Шуховская башня в москве: адрес, высота, фото
Содержание:
- Фото и описание
- История башни
- История строительства и особенности Шуховской башни
- Фостеровский огурец из Шуховской башни
- Владимир Григорьевич Шухов
- Что еще посмотреть рядом
- Самая экономная высотная конструкция
- Особенности конструкции
- Где находится, как доехать
- Начало стройки
- Башня сегодня
- Как добраться на машине, общественном транспорте
- Краткое описание
- Как добраться к Шуховской башне
Фото и описание
Предшественница Останкинской телебашни – Шуховская – была построена в 20-е годы прошлого века и вплоть до 1967 года передавала теле- и радиосигналы. После ввода в эксплуатацию башни в Останкино Шуховская использовалась еще в течение нескольких лет, но сейчас в вещании не участвует. Шуховская башня признана федеральным памятником архитектуры, выдающимся инженерным сооружением и одним из семи произведений русского аванграда, рекомендованных к включению в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда возник вопрос о переносе башни на новое место, в ее защиту выступили не только простые москвичи, но выдающиеся зарубежные архитекторы.
Первая московская телебашня известна также как Шаболовская (по месту своего расположения), но больше под названием Шуховской – по фамилии своего автора – архитектора и изобретателя Владимира Шухова. Кроме строительства сооружений в виде сетчатых стальных конструкций, он также занимался проектированием первых в России нефтепроводов и заводов по переработке нефти.
Здание башни на Шаболовке было новаторским для того времени решением. Ее проект Владимир Шухов разработал еще в 1919 году, а воплотил в металле в 1920-1922 годах. Правда, при реализации проекта из-за дефицита материалов в стране, недавно пережившей революцию и гражданскую войну, размеры башни пришлось уменьшить: вместо запланированных 350 метров она вознеслась над Москвой только на 148 метров. Использование оригинальной сетчатой конструкции сделало расход стали практически минимальным: на строительство Шуховской башни стали было израсходовано в несколько раз меньше, чем на возведение Эйфелевой в Париже.
Кроме оригинальности и экономичности Шуховская башня, как выяснилось со временем, обладает еще и таким качеством, как долговечность. Необходимость ее реставрации была признана уже в нынешнем столетии, а в прошлом веке сооружение трижды обрабатывалось от коррозии, и в 70-е годы была предпринята попытка ее ремонта.
История башни
Башня получила название в честь инженера и ученого Владимира Шухова. Он внес огромный вклад в науку, но в этой статье нам интересен как изобретатель первых в мире гиперболоидных конструкций. Впервые их применили при организации Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. К этому же мероприятию в городе впервые запустили трамвай, о чем я писал в статье про музей трамваев в Нижнем Новгороде.
Для ярмарки Шухов построил несколько павильонов с перекрытиями в виде сетчатых оболочек, так называемую ротонду Шухова (перекрытие в виде стальной мембраны) и первую гиперболоидную башню. Она приглянулась меценату Юрию Нечаеву-Мальцову и по окончании выставки тот купил ее, а затем перенес в свое имение Полибино. В настоящее время это село расположено на территории Липецкой области и башня тут сохранилась до сих пор.
Гиперболоидную многосекционную опору линии электропередачи между Дзержинском и Богородском на берегу Оки Шухов возвел в 1927—1929 годах. Изначально башен построили шесть: две высотой 128 метров, две высотой 68 метров и две высотой 20 метров.
После изменения маршрута ЛЭП четыре башни Шухова демонтировали на металлолом. Две оставшиеся 128-метровые башни признали памятниками культурного наследия, охраняемыми государством. Однако одну из стальных красавиц весной 2005 года незаконно разрушили. Об акте вандализма писали даже за рубежом.
Оставшуюся башню решили реконструировать в три этапа.
- В рамках первого весной 2008 года восстановили 16 украденных стальных балок-профилей самой нижней, цокольной, секции и два стальных кольца основания.
- В ходе второго этапа работ укрепили берег и построили прогулочную набережную.
- Третий этап запланировали на 2010 год, но все работы проведены не были. Они затянулись до осени 2020 года, когда башню украсили подсветкой из 23 тысяч светодиодов. Также вокруг нее благоустроили территорию.
История строительства и особенности Шуховской башни
Инициатором строительства Шаболовской башни был сам Ленин. В подписанном им постановлении Наркомату почт и телеграфа поручалось срочно соорудить в Москве «радиостанцию» для связи столицы с другими районами страны. Она должна была заменить морально устаревшую Ходынскую радиостанцию.
По первоначальному проекту предполагалось соорудить 350-метровую башню. Превосходя Эйфелеву башню по высоте, она должна была весить 2,2 тыс. тонн, т. е. в 3,5 раза меньше. Однако в разорённой Гражданской войной стране не нашлось столько стали, поэтому планировавшуюся высоту уменьшили более чем вдвое – до 160 м (вместе флагштоком, установленным позже). Но и начавшееся строительство часто пробуксовывало из-за нехватки необходимых материалов и квалифицированных строителей, которых приходилось обучать прямо по ходу работы.
Новаторская гиперболоидная форма стальной сетчатой конструкции, предложенная Шуховым, позволила свести к минимуму влияние на неё порывов ветра, губительных для высотных сооружений. Впоследствии этот принцип был использован при строительстве других российских и зарубежных телевышек.
Необходимые сооружению 240 тонн металла по распоряжению Ленина были выделены Военным ведомством. Конструкция состояла из шести (в первоначальном проекте их было девять) гиперболоидных секций длиной 25 м, опирающихся друг на друга. Самая нижняя из них опиралась на бетонный фундамент диаметром 40 м, уходящий в землю на глубину 3 м. Нижние ярусы имели более мощные поперечные сечения элементов каркаса. Диаметр нижнего опорного кольца равнялся 40,3 метра, а последующие, уменьшаясь, доходили до 32,3 метра в верхнем кольце.
Шухов с другими участниками строительства
Для монтажа башни не потребовались ни подъёмные краны, ни строительные леса. Каждую последующую секцию собирали внутри более широкой нижней, и поднимали вверх недорогой системой лебёдок и блоков. Очевидцы строительства рассказывали, что Шуховская башня вырастала, словно по волшебству, без видимого участия людей.
В процессе строительства Шухов (и только он) неоднократно стоял под монтируемыми конструкциями своей башни. Он не сомневался в верности своих расчётов. Последующая длительная эксплуатация без ремонта доказала это.
Строительство, однако, не обошлось без аварии. При подъёме четвёртой секции оборвался её трос, она упала и сломала третью, вследствие чего получили повреждения первые две секции. Впоследствии выяснилась, что причина случившейся аварии никак не была связана с конструкцией и способом строительства. Сказалась усталость не очень качественного металла.
Шухова обвинили во вредительстве и приговорили… к расстрелу, правда, условному. Это означало, что при повторении подобных происшествий или срыве срока завершения сооружения, расстрел мог стать реальным. Реабилитировало архитектора блестящее завершение строительства грандиозного сооружения всего за два года. Однако Шухов не забыл обиды, и, по свидетельству сына, отказался от наград.
Вес построенного сооружения оказался равным 240 тоннам (немногим больше Царь-колокола). Радиобашня Шухова в сравнении с Эйфелевой оказалась втрое менее металлоёмкой на единицу высоты. Вплоть до возведения знаменитых сталинских высоток башня была самым высоким объектом в СССР. Окончание строительства уникальной башни вызвало резонанс не только в России, но в архитектурной среде за её пределами.
Фостеровский огурец из Шуховской башни
По-другому шуховская конструкция называется диагрид-система. Диагрид — diagonal grid — диагональная сетка, их сейчас возводят во всем мире. Диагрид-системы — это не только гиперболоидные башни. Существует даже такое понятие как «диагрид-архитектура».
Одно из самых известных сооружений — сорокаэтажная штаб-квартира компании Swiss Re в центре Лондона, здание называется Мэри-Экс. За зеленоватый оттенок стекла и характерную форму лондонцы называют его «огурец», «корнишон» (по-английски The Gherkin). И весь этот «огурец» — самый узнаваемый и красивый небоскреб Лондона — держит диагрид-конструкция. В 2003 году проект получил ежегодную премию Emporis Skyscraper Award как лучший небоскреб в мире.
«Построил это здание Норман Фостер, — рассказывает Сергей Арсеньев. — Архитектор заявляет, что является учеником Шухова. И несущая диагональная шуховская сетка прямо видна на поверхности этого небоскреба, она подчеркнута. Норман Фостер построил по патентам Шухова более двадцати сооружений по всему миру. Кроме Мэри-Экс есть Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне, его картинная галерея перекрыта гигантскими перекрытиями Шухова. Перекрытия двора Британского музея, который носит имя королевы Елизаветы, так и называются: “перекрытия королевы Елизаветы”. И королева за эти перекрытия Норману Фостеру дала титул лорда. А Шухову за его изобретения, открытия никто ничего не дал. Патенты в то время действовали двадцать пять лет, а в СССР вообще семнадцать».
Помимо сооружений Нормана Фостера есть еще много других известных зданий. Стоит вспомнить самую высокую шуховскую башню в Гуанчжоу. Это вторая по высоте телебашня в мире, односекционный гиперболоид высотой 600 метров. Конструкция ее сетчатой оболочки соответствует патенту Шухова 1899 года
По проектам Фостера создан целый ряд сооружений в Саудовский Аравии. Все перекрытия в гигантском аэропорту Пекина тоже шуховские.
Помимо сооружений Нормана Фостера есть еще много других известных зданий. Стоит вспомнить самую высокую шуховскую башню в Гуанчжоу. Это вторая по высоте телебашня в мире, односекционный гиперболоид высотой 600 метров. Конструкция ее сетчатой оболочки соответствует патенту Шухова 1899 года.
Самая высокая телевизионная башня в Токио имеет сложную структуру, но в ее основе тоже гиперболоид диагридной структуры. По словам Сергея Арсеньева, Шухов эти диагрид-конструкции строил с помощью своей гениальности и логарифмической линейки. После его смерти никто их строить не мог, потому что вычисления очень сложные. И только в 1968 году японцы построили в Кобэ первое сооружение, рассчитав его на компьютере.
Башня в Кобэ, высотой сто с лишним метров, пережила землетрясение в 7,5 балла. Рядом с башней сейчас находится музей землетрясения, где провалы шириной пять-семь метров и глубиной до 20 метров специально оставлены в земле прямо посреди асфальта. Дома уходили под землю. Башне посчастливилось, непосредственно под ней провала не было, а тряску она выдержала. Все остальные здания в городе были разрушены.
Сооружения Шухова и сейчас строят в сейсмоопасных районах. К примеру, в Казахстане, в Алматы, здания специально после постройки одевали в диагридную сетку. Даже в Иране строят шуховские конструкции. Иран трясет сильно, и там есть сетчатые мосты, башни, перекрытия.
«В Иране строят просто на сварке, на болтах, то есть не используют эти находки для хитрых соединений, которые в Европе сделаны разными фирмами, — поясняет Сергей Арсеньев. — Они по-своему используют патент Шухова, не копируя эти сочленения, придуманные в Великобритании или в Германии. Вообще, есть специальные программы для архитекторов, и этими программами пользуются немецкие, норвежские, шведские, чешские специалисты. В некоторых странах есть даже деревянные гиперболоидные башни для обзора окрестностей».
Самая высокая шуховская башня находится в Гуанчжоу, это вторая по высоте телебашня в мире, шестисотметровый односекционный гиперболоид
chinaexpro.ru
Владимир Григорьевич Шухов
Один из замечательных конструкторов конца XIX – начала XX столетия, входит в плеяду выдающихся инженеров России. Наряду с Г.Эйфелем, Р. Мелартом, Э.Фрейсине Шухов является основоположником современных строительных конструкций.
Конструкции Владимира Григорьевича Шухова подробно описываются во многих европейских книгах по истории архитектуры.
Гиперболоидные шуховские башни востребованы и в настоящее время. В 1963 году в порту города Кобе в Японии была построена 108-метровая гиперболоидная шуховская башня (Kobe Port Tower. В 1968 году в Чехии по проекту архитектора Карела Хубачека была построена гиперболоидная башня высотой 100 метров. В 2003 году была построена гиперболоидная башня Шухова в Цюрихе. В 2005-2009 годах 600-метровая гиперболоидная сетчатая шуховская башня построена в Гуанчжоу в Китае компанией ARUP. Она планировалась, как 610-ти метровая, но сократили высоту из-за близлежащего аэропорта.
Идеи гиперболоидных конструкций башен Шухова известный архитектор Михаил Посохин предложил использовать при проектировании новых небоскрёбов в деловом центре «Москва-Сити».
Из более 200 башен, построенных Шуховым в России, осталось менее 10, а высотных многосекционных всего две.
Для сохранения достижений в области инженерной науки, архитектуры учрежден фонд «Шуховская башня», директором которого является правнук инженера Владимир Шухов.
Что еще посмотреть рядом
У подножия башни Шухова находится старый телецентр на Шаболовке. До появления в Москве Останкинского центра он являлся главным телевизионным центром в Советском Союзе. С самого начала в здании размещался сиротский приют и находился домовый храм святой Варвары. В 2019 году приют был закрыт, через год был разобран купол церкви. А чуть позже в здании разместился телецентр.
С момента возведения Останкинской башни центральные российские телеканалы переехали в Останкино. Но и сейчас с Шаболовки ведут трансляцию телепередач несколько каналов, включая ВГТРК «Россия», телеканал «Культура».
Прямо напротив метро «Шаболовская» находится 14-этажное здание недостроенного телецентра.
У него непростая судьба: здание несколько раз меняло хозяев. А сейчас, уже несколько лет стоит заброшенным. При этом готовится проект сноса этого дома. А жаль… Ранее на крышу здания водили экскурсии (возможно, неофициальные). А отсюда вид на Шуховская башню на Шаболовке — самый лучший!
Еще недалеко на Шаболовке расположен Учебный центр кино и телевидения. Киношкола или колледж кино находится на Ленинском проспекте. В Школе ТВ и кино (Школе телевидения) на Шаболовской обучают специалистов в области кино, телевидения и радио.
Если уж вы окажетесь в этом районе Москвы, то сможете увидеть еще несколько важных исторических объектов. В первую очередь, это два старинных монастыря: Даниловский и Донской.
Каждый из них достоин посещения, в каждом свои святыни и неповторимая атмосфера. Все эти объекты можно найти на карте ниже в статье или перейдя по ссылкам на более подробное описание этих достопримечательностей.
Даниловское кладбищеМатроны МосковскойПокровском монастыре
Самая экономная высотная конструкция
«В России сейчас, к сожалению, такие сооружения не строятся, — сетует Сергей Арсеньев. — Но благодаря диагрид-конструкциям наши ракеты — самые совершенные. Это даже в “Юном технике” писали, это не секретная информация, что боевой ракетный комплекс “Тополь-М”, а также морская ракета нового поколения “Булава” имеют несущую сетку из углепластика, сделанную по той же диагрид-системе».
По словам Сергея Арсеньева, диагрид-система позволяет снизить вес ракеты как минимум на одну, а то и на три тонны, в зависимости от типа ракеты, и увеличить боевой ядерный заряд, доносимый до цели. И поразить намного больше целей за счет добавления еще нескольких боеголовок в многозарядную ракету.
Сетчатые конструкции Шухова начали использовать в авиакосмической отрасли в 1980-х годах, сейчас они изготавливаются серийно для различных ракетных комплексов, включая носитель «Протон-М». Сетчатые конструкции образованы системой ребер, изготовленных из современных композитных материалов методом намотки. В сочетании с высокой удельной прочностью и жесткостью (по отношению к плотности) волокнистых композитных материалов и возможностями технологии непрерывной намотки такой принцип позволяет получать конструкции с уникальными характеристиками, значительно превышающими соответствующие показатели традиционных подкрепленных и трехслойных конструкций, изготовленных как из металлов, так и из композитов.
«Благодаря этим несущим конструкциям не только ракеты, но и наши спутники живут дольше, — рассказывает Сергей Арсеньев. — Раньше спутники делали цельнометаллические. И если там появлялась одна дырочка или что-то отказывало, спутник, как правило, полностью выходил из строя. Иногда они даже месяц не летали, приходилось новый запускать. А сейчас делают как? Берут эту шуховскую сетку, и на нее, как на елку новогоднюю, навешивают елочные игрушки в виде блоков спутника. Причем делают несколько дублирующих блоков на случай отказа. Каждый находится в отдельной герметической упаковке, и между ними идут провода связи».
Доказано, что шуховская сетка — самая экономная высотная конструкция в мире. В последние годы ведущие отечественные и зарубежные авиастроительные компании рассматривают композитные сетчатые конструкции в качестве перспективных элементов планера пассажирского самолета нового поколения
Доказано, что шуховская сетка — самая экономная высотная конструкция в мире. В последние годы ведущие отечественные и зарубежные авиастроительные компании рассматривают композитные сетчатые конструкции в качестве перспективных элементов планера пассажирского самолета нового поколения.
Гиддля тех, кто интересуется историей инженерного дела создала российская ИТ-компания АСКОН.
Особенности конструкции
Архитектуру строения можно с уверенностью назвать смелой и новаторской. Это гиперболоидная конструкция в виде стальной сетчатой оболочки.
Гиперболоид в архитектуре – это особая линейчатая жесткая конструкция. В Шаболовской башне она гениально лаконична. Представлена в виде перекрещивающихся между собой прямых стальных профилей. Эти профили базируются на прочных основаниях – кольцах, создавая четкий геометрический рисунок – сетку.
На первый взгляд это сетчатое сооружение очень непрочно. Но оно обладает неоценимым достоинством – нагрузка ветра на нее сведена к минимуму. Для строения, выполненного целиком из металлических балок, у Шуховской башни рекордно низкий вес.
Простота и практичность чувствуется во всем, детали не требовали особой разработки и представляли собой заклепки и профили.
Где находится, как доехать
Находится вышка на Шаболовке по адресу: Москва, улица Шухова, 14. Самый удобный способ, чтобы до неё добраться — это метро. Выходите на станции метро Шаболовская и вот она: высокая и стройная телебашня на Шаболовке. Если хотите посмотреть на телецентр, то его адрес: ул. Шаболовка, 37. Координаты: 55.71823, 37.61004.
Есть ещё один способ. Доезжаете до станции метро Тульская, выходите на поверхность и идёте пешком около полутора километров до улицы Москвы с первой телебашней инженера Шухова.
По дороге можно полюбоваться оригинальным и мощным зданием Московского монетного двора. Он расположен по адресу: Москва, ул. Даниловский Вал, 1. Координаты: 55.71229, 37.62401.
А через дорогу можно ненадолго задержаться возле памятника святому благоверному князю Даниилу Московскому, который установлен в небольшом сквере. Его координаты: 55.7129, 37.62305.
Впереди через дорогу будет виден Даниловский рынок. Его адрес: Мытная ул., 74. Координаты: 55.7123, 37.62084.
Здесь можно очень вкусно поесть. Внутри представлено просто огромное количество кухонь со всего мира. Еще не забыли нашу цель? Поворачиваем перед рынком направо и идем около 500 метров по Мытной улице
Далее важно вовремя повернуть налево в нужный переулок: на улицу Шухова!
Московскую телебашню, расположенную на Шаболовке видно издалека, мимо пройти никак не получится.
Координаты Башни Шухова в Москве: 55.71734, 37.61157.
На карте Вы можете определить точное местонахождение Шуховской телебашни на Шаболовке (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.
Чтобы задержаться в Москве на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.
Моя прогулка мимо Шуховской телебашни состоялась 6 сентября 2019 года. Мне было интересно посмотреть на «старенькую» и заброшенную красавицу после посещения в прошлом году более современной и высокой Останкинской башни.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.
Начало стройки
Планы и реальность
Строительство одной из самых известных теле- и радиобашен мира началось в Москве во время гражданской войны, в 1920 году. Это было время, когда страна была раздираема внутренними политическими противоречиями, вооружёнными конфликтами и хозяйственной разрухой. Но именно в это тяжёлое для страны время Ленин лично распорядился построить радио башню для связи центра с окраинами страны и другими государствами.
Первый проект для такого грандиозного строения русский учёный, архитектор и гениальный изобретатель Владимир Григорьевич Шухов предоставил в 1919 году. В качестве радиоантенны он предложил возвести башню из 9 секций, общей высотой 350 метров. Предполагалось, что весить она будет более 2 000 тонн. Также планировалось, что Шаболовская башня будет построена максимум за год.
Если взять для сравнения Эйфелеву башню, то она равна 305 метрам в высоту и весит 8000 тонн. Неординарность русского гениального проекта заключалась в том, что шуховская телебашня должна была стать выше Эйфелевой, но, при этом, почти в 3 раза легче.
Но Российское государство переживало совсем не лучшие времена: страна была разорена. Не хватало продуктов питания для людей, а уж о материалах для такой масштабной стройки приходилось только мечтать. Основная проблема состояла в том, что в стране, находящейся в такой тяжёлой ситуации, сложно было найти столько металла.
Поэтому Шухову разрешили построить только 150-метровую вышку весом 240 тонн. И даже при таких уменьшенных размерах необходимое количество металла было взято из фонда Военного ведомства только по личному указу Владимира Ильича Ленина.
Но мало было придумать саму конструкцию. Надо было разработать и метод строительства. Ведь не было рабочих инструментов, не было кранов, способных подавать материалы рабочим на такую высоту.
И тут гениальный архитектор Владимир Григорьевич Шухов предложил неординарное решение. Он разработал такой метод строительных работ, при котором верхние секции изготавливались внутри уже готовой, нижней конструкции. А потом, с помощью простых лебёдок секции поднимались и ставились друг на друга.
Работы по строительству высотки начались 14 марта 1920 года. Строителей освобождали от призыва в армию и обеспечивали пайком красноармейца. Но условия были тяжёлые. Всё нужно было сделать в кратчайшие сроки, поэтому полуголодным людям работать приходилось много.
Но… русские люди, русский дух — этого ничем не изменишь! Работы велись по плану, и башня неизменно «росла».
Когда «устаёт» даже металл
Но случилась трагедия. 29 июня 2021 года при подъёме четвёртой секции сломалась третья. Падая, они частично разрушили вторую и первую секции. Специальная комиссия по расследованию причин этой поломки заключила, что сам проект безупречен, а причиной случившегося была «усталость металла».
Но, несмотря на это, главного архитектора Шухова арестовали и, как он сам потом говорил, приговорили к условному расстрелу. Это значило, что если бы при дальнейшем строительстве башни произошёл ещё какой-нибудь аварийный случай или башня не была бы сдана в эксплуатацию к установленному сроку, то приговор был бы приведён в исполнение.
К счастью, всё обошлось. Спустя год, башню полностью построили.
Годы её постройки 1920 -1922. Это была лёгкая, но очень жёсткая и прочная конструкция.
Круглый корпус вышки состоял из 6 секций высотой 25 метров. Каждый ярус — это гиперболоид вращения, то есть такая объемная конструкция, которая состоит из прямых стальных балок. Все башенные элементы скреплены заклёпками в виде стальных колец.
Интересно, что именно телебашня Шухова вдохновила известного писателя Алексея Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».
Башня сегодня
Долгое время уход за Шаболовской башней ограничивался ей антикоррозийной покраской. Но в 1971 г. проводившие профилактические работы специалисты не изучили должным образом ремонтируемый объект. При укреплении фундамента они умудрились забетонировать подвижную часть, существенно нарушив заложенную Шуховым манёвренность и самокомпенсацию конструкции. После этого ошибочного решения возврат к первоначальному решению стал невозможным без масштабной реставрации. Международные эксперты единодушно квалифицировали осуществлённый ремонт уникального сооружения как некомпетентный и варварский.
После полного восстановления работоспособности Останкинской телевышки в 2002 г., Шуховская была выведена из эксплуатации. Она получила статус исторического и культурного памятника и служила ретранслятором сотовой связи.
Табличка у подножия башни
В 2003 г. был учреждён фонд «Шуховская башня» во главе с правнуком архитектора Владимиром Шуховым. Последовавшее исследование сооружения показало, что оно нуждается в реставрации. Наступившее аварийное состояние никак не было связано с конструкцией: причиной была коррозия, также усилившаяся после безграмотного ремонта в 1971 г.
Выделенных на реставрацию средств было недостаточно, поэтому восстановление отложили. Тем временем некоторые чиновники строительной отрасли заговорили о демонтаже башни с последующим переносом и восстановлением на новом месте (на ВДНХ или в парке Горького).
Против этого выступил ряд архитекторов с мировым именем. Специалисты резонно отмечали, что конструкции вековой давности могли не выдержать разборки и вторичной сборки. В 2014 г. в Москве был проведён референдум о судьбе Шуховской башни. Жители столицы высказались за сохранение уникального творения Шухова на прежнем месте. Тревогу забила и международная архитектурная общественность. В частности, Норман Фостер в открытом письме потребовал вернуть башне оригинальный «шуховский» вид и тщательно реконструировать её.
В 2015 г. был проведён неотложный локальный ремонт и демонтирована только аварийная антенная секция, добавленная к башне в 1991 г. В следующем году внутри установили конструкцию, снимающую с каркаса часть нагрузки. В 2017 г., по заказу нынешнего собственника сооружения – Российской теле- и радиосети, была разработана проектная документация реставрации, которая, к сожалению, пока так и не началась. В настоящее время Шаболовская башня закрыта. После реставрации фонд «Шуховская башня» намечает создание у основания башни культурного центра с музеем Шухова.
Шуховская башня
Рассмотреть Шуховскую башню вблизи нетрудно. Она находится через дорогу от выхода станции метро «Шаболовская». Альтернативный вариант – сойти на станции «Октябрьская» и пройти по улице Шаболовка полтора километра вдоль трамвайных путей.
Как добраться на машине, общественном транспорте
Для того чтобы добраться до Шуховской башни от центра Москвы можно воспользоваться автомобилем или общественным транспортом:
- Автомобиль. путь займет около 15 минут. От Смоленской площади следуют прямо по Садовому кольцу, пересекают реку Москву на Крымском мосту и на развилке уходят на ул. Коровий Вал. На перекрестке с 1-ым Добрынинским пер. поворачивают направо и следуют 600м до ул. 3-ий Люсиновский пер. сворачивают на ул. Люсиновскую через 100 м и следуют прямо до ул. Павла Андреева, здесь поворот направо. Следуют 500 м до ул. Хавской, поворачивают на нее. Через 300 м будет поворот направо на ул. Шухова, здесь и находится башня.
- Если нет возможности воспользоваться автомобилем, можно добраться городским транспортом. В этом случае путь займет чуть больше времени – около 30-40 мин. На станции метро «Смоленская» следуют до ст. «Киевская». Здесь выходят и делают пересадку на Кольцевую линию и следуют до ст. «Октябрьская». Делают переход на Калужско-Рижскую линию, следуют до ст. «Шаболовская». От метро переходят на другую сторону по ул. Шаболовка и следуют до башни, которую здесь уже видно.
Шуховская башня, расположенная на Шабаловке, 37, является одной из известнейших инженерных построек прошлого века. Ее появление стало предвестником многих современных телебашен в разных странах мира.
На данный момент силами фонда Шухова и правительства памятник будет постепенно восстановлен. Ответственность за контроль этого процесса возложили на Министерство связи РФ. В скором времени, после окончания ремонтных работ, граждане Москвы и гости столицы вновь смогут увидеть знаменитую башню действующей.
Оформление статьи: Владимир Великий
Краткое описание
Близ города Дзержинска на левом берегу Оки высится Шуховская башня — 128-метровое стальное ажурное сооружение, построенное В. Г. Шуховым. «Шуховка» на Оке является единственной в мире гиперболоидной линией электропередачи.
Башня сочетает в себе прочность и элегантность: она должна была выдерживать вес многотонных электропроводов, но при этом в её конструкции, выполненной в виде несущей сетчатой оболочки, есть какая-то лёгкость, воздушность. Шуховская башня получила признание западных специалистов, которые оценивают её как уникальный памятник русского архитектурного авангарда, рекомендованный на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общий вид на башню
Как добраться к Шуховской башне
Адрес Шуховской башни такой: Нижегородская обл., г. Дзержинск, п. Дачный, Дуденевский поворот реки Оки.
Напротив этого поворота находится, на другом берегу с. Дуденево. От туда, с горы, вид ещё интересней. Если ехать с Нижнего Новгорода, то по богородской трассе до г. Богородск. Налево, через переезд будет сам город. А мы проезжаем километр прямо и сворачиваем на дуденевское шоссе и до упора едем. Или через Дзержинск напрямую к ней.
Мы живём в Дзержинске в центре города, около Универмага. Отсюда до Шуховской башни 12 километров. Добраться можно только на машине, ну или на лодке по течению, может кто подбросит, а зимой по льду пешком. Шучу конечно.
На машине из Дзержинска доезжаем до посёлка Дачный и въехав в него едем всё время прямо метров пятьсот. Проезжаем слева магазин и спускаемся к лесу. Дорога пойдёт направо. Ну и там, по не особо хорошей асфальтовой дороге, а потом по лесной насыпной. Она и выведет к башне. В любом случае туда машины поедут. Или по навигатору, башня должна быть нанесена на карту.
Въехав в лес после п. Дачного мы догнали целую вереницу автомобилей, направлявшихся к шуховской башне.
И от туда.
Когда стали подъезжать ближе, где-то метров за 200, мы уже еле продвигались к сооружению, машин скопилось неимоверно много. Некоторые автолюбители бросали машины на обочине, между деревьев и шли пешком. Мы по упорнее, протиснулись поближе. Но в конце, метров за пятьдесят, тоже не выдержали и съехали в темноту, пошли пешком.
Видео приезда: