Уйгуры — кто это и где они живут? уйгуры в китае и «лагеря перевоспитания»

Происхождение народа

О том, кто такие уйгуры, мы подробно расскажем в этой статье. Процесс формирования этого народа был непростым и очень длительным во времени. Их прямыми предками были племена из Восточного Туркестана, которые сыграли ключевую роль в державе Хунну, это древний кочевой народ, который жил в северных степях современного Китая.

Если судить по письменным источникам, кто такие уйгуры, впервые удается выяснить в III веке нашей эры. В то время они входили в крупное объединение, которое в китайских династийных хрониках называют гаоцзюй.

Спустя пару веков в китайских источниках начинает встречаться новое название этого союза — теле. Большое количество этих племен мигрировало на запад, обосновавшись в Юго-Восточной Европе и казахских степях. Те, которые остались в Центральной Азии, были в результате завоеваны тюрками.

Уйгурский сепаратизм на современном этапе

Окончательно Синьцзян вошёл в состав КНР в 1949 году после прихода к власти в Китае коммунистов. В 1955 году был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район. Многие этнические уйгуры не поддерживают такое административное деление и продолжают настаивать на обретении подлинной независимости и в наши дни.

Всемирный уйгурский конгресс, продвигающий идеи уйгурского национализма, официально создан для объединения изгнанных уйгуров и представления общих интересов народности, отстаивания культурных и религиозных прав. Правительство Китая считает его основной целью подрыв территориальной целостности КНР и маркирует как организацию сепаратистов.

На территории СУАР китайские власти создали сеть лагерей тюремного типа и массово интернируют исламистов. На все обвинения правозащитников Пекин неизменно отвечает, что в лагерях занимаются переобучением и технической переподготовкой уйгуров, высказавших на это желание.

Начало жизненного пути

Люди, претендующие на роль Мессии, всегда окружены ореолом таинственности и мистики. Это же можно сказать и о Садхгуру. Биография этого человека известна далеко не всем его последователям, хотя на своей родине он является весьма значительной фигурой.

Родился герой нашей статьи в Индии, в городе Майсур (штат Карнатака). При рождении мальчику дали имя Джагадиш, а коротко — Джагги. Он появился на свет 3 сентября 1957 года. Будущий йогин рос в обычной индийской семье. Он не купался в роскоши, но и с голоду не умирал.

Его отец был офтальмологом. В поисках лучшей работы он с семьей часто переезжал из одного города в другой. По индийским меркам отец Джагги зарабатывал хорошо. В семье было четверо детей — две девочки и два мальчика. Джагги — самый младший. Изучая биографию Садгуру, можно с уверенностью сказать, что его детство было таким же, как у сотен других индийских мальчишек и девчонок.

Название

Название Восточный Туркестан было введено ещё средневековыми персидскими историками[каких?] и использовалось также российскими и советскими историками, такими, как Иакинф и Лев Гумилёв. Данный термин установился сравнительно очень недавно, взамен прежних: более распространённого — Малой Бухарии и менее известных — Алтышаара (шестиградие) и Йеттишаара (семиградие).

Страна в исторических источниках называется Уйгуристаном наряду с названиями Могулистан и Кашгария. Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном, куда входят шесть городов. Северная часть современного Синьцзяна называлась Джунгария, по имени монгольского Джунгарского монгольского ханства.

Языковая группа и письменность

В Китае считается, что эта народность самая крупная среди представителей тюркского языка и вторая по мусульманскому верованию. Уйгуры разговаривают на уйгурском языке, а также на китайском. Родной язык народа относят к алтайской семье тюркской ветки и карлукской группы. Родственный народ, который больше всего имеет сходства — это узбеки. Среди диалектов делится на 3 группы: хотанская, центральная и лобнорская.

Уйгуры были грамотным народом и рано освоили письменность. В VI веке появилось древнеуйгурское письмо. Этой письменностью пользовались все близко расположенные древние страны и даже после введения в X веке арабского письма, некоторые этносы уйгуров продолжали использовать родную письменность. Арабский алфавит используется по сей день в Восточном Туркестане, а вот в Центральной Азии используют кириллицу. Даже латинский алфавит имеет 2 разновидности, которую активно используют сегодня.

История

II тыс. до н.э. — I тыс. н.э. – заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII в. – начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки – самая многочисленная языковая группа: на

территории России их проживает более 26000 человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование «эвенки» с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход. Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию «тунгусы» – идущие поперек хребтов.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова «лама» – море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня – «мур». Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами – оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке.

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х в. Однако существует еще одна точка зрения. В китайских хрониках упоминается, что еще за 4000 лет до того, как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев». И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа – сушеней – с более поздним, известным нам как тунгусы.

1581-1583 гг. – первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства. Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: «услужливы без раболепства, горды и смелы». Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал:

«Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят». Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А. Степанов писал: «их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…» Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что «копейца и рогатины у них каменные и костяные», что нет у них железной посуды, и «чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут…» И еще: «иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками».

Вторая половина XVI в. – проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея. Соседство двух разных культур было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Постепенно племена эвенков были вытеснены якутами, русскими и бурятами с части своей территории и переселились в Северный Китай. В позапрошлом веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине. К тому времени народ был частично ассимилирован русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами. К концу XIX века общая численность эвенков составляла 63 тысячи человек. Согласно данным переписи 1926-1927 годов в СССР их проживало 17,5 тысяч. В 1930 году Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные

районы были объединены в Эвенкийский национальный округ. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 35 тысяч эвенков.

Политика меняет тело

Но что стало причиной столь быстрых изменений, буквально на жизни одного-двух поколений? Самый логичный с точки зрения биологии ответ — межнациональные браки. Однако уйгурское население в целом сохраняет эндогамию (женятся и выходят замуж только за своих), редкие свадьбы с ханьцами вызывают скандалы. Таким образом, приток «китайских» генов никак не объясняет рассказы о колоссальных изменениях внешнего вида. Информанты МакМюррея выдвигали другие версии.

Кто-то обвиняет голод ХХ века, и особенно при Мао Цзэдуне, и его политику Большого скачка. Другие кивают на химические удобрения и пестициды. Но всегда, явно или неявно, главным виновником оказывается китайское государство:

«Уйгуры были такие высокие и сильные! Но сейчас они много болеют, потому что власти испытывают ядерное оружие в пустыне Такла-Макан… А еще из-за плохой еды» (Анаргуль, 22 года, Урумчи).

Впрочем, МакМюррей скоро догадался, что объективно с точки зрения физиологии и анатомии за такое короткое время уйгуры никак не могли превратиться из высоких бородатых, голубоглазых, светлокожих силачей в низкорослых слабаков с узкими карими глазами.

Это миф – но миф, в который верят все и которому находят подтверждение на каждом шагу, и он становится реальной силой. Уйгуры всерьез воспринимают «окитаивание» как заразу: именно этим пугает обучение их детей в китаеязычных школах.

Как сказала ученому одна мама, каждая отдельная черта ребенка – уйгурская, но в целом он становится похож на ханьца: осанка, поведение, голос… Другие информанты уверяли, что из-за долгого обучения на китайском у школьников и студентов меняется форма носа, падает зрение, а на глазах появляется «монгольская складка».

Эти утверждения покажутся не такими уж безумными, если вспомнить, что народные представления уйгуров далеки от западной биологии: ключевым понятием для них выступает темперамент (миджаз), а цвет кожи или разрез глаз лишь его проявления. Если одежда беременной женщины влияет на облик ее ребенка, то почему обучение в китайской школе не может менять внешность подростка?

Путь к просветлению

В возрасте 12 лет подросток начал увлекаться йогой. Этот момент можно считать поворотным в биографии Садхгуру. Джагги под руководством более опытного учителя усердно постигал все премудрости асан и медитаций. Постепенно к нему пришло осознание, что это и есть его истинный путь.

Это увлечение сказалось на его учебе. Парень часто прогуливал школу. Он уходил в джунгли и посвящал себя медитации, совершенствуя свой дух. Несмотря на вольное посещение занятий, Садхгуру смог поступить в университет города Майсур. Окончив это учебное заведение, он получил степень бакалавра по английской литературе. Прекрасное образование не помешало молодому человеку продолжать свое самосовершенствование.

Во время учебы Садхгуру увлекался путешествиями и мотоциклами, а не только йогой. Эти хобби никак не согласуются с учением о высшей материи. Однако все три увлечения в Джагги благополучно уживались. Более того, они порой очень помогали юноше постигать истину.

Бежали в Среднюю Азию и Россию

Очередное антикитайское восстание вспыхнуло в Синьцзяне в 1864 году. Следующие 10 лет на территории провинции, народ которой объявил о национальном суверенитете, существовало исламское государство Йеттишар. Поддержку уйгурам в их стремлении к независимости оказали Британия и Турция – активные участники большой геополитической игры, развернувшейся на просторах Евразии в XVIII-XIX веках.

Однако Россия, боровшаяся с Британией за влияние в Азии всеми возможными способами, решила, что хорошие отношения с Китаем важнее национального самоопределения уйгурских племен. Русские даже снабдили зерном наступавшие войска генерала Цзо Цзунтана, тем самым помогли китайцам совершить непростой переход через пустынные земли.

Армия Поднебесной жестоко покарала уйгурских бунтовщиков, вырезая их целыми семьями. Некоторые повстанцы смогли бежать в соседние государства Средней Азии и Россию, спасаясь от китайцев. Так, в конце XIX века первые уйгуры оказались в нашей стране.

Но этот народ не оставил попытки бороться за независимость. В 1932 году в Синьцзяне снова вспыхнуло восстание, в результате которого была создана Восточно-Туркестанская исламская республика. Власти СССР даже планировали официально признать это государство, но опять геополитические интересы взяли верх. А китайцы сумели вернуть контроль над мятежной провинцией.

Еще одной попыткой обрести независимость была Восточно-Туркестанская революционная республика, возникшая в 1944 году. Китайцы даже были вынуждены признать автономию уйгуров под давлением мировой общественности. После создания в Синьцзяне коммунистической партии Москва планировала поддержать единомышленников в их стремлении к национальному самоопределению. Но все изменилось в 1949 году, когда всем стала очевидна победа коммунистов в борьбе за власть в Поднебесной. Власти СССР в очередной раз решили, что союз с Китаем важнее.

В первой половине XX века многие уйгуры также вынуждены были бежать из родных мест, спасаясь от гонений. Часть из них оказалась в России.

Первые из присягнувших

Джунгарами (или зюнгарами) ойрады стали только в начале XIII века, когда связали свою судьбу с всесильным вождём монголов Чингисханом. Не дожидаясь, пока хан обратит войско против них, вождь ойрадов Худуха-беки в 1207 году явился к хану, изъявляя знаки покорности. Хан высоко оценил поступок Худухи-беки, выдал за сына вождя свою дочь Чечекен, за второго сына — дочь Джучи Холуйкан, а дочь Худухи-беки Огул-Тутмыш стала женой Менгу-хана. Словом, ойрады породнились с правящим домом. Эта практика продолжалась и в дальнейшем. Это принесло им почести и хорошие должности, в империи хана они считались очень уважаемыми людьми. Все мужчины союза четырёх племён дружно влились в армию хана. Вот тут-то ойрады постепенно и превратились в джунгаров. По тогдашней военной традиции ханское войско делилось на центр, правое крыло и левое крыло, иначе полки правой руки и левой руки — барунгар и зунгар. Ойрады входили в состав правого крыла, то есть барунгар, которое, в свою очередь, тоже делилось на три части — здесь ойрады занимали левый фланг (зунгар). А поскольку вся жизнь в тогдашней Монгольской империи была связана с войной, то для избавления от путаницы их стали называть по месту в войске — зунгары (джунгары).

История

Древний мир

В конце I века Бань Чао завоевал территорию современного Синьцзяна и присоединил его к китайской империи Хань. В империи были созданы административные структуры для управления регионом, которые продолжали функционировать и при государствах-правопреемниках после гибели империи Хань.

Средние века

Настенные росписи, «Тысяча будд», Безеклик, IX—XIII вв.

Возможно тохарский или согдийский монах (слева) с буддийским монахом (справа). Фреска из пещеры Тысячи Будд Безеклика, датируемая IX или X веком (Уйгурское Турфанское идыкутство).

В VI веке возник Тюркский каганат, который в 603 году распался на западную и восточную части (Восточно-тюркский каганат). Это событие и породило историческое имя региона — Восточный Туркестан.

В середине VII века территория Синьцзяна вновь вошла в состав китайской империи Тан, и оставалась под её контролем вплоть до середины VIII века, когда мятеж Ань Лушаня привёл к необходимости отзыва войск из отдалённых гарнизонов в центральный Китай.

В 745 году образовался Уйгурский каганат, центр которого находился на территории современной Монголии. К середине IX века он начал слабеть. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских киргизов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. Именно после этого уйгуры и стали основным населением региона.

В восточной части Караханидского государства в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и псевдо-, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых были манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам.

Вошедшее в состав Монгольской империи Уйгурское государство идыкутов, в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попала в улус его второго сына — Чагатая. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Новое время

Исламская религиозная борьба между сторонниками «белогорцев» и «черногорцев» (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края джунгарским ханом Галданом, а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в  г. Под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей государственности. Захваченные земли стали называться Синьцзяном (по-китайски «Новая граница»).

XIX—XXI века

Эмблема Восточного Туркестана.

Неофициальный флаг Восточного Туркестана.

Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями уйгуров за независимость (1825—1828, 1857, Йеттишар 1862—1872 гг.), продолжавшимися и в XX веке (1931—1937, с 1943—1949 гг. до нашего времени).

На территории Восточного Туркестана в XX веке дважды возникали государственные образования:

  • Восточно-Туркестанская Исламская республика (1933—1934);
  • Восточно-Туркестанская Революционная республика (1944—1949).

В данное время на территории Восточного Туркестана образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР.

Кто такие гураны — национальность или этническая группа?

По поводу этого вопроса до сих пор идут споры. Согласно одной из теорий, в результате гибридизации или взаимопроникновения нескольких этносов может произойти не только исчезновение старого, но и возникновения нового этноса. Конечно, не везде это возможно, но Забайкалье идеально подходит для этого процесса. Так что в результате слияния таких народностей, как буряты, эвенки и русские, появился новый тип местного населения, который не похож ни на первых, ни на вторых, ни на третьих. А разве это не является доказательством того, что гураны – национальность (фото смотрите в статье)? Тем не менее в «Энциклопедии Забайкалья» информации о подобном народе нет. Гуран (национальность) обозначается как тип местного населения, основанный на трех этносах: бурятском, эвенкском и русском. Кстати, этот термин иногда заменяет слово забайкалец.

Уничтожение государственности

В 1921 году на съезде уйгурских представителей в Ташкенте было принято окончательное решение о присвоении самоназвания «уйгуры», которое было восстановлено в качестве общенационального.

Судьба уйгуров в Китае оказалась непростой. В 1949 году была окончательно уничтожена их государственность, а в 1955 году был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район под протекторатом китайских властей.

Китай начал проводить политику, направленную на их ассимиляцию, с помощью переселения уйгур и дунган в автономный район путем искусственного сокращения рождаемости представителей коренного населения. Все достижения в сферах здравоохранения, просвещения, культуры были фактически нивелированы религиозной, демографической и этнической политикой, которую проводило китайское правительство. Серьезной проблемой стало нарастание среди уйгуров исламского экстремизма, а также жестокие репрессии, которые применялись со стороны государства.

Расселение и численность

Файл:Xinjiang nationalities by prefecture 2000.png
Вследствие целенаправленной государственной политики ханьской миграции, этноареал уйгуров размыт ханьскими мигрантами, 80 % уйгуров СУАР проживают на юго-западе (в префектурах Кашгар, Хотан, Кызылсу-Киргизский автономный округ и Аксу, также крупные анклавы уйгуров в Кумуле, Турфане, Урумчи, Чугучаке, Или, и в районе Лобнора).

Крупнейший тюркский и второй после хуэй (дунгане) мусульманский народ в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район) и приграничные районы Казахстана и Киргизии.

Согласно официальным китайским данным численность уйгуров в КНР составляет приблизительно 11 миллионов человек. Подавляющая часть уйгуров проживает в Восточном Туркестане/СУАР, где они являются крупнейшим народом, составляя 45 % населения региона, также небольшие общины проживают в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс. человек имеется также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.

За пределами Китая численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, они представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем бывших советских республиках Средней Азии, где их численность свыше 300 тысяч. Из них в Казахстане 238 тысячШаблон:Нет АИ, в Киргизии 50 тыс., в Узбекистане 20 тыс., в Туркмении ок.3 тыс.Шаблон:Нет АИ

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс.Шаблон:Нет АИ, а также Королевстве Саудовская Аравия ~30 тыс.Шаблон:Нет АИ. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, России, Японии, Австралии, Таджикистане.

Уйгурские диаспоры можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алма-Ате, Бишкек, Мюнхен, Душанбе. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

Основной род занятий

Нация тунгусов условно разделяется на несколько групп исходя из образа жизни:

Оленеводы-кочевники, которых считают истинными представителями своей народности. Они не имеют своих стабильных поселений, предпочитая кочевать, как это делали многие поколения их предков: некоторые семьи за один год преодолевали верхом на оленях расстояние в тысячу километров, следуя за выпасом своего стада, которые являлись основным способом пропитания наряду с охотой и рыбалкой. Их жизненная позиция довольно проста: «Мои предки кочевали по тайге, и я должен так делать. Счастье можно найти только в пути». И ничто не в силах изменить это мировоззрение: ни голод, ни болезни, ни лишения. На охоту тунгусы обычно ходили по два-три человека, используя в качестве оружия рогатины, копья (на большого зверя вроде медведя или лося), а также луки со стрелами и всевозможные капканы и ловушки для мелких зверей (чаще пушных).

  • Оседлые оленеводы: в самом большом количестве они проживают в районе реки Лена и Енисей. В основном этот вариант бытия произошел из-за многочисленных смешанных браков, когда тунгусы брали в жен русских женщин. Их образ жизни летом кочевой: они пасут оленей, иногда добавляя в стадо коров или лошадей, а зимуют в домах, которыми управляют женщины во время кочевания мужчин. Также в зимнее время эвенки промышляют пушным зверем, вырезают из дерева потрясающие изделия, а также изготовляют из кожи различные предметы быта и одежды.
  • Береговые эвенки считаются угасающей группой, так уже не занимаются активно оленеводством и при этом не пытаются использовать технологические новинки цивилизации. Их быт в основном вращается вокруг рыболовства, сбора ягод и грибов, иногда земледелия и охоты на мелких зверей, чаще пушных, шкурки которых они обменивают на жизненно-необходимые вещи: спички, сахар, соль и хлеб. Именно в этой группе самый высокий процент смертей от алкоголизма в силу того, что эти тунгусы не смогли найти себя в современном обществе из-за большой привязанности к традициям предков.

Между Россией и Китаем

Первым под ударами завоевателей пал Восточный Туркестан. Войска хантайджи вошли туда, ссылаясь на просьбу далай-ламы, который хотел возвратить в Кашгар изгнанного нак-шбандийцами Аппака-ходжу. За Восточным Туркестаном последовало Казахское царство. Там кочевали найманы, кереи, жалаиры, узки, кипчаки и прочие степняки. В 1681-1685 году войско джунгаров дошло аж до Ташкента. Население было обложено непомерным ясаком, попутно войска покорили киргизов и разграбили Фергану. Джунгары совершенно не рассчитывали на сопротивление, и для них стало большим сюрпризом, что казахам удалось собрать 20-тысячное войско. Битва произошла у реки Орбулак и закончилась поражением джунгаров. Военные действия в Казахстане затянулись на десятки лет. Только к 40-м годам XVIII века удалось полностью подчинить южный и восточный Казахстан. Часть казахских жузов бежала в горы, часть попросила убежища в России. С русскими джунгарцы уже однажды столкнулись, когда в 1710 году напали на Бикатунский острог, построенный казаками на землях, которые в Джунгарии считали своими. Гарнизон они вырезали, А острог сровняли с землёй. Но прошло всего шесть лет, и русские повторили попытку. Воспользовавшись тем, что джунгары воевали в Тибете, отряд полковника Бухгольца начал возводить на территории ханства Ямы-шевскую крепость. Дерзость была наказана. Войско хантайджи обложило её со всех сторон, русские предпочли уйти. Ещё через некоторое время к джунгарскому правителю Цэван-Рабдану явился русский посол, который уведомил его, что на Иртыше начинается строительство множества укреплений. Тот был в ярости и отправил посла в тюрьму. Следующее посольство шло уже с отлично обученными солдатами. Военный отряд разбил высланное войско наголову, в 1721 году джунгарам пришлось договариваться с русскими о мире. Против крепостей на Иртыше они больше не возражали. Да и вообще — сосредоточили военные интересы на Китае. Отношения с китайцами у них были отвратительные. Китайцам очень не нравились действия джунгаров в Тибете. Войны в Тибете и Монголии перемежались недолгим миром и вспыхивали снова. Китайцы только выжидали удобного случая, чтобы покончить с джунгарами раз и навсегда. Такой шанс им выпал в 1755 году, когда умер правитель джунгаров и в государстве началась борьба за вакантный трон. Они подкупили одного из претендентов на престол — Амурсану, дождались, когда он устранит всех противников, а потом собирались уничтожить и его самого. Амурсана в ужасе от такой перспективы бежал в русский Тобольск. А, китайские войска обложили Джунгарию со всех сторон и начали планомерно вырезать её жителей — мужчин, женщин, взрослых, детей, стариков…Погибло, как подсчитали историки, почти 90% населения. Часть выживших переселили подальше от родины, часть бежала в Россию, Монголию, Афганистан, часть вымерла от оспы, часть увели в рабство казахи и киргизы. Джунгарское ханство прекратило своё существование. Немногочисленные джунгары, уцелевшие в Синьцзяне, стали с той поры называться улодами. Они вовсе не вымерли, а живут там до сих пор, даже насчитывают около 30 тысяч человек. Бежавшие в Монголию жители Джунгарии стал аймагами. Не вымерли и джунгары, переселившиеся в Россию. Когда-то они под водительством нойона Церена ушли с тяжёлыми боями на Волгу, основали там Калмыцкое ханство. Какое-то время ханство было самостоятельным, потом их покорили русские.

Метки: Загадки истории, народ, Чингисхан, племя, Туркестан, ханство, монголы, джунгары

Заложники «большой игры»

Практически вся история уйгуров – это противостояние грозным соседям, наиболее воинственными из которых были китайцы, маньчжуры и монголы. Еще две тысячи лет назад представители империи Хань захватили территорию Восточного Туркестана, чтобы обеспечить безопасность своих караванов, направлявшихся по Великому шелковому пути.

Китайские гарнизоны в оазисах Такла-Макана появились в I веке нашей эры. И в настоящее время уйгуры стремятся обрести государственную независимость, их не устраивает статус автономии в составе КНР.

Однако большинство государств, не желая ссориться с Китаем, предпочитают не упоминать об этой проблеме. Не исключено, что уйгурский вопрос специально поднимают западные СМИ, чтобы рассорить Россию с влиятельным восточным соседом. Это крайне навредит геополитическим интересам нашей страны в Азии, особенно если учесть то значение, которое придается Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году.

В процессе борьбы уйгуры то обретали независимость, то снова ее теряли. В 1760 году территорию Восточного Туркестана захватили войска империи Цин. Они создали здесь провинцию Синьцзян, которую постоянно тревожили народные бунты и волнения. Официальный Пекин не только направил на земли мятежных уйгуров внушительные войска, но и активно поощрял переселение в Синьцзян китайцев, а также солонов и представителей народности сибо – родственных маньчжурам племен.

Тактика китайского правительства проста: власти КНР стремятся ассимилировать уйгуров, со временем превратив их в часть большого этноса Поднебесной, объединившего множество народов. Понимая это, коренные жители Восточного Туркестана отчаянно держатся за свою религию и традиции – все, что отличает их от китайцев. Поэтому браки с иноверцами среди уйгуров часто порицаются и в XXI веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector