Здесь разместили пункт заготовки и хранилище для зерна, а для удобства совершения работ произвели некоторые разрушения. С 1939 по 1941 годы здесь расположили большой гараж для грузовых машин и автобусов. В алтаре бывшего храма построили мастерскую.
Во временном отрезке с апреля по начало мая 1941 года Вознесенский Собор в Звенигороде полностью разрушили, а материалы, из которых он был построен, использовались для строительства других зданий. С тех пор вплоть до конца 90-х годов место пустовало, а планы по его застройке так и не были реализованы.
В 1998 году на месте старой церкви построили небольшую часовню, где хранилась икона Вознесения Господня. В 2007 году был сооружен и новый собор, получивший название Собор Вознесения Господня. Новый храм получил статус одного из наиболее значимых объектов города.
История Саввино-Сторожевского монастыря
Историю святыни делят на два периода: начальный (конец 14 века – начало 17 века) и поздний (середина 17 века – 19 век).
Изначально был выстроен собор Рождества из дерева, а также несколько келий. Со временем количество монахов возросло и площадь монастыря стали расширять. Строили новые кельи, с севера монастырь обвели изгородью из дерева, возвели ворота. В 1405 году на его месте был построен каменный собор.
Основатель монастыря умер 3 декабря 1406 года, а 1547 году был зачислен к лику святых. В его честь к храму был пристроен алтарь для богослужений.
К сожалению, в начале 17 века из-за польско-литовской войны монастырь очень пострадал. Разоренный монастырь требовал полной реконструкции. Вскоре его возобновлением занялся Михаил Романов, сильно уважающий преподобного Савву.
В 1650 году начался поздний период истории обители. Царь Алексей Михайлович выдал приказ о формировании нового корпуса. Тогда монастырь был полностью реконструирован: восстановлены уже имеющиеся постройки и возведены новые. Именно тогда выстроили галереи и молельня царя, расписанные 29 царскими иконописцами под командованием Степана Рязанцева и Василия Ильина. В 1652 года были приобретены мощи игумена и монастырь стал царской резиденцией. Он возвел там царские палаты.
В 18 веке монастырь потерял свою значимость, а также лишился большинства земельных владений. В 1918 году владения монастыря в принудительном порядке были отданы в пользу государства на военные нужды.
В советские времена в монастыре размещались разные организации: воинские части, гостиницы, музей. За эти годы из обители исчезли все иконы и Царские врата.
В 1995 году состоялось воскрешение святыни. В 1998 году в собор Рождества были возвращены мощи преподобного Саввы, где они и находятся по сей день. Проведены реставрационные работы и спасены древнейшие росписи храма.
Видео: Экскурсия по Саввино-Сторожевскому монастырю
Успенский собор — Храм в честь победы
На высоком холме, окруженном лесами и рекой, рядом с княжеским дворцом в конце XIV века был заложен камень Успенского храма. Приказ о его строительстве отдал князь Юрий Дмитриевич, решивший таким образом отметить свою победу над волжскими булгарами. Особенностью здания стало то, что оно возводилось на основе полубутовой кладки, для которой характерно строительство двух стен и заполнение пространства между ними камнями, заливаемых известью. Здание собора построено из белого камня, что характерно для московской архитектурной школы.Внутренняя конструкция храма также имеет неповторимые черты. Собор делится на три части, разделенные не на равные части. Все это позволило увеличить пространство под центральным куполом, что было достигнуто благодаря перемещению восточных пилонов к апсидам. Для визуального уравновешивания места апсиды сделали выступающими. Кроме того, подкупольный барабан, окна и четверик получились суженными к вершине, что позволило создать достаточно стройное здание. К сожалению, в таком виде сохранились только стрельчатые окна в южном и северном фасаде, а также частично в апсиде в центре храма. Успенский собор задумывался как неотапливаемый, поэтому зимой его практически никто не посещал. В XIX веке предпринимались попытки создать духовое отопление, но Археологическое общество запретило это делать, чтобы не повредить древние росписи.
Особенности декора
По распоряжению князя, новый собор был в значительной степени декорирован, особенно внутри. Например, к пилястрам и абсидам пристроены полуколонки и порталы. Каждая из полуколонок завершалась резными капителями. На западном портале сделана розетка, имеющая шесть лепестков, а по периметру стен вырезан орнамент.Храм расписан самим Андреем Рублевым, фрески которого фрагментарно сохранились в соборе. Благодаря экспертизе было установлено, что росписи на западных столпах относятся к моменту постройки сакрального сооружения. На них изображены фигуры святых, князей, пятиконечные кресты, библейские мотивы.
История длиной в 600 лет…
Успенский собор не долгое время проработал как княжеский. Через несколько лет после освящения он превращен в приход для звенигородцев, любивших посещать храм. Однако мало кто из них знал, что княжий дворец и здание собора соединены тайным переходом. В XVII — XVIII веках в стенах комплекса сделан небольшой ремонт, после которого появился иконостас, заменены кресты, стекла, из-за ветхости колокольни сняты купола, восстановлен и освящен придел святого Георгия. По решению городских и церковных властей в 1780-х гг. на соборе появилась новая четырехскатная крыша, а главу обшили железом.XIX век ознаменовался для собора новыми изменениями во внешнем виде. В западной части храма построена звонница, расширены окна в основном здании, обновлены двери и арочные перекрытия. В течение 1840-80-х гг. обновлены росписи на стенах и колонах. Инициатором проведения работ стал отец Иоанн, позже выступивший за возведение храма Богоявления. При этом собор, согласно архивным документам, не работал и не имел собственного прихода.Очередной этап реставрации начался после Октябрьской революции — с восстановления фресок Андрея Рублева. Древность и архитектурная значимость собора не спасли здание от закрытия большевиками, предлагавшими вообще снести сооружение. Только после окончания Второй мировой войны собор открыли, начали ремонт и возобновили богослужения.
Лазарев В. Н.
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Фрески. Конец XIV — начало XV века
114. Собор Успения Богородицы на Городке, Звенигород. Около 1400. Вид с северо-восточной стороны | 68. Андрей Рублев. Св. Лавр. Около 1400. Собор Успения на Городке, Звенигород. Фреска на юго-восточном столпе |
Фрески алтарных столбов долгое время были скрыты за деревянным иконостасом. Они были обнаружены в 1918 году, когда их укрепили и промыли. К счастью, фрески никогда не были забелены, благодаря чему они сохранили в значительной мере первоначальную свежесть красок. От механических повреждений живописной поверхности очень сильно пострадали фрески, украшающие нижнюю часть столбов. И. Э. Грабарь первым опознал руку Рублева в изображениях Флора и Лавра (Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг. — Вопросы реставрации, I. M., 1926, с. 92–95). Он же правильно приписал фрески нижней части столбов другому мастеру, которого он был склонен, как нам кажется — без достаточных оснований, отождествлять с Даниилом Черным. По остроумному предположению Н. Д. Протасова, сцена Явление ангела св. Пахомию содержит в себе живой намек на один из главных эпизодов в биографии строителя Успенского собора — князя Юрия Звенигородского: подобно тому как египетский отшельник Пахомий сменил под воздействием ангела уединенную пещеру на общежительный монастырь, так и любимый ученик Сергия Радонежского Савва (умер 3 декабря 1406 года) сменил в 1399 скромную Сергиеву обитель на княжескую резиденцию, где им был основан по просьбе Юрия новый монастырь — Саввино-Сторожевский (Протасов Н. Д. Фрески на алтарных столпах Успенского собора в Звенигороде. — Светильник, 1915, № 9–12, с. 47–48).
Литература
фон Эдинг Б. Фрески в Звенигороде. — София, 1914, № 3, с. 98.
Протасов Н. Д. Фрески на алтарных столпах Успенского собора в Звенигороде. — Светильник, 1915, № 9–12, с. 26–48, ил.
Протасов Н. Иконология нижнего яруса иконостаса XIV–XV века. (Фрески алтарных столпов Успенского собора в Звенигороде). — Богословский вестник, 1916, январь, с. 64–73.
Грабарь И. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг. — Вопросы реставрации, I. М., 1926, с. 92, 95 (то же в кн.: Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966, с. 188, 191–192).
Смирнов В. Фрески преподобного Андрея Рублева в Звенигородском Успенском соборе на Городке. — Журнал Московской патриархии, 1980, № 2, с. 70–78, 5 ил.
Филатов В. В. Новые фрагменты стенописи Успенского собора в Звенигороде. — В кн.: Древнерусское искусство XV–XVII веков. Сборник статей. М., 1981, с. 140–142.
Филатов В. В. Реставрация настенной живописи Успенского собора «на Городке» в Звенигороде. — В кн.: Практика реставрации памятников монументальной живописи. Сборник научных трудов. М., 1991, с. 52–64.
Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде. — В кн.: Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994, с. 5–22, ил.
Филатов В. В. Описание фресок собора Успения на Городке в Звенигороде. (Новые открытия). — Древнерусское искусство. Балканы. Русь. М., 1995, с. 379–409.
Филатов В. В. Главные фрески Успенского собора в Звенигороде. — В кн.: Звенигород за шесть столетий. Сборник статей . М., 1998, с. 348–360.
Филатов В. В. К истолкованию фресок на восточных столпах Успенского собора в Звенигороде. — Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998, с. 185–195.
Фрески
Звенигородский Успенский собор на Городке был расписан фресками практически сразу после окончания строительства. Скорее всего, это было выполнено представителями придворной столичной среды. До наших дней сохранились только фрагменты росписей, которые в 1918 году удалось отыскать комиссии по сохранению древнерусской живописи под руководством исследователя церковного искусства и археологии Николая Протасова и реставратора Григория Чирикова.
В том же году советский искусствовед представил отчет, в котором высказал предположение об авторе фресок. По его мнению, мастера, расписывавшие собор, должны были относиться к рублевской школе.
Фрагменты живописи, которые удалось разыскать членам экспедиции, находились в барабане купола, а также на восточных столбах, в алтаре, на северной стене храма и в северо-западном углу.
Монастырь в ХХ веке
После Октябрьской революции обитель была закрыта. В 1918г. представители советской власти г. Звенигорода в следствии попытки изъять ценности и продуктовые запасы монастыря, провоцируют конфликт с монастырскими братьями и крестьянами близлежащих сел. В результате 3 человека из представителей власти было забито палками и камнями до смерти.
За попытку «контрреволюционного мятежа» игумена Макария и священника Державина вместе с 2-мя крестьянами приговаривают к пожизненному заключению на каторге без права свиданий. Более легкое наказание в виде 10 лет тюремного режима получили еще 8 крестьян. В результате рассмотрения «дела о мятеже в г. Звенигороде» мощи Саввы конфисковывают, а монастырскую обитель закрывают.
Позднее останки Саввы были переданы Михаилу Успенскому, работающему в комитете по охране памятников. Он сохранил их, закопав у себя на даче и передал мощи церкви, только в 1985 г. Во время ВОВ в 1941 г. несмотря на то что линия фронта находилась в 3000 м. от монастыря, в него не попал ни один снаряд. После ВОВ на территории монастыря в разное время размещали: санатории, военные части, музей.
В 1995 г. состоялось повторное открытие храма. На празднование 600 годовщины в 1998 г. Патриарх Алексей II вернул в обитель мощи Саввы Сторожевского.
Храмы Одинцовского района
Никольская церковь. Село Аксиньино
Покровская церковь. Село Акулово
Храм св. блгв. кн. Вячеслава Чешского. Деревня Барвиха
Покровская церковь. Поселок Барвиха
Христорождественская церковь. Поселок Барвиха
Преображенская церковь. Село Большие Вяземы
Александро-Невская церковь. Город Голицыно
Богородицерождественская церковь. Село Дютьково
Никольская церковь. Село Дарьино
Богоявленская церковь. Поселок Жаворонки
Храм свв. Новомучеников и исповедников Российских. Поселок Заречье
Богоявленская церковь. Город Звенигород
Вознесенский собор. Город Звенигород
Успенский собор. Город Звенигород
Александро-Невская церковь. Город Звенигород
Христорождественская церковь. Город Звенигород
Знаменская церковь. Село Знаменское
Спасская церковь. Село Иславское
Троицкая церковь. Иоанно-Златоустовская церковь. Село Козино
Преображенская церковь. Село Крымское
Часовня Димитрия Донского на территории ЦМБВТ МО РФ. Поселок Кубинка
Казанская церковь. Село Лайково
Покровская церковь. Село Локотня
Никольская церковь. Село Луцино
Михаило-Архангельская церковь. Село Михайловское
Троицкая церковь. Село Назарьево
Христорождественская церковь. Поселок Немчиновка
Ильинская церковь. Поселок Немчиновка-1
Георгиевский собор. Город Одинцово
Гребневская церковь. Город Одинцово
Покровская церковь. Село Перхушково
Никольская церковь. Село Ромашково
Никольская церковь. Село Сидоровское
Пантелеимоновская церковь. Поселок санатория им. Герцена
Спасская церковь. Село Уборы
Спасская церковь. Село Усово
Успенская церковь. Село Успенское
Успенская церковь. Село Шарапово