Взгляд на таджиков

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь — Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство

Христиане в Таджикистане составляют религиозное меньшинство. Дело в том, что в этой стране любая миссионерская деятельность представителей не ислама запрещена. Среди таджикских христиан больше всего православных.

В основном это русские, проживающие в центральных районах страны. По состоянию на 2010 в Таджикистане насчитывается около 80 тыс. православных, что составляет около 1,2 % населения страны.

80 тыс
или 1,2% населения Таджикистана — православные христиане

Территория Таджикистана входит в состав канонической территории Русской православной церкви. Из-за этого обстоятельства большинство таджикских православных являются членами Душанбинской епархии Русской православной церкви с епархиальным управлением в Душанбе (кафедральный храм — Собор Николая Чудотворца (Душанбе)).

Святоникольсая Церковь в Душанбе Православная церковь в Душанбе Таджикистан. Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии

Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс. протестантов.

В это число входят пятидесятники (4,7 тыс., включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитериане из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентисты, баптисты, лютеране и др.

Протестанты шире всего представлены в крупных городах страны: в Душанбе и Худжанде, а также на севере республики, в Согдийской области. Обычно протестантизм в стране исповедуют корейцы, русские, украинцы, немцы, армяне, осетины. Растёт количество новообращенных таджиков.

В Таджикистане в наши дни живет не более двухсот католиков.

В Таджикистане неоднократно отмечаются случаи дискриминации, преследования и террора против протестантов. Кроме того, преследованиям со стороны родственников и соседей подвергаются протестанты, обращённые из ислама.

Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины.

Духовный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе. Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане

Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек.

Таджикские католики объединены в три прихода (в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне), которых окормляют 5 священников. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении.

Литература

  1. Андреев М. С. По этнографии таджиков // Таджикистан. Таш., 1925;
  2. Бартольд В. В. Таджики. Исторический очерк // Соч., Т. 2, ч. 1, М., 1963;
  3. Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.
  4. Гафуров Б. Г. История таджикского народа. М., 1952.
  5. Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972;
  6. История таджикского народа. Т. 1—3, М., 1963—65;
  7. Кисляков Н. А. К вопросу об этногенезе таджиков // Советская этнография. Т. 6—7, М., 1947;
  8. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972;
  9. Мандельштам А. М. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в среднеазиатском междуречье // в сборнике: Советская археология. Т. 20, М., 1954;
  10. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1, М., 1962;
  11. Таджикская ССР. Душ., 1974.

Родные для таджиков языки.

Массово проживая на территориях таких очень разных современных государств как Афганистан и Таджикистан, Киргизия и Пакистан, и при этом используя в своём обиходе большое количество разнообразных диалектов, все таджики способны понимать друг друга. Причиной тому, язык отец-основатель – персидский.
Можно утверждать, что понятие «таджикский язык» настолько же молодое, насколько и относительно искусственное. Оно введено в лингвистический обиход, в 1920-х годах, на то время ещё юной Советской властью, в рамках культурно – политической программы по разграничению народов Средней Азии. С тех пор, и доныне, Таджики Узбекистана и Таджикистана пишут кириллицей, тогда как их братья в Афганистане и Пакистане уверенны , что говорят на дари и персидском, используя при этом арабо-персидскую вязь.
На сегодняшний день прослеживается лингвистическая универсализация основных диалектов, в единую для таджиков речь, на основе арабо-персидской грамматики.

Присоединение к России

Новый виток развития народа начался только в 1868 году. Постоянно нуждающаяся в новых рынках сбыта Российская империя, борясь с Англией, ускорила присоединение Средней Азии к себе. Практически весь эмират стал частью Туркестанского генерал-губернаторства, чем автоматически лишил себя возможности вести самостоятельные торговые и дипломатические отношения с иными странами. Бухарский эмират стал вассальной территорией России, а позднее к нему была присоединена и северная часть современного Таджикистана в 1876 году. Постепенно была проведена граница между Таджикистаном и Афганистаном, которые поделили между собой Англия и Российская империя.

Нельзя не признавать, что в этот период таджики находились под двойным гнетом, как своих правителей, так и российских императоров. Именно поэтому было огромное количество народных восстаний, которые пытались свергнуть эксплуататоров. Однако присоединение к России имело и свои светлые моменты. Первым делом прекратились междоусобные войны, а также постепенно в страну начал проникать капитализм. Таджики постепенно приобщались к русскому народу, происходило смешение русских и таджикских слов, а также начал образовываться рабочий класс.

Ричард Нельсон о таджиках

Согласно иранисту Ричарду Нельсону Фраю, период перемещения персов-мусульман в Центральную Азию (VIII—X века) необходимо рассматривать как «начало» процесса объединения восточных (таджиков) и западных (персов) иранцев. Так, персы, также как и бактрийцы, согдийцы и хорезмийцы, внесли особый вклад в процесс формирования таджикского этноса. Ираноязычными в Центральной Азии являются также хазарейцы и аймаки, этнически принадлежавшие ветвям отделившихся в XIII веке монголов, и перенявшие местные языки восточных иранцев. К группе иранских народностей относятся и так называемые «горные таджики» — восточные иранцы, населяющие горную область Бадахшан — в Таджикистане, Афганистане, Пакистане и на юго-западе области Синцзян, в Народной Республике Китай.

Демографические тенденции

Основная этническая группа Таджикистана — таджики с такими меньшинствами, как узбеки и киргизы , а также небольшое русское меньшинство. Поскольку не все в Таджикистане являются этническими таджиками, нетаджикских граждан страны называют таджиками. Официальный гражданство любого человека из Таджикистана является таджикский , в то время как этнические таджики большинство просто называют себя таджикский .

Современные таджики — иранский народ . В частности, они происходят от древних восточно-иранских народов Центральной Азии , таких как согдийцы и бактрийцы , с примесью западноиранских персов, а также неиранских народов.

До 20-го века люди в регионе использовали два типа различий для идентификации: образ жизни — кочевой или оседлый — и место проживания. К концу девятнадцатого века таджикский и узбекский народы, которые веками жили рядом и часто использовали языки друг друга, не воспринимали себя как две отдельные национальности. Современные ярлыки были навязаны искусственно, когда Центральная Азия была разделена на пять советских республик в 1920-х годах.

Исторически Таджикистан и Узбекистан также были домом для бухарских евреев , которые ведут свою родословную от потерянных племен Израиля, взятых в плен вавилонянами в 7 веке до нашей эры, но в Таджикистане почти не осталось бухарских евреев.

Бактрия и Согда

Именно два племени — бактрийцы и согдийцы — со временем превратились в граждан Таджикистана, которые существуют на данный момент. Их история начинается в 1 тысячелетии до нашей эры, когда были образованы два больших государства с рабовладельческой формой правления. Они назывались Бактрия и Согда. Однако сами по себе города были достаточно слабы, а потому не смогли противостоять нашествию одного народа — персы под предводительством великого царя-завоевателя Кира полностью подчинили этот народ себе. Так Таджикистан вошел в огромную персидскую империю, которая подчинила себе обширные территории.

Однако даже великий народ персов не смог долго удерживать его. На свет уже в следующем веке появился величайший завоеватель всех времен — Александр Великий. Македонский царь попросту смял величественную персидскую империю, а потому территория, где проживал таджикский народ, стала частью его царства. После его смерти она перешла к наследникам — Селевкидам.

Исламские фундаменталисты притесняют христиан в Таджикистане

Кроме трех мировых религий, в Таджикистане присутствуют представители и других религиозных общин, например бахаистов и зороастрийцев. Они немногочисленны, так как их члены подвергаются преследованиям со стороны исламских фундаменталистов.

Например, зороастрийцев в республике осталась одна семья. Большинство из них проживает в столице Республики Таджикистан Душанбе.

Община Бахаи в Таджикистане во время всеобщей конференции в Душанбе. Обычно бахаи в Таджикистане скрывают свою веру, опасаясь преследований. Фото: reporting.cabar.asia

Так, например, бахаи появились в Таджикистане из Ирана и одно время имели достаточно серьёзное влияние в приграничных с этим государством областях.

После установления в стране советской власти и до 1992 года община бахаи находилась под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Содружества Независимых Государств.

Позже — под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Средней Азии до 1994 года. Тогда было создано Национальное Духовное Собрание Таджикистана, офис которого находится в Душанбе. В 1997 г. это Собрание получило официальное признание у правительства страны.

900
столько бахаи официально проживают в Таджикистане

В настоящее время в стране живет примерно 900 бахаи. Местные Духовные Собрания сформированы в 18 населенных пунктах Таджикистана.

Несмотря на угрозы со стороны исламистов община имеет возможность работать без особых препятствий, организует встречи и курсы и поддерживает связи с общественностью и властями Таджикистана.

При этом периодически совершаются покушения на религиозных лидеров бахаи. Связанно это, в том числе и с тем, что иранские власти, считая бахаи политической организацией, враждебной Ирану, преследуют их по всему миру.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. Власти Таджикистана жестко борятся с проявлениями религиозного экстремизма в стране, поэтому все религиозные общины в республике поставлены под жесткий контроль. Фото: today.tj

Власти страны борются с мракобесием и экстремизмом. Так многие исламисткие экстремистские организации в Таджикистане запрещены.

Кроме того, некоторые таджикистанские мусульманские священнослужители иногда практикуют магические обряды (например, с целью лечения бесплодия).

С этим явлением ведется борьба: в 2015 году за колдовство и чародейство в республике было установлено наказание до 7 лет лишения свободы.

Наш чахт и поздравление Аллаха

Я выбил себе командировку от двух московских газет и сентябрьским днем уже сходил по трапу самолета в Оше. В самолете я познакомился с соседом, который оказался душанбинским памирцем. Он летел на родину предков через Москву. Я рассказал ему о своих делах, он мне — о своих. Он знал моих друзей, поскольку памирцы умудряются знать друг друга и почти безошибочно определять, кто из какого района или рода. Замечу, что до войны население Горного Бадахшана составляло около 200 тысяч человек. Здесь был самый высокий для Таджикистана уровень представительства людей с высшим образованием. Я говорю «памирцы» обобщенно, как называют их остальные таджики и как они сами себя называют. На самом деле на Памире, в изолированных ущельях испокон веков жили шугнанцы, рушанцы, язгулямцы, ишкашимцы, сарыкольцы, бартангцы, мунджанцы, ваханцы. Памироведы насчитывают около 10 языков и диалектов, которые могут быть непонятны представителю соседнего наречия, но все восходят к общей восточно-иранской ветви языков. Исключение составляют диалекты современных ишкашимцев и ванджцев, понятные всем, поскольку они уже говорят на таджикском-фарси.

Горячий плотный пряный воздух Азии ударил в ноздри сразу же, как только я вынырнул из Тушки. Мой попутчик по имени Муборакшо, что можно перевести как Царское Поздравление, быстро сориентировался в Оше. В этот город во время таджикской гражданской войны приходила гуманитарная помощь для голодающих жителей Горно-Бадахшанской области от имама исмаилитов Ага-Хана. Я уже не помню номер ПМК, где базировались грузовики, приходившие порожняком за мукой, чаем и сахаром из областного центра Хорог, но когда мы оказались в этом ПМК, стало понятно, что мы на верном пути. Отовсюду звучала гортанная памирская шугнанская речь, своими переливами похожая на пение иволги, дрозда и жаворонка. Десятки грузовиков. Одни грузились, другие ждали остальных. Экипажи молодых и веселых парней, лежа поверх груза, оживленно перешучивались, подначивая друг друга и взрываясь хохотом. Каждая удачная шутка сопровождалась одобрением слушателей в виде хлопка правой ладонью по правой ладони шутника. Так делают волейболисты после удачного мяча или блока.

Муборакшо быстро нашел машину без пассажиров и договорился с водителем. Из обрывков разговора я понял несколько слов, среди которых особо примечательно слово «чахт». Таджикский аналог этого слова «чап» — «левый». Однако речь идет не о левом заработке. «Чахт» — «левый» — на памирском сленге означает «таджик», то есть — не памирец. Соответственно, «чахтен» — «левые», «неправильные» — это остальные таджики. Надо отметить, что иранская культура в целом является правосторонней культурой. Здесь принято не только здороваться, держать ложку и писать правой рукой, но и подавать, передавать что-либо, и входить в дом с правой ноги. Я замечал, что все таджики, да и я сам тоже, испытывали некоторое неудобство в начале военной строевой подготовки при команде «шагом марш». Я был в недоумении и замешательстве: почему нужно начинать ходьбу с левой ноги? Так вот, памирцы себя — в противоположность остальным таджикам — называют «Ростен», то есть «правые» или «правильные». Впрочем, кроме того я разобрал слово «маш», что значит «наш». Вместе «маш чахт» означало: не беспокойся, это наш, «свой левый».

Как получить гражданство Таджикистана

Дети получают гражданство по факту рождения на территории республики. Родившимся за пределами достаточно, чтобы один из родителей являлся гражданином Таджикистана или легальным резидентом республики.

Для совершеннолетних предусмотрены процедуры:

  • приобретения гражданства в порядке регистрации;
  • приёма в гражданство Республики Таджикистан.

В первом случае гражданство приобретается через брак или близкородственные отношения по восходящей линии с гражданином Таджикистана.

Во втором требуется ходатайство на имя президента страны при выполнении следующих условий:

  • 3 года непрерывного проживания в Таджикистане по виду на жительство;
  • либо 5 лет общего срока нахождения в республике.

Выезд на лечение или учёбу до 3 месяцев не нарушают условия непрерывности. Для беженцев сроки уменьшены вдвое.

Приём в гражданство облегчается:

  • гражданам бывшего СССР;
  • усыновителям таджикского ребёнка;
  • лицам, получившим убежище в Таджикистане;
  • специалистам высокой квалификации, востребованным в республике;
  • выдающимся деятелям науки, искусства, техники и культуры;
  • лицам, имеющим заслуги перед Таджикистаном.

Процедура получения

Заявление подают в территориальный орган МВД или в консульское учреждение заграничной дипмиссии по предварительной записи на приём.

Допускается подача заявления через другое лицо при наличии доверенности, заверенной нотариусом.

К заявлению прилагают:

  1. Общегражданский и загранпаспорт заявителя и с копиями основных страниц.
  2. Письменный отказ от предыдущего гражданства.
  3. Документы, подтверждающие основания для приобретения или приёма в гражданство. В том числе те, что облегчают приём.

Для рассмотрения вопроса при президенте республики создана специальная комиссия, куда поступают документы, поданные заявителем. Эта же комиссия готовит материалы для указа президента о присвоении гражданства. Срок прохождения документов от подачи заявления до издания указа — 9 месяцев. После подписания указа гражданство вступает в силу, и можно заняться оформлением паспорта.

Таджикский паспорт получают после принятия гражданства

Договор о двойном гражданстве с РФ

Таджикистан не признаёт двойного гражданства, кроме случаев межправительственных соглашений. Такое соглашение подписано между Россией и Таджикистаном. Следовательно, россияне могут оформить таджикское гражданство, не отказываясь от российского. О факте получения второго гражданство необходимо известить ФМС РФ в течение 60 суток после возвращения в Россию.

У Таджикистана есть все предпосылки, чтобы стать процветающей страной. Ему пока не хватает квалифицированных управленцев и политической воли высшего руководства, больше занятого удержанием власти ради личного обогащения. Прогресс неумолим, по мере развития общества и созревания в нём просвещённого ядра начнутся неизбежные реформы. Не исключено, что импульс к переменам дадут новые граждане республики, в том числе иммигранты, получившие гражданство Таджикистана.

Язык, культура и религия

религия

Таджики преимущественно мусульмане , подавляющее большинство из которых — сунниты . Значительные шиитские центры находятся в основном в памирском регионе Бадачшан ( исмаилиты ) и в Герате ( Двенадцать шиитов ). Есть также многочисленные последователи доисламской зороастрийской религии. Имамит Кизилбаш , потомки войск гарнизона Надир-шаха , также входят в число таджиков . После эмиграции в течение 20-го века только небольшое меньшинство бухарских евреев проживало в районе бывшего Бухарского эмирата с 1991 года .

язык

Язык таджиков — новоперсидский , также называемый таджикским в Таджикистане и дари в Афганистане , который является официальным языком в Иране , Таджикистане и Афганистане (помимо пушту ). В отличие от Ирана и Афганистана, в Таджикистане используется кириллица .

Культура

«Регистан» в Самарканде — (бывший) культурный центр таджиков.

Таджикская и персидская культура существенно сформировали образ Востока . Вероятно, наиболее известным произведением Муслим — персидская литература в западном мире является коллекция историй 1001 ночи (Pers. Hezar-о-Yek Schab هزار و يكشب). Центральную роль в этом играют такие таджикские центры, как Самарканд , Герат и Балч .

Самым известным музыкальным стилем таджикской музыки является Шашмакам («шесть макаме »). Сердцем персидско-таджикской культуры было и остается искусство поэзии . Нигде поэзия не имеет такого значения в повседневной жизни людей, как в персидской культуре. Таджикские поэты внесли значительный вклад в развитие нового персидского языка и идентичности, в том числе:

  • «отец нового персидского языка» Рудаки , первый поэт дари и «изобретатель» новой персидской поэзии
  • эпический поэт Абу л-Касим-е Ferdousī , автор Шахнаме ( «Книга царей»)
  • мистик Джами , последний великий мистик средневековья
  • мистик и сказочник Фаридуддин Аттар
  • мистик Руми , самый известный поэт средневековой персидской литературы

Также таджики были одними из самых известных ученых, ученых и художников средневековья:

  • врач Ибн Сина (Авиценна) , которого сейчас считают «отцом современной медицины»
  • математик Аль-Хорезми ; термины алгебра и алгоритм происходят от его имени и работ
  • поэт и математик Омар Чаджам
  • астроном и историк Бируни
  • художник Бехзад

Герой афганской войны Ахмад Шах Масуд , убитый двумя террористами-смертниками в 2001 году , также принадлежал к таджикскому народу.

Культура

Несмотря на то, что в Таджикистан имел в советский период несколько видных писателей и ученых, никто из них не прославился так, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником таджикской советской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Средней Азии, он помогал создать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддину Айни выпала честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как можно увидеть, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.

Таджикский язык

Таджики говорят на персидском языке (западно-иранском языке), который, однако, обогащён словарным запасом восточно-иранской группы языков (бактрийским, согдийским, хорезмийским), создавая некий диалектический континуум на границе современных государств Таджикистан-Узбекистан-Афганистан-Иран. Термин «таджикский язык» является неологизмом, введенным в историю в 20-х годах XX века. Благодаря этому, термин «таджикский язык» широко используется в пределах бывших советских республик, тогда как таджики Афганистана называют родной язык «дари» или «персидский». Несмотря на это, носители всех иранских языков Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и Ирана в значительной степени понимают друг друга. Таджики бывших советских государств пишут на кириллице, в то время как таджики Афганистана и Китая используют арабо-персидский алфавит. Население Таджикистана говорит «по-таджикски» и продолжает писать на кириллице, понимая, что переход на другой алфавит стоит колоссального труда, времени и денег и в настоящее время нерентабелен.

Споры о границе и воде

В настоящее время обстановка на киргизско-таджикской границе оценивается как стабильная. Напомним, в конце апреля между жителями и военнослужащими двух государств вспыхнуло противостояние, жертвами которого стали десятки человек.

По версии Министерства внутренних дел Кыргызстана, обострение началось с потасовки между жителями с обеих сторон в районе Головного водозаборного сооружения (водораспределительный пункт «Головной») в верховьях реки Исфара. Причиной конфликта послужила установка на электрическом столбе камеры видеонаблюдения с таджикской стороны границы.

Также по теме


«По поручению глав государств»: Киргизия и Таджикистан договорились о полном прекращении огня

Главы госкомитетов нацбезопасности Киргизии и Таджикистана договорились о полном прекращении огня на границе между государствами. 29…

«29 апреля 2021 года примерно в 13:30 в район дислокации Головного водозаборного сооружения прибыли местные жители и потребовали демонтировать ранее установленные камеры. Собравшиеся со стороны Таджикистана люди, отказавшись демонтировать, начали обстреливать из нескольких охотничьих оружий. От выстрелов жителей Таджикистана впереди идущие люди упали на землю, остальные в панике начали разбегаться по сторонам», — говорится на сайте киргизского МВД.

Затем со стороны Таджикистана начался миномётный обстрел. Несколько снарядов, по данным Бишкека, упали на территории «Головного». Находившийся на объекте отряд специального назначения внутренних войск МВД Кыргызстана «Шер» открыл ответный огонь из штатного вооружения. В ходе столкновения осколочные ранения получили как силовики, так и местные жители.

Как утверждают в Бишкеке, следом за артподготовкой военнослужащие Таджикистана развернули наступление на позиции «Шер». Чтобы остановить атаку, спецназовцы начали стрельбу из гранатомётов, вынудив пехоту соседней республики отступить.

В Душанбе придерживаются иного взгляда на инцидент, обвиняя в эскалации киргизскую сторону. Таджикские власти настаивают, что военнослужащие соседней республики с применением миномётов первыми атаковали и разрушили некоторые объекты в селе Точикон.

До этого между жителями двух государств произошла массовая драка. По информации пограничных войск ГКНБ Таджикистана, киргизы закидали камнями таджиков, которые пытались установить камеры видеонаблюдения на территории водораспределительного пункта.

«Инцидент произошёл после того, как кыргызская сторона произвольно нарушила условия двустороннего соглашения с Таджикистаном и планировала захватить водораспределительный пункт «Головной», — подчёркивают в пресс-службе Пограничных войск ГКНБ республики.

  • Внутренние войска Кыргызстана

В Душанбе сообщают, что в ходе боёв погибли восемь граждан Таджикистана. По уточнённым на 2 мая данным Минздрава Кыргызстана, жертвами инцидента у «Головного» стали 34 человека. 1 и 2 мая в Кыргызстане объявлен траур по убитым.

Как отмечают в Sputnik Таджикистан, причиной столкновений являются неделимитированные участки государственных рубежей. Из примерно 970 км границы двух стран демаркированы (размечены) только 504 км (по данным ГКНБ Кыргызстана — 519 км). Душанбе и Бишкек не могут найти компромисс по более чем 70 спорным участкам.

Также отношения между республиками осложняют неурегулированные вопросы водопользования. Душанбе считает, что Бишкек «оккупировал» водораспределительный пункт «Головной», который был сооружён в 1968 году для орошения земледельческих хозяйств приграничных регионов Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

Саманиды

Процесс окончания формирования таджикского народа закончился во время нахождения Таджикистана в составе государства Саманидов. Именно в этот период на первое место стали выходить 2 города — Самарканд и Бухара, которые прославились как величайшие центры культуры и науки. Большую роль для истории таджикского народа сыграл факт, что западноиранский таджикский язык стал господствующим, вытесняя все иные. Это позволило активно развивать таджикскую историю, культуру и искусство. К сожалению, это привело к тому, что народ, проживающий вблизи Памира, пошел немного иным путем, поскольку географически был достаточно изолирован. Здесь начали складываться собственные этнические формирования с самобытной культурой.

Популярные новости

14:2619.05
«Северный ветер» получил добро. Более 1000 застрявших в аэропортах Душанбе и Худжанда пассажиров смогли улететь в Россию

09:4222.05
Что стало с делом о медвежатах, спасенных волонтерами? Яркий пример, как в Таджикистане относятся к животным

17:3018.05
«Влюбила в себя всю Европу». Как можно проголосовать за Манижу на «Евровидение-2021»

08:3018.05
«Они просто издеваются над нами». Кто виноват в приостановке рейсов — авиакомпания или Агентство авиации?

11:0218.05
Глава ВОЗ: Мир вступил в стадию вакцинного апартеида

08:5821.05
«Не забывайте, что народ не прощает измен и предателей». Эмомали Рахмон встретился с молодежью страны

15:5220.05
Министр здравоохранения Таджикистана: «Официально заявляю, что в стране нет ни одного заболевания COVID-19»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector