Мировой океан и его части

История пролива Босфор

Сложно поверить, что во времена третичного геологического периода Босфор был ничем иным, как маленькой речкой, текущей меж двумя озерами, ставшими впоследствии Черным и Мраморным морями. Когда начался четвертичный период, земля под воздействием эрозии треснула и сильно опустилась. Когда это произошло, и два «озера» стали недосягаемыми, если верить геологам, человека и помине ещё не было не то что на землях Турции, но и на планете Земля вообще. Соответственно, миф о происхождении Босфора научно не подтвержден.

Длина пролива — около 30 км. Максимальная ширина пролива — 3700 м (на севере), минимальная — 700 метров. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.

 Миф о Босфоре

Те, кто увлекался культурой Греции, конечно, помнят о мифе, поведавшем историю девушки Ио. Казалось бы, как может быть связана девушка и название пролива? Но, согласно мифам и легендам Древней Греции, именно история Ио была причиной тому, что знаменитый пролив назвали Босфором. Бог-олимпиец Зевс частенько злоупотреблял своим положением и спускался на Землю, завлекая в свои любовные сети земных женщин. Не стала исключением и юная жрица Ио. Любуясь красотой девушки, Зевс забыл, что у него уже есть жена, которая не прощает таких увлечений. Чтобы уберечь Ио от гнева Геры, бог обращает жрицу в белую корову. Но, умная Гера, понимая, что ее хотят провести, напускает на корову огромных слепней. Не зная, куда бежать, Ио чудом находит брод через пролив и оказывается в Кадыкии, которая сейчас является частью Стамбула.

Языковеды сходятся во мнении, что название пролива «Босфор» в переводе означает «Коровий брод». Миф заканчивается тем, что многострадальная Ио все же вернула свой истинный облик и снова встретилась с Зевсом. Назло злой Гере они провели новый медовый месяц.

Красивая сказка, не правда ли?

Мост через пролив Босфор фото

Современная история

Если же мы обратимся к историкам, то они нам поведают, что первым царем, построившим мост, был Дарий. И если хроники не преувеличивают, то он переправил 700 тысяч воинов по временному мосту, состоящему из плотов, которые перекидывали с корабля на корабль. Мост через пролив, который мы можем увидеть в наше время — заслуга Турецкой Республики. Турки считают его настоящим произведением искусства. Когда разрабатывался проект грандиозной конструкции, многие говорили, что он испортит силуэт города и природную красоту пролива. Но, мост, созданный в одном из самых красивых городов мира, не только гармонично дополнил окружающую природу, но и ничуть не испортил красоту памятников истории и архитектуры. Поиски оптимальной конструкции гиганта велись долго, но закончились успешно. В этом сооружении сочетаются простота и благородство.

Тихий океан

Был открыт во время кругосветного путешествия Фернана Магеллана. Его корабли, преодолев сложный пролив, вышли в открытый океан 28 ноября 1520 года. Но первым жителем Европы, который увидел новый географический объект, был испанец Нуньес де Бальбоа. Он пересек Панамский перешеек в 1513 году, и, увидев огромные просторы воды, назвал его Южным морем.

Со временем установили, что это самый большой океан планеты, а в 2011 году уточнили самую глубокую точку. Глубина Марианской впадины в самом глубоком месте, называемом «Бездной Челленджера» достигает 10 994 метров. Ученые дают поправку ±40 м. Таким образом, Тихий океан самый глубокий из четырех своих собратьев.

2

Физико-географическая характеристика:

Общие сведения:

Индийский океан главным образом расположен к югу от тропика Рака между Евразией на севере, Африкой на западе, Австралией на востоке и Антарктидой на юге. Граница с Атлантическим океаном проходит по меридиану мыса Игольный (20° в.д. до побережья Антарктиды (Земля Королевы Мод)). Граница с Тихим океаном проходит: южнее Австралии — по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в.д. до Антарктиды; севернее Австралии — между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западным берегом Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива. Иногда южную часть океана, с северной границей от 35° ю. ш. (по признаку циркуляции воды и атмосферы) до 60° ю. ш. (по характеру рельефа дна), относят к Южному океану, который официально не выделяется.

Моря, заливы, острова:

Площадь морей, заливов и проливов Индийского океана составляет 11,68 миллионов кв. км (15 % от общей площади океана), объём 26,84 миллионов куб. км (9,5 %). Моря и основные заливы располагающиеся вдоль побережья океана (по часовой стрелке): Красное море, Аравийское море (Аденский залив, Оманский залив, Персидский залив), Лаккадивское море, Бенгальский залив, Андаманское море, Тиморское море, Арафурское море (залив Карпентария), Большой Австралийский залив, море Моусона, море Дейвиса, море Содружества, Море Космонавтов (последние четыре иногда относят к Южному океану).

Некоторые острова — например, Мадагаскар, Сокотра, Мальдивские — являются фрагментами древних материков, другие — Андаманские, Никобарские или остров Рождества — имеют вулканическое происхождение. Крупнейший остров Индийского океана — Мадагаскар (590 тысяч кв. км). Крупнейшие острова и архипелаги: Тасмания, Шри-Ланка, архипелаг Кергелен, Андаманские острова, Мелвилл, Маскаренские острова (Реюньон, Маврикий), Кенгуру, Ниас, Ментавайские острова (Сиберут), Сокотра, Грут-Айленд, Коморские острова, острова Тиви (Батерст), Занзибар, Симёлуэ, острова Фюрно (Флиндерс), Никобарские острова, Кешм, Кинг, острова Бахрейн, Сейшельские острова, Мальдивские острова, архипелаг Чагос.

История формирования океана:

В раннеюрское время древний суперконтинент Гондвана начал раскалываться. В результате образовались Африка с Аравией, Индостан и Антарктида с Австралией. Процесс завершился на рубеже юрского и мелового периодов (140—130 миллионов лет назад), и начала образовываться молодая впадина современного Индийского океана. В меловой период дно океана разрасталось за счёт перемещения Индостана к северу и сокращения площади океанов Тихого и Тетиса. В позднемеловое время начался раскол единого Австрало-Антарктического материка. В это же время в результате образования новой рифтовой зоны Аравийская плита откололась от Африканской, и образовались Красное море и Аденский залив. В начале кайнозойской эры прекратилось разрастание Индийского океана в сторону Тихого, но продолжилось в сторону моря Тетис. В конце эоцена — начале олигоцена произошло столкновение Индостана с Азиатским континентом.

Сегодня движение тектонических плит продолжается. Осью этого движения являются срединно-океанические рифтовые зоны Африканско-Антарктического хребта, Центрально-Индийского хребта и Австрало-Антарктического поднятия. Австралийская плита продолжает движение на север со скоростью 5—7 см в год. В том же направлении со скоростью 3—6 см в год продолжает движение Индийская плита. Аравийская плита движется на северо-восток со скоростью 1—3 см в год. От Африканской плиты продолжает откалываться Сомалийская плита по Восточно-Африканской рифтовой зоне, которая движется со скоростью 1—2 см в год в северо-восточном направлении. 26 декабря 2004 года в Индийском океане у острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия), произошло самое крупное за всю историю наблюдений землетрясение магнитудой до 9,3. Причиной послужил сдвиг около 1200 км (по некоторым оценкам — 1600 км) земной коры на расстояние в 15 м вдоль зоны субдукции, в результате чего Индостанская плита сдвинулась под Бирманскую плиту. Землетрясение вызвало цунами, принёсшее громадные разрушения и огромное количество погибших (до 300 тысяч человек).

Корейский пролив (180 км)

Корейский пролив разделяет полуостров Корея и японские острова Кюсю, Ики и юго-западную часть острова Хонсю. Им соединяются Японское и Восточно-Китайское моря, относящиеся к бассейну Тихого океана. В прежние времена стратегическое значение этого пролива существовало только для этих двух стран. Но когда в середине XIX столетия в Японии закончилась эпоха изоляционизма, то Корейский пролив стал интересовать и США, Россию и прочие страны. Теперь по этому проливу постоянно ходят паромы между корейским портом Пусан и островом Чеджу и японскими Цусимой, Фукуокой и прочими. Также по проливу осуществляется сообщение между Пусаном и Китаем. В последнее время строятся планы прокладки подводного тоннеля или моста, соединяющего Корею с Японией.

S

  • Пролив Сэджвина — он же пролив Питта (Индонезия)
  • Канал Сен-Бартелеми — между Сен-Бартелеми и Сен-Мартен
  • Река Сент-Клер — между озером Гурон и озером Сент-Клер / и провинцией Онтарио , Канада, и штатом Мичиган , США.
  • Канал Святого Георгия — между Ирландией и Уэльсом
  • Канал Святого Георгия — между Новой Британией и Новой Ирландией на архипелаге Бисмарка.
  • Канал Сент-Люсия — между Мартиникой и Сент-Люсией
  • Река Сент-Мэрис — между озером Верхнее и озером Гурон / и провинцией Онтарио , Канада, и штатом Мичиган , США.
  • Сент-Винсент Пассаж — между Сент-Винсентом и Сент-Люсией
  • Проход Ле-Сент — Гваделупа
  • Река Саконнет — между островом Аквиднек и Тивертоном и Литтл Комптон, Род-Айленд .
  • Пролив Сан-Бернардино — между Лусоном и Самаром на Филиппинах.
  • Пролив Сан-Хуанико — между островами Самар и Лейте на Филиппинах.
  • Скапа-Флоу — между несколькими Оркнейскими островами.
  • Пролив Селе (также известный как пролив Галова, пролив Мести) — между Салавати и Новой Гвинеей.
  • Змеиная пасть (Boca de la Serpiente) — между Тринидадом и Венесуэлой.
  • Пролив Шеликоф — между материковой Аляской и островом Кадьяк.
  • Пассаж Сибуту — между Борнео и архипелагом Сулу.
  • Сицилийский пролив — между Сицилией и Африкой.
  • Сингапурский пролив — между Сингапуром и Индонезией ( Суматра )
  • Скагеррак — отделяет Данию от Норвегии и Швеции
  • Смит-Саунд — между островом Элсмир и Гренландией
  • Solent — между острове Уайт и южной части Великобритании
  • Звук или Эресунн — между Данией и Швецией
  • Южный Кваркен — между Финскими Аландскими островами и Швецией.
  • Соевый пролив или пролив Ла-Перуз — отделяющий Сахалин (Карафуто) от Хоккайдо
  • Пролив Сумба — между Флоресом и Сумбой , Индонезия
  • Зондский пролив — между Суматрой и Явой
  • Пролив Суригао — между островами Лейте и Минданао на Филиппинах.
  • Пролив Суванни (доисторический) — также известный как желоб залива
  • Свинесунд — между Норвегией и Швецией
  • Swale — между островом Шеппи и югом Великобритании.

Пролив Басса (240 км)

Пролив Басса отделяет остров Тасманию от Австралии и одновременно с этим соединяет Тихий и Индийский океаны. Пролив совсем неглубокий – средняя глубина находится на уровне 50 метров. Такая малая глубина говорит о «юном» возрасте пролива Басса, которому всего-то около 10 тысяч лет, а появился он только благодаря повышению уровня мирового океана. До этого Тасмания была просто куском Австралийского материка. Открыл этот пролив в 1798 году англичанин Мэтью Флиндерс и решил назвать его в честь своего судового врача Джорджа Басса. Открытие данного пролива было кстати для торговых судов, плывших из Индии или Европы в Сидней, поскольку, проходя по нему, они экономили 1300 км дистанции. Напоминанием о совсем ещё недавней по геологическим меркам эпохе сухопутной жизни пролива являются разбросанные по нему мелкие островки, которые когда-то были австралийскими холмами и пригорками.

История названия

В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».

Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.

Маточкин Шар (600 м)

Этот пролив расположен между северным и южным островами Новой Земли и соединяет Карское и Баренцево моря. Это достаточно мелкий пролив (12 метров в среднем, максимальная глубина 120 м), имеющий несколько якорных стоянок, лучшая из которых расположена возле мыса Бараньего. Берега пролива высокие, кое-где обрывистые. Он имеет длину примерно 100 км. Большую часть года Маточкин Шар покрывают льды, а в остальное время навигация по нему возможна. В прошлом на его берегу располагались промысловые посёлки Столбовой и Маточкин Шар, но их уже давно не существует. Слово «шар» на финно-угорском означает «пролив», а эти острова поморы называют «маткой». А название пролив получил от реки Маточка, которая в него впадает.

Климат и география

В период палеогена наблюдалось устойчивое снижение температуры климата Земли, в сравнении с предшествующим меловым периодом. Лед начал формироваться как на Северном, так и на Южном полюсах, и сезонные изменения были более выраженными в северном и южном полушариях, что оказало значительное влияние на жизнь растений и животных. Северный суперконтинент Лавразия постепенно разделился на Северную Америку на западе и Евразию на востоке, а южный суперконтинент Гондвана продолжал разделятся на Южную Америку, Африку, Австралию и Антарктиду, и все они медленно дрейфовали к их нынешним позициям.

Аравийский полуостров (3 250 000 кв. км)

Самый большой полуостров расположен на юго-востоке Азии, он словно разделяет её с Африкой. С запада он омывается водами Красного моря, с юга – Аденского залива и Аравийского моря, с востока – Оманского и Персидского заливов. Львиная доля Аравийского полуострова находится под управлением Саудовской Аравии, кроме которой там находятся и другие арабские страны: Йемен, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн.
На Аравийском полуострове практически всегда солнечно, днём стоит изнуряющая жара, буквально загоняющая всех жителей под крыши. Здесь не так много красот природы, поскольку 80% земли являются пустыней, зато много нефти и газа. Вообще, типичный ландшафт Аравийского полуострова напоминает пустыни Восточной Африки. Основным населением полуострова являются арабы, слегка разбавленные иностранцами (египтянами, филиппинцами, индийцами, пакистанцами), а европейцев там очень мало.

Морская экология пролива

Глубины Мозамбикского пролива таят в себе большое количество тунца и других морских видов рыб, а также омаров, глубоководных креветок, раков и крабов. Среди млекопитающих можно назвать тихоокеанскую афалину, полосатого дельфина, горбатого кита и короткоплавниковую гринду. Наибольшее средоточие китообразных наблюдается в окрестностях Майотты.

Ловлей рыбы в основном занимаются местные рыбаки, и в последнее время наметилась тенденция уменьшения рыбных запасов. Есть и другие немаловажные экологические проблемы, среди которых: воздействие на морскую экологию загрязненной в результате использования фосфатных и азотных удобрений в сельском хозяйстве воды, попадание в водные потоки различных пестицидов и гербицидов.

Как добраться до пролива Босфор

Координаты пролива Босфор: 41°13’16.3″с.ш. 29°07’42.2″в.д.

Поскольку пролив Босфор находится в центре Стамбула, добраться до него очень просто, вдоль пролива расположено огромное количество остановок. Ниже представлены варианты, как доехать до пролива в южной его части с обеих сторон.

С европейской стороны:

  • На метро: станция «Kadıköy» (М4, розовая ветка).
  • На трамвае: Т3, выходить любой из следующих остановок: «Çarşi», «İskele Cami», «Kadıköy İDO».
  • На поезде: поезд Marmaray, выходить на вокзале Хайдарпаша (Haydarpaşa).
  • На автобусе: № 9K, 14A, 14AK, 16, 16D, 17, 17L, 19ES, 19M, 19S, 222 (выходить на остановке «Kadıköy») или на автобусе № 13Y, 14A, 14M, 15BK, 19E, 19T, 20E (выходить на остановке «Rıhtım»).
  • На такси: в Стамбуле работают желтые такси, также можно заказать такси через популярное приложение Uber Taxi.

Здесь есть несколько паромных причалов: Kadikoy, Turyol.

С азиатской стороны:

  • На метро: станция «Marmaray Yenikapı İstasyonu» (M1A, M1B, M2, красные и зеленая ветка).
  • На трамвае: Т1, выходить на остановке «Laleli — Üniversite» и идти в сторону пролива.
  • На поезде: поезд Marmaray (остановка «Marmaray Yenikapı İstasyonu»).
  • На автобусе: № 81, BN1, MR5, İST-1, выходить на остановке «Yenikapı Sahil».
  • На такси: стандартные желтые такси, плюс можно заказать такси через приложение Uber Taxi.

Среди паромных причалов здесь есть İdo Yenikapı Deniz Otobüsü Terminali.

Панорама пролива Босфор в Стамбуле:

Видео: пролив Босфор, Турция, Стамбул (the Bosphorus, Istanbul)

Самые глубокие моря мира

На первом месте находится Филиппинское море. Расположено оно в Тихом океане, около Филиппинского архипелага. Именно к этому морю относят самую глубокую океаническую впадину — Марианскую, таким образом, наибольшая глубина Филиппинского моря 11022 метра. Даже средняя глубина этого моря больше 4 км, тогда как глубина Азовского моря, например, не превышает 14 метров.

На дне Филиппинского моря находятся вулканы. Из-за огромной глубины морские обитатели здесь изучены не до конца, в основном, те, что водятся в поверхностных и прибрежных водах. Известно, что в Филиппинском море живут морские черепахи, дельфины, рыба-меч, разнообразные моллюски. Кроме того, очень много опасных для человека акул, в их числе тигровая и серая акулы. А вот крупные глубоководные жители Марианской впадины точно являются хищниками, да еще какими! Больше всего они похожи на монстров с множеством зубов и огромными челюстями. Глаза имеются не у всех глубоководных рыб, а если имеются, то совсем не похожи на привычные нам, ведь на дне впадины полнейшая темнота. Зато у многих очень развиты органы, улавливающие звуки. Есть там и простейшие организмы, существующие уже миллиарды лет.

Второе место занимает Коралловое море, с глубиной 9140 метров, одно из самых красивых морей в мире. Это море тоже находится в Тихом океане, у берегов Новой Гвинеи и Австралии. Для Кораллового моря характерно большое количество островов, и конечно же, множество коралловых рифов. Самый известный из них — Большой барьерный риф. Среди обитателей Кораллового моря — морские звезды, ежи и черепахи, летучие рыбы, много различных видов креветок, рачков и крабов.

Третье место по праву принадлежит не очень большому, но зато очень глубокому (до 7440 метров) морю Банда. Оно расположено у берегов Индонезии, и также принадлежит к акватории Тихого океана. Это вулканическая зона, и острова в море Банда имеют вулканическое происхождение. В этом море живут дельфины, кальмары, медузы, осьминоги, наутилусы, акулы, скаты, и даже морские змеи.

На четвертом месте в рейтинге глубин Карибское море. Оно находится в Атлантическом океане между Южной и Центральной Америкой. Глубина этого моря 7090 метров, и среди впадин и подъемов на дне лежат затонувшие фрегаты и галеоны. Поиски затонувших сокровищ продолжаются по сей день, и многие страны оспаривают принадлежность этих сокровищ.

Самое глубокое море в России

огромная странавосточных береговземной коры

Дальше идут океанские впадины, в том числе, одна из глубочайших в мире — Курило-Камчатская впадина с глубиной 9717 метров. Если же расположить эти моря в порядке уменьшения глубины, то получится следующее: лидером будет Берингово море с максимальной глубиной 4151 метр. Затем идет Охотское море, его глубина составляет 3916 метров. И на последнем месте окажется Японское море, так как оно хоть и немного, но уступает Охотскому, его максимальная глубина уже только 3742 метра. Как видите, самое глубокое российское море — Берингово море — сильно уступает мировым лидерам.

Тем не менее, это еще не все самое интересное, что можно рассказать о самом глубоком море в России ..

Гудзонов пролив (115 км)

Этот пролив, названный в честь проплывшего по нему первым в 1610 году Генри Гудзона, находится в акватории Северного Ледовитого океана в пределах канадской территории. На севере его ограничивает Баффинова Земля, а на юге полуостров Лабрадор. Соединяет Гудзонов пролив Лабрадорское море с внутренними заливами Фокс и Гудзон. На юго-востоке он соединяется с заливом Унгава, славящимся своими мощными приливами. Здесь часто случаются штормы, а судоходство осуществляется лишь на протяжении 4 месяцев.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!

Источник

Дарданеллы (1,3 км)

Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента – Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы – по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

Тайваньский пролив (130 км)

В прошлом этот пролив, отделяющий остров Тайвань от Азиатского континента, назывался Формозским. Он начинается у Южно-Китайского моря, а заканчивается в Восточно-Китайском море. Пролив имеет большой перепад глубин на фарватере – от 60 м до 1773 м. Материковая береговая линия пролива изрезана заливами, а возле неё есть множество островов, зато берег острова Тайвань имеет ровную береговую линию. На юге пролива находится архипелаг Пэнху. Правительство континентального Китая предложило строительство под проливом транспортного тоннеля длиной в пределах 127-207 километров – в любом случае, если планы будут реализованы, то это получится длиннейший подводный железнодорожный тоннель на планете.

Широчайший в мире

Пролив Дрейка по праву заслужил звание самого широкого. Он является связующим звеном между двумя океанами: Тихим и Атлантическим. Минимальная ширина пролива – 820 км, а максимальная достигает 1120 км. Протяженность значительно меньше и составляет 460 км. Максимальная глубина в пределах 5250 м. Этот широчайший пролив мира разделяет Огненную Землю и самый южный континент – Антарктиду. Его воды омывают побережье таких стран, как Чили и Аргентина.

Пролив Дрейка не только самый широкий, но и самый глубокий в мире. Погодные условия в этом регионе довольно суровые. Здесь наблюдаются частые штормы. Этот пролив всегда являлся одним из сложнейших испытаний для судоходства. Примерно четвертая часть водоема затягивается ледовым покровом, который держится в период с апреля по ноябрь. В летний сезон в водах пролива можно встретить огромное количество айсбергов, которые дрейфуя, достигают берегов Южноамериканского континента.

Мозамбикский, 1760 км

Званием самого длинного на Земле обладает пролив между континентальной Африкой и Мадагаскаром. Он был известен издревле и использовался арабами для торговли. А вот по поводу европейского первооткрывателя споры ведутся до сих пор. Главными кандидатами называют Васко да Гама и Марко Поло.

Длина Мозамбикского пролива более 1,5 км, его глубина достигает 3 км, а ширина в самом узком месте – 420 км. Его песчаные пляжи тянутся на сотни метров, а богатый подводный мир привлекает дайверов со всего света. Многочисленные подводные вулканы создают острова, которые сменяются коралловыми рифами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector