«рабочий и колхозница». сложная судьба эталона соцреализма
Содержание:
- Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
- Реставрация памятника и торжество разума
- Иллюзия небоскреба
- Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
- Как все начиналось
- Работа над проектом памятника
- Этапы возведения памятника – трудности и достижения
- Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
- Международная выставка 1937 года
- Реконструция скульптуры
- Исторические факты возникновения
- Биография Веры Мухиной
- Самый дружелюбный колосс
- Хозяева земли советской
- Рабочий и колхозница — история создания
- Изготовление памятника и павильона
Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»
Советским правительством ставилась задача не только создать грандиозный технологический и архитектурный проект, но и всячески подчеркивать его идеологическую направленность. В соответствии с многолетними правилами выставки страны-участницы должны оформлять свои павильоны в национальном стиле. Советский проект призван был показать всему миру превосходство отечественной экономической системы.
В объявленном конкурсе на оформление павильона приняли участие многие именитые и маститые архитекторы того времени. Победу одержал Борис Иофан, создавший проект в классическом стиле, центральную часть которого занимала скульптура. Высокая комиссия одобрила идею в целом, но отвергла памятник. Немедленно был проведен следующий конкурс, в результате которого победила Вера Мухина.
Автор монумента «Рабочий и колхозница» поразила воображение комиссии масштабностью скульптурного дуэта, отличающегося легкостью и нацеленного вперед
Простые черты лиц героев памятника привлекали внимание своей молодостью и одухотворенностью, а развевающийся шарф символизировал стремительное движение к светлому будущему. Вознесенные над головой серп и молот олицетворяли единство труда рабочих и колхозного крестьянства
Реставрация памятника и торжество разума
К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».
Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.
К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).
Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России. За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас. Все работы провели с особой тщательностью.
28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.
Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.
Иллюзия небоскреба
В 20-х годах в Москве главенствующим архитектурным направлением был конструктивизм. Все, кто состязались за право построить монумент для Всемирной выставки, не были равнодушны к этому течению и имели в своем послужном списке хотя бы одну работу такого стиля, который предполагает, что здания, не будут иметь никаких украшательств. Этой особенности придерживались многие советские архитекторы, участвующие в конкурсе за право представлять СССР на предстоящей выставке.
Одним из наиболее видных конкурсантов был советский архитектор Алексей Щусев, на тот момент — неоднократный лауреат сталинских премий. Его самые громкие архитектурные проекты – Мавзолей Ленина и Казанский вокзал. Проект павильона для выставки ЭКСПО, предложенный им, не был выдержан в духе конструктивизма. Помпезные архитектурные элементы щусевской постройки напоминали Дворец Советов и создавали чересчур возвышенный архитектурный облик.
Еще один конкурсант – менее известный, нежели Щусев, архитектор Каро Алабян. Его авторству принадлежит проект академического театра Советской Армии, павильон Армянской ССР на ВДНХ, а также Сочинский морской порт. Стиль павильона, проект которого подготовил Щусев – сталинская неоклассика. Условно его можно назвать постконструктивизмом.
Фото: Ольга Марченко, «Мир 24»
Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Вероятно, его как одного из ведущих представителей сталинской архитектуры выделяла на фоне остальных именно эта особенность – интерес к симбиозу архитектуры и скульптуры. Самый известный его проект, как ни парадоксально, не был реализован: это дворец Советов в Москве, – гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя. Однако строительство прервала Великая Отечественная война. После ее окончания строительство не возобновлялось. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах.
«Если стоять рядом с этим павильоном, то кажется, что рядом с тобой небоскреб, при этом павильон имеет высоту около 33 метров. Иллюзия чрезмерно высокого здания создается при помощи нарастающих объемов. Кажется, что весь павильон похож на паровоз, несущийся вперед. Это и требовалось от архитектора — показать, что наше государство движется вперед», — говорит Арсений о проекте Иофана.
Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности. Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.
В музее Веры Мухиной, расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась. Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» – это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.
Как все начиналось
За свою яркую и насыщенную жизнь Вера Мухина создала немалое количество художественных творений, среди которых картины, скульптуры, изделия из стекла. К сожалению, большая часть работ осталась неизвестна широкому кругу поклонников ее таланта. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма».
В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие во Всемирной парижской выставке. Официальная тема масштабного мероприятия: «Искусство и техника в современной жизни».
Советскому Союзу было очень важно не только поучаствовать в выставке, имеющей большое международное значение, стране нужно было одержать победу в конкурсе любой ценой. Мир стоял на пороге Второй мировой войны, и соревнование в области технических достижений фактически означало жесткую борьбу двух мировых политических систем
Основными конкурентами СССР за первенство выступали Италия и Германия.
Работа над проектом памятника
Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.
Вариант Б. Иофана
Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».
По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.
Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.
Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.
Вариант В. Мухиной
Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.
Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.
После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.
Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.
Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.
Согласование проекта
Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.
Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.
Этапы возведения памятника – трудности и достижения
Теперь предстояло ускоренными темпами создавать сооружение в истинном размере. Скульптура «Рабочий и колхозница» по замыслу автора имела гигантскую высоту – 25 метров. На осуществление грандиозной работы отводилось всего полгода.
Большой размер памятника призван был не только привлекать внимание величиной, он должен был воссиять над Парижем. В качестве основы для строительства скульптуры рассматривали бронзу или медь
Эти металлы отличаются основательностью и благородным видом. Но они не обеспечивали запланированного излучения, потому что поглощали свет. Поэтому скульптор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина приняла решение возводить памятник из нержавеющего стального листа.
Сначала форму композиции сколачивали из деревянных брусков, обрабатывали поверхности столярными инструментами и добивались идеальной гладкости. Затем поверх деревянной основы выкладывали тончайшие листы стали, толщина которых не превышала миллиметра. Стальной панцирь полностью повторял деревянную форму. Изнутри стальная мозаика скреплялась при помощи сварных швов.
Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж. Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав. Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку. Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.
Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
2 оценило
Скульптура Рабочий и Колхозница с Серпом и Молотом — это самая известная скульптура советской эпохи, выдающаяся работа советского скульптора Веры Мухиной.
Скульптура Рабочий и Колхозница
Скульптура «Рабочий и колхозница» — скульптурная композиция, одна из самых известных работ скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. «Рабочий и Колхозница» представляют собой две переплетенные стальные статуи рабочего и колхозницы, поднявших над собой серп и молот — символ союза рабочих и крестьян. Высота скульптуры — 24 метра. «Рабочий и Колхозница» воистину являются симоволом советской эпохи, символом СССР.
«Рабочий и Колхозница» являются эмблемой московской киностудии «Мосфильм».
Международная выставка 1937 года
Скульптура была изготовлена для Международной выставки в Париже в 1937 году.
«Рабочий и колхозница» была изготовлена в кратчайтшие сроки, для этого рабочим приходилось работать с утра и до вечера. Вес готовой скульптуры составил 37 тонн. После одобрения скульптуры Сталиным, «Рабочий и Колхозница» были погружены в 28 вагонов и отправлены по железной дороге в Париж.
Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при, однако радость победы была омрачена тем, что «Рабочего и Колхозницу» поставили напротив павильона фашистской Германии.
Разведка СССР интересовалась оформлением немецкого павильона, в результате высота советской экспозиции была на несколько метров выше, что обрадовало руководство СССР и огорчило Германию. Парижане и гости выставки специально ходили смотреть на советскую скульптуру Веры Мухиной по нескольку раз в день, так как она постоянно меняла свой цвет — утром она была розового цвета от утреннего солнца, днем — ярко-серебристой как ей и положено быть, а на закате солнца вечером — золотистой. Франция планировала выкупить скульптуру для Парижа, однако советская делегация по распоряжению Сталина в этом отказала.
После закрытия Всемирной выставки в Париже большинство создателей «Рабочего и Колхозницы» отправились в лагеря и ссылки, комиссар советского павильона И. Межлаук был расстрелян. А Вера Мухина была отстранена от работы.
Перевозка скульптуры
При перевозке статуя была повреждена, так как по габаритам не проходила некоторыми частями в железнодорожные тоннели, но в 1939 году реконструирована, а фактически выстроена заново и установлена перед Северным входом ВСХВ (ВВЦ, он жеВДНХ). Вера Мухина считала, что самое лучшее место для скульптуры — павильон СССР, однако к ее мнению не прислушивались.
Еще раз «Рабочий и колхозница» была отреставрирована в 1979 году.
С конца 40-х годов скульптура «Рабочий и колхозница» является основным символом киностудии Мосфильм.
Реконструция скульптуры
Рабочий и Колхозница на новом постаменте
В 2003 году скультптура была разобрана на 40 составляющих частей. После реконструкции «Рабочего и Колхозницы» в постаменте планировалось разместить театр и музей, на площади – около 8 тысяч квадратных метров. Соогласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. При «росте» скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника будет около 60 метров, как и задумывалось Верой Мухиной. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.
Установка на постамент
Полностью реконструкция была завершена в 2009 году. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью подъемного крана, а торжественное открытие состоялось в Москве 4 декабря 2009 года.
В 2010 году в постаменте был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница».
- Россия
- Москва
Адрес: Россия, Москва, проспект Мира, 123Б
Исторические факты возникновения
История нам рассказывает, что для экспозиции в Париже выставочного комплекса «Современное искусство», нужен был монумент, который предполагалось установить в зале экспозиции Советского союза. Сам зал для выставки возводил и создавал советский архитектурный автор Б.М.Иофан, который в процессе строительства уже вынашивал замысел будущего экспоната выставки. Именно рабоче-крестьянским символом он был вдохновлен, и предложил эту идею для воплощения.
Идея эта родилась у скульптора при осмотре греческих изваяний, «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская» — как символов победы над господством тиранов и господ. В Советском союзе создали конкурс, в нем участвовали со своими работами видные советские авторы-скульпторы. И проектный эскиз В.И.Мухиной был выбран, как наиболее соответствующий духу тогдашней современности.
Первоначальным этапом к подготовке создания колоссального проекта, стала гипсовая фигура макета, созданная Мухиной при Институте машиностроения и металлообработки, который предоставил экспериментальный цех для работ.
Выставка «современное искусство» состоялась в Париже, в 1937 году, и по завершении ее статую демонтировали. Однако, композиция была значительно повреждена, и при перевозке некоторые детали безвозвратно испорчены. И лишь спустя 2 года, при новом возведении монумента, поврежденные части были заменены на новые, но уже не в первоначальном виде — общий вид скульптуры выглядел иначе, чем оригинал.
Установка скульптуры проводилась в спешном порядке — было запланировано приурочить ее к торжественному открытию павильона ВДНХ, что сказалось на высоте возвышения для скульптуры. Он оказался в 3 раза меньше, чем тот, что был установлен под скульптуру в Париже.
Архитектор и автор проекта Мухина яростно боролась против такого решения — по ее словам, весь замысел композиции просто сводился на нет, из-за нарушения пропорций. Но изменений не последовало. Долгие годы великолепная скульптура просуществовала на низком и не соответствующем размерами постаменте.
В 70-ые годы прошлого столетия монумент отреставрировали. И не прошло и 10-ти лет, как было принято решение найти для монумента другое местоположение. Местоположение выбирали на конкурсной основе, в ходе которого можно было бы выбрать будущее расположение монумента в столице. Были варианты установить его на Крымском валу, у Государственной картинной галереи, но идея осталась не исполненной.
Биография Веры Мухиной
Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс.
Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.
Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной – ей было 64 года.
Самый дружелюбный колосс
Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Первым сооружением такого масштаба, значительно превышающим натуральную величину, был колосс Родосский — очень яркий инженерный объект, 32-метровая бронзовая статуя на острове Родос, построенная в честь бога Гелиоса. Она была установлена у входа в городскую гавань и разрушилась от землетрясения всего через 56 лет после постройки. Греки не стали восстанавливать упавшую статую, однако еще около тысячи лет люди древнего мира приплывали на Родос, чтобы взглянуть на осколки гигантского архитектурного сооружения.
Позже был построен колосс Нерона — гигантскую статую установили в вестибюле резиденции римского императора.
Следующую большую-пребольшую статую мир увидел уже на рубеже XIX-XX веков – это была самая главная звезда Голливуда, впоследствии позеленевшая от времени статуя Свободы. Французские власти преподнесли ее в качестве подарка Соединенным Штатам ко Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Тогда, кстати, она была еще текст изваянием.
Скульптура «Рабочий и колхозница» — это колосс Советский. Она венчала павильон СССР во время Всемирной выставки ЭКСПО в Париже в 1937 году и была построена специально к этому событию. Выставка была очень значима для всех стран-участниц, в 30-е годы было престижно демонстрировать свои достижения.
Мега-экспозиция проходила в преддверии Второй мировой войны. Международные отношения многих государств к тому моменту были изрядно испорчены, но, несмотря на это, 47 стран со всех континентов показали миру свои успехи в области искусства, науки и технического прогресса. Борьба за главный приз на этом смотре шла между павильонами СССР и Германии.
Мероприятие вышло масштабным, готовили его долго. Построить павильон, создать экспозицию, отправить людей в командировку, выделить бюджетные средства – в то время к таким выставкам относились очень серьезно, поэтому и процесс подготовки был основательным.
«Павильон сам по себе должен служить экспонатом выставки, демонстрирующим рассвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей особый уровень масс и культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека» — говорилось в записке по постройке павильона.
Советское правительство рассчитывало, что посетители павильона обязательно почувствуют дружелюбие Советского Союза
Это было важно, поскольку СССР впервые презентовал себя на международном смотре такого уровня
Хозяева земли советской
Павильон, созданный Иофаном, — это одновременно пьедестал к скульптуре и независимое здание. То же самое можно сказать и о скульптуре: она возвышается над зданием и наряду с этим ее можно рассматривать как отдельный объект.
Для советского павильона парижане выделили не очень удачное место — на его территории находился транспортный тоннель, уходящий под землю со стороны набережной. В тоннеле было интенсивное двухстороннее автомобильное движение. В итоге Иофан построил павильон таким образом, чтобы он не нарушал работу транспортной артерии. Передний фасад был облицован рельефами в виде представителей всех союзных республик.
В конкурсе на изготовление скульптуры победила Вера Мухина. К тому времени она была уже очень знаменита не только как скульптор, но и как архитектор: вместе со своими коллегами оформила павильон газеты «Известия» на ВСХВ (Всероссийская сельскохозяйственная кустарно-промышленная выставка, прообраз ВДНХ, проводилась один год в парке Горького в Москве). Кроме того, однажды Вера проявила себя еще и в качестве дизайнера одежды. В 1925 году вместе с модельером Ламановой она получила на выставке в Париже гран-при за женскую коллекцию. Вся она была изготовлена из грубых дешевых материалов, а пуговицы и вовсе были деревянные
Известие о победе в конкурсе на скульптуру для парижской выставки застало Мухину в отпуске. Она сразу же вернулась в Москву и начала работать.
По задумке Мухиной пара была практически полностью обнажена: ей очень хотелось показать первобытность мужчины и женщины, их связь с античностью. На мужчине были только брюки, а на женщине — юбка.
— Вера Игнатьевна, 99 процентов вероятности, что выберут вашу скульптуру, но есть одно «но».
— Их нужно одеть?
Примерно такой диалог произошел между чиновниками из правительства и скульптуром. Мухина понимала, что для ее времени обнаженные скульптуры не были традиционным приемом. В итоге пришлось пойти на компромисс: на рабочем и колхознице вскоре появились тонкие, еле заметные ткани.
У скульптуры очень мощный оптический эффект: когда на нее смотришь, кажется, что она не стоит на месте, а будто бы все время находится в движении, сопротивляется порывам ветра, рвется куда ввысь и вперед одновременно. Ощущение динамичности создается в том числе благодаря развевающимся юбке и шарфу колхозницы.
«Ее все время просили отказаться от этого шарфа. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете?» Она стояла на своем. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф!». Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали. Если убрать шарф, то будет нарушена пропорциональность монумента: он объемный, по длине ровно такой же, как и по высоте. По этой же причине ей нужны были расставленные руки, хотя такая поза, когда человек стоит, сопротивляясь порывам ветра раскрытой грудью, да еще расставив руки, не очень естественная. Мухиной это нужно было тоже для создания горизонтали: такой длиннющий павильон и рабочего с колхозницей нужно было как-то связать», — рассказывает Аредов.
На смотре конкурсных работ побывал председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов. Разговор между ними был таким:
— Вера Игнатьевна, а зачем колхознице шарф вообще? Она ведь не танцовщица, не конькобежец.
— Для равновесия.
Считается, что Молотова этот ответ удовлетворил, и он никак не возразил художественному видению Мухиной.
Рабочий и колхозница — история создания
Выставка во Франции проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни»
Стране Советов важно было не только принять участие в этом мероприятии, перед участниками выставки стояла задача — показать достижения страны Советов и преимущество социалистического строя
Проект павильона и самого памятника выполнил архитектор Борис Иофан, Павильон длиной в 150 метров представлял собой несколько уступов, на самом верхнем из которых были установлены скульптуры девушки и юноши, держащих в руках серп и молот. Композиция павильона СССР отражала динамику развития Советского государства, успехи в строительстве социализма в годы первых пятилеток.
Замысел архитектора воплотили в жизнь скульптор Вера Мухина, а также профессор, инженер-конструктор Петр Николаевич Львов, руководивший работами по сборке монумента.
На создание памятника ушло 3,5 месяца, а затем, чтобы доставить скульптуру в Париж, пришлось распилить ее на 65 частей и погрузить в 28 вагонов. На границе с Польшей ящики не проходили в туннель и отдельные части скульптур еще раз разрезали.
В Париже монумент под руководством П.Н. Львова был собран за 11 дней. Рабочий и колхозница, установленные на пьедестале высотой 34 метра, словно парили над всей выставкой. Павильон облицевали самаркандским мрамором, а его вход украсили барельефы, герб Советского Союза и одиннадцати Союзных республик.
Внутри павильона в одном из залов была представлена карта Советского Союза, выполненная с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. На карте указывались места природных богатств и достижения индустриализации страны, а столицы союзных республик украсили рубиновые звезды. Удивили посетителей и многие другие экспонаты выставочных залов.
Жюри Всемирной выставки присудило её участникам, представителям СССР — предприятиям и организациям, а также отдельным ученым и инженерам 593 награды, причем из них 139 — дипломов гран-при, 62 — почетных дипломов и 92 — золотых медалей. Гран-при был вручен и Вере Мухиной за скульптуру «Рабочий и колхозница», увековечившую ее имя.
Эта победа явилась триумфом советского искусства, а монумент Мухиной стали называть памятником триумфа, хотя сама скульптор называла свою работу ласково «Рабочий и крестьянка».
В Москве было решено смонтировать монумент перед северным входом на ВСХВ — Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ныне ВДНХ, которая должна была открыться в 1938 году.
Правда, установить скульптурную группу на такой же высокий постамент, как в Париже, не было возможности и она была водружена на пьедестал высотой в 10 метров, то есть втрое меньше парижского.
Надо отметить, что Вера Мухина до самой смерти мечтала, чтобы ее работа была перенесена на Воробьевы горы или на стрелку Москвы-реки, там, где сейчас стоит памятник Петру I работы Церетели.
Вскоре монумент «Рабочий и колхозница», выражавший идеологию социалистического государства, появился на экранах фильмов «Подкидыш», «Светлый путь» и «Здравствуй, Москва», а с 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм.
В 2003 году монумент был разобран на 40 частей и началась его реконструкция. Открытие скульптурной группы «Рабочий и колхозница» состоялось в ноябре 2009 года. Основанием памятника служит специально построенный павильон музейно-выставочного центра, по своей форме, напоминающий тот, что был сооружен на выставке в Париже в 1937 году.
Изготовление памятника и павильона
После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.
Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.
Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.
Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:
- работа велась в 3 смены;
- к монтажу было привлечено 160 человек;
- 30 метров и 5 тонн — таким получился изящный шарф «колхозницы»;
- для работы использовали кран 35 м высотой со стрелой 15 м;
- толщина досок для шаблонов составляла 15 см;
- каркас скульптуры весил 63 т;
- вес обшивки — 12 т;
- толщина обшивки — 0,5 мм.
Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.