Туркменские племена

Антропологический тип и характер

Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.

История

В огузы Предки Теке в 7 — м веке.

… куча меланхолических руин. Есть остатки бань и дворцов, и рушатся валы, и не видно ничего живого, кроме змей и шакалов, или, может быть, какой-то странствующий туркмен, высматривающий свою овцу … Это все, что осталось от Мерва …

О’Донован также утверждал, что с 1881 г.

Туркоманы Мерва прожили в оазисе всего двадцать шесть лет. Раньше они населяли район вокруг Сарахса в верховьях реки Тедженд. Их изгнали оттуда двадцать семь лет назад персы, которые возражали против того, чтобы по соседству находились такие неприятные люди, что они настаивали на похищении персидских мужчин, их жен и дочерей и продаже их по 5 литров за человека в Бухаре.

Древний туркменский ахалтекинский конь, бронза, IV-I вв. До н.э.

Ахал и Мэри Теке были разделены контролируемой персами зоной к северу от гор Копетдага, называемой Дерегез. Хотя формально теке находились под персидским сюзеренитетом, теке были де-факто автономными и, как заметил О’Донован, были известны рейдами с целью захвата рабов для продажи на рынках Хивы и Бухары . В какой-то момент персидский шах предложил награду в размере пяти томанов «за голову каждого туркмена, убитого во время набега в пределах его границы». О’Донован описал Королевскому географическому обществу Мэри Тек жителей Мене, деревни в Дерегезе, как «номинально платящих дань Персии, но действительно независимых».

Сэр Генри Роулинсон писал об ахалтекинцах в 1879 году:

«Первоначальное поселение Ахал-Теке на границах Персии было ровесником поселения Мерва-Теке, неотъемлемой частью которого они являются. Все племя было привезено из Лабаба, то есть берегов Окса. .

Текенский туркменский ковер

«Название« Ахал »… заимствовано от одного из их главных« обахов », или лагерей, рядом с которыми находятся руины большого персидского города и курганы храмов огня … страна, занятая« Ахалами », состоит из полосы плодородной земли, шириной от двух или трех до шестнадцати миль и простирающейся от Кизил-Арвата примерно на 160 миль … до Гавара, самого восточного поселения …

«Количество палаток ахальских семей рассчитывается по-разному, по некоторым оценкам оно достигает 20 000. Сравнение персидских и туркменских оценок … дает в среднем около 8 000 палаток, или 40 000 душ, что, вероятно, очень близко к правда, пятая часть этого числа должна составлять взрослые мужчины.
«Основные поселения« Ахала »находятся в Ахале, постоянный лагерь из 500 палаток, часто увеличиваемый до 1000 различных секций; Гумбали, 1000 палаток; Кариз, занятый только временно; Харрик-Киле, Аскабад и Аннау».

Теке оказали военное сопротивление персидским вторжениям в 19 веке, чтобы их усмирить. Теке попали под российское колониальное господство в 1880-х годах. Хотя туркменские племена нанесли поражение русским войскам во время первого вторжения в 1879 году , последующее вторжение между 1880 и 1881 годами, завершившееся второй битвой при Гёкдепе , привело к установлению российской имперской власти. После капитуляции командующий теке Овезмурат Дыкма-Сердар получил звание майора Российской императорской армии. Завоевание Теке Россией завершилось в 1884 году взятием Мерва.

После этого завоевания теке были в значительной степени умиротворены и перешли от работорговли к овцеводству в качестве основного источника дохода. Русский дипломат, премьер-министр Лессар, сообщил, что в период с декабря 1881 года по апрель 1882 года «произошли большие перемены» и «стало возможным путешествовать между Асхабадом и Серахсом без сопровождения, в сопровождении лишь нескольких рабочих, вооруженных оружием, против случайных грабителей. . »

Русская колонизация и большая игра

В 18 веке туркменские племена соприкоснулись с царской империей . Российская империя начала проникать в этот регион в 1869 году, когда был основан порт Красноводск, ныне Туркменбаши, на Каспийском море . После подавления Бухарского (1868 г.) и Хивинского (1873 г.) ханств туркменские территории остались независимыми. Русские решили переселиться в Закаспийский регион, якобы для того, чтобы покорить туркменскую работорговлю и бандитизм. Служба некоторых туркменских племен, особенно йомудов, хивинскому хану также побудила Россию наказать их набегами на Хорезм, в результате которых погибли сотни человек. Кульминацией этих войн стала битва при Геок-Тепе в 1881 году, когда генерал Скобелев убил 7000 туркмен в пустынной крепости Геок-Депе , недалеко от современного Ашхабада; еще 8000 человек погибли, пытаясь бежать через пустыню. К 1894 году имперская Россия взяла под свой контроль почти весь Туркменистан, за исключением того, что часть Конье-Ургенча находилась в Хиве, а часть Чарджу находилась в Бухарском эмирате .

Транскаспийская железная дорога началась с берегов Каспийского моря в 1879 году в целях обеспечения российского контроля над регионом и обеспечить быстрый военный путь к афганской границе. В 1885 году кризис был вызван аннексией Россией оазиса Пандже к югу от Мерва на территории современного Афганистана , что едва не привело к войне с Великобританией . поскольку считалось, что русские планировали выступить в Герат в Афганистане . До 1898 года Закаспия входила в состав Кавказского генерал-губернаторства и управлялась из Тифлиса, но в том же году она стала областью российского Туркестана и управлялась из Ташкента . Тем не менее, Туркестан оставался изолированным колониальным форпостом с администрацией, сохранившей многие отличительные черты от предыдущих исламских режимов, включая суды кадиев и «туземную» администрацию, которая передала большую часть власти местным «аксакалам» (старейшинам). В 1897 году Транскаспийская железная дорога достигла Ташкента, и, наконец, в 1906 году было открыто прямое железнодорожное сообщение с Европейской Россией через степь от Оренбурга до Ташкента. Это привело к тому, что в Туркестан хлынуло гораздо больше славянских поселенцев, чем прежде, и их поселение находилось под контролем специально созданного Департамента миграции в Санкт-Петербурге (Переселенческое Управление). Это вызвало значительное недовольство местного туркменского населения, так как появились в основном руссконаселенные города, такие как Ашхабад .

Самым известным военным губернатором, правившим регионом из Ашхабада, вероятно, был генерал Куропаткин , чьи авторитарные методы и личный стиль управления сделали провинцию очень трудной для его преемников и привели к восстанию в 1916 году. Следовательно, администрация Закаспии стал олицетворением коррупции и жестокости в российском Туркестане, поскольку российские администраторы превратили свои районы в мелкие вотчины и вымогали деньги у местного населения. В 1908 году граф Константин Константинович Пален возглавил реформаторскую комиссию в Туркестане, которая подготовила монументальный отчет, детализирующий эти злоупотребления властью, административную коррупцию и неэффективность.

Как попасть в Туркмению

Для граждан России виза в Туркменистан нужна. При этом, если цель навестить родственников, туристическая поездка, лечение, то нужно подавать запрос на разрешение на въезд. Рабочую визу или учебную для россиян получить почти нереально.

Если турист из России летит в Туркменистан на 10 дней или меньше, то визу можно оформить в аэропорту Ашхабада. Для этого потребуется загранпаспорт и приглашение из Туркмении, которое должно быть одобрено государственной службой по иностранным гражданам. Поверьте, далеко не каждому подтвердят такое приглашение. Это касается и других виз – туристической, на лечение, на посещение родственников, без отметки миграционной службы поездка обречена.

Попасть в эту страну бывшего СССР непросто, за подробностями можете обратиться в их посольство, где Вам предстоит очень сложное оформление визы.

Занятие текинцами Ахала, Теджена и Мерва

Петрусевич (Зап. Кавк. Отд. Имп. Р. Г. О. кн. XI вып. I, 1880 г.) сообщает, что по рассказам Буджнурдского и Кучанского правителей, текинцы заняли Ахал 163 года тому назад, во времена шаха Тахмаспа; с тех пор до настоящего столетия они ограничивались пределами оазиса. Но увеличение населения и ограниченное количество воды заставили текинцев отыскивать себе новые места, годные под поселения. Под предводительством Ораз Хана часть текинцев вышла из Ахальского оазиса и поселилась по Герируду, верстах в 80 прямо на восток от селения Гяурса.
Ораз Хан, перебравшись к Герируду, устроил на правом его берегу укр. Теджен или Ораз-Кала, вследствие чего и вся река Герируд от укр. Серахса до своего окончания стала называться Теджен-Дарьей. Поселившись по Теджену, текинцы получили возможность делать набеги на северо-восточные провинции Персии, пока выведенный из терпения грабежами текинцев правитель Хорасана Асифуд-доуле Алла-Яр-Хан в 40-х годах этого столетия не напал на них и не уничтожил их поселений.
Текинцы опять собрались в Ахал, но недостаток воды и земли заставил снова искать для поселения новые места. Тогда тот же самый Ораз Хан с другими выборными от текинцев явился к правителю Хорасана с просьбой дозволить поселиться в старом Серахсе, на правом берегу реки Герируда, и занять местность вокруг него. В то время пространство около старого Серахса по об стороны реки было свободно. Получив разрешение, текинцы сначала жили мирно с персами и обратились для грабежа к северу в Бухару и Хиву и к кочевьям сарыков и салоров. Бывший в то время Хивинским ханом Мухамед Эмин два раза ходил усмирять их и во второй свой поход в 1855 году был убит, с тех пор текинцы в Серахсе сделались еще смелее и стали грабить не только бухарцев, хивинцев, сарыков, (живших в Мерве), но и вес провинции Хорасана.
Наконец, правитель Хорасана (Султан Мурад Мирза Хыссамус Султанэ) решился окончательно усмирить текинцев; в старом Серахсе появились персидские войска, все поселения были разорены, и текинцы бежали в Мерв на Мургаб (Это было в 50-х годах XIX в.). Но тут жили сарыки. Между текинцами и сарыками завязалась борьба за обладание Мервом и низовьями Мургаба. Побеждены были сарыки, которые и ушли вверх по течению реки к урочищам Елотану и Пенде вытеснив, в свою очередь, из Елотана салоров (Мы сохраняем везде старинное вазвание племени, вместо нынешнего «салыр»), которые перебрались с разрешения персидского правительства к развалинам города Зур-Абада, лежащим на левом берегу Герируда в 120 верстах южнее Серахса. С этого времени текинцы сделались в Мерве полными хозяевами всех земель на оконечности реки. Набеги их и грабежи сделались еще более ужасными для северо-восточных провинций Хорасана и северных окраин Афганистана. Все это заставило персидское правительство двинуться на Мерв с целью разорить его окончательно. Предварительно, в 1860 году, было устроено укрепление на левом берегу реки Герируда, против старого Серахса, названное новым Ссрахсом, и в 1861 году двинулось через Серахс к Мерву персидское войско; потерпев совершеннейший погром (Многочисленная артиллерия, взятая текинцами в этом сражении, хранится при Мервском Уездном Управлении), персы окончательно оставили мысль действовать против текинцев Мерва и ограничились только охраной своих провинций от их набегов. Текинцы же после такого успеха сделались вполне независимыми, ибо до того времени то признавали себя хивинскими, то персидскими подданными, смотря по тому, на чьей стороне была сила.
В 1870-х годах текинцы Мерва напали врасплох на салоров у Зур-Абада, захватили все стада и многие семьи и предложили остальным следовать в Мерв, где и расселили их между всеми своими родами небольшими группами, в 10-12 семей.
К этому следует добавить, что в 1884 году Тедженский оазис снова был занят текинцами, пришедшими из Мерва, когда по распоряжению генерала Комарова была восстановлена Карры-бендская плотина.

Красивые туркменские девушки…

Отдавая дань традиции и модному веянию социальных сетей, которые ворвались в нашу повседневную жизнь, представим несколько фотографий красавиц Туркмении, которые мы нашли в Интернете.

В завершение стоит немного отметить менталитет туркменок. Туркменские женщины, как яркие представительницы Востока, немного закрытые, но не без доли обаяния и загадочности. Необычно любят свою родину, придерживаются национальных традиций, особенно это проявляется в одежде, и часто на улицах городов можно встретить девушек в национальных платьях.

Несмотря на закрытость, туркменки гостеприимны, но немногословны. Что поделать, восточные обычаи отложили свой отпечаток на характер этих привлекательных и очаровательных девушек.

А для тех, кому мало фотографий, ниже размещаем слайдер ещё с несколькими красивыми фото.

Арабские завоевания и исламизация

Центральная Азия перешла под контроль арабов после серии вторжений в конце 7 — начале 8 веков и была включена в исламский халифат, разделенный между провинциями Мавараун Нахр и Хорасан . Арабское завоевание принесло исламскую религию всем народам Центральной Азии. Город Мерв был оккупирован наместниками халифа Усмана ибн Аффана и стал столицей Хорасана. Используя этот город в качестве своей базы, арабы во главе со своим полководцем Кутайбой ибн Муслимом подчинили себе Балх , Бухару , Фергану и Кашгарию и в начале VIII века проникли в Китай до провинции Кансух .

Мерв получил определенное политическое внимание в феврале 748 года, когда Абу Муслим (ум. 750) объявил новую династию Аббасидов в Мерве и отправился из города, чтобы завоевать Иран и Ирак и основать новую столицу в Багдаде

Мервский ювелир из Мерва призывал Абу Муслима поступать правильно и не воевать с братьями-мусульманами. Ювелира казнили.

Во второй половине 8-го века Мерв стал неприятным для ислама как центр еретической пропаганды, проповедуемой аль-Муканной «Скрытый пророк Хорасана». Нынешний Туркменистан находился под властью Тахиридов между 821 и 873 годами. В 873 году арабское владычество в Средней Азии прекратилось в результате завоевания Саффаридов . Во время их владычества Мерв, как Самарканд и Бухара, был одной из великих школ обучения, и знаменитый историк Якут учился в ее библиотеках. Мерв подготовил ряд ученых в различных областях знания, таких как исламское право, хадисы , история, литература и тому подобное. У нескольких ученых есть имя: Марвази (المروزي), что означает, что они родом из Мерва. Но правление Саффаридов было недолгим, и они потерпели поражение от Саманидов в 901 году. Династия Саманидов ослабла после второй половины 10 века, и Газневиды захватили нынешний Туркменистан в 990-х годах. Но они бросили вызов сельджукам , пришельцам с севера. Решительная победа сельджуков над ними, нынешний Туркменистан перешел к ним в 1041 году.

Ханская власть, сердары и занятие аламанством

До занятия края русскими туркмены не имели никакого государственного устройства. Принцип братства, равенства и свободы проводился ими в жизнь более полно и последовательно, чем в любой из современных республик. Это было вольное казачество, где вес были совершенно равны и не было никакой придержащей власти. Никакой наследственной ханской власти у них не существовало, и они давали звание хана от времени до времени с общего согласия тому или другому из своих более заслуженных членов, причем с этим званием не было соединено никакой власти.
Хан избирался не целым племенем, а отдельным поколением или группой аулов, которые не платили ему никакого содержания или подати, а только давали по 2 всадника от каждого аула для преследования разбойников, приходивших зачастую из Персии и угонявших туркменский скот.
Не меньшим чем ханы почетом и значением пользовались «сердары».
Сердар, это — военачальник, предводительствовавший туркменской вольницей во время аламанов (разбойничьих набегов), или других военных предприятий. Набеги и разбои в соседних округах Персии были главным занятием туркмен Ахала, а отчасти, и других оазисов; были промыслом, средством к существованию. Скотоводство и земледелие, в особенности последнее, были лишь занятием второстепенным, подспорным.
Время от времени тот или другой сердар, а их было не мало, оповещал по аулам о предполагаемом набеге. Все, желающие принять в нем участие, собирались к нему в назначенный срок, или присоединялись на дороге.
К известным своим искусством сердарам собиралось до 1000 и более всадников. Ехали всегда налегке, не забирая с собой много продовольствия. Легкость и быстрота были главной их тактикой. Они внезапно налетали на селение, хватали и связывали жителей, клали их на крупы своих лошадей и быстро скрывались.
Главной добычей туркмен были люди, а потому они старались возможно меньше употреблять в дело оружие. После аламана добыча распределялась по числу участников поровну, сердар же получал вдвое.
Пленников туркмены не любили держать у себя, а потому быстро продавали скупщикам, отправлявшим их на рынки Бухары и Хивы.
Грабежи и набеги на персов-шиитов, которых туркмены считали худшими из неверных, почитались делом богоугодным и не мешали народу оставаться высокочестным и нравственным в своих взаимных отношениях.
Таково бурное историческое прошлое населяющих область туркменских племен.

Предыдущая страница | Читать далее

Этноним «туркмен» сегодня

Туркмены в национальных костюмах, Туркменистан

Йорук девушки Балыкесире в традиционной одежде

В Анатолии в период позднего средневековья термин «туркмен» постепенно вытеснялся термином «османы». Правящий класс Османской империи до 19 века считал себя османами. В конце 19 века, когда османы переняли европейские идеи национализма, они предпочли вернуться к более распространенному термину «турок» вместо «туркмен», тогда как ранее «турок» использовался исключительно для обозначения анатолийских крестьян.

Использование слова «туркмен» в качестве этнонима турок, проживавших в Иранском Азербайджане, исчезло из общего употребления после 17-18 веков. Он продолжал использоваться взаимозаменяемо с другими этноисторическими терминами тюркских народов этого региона, включая тюрков, татар , аджамов , вплоть до начала 20 века. В начале 21 века «туркмен» остается самоназванием полукочевых племен терекиме , субэтнической группы азербайджанского народа.

В начале 21 — го века, этноним «тюрк» и «Туркменский» все еще используются туркмен из Туркменистана , которые имеют значительные группы в Иране , Афганистане, России, Узбекистана, Таджикистана и Пакистана , а также Ирака и сирийские туркмены , потомки турок-огузов, которые в основном придерживаются турецкого наследия и идентичности. Большинство иракских и сирийских туркмен являются потомками османских солдат, торговцев и государственных служащих, которые были вывезены в Ирак из Анатолии во время правления Османской империи. Турки Израиля и Ливана , а также турецкие субэтнические группы йоруков и карапапаков (субэтническая группа азербайджанцев) также называются туркменами.

Русские в Туркменистане

Несмотря на доктрины Ниязова о плохом отношении к туркменам со стороны Российской Империи и Советского союза, местные не винят во всём русских, понимая, что это дело политики.

В целом, отношение в стране к русским нормальное. Да, и туркмены сейчас весьма порядочный народ, где нет национальной или религиозной ненависти. Притеснения случились в 2005 году, и опять же политика. Туркмены предложили многим русским принять их гражданство, но стали опасаться, что чем больше будет русских будет жить без туркменского паспорта, тем сильнее будет взор России с претензиями о защите своих соотечественников. К сожалению, многих начали выдворять из страны из их домов, обрекая по сути на жизнь с чистого листа. Это единственный негативный период в отношении русских со времен распада СССР. Для статистики в 1960 численность русских была 17% от общего населения, сейчас же эта цифра 4%.

Русские преимущественно живут в Ашхабаде, 2/3 всех русских находится в столице. Город довольно-таки свободный для закрытой страны, кто может занимается бизнесом, есть учёные и учителя.

Происхождение и история туркмен. Салоры и их переселение в Мерв, Ирак и Мангишлак

Салоры, от которых произошло большинство туркменских племен, обитающих в области, были одной из ветвей Огузова племени. Ветвь эта древнего происхождения: она ведет свое начало от Салора, сына Таг Хана и внука Огуз Хана, этого мифического героя тюркских племен, современника Кеюмерса, жившего за 6000 лет до настоящего времени на берегах Иссы-Куля.
Туркмены теке, йомуд и сарык, составляющие главную массу туркмен области, считают своим родоначальником Салор Казана и, как кажется, совершенно основательно. Историю туркмен, как самостоятельной народности, отличной от остальной части Огузова племени, нужно начинать с переселения салор из Туркестана в Мавераннахр, т. е. на левый берег Аму-Дарьи и в округ Мерва. Переселение это было последствием упорной вражды и беспрерывных войн в течение 5-6 поколений с тюркским племенем беджне, которое выгнало их с занимаемых ими до сего времени мест и заставило бежать за Аму-Дарью. Это событие произошло при жизни отца Салор Казана — Энкеша,бывшего старшиной салорского племени во время владычества в Мерве Аббасидской династии в 300 годах мусульманского летосчисления, т. е. около 1000 лет до настоящего времени.
С этого времени, т. е. со времени Салор Казана началась упоминаемая Абуль Гази перемена типа туркмен, обособившая их в отдельную этнографическую группу.
Этим переселением Абуль Гази почти заканчивает связную историю Огузова племени, которое вскоре распалось на мелкие части и прекратило существование в качестве отдельного монархического государства.
Как и где жили салоры с этого времени, Абуль Гази дает нам мало указаний.
Очевидно, часть их продолжала жить в Мерве и при следующих династиях; это мы видим из отрывочных указаний арабских писателей того времени.
После междоусобных войн в царствование Али-Хана многие племена Огузова племени, в числе которых были и салоры с присоединившимися к ним племенами имр, икдыр и другими, откочевали в Мангишлак и в горы Хиссара.
В то же время 10 тысяч кибиток салор под предводительством Дингли Бека ушли в Хорасан, где оставались много лет; оттуда они перекочевали в Ирак и Фарс, и «там устроились, как на родине». Когда султан Мелик Шах, отец Султан Санджара, завоевал Ирак и Фарс и перенес свою столицу в Исфахан (около 1070 г.), часть салоров получила разрешение перекочевать из Ирака в Мангишлак.
«В старину говорили», пишет Абуль Гази: «закочевало Огузово племя. Есть ли для него кочевья, есть ли для него стоянки?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector