Мечеть святой софии (айя-софья) в стамбуле (ayasofya-ı kebir camii)
Содержание:
Прогулка у стен Большой Айя Софии
С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.
Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.
Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.
Тут же рядом расположено здание турецкой бани: . Эту баню построил ещё Сулейман Великолепный для своей любимой жены. Об этих удивительных отношениях между великим императором и бывшей рабыней в его гареме, ставшие уже легендой, читайте здесь: «Сулейман и Роксолана: реальная сказка о любви Хюррем и Султана».
Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…
Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.
Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.
Рекомендации по посещению и осмотру
Айя-София в Стамбуле принимает туристов все дни недели, кроме понедельника. Рекомендуется прийти пораньше, так как у касс собираются очереди (это в том случае, если не приобретен онлайн-билет). Особенно много народа собирается ближе к обеду.
Если путешественник имеет турецкое гражданство, вход для детей будет бесплатным. Дети иностранцев осматривают достопримечательность бесплатно лишь до достижения возраста 12 лет.
Учитывайте, что в мусульманские праздники объект закрыт для посещения (Курбан-байрам и Рамадан).
В христианские праздники музей работает. Кассы закрываются за час до общего закрытия. Посмотрите расположенные рядом достопримечательности. Это прекрасный шанс использовать удобное расположение объектов и познакомиться с культурой и историей государства.
Больше всего посетителей приходит с 12 до 16 часов. Поэтому придется долго стоять в очереди. Если нет билета, лучше прийти с утра. Оборудованы две кассы. За билеты удастся рассчитаться только наличными. Но неподалеку работают автоматы – там принимают карты.
Как добраться
Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.
Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.
Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.
Заключение
Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.
Автор статьи : Айгуль Хусаинова
Фотопрогулка по храму
Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.
3.1. Территория с гробницами султанов
Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:
Сориентироваться поможет карта-схема:
Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:
Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.
Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:
Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:
3.2. Храм-музей Айя София
На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир:
На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:
Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:
Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:
Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:
Подписи к схеме:
Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!
Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:
А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:
Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!
С тыльной стороны храм выглядит так:
Фонтан рядом с храмом (1740 год):
Древний колокол:
На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:
Заходим в храм-музей:
Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:
Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:
По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:
Потолок украшен сурами из Корана:
Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):
Вид на верхнюю галерею на втором этаже:
Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:
Место коронации византийских императоров:
Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:
«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:
Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.
Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:
В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:
На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:
Поднимаемся на второй этаж:
Ориентироваться можно по указателям:
Коридор средневековья выглядит жутковато:
Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:
все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:
Выбор икон впечатляет:
Вид с верхней галереи:
Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:
Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:
После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:
Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):
Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.
На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:
Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:
На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:
Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился. Карта в период Византии
Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:
Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:
Легенды
Сны Юстиниана
Согласно легенде, императору во сне явился ангел, в руках он держал план строительства великого и роскошного храма. Строительство заняло пять лет и обошлось императору в огромную сумму. По задумке Юстиниана, собор должен был быть еще богаче украшен и многие его части должны были быть из золота, но архитектор отговорил его, сославшись на возможную жадность последующих правителей. Император побоялся, что храм может быть разграблен и согласился на более “скромное” его убранство.
Надвратная мозаика
Плачущая колона
С этой колонной связано несколько легенд. Одна из них гласит, что император Юстиниан бродил по собору с сильной головной болью, в бессилии он прислонил голову к колоне и вскоре боль ушла. Общественность прослышала об этом случае и наделила колону целительными способностями.
По другому сказанию, во время перестройки собора в мечеть, купол наклонился и святой Илья (Хызыр) выровнял дефект, держась за колону. На столбе осталось отверстие от его пальца.
Ещё одна легенда повествует о том, что во время главной перестройки Айя-Софии в раствор вокруг колоны добавили слюну пророка Мухаммеда, воду из священного источника Замзам и землю из Мекки. После этого столб начал “плакать”.
Плачущая колона
Посетители со всего мира уверенны, что если положить большой палец в отверстие, загадать желание и сделать три оборота по часовой стрелке, то желаемое обязательно сбудется.
Двери
В храме насчитывается 361 дверь, 101 из них имеет внушительные размеры и покрыта символами. Поговаривают, что сколько бы раз их не пересчитывали, количество каждый раз изменяется. Подземные помещения храма затоплены, но двери можно обнаружить даже там.
“Холодное” окно
Есть в храме загадочное окно, оно располагается на втором этаже в южной части собора и выходит на Голубую мечеть. Загадка заключается в том, что при любой погоде из него дует прохладный ветерок.
Фото из холодного окна
Молитвы в стенах
В правой части собора находится ниша, если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум, похожий на бормотание. Существует легенда, что когда турецкое войско ворвалось в Константинополь, более 1000 верующих укрылось в храме. Когда захватчики ворвались в собор, священник не прервал своей молитвы. Стена за ним раскололась и спрятала священника. Легенда гласит, что он и по сей день читает там свою молитву и в день, когда храм снова станет христианским, он выйдет из стены и закончит её.
Старый рисунок внутреннего убранства мечети Айя-София
Недожаренная рыба
Существует ещё одна легенда, что в день падения Константинопаля один монах жарил рыбу и когда ему сказали, что город пал, он ответил “Скорее эта рыба оживет и спрыгнет, чем падет Константинополь”. И рыба действительно ожила и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбы, поджаренные с одной стороны. В день, когда греки вновь завладеют Константинополем, рыба прыгнет на сковороду, её дожарят и всё вернется на свои места.
Описание
У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. В переводе с греческого «айя-софья» означает «священная премудрость».
На первый взгляд собор Айя-София ничем не примечателен и не имеет особых украшений – обычное здание в традиционном стиле, коих в Турции очень много. Но если попасть сначала во внутренний дворик, а затем пройти внутрь здания, то понимаешь, что вся красота – внутри.
Даже по меркам современности здание поражает своими размерами: 75 на 68 метров, диаметр огромного купола – 31 метр, высота от пола 51 метр. На строительстве использовался труд более 10 тысяч рабочих, а строительные технологии и удачные дизайнерские решения стали впоследствии с успехом применяться в мировой архитектуре.
Первоначально собор выглядел совсем не так, каким его привыкли видеть сегодня. Ранее собор выглядел как здание с большим куполом и целым рядом пристроек по бокам. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц, и Собор стал Мечетью Айя-София.
К основному зданию пристроили 4 минарета по углам (кстати, минареты строились в разное время разными султанами, поэтому три минарета из белого камня, а четвертый – из красного кирпича). После многочисленных пожаров и разрушений в 16 веке мечеть было решено отреставрировать и укрепить, дополнительно были пристроены каменные контрфорсы, которые служили некими опорами во избежание «сползания» здания. А после 16 века к зданию начали пристраивать еще и усыпальницы великих султанов.
Внутренняя отделка поражает своим великолепием. Сводчатые потолки украшены фресками и лепниной. После того, как Константинополь был завоевал турками, все фрески в соборе были замазаны штукатуркой, поэтому они так хорошо сохранились до наших дней, когда в ходе реставрационных работ слой штукатурки был снят и фрески снова были явлены миру.
собора святой Софии в Константинополе
Пол выложен черно-серой плиткой, которая местами потрескалась и провалилась – эти места огорожены специальными лентами. Стены щедро украшены мозаикой византийского периода. В основном это орнаментальная мозаика, но в более позднее время стали появляться изображения святых и сцены христианской жизни.
Особенно ценится историками мозаичное изображение Божьей матери, которое можно увидеть на апсиде (полукруглая ниша со сводом у алтаря). Мозаика выполнена, как и все другие, на золотом фоне, одежда богоматери имеет темно-синий цвет, и это сочетание темно-синего с золотым отражает дух византийского величия.
Очень хорошо сохранился алтарь и апсид, рядом можно увидеть султанскую ложу (там во время богослужений находился султан с сыновьями и приближенными), а напротив находилась ложа для женской половины семьи султана. Важным элементом оформления внутреннего убранства являются огромные панно на стенах, выполненные в классических традициях османской каллиграфии.
Музей знаменит также огромной коллекцией старинных икон, относящиеся к разным периодам развития христианства, а также предметов христианского культа. У Айя-Софии есть и свои особенности:
- если встать прямо под центром купола, то справа от алтаря можно разглядеть отметку, выложенную цветным камнем. Это так называемый «омфалион», «центр мироздания» — именно здесь торжественно короновались многие императоры Византии;
- в соборе есть «холодное окно» — возле него всегда веет прохладой и возникает небольшой сквозняк. Примечательно, что такое явление наблюдается даже в самую жаркую и безветренную погоду;
- место, особо любимое туристами – «плачущая колонна». Поверхность ее действительно влажная на ощупь. Ранее на этой колонне, обитой листами меди, находилась икона святого Григория Чудотворца, которая обладала исцеляющими свойствами.Сотни и тысячи паломников устремлялись сюда в надежде избавиться от недугов и обрести здоровье. После превращения собора в мечеть икону сняли, а под ней обнаружилось небольшое отверстие. Теперь уже колонна стала мусульманской святыней.В это отверстие нужно было вставить палец и повернуть его по часовой стрелке, сделав круг по медной поверхности колонны, загадывая при этом желание. Если потом палец оказывается влажным – желание исполнится. За годы посещений это место до того отполировано руками туристов, что превратилось в золотой круг.
Интересные факты
Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.
Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.
Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.
Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.
Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.
Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»
Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…
Внутренние пространства (второй уровень)
Рассмотрим второй уровень. Сюда добираются по пологой лестнице без ступеней. На втором уровне отводилось место женской половине. Здесь была ложа императрицы. По лестнице императрицу вносили на ложе носильщики. Чтобы носилки свободно проходили на второй уровень, вход и саму лестницу сделали широкими. По этой лестнице подниматься легко и интересно. Она состоит из многочисленных поворотов, когда идешь невольно задумываешься, а что же там за другим поворотом. Уже почти 2000 лет по этому ходу ходят посетители храма, от этого плиты пола стали гладкими и блестящими. После лестницы Вы попадете в светлое помещение. В этой части галереи в середине круг из мрамора зеленого цвета. Здесь стоял трон.
В южной части второго уровня сохранилась уникальная смальтовая мозаика. Когда-то здесь все было из мозаики на золотом фоне. До нас сохранилось только несколько изображений. Одно из самых красивых и внушающих изображений в этой галерее Иисус с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Здесь изображено, как Иоанн и Богоматерь молят Иисуса о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики утеряна, разворована крестоносцами.
Когда смотришь на эту картину, возникает ощущение как, будто Иисус смотрит на тебя, он все про тебя знает и в его глазах посыл принятия себя, мира и веры. А в образе Девы Марии столько скорби, боли и принятия. Иоанн Креститель изображен с полным пониманием, каков будет мир и как ему быть в этом мире.
Здесь могила предводителя крестоносцев. Над ней сохранился совсем маленький кусочек мозаики. А рядом мозаичная икона Деисус. В восточной галерее сохранилась другая картина из мозаики. На ней изображена императрица Зоя перед Христом и ее супруг Константин Мономах. В руках у мужа грамота, а у жены кошелек, символы благотворительности. Сохранилась только часть фигур. На этой части стены видны плохо заделанные трещины. Лик императрицы был разбит, когда ненадолго к власти пришел ее пасынок, который ненавидел ее. Когда императрица вернула трон, лицо было отреставрировано.
Отсюда хорошо видно изображение богоматери с Иисусом на коленях. А также изображения других священных людей древнего времени, которые запечатлены в символические моменты своей жизни. В Северной галерее находятся портреты еще одной императорской семьи: Императора Иоанна и его жены Ирины, стоящие слева и справа от Богородицы.
Спуск со второго уровня совершают по другой лестнице, которая находится в восточной стороне Мечети. Здесь пол обработан бороздами для того чтобы ноги носильщиков императрицы не скользили.
Своды собора
Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента — 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого Собора святого Петра в Риме.
Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.
империи византийскийМорского Никольского собора
Неизвестная София: 7 интересных фактов
- Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота 76 м. В ней до сих пор хранится большой колокол «Мазепа», отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году по заказу и на средства гетмана. Вес колокола 13 тонн, высота – 1,25 метра. Колокол покрыт пышным орнаментом и на нем отлит герб гетмана Мазепы.
- До сих пор ученые не знают, куда делась библиотека Ярослава Мудрого, которая якобы находилась в подвалах Софийского собора. Ни при одной из раскопок ее так и не обнаружили. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году в «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем. Считается, что в ней было около тысячи книг. Возможно, они спрятаны в Киево-Печерской лавре.
- В Софийском соборе находится одно из известных и редких мозаичных изображений Оранты – Богоматери с поднятыми в молитве и раскинутыми в стороны руками. Ее еще называют Нерушимая Стена. От прочих изображений Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Но главное – без младенца ее изображают крайне редко.
- В соборе сохранилось самое большое собрание фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 кв. м) ХІ века. Большинство «граффити» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. На одной из стен сохранилась надпись, сделанная князем Брячеславом. Он просит Господа помочь ему, «грешному и убогому».
- В 2008-м Софии вернули иконостас – Царские врата – ажурную решетку с изображением святых. Они были изготовлены в 1747–1750 годы киевскими мастерами. Но в 30-е годы прошлого века советская власть решила отправить Врата на переплавку. Осталось только 11 фрагментов. По ним и сохранившимся рисункам восстановили святыню. На них ушло 104 кг серебра.
- Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал: «Козьма тать (вор) – украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома.
- Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром.
Интересные факты
- Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
- В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
- Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
- В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.
- Строителям эпохи Древнего Рима полагалось быть специалистами широкого профиля и опираться на обширные знания. Так, архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский были прославленными инженерами-механиками: первый — геометром, второй — математиком. Ни тот ни другой никогда не занимались строительством храмов, но в результате построили самое известное культовое сооружения мира.
- Неслыханная дотоле роскошь христианского храма так смутила верующих, что они пребывали в полной уверенности: сами ангелы небесные показали Юстиниану I образец-модель, которой надо было следовать при строительстве. Легенды только прибавили храму славы и дошли до наших дней.
- На строительство храма Айя-София ушло три годовых дохода Византийской империи, что привело к ряду восстаний в городах, подавленных с невиданной жестокостью: несчастных распинали, утверждая, что те идут против воли Всевышнего.
- Штат служащих храма Айя-София при византийских императорах достиг без малого тысячи человек.
- До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 г. в храме Айя-София находилась Туринская плащаница, в настоящее время она хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, Италия.
- На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
- В 2006 г. на волне требований мусульманских активистов Турции вернуть мечеть в храм администрация пошла на незначительные уступки: в музейном комплексе Айя-София было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея. С июля 2020 музей превращен в мечеть.
- Для отделки храма использовались 12 сортов мрамора.На строительство доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
- На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.
- В стенах Айя Софии находится пустая гробница Дандоло ― человека, возглавлявшего отряды крестоносцев при штурме Константинополя.
- Турецкие и греческие источники, в которых идет речь о взятии Константинополя османами в 1453 году, свидетельствуют о том, что накануне падения города храм вдруг засветился странным и очень ярким огнем, который сквозь окна купола устремился в небо. Считается, что в тот день ангел-хранитель покинул свой пост.
Айя-Софья: архитектура
Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.
Купол собора Святой Софии
Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.
Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).
Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.
Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.
Мозаики в Соборе Святой Софии
В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.
Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.
На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:
- IX век (начало);
- IX-X века;
- конец X века.
Икона Девы Марии в соборе Святой Софии
Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.
Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры – 75х68 метров.
Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.
В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.
В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).
Легенды и интересные факты
В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них – плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора – это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.
Символом собора и местной знаменитостью стал кот по имени Гли (Gli), которого вы могли встретить во время посещения Святой Софии. Это один из самых известных котов Стамбула, поближе познакомиться с которым, можно было через его профиль в Инстаграм @hagiasophiacat. К сожалению, в ноябре 2020 года, кот умер.
В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.
Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана)
Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги
К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.
Важно знать
- Меры безопасности при входе в достопримечательность впечатляющие: суровые охранники с металлодетектором и металлическая рамка, как в аэропорту. Музей не раз подвергался попыткам кражи ценных предметов, поэтому нужно отнестись с пониманием к принимаемым мерам безопасности.
- Во время священного мусульманского месяца Рамадан музей Айя-София закрыт для посещений.
- Вплоть до 13 века именно в соборе Софии в Стамбуле хранилась Туринская плащаница – полотно, в которое заворачивали тело Иисуса Христа после его распятия. Сейчас христианская реликвия хранится в Турине.
- Кстати, собор Софии в Константинополе открыл еще не все свои тайны – в 2010 году во время исследований подземной части мечети турецким кинодокументалистом были обнаружены потайные ходы и тоннели, которые соединяют Айя-Софию с другой достопримечательностью – дворцом Топкапы. Также были найдены старинные золотые украшения, человеческие останки и две заколоченные двери. Исследования останавливает только высокий уровень подземных вод, который никак не удается снизить.
Не лишне будет заранее ознакомиться с правилами поведения в этой мусульманской стране и правилами въезда в Турцию для россиян.
Стамбул очень богат на всевозможные храмы, церкви, дворцы, мечети, которые достойны вашего внимания.
Сегодня ведутся споры турецких общественных деятелей и политиков о том, что нужно лишить Айя-Софию статуса музея и восстановить «историческую справедливость», то есть, вернуть собору Святой Софии в Турции статус действующего религиозного учреждения – мечети. Находятся как сторонники, так и противники этой идеи. А на сегодняшний день достопримечательность остается самой посещаемой в Стамбуле и приносит немалый доход в казну города.
Важная информация для тех, кто любит шоппинг: торговые центры (заходите сюда), магазины, рынки. Посетите великолепные парки Стамбула.
Не годится
Пойдет
1
Отлично