Самое-самое в эрмитаже

Как добраться до Эрмитажа?

Эрмитаж имеет несколько зданий, главные из которых соединены переходами, так что путешествовать можно по нему, не выходя из музея, по всем его зданиям, а можно посетить по отдельности.

  • Адрес Эрмитажа — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34. Его здания:
  • Зимний дворец (Большой Эрмитаж) — Дворцовая площадь, 2;
  • Главный штаб — Дворцовая площадь, 6-8;
  • Малый Эрмитаж — Дворцовая набережная, 36;
  • Новый Эрмитаж (с атлантами) — Миллионная ул., 35;
  • Дворец Меншикова — Университетская наб., 15А.

До Главного музейного комплекса Эрмитажа, который находится на Дворцовой площади, можно доехать на метро. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская», от неё до Эрмитажа — 700 м. При выходе из станции нужно добраться до улицы Малой Морской, зетам повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Далее потребуется прогуляться по главной и самой красивой магистрали города — Невскому проспекту, чтобы вскоре оказаться на Дворцовой площади и у входа в Эрмитаж.

Также можно добираться до Эрмитажа от станции метро «Невский проспект», которая удалена от его Главного комплекса на 900 м. От станции метро «Гостиный Двор» Эрмитаж находится в 1,3 км. В обоих случаях нужно выйти на Невский проспект, следовать в сторону Адмиралтейства до Большой Морской улицы. На пересечении Большой Морской улицы с Невским проспектом будет видна арка Главного штаба. Пройдя под ней, попадаешь на Дворцовую площадь. Вход в Главный музейный комплекс с Дворцовой площади.

Можно добраться до Эрмитажа наземным транспортом. Автобусы №№ 7, 10, 24, 191, а также троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11 идут до Дворцовой площади. Нужно доехать до одноимённой остановки, от которой до Эрмитажа необходимо пройти всего 300 м.

До Нового Эрмитажа от Московского вокзала на автомобиле всего — 15 минут, на автобусах №№ 7, 24, 191, на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 до остановки «Дворцовая площадь».

История создания Эрмитажа

Лавры основательницы Эрмитажа принадлежат Екатерине II. Она начала собирать коллекцию, которая сегодня считается одной из лучших в мире. Здания, в которых сегодня миллионы людей восхищаются шедеврами живописи и скульптуры возводились в годы правления императрицы. Рассмотрим подробнее, как создавался и развивался музей, как пополнялась его бесценная коллекция.

Зимний дворец

Проект дворца, созданный Растрелли был утвержден Елизаветой. Строительство длилось 8 лет. Началось при Елизавете, продолжалось при Петре III. В 1763 году Екатерина II, после коронации в Москве, вернулась в столицу в законченный Зимний дворец, где стала полноправной хозяйкой.

Строительство дворца, который должен был стать роскошной царской резиденцией и затмить дворцы европейских монархов, требовало огромных людских ресурсов и щедрого финансирования. По данным Википедии, к работам было привлечено 4 000 человек, мастеров привозили из других городов. Архитектору пришлось немного переделать первоначальный проект, так как Екатерина II хотела, чтобы внутренние интерьеры оформили в стиле классицизма.

Зимний дворец со временем стал огромным комплексом, в котором были жилые помещения, залы для приемов, два храма, театр, галерея, подсобные помещения.

Первая коллекция

В 1764 году Екатерина выкупила коллекцию И. Гоцковского, собранную им для короля Пруссии. Фридрих II, как все европейские монархи был ценителем искусства и имел прекрасное собрание работ французских живописцев. Гоцковский находил и приобретал для короля картины старых мастеров.

По ряду объективных причин Фридрих был вынужден отказаться от покупки. Гоцковский, потративший на покупку коллекции немалые средства, оказался в затруднительном положении. У него были долги перед российским государством, и он предложил выкупить полотна в счет долга. Екатерина согласилась. Не все полотна из 225 были шедеврами. В коллекции были работы фламандских и голландских живописцев, несколько произведений художников из Италии. Эти 225 картин можно считать началом коллекции Эрмитажа.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Архитектура

Проект здания Главного штаба. 1820. Первый вариант. Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова по чертежу Карла Росси

Архитектор, сделавший великий вклад в архитектуру Петербурга, совместил Зимний дворец, построенный в стиле русского барокко и Главный штаб, выполненный в стиле ампир. При этом ему удалось оставить главный фокус на императорском дворце, что казалось невероятной задачей. Когда строительство только было завершено, Главный штаб оказался самым длинным зданием в Европе, имея фасад, протяженный на 580 метров.

Построенное Росси здание подчеркивало роскошь Зимнего дворца, дополняя его своей классической строгостью. Арка Главного штаба на Дворцовой площади, которая соединяет его корпусы, расположена точно напротив парадного въезда императорской резиденции. И это – не случайность, чтобы выстроить архитектуру местности таким образом, Карлу Росси потребовалось перестроить улицу, идущую к площади, и замаскировать поворот, который из-за этого образовался, возведением трех, а не одной арки.  Так получилось развернуть площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль.

Вид арки Главного штаба зимой, 1830-е гг. Садовников В.С.

Во время подготовки к столь масштабной реконструкции сносу подлежало несколько старых домов, однако, некоторые их них были сохранены. Росси был учеником Кваренги, и в знак уважения к наставнику, он сберег его труды – залы, украшенные росписью. Кроме этого, было решено сохранить лестницу из дома Ланского, как представляющую культурную ценность. Сейчас она хранится в библиотеке Главного штаба.

Также Росси сохранил дугообразную линию фасадов, которая была спроектирована Квасовым в XVIII веке. Это помогло избежать монотонности общего образа, благодаря тому, что одинаковые элементы под разным углом смотрелись по-разному из-за параболической формы.

Росси использовал несколько подобных трюков. Например, крылья Главного штаба кажутся совершенно одинаковыми по длине, но на самом деле это не так. Чтобы диспропорции не были заметны глазу, архитектор использовал портики с разным количеством колонн. Западный корпус украшен 14 колоннами, а восточный – 12.

Угол здания, выходящий на реку Мойку, вызвал немало осуждения и критики от архитекторов прошлого времени. Его небрежно называли утюгом, но со временем многие здания в Санкт-Петербурге строились с такой же выделяющейся чертой.

В проходе арки Главного штаба висят часы – это один из самых раритетных элементов украшения. В них работает электронный механизм, который был передан в дар Петербургу швейцарской фирмой. Подарок приурочен к 300-летнему юбилею города. Часы – неизменно точны, а вот их корпус и надпись «Главная палата. Точное время» – наследие от старинных часов, установленных в 1905 году.

Часы арки Главного штаба (часы Менделеева)

Первоначально цвет фасада Главного штаба был серым, и на нем выделялись белые украшения. Позже его изменили на желтый, а скульптуры на арке изменили цвет с бронзового на черный.

Еще одно интересное и необычное решение Росси использовал для освещения помещений, примыкающих к арке. В них не попадал естественный дневной свет, поэтому он установил световые фонари, проведя их через верхние этажи. С их помощью удалось добиться небольшого освещения.

Корпуса построенного здания образовали целый квартал, где поместились сотни кабинетов, библиотека и архивы, и даже квартиры служащих, а также служебные помещения. Здесь же обустроили домовую церковь.

России то самых мелких деталей продумал систему коммуникаций. Департаменты, размещавшиеся в Главном штабе, имели отдельные входы, к которым вели каретные проезды.

Здесь же располагались личные апартаменты министров. Они отличались роскошью и великолепием. Залы были сделаны в стиле ампир, в салонах устраивали приемы для особо важных персон, и велись переговоры, касающиеся государственной дипломатии.

Сейчас эти интерьеры восстановлены реставраторами и доступны посетителям. Открыт и тот самый угол, выходящий на Мойку. Когда восточное крыло было передано музею, была проведена сложная реконструкция, которая и восстановила памятник архитектуры, и сделала его функциональным для Эрмитажа. Во время этого масштабного ремонта во внутренних дворах появились застекленные атриумы и мраморные лестницы, а экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге стали принимать посетителей.

Экспонаты в Эрмитаже

Территория Главного комплекса огромна, поэтому рекомендуется взять бесплатную цветную карту музея у входа, в которой вы найдете информацию о самых популярных произведениях искусства и комнат.

На сайте музея также есть виртуальная экскурсия, вы можете увидеть комнаты одну за другой в своем виртуальном туре.

Существует также планировщик маршрутов через музей, если вы хотите сделать свой собственный маршрут, хотя он может быть немного сложным в использовании.

Эрмитаж имеет три этажа для прогулок. Чтобы не заблудится, в комнатах всегда есть сотрудники, которые помогут вам найти дорогу.

Первый этаж

На первом этаже расположены выставки первобытного искусства, находок, сделанных на территории древней Руси, восточного искусства и культуры, египетских и классических древностей.

Есть также Галерея сокровищ (Золотая кладовая и Бриллиантовая кладовая), которую можно посетить только с экскурсией.

Второй этаж

Большинство экскурсий с гидом начинаются в вестибюле Зимнего дворца, через который на второй этаж можно попасть по главной лестнице дворца (ослепительное творение 18 века из мрамора, гранита и золота).

Одна из первых комнат, проходящих через второй этаж – Малахитовая комната, где выставлены личные вещи императорской семьи.

На этом этаже находится Рыцарский зал, и здесь можно увидеть различные доспехи. Также здесь расположено много комнат, которые поддерживаются в том состоянии, когда императорская семья жила в Зимнем дворце.

Павильонный зал, расположенный также на втором этаже, известен своими чудесными павлиньими часами.

Помимо эффектных номеров на этом этаже вы найдете большое количество произведений русского и европейского искусства. Среди произведений итальянского искусства XVIII века – “Мадонна Бенуа” и “Мадонна Литта” Леонардо да Винчи (комната 214), скульптура Микеланджело “Скорчившийся мальчик или сидящий на корточках ребенок” (комната 230), две работы Рафаэля, восемь Тициано и работы Тинторетто, Липпи, Караваджо и Каналетто.

В Эрмитаже также хранится великолепная коллекция испанского искусства, включающая работы Эль Греко, Веласкеса, Мурильо и Гойи. Существует также впечатляющая коллекция фламандского и голландского искусства с работами Ван Дейка, включая портреты, сделанные в Англии в качестве камерного художника Карла I, более 40 картин Рубенса (комната 247) и столь же впечатляющее количество картин Рембрандта (комната 254). Здесь же находится необыкновенная коллекция картин французских и британских художников.

Третий этаж

На этом этаже вы найдете коллекцию азиатского и ближневосточного искусства музея, а также комнаты с медалями и монетами.

Стоимость билетов

В настоящее время стоимость билета на один двухчасовой сеанс в Главный музейный комплекс составляет 500 рублей.

Цена билета на специальный маршрут с посещением Золотой кладовой Галереи драгоценностей: 600 рублей.

Выгоднее всего приобретать комплексный билет – он дает возможность посетить сразу несколько зданий Эрмитажа.

Категория посетителей Стоимость билета Что входит
Взрослый билет 500 рублей
  • Главный музейный комплекс;
  • Главный Штаб;
  • Зимний дворец Петра I;
  • Дворец Меншикова;
  • Музей Императорского фарфорового завода.
Билет для граждан РФ и Беларуси 500 рублей
  • Главный музейный комплекс;
  • Главный Штаб;
  • Зимний дворец Петра I.

Для того чтобы купить билеты в Эрмитаж по льготной цене необходимо предъявить документ, удостоверяющий гражданство.

Можно купить билет в главный штаб Эрмитажа и приобрести отдельные билеты в Зимний дворец, Главный штаб, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода.

Цена билета в Главный штаб и другие обособленные объекты – 300 рублей (билет действует на посещение одного филиала). Отдельные билеты в малый Эрмитаж приобретать не нужно, он входит в состав Главного комплекса.

Стоимость посещения Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» – 550 рублей, из них 250 рублей – экскурсия (на эту часть не распространяются льготы), и 300 рублей – входной билет (действуют льготные цены).

Мы рекомендуем вам приобретать электронные билеты (ваучеры) в Эрмитаж. Так вы сэкономите время, купить билеты в Эрмитаж без очереди можно онлайн. Но, электронные билеты стоят дороже (сохраняются льготы для детей до 16 лет, на один электронный ваучер можно заказать два бесплатных билета на детей, билет действителен 90 дней):

  • однодневный – 830 рублей;
  • двухдневный – 1020 рублей.

В настоящее время продажа однодневных и двухдневных электронных билетов временно приостановлена.

Детский билет (до 16 лет), как и билеты для студентов (любых стран и учебных заведений) – бесплатны. Стоимость билетов для школьников – также 0 рублей. Потребуется предъявить документы, которые должны быть действительны на дату получения билета, в студенческом удостоверении должна быть фотография, название учебного заведения и дата его окончания.

Пенсионеры, имеющие гражданство России могут посетить Эрмитаж бесплатно. Стоимость билетов для пенсионеров с гражданством иных государств – такая же, как и для взрослых.

Право на бесплатное посещение Эрмитажа также имеют:

  • аспиранты;
  • курсанты;
  • инвалиды I и II группы и дети-инвалиды плюс один сопровождающий (только граждане России и Беларуси);
  • лица, проходящие военную службу;
  • многодетные семьи с российским гражданством;
  • сотрудники музеев России.

Для получения бесплатных билетов, а также для покупки их по льготной цене необходимо представить удостоверяющие документы. Такие билеты можно приобрести только в кассах музея.

Дети до 7 лет могут посещать Эрмитаж только в сопровождении взрослого, который купил электронный билет. Перед началом сеанса в кассе музея сопровождающий получает на ребенка бесплатный входной билет (не более двух на одного взрослого посетителя).

Все входные билеты дают право однократного посещения в день их покупки! То есть вы не можете посмотреть половину выставки, выйти из музея, а потом снова зайти в него по этому же билету.

Коты Эрмитажа

Сегодня «службу» в Эрмитаже несут 60 котов. Их предшественники появились при дворе в 1745 году по личному указу Елизаветы Петровны. Дворец Екатерины был больше, так что количество охотников за мышами увеличили. Были коты дворовые и комнатные. Первые охотились во дворе, вторые оберегали внутренние помещения.

Музейные коты чувствуют себя прекрасно, а ведут иногда даже нагло. За время работы музея были разные ситуации. Котов сгоняли с императорского трона, а особенно наглая кошка Муська испортила директору музея важный документ. В 60-е годы был период, когда кошек из Эрмитажа убрали. Вместо котов появились крысы в большом количестве. Пришлось снова завозить кошек.

У котов есть свое помещение в подвале, там стоят миски, подстилки и лотки. Ветеринар следит за здоровьем животных, делает прививки, стерилизацию. Сотрудники музея раз в год устраивают День эрмитажного кота. Все желающие в этот день могут посмотреть место обитания котов.

Как добраться в Эрмитаж

Все основные здания Эрмитажа находятся на Дворцовой площади. Доехать сюда можно всем видами транспорта разной степени удобства

На метро

Станции метро расположены довольно далеко от музея:

  • Адмиралтейская — в семистах метрах,
  • Невский проспект — почти в километре.

Но если у вас есть время — прогуляйтесь по Невскому, это отличная прелюдия к шедеврам, спрятанным на Дворцовой площади.

На автобусе и троллейбусе

Остановка общественного транспорта «Дворцовая площадь» находится всего в трехстах метрах от входа на площадь, поэтому если не хотите себя перегружать ходьбой — вперед на  маршруты № 7, 10, 24, 191 автобуса и № 1, 7, 10, 11 троллейбуса.

 Русский музей. Шедевры, билеты, лайфхаки
 Михайловский замок  Автовокзал на Обводном канале. Как добраться

Зимний дворец

Эрмитаж располагается в Зимнем дворце, который когда-то являлся главным императорским дворцом России. Построен в 1754-1762 гг архитектором Б.Ф.Растрелли.  Конечно же, его оформление превыше всех похвал. Если фасад здания очаровывает взгляд, то что же внутри?

Спросив в кассе билет на посещение ВСЕХ залов и помещений музея, уплатив 400р с предъявлением паспорта гражданки России, я вошла внутрь…

И предстала предо мной красота неописуемая! Все дворцы, доселе виденные, померкли, по сравнению с роскошью убранств залов Эрмитажа. Каждая комната, зал, коридор – произведение архитектурного искусства. Каждый предмет быта – удивительное сокровище. Наверное, именно архитектурные решения произвели наибольшее впечатление, заставляя сердце замирать от восхищения.

Первоначально, обилие залов, расположенных на трех этажах, вводят в тупик – куда идти? Потому идешь наугад, куда глаза глядят, наслаждаясь искусством. Потом начинаешь более-менее ориентироваться, тем более на входе можно взять бесплатную карту с планом залов. У каждого зала есть номер, потому, когда понимаешь, что заблудился, начинаешь идти соответственно номерам.

Серебряная утварь дворца

Картины и экспонаты выставлены тематически. Имеется зал французского искусства, Италии, Испании, Англии, Голландии и других стран. Есть залы, посвященные древностям, античному миру, восточному искусству. Некоторые помещения отданы определенным авторам. Есть временные выставки, где фотографировать запрещено. В основном же, везде можно делать снимки, но без вспышки.

Петровский зал

Личная гостиная Марии Александровны («Золотая гостиная»)

Будуар императрицы Марии Александровны

Библиотека Никоkая II

Лохань из серебра

Заяц Пипус приобщается к прекрасному  

Часы «Павлин»

Оказавшись в Эрмитаже впервые, я не имела конкретной цели что-то посмотреть, хотелось увидеть все! И всего там было ой, как много.  Потому, после обхода только лишь второго этажа, ноги еле-еле передвигались вперед.

Из известных мне мастеров на глаза попался только Тициан и Рубенс, что уже сильно порадовало.

Картина «Даная», Тициан

Искала картины Леонардо Да Винчи, и вроде бы внимательно искала, но так и не нашла. И только лишь вернувшись в гостиничный номер, решила спросить у Гугла, а есть ли в Эрмитаже Да Винчи? И Гугл ответил: «Конечно же, есть!». И тут я расстроилась – как же так, почему я его не увидела? Посмотрела фото зала с работами маэстро в интернете и с удивлением поняла, что я там, оказывается, была, только фотографировала в этом зале… дверь!  А что, красивая дверь, какое тут может быть сравнение с картинами Леонардо. Дверь – наше все)))

Зал Леонардо да Винчи

Та самая дверь 🙂

Малый Итальянский просвет

Храм Зимнего дворца

Повозка IV-III века до н.э.

Через четыре часа блуждания по залам Эрмитажа, я, с сожалением, констатировала факт, что сил на посещение Зимнего дворца Петра I и Главного штаба уже нет. И зря я покупала полный билет. Одно радовало – следующий день, 7 декабря, объявлен Днем Эрмитажа. На афишах значилось, что вход будет бесплатный. Потому в Главный Штаб я вернулась уже днем позже.

Малый Эрмитаж

Это здание в стиле классицизма представляет собой часть императорского дворцового ансамбля. Оно было спроектировано зодчими Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном в 1764 г. и строилось до 1775 г..

В результате получился любопытный симбиоз строгого классицизма и помпезного барокко. Два противоположных фасада – как две стороны одной медали. Один, выходящий на набережную Невы, провозглашает незыблемость принципов кондового классицизма, а другой — на линии фасадов Зимнего дворца вторит им барочными мотивами.

В Романовской галерее выставлены предметы средневековья, украшенные эмалями, есть выставка фаянсовой посуды. Из этой галереи можно пройти к экспозициям голландской и фламандской школы рисунка.

В Петровской галерее восхищают немецкие полотна и скульптуры 15-18 веков. Обязательным для ознакомления является Павильонный зал. Его великолепный интерьер заставит задержаться здесь надолго. В этом пространстве можно увидеть замечательные часы Павлин. Их мелодичная музыка звучит каждую среду в 19 часов.

Все помещения имеют определенную тематику и отведены для:

  • экспонатов Античного мира – Римские мозаики и Римский рельеф;
  • работ живописцев Германии, Голландии, Фландрии и Нидерландов 15-18 вв.;
  • Романовской галереи с отделами Европейского средневековья и живописи Нидерландов 15 в.

По арочному переходу второго этажа можно перейти в следующий корпус.

Малый Эрмитаж

В 1764 году рядом с резиденцией начали возводить двухэтажное здание. Архитектура сооружения соединяла барокко и классицизм. Через 3 года приступили к постройке еще одного сооружения на берегу реки. Павильон предназначался для отдыха, был зал для приемов, несколько апартаментов и оранжерея.

Оба здания соединили висячим садом с галереями. Назвали новое сооружение Малый Эрмитаж. Северный павильон использовался для вечеров, где гостей развлекали играми и спектаклями. Галереи украсили живописными полотнами – это считается началом музея, известного сегодня во всем мире.

Это интересно. Перевод слова «эрмитаж» — место уединения. Этим словом называли помещение, где приятно проводили время с близкими и друзьями.

Коллекция Брюля

Коллекция качественно и количественно пополнилась в 1769 году. После смерти графа Брюля осталось шестьсот полотен европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс, Пуссен и другие. Все картины выкупили для Эрмитажа.

Интересные факты о история Эрмитажа

Факт #1. Интересно ли вам узнать: почему 1764 год считается годом основания Эрмитажа? Ответ на этот вопрос прост. В 1764 году Екатерина II приобрела в Берлине у немецкого коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 картин. Это было в основном произведения фламандской и голландской школ.

Факт #2. Апартаменты Зимнего Дворца, где была размещена личная коллекция картин императрицы, Екатерина II стала называть Эрмитажем, так как любила рассматривать произведения искусства в полном уединении. (Сейчас этот флигель называется Малый Эрмитаж). Позднее этим красивым французским словом назвали весь музейный комплекс.

Вот почему история Эрмитажа началась с Зимнего Дворца и с Екатерины II.

Зимний дворец

Факт #3. Интересно, что экспонаты из частного собрания предшественника Екатерины II, Петра I, тоже сегодня находятся в Эрмитаже. Это, например, «скифское золото» – драгоценные украшения в виде фигур зверей, которые хранятся в Золотой кладовой. Они были приобретены для Сибирской коллекции Петра I.

Скифское золото в Эрмитаже

Эрмитаж в СССР

Как ни странно, но после революции Эрмитаж не пострадал, даже наоборот – фонды существенно пополнились. Множество приватных коллекций были и изъяты у владельцев. Эти ценности распределяли по разным музеям. Эрмитаж пополнился редкими экспонатами.

После ВОВ закрыли музей, где хранились полотна европейских художников, работающих в новых направлениях. Его фонды распределили среди других хранилищ. Эрмитаж получил картины импрессионистов.

Фонды не только пополнялись. Музей лишился некоторых картин, их передали в другие галереи. Ценные полотна передали в московский музей.

С 1929 по 1934 год за границу продали 48 произведений искусства. Среди них единственное полотно Ван Эйка, картины Рафаэля и Боттичелли.

Во время ВОВ 2 000 000 экспонатов эвакуировали. Подвалы музея использовались как укрытия. Война еще не закончилась, а залы музея начали восстанавливать. После ВОВ, все ценности вернулись на свои места. Музей снова открыл двери посетителям. Более того фонды пополнились трофеями из Берлинских галерей. В 1958 году экспонаты вернули в Берлин.

Представительства Эрмитажа в других городах

Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и за рубежом — это постоянно действующие культурные и выставочные центры.

Так центры есть в Казани (центр «Эрмитаж-Казань»), Выборге (центр «Эрмитаж-Выборг»), Омске (центра «Эрмитаж-Сибирь»), Екатеринбурге (центр «Эрмитаж-Урал»), Амстердаме (выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» / Hermitage Amsterdam).

Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре, с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.

Интересные факты

Об Эрмитаже сложено большое количество легенд и любопытных историй. Одна из них связана с кошками, проживающими в музее. Каждая из них имеет свой номерной паспорт, а содержат животных в музее специально для ловли крыс и мышей в подвалах зданий.

Они также помогают музейным работникам сохранять экспонаты, хранящиеся в запасниках. В годы блокады количество кошек в музее значительно сократилось. Сразу после войны их стали целенаправленно разводить.

Общая площадь помещений зданий Эрмитажа более 233 тысяч кв.м. Экспозиции размещены на 66,8 тысячах кв.м. Для того, чтобы осмотреть все залы музея нужно потратить несколько лет, и многие жители Санкт-Петербурга посещают Эрмитаж на протяжении всей своей жизни.

Эрмитаж находится по адресу: Дворцовая набережная, 34. Добраться до него можно на метро до станций «Невский проспект», «Гостинный двор» или «Адмиралтейская».

Музей работает: с 10.30 до 18.00.

Выходной день — понедельник.

Граждане РФ имеют скидки на билеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector