Где находится стрелка васильевского острова?

Примечания[ | ]

  1. Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments (англ.). ЮНЕСКО. — Исторический центр Петербурга в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дата обращения 21 октября 2011. Архивировано 24 января 2012 года.
  2. Ленинград. Достопримечательности. — Л.: Лениздат, 1976. — С. 80-84.
  3. Энциклопедический словарь терминов по физической географии. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 426.
  4. Топонимический указатель (погосты). Никольский Ижерский погост. страница 341 (рус.). «Окрестности Петербурга» . Дата обращения 13 апреля 2020.
  5. Переписная окладная книга Водской пятины 1500 года. Книга 1 страница 372 (рус.). «Окрестности Петербурга» . Дата обращения 13 апреля 2020.
  6. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. — СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2002. — С. 71—72. — ISBN 5-86038-094-1.
  7. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. — СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2002. — С. 457, 60. — ISBN 5-86038-094-1.
  8. 12 Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. — СПб.: Издательский дом «Коло», 2005. — С. 179-215.
  9. Ленинград. Путеводитель. — Л.: Лениздат, 1973. — С. 69-81.
  10. 12 Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. — СПб.: Лениздат, 1997. — С. 50-66.
  11. Ростральные колонны — символ морских побед // Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2000 год
  12. Морозова, К. 400-метровый Ленин и концертный зал на Неве: самые странные проекты Петербурга (рус.). Sobaka.ru (14 сентября 2018). Дата обращения 29 января 2020.
  13. 12 Фотофакт: убили панораму Стрелки
  14. Вид на Стрелку стал другим (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 июня 2008. Архивировано 4 июня 2008 года.
  15. Дом, испортивший вид на биржу, Смольный сделает ниже
  16. Владелец здания новой биржи будет бороться за её высоту

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

Создавая проект Биржи, архитектор использовал прием «каприччио» — перенос классических объектов в новую среду и придание им современного вида гармоничного с местным ландшафтом.

Подготовительные работы начались весной 1804 года, а торжественная церемония закладки первого камня в основание состоялась 23 июня 1805 года в присутствии императора Александра I.

В итоге, его здание выглядит, как античный храм, окруженный дорической колоннадой (так называемый периптер). С фронтальных фасадов к входу в здание ведут широкие лестницы, а с боковых сторон — пандусы для въезда конных экипажей. Высокие аттики над западным и восточным входами украшены великолепными скульптурами Нептуна и Меркурия. Учитывая особенности петербургского климата, архитектор поставил Биржу на высокий подиум — стилобат.

На завершение строительства наложили отпечаток Отечественная война 1812 года и некоторые недоработки, выявленные в процессе возведения постройки. В результате, Биржа была передана купечеству лишь в 1816 году.

Архитектурная композиция Стрелки

Хотя Биржа получилась великолепной, но, архитектору долго не давалось решение общего вида всей архитектурной композиции Стрелки. И тут, решающую роль сыграла, разумеется… женщина.

Не допив свой кофе, Жан бросился на строительную площадку. По его указанию была сделана искусственная овальная насыпь в оконечности мыса и суша оказалась выдвинутой в невские воды на 123 метра. Было вбито в прибрежную отмель несметное количество свай и отсыпано безбрежное количество грунта.

В результате перед зданием Биржи появилось широкое открытое пространство, придающее объему строения невероятную выразительность. Овальный выступ использовался, как парадная пристань торгового порта. Пологие спуски были оформлены гранитными шарами, а стены набережных — львиными масками.

В результате предпринятых действий архитектор добился впечатляющего зрительного эффекта, созданного на контрасте величественного силуэта здания Биржи и широкой линии каменных набережных. А затем он сделал «контрольный выстрел» — дал указание установить визуальные акценты очертаний овального выступа. Ими стали знаменитые Ростральные колонны.

Ростральные колонны

Еще со времен Древнего Рима было принято воздвигать колонны в честь побед флота и, как символ могущества морской державы. На Стрелке они выполняют аналогичную функцию.

Выстроенные к 1810 году, сооружения являются знаковыми элементами всей композиции архитектурного ансамбля. Металлические ростры — символические изображения носовых таранов античных кораблей демонстрируют морские победы России. Основания колонн оформлены скульптурами античных божеств — покровителей морской стихии.

Ростральные колонны во время функционирования морского порта выполняли роль маяков. Но сейчас, огонь на их светильниках-треножниках зажигается лишь в праздничные дни.

Архитектурный ансамбль Стрелки

Интересно отметить, что одновременно с созданием проекта Биржи Де Томоном, выдающийся русский архитектор А. Захаров в 1804-05 годах создал комплексный проект всей Стрелки Васильевского острова. Этот проект и послужил основой последующей застройки.

В соответствии с ним в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини созданы здания двух пакгаузов с юга и севера площади. В это же время завершилось строительство здания таможни, увенчанного шпилем, перекликающимся со шпилем Кунсткамеры. Этими постройками завершилось создание современного облика Стрелки.

Архитектурный ансамбль всего комплекса настолько совершенен, что даже постройка в 1904 году корпусов Повивально-гинекологического института на месте Коллежской площади не испортила его. В 1925 году на овальной оконечности Стрелки был разбит сквер в регулярном стиле, что добавило дополнительной выразительности всему ансамблю.

Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова на карте – один из самых частых запросов в сети, касающийся Санкт-Петербурга. Это и понятно, она — излюбленное место молодоженов и искателей счастья. Здесь устраиваются праздники, концерты и народные гуляния.

Невероятная энергетика этого места пробуждают в людях самые светлые стремления души, а красота пейзажей и открывающихся видов – завораживает.

Да, это чудо, и оно находится в восточной части Васильевского острова в пешей доступности от станций метро «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Стрелка Васильевского острова

Стрелка – это небольшой мыс в юго-восточной части Васильевского острова, омываемый Большой и Малой Невой. Огромное водное пространство позволяет увидеть во всем великолепии ансамбль стрелки. По замыслу Петра I, Петербург должен был стать одновременно и морской крепостью и торговым портом. Первоначально центр новой столицы возник на Петроградской стороне, но порт у Петропавловской крепости не мог развиваться из-за мелководья. Тогда Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, и, в частности, на его восточную оконечность.

По проекту архитектора Доменико Трезини в юго-восточной части острова планировалось создание площади, застроенной по береговой дуге жилыми домами. Он даже сделал деревянный макет этой площади. С запада площадь должна была быть ограничена протяженным зданием Двенадцати коллегий, за которым предусматривался канал, соединяющий Большую и Малую Неву. Кроме того, с запада на восток Васильевского острова, по замыслу Трезини, проходил судоходный Большой канал. Таким образом, он делил стрелку на две неравные части. В южной части планировалось строительство главной площади. Большой канал заканчивался гаванью, около которой намечалось создание величественной церкви. С севера, на берегу Малой Невы, находились мытный и гостиный двор с жилыми домами. Мыто – это пошлина, налог за ввоз и вывоз товара, а мытный двор, соответственно, — место, где хранились привозимые товары и взималась пошлина. За исключением каналов и церкви, все остальные сооружения по проекту Д. Трезини были построены.

Так, в течение двух десятилетий на стрелке Васильевского острова появились здания Двенадцати коллегий (1722 – 1742), Кунсткамера (1718 – 1734), Новобиржевой гостиный двор (1722 – 1735) и дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра – Ивана), другие постройки. Морской порт прочно обосновался на стрелке: десятки кораблей и лодок перевозили по акватории людей и грузы. В 1781 году на стрелке Васильевского острова под руководством Дж. Кваренги началось строительство здания биржи. Однако своим главным фасадом оно выходило на Зимний дворец, и, таким образом, не вписывалось в полной мере в ансамбль площади. Поэтому через четыре года здание разобрали. Проект новой биржи разработал французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон. Здание, выполненное по типу храмов Древней Греции, построили в 1804 – 1816 годах. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками», а с противоположной стороны биржи – скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». С 1940 года здесь располагается Центральный военно-морской музей – один из старейших в Петербурге.

В 1826 – 1832 годах по проекту архитектора И.Ф. Лукини с обеих сторон от здания Биржи построены южный и северный пакгаузы – закрытые складские помещения. Сейчас в южном пакгаузе размещается Зоологический музей. За северным биржевым пакгаузом симметрично зданию Кунсткамеры (по отношению к ансамблю стрелки) находится здание Таможни, построенное также архитектором И.Ф. Лукини в классическом стиле. С 1927 года здесь размещается Институт русской литературы – Пушкинский дом. В ансамбль стрелки входит также Главное здание Академии наук, которое расположено между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.

По проекту Тома де Томона в ансамбль стрелки Васильевского острова также были включены две ростральные колонны-маяки. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России. Колонны украшены рострами, причем каждый ростр декорирован фигурой наяды (речного божества). У подножия обеих колонн – две мужские и две женские фигуры из пудожского камня, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Биржевая площадь образовалась после того, как стрелка была поднята подсыпкой грунта, а Нева «отодвинута» на сто метров. Стрелка Васильевского острова была и остается популярным местом народных гуляний. Ансамбль стрелки органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы.

Река Смоленка и набережная Макарова

Река Смоленка отделяет Васильевский остров от острова Декабристов (бывшего Голодая).

Начнем маршрут вдоль Смоленки от ворот Смоленского кладбища.

Перед входом в кладбище стоит барочная Воскресенская церковь.

Река здесь предстает в своем естественном виде, без прикрас. На другом берегу реки напротив Смоленского православного кладбище лежат кладбища армяно-григорианское (с армянской церковью) и лютеранское.

Минуем тихий Камский сад

После Уральского моста берега Смоленки одеваются в гранит.

И вот уже виден впереди соседний Петровский остров с большим стадионом

Далее идем вдоль берега Малой Невы по набережной Макарова

Тучков мост соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной. Около моста – павильон станции метро Спортивная (сама станция находится на Петроградской стороне)

С набережной в глубине улицы просматривается Екатерининская церковь. Приходится сделать крюк до церкви по Кадетской линии.

Скромный Тучков переулок

Проходим мимо хвалимого многими бара БутерBrodsky (наб. Макарова, 16). Если проголодались – загляните.

А если хотите посмотреть, как еще в недавнем прошлом выглядела большая часть острова, зайдите во двор этого дома. Там сохранился деревянный домик с палисадником.

Нарядно выглядит следующее за БутерБродским здание на набережной Макарова – бывший доходный дом Стенбок-Фермора.

А в соседнем доме купцов Елисеевых когда-то жил художник Куинджи, здесь он провел последние 13 лет своей жизни. Сейчас в его квартире музей.

Следующее здание из серого камня с колоннами имеет вид строгий и казенный. В нем располагается Военная академия материально-технического обеспечения. С ней соседствует факультет психологии университета и Институт физиологии РАН.

Малая Нева. Вдалеке просматривается серая игла Лахта-центра.

Гранитные львы перед Биржевым мостом

И вот перед нами Пушкинский дом, бывшая Таможня, а теперь Институт русского языка и литературный музей.

Проходим мимо бывшего пакгауза, а ныне Института геологии и музея почвоведения, и вот мы снова перед зданием Биржи, у ростральной колонны. Круг замкнулся.

Разумеется, за столь малый срок я посмотрела небольшую часть Васильевского острова. Я совсем не была в западной части острова. Со стороны моря остров намыли, сильно увеличив его территорию, и построили там большой пассажирский порт.

Однако даже то, что я обошла, позволяет сказать, что на острове можно очень интересно провести несколько дней. Здесь есть музеи исторические, художественные, литературные, научно-познавательные, морские, с посещением ледокола, подводной лодки, пожарной части и прочие. В некоторых музеях не принимают карты, запаситесь наличкой.

Где находится и как добраться?

Стрелка расположена в городе Санкт-Петербурге, восточной части Васильевского острова. Доехать удобнее на метро: до станции «Адмиралтейская», далее по Дворцовой пл., через Дворцовый мост пройти на Биржевую площадь. Расстояние около 1 км, в пути 15 минут пешком. От ст. метро «Василеостровская» можно пройти за 25 минут. Выйдя из метро дойти до набережной Макарова, далее направо до Биржевой площади. От ст. метро «Горьковская» следует пройти через Александровский сад, затем по Кронверской набережной и через Биржевой мост. Пешая прогулка займет меньше получаса.

Во время навигации до мыса ходит экскурсионный катер, в том числе из Кронштадта или Петергофа, но надо предварительно ознакомиться с расписанием. Живописное место богато историей, прекрасной природой, памятниками культуры. Гости этого прекрасного города получат от прогулок самые лучшие впечатления, которые останутся в памяти на долгие годы.

Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова

По обеим сторонам Биржевой площади возвышаются две массивные колонны, служившие маяками при входе в порт. Высота их составляет 32 метра.

Зажжённые факелы на ростральных колоннах

Колонны декорированы носовыми частями кораблей — рострами и якорями. У основания – колоссальные фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Скульптура, символизирующая Неву

Скульптура, олицетворяющая реку Волхов

Скульптура «Волга»

Скульптура «Днепр» у основания ростральной колонны

По преданию, в Древнем Риме существовал обычай в честь морских побед возводить колонны и украшать их рострами, таранящими вражеские суда. Ростральные колонны — символ могущества России как морской державы.

Ростральные колонны украшены носовыми частями кораблей

Во время блокады Ленинграда на Стрелке Васильевского острова находились зенитные батареи.

Биржа на Стрелке Васильевского острова

Здание биржи

Схема Стрелки Васильевского острова и здание Биржи

Центральным зданием архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова является здание Биржи, построенное по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томон в стиле классицизма. Строительство биржи разбило площадь на две части: западную — Коллежскую площадь, и восточную — полукруглую Биржевую площадь. Позже на Коллежской площади построено здание Клинического повивально-гинекологического института и ту роль, которую отводил ей Пётр Первый была окончательно потеряна.

Здание биржи по своим формам напоминает древнегреческий храм и представляет собой прямоугольник на высоком гранитном основании, украшенное со всех сторон строгими мраморными колоннами. Фасад Биржи со стороны Невы украшает скульптура «Нептун с двумя реками». А с противоположной стороны биржи — скульптура «Навигация с Меркурием и двумя реками». С 1940 по 2003 годы здесь располагается Центральный военно-морской музей, ранее находившийся в здании Адмиралтейства (сейчас музей располагается по адресу площадь Труда д.5.). Для создания гармоничного ансамбля перед зданием биржи сооружается искусственная насыпь с полукруглой площадью, выдвинувшая Стрелку Васильевского острова на сто метров в сторону Невы. Был создан эффект контраста объёма Биржи и мощной горизонтальной линии гранитной набережной со спусками к Неве.

Спуск к Неве

Созданный полукруглый выступ использовался для парадной пристани морского порта. Пологие спуски к воде были украшены гигантскими гранитными шарами, а стена набережной — львиными масками. По преданию, автор шаров Самсон Суханов вырубил их на глаз, без измерительных инструментов.

Голова льва

От здания биржи расходятся южный и северный пакгаузы, служившие закрытыми складскими помещениями. Сейчас в северном пакгаузе Биржи, на берегу Малой Невы, находится Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева. В южном пакгаузе размещается Зоологический музей.

Вид на Зоологический музей

Здание Биржи мы можем видеть на 50-ти рублевой Российской банкноте.

Наши дни

Хочу вам перечислить те «удивительности» и «интересности», которые вы сможете посетить и просто осмотреть при прогулке в данном районе Петербурга сегодня.

  • Кунсткамера.

    Прочитать об этом «уникальном музее на научных рельсах» можно здесь.

  • Зоологический музей. Думаю, что он непременно порадует ваших детей (Университетская набережная, 3).
  • Литературный музей (Набережная Макарова д. 4).
  • Необычный музей почвоведения (Биржевая пл. д. 6).
  • Кроме того, здесь вы можете увидеть Памятный знак с изображенными на нём зданиями Стрелки, о которых я вам рассказала. Установлен об был в 2003 году напротив Биржи.

Главное

Стрелка

Первоначально Стрелка использовалась в качестве порта, а на месте нынешнего сада была торговая площадь. Ростральные колонны служили опознавательными знаками для кораблей, а здания по правую и левую сторону от Биржи были складскими помещениями. Позже концепция Стрелки была переосмыслена, и пространство перепланировали, в частности был насыпан ровный полукруглый мыс. Сейчас отсюда открывается одна из лучших панорам города с видом на Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную, и есть спуск к Неве.

Университетская набережная

От Стрелки и Дворцового моста отходит Университетская набережная, названная так в честь Санкт-Петербургского университета, который на ней расположен. Помимо него, здесь немало интересных зданий, построенных в первые годы после основания города: Кунсткамера, Двенадцать коллегий, дворец Меншикова. У дома №13 прямо напротив Исаакиевского собора можно заметить выступ на набережной. До 1916 года здесь был наплывной мост, который затем заменил Дворцовый.

Далее по набережной уже у Благовещенского моста находятся египетские сфинксы — самый древний памятник города, созданные в XIV веке до н.э. Скульптуры, весом 23 тонны, были привезены в Петербург на волне моды к египетской культуре в XIX веке. Другие известные сфинксы украшают Египетский мост через Фонтанку.

Румянцевский сад

Небольшой сад с обелиском, посвящённым Румянцеву — герою русско-турецкой войны. Сад был разбит на средства купца Соловьёва на месте военного плаца, и вход в сад тогда был платным, действовали фонтаны и музыкальный павильон, который не сохранился. Сейчас вход свободный.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм был построен по проекту того же архитектора, что строил Морской собор в Кронштадте, и между ними действительно прослеживаются общие черты: псевдорусский стиль, крупные купола, расписанные интерьеры. Храм был закрыт в рамках анти-церковной кампании в 1917, превращён в склад, а затем в каток. В 1990-е был возвращён церкви и сейчас является подворьем монастыря Оптина пустынь.

Аптека Пеля

Историческая аптека, работавшая с XIX века. Считается, что её основатель доктор Пель проводил алхимические опыты и сотрудничал с Дмитрием Менделеевым. Это породило множество легенд об аптеке, например, что у неё есть подземелье с алхимическими препаратами, а башня грифонов во дворе исполняет желания. Сейчас в здании музей.

Пешеходная линия

Большинство улиц здесь называются линиями, и это произошло не просто так. Дело в том, что согласно плану Трезини, проектировавшего застройку острова, они должны были стать каналами. Тогда бы планировка с параллельными каналами больше напоминала план Амстердама, но проект не осуществился. Сразу стало понятно, что в Петербурге при наводнении такое количество каналов грозило бы затоплением всего острова.

7-8 линии — единственная пешеходная улица Васильевского острова. Главная достопримечательность здесь — это Андреевский собор XVIII века в стиле барокко на углу с Большим проспектом. А на небольшой площади у Среднего проспекта и метро стоит конка, напоминающая о том, что здесь проходила одна из первых пассажирских линий. Искать кафе и рестораны лучше как раз на этой улице, а ещё — на Среднем проспекте.

Улица Репина

Самая узкая улица города находится между 1-й и 2-й линией. Удивительно, что неподалёку от метро и оживлённого Среднего проспекта есть настолько тихая улица, которая будто не изменилась за несколько веков. Аутентичный облик отчасти создаёт брусчатка — это единственная петербургская улица, до сих пор полностью замощённая брусчаткой, — и сохранность исторической застройки. С этим местом связана трагическая история: во время Блокады она использовалась в качестве морга, и на неё свозили трупы людей, погибших в этом районе.

Лютеранский Михайловский собор

Неоготическая церковь, построенная для немецкого и эстонского прихода. В советское время в ней разместился завод, сейчас возвращена евангелическо-лютеранской церкви. Как и другие псевдоготические постройки в Петербурге, она смотрится очень необычно, но при этом ей удалось гармонично вписаться в архитектурный облик.

Смоленское православное кладбище

Кладбище первоначально появилось для захоронения рабочих, которые приезжали в Петербург и жили именно на Васильевском острове. На Смоленском кладбище действует часовня Ксении Петербургской — святой покровительницы города, к которой люди и сейчас обращаются за помощью. На территории кладбища действует Воскресенская церковь — красивейшее здание в стиле нарышкинского барокко, восстановленное из руин несколько лет назад.

Масло – нет, электричество тоже не подойдет

В качестве материала для скульптур сначала была выбран чугун, но из-за сложности работы выбор пал на пудостский известняк, который добывался в поселке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку. Раньше на ней располагалась огромная чаша-светильник с металлической треногой, удерживающей ее. Сначала для освещения использовали смоляные факелы, которые позже попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно для проходящих мимо горожан.

Ростральные колонны служили маяками в темные ночи и во время тумана вплоть до 1885 года, когда торговый порт из центра был переведен на Гутуевский остров. В 1896 году с появлением электричества в Петербурге была попытка подключить на колоннах светильники с мощными лампами, однако этот способ оказался слишком дорогим и от него отказались «по причине великого расхода».

В 1957 году к запоздалому 250-летию Ленинграда партией было поручено в срочном порядке оборудовать Ростральные колонны горелками и подключить их к газовому снабжению. Специалисты 6 июня провели пробный пуск газового оборудования, а 23 июня возродили красивую традицию зажигания огня в честь праздника.

Биржа на Стрелке

С 1703 года здесь собирались купцы, собрание называлось биржой, впоследствии так стали называть и помещение, где совершались торговые сделки. Первая российская Биржа была построена на Васильевском острове из дерева в 1730-х гг. Со временем товарооборот порта увеличивался и площадей не стало хватать для полноценной работы. В 1781 году по указанию Екатерины Великой решили построить новое каменное сооружение, к возведению которого приступили в 1784 г. Строительство затянулось, в казне не хватало денег, в 1788 году стройку приостановили из-за военных действий со шведами и турками.

Новое помещение возводили по другому проекту, который разработал Ж. Ф. Томон. Старая постройка была демонтирована, летом 1805 года после проведения церемонии закладки приступили к возведению строения в стиле античного дворца. Работы завершились к 1810 году, но выявились строительные недоработки, их устраняли еще два года. Официальное открытие, которое задержалось из-за войны с Наполеоном, произошло в июле 1816 года. По этому поводу был устроен грандиозный праздник. Габариты — 69 м х 44,5 м. Цоколь выполнен из гранита, вокруг которого возвышаются сорок четыре величественные колонны.

На западном и восточном фасадах располагаются 40-метровой ширины лестницы. Пандусы с боковых фасадов предназначены для въезда карет. Украшают здание скульптуры, прославляющие могущество России. Главный зал площадью примерно 900 кв. м., высота его – 25 метров. Пол и стены облицованы мраморными плитами. В этом здании русские и иностранные купцы совершали крупные сделки, для руководства работой был сформирован специальный комитет. Строение перестроили в 1913 – 1915 гг.: вместо печей установили калориферную отопительную систему, для торгов построили железобетонный свод. Реконструировали лестничные площадки и цоколь.

После революции здесь открылся клуб моряков, проходили различные собрания работников культуры, затем расположились Северо-Западная Торговая палата и музей. В 1930 г. здание передали Академии наук, в 1939 году — Военно-Морскому музею, настоящее время им владеет Эрмитаж.

Напоследок

Вот я и рассказал вам об одном из «найсов» нашего города, вернее, о его драгоценном самоцвете. А их у нас – не то, чтобы на одно волшебное ожерелье наберётся, а целая сказочная сокровищница имеется!

Так что приезжайте и выбирайте то, что больше по душе.

Именно такие уникальные места, как Стрелка Васильевского острова, культурно обогащают нас и радуют многообразием своих сокровищ. И вот, право слово, гордость берёт за нашу страну и её наследие, которым сегодня восторгаются люди всего мира – наши «супернайсы».

Именно со Стрелки Васильевского острова перед вами откроется, пожалуй, самая красивая петербургская панорама.

Только не забудьте про зонтик, уж больно капризна у нас погодка.

Ростральные колонны

Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры (в переводе с латинского означает клюв). Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.

В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек (Невы, Волхова, Волги и Днепра) появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.

Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector