Экскурсия во дворец топкапы в стамбуле

Описание комплекса

Описание дворца Топкапы в Стамбуле стоит начать с его устройства. Он был построен по принципу четырех дворов, которые ограждены единой каменной стеной. Ранее мы уже упоминали о главных воротах. Именно они ведут в первый, самый большой двор, который использовали в качестве парка. Здесь до сих пор расположены террасы с потрясающими видами на пролив Босфор. Во дворе также находились подсобные помещения. А вот от прежнего дворца уцелел храм Святой Ирины и фонтаны. Церковь всегда очень бережно хранилась турками.

За вторыми вратами, которые называли «воротами приветствия», находилась канцелярия и хранились казна. Именно этот въезд наиболее известный, поскольку именно он чаще всего присутствует в описании комплекса. Ворота оборудованы двумя башнями. Проехать через них могли только официальные иностранные делегации. Более никто не мог пройти через них. Прочие посетители заезжали только через средние ворота. А вот правитель проезжал во дворец только на коне. За вторыми воротами находился сад. Этот дворик был сделан в период правления Махмеда ІІ в 1465 году. Но окончательный вид он приобрел в 1525-1529 годах. На его территории находились пекарни, госпиталь, кухни и гарем.

В самом конце двора расположены «Ворота счастья», которые позволяют попасть в третью часть комплекса. Именно здесь имеется много всего интересного. Например, хранится коллекция фарфора, который был невероятно ценен во времена султанов. Собрание китайских изделий состоит из более чем 10 тыс. экземпляров. Среди них имеются редчайшие образцы 10-13 веков. В этом же дворе расположены казармы гарнизона, имперские конюшни, здание совета, оружейная палата и прочие строения.

Полезная информация о дворце Топкапы

Чтоб сделать фото дворца Топкапы в Стамбуле внутри, приходите в рабочие часы. Комплекс включает внутренний периметр дворца, гарем и церковь святой Ирины. Закрыт по вторникам, в первый день Рамадана и Курбан-байрама. В остальные дни работает по графику:

  • 9:00-16:45 – с 30 октября по 14 апреля.
  • 9:00-18:45 – с 15 апреля по 29 октября.

Билет во внутренний периметр, то есть во второй, третий и четвертый дворы стоит 60 турецких лир. За вход в церковь святой Ирины гарем придется выложить еще 30 лир, в гарем — 35 лир.

Экскурсии с посещением дворца Топкапы

В заключение расскажу про султанский дворец Топкапы с практической стороны. Дворец стоит в самом центре европейской части Стамбула, в районе Султанахмет. Добираться сюда удобнее всего на скоростном городском трамвае. Садитесь на любой остановке линии T1, выходить нужно на Гюльхане. Оттуда сразу увидите парк, дорожка через него выведет к церкви святой Ирины с западной стороны.

Несколько советов по транспорту

  • Если вы живете в азиатской части, то используйте Мармарай. Это городская железная дорога, которая проходит под Босфором. Выходите на станции Сиркеджи, оттуда двигайтесь на восток к парку. Идти минут 10.
  • Если хотите запомнить дворец Топкапы, фото от входа не помогут. Садитесь на трамвай T1, но выходите заранее, на остановке Каракёй. Это сразу за Галатским мостом, с которого и получаются лучшие фотографии дворца.
  • Из Аксарая, Лалели, Эминёню и Гюльхане можно ходить пешком. В идеале прогулку стоит совместить с посещением мечети Айя-София и парка Гюльхане. Можно прогуляться в сторону площади Беязыт, где был первый дворец.

Обязательно выделите хотя бы пару часов на дворец Топкапы в Стамбуле. Удобное расположение и богатая история просто утверждают – тут надо побывать. Особенно, фанатам «Великолепного века».

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Главная часть дворца

Через «Ворота счастья» можно попасть в личные покои султана и гарем. Это место можно назвать сердцем дворца Топкапы в Стамбуле. Здесь очень много времени проводил сам султан. Кроме того, во дворе проживали пажи правителя, которые находились на службе и обучались искусствам, каллиграфии и музыке. Самые лучшие ученики в перспективе могли стать высокими чиновниками или хранителями реликвий.

Справа от ворот находится переговорная комната. Это очень красивый павильон, в котором правители принимали гостей. В этих стенах визири держали ответ перед султаном, тут же принимали послов и официальные делегации. Внутри павильона установлен красивый трон.

Во третьем дворе жили портные, которые шили одежду для правителя и высокопоставленных лиц империи. Тут же находился павильон имперской казны, портретная галерея, библиотека Ахмеда ІІІ, мечеть. И, конечно же, настоящее сердце дворца – гарем султана.

Для тех, кто ничего не знает о дворце Топкапы

Если вы путешествуете самостоятельно и вам не хочется переплачивать за услуги экскурсовода, то перед посещением Топкапы необходимо подковаться по поводу его значимости, структуры и достопримечательностей, чтобы было понятно, куда смотреть и на что обращать внимание. Дворец Топкапы структурно состоит из нескольких дворов, так как, по сути, это было не просто место жительства султана и его семьи, а административный, культурный, финансовый центр всей Османской империи

План дворцового комплекса хорошо представлен на официальном сайте музея Топкапы. В первый двор можно было попасть через Императорские ворота (Баб-и-Хумаюн). В нем сосредотачивались хозяйственные, служебные помещения — больница дворца, пекарня, мастерские, химическая лаборатория (!). Во второй двор дворца могло попасть уже меньшее количество посетителей через Ворота Приветствий (Баб-ус-Селям). В нем находился вход в гарем, здание, где заседал диван, Башня Справедливости (султан мог не присутствовать на заседаниях дивана, а слушать его через специальный проход из башни), казна, дворцовые кухни (их трубы сразу видны с моря). В третий двор вели Ворота Счастья (Баб-ус-Сааде), сразу за которыми располагался зал аудиенций, в котором султан принимал особо важных гостей. Этот двор иначе назывался внутренним или «эндерун», так как в него выходили покои султана. В нем находилась также сокровищница, школа для будущей знати, обсерватория. В четвертом дворе (самом новом) был разбит красивый парк и построены павильоны, в которых отдыхал султан с семьей и приближенными

Дворец Топкапы структурно состоит из нескольких дворов, так как, по сути, это было не просто место жительства султана и его семьи, а административный, культурный, финансовый центр всей Османской империи. План дворцового комплекса хорошо представлен на официальном сайте музея Топкапы. В первый двор можно было попасть через Императорские ворота (Баб-и-Хумаюн). В нем сосредотачивались хозяйственные, служебные помещения — больница дворца, пекарня, мастерские, химическая лаборатория (!). Во второй двор дворца могло попасть уже меньшее количество посетителей через Ворота Приветствий (Баб-ус-Селям). В нем находился вход в гарем, здание, где заседал диван, Башня Справедливости (султан мог не присутствовать на заседаниях дивана, а слушать его через специальный проход из башни), казна, дворцовые кухни (их трубы сразу видны с моря). В третий двор вели Ворота Счастья (Баб-ус-Сааде), сразу за которыми располагался зал аудиенций, в котором султан принимал особо важных гостей. Этот двор иначе назывался внутренним или «эндерун», так как в него выходили покои султана. В нем находилась также сокровищница, школа для будущей знати, обсерватория. В четвертом дворе (самом новом) был разбит красивый парк и построены павильоны, в которых отдыхал султан с семьей и приближенными.

Дворец Топкапы был заложен не сразу же после завоевания султаном Мехметом Константинополя, а только в 1475 году на месте старого императорского дворца. До этого правители империи жили во дворце на сегодняшней площади Баязида, от которого ничего не сохранилось. А их гарем располагался около Святой Софии на территории будущего комплекса Топкапы (сейчас это Изразцовый павильон). Довольно долго женщины султана и он сам жили раздельно и только в начале 16 века была проведена масштабная реконструкция дворца Топкапы и построен новый гаремный комплекс, в котором были женская половина и мужская, однако теперь они были рядом.

Официальной резиденцией султанов дворец Топкапы оставался вплоть до середины 19 века, пока султанская семья не переехала во дворец Чираган, а затем в Долмабахче.

Третий двор Топкапы

Уже описанные Врата Счастья (или Блаженства, или белых евнухов) открывают доступ посетителям в личные покои султанов, куда ранее входили только с дозволения владыки даже самые приближенные сановники. Здесь несколько примечательных зданий, и первым встречается знаменитая Сокровищница. Несметные богатства многих поколений владык Османской империи страдали, конечно, от набегов и воровства, однако содержит хранилище множество раритетов всех времен и народов. Один из крупнейших ограненных алмазов и правая рука Иоанна Крестителя, которой он окунал в купель Спасителя, хранятся мусульманами наравне со своими святынями, среди которых зуб пророка в золотом ларце и его мантия. Дворец Топкапы признан одной из величайших музейных жемчужин мира, наравне с Оружейной палатой русских царей и хранилищами династии Габсбургов, рекордсменов по времени царствования.

Среди обильных зеленых насаждений третьего двора обнаруживается отдельное здание строгих геометрических форм. Это библиотека, построенная и оборудованная тем же султаном Ахмедом Третьим, что и благотворительный фонтан у входа во дворец Топкапы. Более 24 тысяч экземпляров манускриптов и книг было в этом обширном собрании. Залы для чтения, как и многие другие дворцовые помещения, оборудованы удобными лежанками – диванами. Читали сидя или преимущественно лежа, не ведая о пагубности такого чтения для остроты зрения. Большое количество крупных окон обеспечивало хорошее освещение в читальне.

Парадный фасад библиотечного здания оформлен внушительной колоннадой с двухсторонними входными лестницами. Внизу по центру расположен фонтан с нишей для водяного крана, похожей на нишу мечети. Размеры фонтана явно не соответствуют слабым водяным струйкам, вытекающим из кранов, но нужно помнить о бережливом и даже трепетном отношении в азиатских и восточных странах к воде как одному из главных богатств. Султаны обмывали здесь ступни и руки перед входом в книгохранилище. Кроме такого использования, струи воды открывали сильнее во время приватных разговоров правителя, чтобы никто не мог подслушать содержания беседы.

В третьем дворе расположены и другие здания, помещениями которых пользовались лично османские властители. В них располагались личные покои султанов, привыкших к роскоши и простору. Административные здания включали тронный зал для приема высших гостей и совершения торжественных церемоний, переговорные комнаты и помещения для секретного общения.

Архитектура всех зданий довольно схожа, обязательно используются арки с опорой на колонны, крытые галереи и навесы, множественные купола полусферической формы на крышах, с одним большего размера в центре строения. Различие, например, с Сокровищницей заключалось в двух этажах проходной галереи и в разнообразных деталях декоративного оформления.

Наблюдается сходство и в подходах к внутреннему оформлению помещений самого разного назначения, не считая парадные сооружения для царствующего султана. Везде присутствует обильная орнаментальная роспись с использованием преимущественно растительных ритмических узоров, матовые или крашеные стекла окон с использованием цветных витражей.  Массово применяются колонны из ценного поделочного камня с позолоченными капителями, поддерживающими арочные своды потолков. Традиционные мягкие диваны – непременные атрибуты меблировки, дополняемые только балдахинами и особыми лежанками для султана.

Внутренние дворики помещений служили для кратковременного отдыха вельможных обитателей дворца Топкапы. Здесь в изобилии различные зеленые насаждения – вековые деревья и цветущие кустарники, ухоженные газоны, цветочные клумбы и бордюрные посадки, тщательно постриженные живые изгороди.

Нынешние посетители имеют возможность передохнуть здесь в ходе длительного осмотра достопримечательностей, обменяться впечатлениями, сравнить отснятые кадры и наметить дальнейший маршрут следования. Организованные группы экскурсантов могут послушать комментарии экскурсоводов в более комфортных условиях, нежели среди множества разноязычных туристов и их гидов.

Дворец Маслак (Maslak kasırları)

Павильон Маслак

Этот уникальный архитектурный шедевр вырос на побережье Босфора в 19 столетии. До наших дней в сохранности остались лишь 4 павильона, окруженных густой лесопарковой зоной. В этом лесу когда-то развлекались охотой османские правители, а затем приезжали на отдых в павильоны, декорированные в традиционном восточном стиле.

Каср-ы Хумаюн – это дворец высотой в 2 этажа с просторной мансардой и внушительным балконом. Интерьер украшают прекрасные старинные фрески. Этот павильон считался главным для падишаха – здесь располагались его спальня и кабинет для работы. Теперь этот дворец превращен в самобытный музейный комплекс, в стенах которого можно проникнуться духом прошлого и окунуться в атмосферу османской империи.

Павильон Чадыр Кёшкю уступает предыдущему по внешнему лоску и роскоши. Дворец высотой в 2 этажа выстроен из дерева и имеет восьмиугольную форму. Это прекрасный образец османской деревянной архитектуры.

Павильон Пашалар Даиреси вызывает интерес расположенными в его стенах турецкими банями с потрясающе колоритным, богатым интерьером.
Название последнего четвертого павильона Мабейн-и Хюмайун переводится на русский язык как «личные апартаменты». Именно в этом здании находилась главная султанская резиденция в летний период.

Доехать до павильона Маслак можно на метро линии М2 от площади Таксим до станции Atatürk Oto Sanayi.

Дворец Топкапы: от древности до наших дней


Дворец Топкапы: от древности до наших дней

Место для строительства дворца выбирали недолго, объект возвели на руинах императорского дворца. Откуда в Турции императоры? Исторические хроники рассказывают, что на мысе бухты Золотой рог люди начали селиться со времен неолита, очень приглянулись поселенцам богатые леса и близость моря с его дарами.

Археологи нашли на месте постройки древнейшее городище. Возраст керамики, наконечников стрел доказывает, что люди селились на мысе 8600 лет назад. Обнаруженная полуистертая каменная летопись рассказывает о множестве эпох, прошедших за почти десять тысячелетий.

И все же, откуда тут императоры. В 667 году до н. э. местность облюбовали греческие колонисты. Они прибывали из Мегары (город рядом с Афинами). Свое поселение греки назвали в честь полководца – царя Византия. Поселок успешно торговал, разрастался, превращался в город. Процветающий центр избрали столицей Восточной Римской империи. В ознаменование достижений, на мысе выстроили шикарный дворец, город переименовали в Константинополь. Так Византий стал одной из знаковых столиц древнего мира.

Но все эпохи проходят периоды расцвета и заката. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель разрушил Константинополь. А на руинах дворца приказал построить резиденцию для себя и своих приближенных. Вот так и появился дворец Топкапы.

Замыслы султана не шли ни в какое сравнение с современными миллиардерами. Он задумал построить небывалый комплекс, который бы превосходил все самые красивые строения поверженного Константинополя в частности и империи вообще. Лучшие мастера продумывали и предлагали проекты, ни один не нравился Мехмеду II Завоевателю.

Наконец, в 1459 году султан одобрил задумку мастера и велел заложить первые камни фундамента. Строительство продолжалось 10 лет. Комплекс поражал своими размерами, продуманностью и гармоничным сочетанием красоты, эффективности. Получился настоящий «город в городе» со своими оборонительными сооружениями, защитной стеной.

Название дворца переводится как Пушечные врата. Это имя комплекс получил по наименованию главных ворот. Сегодня их можно увидеть рядом с собором Святой Софии. Ворота не производят грозного впечатления, но ранее это были оборонительные сооружения, в бойницах которых можно было видеть пушки.

Султан Мехмед II Завоеватель выстроил дворец, а Сулейман Великолепный значительно расширил комплекс. Работы начались в первой половине XVIвека и продолжались в течение нескольких столетий. Каждый правитель что-то добавлял, убирал, строил дополнительные объекты на свой вкус, выбор.

Дворец Топкапы видел 25 султанов, они поочередно сменяли друг друга, властвовали в свое удовольствие и каждый отличился собственными деяниями. В XIX веке султану Махмуду II пришло в голову вынести резиденцию за пределы Topkapı Sarayı.

Теперь основная обитель халифа расположилась на берегу Босфора, а старый комплекс продолжал жить своей жизнью. В его покоях обитали наложницы под бдительной охраной евнухов, кипела работа на кухне, музыканты и шуты продолжали свои представления.

Османская империя прожила более 600 лет. Это были годы покоя и войн, разрушений и расцвета. Все рухнуло после Первой Мировой войны. В 1924 году лидер революционного движения Мустафа Ататюрк приказал избавить Топкапы от султанов, сделал из комплекса музей, открытый для всех посетителей.

Второй двор

Древний парламент

На второй двор ведут Ворота Приветствия с остроконечными башнями. По-турецки их название звучит как Орта Капэ.

Кроме цитаты из Корана на них ясно различима надпись о том, что врата эти были изготовлены в годы правления Сулеймана 1.

Сегодня на просторной территории второго двора посажены многочисленные деревья, которые создают приятную тень, проложены пешеходные дорожки.

Правда, на некоторых тропинках встречаются вот такие камушки. Видимо, показывается, как здесь передвигались несколько веков назад.

Второй двор носит название «Двор Дивана» (Divan Meydani). Здесь размещалось ведомство дивана (Imperial Council).

Так назывался в восточных странах совет при султане по управлению государственными делами.

В таких заседаниях участвовали визири и высшие советники. Раньше присутствие самого султана на заседаниях было обязательным.

Но умнейший султан Сулейман Великолепный ввёл свои правила. Он лично в зале не присутствовал. Зато в комнате, прямо над тем местом, где находился Великий визирь, по его указу, было вырезано красивое небольшое окошечко с золотыми прутьями. Вот к этому окошечку султан мог подойти в любую минуту с другой стороны, и, будучи невидимым для других, мог слышать всё, о чём говорят его приближённые. Вот поэтому это окно и называлось «Око султана».

А еще благодаря этому тайному окну султан мог воздействовать на министров и принимаемые ими решения. Если, к примеру, султана что-то не устраивало в процессе заседания, то он закрывал окошко. Это означало, что необходимо прервать заседание и продолжить обсуждение уже в другом зале, но уже вместе с султаном.

Внутри помещения все очень красиво отделано: все выложено мозаикой,

на стенах и потолках росписи,

на мягких диванах постелены ковры.

Но на самом деле, трудно себе представить, как это все роскошно могло выглядеть во времена султанов.

Рядом находится помещение, где хранилась казна.

Оно называлось Внешним Казначейством и работало до середины 19 века.

Здание имеет оригинальную архитектуру: оно сверху имеет 8 куполов, которые опираются на три колонны.

Во все времена здесь хранилась казна государства, а также все ценные личные вещи султана, разнообразные подарки, которые привозились в дар со всего света. Сейчас в этом здании размещается выставочная галерея различных видов оружия (Silah Seksiyonu, Collection of Arms and Armour — так это называется на турецком и английском языках).

В её коллекции содержится более 52 000 единиц оружия, применяемого в разные годы. Здесь есть и арбалеты, и луки, и винтовки, и богато украшенные кинжалы. Интересно на всё это посмотреть. Но только… пусть эта красота навсегда останется под стеклом. Может быть, еще и поэтому фотографировать внутри строго запрещено?..

Из всех строений Второго двора выделяется Башня Справедливости.

Кроме уже перечисленного в этом дворе находились конюшни, мечеть и другие строения, предназначенные для прислуги. А еще здесь располагались хаммам-бани.

В эти помещения можно и сейчас зайти внутрь. Здесь представлены различные старинные банные принадлежности.

Ну и еще на Втором дворе находится макет Дворца Топкапы, где можно наглядно изучить все его многочисленные постройки.

Поговорим о вкусном и не всегда полезном

Немного в стороне размещался целый комплекс дворцовых кухонь, где ежедневно трудились сотни, если не тысячи слуг султана. Их легко можно отличить по огромным вытяжным керамическим трубам-воронкам.

В их состав входили Главная кухня, где отдельно шло приготовление блюд для султана и его гарема, вместительные кладовые, отдельные помещения для приготовления сладостей и десертов, ну и, конечно, нужно было накормить всех жителей и гостей великого дворца.

Ежедневно во дворце готовились кушанья для 5 000 человек. Для султана была отведена специальная, особо охраняемая кухня.

Перед тем, как положить еду на блюдо и отнести правителю, её заворачивали в бумагу и перевязывали лентой

Эта особая предосторожность была нужна для того, чтобы по дороге от кухни до стола падишаха никто не смог добавить в еду какой-нибудь изысканной приправы типа яда или чего-то подобного. Надо сказать, что предосторожность частенько не срабатывала: из 25 султанов почти половина умерла насильственной смертью

Сейчас в этих помещениях выставлена для осмотра посетителями уникальная коллекция фарфора и другой посуды совершенно различных цветов, размеров и используемых для их изготовления материалов. Среди них сохранились раритеты, которые датируются 7 веком! А всего на выставке представлено более 10 000 уникальных, восхитительных образцов применяемой в разных странах и в разное время посуды.

Дворы гарема и покои наложниц

Покои фавориток, главных служанок и вообще всех наложниц султана в основном находятся на втором этаже гарема. К сожалению, вход на второй этаж для посетителей закрыт с целью сохранения исторического памятника.

Открытие верхних этажей опасно, ведь лестницы наверх сплошь деревянные.

Второй этаж гарема – покои наложниц султана – закрыт

Можно лишь представлять, что там наверху.

Второй этаж гарема закрытИнтересно, что решетки даже на внутренних окнах

А вот внутренние дворики гарема (дворики наложниц и валиде-султан) открыты:

Фаворитки жили на втором этаже, но зайти туда сейчас нельзяВнутренний дворик в гареме Топкапы очень симпатичныйКомнаты наложниц, жен и прислуги были на втором этаже, ставки на окнах наглухо закрыты

Из этих окон наложницам было удобно наблюдать за бассейном, где плескались, развлекая женщин, дворцовые карлики:

Бассейн в гареме

Дворец в наши дни

Топкапы – это музей под открытым небом, хотя есть тут и обычные экспозиции внутри зданий. Во дворце есть внешний периметр – это первый двор, а есть внутренний – второй, третий и четвертый дворы. Вход во дворец Топкапы в Стамбуле бесплатный, но это касается только первого двора. Формально внешний периметр даже не относится к музею, но здесь тоже есть, что посмотреть. С первого двора и начнем прогулку.

Первый двор

Внутрь – пока еще бесплатно – мы заходим через главные Императорские Ворота. При султанах здесь стояли подсобки и дома прислуги, только сюда пускали обычных людей. Теперь здесь стоят уже не подсобки, а памятники архитектуры – бывшая хлебопекарня, казарма, монетный двор. Отсюда можно попасть в археологический музей и в сам дворец Топкапы в Стамбуле. Фото схемы территории поможет разобраться.

Внутри первого двора стоит и церковь святой Ирины. Первую базилику на этом месте построили в начале IV века, современное здание отстроили после землетрясения 740 года. После прихода турок церковь не стали переделывать в мечеть, а просто открыли тут склад оружия. Ныне внутри концертный зал, но зайти сюда стоит ради древних интерьеров (довольно простых, скажу честно), которым больше 1200 лет!

Второй двор

Во внутренний дворец Топкапы (Стамбул) мы попадаем через Ворота Приветствия. Здесь нужно купить билет и пройти проверку металлодетектором. Но в прошлом все было еще суровее – простолюдины не могли попасть во второй двор вообще. Во внутреннем периметре султан общался с гостями, пока служащие вели дела в канцелярии. Тут же находилась и казна, и кухня для жителей дворца.

На территории второго двора сейчас показывают выставки. Если стоять спиной к Воротам Приветствия, то справа будет длинный зал кухни. Внутри собрана коллекция азиатского фарфора и холодного оружия. Слева находятся конюшни, в них организуют временные выставки. За конюшнями ближе к третьему двору стоит башня Правосудия –самое высокое здание дворца. Под башней – вход в гарем, но о нем позже.

Третий двор

Проходим второй двор по прямой аллее и выходим к Воротам Счастья. Здесь дворец Топкапы в Стамбуле переходит в личные покои султана. Во времена империи османов в этом дворе работал зал для аудиенций, библиотека, сокровищница. В эндеруне жил султан и его близкие, а в шимширлике – дворе с самшитовыми деревьями – держали наследников престола.

В экспозиции музея особо советую заглянуть в сокровищницу. Здесь хранится «кинжал Топкапы», полумифическое оружие. По легенде, ассасины убивали им братьев будущего султана, чтоб те не помешали наследнику занять престол. На рукоятке кинжала с алмазами, по той же легенде, были часы – чтоб точно знать время убийства. Всего же дворец Топкапы в Стамбуле содержит 60 тысяч экспонатов! Есть и уникальные:

  1. «Алмаз Кашикчи», похожий на ложку – 86 карат!
  2. Инкрустированный перламутром веер.
  3. Официальная султанская печать.
  4. Мантия пророка Мухаммеда.
  5. Посох Моисея.
  6. Портрет Сулеймана Великолепного.

Четвертый двор

Между сокровищницей и палатой пажей в третьем дворе найдем небольшой проход. Он ведет в четвертый двор, где султан и придворные отдыхали. Полюбуйтесь на павильоны и фонтаны по пути к главному зрелищу. Лично я уверен, что дворец Топкапы (Стамбул) стоит посетить ради вида на бухту, пролив и море. После прогулки по четвертому двору возвращаемся тем же путем к выходу.

Гарем Топкапы

Во втором дворе задержимся, помните же про гарем? Он стоит как бы в стороне от основных дворов, потому что это пристройка. Сулейман I специально для Роксоланы перенес гарем из Изразцового павильона в новый комплекс у самого дворца. Гарем султана во время Османской империи был одним из самых закрытых мест во всей стране. Наверное, поэтому сейчас за вход сюда придется заплатить отдельно от всего дворца.

Гарем – это то, ради чего многие и едут во дворец Топкапы в Стамбуле. Покои Хюррем, фото в которых обязательно делают все девушки, включают разные павильоны и комнаты. Здесь есть двор матери султана, двор любимых наложниц и жен, двор евнухов, бассейн, тайные комнаты. Пройдитесь по Золотому Пути – по нему каждую ночь в покои султана шла одна из наложниц.

Если не задерживаться подолгу у каждого экспоната, то на прогулку по всему комплексу хватит 3 часов. Когда закончите, выходите через Императорские Ворота в первый двор и обходите церковь святой Ирины слева. Сразу за ней будет дорожка, которая выведет вас к мечети Айя-София – символу Стамбула. Если же пойти от церкви святой Ирины направо, то попадете в просторный парк Гюльхане.

Дворец Топкапы путеводитель. Дворец Топкапы — самый посещаемый музей в Стамбуле

Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому насчитывается более 5 столетий. Исторический комплекс раскинулся на живописном мысе Сарайбурну (в переводе с турецкого «дворцовый мыс»), в месте, где знаменитый пролив Босфор соединяется с Мраморным морем. Некогда главная резиденция османских правителей сегодня преобразована в музей, который входит в топ самых посещаемых достопримечательностей мегаполиса.

Дворец Топкапы в Стамбуле занимает невероятную площадь в 700 тысяч кв. метров, что делает его одним из самых крупных музеев в мире. В состав комплекса входит четыре двора, в каждом из которых располагаются свои уникальные достопримечательности. Из-за таких масштабов строения дворец часто называют отдельным городом внутри Стамбула.

В залах замка представлено на обозрение не менее 65 тысяч экспонатов, что составляет лишь десятую часть от общей дворцовой коллекции. А само убранство музея пестрит искусными мозаиками, росписями, мрамором и элементами из золота. Если вы все еще не можете решиться посетить это место, то представляем вашему вниманию нашу подробную статью о дворце Топкапы в Стамбуле с фото и описанием, которая полностью развеет все ваши сомнения.

Краткая история

Мехмед Завоеватель

Султанский дворец Топкапы начали возводить в 1463 году при правлении Мехмеда Завоевателя — прославленного османского падишаха, которому удалось подчинить неприступный Константинополь. Местом для будущей знатной резиденции послужил мыс Сарайбурну, где когда-то возвышался византийский императорский замок, но к 15 веку он был практически разрушен, и от него осталась лишь церковь Святой Ирины.

Изначально дворец использовался султанами для проведения официальных заседаний и приема иностранных гостей. Женщины и дети в тот период на территории резиденции не проживали. Но уже в 16 веке во времена правления Сулеймана I Великолепного замок претерпел большие изменения. По просьбе своей жены Роксоланы (Хюррем), которая хотела жить как можно ближе к мужу, падишах отдает приказ перенести гарем в дворец Топкапы.

Вплоть до середины 19 века сооружение служило официальным местопребыванием османских правителей. Все изменилось в 1842 году, когда султан Абдул Мержид I, удрученный средневековыми интерьерами Топкапы, распорядился построить новый замок в стиле барокко, способный конкурировать с именитыми европейскими дворцами. Новая резиденция получила название Долмабахче , ее строительство было завершено в 1853 году, и именно тогда Топкапы утратил свое былое значение.

После падения Османской империи президент Турецкой республики Ататюрк присваивает Топкапы статус музея (1924 год). И сегодня этот исторический комплекс ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у музея Мевланы в Конье ).

Структура дворца

По фото дворца Топкапы в Стамбуле сложно понять, насколько масштабно это строение: ведь замок состоит из четырех крупных дворов, в каждом из которых представлены свои знаковые объекты.

Двор №1

Это самая крупная секция из четырех, именуемая Двором Янычар. Одной из наиболее примечательных достопримечательностей данной части замка выступают Императорские ворота, через которые когда-то въезжали в резиденцию великие турецкие султаны. И именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя Софью (подробно о соборе читайте здесь .). Сегодня же любой путешественник имеет возможность пройти через некогда знатные ворота. Их двери полностью состоят из мрамора, а фасад украшают золотистые надписи на арабском языке.

Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили церемонии пятничных намазов. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. А особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector