Театр диониса

Бог Дионис

Дионис известен также как «бог с бычьими рогами», так как он любил принимать вид данного животного. Это сын Зевса и Семелы, фиванской царевны. По легенде, Зевс, явившийся в сверкании молний перед своей возлюбленной, нечаянно испепелил ее, однако успел выхватить недоношенного Диониса из пламени и зашить его себе в бедро. Бог в положенный срок родил ребенка, после чего отдал его нимфам на воспитание. Дионис, странствуя по свету, повстречал Ариадну, покинутую Тесеем, и женился на ней. Царь Фив Пенфей пытался заточить его в темницу, но Дионис жестоко покарал его: по его приказу менады в ярости разорвали этого царя на куски.

Театральное действо — тогда и сейчас…

Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала – тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.

Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.

Первое в мире вино

Безусловно, главный символ бога Диониса — вино. И появилось оно именно благодаря его старому другу Ампелию. Однажды тот погиб, оказавшись на пути разъяренного быка. Впрочем, также существует версия, по которой погиб Ампелий из-за того, что на него обрушилась скала.

Дионис без безутешен. Он сделал всё, чтобы оживить своего старого друга и учителя. Даже полил его тело амброзией, надеясь, что тот оживет. Но эффект получился совсем нет таким, как ожидалось. Тело несчастного сатира внезапно превратилось… в виноградную лозу. А когда на ней созрел виноград, Дионис выдавил из него сок, из которого вскоре получилось первое вино. После этого молодой бог отправился в долгое путешествие по всей Элладе, а также далеко за её пределы, включая Индию. Везде он высаживал виноград и учил местных жителей, как получать из него вино.

Таким был страшный дар простым смертным от веселого бога.

Атрибуты

Без атрибутов не обходится ни один уважающий себя бог с Олимпа. По ним исследователи легко понимают, какой небожитель изобретен на картине, отчеканен на монете или высечен в камне.

Разумеется, есть определенные атрибуты и у Диониса. Чаще всего его изображали с:

  • виноградной лозой,
  • тирсом (жезл), увенчанным сосновой шишкой,
  • плющом.

И каждый из этих атрибутов вовсе не случаен. С виноградной лозой всё понятно — из этих ягод делают вино. Сосновая шишка, украшающая собой жезл бога Диониса, тоже появилась не просто так. По некоторым данным шишки использовались в Элладе при производстве вина. Наконец, плющ по поверьям древних греков предохранял от опьянения. Неслучайно можно увидеть картины и барельефы, на которых пирующие надевают на головы венки, сплетенные из плюща.

Семейная жизнь

Несмотря на весьма неуживчивый характер и частые вспышки гнева, Дионис обзавелся супругой. Всем любителям эллинской мифологии хорошо знакомо имя Ариадны — той самой, которая помогла Тезею убить страшного Минотавра. Однако недальновидный герой обманул девушку, влюбившуюся в неё, и разбил ей сердце. Она даже хотела покончить с собой, сбросившись со скалы, но поблизости оказался шаловливый Дионис, греческий бог виноделия.

Влюбившись в девушку, он сделал её своей супругой. Вместе они прожили довольно долго, успев родить много детей. По разным данным их количество отличается — многие легенды сплетены, а их персонажи зачастую сливаются друг с другом. Но эксперты сходятся во мнении, что детьми Диониса и Ариадны являются:

  • Фоант,
  • Стафил,
  • Энопион.

С другими персонажами история не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.

Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.

Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.

Впрочем, взбалмошный и развязный бог виноделия не отличался супружеской верностью. Поэтому были у него и дети на стороне. Например, сына Флианта его родила Арефирея, а Телета — наяда Никея.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Краткая история и описание

Когда-то, в далекие времена, сердцем духовности Афин по праву считался Акрополь. Именно здесь в IV веке до нашей эры проходили торжественные шествия во славу того или иного божества, проводились обязательные, в то время, жертвоприношения, спортивные состязания, разыгрывались небольшие сцены из жизни богов.

Театр на фоне Афин

Правивший тогда Писистрат, был большим почитателем бога Диониса – покровителя веселья, виноделия, религиозного экстаза и оргий. Благодаря стараниям правителя Афин, на южной стороне Акрополя сначала было построено Святилище Диониса Элевтерея, в котором стояла древняя статуя божества, а спустя некоторое время старый храм было решено заменить новым.

Теперь в центре нового Святилища возвышалась, выполненная из слоновой кости и украшенная золотом, новая статуя бога Диониса. Недалеко от храма по указу Писистрата была построена танцевальная площадка, которая и стала тем первым «кирпичиком», благодаря которому на свет «родился» Театр Диониса.

Вид на театр от Акрополя

Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными — каменными. И это неудивительно, ведь грекам так полюбились театральные постановки, что со временем они стали не частью религиозных церемоний и общественных празднеств, а совершенно отдельным, со своими правилами и традициями, видом искусств.

Во многих исторических документах встречаются интересные описания этой удивительной римской архитектуры, одного из самых древнейших театров на нашей планете. Согласно ним, первый ряд Театра Диониса насчитывал 67 кресел, сделанных из дорогостоящего и редчайшего мрамора и, предназначенных вовсе не для простолюдинов, а для почетной знати. Интересно будет знать, что на некоторых из них даже были высечены имена людей, правивших древнейшим греческим городом. К слову, и сегодня можно увидеть эти кресла с высеченными на них именами, правда, сохранились они до наших дней далеко не все.

Театр на фоне Акрополя

Во втором ряду, на небольшом выступе расположено кресло римского императора Адриана, который слыл большим любителем поэзии, философии и театрального искусства. Кроме этого, здесь, но чуть позже, любил выступать и еще один римский император – Нерон, «прославившийся» на весь мир своим дурным вкусом и тем, что в свое время сжег столицу величайшей Римской Империи.

Театр Диониса, по предположениям практически всех археологов, принимавших участие в его раскопках, мог вмещать в себя практически 17 тысяч человек, желающих увидеть воочию театральное действо. Эта цифра, по современным меркам, совсем незначительна, но для того времени она была довольно внушительна, и составляла практически половину всего населения Афин. В связи с большими размерами Театр Диониса не имел перекрытий для крыши, поэтому все — и участники, и зрители находились под открытым небом, а происходящее на сцене освещалось естественным светом.

Вид на театральную сцену и мраморный бортик вокруг неё

Театр Диониса, построенный в V-м веке до нашей эры, на протяжении своего существования претерпевал некоторые изменения. Как уже было сказано выше, деревянные кресла и сцена были заменены на мраморные. В I-м веке уже нашей эры, когда кроме театральных постановок было принято проводить цирковые и гладиаторские представления, первый ряд был дополнен бортиком из мрамора и железных прутьев, которые позволяли безбоязненно наблюдать зрителям за кровопролитными сражениями и хищниками.

Во II-м веке, когда к власти пришел римский император Нерон, реставрация «коснулась» и ближней части сцены – орхестра, где располагался хор. Ее сделали более рельефной и украсили картинами, сюжет которых был взят из мифов о Дионисе.

Вид со сцены театра

Альтернативная версия происхождения

Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.

Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.

Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.

Театр Диониса в наше время

Сегодня власти Греции говорят о том, что на реставрацию Театра Диониса уже выделено более шести миллионов евро, которые удалось собрать не только благодаря финансированию из бюджета страны, но и некоммерческой организации «Диазома», известной в Греции своим стремлением к защите и сохранению древнейших памятников истории и архитектуры.

Зрительские каменные сиденья

Реставрационные работы намечено завершить уже к середине 2015 года. За это время планируется провести и работы, связанные с укреплением стен, добавлением новых ярусов сидений, а также отреставрировать многочисленные декоративные элементы. Реставрация и восстановление Театра Диониса были доверены греческому архитектору Константиносу Болетису, который и возглавил, гигантский по своему объему и сложности, проект.

Путешественникам, отправляющимся в Грецию, интересно будет узнать, что и возле самого Театра Диониса также сохранились памятники архитектуры, относящиеся к древней эпохе. Было бы непростительно не упомянуть о храме богини Артемиды (покровительницы всего живого), который расположен в скале, нависающей над Театром Диониса.

Первый ряд мраморных кресел для почётных зрителей

Здесь же, когда-то была размещена часовня Панагии Спилиотисы – Пещерной Богоматери, к ее помощи взывали женщины, у которых тяжело и долго болели дети. Также неподалеку от Театра Диониса можно увидеть две коринфские колонны, свидетельствующие о том, что на этом месте стоял мемориал – символ грандиозной победы театрального коллектива на одном из многочисленных фестивалей, с успехом проводившихся в Древней Греции.

Происхождение


Панорамный вид на античный театр в Эпидавре .

Древние греки ценили силу устного слова, и это был их основной метод общения и рассказывания историй. Бан и Бан пишут: «Для греков устное слово было живым и бесконечно предпочтительным по сравнению с мертвыми символами письменного языка». Сам Сократ считал, что если что-то записано, оно теряет способность к изменению и росту. По этим причинам, среди многих других, в Греции процветало устное рассказывание историй.

Греческая трагедия в том виде, в каком мы ее знаем, была создана в Афинах примерно в 532 году до нашей эры, когда Феспис был самым ранним из известных актеров. Будучи победителем первого театрального конкурса, проведенного в Афинах, он был экзархоном или лидером дифирамбов, исполняемых в Аттике и ее окрестностях, особенно в сельской Дионисии . Ко времени Фесписа дифирамб ушел далеко от своих культовых корней. Под влиянием героического эпоса, дорической хоровой лирики и нововведений поэта Ариона он стал повествовательным, балладоподобным жанром

Из-за этого Фесписа часто называют «отцом трагедии»; однако его важность оспаривается, и Феспис иногда упоминается как 16-е место в хронологическом порядке греческих трагиков; государственному деятелю Солону , например, приписывают создание стихов, в которых персонажи говорят собственным голосом, а устное исполнение гомеровских эпосов рапсодом было популярно на фестивалях до 534 г. до н.э

Таким образом, истинный вклад Тесписа в драму в лучшем случае неясен, но его имени дали более продолжительную жизнь в английском языке как общий термин для исполнителя, то есть «актер».

Драматические представления были важны для афинян — об этом свидетельствует создание конкурса трагедий и фестиваля в Городе Дионисии. Возможно, это было организовано для того, чтобы укрепить лояльность среди племен Аттики (недавно созданной Клисфеном ). Фестиваль был создан примерно в 508 году до нашей эры. Хотя не существует драматических текстов шестого века до нашей эры, мы знаем имена трех конкурентов, помимо Фесписа: Херила, Пратина и Фриниха . Каждому из них приписывают различные инновации в этой области.

Некоторые сведения о Фринихе известны. Он выиграл свое первое соревнование между 511 и 508 годами до нашей эры. Он создавал трагедии на темы и сюжеты, которые позже использовались в золотой век, такие как Данаиды , Финикийские женщины и Алкестида . Он был первым известным нам поэтом, использовавшим историческую тему — его « Падение Милета» , написанное в 493–494 годах, повествовало о судьбе города Милета после его завоевания персами. Геродот сообщает, что «афиняне выразили свою глубокую скорбь по поводу взятия Милета разными способами, но особенно в этом: когда Фриних написал пьесу под названием« Падение Милета »и поставил ее, весь театр заплакал; они оштрафовали. Фриниху тысячу драхм за то, что он напомнил о бедствии, которое затронуло их лично и навсегда запретило исполнение этой пьесы ». Также считается, что он первым использовал женские персонажи (но не исполнительницы женского пола).

До эллинистического периода все трагедии были уникальными пьесами, написанными в честь Диониса и сыгранными только один раз, так что сегодня у нас есть прежде всего пьесы, которые все еще достаточно хорошо помнят, чтобы их можно было повторить, когда повторение старых трагедий стало модным (случайности выживание, а также субъективные вкусы эллинистических библиотекарей в более поздней истории Греции также сыграли роль в том, что уцелело от этого периода).

Культ

По легендам вокруг Диониса всегда кипела жизнь. Его окружали сатиры и менады, находившиеся в изрядном подпитии. Неудивительно, что попадаться на пути такой орды было откровенно опасно — опьяненные люди и полулюди могли разорвать любого неугодного богу путника. Кстати, именно так погиб прославленный поэт Орфей — его кровь на руках пьяных менад. Название таких празднеств — вакханалии — появилось от второго имени покровителя виноделия.

А вот как отмечался праздник бога Диониса на самом деле?

До нашей эры он вообще не входил в число наиболее почитаемых обитателей Олимпа. Силу он начал набирать, когда могущественная Эллада пришла в упадок — ориентировочно в 5-7 веках. Уж тут поклонники развернулись по полной!

Конечно, вино во время таких празднеств употреблялось без всякой меры. Причем если в обычные дни эллины сильно разбавляли его водой, то на праздниках пили спиртное в чистом виде, что приводило к разжиганию инстинктов. Поэтому на празднествах происходили самые разные инциденты — начиная с массовых оргий, заканчивая убийствами. Озабоченные этим власти приняли решение резко ограничить людей, восхваляющих Вакха. Запретили проводить праздники чаще раза в два года, да и место для них резко ограничили — только на горе Парнас. На остальной территории Греции вакханалии вообще запретили. Праздники же, которые устраивали садоводы и земледельцы, чтобы задобрить Бахуса, стали куда более скромными. Кровавые жертвы (раньше были и такие!) заменили скромным подношением плодов, а вместо безудержного пьянства и оргий оставили игры ряженых.

Ещё раньше борьбу с пьянством и вакханалиями начали в Риме. Когда местные жители переняли культуру греков, власти быстро поняли опасность чрезмерного поклонения Дионису. Поэтому уже во втором веке до нашей эры проводились масштабные репрессии против вакханалий и участников. Так что, здесь до настоящих оргий, какие встречались в Древней Греции, не дошло.

Происхождение и история греческого театра

Происхождение трагедии

Точное происхождение трагедии в греческом театре все еще является предметом дискуссий среди ученых. Некоторые связывают появление жанра с более ранней формой искусства, лирическим представлением эпической поэзии. Другие, со своей стороны, предполагают тесную связь с ритуалами, совершаемыми при поклонении Дионису (богу вина).

Защитники этой последней теории предлагают в качестве доказательства жертву козлов, ритуал песни под названием траг-одия и использование масок. Эти элементы были частью культа этого бога и также можно было увидеть в трагических работах.

Они также объясняют, что обряды питья приводили к тому, что верующие теряли полный контроль над своими эмоциями. Сравнение было установлено с тем фактом, что актеры (называемые лицемерами) должны были стать другим человеком, когда они действовали. Эта группа ученых считает Диониса богом театра.   

С другой стороны, этимологически трагедия происходит от слов ласточки (коза) и оде (песня). Защитники теории Дионисия предположили, что она имеет отношение к дитирамбосам (гимнам богу Дионису) малых городов. В дифирамбах переводчики носили козлиную шкуру и имитировали «кабриолеты» (колесики).

Происхождение комедии

Этимологически слово комедия происходит от komoidía и происходит от греческого komos (процессия comparsas, которая пела и танцевала). Эти comparsas бродили по улицам, делясь песнями и шутками со зрителями во время Дениз.

Само по себе точное происхождение комедийных пьес в греческом театре точно не известно. Тем не менее, есть подозрение, что он прошел долгий путь до письменных записей. Считается, что это связано с обычаем людей, которые маскировались подражать другим.

Теперь первые признаки такой активности в греческом мире были обнаружены с помощью керамики. Украшение в 6 веке до нашей эры С. часто изображал актеров в костюмах лошадей, сатиров и танцоров в преувеличенных костюмах.

С другой стороны, еще одно возможное происхождение — стихи Архилоха (седьмое столетие до н.э.) и Гиппонакса (шестое столетие до н.э.). Они содержали грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, защищенное Аристотелем, было найдено в фаллических песнях, которые пели во время Дионисийских фестивалей. Эти песни были похожи на дифирамбическую и номическую поэзию.

история

Что касается трагедии, то ученики греческого театра начинают свое дело с греческого поэта Тесписа (Афины, 6 век до н.э.). Согласно древней традиции, Тэспис был первым актером в греческой драме.

Его часто называли изобретателем трагедии, и его имя было названо первым, кто организовал трагедию в Великой Дионисии (534 г. до н. Э.).

Согласно Аристотелю, трагедия была полностью хоровой, пока этот греческий драматург не представил пролог и внутренние дискурсы. Это было первым, чтобы переплетать хоровую песню с речами актера. Кроме того, трагический диалог начался, когда Thespis обменялись диалогами с руководителем хора.

Что касается комедии, исторические источники указывают, что сначала они были импровизированы. Впоследствии они были организованы и структурированы. Как и трагедия, ее появление как жанра греческого театра было связано с празднествами в честь бога Диониса, которые отмечались с 442 года до нашей эры..

В этом смысле Аристофан (446 до н.э.-386 до н.э.) считается «отцом комедии». Ему также присвоено звание «Принц старой комедии». Говорят, что Аристофан воссоздал жизнь древних Афин более убедительно, чем любой другой автор..

Их умение высмеивать боялись и признавали влиятельные современники. Одна из его работ, «Облака» (считающаяся клеветой), внесла свой вклад в суд и последующий смертный приговор философа Сократа.  

Театр Ликурган [ править ]

Проедрия из театра Ликурган.

Ликург был ведущей фигурой в афинской политике в середине — конце четвертого века до верховенства Македонии и контролировал финансы государства. В своей роли эпистата Театра Диониса он также сыграл важную роль в преобразовании театра в каменное сооружение, которое мы видим сегодня. Возникает вопрос, как далеко поднялся на холм каменный театр этой фазы; либо вплоть до скалы Акрополя ( катаоме ), либо только до перипатоса . Так как Хорагический памятник Фрасиллос 320/319 до н.э. потребовал вырезать поверхность скалы, так что вероятно, что эпитеатронза пределами перипатоса к тому времени достигли бы этой точки. Однако монета периода Адриана грубо предполагает разделение театра на две части, но только на одну диазому или горизонтальный проход, а не на две, если эпитеатрон проходил мимо перипатоса. Зрительный зал был разделен двенадцатью узкими лестницами на тринадцать клиновидных блоков, керкидывнутри двух южных несущих стен проходили две дополнительные лестницы. У каждой ступеньки небольшой уклон, передний край почти на 10 см ниже заднего. Сиденья были 33 см в глубину и 33 см в высоту с выступающей вперед кромкой, всего семьдесят восемь рядов. Два передних ряда, частично сохранившиеся до наших дней, состоят из пятиугольных каменных стульев или тронов; это были проэдрии или почетные места. Первоначально их было шестьдесят семь, уцелевшие носили имя священника или должностного лица, занимавшего его, все надписи датируются периодом более позднего, чем четвертый век, хотя и со следами стирания, и относятся к эллинистическому или римскому периодам. Центральный трон принадлежал жрецу Диониса, который ориентировочно датируется первым веком до нашей эры. По направлению к оркестру есть преграда римской эпохи, затем дренажный канал, современник театра Ликурган.

Скин этого этапа был построена спиной к спине с ранее длинным залом или Стоа брекчией основой которого остается. Очевидно, что новое здание скены состояло из длинной камеры, из которой с обоих концов выходили на север две прямоугольные параскении . Существовал ли также отдельный проскенион в Ликурганском театре, является предметом споров, несмотря на литературные свидетельства того периода, но нет твердого согласия, где и в какой форме он принял. Это эпоха новой комедии Менандра.и поздняя трагедия, из-за которой иногда предполагают, что хор исчез из постановок. Кроме того, предполагается, что сокращение использования оркестра будет означать или допустить повышение сцены, на которой будет происходить все действие.

Сельские дионисии

Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.

Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.

Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.

На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.

Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.

Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.

Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.

В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.

В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Помпа и проагон

Считается, что помпа занимала большую часть первого дня празднования. Когда солнце садилось, наступало время для комоса — веселого праздничного шествия.

На второй и третий день проходили состязания детских и мужских дифирамбических хоров. Затем, в течение 3-4 дней проводились драматические агоны, и это была кульминация праздника.

В дифирамбических хорах принимали участие знаменитые поэты (Пиндар, Симонид) и лучшие флейтисты. В завершение этих соревнований совершалось жертвоприношение — в жертву приносили молодых бычков. Мясом угощали всех присутствующих.

А далее начинался пир. Это было не только веселое, но и достаточно опасное время, поскольку толпы пьяных людей, изображающих свиту Диониса, в угаре были способны даже на преступление.

На следующий день, когда в городе более-менее наводился порядок, драматурги объявляли названия ставящихся пьес. Они выбирались судьями по жребию (проагону). Примерно в середине 5 века н.э. проагоны проводились у подножия Акрополя.

Как проходили театральные действа

Представления в театре были особенными:

  1. Во всех спектаклях было не более 3-х актеров, а первые постановки разыгрывал один человек.
  2. Главные и второстепенные роли определялись по жребию.
  3. Во время спектакля актеры надевали на лицо маски, соответствующие эпизоду. Для смены маски требовалось затратить минимум времени: отвернуться или присесть, а затем быстро вернуться в исходное положение.
  4. Все роли, даже женские, исполняли мужчины.
  5. Все реплики актеров для усиления звука повторяли хористы.

Постановки проходили в течение длительного времени: до 10 часов, и актеры должны были исполнять роли безупречно. При этом от них требовалось не только выразительно декламировать стихи, но и петь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector